Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гартфельд Г. Психотерапия и Душепопечительство

ОГЛАВЛЕНИЕ

2 Основа христианской психологии

2.1 Поиски аргументов в пользу философского труда

Библия не занимается философией. Её выдумали античные греки. Авторы Библии не занимались философским теоретизированием. Они являлись проповедниками божественных заповедей и доброй вести о Христе.
Пророки, к примеру, не были зависимы от своего разума и мышления, но от своего „сердца", которое воспринимало информации от Бога. Пророки устами своими провозглашали людям то, что они восприняли от Бога.
Петер Калвокорези (Peter Calvocoressi) пишет: „Ветхозаветные пророки были инспирированы и вдохновенны Богом; Он давал им возможность ознакомиться с будущим и повелевал виденное проповедовать своему народу"153. Профессор Walter-Jörg Langbein выделяет: „Истинный библейский пророк не был ясновидцем, который имеет врождённую предрасположенность предсказывать будущее. Подлинный пророк был обыкновенным человеком, которого Бог избирал, чтобы сообщать людям откровения Божий"154. Французский философ Jacques Bergier дополняет к сказанному: „Пророк стоит в контакте с Богом, по Его поручению он говорит. Он объясняет людям, когда, к примеру, их поведение в глазах Божиих является греховным, объявляет им какая кара их ожидает, и даёт им ещё один шанс, чтобы они могли изменить свои привычки и поведение в глазах Божиих"154. Только таким образом Бог документирует свободную волю человека. Каждый житель земли должен получить хотя бы ещё одну возможность,  чтобы  предотвратить несчастье,  которое является  последствием его греховного поведения. Если судьба людей, так или иначе, была бы неотвратимой, тогда пророки были бы излишними, ненужными155.
Следовательно, ветхозаветные пророки были проповедниками заповедей Божиих, которые были предусмотрены Богом для устройства повседневной жизни израильского народа. Пророки не были призваны для абстрактного мышления. Поэтому мы в Библии не находим никаких философских оттенков или научных аргументов относительно нашей действительности, никаких результатов научных исследований нашей вселенной, человека, общества, мировой истории и т.д. Библия аргументирует религиозно и теологически. Она направлена на практическую жизнь человека, в то время как философия имеет обыкновение теоретизировать.
Как уже было сказано выше, гуманитарные дисциплины не обходятся без философской предпосылки. Каждая из дисциплин изучает только один из аспектов реального мира: философия же исследует, существует ли одна единственная основная структура этого реального мира. Если она в действительности существует, то философия спрашивает: «Что это за структура и в чём её сущность?» Все знакомые нам дисциплины занимаются вопросами многообразия реального мира, философия же ищет единообразия в многообразии. В этом Библия совершенно не заинтересована. Христианство, как и иудаизм, не является в первую очередь „мышлением", „теорией" и даже не „теологией", но образом жизни. Христианство является „продуктом сердца", то есть доверительного отношения к Богу, и результатом любви (1Кор 1,20.22.23.27).
Спрашивается, однако: откуда произошёл термин „теория"? Почему Библия не заинтересована в „теоретизировании?" В классической греческой литературе и в Библии мы находим термины „пратто" - „действие", „поступок", и сказуемое „теорео" - „рассматривать", „оценивать". От глагола греческого слова „теорео" произошло слово „театр". Однако первоначально слово „теорео" означало „смотреть", „глядеть". Во время театральных зрелищах и постановок, зрители „смотрели", „наблюдали" за выступлениями артистов, будучи совершенно непричастными к их ролям. Это то, чем занимаются философы - они наблюдают и анализируют обстоятельства жизни, будучи к ним совершенно непричастными.
Для израильских пророков такая непричастность была совершенно исключена. Они были в своем служении зависимы от своего „сердца", но не от „разума" и „мышления". Они „сердцем" были вовлечены в повседневную жизнь своего народа, своей страны и в своё собственное бытиё. Они служили Богу, прославляли Его, порой даже осмеливались Его обвинять и укорять, или же уклоняться от своих обязанностей, как это сделал Иона. Но никогда они не приходили к мысли „рассматривать" и „наблюдать" за Богом, или же „дискутировать", „теологизировать" и „философствовать" о Нём.
Нет, не евреи изобрели философию, но греки. Евреи были, так сказать, людьми из „крови и плоти", греки были своего рода „духами на двух ногах". Там, где философия стремилась перенять от религии её „мировоззрение", она лишала человека „сердца", посадив на царственный трон „разум" (а позже и „чувство")156.
Отсутствие христианской научно-философской основы привело к тому, что на рынке христианских книг появилось много монографий от душепопечителей, которые претендуют на монополию создания модели „библицистической психологии", или, ещё хуже, „библейской психологии", внушая читателю, что Библия является, чуть ли не „сборником психологии". Такое заявление - чистейшая ахинея, так как из Библии мы можем в лучшем случае извлечь „теологическую антропологию", но ни в коем случае не чисто научную систематическую теорию о психической жизни человека. Такие „душе графы", J. Waterink, W.J. de Haan и А. Kuypers стоят на платформе дуализма античной греческой философии и схоластики средневековья. Корректуру в эту область внесли не христианские психологи, а христианские философы, профессора  свободного  университета Амстердама,  H. Dooyeweerd  (1894-1977) и его родственник D. H. Th. Vollenhoven (1892-1978).
Естественно, апостол Павел, также как и Христос, не был философским мыслителем, как его греческие современники. Он был человеком видения (2Кор 12,1 слл.), пророком (2Фесс 2), гонимым за свою любовь к вести Христовой, и проповедником смерти (1Кор 2,2), воскресения и прославления Христа, что для греков было нетипичным, неразумным, граничащим  с  безумием  ремеслом.  Христианская  вера  не  является  результатом абстрактного мышления, но она образ жизни в гармонии с жизнью распятого и воскресшего Христа.
Несмотря на такой контраст между христианством и философией, мы не можем утверждать, что для христиан занятие философией является „табу". Если в свете Священного Писания христианам разрешено заниматься научной деятельностью, то они и вправе заниматься вопросами философии. Занятие научной деятельностью без евангельски верной научно-философской платформы намного опаснее, нежели с ней. Как раз таки отсутствие такой основы ведёт к увлечениям философскими системами, которые чужды Богу, и Павел остерегал Колоссян, чтобы они не увлекались такими философскими теориями (Кол 2,8).


153 Peter Calvocoressi, Who's who in der BibeL Stuttgart, стp. 192

154 Walter-Jörg Langbein, Geheimnisvo Ues Wissen. Стр.. 116.

155 Ibid. Walter-Jorg Langbein цитирует в своей монографии Jacques Bergier без того, чтобы указывать на источник, то есть на страницу книги „Aufbruch ins dritteJahrtausend", откуда и взяты вышеупомянутые цитаты.

156 WillemOuweneel стр. 41

 

2.2 Учение о человеке согласно Willem Ouweneel

Аувениль различает пять различных аспектов, которые носит в себе человек:

  • Физиологический или материальный аспект;
  • Биотический или жизненный аспект;
  • Перцептивный или аспект мировосприятия;
  • Сенситивный или чувственный аспект;
  • Спиритуальный или же духовный аспект.

За исключением спиритуального, все остальные присущи и представителям животного мира.
Вся видимая реальность – материальная природа, все живые организмы имеют биотический аспект, все животные имеют перцептивную натуру, однако в психологии мы не собираемся заниматься вышеназванными структурами, но исключительно человеком.
         Науку, которая изучает человека, мы называем антропологией,  что означает «учение о человеке». В антропологии человек изучает самого себя.  Поэтому она  весьма для него интересна. Антропология является формой систематического теоретического самопознания. 
         Согласно Библии, человек является венцом творения, поэтому существует прямая взаимосвязь между творением и Богом, его Творцом и Хранителем, и человеком.

2.2.1 Аспекты и структуры

Аувениль выделяет в человеке пять аспектов. Но он идет дальше  и утверждает, что человек имеет также и пять структур, которые отличаются от пяти аспектов. 
К примеру, в растении мы выделяем физикальный (материальный) аспект, точно как и в камне. Между ними нет никаких различий. Растение подчиняется тем же физико-химическим растениям, что и камень. Однако растение имеет и отличное от камня свойство. Мы сможем выразить это так: растение несет в себе «жизнь», а камень нет. В камне мы познаем только одну структуру – физико-химическую.  В растении же можем выделить две структуры.
1. Физикальная (материальная) структура: она состоит из химических частиц, подчиняется физическим процессам и химическим реакциям, которые, с одной стороны, содействуют единству  материального роста и благодаря которым, с другой стороны, материальные частицы растения постоянно изменяются. На основе этой структуры  мы различаем два аспекта:
(а) физикальный аспект: растение подчинено  физико-химическим законам;
(б) биотический аспект: материя растения не подвержена «жизненным»  (биотическим) законам, но в нем есть «черты жизни».
2. Биотическая структура: она содержит ткани, клеточную  и органическую структуру, жизненные физиологические процессы (такие как: дыхание, пищеварение, обмен веществ, репродукция, гормональные процессы). И в этой структуре мы различаем два аспекта:
(а) физикальный  аспект: жизненные процессы не подвержены  физико-химическим законам, но они обусловлены ими;
(б) биотический аспект: жизненные процессы в какой-то мере подвержены  биотическим, естественным законам. Поэтому мы говорим, что эта вторая структура характеризуется вторым аспектом, по этой причине, структуру мы называем биотической.
Возьмем, к примеру, комара. Он не только претендует на жизнь, но  и имеет способность  (Sinnesempfindung) нюхать, слышать, издавать звуки, что есть своего рода «сознание». Поэтому мы различаем в комаре не два, а три аспекта: физикальный, биотический и перцептивный. Существо (материя) комара  не подчинено естественным перцептивным законам, но оно зависит от перцепции. То же мы можем  сказать относительно биотической структуры комара, в которой мы различаем  так же и перцептивный  аспект, т.к. жизненные аспекты зависят от его восприятия (Empfindungen). Говоря конкретно, в «мозгу» комара происходят биотические процессы, которые придают ему способность инстинктивного восприятия. Но у комара есть и третья, перцептивная структура. В ней обнаруживается три аспекта: феномены восприятия  обусловлены  физико-химическими структурами и процессами,  но, кроме того, и биотическими, которые определяются естественными процессами.
Рассмотрим следующий пример. Мышь имеет физическую, биотическую, перцептивную и сенситивную структуры. В каждой из этих структур мы различаем 4 аспекта. Существо - мышь отличается от существа – комара тем, что существо – мышь имеет сенситивную структуру. В мозгу мышки имеются части, которые имеют физико-химические структуры, позволяющие мышке "чувствовать". Биотическая структура мышки имеет сенситивный аспект, т.к. мозг мышки так устроен, что позволяет ей иметь чувственные качества. Тоже мы можем сказать относительно перцептивной структуры мышки. Чувствования мышки необходимы, чтобы выражать эмоции. В тоже время, эмоциональная жизнь мышки не зависит от физиологической, биотической и перцептивной структур. Это нечто иное, со своими закономерностями.

2.2.2 Пять человеческих структур

Человек отличается от животных своей спиритуалистической (духовной) структурой. Однако запомни: структуры животного мира отличаются от человеческих. Помимо физикального, биотического, перцептивного и сенситивного аспекта человека, есть еще спиритуальный аспект. Мы наблюдаем это в человеческом мозгу. Материя, жизненные процессы, восприятия и эмоциональная жизнь так устроены, что могут способствовать духовной жизни человека. Эта  духовная жизнь относится к пятой (спиритуальной) структуре человека, в которой мы различаем пять аспектов: 4-е аспекта, которые, так сказать, спиритуальную жизнь содержат, и 5-й собственно спиритуальный аспект, который подчиняется своим собственным, специфическим законам. Они не естественного характера, как мы дальше будем видеть.
Мы говорим о 5-и человеческих структурах (human structure = свойственные человеку структуры) для того, чтобы показать, что человек отличается от низших организмов не только спиритуальной структурой, но и тем, что его низшие структуры в корне отличаются от данных структур животного мира.
Структуры человека предназначены для спиритуальной жизни, чего нельзя сказать о животном мире. Следует еще раз внимательно рассмотреть три высшие структуры человека, которые мы называем ментальные.
а) Перцептивная структура имеет в виду восприимчивость, восприятие, то есть ощущение, осознание чего-либо.

  • Инстинкты: инстинкт врожден и реагирует на определенное ощущение и определенную потребность (к примеру, ребенок ищет губами сосок груди матери и сосет его. У него врожденный инстинкт самосохранения жизни. Инстинкт не дает ему умереть).
  • Рефлексы: рефлекс не зависим от воли и разума человека. В тоже время есть изученные, присвоенные рефлексы. Например, шофер. Он, не задумываясь, нажмет на тормозную педаль, если перед его машиной окажется ребенок.

б) Сенситивная структура имеет в виду чувствительность, очень нежный, легко поддающийся раздражению аспект человека (или животного). К ней относится:

  • Аффекты: привязанность, любовь, основа для чувств, как воспринимать что-либо, что (не) приятно, любезно, желательно.
  • Побуждения/стимулы: потребности, желания, похотливость. Опыт с комплексом неполноценности, и т.д. и т.п.
  • Эмоции: проявление всевозможных чувств, таких как радость, горе, забота, гнев, страх, нежелание, стыд и т.д.

с) Спиритуалистическая структура имеет в виду спиритуальную, или духовную жизнь человека. Под этой структурой подразумевается человеческие размышления, внушения, представления и решения. Все они являются внутренними процессами человеческого духа, которые порой определяются как "АКТЫ", т.е. человеческая акция (поступок, действие). "Акты" (в психологическом определении) являются процессами духа, которые направлены на действие и деятельность, на поведение. Животное также может "действовать", но перцептивной структурой, инстинктами и рефлексами. Хотя инстинкты и рефлексы играют важную роль и в человеческой жизни, но, тем не менее, он действует исходя из собственных побуждений, по своей воле, инициативе. Он поступает согласно " акту жизни " (Aktleben, по Аувенеелю).  В следующем разделе мы рассмотрим, что Аувениль подразумевает под "жизнью актов".

2.2.3 "Актовая жизнь"

Весьма трудно перевести с немецкого термин "Aktleben", который часто встречается в пасторской психологии Виллема Аувениля. Он разделяет ее на три величины (dimension = измерение, по Аувенеелю).

  • Когнитивная величина (познавательная способность) имеет в виду познавание посредством разума. Когда речь идет о мышлении и познавании, о размышлении и аргументах, тогда Аувениль подразумевает под этим "когнитивные акты".
  • Творческая величина: по мнению Аувениля под данным выражением имеется в виду способность что-либо себе представить, вообразить, выдумать, что-либо открыть. В таких случаях мы говорим о творческих актах.
  • Конативная величина, т.е. способность к волевому движению: принимать решение, избирать, желать, стремление к чему-либо. В таких случаях речь идет о "конативных актах".

Естественно, все эти величины между собой взаимосвязаны и ни когда не проявляются самостоятельно. К примеру: кто-либо решил купить себе дом (это типично для конативного акта) но в тоже время, когнитивный элемент играет не маловажную роль. Покупатель имеет четкое представление, как должен выглядеть дом, и сколько денег он на него потратит. Творческий элемент так же не исключен. Покупатель представляет, как он будет меблировать комнаты, и какие обои ему понадобятся.
Не следует упускать из вида, что "акты" для различных профессионалов имеют определенную специфику. Так акты научного деятеля имеют аналитический характер, политика – историко-культурный характер. Акты того, кто свои мысли может выразить словами, назовем лингвистическими. Акты того, кто заинтересован общением с другими, называют – социальными. Акты бизнесмена – экономические. Акты следователя, судьи – юридические. Акты влюбленного человека, филантропа – этические. Акты того, кто молится Богу, называют – актами вероисповедания, или благочестивыми (Аувениль называет их "pistis" от греческого слова pistiV = вера). "Актовая жизнь" зависит так же от "детерминированных актовых факторов", которые свойственны каждому человеку. Каждый человек реагирует на окружающий мир по-разному. Это зависит от его настроения или других психических обстоятельств. Люди имеют различное телосложение, различный интеллект, и т.д. Многое зависит от его наследственности, воспитания и окружающего мира. Во всяком случае, мы можем доказать три вида детерминированных актовых фактора.

  • Конституциональный (органический) фактор: под этим фактором понимается телосложение человека, его вид и наследственность. Наши акты зависят в первую очередь от наших конституциональных возможностей, которые у всех людей разные. Наше телосложение, наши эмоциональные, психические возможности, наш темперамент, наш интеллект, наше творчество и мысли зависят от конституционального фактора.
  • Оперативные факторы (в псих. Оперантные). Эти факторы определяют действия: бегать, играть на пиано, водить автомобиль, изучать и присваивать себе чувственные различные реакции, изучать логическое мышление, родной язык, как обходиться с людьми и т. д.
  • Мотивационные факторы (или факторы побуждения, мотивирующие факторы): наши акты зависят от мотивов, которые побуждают нас действовать. Они приводят нас в движение. Мы имеем много врожденных нужд: необходимость питаться, нужда в тепле, здоровом сне, в социальных контактах, в успехе, в тождественности или индивидуальности и т.д.

Выше упомянутые  три вида детерминированных актовых фактора взаимосвязаны друг с другом. Многое из того, что мы можем изучить или же чему мы можем научиться, зависит от нашего телосложения, или же конституционального фактора (к примеру: большинство из нас ни когда не станут футболистами). Многое зависит еще от того, как мы учились и чему мы научились. Трудно себе представить, чтобы индеец вдруг захотел гамбургер или селедку.
Спиритуальная структура.
Таблица:

Конституциональный фактор

Пистический

Оперантный фактор

Этический

Мотивирующий фактор

Юридический

Когнитивная величина

 

 

Творческая величина

Конативная величина (способность к волевым действиям)

Эстетический

Экономический

Социальный

Лингвистический

 

Исторический

 

Аналитический

 

2.3 Единство человека.

Аувениль представляет нам христианское учение о человеке и ставит ударение на топотомию человека. Он утверждает, что универс, или космос, сам по себе един в своем многообразии. Так же и человек. Однако то, что Аувениль предоставил нам для анализа, меньше всего похоже на единство. Он предоставил нам пять человеческих структур. Каждая из них имеет пять аспектов. В итоге, мы получаем двадцать пять аспектов в человеческой личности. Двадцать пять видов угла (по нем. Mittelpunkt). И с этих точек зрения мы можем рассматривать человека. Можем ли мы говорить о единстве человеческой личности?
Аувениля данный вопрос не смущает. Возьмем, к примеру, круг в котором размещены черные точки на равное расстояние друг от друга. Что мы видим? Мы видим центр круга и от него на равные расстояния расположенные пункты. Круг остается единственным, цельным, но в нем расположено множество пунктов. Таких примеров Аувениль приводит не мало. Он хочет показать, что человеческая личность едина в своем многообразии. Как и Бог, который един в трех лицах.

2.3.1 "Я" человека.

Представим круг. На равном расстоянии от его центра находятся точки. Эти точки могут, как удаляться от центра, так и приближаться к нему.
Центр в материальном, физическом теле человека анализировать не возможно. Хотя человек и доступен для научных исследований, его цент, его "Я" недосягаем для науки. Он является чудом Божьего творения.
Согласимся с тем, что центр человеческой личности нередко называли psуchе, pneuma,"Я", "личность", "центр личности". Аувениль, в отличие от многих психологов, и даже интеграционистов, центральным пунктом человека называет  сердце. При этом он пользуется библейским термином "сердце". Для нег сердце это "Я". В нехристианских кругах ученые искали термин "Я" в одной из человеческих структур. Например, в спиритуалистической, сенситивной или биотической жизни, иногда даже в чистой материи.
"Я" не является частью человеческих структур. "Я" это тот центр круга, в который притягиваются остальные пункты, находя там свое единство. Человек имеет свое "Я", а животное нет. Так как человек имеет свое "Я", то есть "сердце", он является вечным, не преходящим существом. Разумеется, мы находим в человеке временные аспекты, но его "Я" стоит над временным, оно вечно.
Аувениль говорит нам о том, что  kardia, psyche, pneuma - неразделимы. Это разные определения одного и того же. Писание, по мнению ученого, говорит нам о едином человеке. Если Библия, с одной стороны говорит: Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах (Иов 34:14-15), то с другой стороны, Библия так же говорит о духе жизни не только человека, но и животных: И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни (Бытие 6:17).
Библейские термины «душа» и «дух» часто обозначают просто «дыхание» или «ветер». Не только одна часть человека устремлена к Богу, но весь человек, как пишет Павел к Римлянам 12:1. Согласно Псалму 62:2, Бога «жаждет душа», по Нему «томится плоть» (Пс. 62:2), и Мария говорит: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» (Луки 1:46-47). Человек, согласно Библии, не состоит, он целен по своей природе, он «образ Божий», он един в своем «Я». Как личность стоит человек пред Богом и служит Ему.
Религия является свойством не какой-либо одной части человека, но всего его существа. Со дня своего сотворения человек имеет сильную устремленность к Богу, которая была прервана через грехопадение. Однако через избавление (Кол. 2:14-15) связь с Богом была восстановлена. Сердце человека манифестирует, связан ли человек с Богом, или же эта связь прервана. Иисус Христос подтверждает данный тезис, говоря: "… из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15:19). Сердце – это орган,  в котором мысли и помышления рождаются и принимают неимоверную величину.  "И увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что мысли их, и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт 6:5). Сердце, согласно Библии, является источником ложного пророчества, гордости, направленной против Бога, само обожествления, безбожного доверия только себе  и сознательного протеста против Бога. Но ведь сердце  также совершается покаяние, приходит сознание вины и осуждение совести.  Сердце – это "орган,"  в котором начинается богоискательство, желание иметь общение с Ним, страх божий, желание служить Ему и ходить перед Ним. Именно в сердце рождается чувство скорби и радости в Боге, прославление  Его имени и т.п.  

 2.3.2 Личность.

Благодаря тому, что человек, согласно Библии, имеет  человек, согласно Библии, имеет сердце, он является личностью. Вся деятельная (актовая) жизнь, мышление, воля человека, представление, самовнушение – руководимы сердцем. Благодаря этому сердцу человек живет в полной ответственности перед Богом. Следовательно, человек движим, прежде всего, не инстинктами, но "спиритуальными актами", которые гармонируют с божественными нормами и исходят от сердца. Поэтому, человек является не только "персоной", но личностью per se (как таковой), призванной жить согласно заповедям божьим. Настоящей личностью является тот, кто живет "во Христе" (2 Кор. 5:17), в силе Духа Святого. Он поступает по воле Божьей и в нем отображается Христос (Гал. 4:19).

 

2.4 ХРИСТИАНСТВО И МАТЕРИАЛИЗМ

2.4.1 "Я" и материя.

В материалистическом мировоззрении, пишет Аувениль, человек есть не что иное, как материя. В последние годы, однако, наука всё больше и больше приходит к мнению, что в человеке существуют феномены, которые научно объяснить невозможно. Возьмем, к примеру, таких специалистов в области мозга, как Sir John Eccles и Wilder Penfield.  Они исследовали мозг человека и пришли к заключению, что человеческий "дух" не аналогичен, не тождественен с мозгом. "Я" человека может автономно наблюдать за мозговыми процессами и в состоянии различными путями программировать собственный мозговой механизм. Нейрохирург может оперировать мозг при полном сознании пациента. Во время операции он может приводить в движения конечности пациента только тем, что раздражает один из нервов.  Если он спрашивает оперируемого: "Почему вы двигаете своей рукой?" – то пациент отвечает: "Это не я делаю, а вы". Если хирург раздражает другую часть мозга, пациент  говорит: "Все вещи становятся вдруг больше". Однако он при этом лежит неподвижно, так как боится, что "увеличившиеся вещи" могут на него упасть.  Если хирург электродом раздражает нерв и приводит руку пациента в движение, тот никогда не скажет: "Я хотел двигать своей рукой". Его воля не является качеством мозга, но духа. Иначе её можно было бы стимулировать, раздражая нерв электродом. Посредством электрического тока невозможно заставить пациента поверить во что-либо или принять какое-либо решение.  Это делает дух, сердце.
         Опыт с электродами свидетельствует, что  реакция человека на раздражение определённого нерва происходит вне его духа. Науке известны феномены так называемой "холодной эмоции". Это состояние чисто биотического раздражение, человек не чувствует возбуждения или  эмоции.
         Так при нарушении мозговых процессов, пациент может ни с того ни с сего засмеяться, хотя ему самому  совершенно не до смеха.
         Согласно материалистическому мировоззрению, эмоция является последствием биотического возбуждения, а радость – последствием (Nebenprodukt) смеха, не смотря на то, что человек совершенно не знает, почему он такой радостный.
         Другая область психологии, которая представляет для нас определённый интерес, это суггестия. Данную психологию можно рассматривать как  сильное влияние ментального на телесное. Одному исследователю удалось в течение трех месяцев увеличить женщинам груди. При легком гипнозе они должны были представить, что теплая вода течет через их груди. В то же самое время они облучались электрической лампой.  Гипноз – это особый вид суггестии. Если человеку внушить, что карандаш является раскаленным металлическим стержнем, и он коснётся этого карандаша, то тут же обожжется, а на пальцах появятся ожоги или белые пузыри. Так сильно "дух" действует на тело. Во врачебной практике были пациенты, которые в прошлом подвергались издевательствам, были избиваемы до крови и имели раны на теле. Интенсивные воспоминания этих событий приводили к тому, что их раны вскрывались и начинали кровоточить. Таким образом "дух" может вызывать болезни тела. Однако каждый врач знает и другое, что сильное желание жить приводит к быстрому выздоровлению и излечению от болезни. В Притчах мы читаем: "Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Пр. 17:22). Материалисты не имеют никакого понятия о том, почему "дух" ("Я", "сердце") содействует росту и влияет на состояние здоровья тела.
         Другой пример: Пациент страдает болезнью паркинсона. Главная его проблема заключается в том, что он не в состоянии исполнить волевую процедуру, например, заставить свои ноги пройти через дверь, хотя его нервы и мускулы совершенно здоровы. Но больной может решить свою проблему совершенно иначе. Если ему не  удастся пройти, или пробежать через дверь, то спиритуальным путем он может "включить" другой нерв, позволяющий ему "протанцевать". Он может достичь своей цели и другим путем, заменяя мысль "Я хочу пройти через дверь", на  мысль "Я хочу в другую комнату (не думая о ногах и о дверях)".  Всё это выглядит так, что существует "дух" ("Я"), который свободно может решить, как он может использовать механизмы собственного мозга, чтобы достичь своей цели.

2.4.2 Дух и тело

Очень трудно представить себе  "Я" (дух, сердце), с одной стороны, и человеческие структуры с другой. Было бы совершенно ошибочно представлять, что человек имеет одно тело и один  дух, утверждает Аувениль.  "Я" – это не вещь, которую могли бы сунуть в другой предмет, например в комод или шкаф.  "Я" - центральная точка или "главный пункт", к которому сбегаются все остальные (физиологические, биотические, перцептивные,  сенситивные и спиритуальные). Моё "Я" не телесного свойства, однако не является оно и "вещью" отделённой от тела. Моё "Я" не может мыслить, чувствовать, верить, желать и т.д. без тела.  "Я" отлично от тела, как центр отделим от круга. С другой стороны, моё "Я" без тела как бы  ампутировано. Как центр круга без окружности остался бы просто точкой. Как пианист без пианино, он только зовёт себя пианистом, но не может это доказать без инструмента.  Только с инструментом он настоящий пианист. Пианино без музыканта – мертвая вещь. "Сердце" – это "пианист" тела. После смерти человек, согласно Фил. 1:23, соединён с Христом, но только при воскресении из мёртвых "пианино" и "пианист" соединены опять вместе.

2.5 Психологические познания.

Что же по существу изучает пасторская психология? Психологи хотели бы лучше понять человека, всё то, что в нём происходит и что определяет его  поведение. Они желают знать, почему человек поступает один раз так, другой раз иначе.  Мы можем  это сформулировать следующим образом. Психологи  изучают содержание перцептивной, сенситивной и спиритуальной структур. Вслед за вопросом «Что происходит внутри человека?», они спрашивают: «Зачем это происходит?»  Спрашивается, зачем психологи собирают все эти данные? Сначала следует задаться вопросом «Зачем?», а потом «Как?».

2.5.1 Предпосылки познания.

  • - Все учёные собирают данные и знания о человеке, прежде всего, по той причине, что знание – это сила. Что изучишь, над тем можешь и господствовать.

Чем больше познаний психологи имеют о человеке, тем больше они могут не только понять человека, но и влиять на него и изменять. Мы видим это, к примеру, в школе, в социальной работе и психотерапии.

  • Познание доставляет удовлетворение, радость и умиротворение.
  • Истинное познание заключается в том, что оно открывает внутреннюю силу самого Бога. Познание человека и всего творения Божьего углубляет наше познание о самом Боге.

Для того чтобы психолог смог достичь истинных психологических познаний, он должен  обращать внимание на  три вещи:
(1) Он должен изучать человека в свете Священного Писания, которое стоит в начале наших исследований, т.к. дает ответы на вопросы, которые мы ставим при изучении человека.  Оно сопутствует нам в научной работе, и таким образом содержит нас на правильном пути. Оно стоит в конце наших исследований, чтобы анализировать наши результаты.
(2) Он должен познать центральную роль «сердца». Все наши знания и познания являются результатом не только разума или чувств, но и «сердца». Это же относится и к нашим научным поискам и действиям – они должны исходить из нашего «Я». Именно поэтому, наша научная работа никогда не может быть нейтральной, т.к. наше «сердце» не может быть «нейтральным».
Так как человеческое сердце ориентируется либо на живого Бога, либо на «идолов», ибо и такое стремление является познанием глубочайшей истины, либо глубочайшего заблуждения. Познание  позволяет  видеть красоту творений Божьих. Однако человек, который не смотрит на творение как на творение как на дело рук Божьих, не сможет в действительности его (творение) ценить. В послании к Евреям 10:22 написано:
 «Да приступаем с искренним сердцем…», -
кто не сделает этого, тот правды не знает:
«Всегда учащиеся и не могущие дойти до познания истины…» (2 Тим. 3:7).
 Человека можно полностью понять, только  учитывая его взаимоотношения с Богом (или к идолам).
(3) Он (человек) должен иметь цель – служение Богу. Чем больше мы познаем человека, тем более понятен нам становится смысл того, что, человек сотворен по образу и подобию Божьему. Христос говорил:
«Я есть путь и истина и жизнь, никто не приходит к отцу, как только через Меня…» (Иоанн 4:16).
В Библии «познание» имеет прямое отношение к «общению». Вечная жизнь является общением с Отцом и Сыном (Иоанн 17:3, 1 Иоанна 1:2+3). В Библии «иметь общение» с женщиной означает «познавать» (Бытие 4:1; Мф. 1:25). Кто через покаяние и рождение свыше получает «познание», тот желает иметь общение с Всевышним. Истинное «познание» – а это познание сердца, -  можно найти только через Иисуса Христа (1 Иоанна 5:20, ср. Кол. 1:16+17).
Он является совершенной истиной над всей сотворенной  и несотворенной реальностью старого и нового творения! Вся истина сосредоточена во Христе. В Нем мы учимся жить в истине, и Им мы просвещены познавать реальность для искреннего служения Ему.

2.5.2 Место психологии

Мы видели, что психология занимается вопросами того, что происходит в области  ментальных структур. Психологическую структуру мы можем разделить на пять аспектов с соответствующими подразделами:
Физический/физиологический  аспект:

  • психофизика, психофармика (изучение влияния наркотиков на психическую жизнь).

Биотический аспект:

  • нейропсихология (изучение взаимосвязи между процессами мозга и ментальными процессами).

Перцептивный аспект:

  • психология восприятия, психология кондиционирования (кондиционирование  = изучение рефлексов).

Сенситивный аспект:

  • сенситивная психология (психология чувственной/эмоциональной жизни).

Спиритуальный аспект:

  • аналитический: когнитивная психология (психология познавательных способностей);
  • исторический: историческая психология, биографическая психология, эволюционная психология, психология преподавания);
  • лингвистический:  психология языка (психология пользования родным или иностранным языком);
  • социальный: социальная психология (психология социальной жизни);
  • экономический: экономическая психология;
  • эстетический: психология музыки;
  • юридический: психология судебной экспертизы (психология преступника и приговора);
  • этический: психология морали;
  • пистический: религиозная психология;
  • экологический: экологическая психология.

Место психологии следует искать между естествознанием и гуманитарными науками (Kultur - Geisteswissenschaften). Естествознание охватывает «аспекты» реальности, которые обусловлены естественными законами. Имеется в виду биотический и физикальный аспекты. Культура охватывает спиритуальные аспекты, которые определяются не естественными законами, но соответствующими нормами. Естественный закон говорит нам,  что нечто есть, (металл расширяется под воздействием высокой температуры), а норма утверждает, что нечто должно быть. Психология, как и другие гуманитарные науки, и естествознание, мало использует математику, по сравнению с другими научными отраслями.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел душепопечительство












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.