Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Херон Б. Молитва об исцелении

ОГЛАВЛЕНИЕ

V. МОЛИТВА ОБ ИСЦЕЛЕНИИ (I)

Молитва об исцелении заключается не в том, чтобы овладеть методикой, выучить точные формулы и следовать ряду правил. Не мы исцеляем людей, а Иисус, и Он делает это когда и как Он желает. Поэтому все, что мы можем сделать — это просить, чтобы Он в Своем бесконечном милосердии благословил людей Своим исцеляющим прикосновением. От нас требуется, прежде всего, молитва, полная веры, надежды, любви и смирения.

На протяжении многих лет я с интересом наблюдал, как Бог направлял разных людей, обладающих даром исцеляющего служения: Ян Эндрюс, Майкл Бакли, Джон Уимбер, Тревор Диаринг и братья Линн из ордена Иезуитов — все они имеют свой собственный стиль молитвы. Нет двух людей, которых бы Дух Святой вел в молитве совершенно одинаковыми способами. Важно молиться именно так, как ведет нас Святой Дух.

После сказанного можно, однако, признать, что существуют некоторые общие правила, которые, как показывает опыт, очень полезны или даже необходимы при молитве об исцелении. В этой главе я попытаюсь сформировать некоторые из них в виде общих указаний.

Подготовка к молитве и молитвенная поддержка

Перед тем, как идти молиться о больном или участвовать в службе исцеления, весьма желательно подготовить себя молитвой (и, возможно, постом). То, что происходит или не происходит при наших молитвах о больном, может в равной или даже большей степени зависеть от наших предыдущих молитв. Конечно, иногда нас без предварительного предупреждения просят пойти помолиться за какого-нибудь человека, и у нас нет возможности заранее осознанно молиться о нем. Однако люди, особенно связанные с исцеляющим служением, обычно ежедневно обращаются к Богу, поэтому когда их внезапно вызывают молиться о ком-либо, их служение уже поручено покровительству Господа.

Весьма замечательным и необычным примером молитвенной подготовки к служению исцеления был покойный Дж. Камерон Педди, пионер в исцеляющем служении через молитву в Пресвитерианской Церкви в Шотландии. Перед началом своей деятельности в области целительства он в течение пяти лет молился по часу в день, готовя себя к такому служению. Не удивительно, что чудеса начинали происходить, как только он возлагал на больных руки.

Однако хорошо не только то, что мы сами молимся об исцелении больных перед тем, как идем к ним или принимаем их у себя. Возможно, намного важнее часто просить других, чтобы они молились об исцелении этих людей (и, возможно, постились). Перед тем, как я собираюсь молиться с больным, я часто звоню нескольким людям и прошу их молиться; либо прошу молиться всех присутствующих членов группы исцеления. Я обнаруживаю вновь и вновь, что чем большее количество людей оказывает молитвенную поддержку, тем больше хорошего случается во время исцеляющего служения.

Поэтому главным элементом всего исцеляющего служения является достаточная молитвенная поддержка. Помощники "за сценой" иногда могут сделать для исцеления гораздо больше, чем люди, возлагающие на больных руки.

Можно лишь приветствовать пример Лондонской Миссии Исцеления, имеющей группу официальных помощников, составляющую более 70 человек, которые ежедневно молятся о своем исцеляющем служении, и каждый из которых ежемесячно получает по списку из пяти имен, чтобы молиться о них отдельно. Имеются также списки больных, о которых молятся во многих приходах. Все это способствует молитве об исцелении.

Значение восхваления

Слабым местом значительной части исцеляющих служений является недостаток хвалы и благодарения. В Первом Соборном Послании св. Петра (2. 9) мы читаем, что есть "люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет"; а псалмопевец говорит: "Благославлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" (Пс 34-3, 1). Иногда при вознесении хвалы люди получают исцеление духа, разума и тела даже без просьбы об исцелении. В других случаях, при возрастании хвалы состояние больного начинает улучшаться тогда, когда молитва в группах исцеления или церковных общинах становится более интенсивной. Я помню, как был свидетелем значительного улучшения состояния ноги у одной женщины, когда молящиеся с ней члены нашей группы исцеления отдались вдохновенной и длительной хвале. (Ее нога стала сильно трястись — а дрожь часто бывает признаком исцеления — и впоследствии она обнаружила, что ее нога получила большую подвижность).

Некоторые люди на исцеляющих службах или собраниях ошибочно полагают, что хвала в начале службы является чем-то вроде вступления к действительно серьезному делу — молитве об исцелении. Это глубоко ошибочная точка зрения. В молитве об исцелении нет ничего важнее хвалы и благодарения. Восхваление — это единственно возможная "атмосфера" для осуществления этого служения. Наши просьбы должны возноситься с восхвалением и благодарностью. Мы хвалим Бога не для того, чтобы люди могли исцелиться. Мы хвалим Его потому, что это верно в любом случае, независимо от того, происходит физическое исцеление или нет. Однако, когда мы возносим свои молитвы, на нас опускается Его благословение, которое несет в себе исцеление. Основное внимание следует сосредоточить на хвале и благодарении Бога и Иисуса всем сердцем, всем разумением, всей душой. Хвалить Бога — значит выполнять первую Заповедь.

Молитва о защите

В начале исцеляющей службы или сообрания следует не только восхвалять Бога, но и молиться о защите. Когда мы молимся об исцелении, в нас происходит духовная борьба. Во время исцеляющих служб или собраний могут произойти как и хорошие так и плохие события, хотя, если исходить из моего опыта, последние случаются крайне редко. Поэтому важно молиться о защите всех участников: тех, кто молится об исцелении, тех, за кого молятся, и тех, кто при этом присутствует.

Я часто использую следующую молитву: "Иисус, Своей драгоценной кровью защити нас от всякого горя, зла и нападок сатаны ныне, в минуты особых трудностей и опасностей и во веки веков. Аминь". Я также творю крестное знамение, которое служит сильной формой защиты. Иногда я использую святую воду.

Хотя молитва о защите в начале исцеляющей службы или собрания разумна и уместна, ее не следует излишне подчеркивать или уделять ей слишком много времени.

Молитва об исцелении духа, разума и тела

Когда мы молимся об исцелении, необходимо молиться об исцелении духа, разума и тела, поскольку они тесно связаны. Если что-либо влияет на одну из этих составляющих нашего естества, то тем или иным способом влияет и на две другие. В современной медицине все большее распространение получает тенденция рассматривать всего человека в целом, а не отдельные его части.

Такой подход заключается в том, что молитва об исцелении не должна включать в себя просьбу только об исцелении тела. Я обычно начинаю с молитвы о духовном и эмоциональном исцелении, а затем уже о здоровье тела. Такой подход уместен не только потому, что духовное исцеление является важнейшей областью исцеления, но и потому, что физическая болезнь очень часто вызвана духовной и ментальной или эмоциональной болезнью, и чисто физического исцеления не происходит до тех пор, пока не будет достигнуто исцеление на других уровнях.

Духовное исцеление

Грех — это духовная болезнь И поскольку все мы — грешники, мы все нуждаемся в духовном исцелении. Покаяние — это дверь, которая открывает путь к получению Божьего прощения и духовного исцеления. Поэтому в нашем служении мы часто ведем людей путем покаяния. Я много раз помогал людям совершать акт покаяния, и нередко это заканчивалось таинством примирения. Люди зачастую смотрят на покаяние как на нечто отрицательное, мрачное, неприятное. Нам следует показывать людям, что покаяние, напротив, очищает, исцеляет, освобождает, дарует жизнь и радость!

После покаяния мы должны молиться о тех добродетелях, в которых нуждаемся, например, о даре прощения, смирения, благодеяния, терпения, веры, надежды и любви Иисус сказал: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам" (Лк 11. 9). Поэтому мы должны неустанно просить о тех добродетелях, в которых нуждаемся, веря, что совершенными в этой жизни мы не станем, но, благодаря милости Божьей, будем к этому стремиться.

Дар "словамудрости"

Главным недостатком молитвенной жизни многих христиан является неумение слушать Бога. Молитва должна заключаться в диалоге с Богом. Уж слишком легко превращается она в монолог, и Богу едва удается вставить слово. Мальчик Самуил сказал: "Говори (Господи), ибо слышит раб Твой" (1 Цар 3. 10).

Мы же часто говорим лишь: "Слышишь, Господи, Твой раб говорит".

Умение слушать Бога особенно важно при молитве об исцелении. Если мы этому не научимся, мы часто не будем знать, о чем молиться.

Нам необходимо слушать не только то, что говорит больной, но и то, что говорит Бог, — а то и другое не всегда совпадают Необходимо молиться о даре распознания, потому что без него мы можем получить неверное представление о человеке и ситуации, дать плохой совет, и молиться частично, не о том, о чем следует.

Как мы слышим Бога? Предадим больного и его нужды в руки Бога, попросим Духа Святого, чтобы Он просветил нас, а затем послушаем, лучше в молчании. Бог может ответить различными способами. Он может направить процесс нашего мышления, и ситуация, казавшаяся запутанной, станет ясной. В других случаях на ум приходит какое-либо слово, например, слово "отец", которое, возможно, указывает на то, что нам следует молиться о родственных отношениях больного с его отцом. Некоторым людям даются образные картины, которые могут указать направление молитв. Нет нужды говорить, что такие слова, картины или впечатления не являются совершенно истинными и требуют проверки. Однако мой опыт позволяет сказать, что это внутреннее видение обычно оказывает реальную помощь.

Некоторые христиане, имеющие дар исцеления, получают эти слова — мы обычно называем их "словами мудрости" — на службах исцеления. Они чувствуют, что Бог исцеляет или хочет исцелить кого-то из присутствующих с определенным недомоганием, например, с болезнью колена правой ноги, болезнью легких, левосторонней глухотой, болезнью позвоночника или депрессией. И если это уместно, то человек, получивший слово, говорит об этом, и часто эти слова подтверждаются больным, который заявляет о себе и, при необходимости, выходит вперед, чтобы о его исцелении молились. Иногда человек, получивший "слово мудрости", получает также дополнительную точную информацию о данном больном, например о его возрасте или работе. Я помню одно "слово мудрости", полученное членом нашей молитвенной группы в Кокфостерсе. В этом слове говорилось, что человек, имеющий определенное заболевание, работает с юридическими документами, что позднее и подтвердилось.

"Слова мудрости" не ограничиваются лишь сферой исцеления. Однажды в нашей молитвенной группе в Кокфостерсе было получено "слово мудрости", указавшее на то, что кто-то из присутствующих, испытывающий боль в большом и указательном пальцах правой руки, собирался отказаться от выполнения некого дела, но Бог хотел, чтобы этот человек за это дело взялся. Действительно, в зале присутствовала женщина, получившая от своего приходского священника предложение стать помощницей при таинстве причастия. Сначала женщина приняла это предложение, но, вернувшись домой и поразмыслив, решила отказаться. В то время, когда давалось это "слово", у нее возникло странное ощущение в большом и указательном пальцах правой руки, именно тех пальцах, которые используются во время совершения таинства причастия. Поэтому она призналась, что через это "слово мудрости" Бог обращался к ней. В настоящее время она является неофициальной помощницей священника при совершении обряда причащения.

Каким же образом люди, обладающие таким даром, получают "слова мудрости" о физическом исцелении? Существует несколько способов. Если речь идет о физической болезни наиболее распространенным является либо ощущение боли, либо какое-то другое ощущение в теле, в том случае, если Бог хочет исцелить кого-либо, имеющего заболевание той же части тела. Поэтому боль в левой руке может указывать на то, что Бог хочет исцелить или исцеляет у кого-то левую руку. Другой способ — получение мысленного образа той части тела, которую Бог у кого-либо исцеляет или хочет исцелить. Третий способ — возникновение у кого-либо в уме слова или предложения, например, "левый локоть" или "артрит локтевого сустава правой руки".

Сейчас становится очевидным, что число христиан, имеющих дар "слова мудрости", возрастает. Что же об этом следует думать? Поскольку Иисус многим помогает и исцеляет именно через проявление этого дара, нам, очевидно, следует приветствовать этот дар и с определенной осмотрительностью способствовать более широкому его применению. Однако следует помнить, что этот дар нужно утвердить и пользоваться им под контролем. Можно разрешить его использование на исцеляющих службах или собраниях только тем, кто имеет проверенный и подтвержденный дар "слова мудрости", т. к. ошибочно или неразумно использование "слова мудрости" могут причинить настоящий вред.

Какими словами следует молиться? Фрагменты из Святого Писания

В целом нам следует молиться теми словами, которые дает нам Святой Дух, и нет двух людей, которых бы он вел одним и тем же путем. Магических формул не существует Сказав это, можно, тем не менее, дать некоторые общие советы.

Как я говорил ранее, хорошо начинать с хвалы и молитвы о защите. Затем может следовать покаяние, поскольку все мы грешники, и всем нам надлежит в покаянии предстать перед Богом. Отсутствие покаяния может блокировать исцеляющую силу Иисуса, потому что Он отвечает на молитвы кротких, а не гордых. Далее наступает момент предать в руки Божьи человека, его болезнь, все его обстоятельства и просить, чтобы Бог исполнил Свою волю в его жизни. Часто после этого я читаю "Отче наш", где говорится: "Да будет воля Твоя и на земле как на небе". Затем можно молиться, чтобы Бог благословил и исцелил больного. Затем следует хвала; фактически, хвалу и благодарение хорошо вкрапливать во всю службу исцеления.

При молитве об исцелении могут оказаться полезными ряд обычных молитв, таких как "Отче наш", "Радуйся, Мария" (для католиков), или любая другая молитва. Однако я бы рекомендовал людям пытаться молиться произвольно, как ведет их Святой Дух. Некоторым католикам это кажется непривычным, они считают, что их собственные слова недостаточно совершенны в литературном отношении, им не хватает достоинства, теологической точности Но все же Бог хочет видеть в наших молитвах не литературное совершенство или точности теологического изложения, а то, что идет от сердца и произносится с верой. Когда мы беседуем со своим братом или отцом, мы не думаем об изысканности нашей речи. То же самое должно происходить и когда мы молимся нашему небесному Отцу и нашему брату Иисусу Нужная молитва может оказаться самой простой: "Господи, помилуй"; "Отче, пожалуйста, помоги и исцели"; "Снизойди, Дух Святой"; "Пресвятая Дева Мария, моли об исцелении"; "Благодарю тебя, Господи"; "Аллелуйя, аллелуйя, аллелуйя"; Обычно, чем проще молитва, тем лучше.

Люди, обладающие даром говорить на языках9, могут использовать его на исцеляющих собраниях, т. к. этот дар оказывает большую помощь при молитве об исцелении. Лично мне было бы трудно молиться об исцелении кого-либо без предварительной молитвы на языках. Однако молитва на языках, признесен-ная вслух, может смутить тех, кто не привык к ней. Поэтому я часто молюсь на языках над больным в уме, а не вслух. Важно отметить при этом, что люди, не имеющие дара молитвы на языках, никак не могут быть отнесены к "гражданам второго сорта" в исцеляющем служении. Многие люди, не говорящие на языках, обладают сильным даром исцеления, и я не думаю, что отец Пио говорил на языках. Между тем я знаю людей, сила исцеляющего служения которых значительно возросла, когда они получили дар говорить на языках.

В течение молитвы об исцелении необходимы и периоды тишины. Обычно время покоя нам нужно для того, чтобы ожидать прихода Господа и слушать Его. "А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны" (Мт 6. 7). Исцеляющее служение многих христиан выиграло бы, если бы они придавали большее значение молчанию и слушанию Бога во время молитвы.

Некоторые христиане особое внимание уделяют молитвам Отцу, например, монсиньор Майкл Бакли, прекрасно написавший об этом в своей замечательной книге "Его исцеляющее прикосновение"10. Другие христиане обращаются к Иисусу; к этой группе отношусь и я. Джон Уимбер и те, кто находятся под влиянием его стиля служения, имеют тенденцию неоднократно призывать Святого Духа, что все в большей мере делаю и я сам. (Конечно, все они молятся Отцу, Сыну и Святому Духу, но ударения здесь могут быть различными). Поэтому, я думаю, христианам следует молиться так, как ведет их Святой Дух, но все они будут, по обыкновению, обращать свои молитвы к Отцу, Иисусу, и Святому Духу.

Католики, несомненно, при этом захотят также попросить Пресвятую Деву Марию, святых и ангелов, чтобы они молились об исцелении больных. Я всегда стараюсь произнести молитву Пресвятой Деве Марии. Несомненно, что эти молитвы должны оставаться вторичными по сравнению с молитвами трем лицам Святой Троицы. Полезно вспомнить слова Пресвятой Девы Марии, сказанные ею в Межигорье, что исцеляет не она, а Иисус. Самой Пресвятой Деве не нравится, когда мы каким-либо образом пытаемся поставить ее на один уровень с Иисусом.

Обычно хорошо читать один или несколько стихов из Библии, например, Псалом 51 для покаяния, Псалом 23 для укрепления надежды или хвалебный Псалом 145. Очень полезно читать описания одного из чудес исцеления, совершенных Иисусом, остановив свой выбор на том, которое наиболее подходит для данного случая, например, исцеление слепого Вартимея (Мк 10. 46 и далее), если у человека, над которым молятся, больны глаза.

Святое Писание — это особый канал исцеляющей силы, поэтому важно, при малейшей возможности, помочь людям узнать и полюбить Библию. И действительно, заучивание стихов из Библии наизусть может оказать больным людям огромную помощь.

Несколько лет назад меня посетил человек, у которого наблюдался полный упадок сил. Я часто и подолгу молился с ним и дал ему список отрывков из Библии, указав при этом, что чтение время от времени некоторых из них могло бы быть для него полезным. К моему удивлению, он начал читать все каждый день и продолжал делать это в течение нескольких лет. Он называл это "своей службой". Через некоторое время он смог рассказывать большую их часть наизусть Я уверен, что это ежедневное чтение Библии сыграло важную роль в его выздоровлении. И даже теперь, будучи здоровым, он продолжает регулярно читать и пересказывать некоторые из этих стихов.

(Для тех, кому это интересно: я дал ему, насколько помню, следующий список: Пс 130; 51; 23; 121; 100; 148, 149, 150; Мф 6. 25-34; 8. 14-17; 11. 28-30; Мк 10. 46-52; Лк 11. 5-13; Рим 8. 28-29; 1 Петр 5. 6-7).

Молясь об исцелении, я прежде всего прошу об исцелении духа и разума, и уже потом — об исцелении тела. Я часто прошу Иисуса наполнить всего человека исцеляющим светом Его любви. И я жду, представляя перед своим мысленным взором, как исцеляющий свет Иисуса наполняет человека, особенно ту часть его тела, которая больна. Однако важно при этом отметить, что исцеление не зависит от наших чувств или воображения. Порой, когда я чувствую только усталость, неверие, свою никчемность и желание побыстрей завершить службу, происходит больше исцелений1 Иисус — Господь. Исцеления происходят тогда и как Он этого желает, а не тогда, когда мы чувствуем себя великолепно или в отличной форме!

Иногда следует приказать болезни уйти. Я часто говорю: "Именем Иисуса Христа я изгоняю эту болезнь (глаз, ноги или др. ). Исцелись". У Луки (4. 39) мы читаем об Иисусе, что "Подошел к ней, Он запретил горячке; и оставила ее". Иногда нужно, опираясь на авторитет Иисуса, Его именем приказать болезни уйти.

Обычно я спрашиваю тех, за кого молюсь, об их ощущениях. Довольно часто эти люди говорят, что чувствуют теплоту или жар, пронизывающие все тело или ту часть его, о которой молятся. Иногда они говорят об ощущениях покалывания или горения, или о проходящей через них силе, подобной электрическому току. Иногда, по их словам, они ощущают холод во всем теле или в какой-либо одной его части. Часто они говорят, что не испытывают никаких ощущений. Очень редко могут сказать, что чувствуют себя хуже!

Чувства и ощущения, подобные тем, которые были описаны выше, могут служить направлением для наших молитв. Например, если человек ничего не чувствует в своем правом колене, об исцелении которого я молюсь, но ощущает сильное тепло в левом колене, очевидно, следует обратить свои молитвы на левое колено, т. к. там, вероятно, происходит нечто более значительное. Тем не менее, важно не придавать чувствам и ощущениям слишком большого значения или излишне увлекаться ими. Люди могут исцеляться, не испытывая никаких ощущений, и могут оставаться больными после того, как почувствовали сильное тепло или испытали другие ощущения. Что касается тех, кто якобы чувствует себя хуже, то иногда усиление физической болезни является признаком происходящего исцеления. Боль, обычно, быстро исчезает или уменьшается.

Возложение рук на больных

Иисус часто возлагал руки на больных, когда исцелял их "И приводят к Нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его, видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно" (Мк 8. 22-25).

Иисус советовал своим ученикам возлагать руки на больных: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения... возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк 16. 17-18) Вот что мы находим в Деяниях Апостолов: "Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса" (Деян 5. 12); "Впрочем, они (Павел и Варнава) пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса" (Деян 14. 3); "Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его" (Деян 28. 8).

Возложение рук на больных — это не только следование практике Нового Завета. Это и естественная человеческая реакция. Если ребенок ушиб коленку, мать, часто спонтанно, кладет на саднящее колено руку. Человек, ударившись коленом, часто кладет на него собственные руки. Какой бы ни была причина, возложение рук на больное колено или пылающий жаром лоб может оказать помощь. Это, конечно, проявление сочувствия, но, кажется, здесь есть и нечто большее.

В США практика возложения рук была разработана в нецерковной сфере профессионального ухода за больными. Долорес Крейггер, доктор философии, в своей книге "Лечебное прикосновение"11 описывает положительное влияние этой практики на больных и способы обучения этой практике медицинских сестер В некоторых американских больницах врачи предписывают больным лечебное прикосновение в качестве определенного вида лечения, и медсестры выполняют это предписание, подобно любому другому.

Многие христиане, участвующие в молитве об исцелении, находят, что часто больше исцелений происходит, когда они придерживаются новозаветной практики возложения рук. Чаще всего при возложении рук больные ощущают тепло, о чем говорилось в предыдущем разделе. Фактически, невозможность возложить руки на больного может явиться препятствием в оказании ему помощи.

Обычно кладут руки на голову больного, стоя либо сзади, либо сбоку от него. Если кому-то это покажется неудобным, можно взять руку или руки больного или положить свою руку на его плечо.

Опыт показывает, что хорошо класть свои руки на больную часть тела, как возлагал Иисус руки на глаза слепого (Мк 8. 22-25). Конечно, нет необходимости возлагать руки на обнаженное тело. Если я молюсь об излечении воспаленного плечевого сустава, то, как правило, прошу больного снять жакет или куртку, и этого, обычно, бывает достаточно.

Нет нужды говорить, как важно не смутить больного, и человек, молящийся об исцелении, должен быть очень чутким в этом отношении. Очень важно не давать людям повода для пересудов. Очевидно, частично из-за этого некоторые христиане не решаются возлагать руки на больных при исцеляющем служении, а держат их вблизи больного. Так, несомненно, и следует делать при определенных обстоятельствах, но лично я предпочитаю следовать практике Нового Завета. Если у женщины заболевание брюшной полости или рак груди, молящийся об исцелении может попросить ее положить собственные руки на больную часть тела, а затем возложить на них свои. Но, конечно, необходимо избегать всего того, что может показаться неприличным.

Исцеление образа жизни

Люди часто страдают от болезней, которые они получают вследствие весьма неблагоразумного образа жизни. Здесь можно назвать курение, употребление алкоголя или других наркотических средств, переедание или неправильное питание, чрезмерная работа, отсутствие физических упражнений или недостаток сна, сексуальные излишества или ненужные стрессы. В этих случаях, очевидно, недостаточно молиться только об исцелении физической болезни, здесь необходимо молиться об исправлении образа жизни. Если человек, имея плохие легкие, выкуривает по сорок сигарет в день, то молиться следует и об избавлении его от пристрастия к никотину и об исцелении внутренних пороков, которые могут стоять за этим пристрастием, а также, возможно, об улучшении тех обстоятельств, которые влияют на этого человека.

Отсюда возникает необходимость иногда давать кое-какие советы. Удивительно, что даже люди, мудрые во всех других отношениях, часто бывают слепы к столь явному вредному влиянию их образа жизни на здоровье. Я знаю одного человека в Англии, достигшего вершины профессионального мастерства, который обманывает себя, категорически отрицая связь между своим непрерывным курением и быстрым ухудшением состояния легких. Удивительно также и то, что большое количество людей, злоупотребляющих алкоголем, делают вид, что потребление ими спиртных напитков находится в вполне разумных пределах.

Конечно, странным можно назвать поведение человека, который просит Бога исцелить его болезни и при этом ничего не пытается сделать, чтобы исправить дурной образ жизни, способствующий этим болезням Чудеса исцеления не могут заменить здоровый образ жизни. Я полагаю, что это относится и ко всей сфере питания. Многие люди переедают или неправильно питаются и при этом не прилагают почти никаких усилий, чтобы изменить свои привычки.

Передо мной лежит "Руководство к здоровому питанию", составленное Советом по распространению знаний о здоровье и распределяемое бесплатно нашим местным руководством. В самом начале руководства даны пять пунктов, которые затем детально рассматриваются: "Поменьше жиров, сахара и соли; больше богатой волокнами пища; ешьте много свежих фруктов и овощей; не злоупотребляйте алкоголем; питайтесь разнообразно". Сколько же людей игнорируют эти советы? Сколько священников сокращают время своего душпастерского служения из-за того, что переедают или неправильно питаются и мало двигаются? Только вчера я разговаривал со священником, которому нет еще и шестидесяти, а здоровье которого полностью расшатано вследствии того, что он чрезмерно активно работал и неразумно питался. Зачем ждать удара или сердечного приступа вместо того, чтобы разумно питаться и заниматься физическими упражнениями? Я знаю священника, которому сделали открытую операцию на сердце, когда ему было около шестидесяти. Теперь у него совершенно другой стиль жизни — он не курит, тщательно соблюдает диету и следит за физическими нагрузками Как жаль, что он не придерживался такого режима до того, как с ним случился сердечный приступ!

Здоровье — великий дар Бога. Сохранять здоровье как можно дольше — значит проявлять благодарность Богу и уважение к самому себе. Конечно, иногда необходимо рисковать или жертвовать своим здоровьем ради благородной цели, как делали многие миссионеры. Следует избегать и чрезмерной заботы о здоровье. Но пренебрежение или злоупотребление тем, что вредит здоровью не угодно Богу, который создал нас.

Здоровый образ жизни включает в себя дисциплинированность и умение жертвовать, и это, как мне кажется, может стать характерной формой аскетизма в наше время. В Пекосе (США), в монастыре Бенедиктинцев, где все монахи и монахини принимают участие в "Харизматическом Возрождении", никто не курит. Образ жизни общины относительно пищи, питья и физических упражнений во многом основывается на бережном отношении к здоровью. Побывав там, я получил огромное впечатление от всего увиденного и считаю, что такой образ жизни в значительной мере объясняет огромную плодотворность общины как реколлекционного центра и места исцеляющего служения.

Итак, в заключение я хочу сказать, что в нашем служении довольно часто придется молиться об исправлении неправильного образа жизни, об избавлении людей от курения и злоупотребления алкоголем, о сохранении благоразумия в питании, физических нагрузках и отдыхе, о том, чтобы люди перестали поклоняться мамоне и сверх всяких сил трудиться в поисках обогащения, и, может быть, иногда мы будем вынуждены предложить кому-то экземпляр "Руководства к здоровому питанию".

Комментарии (1)
Обратно в раздел католицизм










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.