Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Период 1

Раннее христианство в Риме

(Середина 1 в. — 313 г.)

1.

ПЕТР. 33? — 67? Симон, сын Иоанна. Проис­ходил из Вифсаиды Галилейской (Палестина), недалеко от Генисаретского озера. По профессии — рыбак. Женатый. Вместе со своим братом Андреем  присоединился  к  кружку ближайших учеников Иисуса, среди кото­рых полу-

1 Подробнее об истории папства см.: Григулевич И. Р. Папство: Век XX. М., 1982; Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.— Прим. ред.

чил арамейское прозвище Кефас (по-гре­чески — Петрос, отсюда русское Петр). После смер­ти Иисуса возглавил коллегию двенадцати апосто­лов. Арестованный в 42 г. по приказу Ирода Агриппы I, правителя Палестины, был заточен в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней ушел, скорее всего, в Антиохию (Сирия). В 49 г. (?) прини­мал участие в собрании (соборе) апостольской коллегии в Иерусалиме, на котором был согласован с Павлом из Тарса вопрос о том, как следует посту­пать по отношению к язычникам, желающим всту­пить в христианские общины. О дальнейшей судьбе Петра, его странствиях и смерти ранние христиан­ские источники ничего не сообщают (см. Введение к книге). Приписываемое Петру авторство двух посланий, включенных позднее в собрание священ­ных книг Нового завета, является, по мнению совре­менных историков Библии, спорным вопросом.

2. ЛИН. 67? — 76? Данные о нем отсутствуют. О достоверности исторических источников, касаю­щихся двенадцати первых преемников Петра, гово­рилось во Введении.

3. АНАКЛЕТ (называемый также Ананклетом или Клетом). 76? — 88? Данные о нем отсутствуют.

4. КЛИМЕНТ I. 88? — 97? Данные о нем отсутст­вуют. Ему приписывается авторство послания, на­правленного римской христианской общиной церкви-побратиму в Коринфе (Греция). Совпадение его имени с именем двоюродного брата императора До­мициана — Тита Флавия Клемента, убитого в 96 г. по приказу императора (за его симпатии к христиа­нам?), способствовало появлению в раннем средне­вековье красочной агиографической легенды о чудес­ных странствиях и мученической смерти папы Кли­мента I.

5. ЭВАРИСТ. 97? —105? Сведений о нем нет.

6. АЛЕКСАНДР I. 105?— 115? Сведений о нем нет.

7. СИКСТ I (называемый также Ксистом). 115? — 125? Данные о нем отсутствуют.

8. ТЕЛЕСФОР. 125? — 136? Данные о нем отсут­ствуют.

9. ГИГИН. 136?   140? Сведений о нем нет. В этот период в Риме находился Юстин — известный хрис­тианский писатель и апологет.

10. ПИЙ I. 140? — 155? Данные о нем отсутст­вуют. Составленный в 11 в. список священных книг (так называемый «Фрагмент Муратори») содер­жит упоминание о епископе Пие — брате Гермы, автора «Пастыря» — одного из популярных произве­дений раннехристианской литературы морализаторского и визионерского характера.

11. АНИКЕТ. 155? — 166? Данные о нем отсутст­вуют. В этот период в Риме находился выдающийся епископ Смирны (Малая Азия) Поликарп (ум. ок. 163 г.), чтобы согласовать с римской церковью дисциплинарные вопросы, касающиеся установления даты празднования пасхи, а также позиции церков­ной иерархии по отношению к появляющимся и рас­тущим новым религиозным течениям, грозящим христианству расколом. Речь шла главным образом о взглядах фригийского крестьянина Монтана и его учеников, пропагандировавших «профетическое» христианство, в котором акцент делался на индивиду­альных действиях Святого духа в религиозных пере­живаниях; а также о деятельности Маркиона — богатого купца из Синопа (на Черном море), кото­рый утверждал, что христианство должно отбросить Ветхий завет и развивать доктрину исключительно в духе посланий св. Павла. Маркион прибыл в Рим и пожертвовал христианской общине значительную сумму (200 000 сестерций) и часть своей библиотеки. Совет старейшин (о роли римского епископа источ­ники не упоминают) отверг учение Маркиона, вернул ему деньги, но библиотеку оставил. Маркион основал в Риме собственную общину, которая нашла после­дователей в восточных и западных провинциях империи.

12. СОТЕР. 166? — 175? Сведений о нем нет.

13. ЭЛЕВТЕРИЙ. 175?— 189? Данных о нем не имеется.

14. ВИКТОР I. 189—199? Происходил из римско-имперской провинции Проконсульская Африка, игравшей в конце II в. важную роль в политической и экономической жизни римского государства. Дея­тельность Виктора пришлась на последние годы прав­ления династии Антонинов, относившейся сравни­тельно терпимо к развивающемуся христианству, а также на первые годы военной монархии, когда правил Септимий Север, происходивший, как и Вик­тор, из Африки. Из фрагментарных исторических источников можно сделать вывод, что на рубеже II и III вв. произошла явная консолидация христиан­ского сообщества в Риме. Это было вызвано несколькими причинами. Прежде всего, во всем хрис­тианстве укрепился авторитет епископов, опираю­щийся на принцип так называемого апостольского наследования, в соответствии с которым было приз­нано, что власть руководителей местных церквей перешла к ним от первых апостолов — учеников Иисуса. Живший во времена Виктора епископ Лиона Ириней — главный пропагандист этого принципа — составил именной список римских епископов, начало которого, по его мнению, уходит во времена пребы­вания в Риме апостолов Петра и Павла. Но римская церковь занимает первенствующее положение в хрис­тианстве не только потому, что она — наследница Петра, но и благодаря тому, что она действовала в центре политической жизни империи. Она была магнитом, притягивающим в столицу империи сотни христиан из других регионов мира. Часто это были люди образованные и деятельные, взгляды которых не нашли признания у местных епископов и которые искали в Риме поддержки своим идеям. Следует, однако, отметить, что в тот период среди христиан Рима не было заметно особого интереса к философ­ским спекуляциям, так буйно расцветавшим в восточ­ном христианстве. Добавим также, что во времена Виктора все громче раздавались голоса коренных римлян, а на культовых собраниях латинский язык постепенно вытеснял греческий, повсеместно до тех пор употреблявшийся. Правление Виктора свиде­тельствовало о прагматической направленности рим­ского христианства. Вмешательство Виктора в доктринальные вопросы было невыразительным и случай­ным. Гораздо более важным для него было поддер­жание внутренней дисциплины и расширение влия­ния христианства, особенно среди высших слоев столичного общества. Римская церковь уже тогда была настолько богата, что даже на Востоке высоко оценили щедрость, с которой она помогала более бедным христианским общинам. Широкую извест­ность получила инициатива Виктора, направленная на установление во всем христианстве единой даты празднования пасхи. По этому вопросу среди церк­вей наблюдался полный разнобой. Одни, особенно в Малой Азии, праздновали пасху в соответствии с традицией еврейского календаря — 14-го числа весеннего месяца нисана, независимо от дня недели. Другие (в Риме и Александрии) делали акцент на воскресенье как на день воскресения Христа. Виктор пригрозил отлучением тем церквам, которые не при­держиваются принятого в Риме календаря. Этот его шаг вызвал всеобщее недовольство. Епископы Малой Азии воспротивились ему, говоря, что всегда «будут прислушиваться к гласу божьему, а не чело­веческому». Даже епископ Лиона Ириней, несмотря на то что он обычно поддерживал римскую церковь, признал поступок Виктора неправильным и противо­речащим христианской традиции. Спор о дате празд­нования пасхи продолжался до V в. Согласно неко­торым источникам, Виктор осудил также сторонников монтанизма и некоторые взгляды, ставящие под со­мнение божественный характер личности Иисуса (адопцианизм).

15. ЗЕФЕРИН. 199—217. В период его правления император Септимий Север издал (201 г.) декрет, запрещавший пропаганду христианства. Этот декрет, исходивший от человека, который до того терпел христиан даже в ближайшем своем окружении, вы­звал кратковременную, но жестокую волну репрес­сий. Они особенно коснулись христиан, восприняв­ших учение монтанизма. Враждебно относившиеся к Зеферину группы в римских общинах обвинили его в колебаниях по доктринальным вопросам, особенно в спорах, касающихся божественности Христа. Во времена Зеферина Рим посетил извест­ный христианский философ и писатель Ориген (ок. 185—ок. 254).

16. КАЛИКСТ I. 217—222. Происхождение его неизвестно. Был рабом некоего Карпофора — бога­того сановника при императорском дворе. Каликст растратил доверенную ему большую сумму денег и был приговорен к принудительным работам на рудниках Сардинии. Ему повезло: он оказался в списке христиан, представленных к помилованию, который епископ Виктор передал императору Коммоду, ис­пользовав посредничество наложницы императора Марции, вероятно христианки. Вернувшись в Рим в ореоле мученичества, Каликст завоевывает дове­рие христианской общины и выполняет в ней от­ветственную функцию диакона. Среди других за­даний административного характера Зеферин пору­чает Каликсту приведение в порядок христианских кладбищ. Это было очень важное задание, поскольку приобретение подземных кладбищ (катакомб), при­надлежавших исключительно христианам, в извест­ной степени придавало легальный характер их куль­товой практике. Каликст, к удовольствию всей общины, прекрасно справился с поручением, и зна­менитые катакомбы, носящие его имя, до сих пор посещают толпы туристов. После смерти Зеферина Каликст был избран епископом, что вызвало не­довольство группы пресвитеров во главе с выдаю­щимся христианским писателем и философом Иппо­литом. По происхождению он был греком, но уже много лет жил в Риме и действовал в среде рим­ского духовенства. В римской церкви наступил рас­кол, и сторонники Ипполита провозгласили его закон­ным епископом. Ипполит обвинил Каликста в слиш­ком терпимом отношении к грешникам и в том, что вопреки традиции он слишком легко прощал прегре­шения в быту и назначал пресвитерами и диаконами людей дважды, а то и трижды женатых, не ценил целибата, смотрел сквозь пальцы на случаи сожи­тельства, не осуждал практики прерывания беремен­ности и т. д. Кроме того, Ипполит вменял в вину Каликсту то, что он способствовал распростране­нию ереси, которая приуменьшала божественные черты Христа. Таким образом, это был спор между защитниками строгих моральных правил и Каликстом, который был либерален в вопросах нравствен­ности. По мнению некоторых историков, фоном этого конфликта служила также оппозиция группы интеллектуалов, греков по происхождению, представляе­мых священником Ипполитом, по отношению к пра­гматическому направлению, избранному администра­цией римской христианской общины, в которой верховодили диаконы, ответственные за быт членов общины. О смерти Каликста подробных сведений нет. Как утверждает Ипполит, он погиб во время религиозных столкновений, которые произошли среди населения, жившего за Тибром. Его тело, сброшен­ное в колодец, похоронили затем на самом худшем кладбище Калеподия на виа Аурелия, откуда через несколько сот лет оно было перенесено в собор Божьей Матери за Тибром.

ИППОЛИТ. 217 (?). Первый антипапа. Один из самых выдающихся христианских писателей III в. Автор многочисленных трудов по философии, экзе­гетике, истории. Сторонник морального ригоризма и блюститель традиционных христианских обычаев. Во имя этих принципов пошел на разрыв с Каликстом, преемником Зеферина, и стал во главе отдель­ной общины, которой руководил до своего изгнания на Сардинию (235 г.).

17. УРБАН I. 222—230. Данные о нем отсутст­вуют.

18. ПОНТИАН. 230—235. После убийства импера­тора Александра Севера его преемник Максимин, который не принадлежал ни к сословию всадников, ни к сенаторам, начал репрессии против римской аристократии. Коснулись они и обоих епископов — Понтиана и его противника, Ипполита. Приговорен­ные к изгнанию, они оба скончались на Сардинии. Оба перед смертью отказались от функций епископа. Их останки позднее перевезли в Рим, а христиан­ская традиция признала их обоих мучениками, по­страдавшими за общее дело.

19. АНТЕР. 235—236. Был избран после отказа Понтиана и Ипполита от епископства. Правил только несколько недель. Похоронен в катакомбах Каликста.

20. ФАБИАН. 236—250. Согласно средневековым источникам, он развернул организационную деятельность. В частности, разделил разросшуюся хрис­тианскую общину на семь округов (диаконатов), управление которыми доверил семи диаконам. В по­следние месяцы его правления началось жестокое преследование христиан по приказу императора Деция. Фабиан стал одной из первых жертв.

21. КОРНЕЛИЙ. 251—253. После мученической смерти Фабиана в трудный период гонений епископ­ский трон пустовал более года. Только после смерти Деция избранный духовенством и собранием хрис­тиан епископ Корнелий мог приступить к реоргани­зации своей церкви. Несмотря на преследования, желающих принять крещение было очень много. «Число христиан растет,— писал Ориген,— но осты­вает рвение». В одном из своих посланий (впервые написанных на латыни) Корнелий сообщает, что церковь в Риме насчитывает 46 священников, 7 диа­конов, 7 субдиаконов, 42 помощника, 56 экзорцистов, чтецов и ризничих. Впервые были названы все иерархические ступени римского духовенства. Кроме того, община содержала на свой счет более 1500 вдов и детей (вероятно, сирот, чьи родители пали жертвами гонений). Таким образом, можно предположить, что число христиан в столице импе­рии составляло тогда несколько десятков тысяч; они уже имели собственные кладбища, дома, возможно, даже отдельные места культа и значительное иму­щество. В таком большом сообществе легко могли возникнуть расхождения во взглядах. После смерти Фабиана, когда трон епископа пустовал, большим уважением пользовался римский священник Новациан, первый в истории римского христианства писатель, пользовавшийся латинским языком. Новациан был ригористом. Когда в период гонений мно­гие христиане под давлением имперских властей согласились бросить в доказательство своей лояльно­сти по нескольку зерен фимиама в огонь, зажженный в честь языческих богов или императора, одни вос­приняли этот жест как измену вере, другие же — как чисто формальный акт, который следовало простить, не требуя слишком тяжелого покаяния. Столк­нулись две позиции: одна — бескомпромиссного, «чистого» христианства, в котором нет места для человеческой слабости; другая — пропагандирую­щая «открытый путь», «вместительный, как Ноев ковчег» (выражение, приписываемое Каликсту), которым могут идти и элита святых, и широкие массы менее сознательных христиан. Новациан был человеком ученым, суровым, вызывавшим всеобщее уважение. Его позицию разделяли многие ригористы в других церквах: Галлии, Африки и даже Малой Азии. Таким образом, в христианстве того времени создался общий фронт против либерального отноше­ния к «отступникам и падшим», которые принесли жертву на алтарь государственной религии. В Риме оппозицию возглавил Новациан, который был при­знан епископом несколькими поддерживавшими его епископами соседних христианских общин. По при­казу императора Галла (226—254) Корнелий был изгнан в Центумеллу (ныне—Чивитавеккья), где вскоре и умер.

НОВАЦИАН. ?—251. Второй антипапа. Дата рождения неизвестна. В 250 г. занимал высокое положение среди римского духовенства, о чем сви­детельствуют его послания епископу Карфагена Киприану, которые он писал от имени всей столичной христианской общины. После избрания Корнелия епископом Рима Новациан, не признавший этого избрания, основал отдельную христианскую общину, пропагандировавшую нерушимые принципы этиче­ского ригоризма. Новациан был автором многих трактатов этического, философского и теологиче­ского содержания. Наиболее известен его труд о единстве бога в святой троице. Новациан умер смертью мученика, о чем свидетельствует надпись, открытая в катакомбах в 1932 г. Основанная Новацианом церковь просуществовала несколько веков, а членов ее называли катарами, что значит «чистые». Действовавшая в XI в. в Южной Франции и Север­ной Италии религиозная группировка катаров (альбигойцев) выводила свое название из идеологии ригористов — последователей Новациана.

22. ЛУЦИЙ I. 253—254. Вскоре после избрания был изгнан римскими властями. Через несколько месяцев вернулся в Рим и там умер.

23. СТЕФАН I. 254—257. В период его правления произошел острый конфликт между римской цер­ковью и церквами Западной Африки, которыми с 248 г. руководил пользовавшийся большим авторите­том епископ Киприан. Речь шла о действительности крещения, принятого из рук «еретика». Собравшиеся в 256 г. на синод в Карфагене епископы постановили, что тех, которых окрестили «еретиками», следует в случае их возвращения в лоно истинной церкви окрестить заново. Стефан I осудил решение синода, что было признано Киприаном и другими епископами недопустимым вмешательством римского епископа в дела других церквей. Этот конфликт, однако, не привел к расколу. Но следует заметить, что Киприан, который (как мы знаем из его посланий) высоко ставил авторитет римского епископа, не признавал тем не менее за последним права ставить под сомне­ние, критиковать решения местных синодов. Принцип примата римского епископа не был Киприану изве­стен. С другой стороны, совершенно очевидно, что практика, ставящая законную силу крещения в за­висимость не от лица, которое совершает этот обряд, а от правильности исполнения самого обряда, была ближе римскому образу мыслей, приписывающему эффективность ритуала прежде всего самому литур­гическому чину. Вскоре римский взгляд на эффектив­ность священнодействия, воздействующего силой са­мого обряда (ex opere operato), независимо от лич­ных достоинств того, кто его совершает, станет причиной новых столкновений — с донатистами (см. ниже).

24. СИКСТ II (Ксистус). 257—258. Со времен Виктора все епископы (кроме названного уже Антера) имели латинские имена. В соответствии с традицией Сикста называли Ксистус, и был он по происхождению грек. Киприан характеризует его как «доброго и миролюбивого пастыря». Действительно, Сикст стремился к урегулированию спора с афри­канскими епископами. Он погиб вместе со своим диаконом Лаврентием во время волны репрессий, неожиданно обрушившейся на христиан по приказу императора Валериана (253—260). Описание их му­ченической смерти в катакомбах было темой многих красочных агиографических легенд, которые в позд­нем средневековье и в эпоху Возрождения стали источником вдохновения для религиозного искусства. Сцены из жизни св. Лаврентия написал Фра Анджелико (1387—1455) на стенах часовни папы Нико­лая V в Ватикане, а Рафаэль (1483—1520) поместил портрет Сикста II, коленопреклоненного у стоп Ма­донны, названной позднее Сикстинской. Эту картину приобрел польский король Август III для галереи в Дрездене, где она находится по сей день.

25. ДИОНИСИЙ. 259—268. Происхождение его неизвестно. После смерти Сикста II трон епископа римского оставался незанятым около года, вероятно, из-за гонений на христиан. Когда император Вале­риан попал в плен к персам (260 г.), императорская власть оказалась в руках императоров иллирийского происхождения, которые проводили по отношению к христианам политику относительной терпимости. Наступил почти сорокалетний период мира и спо­койствия, в течение которого римская, церковь, как и другие христианские церкви на Западе и на Восто­ке, значительно укрепила свои позиции в тогдашнем обществе с точки зрения как материальной, так и культурно-религиозной. От деятельности Дионисия следов осталось немного, если не считать фрагмен­тов его переписки с епископом Александрии. В этих посланиях он критикует некоторые взгляды Оригена.

26. ФЕЛИКС I. 269—274. Достоверные данные о нем отсутствуют. Похоронен в катакомбах Каликста.

27. ЕВТИХИЙ. 275—283. Сведений о нем нет. Его надгробие найдено в катакомбах Каликста. Во время правления Евтихия умер в Персии Мани, осново­положник нового религиозного направления, назван­ного по его имени манихейством. В последующие века популярность этой религии неоднократно угро­жала развитию христианства.

28. КАЙ. 283—296. По данным некоторых источ­ников, был родственником императора Диоклетиана. Никаких сведений о деятельности епископа Кая нет.

29. МАРЦЕЛЛИН. 296—304 (?). Правление Марцеллина приходится на последние годы религиозного мира, который предшествовал волне гонений на христиан, начавшихся по приказу Диоклетиана в 303 г. с целью уничтожить христианство на всей территории Римской империи. Конец III в. был, как мы уже отмечали, периодом энергичной экспансии христианства. Выросли церкви на Востоке, в Афри­ке, в Испании и Галлии. Развивались христианские философия и культ. Знаменательно, что в тот период наименее заметным было развитие римской церкви. О деятельности ее епископов остались лишь очень скупые сведения. Христианство в Риме было разъе­динено. Все еще действовали общины сторонников Маркиона, также группы приверженцев Новациана. Возрастало влияние манихейства и поклонников Митры, нередко рекрутировавшихся из бывших хрис­тиан. Римские епископы не проявляли в этот период большого интереса к развитию христианства в других регионах империи. Мы, например, не знаем, какова была реакция Марцеллина или его преемника на решения известного синода в Эльвире (ок. 300 г.), на котором несколько десятков епископов из Испа­нии — сторонников ригоризма — постановили обя­зать духовенство соблюдать целибат. Неизвестно также, погиб ли Марцеллин мученической смертью во время террора, развязанного императором Диоклетианом. Из враждебных Риму источников известно, что в IV в. против епископа Марцеллина было выдвинуто обвинение в том, что он изменил христианской вере, передал властям священные кни­ги и объявил о своей лояльности к императору.

В катакомбах Присциллы найдены следы могилы Марцеллина, которая была окружена почитанием, что противоречит приведенному выше обвинению. В конце III — начале IV в. в надписях на стенах христианских кладбищ рядом с именем римских епископов впервые появляется титул «папа». Воз­можно, это объясняется стремлением отличить таким образом законных руководителей римской христиан­ской общины от «еретических» епископов.

30. МАРЦЕЛЛ I. 308 (?) — 309 (?). Сведения о нем отсутствуют. По мнению некоторых историков, его следует отождествить с Марцеллином (см. выше).

31. ЕВСЕВИЙ. 309 (?). Данных о нем нет. Похо­ронен в катакомбах Каликста.

32. МИЛЬТИАД (Мельхиад). 311  (?) — 314. Происходил из Африки. В период его понтификата один из преемников Диоклетиана — Константин после победы, одержанной им у Мульвийского моста 28 октября 312 г. над своим соперником Максенцием, был провозглашен римским сенатом высшим импера­тором. В феврале 313 г. Константин согласовал со своим соправителем Лицинием шаги, направ­ленные на установление полной религиозной терпи­мости не только по отношению к христианам, но и к приверженцам всех других религий (так назы­ваемый «Миланский эдикт»). В истории христианства началась новая эра. Обстоятельства смерти Мильтиада, как и место его захоронения, неизвестны.

 

 












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.