Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Русский балет. Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Е

"ЕВНИКА И ПЕТРОНИЙ", "Эвника и
Петроний", балет в 2 актах 3 картинах (по роману "Камо грядеши?" Г.
Сенкевича) на муз. фортепианных произв. Ф. Шопена (в инструментовке А.
Ф. Арендса), сцен. и балетм. А. А. Горский, 8.12.1915, Большой т-р, худ.
Ф. А. Лавдовский, Б. Воронов, дир. Аренде;
Евника- Е. В. Гельцер (позже В. А. Каралли), Петроний - M. M.
Мордкин. 19.5.1922, Новый т-р, Москва, возобн.; Евника - Е. M. Адамович,
Петроний - А. Д. Булгаков.
EBTEEBA Елена Викторовна (р. 14.3.1947, Ленинград), артистка. Нар.
арт. РСФСР (1991). По окончании ЛХУ (педагог Л. M. Тюнтина) в 1966-93 в
Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партий:
Девица-краса ("Страна чудес", 1967, балетм. Л. В. Якобсон), Маша
("Щелкунчик", 1969, балетм. И. А. Чернышёв, Одесский т-р), Доротка
("Волынщик из Стракониц", 1969, балетм. В. С. Катаев, А. Г. Лившиц),
Офелия ("Гамлет", 1970), Дуняша ("Левша", 1976; оба балетм. К. M.
Сергеев), Подруга солдата ("Страница прошлого", 1982, балетм. Д. А.
Брянцев), хореогр. миниатюра "Офелия" ("Вечер совр. хореографии", 1983,
балетм. тот же), Жена мавра ("Павана мавра", 1984, балетм. X. Лимон,
Муз. т-р Ленингр. коне.). Др. партии: Жизель, Никия; Сильфида
("Сильфида"), Одетта- Одиллия; принцесса Флорина ("Спящая красавица"),
Медора;
Солистка ("Шопениана"), Мария, Джульетта, Фригия, Золушка;
Эсмеральда ("Собор Парижской Богоматери"), Ева; Наталья Николаевна
("Пушкин"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин; Птица-мечта ("Икар"),
Девушка ("Ленинградская симфония"), Асият ("Асият"), Терезина ("Неаполь,
или Рыбак и его невеста"), Танцу Е. свойственны прозрачность и чистота
линий, певучие кантиленные движения, её образам - лирич.
проникновенность; хрупкость облика Е. подчёркивает внутреннюю силу её
героинь. В 1984 окончила отд. балетм.-репетиторов Ленингр. коне. Снялась
в кинофильме-балете "Лебединое озеро" (1968), телефильме-концерте
"Вариации на темы рококо" (1968), телебалете "Сказ о холопе Никишке"
(1970), телеэкранизации балета "Павана мавра" (1985). В 1989 начала пед.
деятельность в Т-ре им. Кирова, с 1993 преподаёт в Санкт-Петербургской
Академии русского балета. 2-я пр. Между-нар. конкурса артистов балета в
Варне (1970).
Лит.: Роменская M., Е. Евтеева, "Т", 1971, ј7; СтупниковИ., Героини
хрупкие и мужественные, "ТЖ", 1972, ј 6; Е к а -териничева Е., Елена
Евтеева, там же,
1983, ј6; ВечесловаТ,0 том, что дорого. Л-, 1984. Б. А. Илларионов.
"ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ", одноактный балет (по новелле "Одна ночь Клеопатры"
Т. Готье). Комп. А. С. Аренский. Пост. под назв. "Ночь в Египт е", сцен.
и балетм. M. M. Фокин. 8.3.1908, Мариинский т-р, худ. О. К. Аллегри
(декорации), M. П. Зандин (костюмы), дир. M. Ф. Келлер (благотворит,
спектакль, премьера т-ра 19.2.1909); Береника - А. П. Павлова (позже О.
И. Преображенская, Т. П. Карсавина, В. П. Фокина и др.), Клеопатра - Е.
И. Тиме, Амун - Фокин, Антоний - П. А. Гердт; в танцах - О И.
Преображенская и В. Ф. Нижинский (танец с вуалью), Т. П. Карсавина
(еврейский танец) и др. 2.6.1909, Русские сезоны, т-р "Шатле", Париж,
под назв. "Клеопатр а", включены танцы на муз. А. К. Глазунова
("Вакханалия" из картины "Осень" балета "Времена года"), M. И. Глинки,
С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, Н. Н. Черепнина, M. П.
Мусоргского, балетм. Фокин, худ. Л. С. Бакст, дир. Черепнин; Таор -
Павлова, Клеопатра - И. Л. Рубинштейн, Амун - Фокин. 19.9.1920, Петрогр.
т-р оперы и балета (бывш. Мариинский), балетм. А. И. Чекрыгин (по
Фокину), худ. Аллегри (декорации), Зандин (костюмы), дир. В. А.
Дранишни-ков; Вероника - Л. Ф. Шоллар, Клеопатра - М. А. Макарова, Амун
- А. И. Вильтзак. 6.5.1923, там же, возобн., балетм. Ф. В. Лопухов и
Чекрыгин (по Фокину), худ. те же, дир. А. В. Гаук; Вероника - К. П.
Маклецова, Клеопатра - О. М. Яковлева, Амун - М. А. Дудко, Антоний - И.
Ф. Кшесинский. 15.12.1962, Т-р им. Кирова, возобн., худ. И. 3. Мельников
(декорации), Н. А. Тихонова (костюмы), дир. Ю. В. Гамалей; Вероника - К.
И. Федичева, Клеопатра - А. Я. Шелест. Амун - Б. Я. Брегвадзе. Антоний -
В. Д. Ухов. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Свердловск
(1938, И. И. Арбатов), Куйбышев (1958, Н. В. Данилова), Саратов (1959,
В. Т. Адашевский) и др.
Телефильм-балет. "Лентелефильм". 19SS, балетм. К. М. Сергеев, по
Фокину, реж. Е. В. Попова; Вероника - А. П. Дмитриева, Клеопатра - А. А.
Асылмуратова, Амун - Ф. С. Рузиматов.
Лит.: Слонимский Ю., Египетские ночи, Шопениана, Карнавал, Л., 1935.
E. В. Сергеенко.
ЕГОРОВА Любовь Николаевна (по др. данным, Александровна)
[27.7(8.8). 1880, Петербург - 18.8.1972, Париж], артистка, педагог.
По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог Э. Чеккетти) в 1898 принята в
балетную труппу Мариинского т-ра. Брала уроки у Е. О. Вазем, М. Н.
Горшенковой, А. X. Иогансон. Танцевала в кордебалете, исполняла сольные,
затем ведущие партии. Безупречно владея техникой акаде-мич. танца, Е.
подчиняла виртуозность элегантной плавности и благородной сдержанности.
Ценила чистоту рус. школы и, избегая самоцельных эффектов, окрашивала
прозрачным, проникновенным лиризмом партии классич. репертуара. Партии:
Илька ("Очарованный лес"). Голубая георгина ("Голубая георгина"), Мирта
и Жизель ("Жизель"), Медора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Раймонда,
Аврора, Одетта-Одиллия, Китри, Пахита; Аспиччия ("Дочь фараона"),
Франческа ("Франческа да Рими-ни"). В 1914 получила звание балерины. В
1917 вместе с мужем, кн. Н. С. Трубецким, уехала в Париж, где вступила в
труппу Русский балет Дягилева. В 1921 в Лондоне исполнила в спектакле
этой труппы партии феи Канареек и Авроры ("Спящая красавица"). В 1923
открыла в Париже школу танца. В 1937 основала труппу "Балет юности".
Ученики: С. Шварц, Ж. Шарра, Э. Пагава, Ю. Алгаров, Ж. Скибин. В 1964
награждена франц. Орденом иск-в и литературы.
Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т.
2, [Л.],
1939; Красовская В., Русский балетный т-рнач. XX в., [ч.] 2.
Танцовщики, Л., 1972.
В. М. Красовская.
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (до 1991 Свердловский
академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского). Оперные
антрепризы в Екатеринбурге существовали с 1879. В 1912 открыто
специально выстроенное здание Нового гор. т-ра. Первый балетный
спектакль - "Волшебная флейта" на муз. Р. Е. Дриго (ба-летм. Ф. Ф.
Трояновский, 1914). В последующие годы небольшая труппа танцовщиков
(Лазарева, Гаретта, М. А. Стекль, Н. Сред-ницкая, Р. И. Баланотти) была
занята в операх; значит, балетная премьера - "Коппелия" Л. Делиба (1922,
балетм. К. Л. Залевский). Хореографы П. К. Йоркин и сменивший его М. Ф.
Моисеев ставили классич. балеты ("Дон Кихот", 1924; "Лебединое озеро",
1925; "Корсар", 1926;
"Жизель", 1927) и балеты совр. композиторов ("Мирра" Л. П.
Штейнберга, 1927; "Красный мак", 1928). Стабильно пополнять репертуар
балетная труппа начинает с сезона 1930/31; одним из первых в стране т-р
отказался от посезонного набора, а балетм. С. Н. Сергеев завершил
процесс формирования балетной труппы (ок. 70 чел.). Т-р стал называться
Т-р оперы и балета.
В 30-е гг. ведущее место в афише отводится классич. балетам, ставятся
"Шопениана" (1934), "Тщетная предосторожность" (1935), "Спящая
красавица" (1937), "Раймонда" (1940). Балеты сов. композиторов
утверждали первенство жанра хореодрамы:
"Карманьола" В. А. Фемелиди (1932, балетм. Моисеев), "Бахчисарайский
фонтан" (1938, балетм. Сергеев), "Утраченные иллюзии" Б. В. Асафьева
(1936, балетм. Л. В. Якобсон), "Кавказский пленник" (1939, балетм. Я. В.
Романовский), первая пост. в стране балета Асафьева "Сула-мифь" (1941,
балетм. В. А. Коно-нович). Ведущие танцовщики:
А. Н. Вронская, К. И. Сальникова, В. К. Мерхасина, А. П. Бабанин, А.
Р. Томский, О. Н. Сталинский, В. А. Преображенский.
В годы войны были пост.: "Гаянэ" - перенос пермской постановки Т-ра
им. Кирова, осуществлённый Н. А. Анисимовой в 1943, и первый уральский
балет "Каменный цветок" свердловского комп. А. Г. Фридлендера (балетм.
К. А. Муллер, 1944). В 1940-е гг. ведущие танцовщики:
К. А. Кузьмичёва, Н. Ф. Млодзин-ская, К. Г. Черменская, В. И.
Наумкин, Н. Ф. Орешкевич.
В 1940-50-е гг. наряду с классикой идут балеты совр. комп.:
"Доктор Айболит" И. В. Морозова (1948, балетм. Моисеев), "Фадетта"
(1949, балетм. В. И. Наумкин), "Пламя Парижа" (1950, балетм. Г. И.
Давиташвили), "Берег счастья" (1952, балетм. М. М. Газиев), "Левша" Б.
А. Александрова (1954, балетм. Я. В. Романовский) и "Бесприданница"
Фридлендера (1958, балетм. Г. И. Язвинский, оба первая пост.). Ведущие
танцовщики: С. Л. Тарановская, Н. И. Меновщикова, Ч. К. Жебраускас, В.
И. Круглов.
Начавшийся на рубеже 1950- 60-х гг. новый этап развития хореографии,
связанный с утверждением принципов танц. симфонизма, в т-р пришёл с
большим опозданием. Причин тому немало и главная из них - постоянная
смена балетмейстеров. Профессионально крепкая труппа то и дело
оставалась без руководства, без ясной худож. программы, без чёткой
репертуарной политики.
В 1964 на сцене т-ра появляется "Барышня и хулиган" - известный к
тому времени балет К. Ф. Боярского на муз. Д. Д. Шостаковича. С тех пор
практика переноса зарекомендовавших себя спектаклей получила в т-ре
большое распространение. Свои работы здесь показывали: А. В. Чичинадзе
("Франческа да Римини", 1965), E. Я. Чанга ("Спартак", 1966), И. Д.
Бельский ("Ленинградская симфония", 1968; "Щелкунчик", 1980), H. H.
Боярчиков ("Слуга двух господ", 1976), M. M. Плисецкая, H. И. Рыженко и
В. В. Смирнов-Голованов ("Анна Каренина", 1978), Аз. М. и А. М.
Плисецкие ("Кармен-сюита" по А. Алонсо, 1979); И. Д. Касаткина и В. Ю.
Василёв ("Сотворение мира", 1979; "Пушкин", 1980, - оба А. П. Петрова;
"Повесть о Ромео и Джульетте" С. С. Прокофьева, 1981).
Кон. 60-х-70-е гг. - период расцвета исполнительского иск-ва. Помимо
Меновщиковой, ставшей первой в т-ре нар. арт. СССР, свою
индивидуальность раскрыли Е. Р. Гускина, В. В. Кузнецова, М. П. Окатова,
Е. А. Степаненко, Н. А. Ильченко, К. П. Бруднов, А. А. Григорьев, Н. В.
Остапенко, А. Ф. Фёдоров, Л. А. Воробьёва.
В 1983-93 балетную труппу возглавлял выпускник Ленингр. коне. Ал. А.
Дементьев, к-рый отдавал предпочтение жанрам действенного балета, с
логично выстроенной сюжетной драматургией, имеющей первоисточником, как
правило, лит. классику. Одна из осн. традиций балетной труппы -
тщательная актёрская проработка пластич. партий - свойственна и творч.
почерку Дементьева. Им пост.: "Макбет" (1983, собств. версия балета К.
В. Молчанова), "Комиссар" (1985, первое прочтение партитуры Г. И.
Банщи-кова), "Двенадцать стульев" Г. И. Гладкова (1987), "Петрушка" И.
Ф. Стравинского (1989).
К кон. 80-х гг. т-р обладал обширным классич. репертуаром. Наряду с
"Жизелью" (1963, пост. Е. Ф. Дорофеев, версия Л. М. Лавровского),
"Пахитой" и "Шопе-нианой" (1979, перенос Н. В. Беликовой), "Лебединым
озером" (1976, ред. М. Н. Лазаревой) ставятся "Тщетная предосторожность"
(1982, балетм. Дементьев), "Баядерка" (1984, с восстановленным последним
актом, балетм. П. А. Гусев), "Сильфида" (1985, перенос О. M. Виноградова
по А. Бурнонвилю), "Дон Кихот" (1987, балетм. Т. И. Варламова и Ю. Я.
Дружинин), "Спящая красавица" (1989, ред. К. М. Сергеева, балетм. Т. А.
Соболева), "Вечер хореографии Дж. Баланчина" (1990, перенос Л. В.
Асауляка). В репертуаре появляются две обширные конц. программы под
общим назв. "Бенефис балета", включающие помимо совр. номеров и образцов
нар.-сценич. хореографии новую для свердловской сцены классику:
"Фестиваль цветов в Дженцано" Э. Хельстеда и Паулли (балетм. А.
Бурнон-виль), "Па де катр" на муз. Ц. Пуни (балетм. А. Долин), па де де
из балета "Талисман" Р. Е. Дриго (балетм. М. И. Петипа).
В труппе (на 1994): В. П. Абашева, Н. Б. Антошевская, С. С. Баталов,
Е. А. Белькова, А. В. Боряев, И. Б. Веденеева. Воробьёва, Т. С. Гичина,
Н. Г. Гордиенко, Г. В. Гужелева, С. В. Комиссаров, И. В. Мальчугина, А.
В. Насадович, В. А. Половинкин, А. Ф. Фёдоров, Э. А. Чибиряк.
Педагоги-репетиторы: Т. Ю. Луань-Бинь, Гускина, Фёдоров, К. Г.
Черменская. Гл. дир. Е. В. Бражник. В 1966 т-ру присвоено звание
академического.
Лит.: Федоренко Е., Пути и перепутья поисков Свердловского т-ра им.
А. В. Луначарского, "СБ", 1988,; Чернова Н.. В зеркале Свердловской
сцены, "СМ". 1988. ј 5; Барыкина Л., Вариации на балетную тему, в кн.:
Театр. Свердловск, Свердловск, 1989. Л. В. Барыкина. "ЕНЕЙ И ЛАВЙНИЯ",
героико-пантомим-ный балет в 4 актах. Комп. Г. Раупах, сцен. и балетм.
А. Питро. 2.11.1773, Петербург; Еней - Питро, Лавиния - С. Обри, Венера
- В. М. Михайлова, Латин - Т. Слепкин, Царица - Ж. Фузи, Турн - Т. С.
Бубликов, Акаф - К. Фабиани. Г. Н. Добровольская.
ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич [10(23).2.1910, Петербург - 12.12.1975,
Москва], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1970). По
окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв) в 1926-30 ведущий танцовщик
Петрогр. т-ра оперы и балета, в 1930-58 - Большого т-ра. Партии: Бог
ветра ("Талисман"), Голубая птица; Гений вод ("Конёк-Горбунок", все
1926), Базиль; Купец ("Корсар"), Зимняя птица
("Ледяная дева", все 1927), Зигфрид (1928), Китайский фокусник и
Божок ("Красный мак", балетм. В. И. Пономарёв, Л. С. Леонтьев, первое
исполнение, 1929), Фрон-досо ("Комедианты", 1931), Филипп ("Пламя
Парижа", 1933 и 1947; Гос. пр. СССР, 1947), Тибул ("Три толстяка"),
Классический танцовщик ("Светлый ручей", обе 1935), Альберт; Абдерахман
("Раймонда", обе 1945), Тибальд (1946, балетм. Л. М. Лавровский, первое
исполнение в Большом т-ре), Ли Шанфу ("Красный мак", Гос. пр. СССР,
1950); Евгений ("Медный всадник"), Рипафратта ("Мирандолина", балетм. В.
И. Вайнонен, первое исполнение) - все 1949; Северьян ("Сказ о каменном
цветке", балетм. Лавровский, первое исполнение), Гирей ("Бахчисарайский
фонтан") -обе 1954, Ганс ("Жизель", 1955). Снимался в кинофильме-балете
"Ромео и Джульетта" (1955).
Пост.: "Соловей" М. Е. Крош-нера (1939, совм. с Ф. В. Лопухо-вым,
Минский т-р), "Повесть о любви" В. А. Золотарева (1953; др. назв.
"Пламенные сердца", 1955, там же), "Мир победит войну" на сб. муз. совр.
композиторов (1952, Большой т-р, единств. исполнитель).
E. - один из самых ярких представителей рус. балетной школы 20-40-х
гг., сыгравший историч. роль в жизни рус. балета. Именно Е. пошел дальше
всех, разрушая устойчивый, сложившийся в имп. т-ре стереотип учтивого и
галантного танцовщика-кавалера. Его интерпретации классич. репертуара
были неожиданны, остры и глубоки, а сама манера танцевать - необычайно
экспрессивна. Именно Е. изменил многие представления о возможностях
мужского танца и в нек-рых областях (вращения в воздухе и на полу,
большие прыжки, а главное - темпы движений) вывел мужской танец на новый
уровень виртуозности, утвердившийся в качестве нормы в иск-ве
танцовщиков след. поколения и прежде всего - его учеников (впрочем,
нек-рые достижения E. - тройные туры в воздухе, двойные револьтады - не
повторены и поныне). Для переворота, к-рый Е. совершил в мужском танце,
у него были все данные: ненасытный фанатизм экспериментатора и острый
холодный интеллект, бесстрашие, одержимость, отчаянная готовность идти
на любой риск и чисто физическая неутомимость. Взлёт Е. длился чуть
более десяти лет.
Сказались немыслимые мышечные перегрузки, и в 1937 он повредил себе
ногу. Но, главное, менялась художеств, атмосфера, менялся, становясь
более благопристойным, исполнит, стиль, бунтарство Е. начинало выглядеть
вызывающим и неуместным. Кроме того, утверждался драмба-лет -
пантомимная форма балетного т-ра, в к-ром уникальный танцевальный дар Е.
не находил применения и ведущим балетмейстерам казался обузой.
Вернувшись в 1939 на сцену Большого т-ра, Е. продолжал танцевать
ведущие партии (правда, не достигая прежних высот), но нашел себя вновь
- уже в качестве ярчайшего пантомимного артиста. Он демонстрировал
живописную внешнюю форму, эффектный и выразит, пластич. жест, но,
главное, обнаружил необычайную для балетного т-ра глубину и остроту
внутр. переживаний. По силе воздействия на зрительный зал его можно было
сравнить с крупнейшими драм. артистами. С кон.30-х годов Е. пробует себя
в качестве балетмейстера. Однако балетм. деятельность Е., несмотря на
шумный успех и очевидную художеств, смелость его постановок, не получила
развития: Е., прирожденный хореограф, был неудачливым либреттистом,
находившимся во власти вульгарных социологич. схем, распространённых в
сов. иск-ве.
Не менее драматичной, но гораздо более плодотворной была деятельность
Е.-педагога. По складу характера не склонный терпеливо сносить рутинный
ход каждодневной школьной педагогики, Е. недолго возглавлял МХУ
(1968-72). Зато с успехом и увлеченно (в 1960-75) вёл класс мастеров в
Большом т-ре, занимаясь только с талантливыми и отдавая все силы души
только звездам. Ученики: В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, А. Б. Годунов.
Гос. пр. СССР (1946) за выдающиеся достижения в области балета.
Лит.: А. Ермолаев, М., 1974; Г a e в-с к и и В., Дивертисмент, М.,
1981; А. Ермолаев. М., 1982. В. М. Гаевский.
ЕРМОЛОВ Иван Алексеевич
[5(17).11.1831 - 29.3(11.4).1914], артист, педагог. Сын театр.
искгардеробщика, дядя драм. актрисы M. H. Ермоловой. По окончании Моск.
театр. уч-ща в 1850-82 в Большом т-ре. Выступал в ведущих партиях
романтич. репертуара:
Альберт; Джеймс ("Сильфида"), Рыбак ("Дочь фараона"), Грен-гуар
("Эсмеральда"). Актёрская выразительность сочеталась у Е. с высокой
техникой танца. Классич. танцовщик, Е. исполнял и характерные танцы, и
мимич. роли. Оставив сцену, в 1882-98 вёл класс усовершенствования
солистов балетной труппы т-ра. В 1880-98 преподавал в Моск. театр.
уч-ще. Среди его учеников - В. Д. Тихомиров. Учил бальным танцам детей
моек. купца С. В. Алексеева, в т. ч. и Костю Алексеева (по сцене К. С.
Станиславского).
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М.,
1963.
Г. Ю. Бродская.
ЕРОПКИН Иван Лаврентьевич
(1764, Москва - 1814, Харьков), артист. В 1780 окончил школу моек.
Воспитательного дома (ученик Л. Парадиза). В 1780-83 в Вольном
Российском т-ре К. Книппера, в 1783-92 в придв. т-ре в Петербурге. Был
одним из лучших исполнителей комич. ролей. В 1810-14 преподавал бальные
танцы в Харьковском ун-те.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л.-М., 1958; Бахрушин Ю. А., История рус. балета, Зизд., М., 1977.
Е. H. Надеждина.
ЕСАУЛОВА Ксения Андреевна [28.10(11.11).1911, Краснодар - 12.3.1989,
Пермь], артистка, балетмейстер, педагог. По окончании ЛХУ (педагоги М.
Ф. Романова и А. П. Бочаров) с 1934 характерная танцовщица Ленингр.
Малого т-ра. В 1937 окончила пед. (педагог А. Я. Ваганова) и балетм.
(педагог Ф. В. Лопухов) отд. ЛХУ. В 1941-5 балетм. фронтовых бригад на
базе Ленингр. Дома Красной Армии им. Кирова, в 1949-65 (с перерывами)
балетм. и гл. балетм. Пермского т-ра. Пост.: "Испанское каприччио" на
муз. И. А. Римского-Корсакова (1949), "Доктор Айболит" (1950),
"Эсмеральда" (1952), "Щелкунчик" (1955). Работала также в качестве
балетмейстера-постановщика в Новосибирском, Саратовском т-рах, т-ре в
Улан-Удэ, Воронежском хореогр. уч-ще. Балетмейстерский дар Е. особо
сказался в пост. многочисленных (ок. 150) номеров конц. репертуара. С
1949 преподавала классич. и нар.-сценич. танец в Пермском хореогр. уч-ще
(в 1957-65 худ. рук., в 1974-89 ведущий педагог нар.-сценич. танца).
Крупный знаток нар.-сценич. танца, Е. возглавляла метод, объединение
педагогов этого профиля в Пермском хореогр. уч-ще, автор учебника
"Народно-сценический танец" (рукопись).
Лит.: Коробков С. И., Путь в большой балет. Семь уроков в Пермском
хореогр. уч-ще, Пермь, 1989. С. H. Коробков.
ЕФИМОВ Борис Григорьевич (р. 24.12.1951, Москва), артист. По
окончании МХУ (педагоги Е. П. Валукин, П. А. Пестов) в 1970-90 в Большом
т-ре. Дебютировал в партии Коралла ("Конёк-Горбунок"). Партии: Ротбарт;
Вакх ("Вальпургиева ночь"), Вронский ("Анна Каренина"), Юноша ("Гибель
розы"), Гуров ("Дама с собачкой", 1985, балетм. М. М. Плисецкая, первое
исполнение), Тригорин ("Чайка"), Коррехидор ("Кармен-сюита"), Артынов
("Анюта"). Партнёр Плисецкой. Танцовщик благородной, мужественной формы,
мастер поддержек. Снимался в телеэкранизации балета "Дама с собачкой"
(1986).
А. Э. Чижова.
ЕФИМОВ (наст. фам. Грузин) Ефим Григорьевич (23.6.1910, Киев -
6.7.1986, Новосибирск), артист, балетмейстер. По окончании студии при
Киевском т-ре в 1930-45 в т-рах Свердловска, Баку, Саратова, Ташкента,
Винницы, Еревана. В 1945-65 в Новосибирском т-ре. Партии:
Гирей, Клод Фролло; Абдерахман ("Раймонда"), Гамаш ("Дон Кихот"),
Доктор Айболит и Бармалей ("Доктор Айболит"). Танцовщик ярко игрового,
пантоми-мич. плана. В Новосибирском т-ре пост. "Бахчисарайский фонтан"
(1949), возобновил балет "Доктор Айболит" (1953 и 1966), ставил танцы в
операх.
Лит.: Ромм В., Большой т-р Сибири, Новосиб., 1990. M. H. Малков.
ЕФРЕМОВА Светлана Викторовна (р. 24.11.1946, Чебоксары), артистка.
Засл. арт. РСФСР (1977). По окончании ЛХУ (педагог Н. В. Беликова) в
1966-92 в Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Неле ("Тиль
Уленшпигель", 1977, балетм. В. Н. Ели-зарьев), Муза поэта ("Пушкин",
1979, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв). Др. партии: Чертовка
("Сотворение мира"), Сюимбике; Сильфида ("Шопениа-на"), Жизель, Аврора,
Ширин, Гюльнара, Золушка; принцесса Флорина ("Спящая красавица"),
Птица-мечта ("Икар"), Офелия ("Гамлет"), принцесса Роза ("Зачарованный
принц"), Хасинта ("Лауренсия"). Лирико-драм. танцовщица, обладающая
виртуозной техникой. 1-я пр. Между нар. конкурса артистов балета в Варне
(1968). Снималась в телефильмах-концертах "Принц и Золушка" (1975),
"Приглашение к танцу" (1980).
Лит.: Чистякова В., Молодой балет, "Нева", 1973, ј1; СтупниковИ.,
Поэзия танца, в кн.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л., 1977.
И. В. Ступников.
ЕФРЕМОВА (по мужу Кузнецова) Фаина Порфирьевна (р. 7.11.1923,
Москва), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). По окончании МХУ
(педагог Г. П. Петрова) в 1941-69 в труппе Большого т-ра. Была одной из
ведущих характерных танцовщиц, её танец отличался зажигательным
темпераментом, умением выявить разнообразные нац. краски. Партии: джига
("Дон Кихот"), сарацинский и венгерский танцы ("Раймонда"), Чага
("Половецкие пляски"), тарантелла ("Мирандо-лина"), джига ("Алые
паруса"),
Огненная ведьма ("Шурале"). Первая исполнительница партий: танцы в
опере "Проданная невеста" Б. Сметаны (1947, балетм. В. И. Вайнонен),
тарантелла ("Медный всадник", 1949, балетм. Р. В. Захаров), курдский
танец ("Гаянэ", 1957, балетм. Вайнонен), Пиратка ("Спартак", 1958,
балетм. И. А. Моисеев), Чертовка и Русская кукла ("Щелкунчик", 1966,
балетм. Ю. Н. Григорович). Е. обладала незаурядной пальцевой техникой,
к-рая использовалась в таких партиях, как Красная шапочка ("Спящая
красавица"), китайский танец ("Щелкунчик"). Вместе с мужем А. В.
Кузнецовым много и успешно выступала на конц. эстраде с программами из
оригинальных номеров, пост. Кузнецовым, П. П. Вирским. В 1970- 73
педагог МХУ, в 1973 ассистент балетм. в Каирской опере, в 1975-80
педагог-репетитор Моск. т-ра ЭСТраДЫ.
И. В. Челомбитько.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.