Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Русский балет. Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ф

ФАБИАНИ (Fabiani) (гг. рожд. и смерти неизв.) Джузеппе (Иосиф.
Йозеф), флорентиец. Ф. и его жена Мавра Ф., родом из Болоньи, итал.
танцовщики. Приехали в Петербург летом 1750. Были приняты в придв.
балетную труппу и дебютировали в балетах А. Ринальди при опере
"Беллеро-фонт" (1750). Исполнители партий в "серьёзных" балетах.
Выступали во мн. др. пост. Ринальди, затем Ф. Гильфердинга - "весёлое
тройное па" при опере "Олимпиада" (1762), к-рое Дж. Ф. танцевал с женой
и сыном; в "Возвращении Аполлона на Парнас" при опере "Карл Великий"
(1763), где Дж. Ф. исполнил партию Пинда-ра, а М. Ф. - музы Эрато. В
1764 им была предложена отставка, и в 1765 они уже были в Венеции, где
именовали себя "прима-балериной и первым танцовщиком Ея Императорского
Величества императрицы России".
Лит.: Штелин Я., Сокращённые известия о рус. танцах и театр, в России
балетах, "СПБ вестник", 1779, OKT.; его же, Музыка и балет в России
XVIII в., пер. с нем., Л., 1935; Всеволодски й-Г e p н г-р о с с В., Т-р
в России при императрице Елизавете Петровне, П , 1919, коррект. экз., в
ГПБ;
Плещеев А., Наш балет, 2 изд., СПб., 1899; М о о s e r R.-А., Annales
de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siecle, t. 1-2,
Gen., [1948-5l]. Г. Н. Добровольская.
ФАБИАНИ (Fabiani) Микеле (Камилло) (гг. рожд. и смерти неизв.), итал.
танцовщик, возможно сын четы Фабиани. В 1765 в Венеции пост. балеты
"Любовные проделки Зефира" и "Волшебная гирлянда". Приехал в Петербург
ок. 1770 и был принят в придв. балетную труппу. Партии:
Оскольд ("Семира", 1772, балетм. Г. Анджолини), Акаф ("Еней и
Лавиния", 1773, балетм. А. Питро), Финей ("Андромеда", 1772, балетм. П.
Гранже). Исполнял "серьёзные" танцы в "Новых аргонавтах" (1770),
участвовал в балете "Прибежище Купидона" при опере "Антигон" (1770, оба
балетм. Анджолини), в балетах при операх "Антигона" (1772, балетм.
Питро), "Купидон и Пси-ша" (1773, балетм. Гранже). Ф. приписывается
балет (или сцен.) "Хитрая чепечница" (1794).
Лит.: Mooser R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie
au XVIII-me
siecle, t. 2, Gen., [195l].
Г. Н. Добровольская.
ФАДЕЕЧЕВ Алексей Николаевич (р. 16.8.1960, Москва), артист. Засл.
арт. РСФСР (1987). Сын Н. Б. Фадеечева. По окончании МХУ (педагог А. А.
Прокофьев) с 1978 в Большом т-ре. В 1988 окончил балетмейстерско-пед.
ф-т ГИТИСа. Партии: Зигфрид; Парис ("Ромео и Джульетта"), Макбет
("Макбет"), Принц ("Деревянный принц"), Дезире; Лётчик ("Маленький
принц"), Жан де Бриен;
Иван Грозный ("Иван Грозный"), Альберт, Спартак; Сирано ("Си-рано де
Бержерак"), Принц ("Щелкунчик"), Базиль ("Дон Кихот"; Т-р им.
Палиашвили).
Партнёр Н. Г. Ананиашвили. Ф. обладает мягким прыжком, его танец
отличается благородной сдержанностью, элегантностью и выразительностью.
Ф. в равной степени удаются контрастные по характеру образы. Выступал в
зарубежных труппах: т-р "Сан-Карлуш" (Лиссабон, 1989, 1990), Голландский
нац. балет (Амстердам, 1989), т-р "Ко-вент-Гарден" (Лондон, 1990),
Финский нац. балет (Хельсинки, 1990). Снимался в телефильмах-концертах
"Я хочу танцевать", "Фрагменты одной биографии" (оба 1985), в телефильме
"Всё проходит как миг..." (1992).
Лит.: Гришина Е., Три дебюта, "КиЖ", 1982, ј 11; ее же, А. Фадеечев,
"СБ", 1986, ј6; Львов-Анохин Б., Постижение худож. правды, "МЖ", 1987, ј
8;
Виллис M., В Королевском балете, "СБ", 1991, ј3. А. Э. Чилсова.
ФАДЕЕЧЕВ Николай Борисович (р. 27.1.1933, Москва), артист, педагог.
Нар. арт. СССР (1976). По окончании МХУ (педагог А. М. Руденко) в
1952-77 в Большом т-ре. Первый исполнитель партий: Гармодий ("Спартак",
1958, балетм. И. А. Моисеев), Данила
(1959, балетм. Ю. И. Григорович), Ильяс ("Асель", 1967, балетм. О. М.
Виноградов), Хозе ("Кармен-сюита", 1967, балетм. А. Алонсо), Солист
("Прелюдия" на муз. Баха, 1967, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю.
Василёв), Каренин ("Анна Каренина", 1972, балетм. М. М. Плисецкая, И. И.
Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов). Др. партии:
Зигфрид, Голубая птица, Дезире, Альберт, Фрондосо, Ромео, Вацлав, Жан
де Бриен, Армен;
Юноша ("Шопениана"), Иван-царевич ("Жар-птица"). Был партнёром Г. С.
Улановой, Плисецкой, И. В. Тимофеевой. Танцу Ф. присущи строгая классич.
форма, музыкальность, мягкость исполнительской манеры, скульптурная
красота поз. Созданные Ф. образы лирич. героев неизменно отличались
сдержанностью и благородством. С 1977 педагог-репетитор Большого т-ра, с
1993 также "Академии Ренессанс балет". Снимался в кинофильме-балете
"Лебединое озеро" (1957), в кинофильме-концерте "Балерина" (1969), в
телефильме-концерте "Хореографические новеллы"
(1973), в телеэкранизации балета "Раймонда" (1973).
Лит.: Габович М., Н. Фадеечев, "Т", 1958, ј 10; Львов-Анохин Б.,
Мужественный лиризм, "ТЖ", 1965, ј 2; его же, Н. Фадеечев, в сб.: Наш
Большой т-р, М., 1976; Киселев В., Н. Фадеечев, "СМ", 1977, ј11; Дешкова
И.,В мире чистых надежд и устремлений, "СБ", 1983, ј 6;
Гришина E., Н. Фадеечев, M., 1990.
E. П. Белова.
"ФАДЕТТА", "Дикарка", балет в 3 актах, 4 картинах на муз. балета
"Сильвия" Л. Делиба, сцен. Л. М. Лавровский, В. Н. Соловьёв (по мотивам
повести Ж. Санд "Маленькая Фадетта"). 21.3.1934, выпускной спектакль
ЛХУ, на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета, муз. дополнена произв. Ж.
Массне, А. Тома, Ф. Обера, Р. Е. Дриго (в обработке Е. А. Дубовского).
Балетм. Лавровский, реж.-консультант Соловьёв, худ. Н. Н. Никифоров,
дир. Дубовской; Фадетта - Н. В. Красноше-ева, Мадлон - Г. Н. Кириллова.
9.6.1936, Ленингр. Малый т-р, муз. дополнена из др. произв. Делиба (в
обработке П. Э. Фельдта), балетм. тот же, худ. Б. М. Эрбштейн, дир.
Фельдт; Фадетта - В. М. Розенберг, Мадлон
- Кириллова, Андре - С. П. Дубинин, Рене - Н. А. Зубковский.
20.1.1945, там же, балетм. Б. А. Фенстер (по Лавровскому), дир. Е. М.
Корнблит; Фадетта - Кириллова, Мадлон - К. В. Леонидова, Андре - H.C.
Соколов, Рене
- В. М. Тулубьев. 30.10.1965, под назв. "Д и-к а р к а" ("Ф а д e т т
а"), там же, новая ред., балетм. Г. И. Исаева (по Лавровскому), худ.
Эрбштейн, П. А. Штерич (декорации), Т. Г. Бруни (костюмы), дир. О. М.
Берг; Фадетта
- М. П. Мазун, Мадлон - Г. Н. Пирожная, Андре - Ю. П. Литвиненко,
Рене - Ю. В. Малахов. 26.12.1986, там же, балет в 2 актах, балетм. Н. Н.
Боярчиков (использованы фрагменты хореогр. и режиссёрского решений
спектакля 1936), муз. рук. и дир. П. А. Бубель-ников, худ.-постановщики
В. А. Окунев и И. И. Пресс; Фадетта - Р. Н. Кузьмичёва, Мадлон - Т. Н.
Горышина, Андре - С. Ю. Проскуряков. Рене -B.C. Коробков. 20.6.1952,
Большой т-р (филиал), балетм. Лавровский, худ. Т. Г. Старженецкая, дир.
Г. Н. Дугашев; Фадетта - О. В. Лепешинская, Мадлон - В. В. Лопухина,
Андре-В. А. Преображенский, РенеА. В. Кузнецов. В др. городах (в скобках
фам. балетмейстеров): Новосибирск (1948, М. Ф. Моисеев), Свердловск
(1949, В. И. Наум-кин).
Лит.: Фадетта, Л., 1934; Фадетта. Сб. статей к постановке балета в
гос. академич. Малом оперном т-ре, Л., 1936.
Е. Р. Губайдуллина.
ФАЙЕР Юрий Фёдорович
[5(17).1.1890, Киев - 3.8.1971, Москва], дирижёр. Нар. арт. СССР
(1951). В 1919 окончил Моск. коне. Впоследствии учился дирижированию у
А. Ф. Арендса. С 1906 солист-скрипач и концертмейстер разл. оркестров, в
1909-10 концертмейстер и дир. Рижской оперы, в 1914-15 - Оперного т-ра
С. И. Зимина (Москва). С 1916 концертмейстер и солист оркестра Большого
т-ра, с 1919 дир., в 1923-63 постоянный дир. балета этого т-ра
(репертуар Ф. насчитывал св. 50 балетов). В сотворчестве с выдающимися
композиторами и хореографами Ф. создал спектакли, вошедшие в золотой
фонд балетного т-ра. Дирижёрскому иск-ву Ф. были присущи глубокое
понимание законов хореографии и неизменное чувство стиля как классич.,
так и совр. балетной музыки. Участвовал в первых пост. балетов (в
скобках фамилии балетмейстеров): "Безделушки" на муз. В. А. Моцарта
(1922, А. А. Горский), "Вечно живые цветы" на муз. Б. В. Асафьева и др.
комп. (1922, Горский, К. Н. Баранов), "Миллионы Арлекина" Р. Е. Дриго
(1924, В. А. Рябцев), "Эсме-ральда" Ц. Пуни и Р. М. Глиэра (1926, В. Д.
Тихомиров), "Красный мак" (1927, Тихомиров, Л. А. Лащилин; новая ред.,
1949, Л. М. Лавровский; Гос. пр. СССР, 1950), "Смерч" Б. Бера (1927, К.
Я. Голейзовский), "Карнавал" (1928, Голейзовский), "Футболист" В. А.
Оранского (1930, Лащилин, И. А. Моисеев), "Комедианты" Глиэра (1931, А.
И. Чекрыгин), "Шопениана" (1932, он же, по М. М. Фокину), "Щелкунчик"
(1932, Чекрыгин, А. М. Монахов), "Са-ламбо" Арендса (1932, Моисеев),
"Пламя Парижа" (1933, 1947, В. И. Вайнонен), "Жизель" (1934, Монахов;
1944, Лавровский), "Три толстяка" Оранского (1935, Моисеев), "Светлый
ручей" Д. Д. Шостаковича (1935. Ф. В. Лопухов), "Бахчисарайский фонтан"
(1936, Р. В. Захаров), "Спящая красавица" (1936, А. М. Мессерер,
Чекрыгин; 1952, Мессе-рер, М. М. Габович), "Лебединое озеро" (1937,
1956, Мессерер), "Аистёнок" (1937, А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А.
Поспе-хин), "Кавказский пленник" (1938, Захаров), "Светлана" Д. Л.
Кле-банова (1939, Радунский, Попко, Поспехин), "Дон Кихот" (1940,
Захаров, по Горскому, с отд. номерами Голейзовского), "Тарас Бульба"
(1941, Захаров), "Тщетная предосторожность" (1943, Мессерер), "Раймонда"
(1945, Лавровский), "Золушка" (1945, Захаров; Гос. пр. СССР, 1946),
"Шопениана" (1946, Лавровский, по Фокину), "Ромео и Джульетта" (1946,
Лавровский;
Гос. пр. СССР, 1947), "Коппелия" (1949, E. И. Долинская, Радунский,
по Горскому), "Медный всадник" (1949, Захаров), "Сказ о каменном цветке"
(1954, Лавровский; 1959, под назв. "Каменный цветок", Ю. Н. Григорович),
"Лауренсия" (1956, В. М. Чабу-киани), "Гаянэ" (1957, Вайнонен),
"Спартак" (1958, Моисеев), "Подпоручик Киже" на муз. С. С. Прокофьева
(1963, А. А. Лапаури, О. Г. Тарасова). Гос. пр. СССР (1941).
Соч.: Записки балетного дирижера, "СМ", 1960, ј 10; О себе, о музыке,
о балете, 2 изд., М., 1974.
Лит.: Григорьев Л., Платек Я., Совр. дирижёры, М., 1969; А с т e л ь
А., Ю. Ф. Файер, в сб.: Мастера Большого т-ра, М., 1976. В. А. Кулаков.
ФАРМАНЯНЦ Георгий Карапе-тович (4.11.1921, г. Бежецк Тверской обл. -
11.7.1995, Москва), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1951). Брат Е. К.
Фарманянц. По окончании МХУ (педагог П. А. Гусев) в 1940-62 в Большом
т-ре. Партии:
Нурали; Продавец воздушных шаров ("Три толстяка"), Базиль;
Шут ("Лебединое озеро"), Голубая птица, Колен; Шут ("Ромео и
Джульетта"), Океан ("Конёк-Горбунок"), Филипп ("Пламя Парижа"), Акробат
("Красный мак"), Франц. Танец Ф. отличался стремительностью, чёткостью и
необычайно высоким прыжком-полётом. Часто выступал в концертах, исполняя
с виртуозным блеском знаменитый "Гопак" из балета "Тарас Бульба"
(балетм. Р. В. Захаров). Снимался в кинофильме-концерте "Большой
концерт" (1951). В 1962-84 педагог-балетм. Ансамбля песни и пляски Сов.
Армии, с 1984 - Ансамбля песни и пляски Моск. воен. округа.
Лит.: Г. Фарманянц М., 1953 (буклет).
В. И. Зарубин.
ФАРМАНЯНЦ Евгения Карапетовна (р. 3.9.1920, г. Бежецк Тверской
обл.), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1968). Сестра Г. К.
Фарманянца. По окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в 1938-59 в Большом
т-ре. Партии:
Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Лиза; Коломбина ("Медный всадник"),
Чага ("Половецкие пляски"), Огненная ведьма ("Шурале"); исполняла
характерные танцы в балетах "Раймонда", "Конёк-Горбунок", "Дон Кихот",
"Миранд олина", а также в операх. С 1939 педагог
МХУ. В. И. Зарубин. "ФАУСТ", балет в 3 актах 7 картинах (на сюжет
средневековой легенды о докторе Фаусте). Комп. Дж. Паницца, М. Коста,
Дж. Бай-етти, сцен. и балетм. Ж. Перро. 12.2.1Н48, т-р "Ла Скала",
Милан, худ. К. Фонтана; Маргарита - Ф. Эльслер, Фауст - Э. Катте,
Мефистофель - Перро. В России: 2.2.1854, Большой т-р, Петербург, комп.
Паницца, Ц. Пуни, балетм. Перро; Маргарита - Г. Иелла (позже Н. К.
Богданова, А. Феррарис). 2.11.1867, Мариинский т-р. балетм. М. И. Петипа
(по Перро), худ. П. А. Исаков, Ф. Серков, А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер и
Ф. И. Шень-ян; Маргарита - М. С. Петипа. 12.12.1861, Большой т-р,
Москва, сцен. Перро, балетм. К. Блазис, худ. А. Бредов, П. А. Исаков, И.
Куканов, И. И. Шангин, Ф. К. Вальц, дир. П. Н. Лузин; Маргарита - П. П.
Лебедева, Фауст - С. П. Соколов, Мефистофель - Ф. А. Рейнс-гаузен. 1866,
там же, возобн., дир. С. Я. Рябов;
Маргарита - А. И. Собещанская. 1875, там же, Маргарита-П. М.
Карпакова. 27.12.1888, под назв. "Семь смертных грехо в", там же,
балетм. А. Н. Богданов (по Перро - Петипа); Маргарита - К. Брианца.
Е. В. Сергеенко.
ФЕДИЧЕВА Калерия Ивановна (20.7.1936, станция Усть-Ижоры Ленингр.
обл.-18.10.1994, Нью-Йорк), артистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1967).
По окончании ЛХУ (педагог Л. М. Тюнтина) в 1955-75 в Т-ре им. Кирова.
Ведущая классич. балерина. Первая исполнительница партий: Отчаяние
("Берег надежды", 1959, балетм. И. Д. Бельский), Девушка ("Ленинградская
симфония", 1961, балетм. тот же), Каролина ("В порт вошла "Россия"",
1964, балетм. К. М. Сергеев), Хуана ("Жемчужина", 1965, балетм. К. Ф.
Боярский), Клитемнес-тра ("Орестея", 1968, балетм. Г. Д. Алексидзе),
Гертруда ("Гамлет", 1970, балетм. Сергеев), принцесса Колючка
("Зачарованный принц", 1972, балетм. О. М. Виноградов), Красавица
("Блудный сын", 1974, балетм. М. Мурд-маа). Партии классич. репертуара:
Одетта-Одиллия; Китри и Повелительница Дриад ("Дон Кихот"), Гамзатти и
Никия ("Баядерка"), феи Сирени и Смелости ("Спящая красавица"),
Раймонда; Мирта ("Жизель"). Динамика, присущая танцу Ф., была особенно
выигрышна в совр. репертуаре, и прежде всего там, где преобладала
героич. патетика; героини Ф. были призваны сметать всё на своём пути,
наслаждаясь и самим процессом борьбы, и результатами её. К лучшим
созданиям Ф. принадлежат партии Девушки и Лауренсии. Ф. тяготела к
характерам темпераментным, масштабным. Иногда ей удавались и драм.
образы: миниатюра "В порту" в "Хореографических миниатюрах" балетм. Л.
В. Якобсона, но драматическое истолковывалось актрисой чаще как
преодоление внешних препятствий, требовавших одержимости и напора, а не
внутренней, психологич. борьбы. Др. партии: Зарема, Эги-на, Хозяйка
Медной горы; Сари ("Тропою грома"), баронесса Штраль ("Маскарад"),
Чертовка ("Сотворение мира"). Злюка ("Золушка"), Царица бала ("Медный
всадник"), Береника ("Египетские ночи"). Куртизанка
("Отелло"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"). Земля ("Далёкая
планета"). Снималась в док. фильме "Ленинградский балет" и
телефильме-концерте "Симфония фонтанов" (обе 1966). С 1976 жила за
рубежом. Преподавала в частной балетной школе близ Нью-Йорка, работала
как балетмейстер.
Лит.: К. Федичева и О. Соколов, "ТЛ", 1962, ј 14; Крахмальникова А.,
Харлап А., Не Одетта-Одиллия!, "ТЖ", 1966, ј 1; Танцует К. Федичева,
"ТЛ". 1967, ј К); Рассказывает К. Федичева, там же, 1967, ј 46; Соколов
А.. К. Федичева, в сб.: Ленингр. балет сегодня, в. 2, Л., 1968;
Прохорова В.. Неожиданные грани, "ТЖ", 1972, ј 18. А. А.
Соколов-Каминский.
ФЕДОРЕНКО Елена Геннадиевна (р. 25.5.1957, Москва), балетный критик.
Окончила театроведческий ф-т ГИТИСа в 1979. Канд. иск-ведения (1986). В
1982-91 науч. редактор ж. "Сов. балет". С 1991 зав. лит. частью Т-ра
балета КДС. Автор работ о балетных спектаклях и мастерах хореографии.
Соч.: Страницы театр, летописи, "СБ". 1983, ј 3; Гармонически ясный
талант (о Л. Иванове), "СБ". 1984, ј 1; Чувствуя душу спектакля, "СБ".
1984, ј 6; Романтик танца (о А. Богатыреве). "СБ", 1986, ј 4; E.
Чикваид-зе, "СБ", 1986, ј l. H. Ю. Чернова.
ФЕДОРОВ Александр Фёдорович (р. 2.4.1947, д. Байдеряково
Чебоксарского р-на, Чувашия), артист, педагог. Засл. арт. Чуваш. АССР
(1970) и РСФСР (1980). По окончании ЛХУ (педагог К. В. Шатилов), с 1966
в Чуваш, муз. т-ре (г. Чебоксары). Исполнял гл. партии классич.
репертуара, а также партии в нац. балетах ("Сарпиге", балетм. В. Ф.
Богданов). С 1971 в Свердловском т-ре. Первый исполнитель партий:
Принц ("Золушка", 1972, балетм. Б. Халиулов), Банко ("Макбет", 1983),
Сиплый ("Комиссар", 1985; оба балетм. АН. А. Дементьев). Др. партии:
Альберт, Щелкунчик-принц, Ферхад, Меркуцио; Тореро ("Кармен-сюита"),
Колен и Мар-целина ("Тщетная предосторожность"), Пушкин ("Пушкин"),
Дезире; Труффальдино ("Слуга двух господ"), Франц. Танец Ф. отличает
лёгкий прыжок и чистота исполнения мелких движений. С 1972
педагог-репетитор
СверДЛОВСКОГО Т-ра. Л. В. Барыкина.
ФЕДОРОВ Николай Геннадиевич (р. 6.10.1950, Москва), артист. Засл.
арт. РСФСР (1983). По окончании МХУ (педагог П. А. Пестов) в 1970-90 в
Большом т-ре. Первый исполнитель партий:
Чёрный человек ("Моцарт и Сальери", 1973), Дон Хуан ("Любовью за
любовь", 1976; оба балетм. В. Боккадоро). Др. партии: Юноша
("Шопениана"), Курбский ("Иван Грозный"), Зигфрид, Дезире, Щелкунчик;
Вишенка ("Чиполли-но"), Парис ("Ромео и Джульетта"), Альберт. Танцу Ф.
свойственны чёткость хореогр. рисунка, музыкальность, актёрская
выразительность, мягкая исполнительская манера. Его героям была близка
тема радостного и тревожного вступления в жизнь, окрашенная то
драматизмом, то лирич. мечтательностью. 1-я пр. Всес. конкурса артистов
балета в Москве (1976), 3-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в
Варне (1976), 3-й пр. Междунар. конкурсов артистов балета в Японии
(1978, 1984). Снимался в телефильме "Гран па" (1985). С
1990вице-президент японской фирмы "Джапан па-де-де" и худ. рук. студии
при труппе "Ателье де балле" (Иокогама). Возобновил "Дон Кихот" (1993,
"Ателье де балле") и "Вечер в честь Петипа" (1993, Т-р Аояма, Токио).
Преподаёт классич. танец в балетных школах Японии.
Лит.: Гринев Е., Н. Федоров, "МЖ", 1978, ј3; Петрова E., В дуэте с
Кумико Маэдой, "ТЖ", 1978, ј 21; Луцкая E., Плодотворное сотрудничество,
[беседа с И. Федоровым], "МЖ", 1982, ј 9. E. П. Белова.
ФЕДОРОВА Нина Александровна [р. 4(17).2.1916, Петроград], артистка,
балетмейстер. По окончании ЛХУ (педагоги А. Я. Ваганова, А. В. Лопухов)
в 1937-59 в Т-ре им. Кирова. Ученицей исполняла в выпускных спектаклях
ЛХУ центр, партии: Невеста ("Андалузская свадьба", 1936, балетм. Н. А.
Анисимова), Зем-фира ("Цыганы", 1937, балетм.
Н. А. Камкова). Ведущая характерная танцовщица, выступавшая вначале и
в классич. репертуаре: подруга Китри ("Дон Кихот"), фрески
("Конёк-Горбунок"). Строгая, точная, выверенная форма танца,
приобретённая в работе с Лопуховым, изысканность пла-стич. рисунка,
темперамент способствовали успеху Ф. в характерных и игровых партиях:
Мерседес ("Дон Кихот"), Тереза-баска ("Пламя Парижа"), Огненная ведьма
("Шурале"), Жена хана ("Конёк-Горбунок"), фея Кара-бос; Восточная и
Эфиопская принцессы ("Золушка"), Айша ("Гаянэ"). Исполняла характерные
танцы в балетах "Лебединое озеро", "Баядерка", "Раймонда", "Дон Кихот",
"Лауренсия", а также в операх. В годы блокады Ленинграда в составе конц.
бригады выступала в госпиталях и на фронтах (1941-42). Ставила номера,
переносила классич. спектакли на сцены мн. городов страны. Осуществляла
пост. в хореогр. уч-щах Ленинграда, Минска, Перми, Саратова.
Л. Л. Соколов-Каминский.
ФЕДОРОВА Ольга Васильевна [12(25).6.1882, Москва - 1942, Ленинград],
артистка. Засл. арт. Республики (1924). По окончании Моск. театр. уч-ща
(педагоги И. Н. Хлюстин, А. А. Горский) с 1900 в Большом т-ре, в 1909-28
в Мариинском т-ре. Первая исполнительница партий: Солистка ("Арагонская
хота", 1916, балетм. М. М. Фокин), Ежи-баба ("Ночь на Лысой горе", 1924,
балетм. Ф. В. Лопухов). Обладала эффектной сценич. внешностью, стихийным
темпераментом. Партии:
Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"). Исполняла характерные
танцы в балетах: "Конёк-Горбунок", "Раймонда", "Лебединое озеро",
"Баядерка", "Арагонская хота", "Исламей", "Корсар".
Лит.: Бродерсен Ю., О.Федорова. "Еженедельник академич. т-ров", 1924,
ј 7;
Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л..
1972;
Михайлов М., Молодые годы ленингр. балета. Л-, 1978; Слонимский Ю.,
Чудесное было рядом с нами. Л., 1984.
В. В. Киселёв.
ФЕДОРОВА (Фёдорова 2-я) Софья Васильевна [16(28).9.1879, Москва -
3.1.1963, Нёйи, под Парижем], артистка. По окончании Моск. театр. уч-ща
в 1899- 1919 в Большом т-ре. Исполняла вначале преим. характерные танцы:
чардаш ("Коппелия"), испанский ("Лебединое озеро"), панаде-рос
(Раймонда"), украинский и цыганский ("Конёк-Горбунок"). Первая значит,
партия - Мерседес ("Дон Кихот", 1900). Первая исполнительница в пост. А.
А. Горского: Уличная танцовщица ("Дон Кихот", 1900), Хита ("Дочь
фараона", 1905), Селестен ("Роберт и Бертрам, или Два вора", 1906),
жрица Молоха ("Саламбо", 19.10). Для неё Горский поставил заново партии
жены Хана ("Конёк-Горбунок", 1901) и Лизы (1905), а также "Танец Анитры"
(1901). Обладая выразительностью драм. актрисы, стихийным темпераментом,
доходящим порой до исступления, экстаза, Ф. создавала образы, насыщенные
внутренним трагизмом. "Её область -тёмная мистика души", - писал Вяч. И.
Иванов. Однако стремление к жизненной правде вопреки балетной условности
порой приводило к серьёзным неудачам (Жи-зель). В 1909-13 участвовала в
Русских сезонах. Выступала в "Половецких плясках", "Клеопатре" (Таор),
"Шехеразаде" (Аль-мея), "Вакханалии" А. К. Глазунова - все балетм. M. M.
Фокин. В 1919 покинула Большой т-р, с 1922 жила в Париже. Преподавала,
выступала в концертах. В 1925-26 в труппе Анны Павловой. Оставила сцену
в 1928.
Лит.: Григоров С., Балетное иск-во и С. В. Федорова 2-я, M., 1914; К
p а с о в -екая В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики,
Л., 1972. В. Д. Неиманд.
ФЕДОРОВСКИЙ Фёдор Фёдорович [14(26). 12.1883, Чернигов - 7.10.1955,
Москва], художник т-ра. Нар. худ. СССР (1951). Дей-ствит. чл. и
вице-през. АХ СССР (1947-53). Окончил моек. Строгановское
худож.-промышленное уч-ще (1907). Оформлял оперные спектакли в т-ре С.
И. Зимина и для Русских сезонов. С 1921 худ., в 1927-29 и 1947-53 гл.
худ. Большого т-ра. Ф. разрабатывал живописно-объёмную систему
декораций, тяготел к монументальности, эпич. размаху, колористич.
красочности, детальной продуманности световой партитуры. Создал костюмы
и декорации ко мн. пост. т-ра, среди к-рых высокое признание завоевали
спектакли рус. оперной классики. Оформил балеты, пост. А. А. Горским:
"Танец Саломеи" (1921), "Жизель", "Тщетная предосторожность" (оба 1922),
"Грот Венеры" (1923), а также "Воинственный танец" (1921, балетм. В. А.
Рябцев), "Вечно живые цветы" (1922, балетм. Горский, К. Н. Баранов),
"Испанское каприччио" (1923, балетм. Л. А. Жуков). Гос. пр. СССР (1941,
1943, 1949, 1950, 1951).
Лит.: Гиляровская Н., Ф.Ф. Федоровский, M., 1946; Костина E. M., Ф.Ф.
Федоровский, M., 196U. В. В. Винслов.
ФЕДОТОВ Андрей Владимирович (р. 1.9.1963, Москва), артист. По
окончании МХУ (педагог Л. Т. Жданов) в 1981-90 в Большом т-ре. Партии:
Моцарт ("Моцарт и Сальери"), Клавдио ("Любовью за любовь"), Чёрный
("Калина красная"), Хлестаков ("Эскизы"), Ведьма ("Макбет"), Маленький
принц ("Маленький принц"), Кристиан ("Сирано де Бержерак"), Солист
("Вечер хореографии
Августа Бурнонвиля"), Принц ("Щелкунчик"). Ф. - изящный классич.
танцовщик, тонко чувствующий стилевые особенности разл. партий. С 1990
работает в Италии, выступает в разных странах в составе конц. трупп. С
1991 ведущий солист труппы в Нанси
(Франция). В. А. Майниеце.
ФЕЛЬДТ Павел Эмильевич [8(21).2.1905, Петербург - 1.7.1960,
Ленинград], композитор, дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1930
окончил Ленингр. коне. С 1929 концертмейстер, в 1934-41 дир. Ленингр.
Малого т-ра. С 1941 дир. Т-ра им. Кирова. Участвовал в пост. балетов (в
скобках фамилии балетмейстеров): "Светлый ручей" Д. Д. Шостаковича
(1935, Ф. В. Лопухов), "Кавказский пленник" (1938, Л. М. Лавровский) и
"Ашик-Кериб" (1940, Б. А. Фенстер) Б. В. Асафьева, "Сказка о попе и о
работнике его Балде" М. И. Чулаки (1940, В. А. Варковицкий) - все в
Ленингр. Малом т-ре; "Гаянэ" (1942 и 1952, Н. А. Анисимо-ва), "Золушка"
(1946, К. М. Сергеев), "Шурале" ("Али Батыр";
1950, Л. В. Якобсон; Гос. пр. СССР, 1951), "Тарас Бульба" (1955,
Фенстер), "Спартак" (1956, Якобсон) - все в Т-ре им. Кирова. Ф.
принадлежит муз. ред. балета "Фадетта" (1936, Ленингр. Малый т-р),
музыка для вставных танцев в балетах "Катерина" на муз. А. Г.
Рубинштейна и А. Адана (1936), "Тщетная предосторожность" (1937). Автор
музыки балета "Волшебный дневник" (1956).
А. С. Иванов.
ФЕНСТЕР Борис Александрович [17(30).4.1916, Петроград - 29.12.1960,
Ленинград], артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1936 окончил
ЛХУ (педагоги Л. С. Леонтьев, В. И. Пономарёв), в 1940 -
балетмейстерские курсы при Ленингр. хореогр. техникуме (педагог Ф. В.
Лопухов). С 1936 в Ленингр. Малом т-ре: артист, с 1944 пом. худ. рук., в
1945-53 худ. рук., в 1953-56 гл. балетм. В 1956-60 гл. балетм. Т-ра им.
Кирова. В 1936-41 исполнил в Ленингр. Малом т-ре партии: Колен; Арлекин
("Арлекинада"), Рене ("Фадетта"), Адъютант князя ("Кавказский пленник"),
характерные танцы.
Балетмейстерскую деятельность начал воспитанником ЛХУ в качестве
ассистента Л. М. Лавровского при пост. выпускных спектаклей "Фадетта"
(1934); "Катерина" на муз. А. Г. Рубинштейна и А. Адана (1935). Первые
самостоятельные спектакли также осуществил для ЛХУ под рук. Лавровского:
"Том Сойер" А. П. Глад-ковского (1936), "Бэла" В. М. Дешевова (1941).
Проявлял постоянный интерес к сценич. интерпретации произв. классич.
лит-ры и особенно созданию комедийного балетного спектакля. Пост.: в
Ленингр. Малом т-ре - "Мнимый жених" М. И. Чулаки (1946; Гос. пр. СССР,
1948), "Юность" Чулаки (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Барышня-крестьянка"
Асафьева (1951), "Весёлый обманщик" К. А. Корчмарёва (1951, совм. с К.
Джапаровым); в Т-ре им. Кирова - "Тарас Бульба" (1955), "Маскарад" Л. А.
Ла-путина (1960). Пост. для детей: "Доктор Айболит" (1948, совм. с Г. И.
Исаевой), "Двенадцать месяцев" Б. Л. Битова (1954, обе в Ленингр. Малом
т-ре). Др. пост.: "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1956, Ленингр.
Малый т-р), "Каменный цветок" А. Г. Фридлендера (Ленингр. ДК им. М.
Горького),
"Тийна" Л. Аустер (1955, т-р "Эстония"); перенёс на сцену т-ра
"Эстония" балеты "Доктор Айболит" (1950), "Юность" (1952), "Мнимый
жених" (1954). На сцене Ленингр. Малого т-ра возобн. "Фадетту"
Лавровского (1945) и пост. оперу "Фенелла" ("Немая из Портичи") Д. Обера
(1960). В 1949-50 преподавал оперную режиссуру в Ленингр. коне.
Ф. принадлежал ко второму поколению сов. хореографов, творческое
формирование к-рых происходило уже в условиях утвердившейся монополии
драм-балета. Его худож. мировоззрение вполне отвечало этим эстетич.
ориентациям и за их рамки не выходило. Доверие к хореодраме, отношение к
ней как к единственно возможной форме балетного спектакля, к-рой
подвластны любые темы, образные задачи, любой характер конфликта,
определили многообразие тем в спектаклях Ф. и вместе с тем известную
ограниченность его творчества. В конце 50-х гг. Ф. не случайно
становится ведущим сов. хореографом, не только наиболее плодовитым, но и
наиболее точно отвечавшим "социальному заказу". Главным в этом "заказе"
было создание балетного спектакля на совр. тему и на материале
современности. И Ф. вполне это удалось в "Юности" - спектакле по роману
Н. Островского "Как закалялась сталь". К сильным сторонам несомненно
значит, балетмейстерского таланта Ф. относятся умение передать сценич.
средствами достоверность эпохи, обстановки, человеческого характера,
вообще интерес к характеристической детали, а также смелость в обращении
к разл. жанрам - драм., эпич., комедийному.
Умер на генеральной репетиции балета "Маскарад" в Т-ре им. Кирова.
Лит. : Слонимский Ю., Сов. балет. Материалы к истории сов. балетного
т-ра, М.-Л., 1950; Красовская В., Балет Ленинграда, [Л.], 1961; ее же.
Страницы календаря. [Б. А. Фенстер], "СБ", 1986, ј 3;
Макаров А., Преемник Тараса, "ТЖ", 1969, ј 7; Анисимова H.A., И
характерный танец необходим!, в кн.: Мастера балета - самодеятельности,
в. l. M., 1973;
Ванслов В., Статьи о балете, Л., 1980.
А. А. Соколов-Каминский.
ФЕСЕНКО Татьяна Ивановна (р. 13.2.1948, Ростов-на-Дону), артистка.
Засл. арт. РСФСР (1978). По окончании ЛХУ (педагог Е. В. Ширипина) в
1967-90 в Ленингр. Малом т-ре. Классич. балерина лирич. амплуа. Первая
исполнительница партий в Ленинграде: Избранница ("Весна священная",
1969, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), Гаянэ (1972, балетм. Б.
Я. Эйф-ман), Жизель (1972, возобн. Н. А. Долгушина); в пост.: О. М.
Виноградова - Сванильда ("Коппе-лия", 1973), Ярославна ("Ярославна",
1974), Джульетта (1976);
Н. Н. Боярчикова - Марина Мнишек ("Царь Борис", 1978), Эсме-ральда
(1981), Амалия ("Разбойники", 1982), Одетта-Одиллия (1980). Др. партии:
Офелия ("Размышления"), Солистка ("Моцар-тиана"), Иранская красавица
("Семь красавиц"), Солистка ("Тени"), вариации ("Пахита"). Возобновила
балет "Привал кавалерии" (совм. с В. Б. Островским) на сценах
Харьковского т-ра
(1990), Т-ра балета КДС и Львовского т-ра (оба 1991).
Лит.: Прохорова В., Всегда своеобразна, "ТЖ". 1982, ј 21.
И. В. Ступников.
"ФЕЯ КУКОЛ" ("Die Puppenfee"), одноактный балет. Комп. И. Байер,
сцен. И. Хасрай-тер, Ф. Гауль. 4.10.1888, Придворный т-р, Вена, балетм.
Хасрайтер, худ. А. Бриоши; Фея кукол-К. Пальеро. В России: 20.2.1897,
Большой т-р, Москва, в 2 картинах, балетм. И. Мендес, худ. К. Ф. Вальц,
дир. С. Я. Рябов;
Фея кукол - А. А. Джури, Хозяин лавки - В. -Е. Поливанов, Главный
приказчик - А. И. Лащилин, Джеме Плумпетермир - И. Е. Сидоров, куклы:
Барабанщица - А. И. Мендес, Русская - Е. В. Красовская, Испанка - М. П.
Дьяк, Китаянка - В. И. Пукирева, Француженка - Л. М. Востокова. 1900,
там же, возобн., балетм. И. Н. Хлюстин. 16.2.1903, Мариинский т-р, в 2
картинах, с добавлением муз. П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Р. Е.
Дриго и др., балетм. Н. Г. и С. Г. Легаты, худ. Л. С. Бакст, дир. Дриго;
Фея кукол - М. Ф. Кшесинская (позже В. А. Трефилова. О. И.
Преображенская, Т. П. Карсавина), Хозяин лавки - С. Ф. Гиллерт, Главный
приказчик - П. А. Гердт, Джеме - Н. С. Аистов, куклы:
Бебе - Преображенская, Испанка - А. П. Павлова, Китаянка - А. Я.
Ваганова, Француженка - О. С. Чумакова, Японка - Трефилова, Паяц - Н. Г.
Сергеев, два Пьеро - С. Г. Легат и М. М. Фокин. В этой постановке балет
сохранялся в репертуаре до 1925. 1914, под назв. "Волшебные кукл ы",
гастрольная труппа Анны Павловой, балетм. Хлюстин. 26.4.1925, под назв.
"Волшебница куко л", спектакль МХУ, балетм. A.M. Мессерер, Е. И.
Долинская. 1966, Т-р муз. комедии, Ленинград, сцен. Н. П. Сахновская (по
мотивам Хасрайтера и Гауля), в 2 актах, с дополнением муз. И. Штрауса,
Дриго, А. К. Лядова и др., балетм. Р. И. Гербек, худ. А. А. Шелковников,
дир. И. Б. Пискарёв; Хозяин лавки - В. Н. Кашкан, куклы - И. А.
Афанасьева, И. А. Одинцова, И. Л. Шпионская, М. Я. Волкова, И. М.
Левенталь, И. Г. Сидель-ская, В. Н. Ланин, Б. П. Смирнов, Е. И.
Чул-кова, В. А. Курчин, Л. Г. Барышев, И. С. Головина, М. Л. Куклева, В.
Г. Травкин и др. 7.9.1989, спектакль ЛХУ, на сцене Т-ра им. Кирова,
балетм. К. М. Сергеев, декорации И. К. Тибиловой (по эскизам Бакста),
дир. В. П. Овсянников, Фея кукол - О. Сазонова.
Е. Б. Калашникова.
"ФИАМЕТТА", фантастич. балет в 3 актах 4 картинах.
Комп. Л. Ф. Минкус, сцен. и балетм. А. Сен-Леон. 12.11.1863, под назв.
"Пламя любви, или Саламандра", Большой т-р, Москва, худ. А. Бредов, И.
Е. Куканов, Ф. И. Нордмарк, Ф. И. Шеньян, П. А. Исаков. Ф. К. Вальц
(машины), дир. П. Н. Лузин; Фиамма д'Амор (Саламандра) - А. И.
Собещанская, Волани -С. П. Соколов. 15.11.1865, под назв. "Фиаметта. или
Пламя любви (Саламандра)", там же, возобн., в 4 актах;
Фиаметта - А. Гранцова. 27.12.1892, под назв. "Фиаметта", там же,
возобн., балетм. Л. И.*Иванов, дир. С. Я. Рябов; Фиаметта - Л. Н.
Гейтен, Стернгельд - Н. Ф. Манохин. 13.2.1864, под назв. "Фиаметта, или
Торжество л io б в и", Мариинский т-р. в 4 актах с прологом, балетм.
Сен-Леон; Фиаметта - М. Н. Муравьёва (позже П. П. Лебе-деви, А. Н.
Кеммерер, А. Гранцова. Е. П. Соколова и др.). 6.12.1887, под назв. "Ф и
а-м e т т а", нов. пост., там же, в 4 актах, балетм. М. И. Пстипа,
Иванов, худ. Е. П. Пономарёв (костюмы); Фиаметта - Е. Кор-нальба. Е. Б.
Калашникова.
ФИДЛЕР Владимир Владимирович [21.6(4.7)-1911, Петербург - 7.7.1978,
Ленинград], артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ
(педагог В. И. Пономарёв) в 1931-59 в Т-ре им. Кирова. Характерный
танцовщик гротескового плана. Первый исполнитель партий: Тиль ("Тиль
Эй-леншпигель", 1933, балетм. Л. В. Якобсон, ЛХУ), Пьер ("Пламя Парижа",
1932, балетм. В. И. Вай-нонен), Пан ("Катерина", 1936, балетм. Л. М.
Лавровский). Др. партии: Гренгуар ("Эсмеральда"), раб Клеопатры
("Египетские ночи"), Санчо Панса ("Дон Кихот"), Нурали; Поэт
("Утраченные иллюзии"), Божок ("Баядерка"), Менго ("Лауренсия"), Жером
("Пламя Парижа"), Меркуцио; Карен ("Гаянэ"), Шут ("Лебединое озеро"),
Колен;
Акробат ("Красный мак"). Шут ("Медный всадник"), Николай ("Татьяна"),
Петро ("Тарас Буль-ба"), Пан ("Вальпургиева ночь"), Мако ("Тропою
грома"), Фёдор ("Родные поля"), Половчанин ("Половецкие пляски"). В
1936- 41 и в 1962-64 преподавал в ЛХУ. В 1959-61 зав. балетной труппой,
в 1970-78 педагог-репетитор Т-ра им. Кирова.
Лит.: Франгопуло М., В. Фидлер, "ИиЖ", 1938, ј 2; Чистякова В., В. В.
Фидлер, "ТЛ", 195, ј21. И. В. Ступников.
ФИЛИН Сергей Юрьевич (р. 27.10.1970, Москва), артист. По окончании
МХУ (педагог И. В. Уксусников), с 1988 в Большом т-ре. Партии: Парис
("Ромео и Джульетта"), Альберт, Зигфрид, Щелкунчик-принц, Дезире, Солор,
Конрад, Джеймс ("Сильфида", 1994, хореогр. А. Бур-нонвиль, воспроизв. О.
М. Виноградова, первое исполнение). Ф. органично владеет благородной
манерой классич. танца и виртуозной техникой. В 1991 окончил Моск.гос.
хореогр. ин-т.
Э. Н. Рогова
ФИЛИНА Людмила Владимировна (р. 21.5.1943, Ленинград), артистка,
педагог. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании ЛХУ (педагог И. В.
Беликова) в 1962-84 в Ленингр. Малом т-ре. Первая исполнительница
партий:
Девушка ("Директивный бантик", 1962, балетм. К. Ф. Боярский),
Фрейлина ("Три мушкетёра", 1964, балетм. Н. И. Боярчиков), Сонечка
("История одной девушки", 1967, балетм. тот же). Др. партии: Лиза;
Мадлен ("Фадетта"), Сольвейг ("Ледяная дева"), Маша ("Щелкунчик"),
Одетта-Одиллия, Коппелия, Гаянэ; Клеопатра ("Антоний и Клеопатра"),
Надежда ("Одиннадцатая симфония"), Злобога ("Двенадцать месяцев"),
Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Солистка ("Концерт в белом"), Подруга
вожака ("Барышня и хулиган"), Беатриче и Клариче ("Мнимый жених"),
Кармен ("Кармен-сюита"), Сильфида и Эффи ("Сильфида"), Мария ("Привал
кавалерии"), Офелия ("Размышления"). В 1988-89 преподавала в балетной
школе Берлина, в 1991 - в балетной школе Бордо (Франция).
Лит.: Мастерство балерины, "ТЛ", 1976. ј 28. И. В. Ступников.
ФИЛИППОВА Наталья Викторовна (р. 11.1.1935, Москва), артистка. Засл.
арт. РСФСР (1967). По окончании МХУ (педагог M. А. Кожухова) в 1953-77 в
Большом т-ре. Партии: Лиза;
Маша ("Щелкунчик"), Сванильда;
Лиззи ("Тропою грома"), Нунэ ("Гаянэ"), Катерина; Перо ("Подпоручик
Киже"), Паскуале ("Лауренсия"), Мария, Китри, Асель. Лучшие партии -
Золушка; Белая кошечка и фея Бриллиантов ("Спящая красавица"). Танец Ф.
был живым, лёгким, среди актёрских красок преобладали лукавство,
игривость.
Лит.: Л и т в а к Г., Восторг перед жизнью, "ТЖ", 1969, ј 5. H. M.
Саоовская.
ФИЛИППОВСКИЙ Николай Николаевич (27.12.1908, Петербург - 30.9.1981,
Ленинград) - артист. В 1928 окончил ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв). С
1929 работал в труппе И. Ф. Кшесинского, выступал в городах Сибири и Ср.
Азии, в 1930 танцевал в Т-ре им. Палиашвили. С 1931 в Ленингр. Малом
т-ре. Характерный танцовщик, представитель лучших традиций драмбалета,
мастер перевоплощения, широко использовал арсенал актёрских выразит,
средств. Первый исполнитель партий: Сильвио ("Мнимый жених", 1946),
Доктор Айболит ("Доктор Айболит", 1948), Семён ("Юность", 1949; все
балетм. Б. А. Фенстер), Хан ("Весёлый обманщик", 1951, балетм. Фенстер,
К. Джапаров), Визирь ("Семь красавиц", 1953, балетм. П. А. Гусев),
Садовник ("Цветы", 1961, балетм. В. А. Варковицкий), Кашей ("Жар-птица",
1962, хореография М. М. Фокина, возобн. К. Ф. Боярского). Др. партии:
Леандр ("Арлекинада"), Мишо ("Тщетная предосторожность"), Проспер
("Фадетта"), Куршуд-бек ("Ашик-Кериб"), Старый бес ("Сказка о попе и о
работнике его Балде"), Кащей Бессмертный ("Чудесная фата"), Данте
("Франческа да Римини"), Фокусник ("Петрушка"). М. В. Кортунова.
"ФЛОРА И ЗЕФИР", "Зефир и Флорa" ("Flore et Zephire"), балеты на сюжет из
античной мифологии. 1) Под назв. "Зефир и Флора", одноактный
анакреонтич. балет. Комп. К. А. Кавос, сцен. и балетм. Дидло. 1804,
Эрмитажный т-р, Петербург; Зефир - Л. Дюпор, Флора - М. И. Данилова.
1822, Большой т-р, Петербург; Флора-А. И. Истомина (затем Л. Круазет, Е.
И. Андреянова). 1817, Большой т-р, Москва, балетм. А. П. Глушковский (по
Дидло), худ. Чермак; Зефир - Глушковский, Флора - Кротова, Венера - Т.
И. Глушковская. 1829, там же, возобн., комп. Кавос, Н. Е. Кубишта, худ.
И. Браун, И. Н. Иванов; Зефир - Ж. Ришар, Флора - В. Гюллень-Сор. 2) Под
назв. "Зефир непостоянный, наказанный и пойманный, или Свадьба Ф л о -р
ы". Балет в 2 актах. Комп. А. Венюа, сцен. и балетм. Дидло. 7.4.1812,
"Ковент-Гарден", Лондон. В России: 26.1.1818, Эрмитажный т-р, Петербург,
худ. С. П. Кондратьев (декорации), К. Бабини (костюмы); Зефир - Ш.
Дидло, Флора - Р. Дидло. 3) Под назв. "З е-фир и Флор а". Комп. В.
Дукельский, сцен. Б. Кохно. 1925, Русский балет Дягилева, Монте-Карло,
балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Ж. Брак; Зефир - А. Долин, Флора - А. Никитин,
Борей - С. Лифарь. Э. Н. Рогова.
ФОКИН Михаил Михайлович [23.4(5.5). 1880, Петербург - 22.8.1942,
Нью-Йорк], артист, балетмейстер, педагог. По окончании Петерб. театр.
уч-ща (класс
Н. Г. Легата, педагоги П. К. Карсавин, Н. И. Волков, А. В. Ширяев, П.
А. Гердт) в 1898-1918 в Мариинском т-ре. На выпускном спектакле исполнил
партии Адониса ("Две звезды") и Учителя танцев ("Урок танцев в
гостинице"). Дебютировал в pas de quatre ("Пахита"). Первый исполнитель
партий: Лука ("Волшебная флейта", 1893, Петерб. театр. уч-ще), Овсень
(танцы в опере "Ночь перед Рождеством" Н. А. Рим-ского-Корсакова, 1895),
Сильван ("Сильвия, или Нимфа Дианы", 1901; все балетм. Л. И. Иванов),
Родриго ("На перепутье", балетм. А. В. Ширяев, 1904), в собств. пост. -
Паскаль ("Виноградная лоза" А. Г. Рубинштейна, 1906). Амун ("Египетские
ночи", 1908), Вакх ("Вакханалия" на муз. А. К. Глазунова), Арлекин
("Карнавал" на муз. Р. Шумана), Иван-царевич ("Жар-птица"; все 1910),
Негр ("Исламей" на муз. М. А. Балакирева, 1912), гл. партии ("Бабочка"
на муз. Р. Шумана, 1912; "Прелюды" на муз. Ф. Листа, 1913), Маркиз ("Сон
маркизы" на муз. В. А. Моцарта, 1921). Др. партии: Зигфрид; Голубая
птица и Дезире; принц Коклюш ("Щелкунчик"),
Базиль, Солор, Жан де Бриен;
Люсьен д'Эрвильи ("Пахита"), Готье ("Голубая георгина"), Рыбак
("Наяда и рыбак"), Пьер ("Маркобомба"), Феб де Ша-топер ("Эсмеральда"),
Сатир и Эндимион ("Царь Кандавл"), Меркурий и Зефир ("Пробуждение
Флоры"), Гений леса ("Очарованный лес"), Пьер ("Привал кавалерии"), Рене
де Божанси ("Павильон Армиды"), Дафнис;
Главный половецкий воин ("Половецкие пляски"), Пьеро ("Карнавал"),
Золотой раб ("Шехераза-да"), Юноша ("Шопениана"), Эрос ("Эрос").
Выступал также в характерных танцах. Стройный, пропорционально сложенный
танцовщик, с большим прыжком и виртуозной техникой мелких движений, Ф.
обладал врождённой танцевальностью, умением красиво и элегантно
держаться на сцене, тонкой артистичностью. Его исполнит, манера
сконцентрировала в себе лучшие качества академич. традиции. Танцовщик
тяготел к героич. приподнятости, умел оттенять характерность персонажа.
Как балетмейстер дебютировал спектаклем Петерб. театр. уч-ща "Ацис и
Галатея" А. В. Кадлеца
(1905), для воспитанников уч-ща поставил "Сон в летнюю ночь" на муз.
Ф. Мендельсона (1906), для артистов Мариинского т-ра - "Виноградная
лоза" Рубинштейна и "Эвника" Н. В. Щербачёва (обе 1907). С 1910 балетм.
Мариинского т-ра. Соответственно духу времени, Ф. отказался от присущих
балету прошлого отвлечённости и двуплановости, продиктованной делением
выразит, средств на танец и пантомиму. Одна из гл. идей Ф. - "не
составлять комбинации из готовых и установившихся танцевальных движений,
а создавать в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету" -
предполагала необходимость находить неповторимый хореогр. образ каждого
спектакля. Отрицая условный жест, он соединил в тамде пластич. богатства
окружающего мира, "оживлённого" изобразит, иск-ва, фольклора разных
народов, классич. танца, причём классич. танец применялся не как
универсальная система, а как средство, равноправное с другими. В
творчестве Ф. преобладали сюжетные балеты, драматически напряжённые и
действенно насыщенные. Незаурядная музыкальность позволила ему ставить
спектакли на музыку, не предназначенную для балета. Ф. продолжал начатые
предшественниками искания в области танц. симфонизма, сделал
самостоятельным жанром бессюжетный балет, построенный по законам
муз.-хореогр. разработки, причём воплощал его средствами как классич.,
так и характерного танца. В отличие от т-ра Петипа, взаимоотношения
добра и зла у Ф. не подчинялись счастливым сказочным законам. Жизнь в
его балетах представала вакхическим праздником, в к-рый диссонансом
врывались темы одиночества, крушения иллюзий, обречённости страстей.
Действительность оказывалась инфернальной и губительной, а прекрасное -
обманчивым и недостижимым. Однако стремление к мечте знаменовало миг
превосходства человеческого духа над бренностью бытия. В работе над
спектаклями сотрудничал с худ. Б. И. Анисфельдом, Л. С. Бакстом, А. Н.
Бенуа, А. Я. Головиным, Н. С. Гончаровой, А. Дереном, М. В. Добужинским,
Н. К. Рерихом, С. Ю. Судейки-ным, с комп. Глазуновым, С. В.
Рахманиновым. В 1909-12 и 1914 худ. рук., балетм. и танцовщик Русских
сезонов и труппы Русский балет Дягилева. В 1901-11 преподавал в Петерб.
театр. уч-ще. Ученики: Е. П. Гердт, Л. В. Лопухова, Е. А. Смирнова, E.
M. Люком, Л. П. Чернышёва, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский, А. В.
Лопухов, частно занимался с И. Л. Рубинштейн. В 1918 уехал на гастроли в
Швецию. С 1921 жил в США, до 1933 выступал как исполнитель. В 1931
работал в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе, в 1934-35 - в парижской Опере, в
1936 - в труппе "Балле рюс де Монте-Карло", в 1937-39 - в труппе "Балле
рюс дю колонель де Базиль". В 1921-42 руководил студией в Нью-Йорке;
ученики: Ж. Берлин, П. Бауман, Л. Кёрстайн, X. Тами-рис.
Пост.: "Павильон Армиды" (1907, Мариинский т-р; 1909, Русские сезоны,
Париж), "Умирающий лебедь" К. Сен-Санса (1907, Мариинский т-р),
"Египетские ночи" (1908, там же, на сб. муз. под назв. "Клеопатра",
1909, Русские сезоны, Париж), "Шопениа-нл" на муз. Ф. Шопена (1908,
Мариинский т-р; под назв. "Сильфиды", 1909, Русские сезоны, Париж),
"Времена года" на муз. П. И. Чайковского (1909, Петерб. театр. уч-ще на
сцене Мариин-ского т-ра), "Половецкие пляски" (1909, Русские сезоны,
Париж и Мариинский т-р), "Карнавал" (1910, зал Павловой, Петербург;
1910, Русские сезоны, Париж), "Шехеразада" и "Жар-птица" (обе 1910,
Русские сезоны, Париж), "Нарцисс" Н. Н. Черепнина и "Призрак розы" (обе
- Русский балет Дягилева, Монте-Карло), "Петрушка" и "Подводное царство"
из оперы "Садко" Римского-Корсакова (все 1911, там же, Париж), "Бабочки"
на муз. Шумана (1912, Мариинский т-р;
1914, Русский балет Дягилева), "Исламей" на муз. Балакирева (1912,
Мариинский т-р), "Синий бог, или Огненная птица" Р. Ана, "Тамара" на
муз. Балакирева, "Дафнис и Хлоя" (все 1912, Русский балет Дягилева,
Париж), "Прелюды" на муз. Листа (1913, Мариинский т-р), "Легенда об
Иосифе" Р. Штрауса, "Золотой петушок" на муз. Римского-Кор-сакова
(оперно-балетная версия), "Мидас" M. О. Штейнберга (все
1914, Русский балет Дягилева, Париж), "Сон" на муз. M. И. Глинки,
"Стенька Разин" на муз.
Глазунова, "Эрос" на муз. Чайковского, "Франческа да Римини" (все
1915, Мариинский т-р); "Арагонская хота" на муз. Глинки, "Ученик
Чародея" на муз. П. Дюка (оба 1916, Мариинский т-р), "Испытание любви"
на муз. Моцарта (1936, "Балле рюс де Монте-Карло"), "Дон Жуан" К. В.
Глюка (1936) и "Элементы" на муз. И. С. Баха (1937, оба - "Балле рюс де
Монте-Карло", Лондон), "Золотой петушок" на муз. Рим-ского-Корсакова
(балетная версия; 1937), "Золушка" на муз. Ф. д'Эрланже (1938),
"Паганини" на муз. Рахманинова (1939, все "Ори-жиналь балле рюс",
Лондон), "Синяя борода" на муз. Ж. Оффен-баха (1941, Дворец изящных
искусств, Мехико), "Русский солдат" на муз. С. С. Прокофьева (1942, Т-р
оперы, Бостон); танцы в операх - "Тангейзер" ("Грот Венеры") Р. Вагнера
(1910), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911), "Юдифь" А. Н. Серова (1912),
"Искатели жемчуга" Ж. Бизе (1912), "Руслан и Людмила" Глинки (1917; все
Мариинский т-р) и др.
Ф. - автор мемуаров и статей о балете.
Среди экранизаций постановок Ф.: "Шопениана" (в кино - 1958,
Ленинград; на ТВ - 1977, Москва), танцы из оперы "Руслан и Людмила" и
"Половецкие пляски" в телефильме-концерте
"Страницы русского балета" (1983), "Карнавал" (1986), "Египетские
ночи" (пост. К. М. Сергеева по мотивам хореографии Ф., 1988; все -
"Лентелефильм"), "Видение розы" в телефильме-концерте "Приглашение к
танцу" (1980, Москва).
Соч.: Умирающий лебедь. Л., 1961; Против течения. Воспоминания
балетмейстера. Статьи, письма, 2 изд.. Л.. 1981.
Лит.: Светлов В., Совр. балет, СПб., 1911; Левинсон А., Старый и
новый балет. П., 1917; Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Борисоглебский М.
(сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 2, Л., 1939; Стравинский
И., Хроника моей жизни, Л., 1963; его же, Диалоги. Воспоминания.
Размышления. Комментарии, пер. с англ.. Л., 1971; Добровольская Г. Н.
(сост.), "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, Л., 1963; К p а с
о в -екая В. М., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.]
1. Хореографы, Л., 1971; Карсавина Т. П.. Театральная улица, пер. с
англ.. Л.. 1971;
Б e н у а А., Мои воспоминания, 2 изд., т. 12. кн. 1-5 M-, 1990;
Григорьев С. Л-, Балет Дягилева. 1909-1929, пер. с англ., М., 1993;
Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935; В e n o i s A.,
Reminiscences of the Russian ballet. L.. 1941 ; Ci r i g o r i e v S..
The Diaghilev ballet. 1909-1929, L.. 1953;
P o s n e r S., Petrouchka. The story of the ballet, 2 ed., l,..
1949; H o r w i t z D.. L.. Michel Fo-kine, Boston, 1985.
Г. Н. Добровольская.
ФОКИНА (урожд. Антонова) Вера Петровна [3(15).8.1886, Петербург -
29.7.1958, Нью-Йорк], артистка, педагог. С 1905 жена и сподвижница М. М.
Фокина. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог К. М. Куличев-ская) в
1904-18 в Мариинском т-ре. Дебютировала партией Пепиты ("Путешествующая
танцовщица"). В академич. репертуаре исполнила партии и танцы:
Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), панадерос и сарацинский танец
("Раймонда"), чардаш ("Конёк-Горбунок"). Характерная танцовщица, в
балетах Фокина расширила диапазон своего амплуа, исполняя партии,
решённые свободной пластикой, танц.-пантомимные и даже классические.
Первая исполнительница партий:
Кьярина ("Карнавал"), Ненаглядная Краса ("Жар-птица", обе 1910),
Персидская княжна ("Стенька Разин", 1915), Солистка ("Арагонская хота",
1916), Маркиза ("Сон маркизы", 1921), конц. номеров: "Царевна Авриза",
"Из переживаний Польши", "Осенняя песня", "Громовая птица",
"Птица-феникс", Вакханка ("Вакханалия"), лезгинка (опера "Руслан и
Людмила") - все в пост. Фокина. Др. партии: Актея ("Эв-ника"), Береника
("Египетские ночи'), Зобеида ("Шехеразада"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"),
Жена царя ("Исламей"), Коломбина ("Карнавал"). Сильфида ("Шопениана"),
Девушка ("Видение розы"), конц. номер "Умирающий лебедь". Участвовала в
спектаклях Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева в 1909-12 и
1914. В 1918 вместе с мужем уехала на гастроли в Швецию. С 1921 жила в
США. С 1923 преподавала в студии Фокиных в Нью-Йорке.
Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи,
письма, 2 изд.. Л., 19S1. Г. Н. Добровольская.
ФОМИНЫХ Любовь Николаевна
(р. 20.8.1952, г. Курган), артистка. Засл. арт. РСФСР (1977). По
окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) в 1970-80 в
Пермском т-ре. Балерина тонкого лирич. дарования, обладающая виртуозной
техникой и безупречным вкусом. Партии:
Сванильда, Гаянэ, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Жизель, Китри:
Лиза ("Три карты"), Смеральдина ("Слуга двух господ"), Эвридика
("Орфей и Эвридика"). В 1980-81 в Одесском т-ре. С 1982 живёт в
Болгарии, прима-балерина Нац. оперы в Софии. Преподаёт в Софийской
балетной школе. 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета в Москве (1976).
С. Н. Коробков.
ФОРЕГГЕР (наст. фам. Фореггер фон Грейфентурн) Николай Михайлович
[6(18).4.1892, Киев - 8.6.1939, Москва], режиссёр, балетмейстер,
художник. По образованию юрист (окончил Киевский ун-т им. Св.
Владимира). В 1916-18 работал в Москве в Камерном т-ре, "Кривом
зеркале", в Воронеже - в Свободном т-ре. В 1918 открыл т-р "Четырёх
масок", преподавал и ставил спектакли в разл. моек. т-рах и студиях. В
1920 в Москве организовал
Мастфор (Мастерская Форегге-ра), где через опыты стилизации и пародии
пришёл к совр. комедии масок. Широко использовал в спектаклях стилистику
мюзик-холла и "монтаж аттракционов" ("Хорошее отношение к лошадям",
1922). Параллельно с биомеханикой В. Э. Мейерхольда разрабатывал систему
тефизтренажа (театр.-физич. тренировка) и подобно его "Театральному
Октябрю" выдвинул идею "Танцевального Октября", пластич. формулой к-рого
стали "Танцы машин" (1922) - имитация действий производственных
механизмов как символ социально полезного труда. Ставил на сцене
Мастфора танцы в стиле "классика-буфф" ("Чёрный лебедь" на муз. К.
Сен-Санса, "Безумие Жизели", гавот-чечётка), "Будбег" (героич. эпизод
гражд. войны), эксцентрические, спортивные и традин. танцы для эстрады.
В 1924, после пожара Мастфора, продолжил хореогр. опыты в Ленинграде
("Америка с Лиговки", "Прогулка, страсть, смерть", цикл "Исторических
танцев"). Приёмы и стиль постановок Ф. воспринял т-р "Синей блузы", а
также режиссёры т-ров малых форм, балетмейстеры эстрады. В 1929-34 Ф.
работал в Т-ре им. Лысенко (до 1931 гл. реж. и гл. балетм.), где впервые
пост. балет "Футболист" В. А. Оранского (1930), подведя итоги собств.
экспериментам в области "Танцевального Октября". Пост. 9 оперных
спектаклей, а также "Половецкие пляски" (1929), "Арагонскую хоту" на
муз. М. И. Глинки, "Пляску смерти" на муз. Сен-Сан-са,
экспрессионистский плакат, выступил как режиссёр в балетах "Ференджи" Б.
К. Яновского (1930) и "Дон Кихоте" Л. Ф. Мин-куса (1932). В 1934-37
работал в Киеве как реж. и балетм. т-ра, затем цирка и эстрады. В
1937-38 гл. реж. Ногинского драм. т-ра, в 1938-39 гл. реж. Куйбышевского
т-ра.
Соч.: Опыт по поводу иск-ва танца. Ритм и культура танца. Л-, 1926.
Лит. : ШереметьевскаяН.,Н. Фо-реггер - постановщик танцев, "Т", 1972,
ј 5; ее же. Танец на эстраде, М., 1985; Ч e п а-л о в А., Фореггср в
музыкальном т-ре, в сб.:
Вопросы т-ра. М.. 1983; его же. "Черный лебедь" Н. Фореггера, "СБ".
1984. ј 3; e r o же, О Фореггере и не только о нем..., "МЖ", 1988, ј 8;
Gordon M., Foregger and the Dance of Machines, "The drama review". 1975.
march. А. И. Чепи.юв
ФРАНГОПУЛО Мария-Мариэтта Харлампиевна [8(21).8.1901, Ейск -
25.4.1979, Ленинград], артистка, педагог, балетовед. Засл. работник
культуры Чуваш. АССР (1966). По окончании ЛХУ (педагог Л. С. Леонтьев) в
1919-47 в Т-ре им. Кирова. С 1940 преподаватель истории балета в ЛХУ, в
1957-79 зав. музеем ЛХУ, в создании к-рого принимала активное участие.
Автор работ по проблемам совр. балетного т-ра, портретов мастеров
хореографии.
Соч.: Л. С. Леонтьев, Л., 1939; А. Я. Ваганова, Л., 1948; Н. А.
Анисимова, Л., 1951;
Сов. балет. Л., 1960; Хореограф, уч-ще, "Нева", 1960, ј 8;
Выразительные средства балетного иск-ва. Л.. 1964: 100 балетных
либретто. М.-Л., 1966 (совм. с Л. А. Энтелисом); Годы мира. годы войны,
в сб.: К. Сергеев, М., 1978;
Пермские сезоны, "СБ", 1985, ј 4; Leningrader Ballett, В., 1969.
Лит.: Михайлов М., Шестьдесят лет жизни в балете: "Т", 1978, ј 10; Ч
e p н я в-ская !.. Музей на улице зодчего Росси. "СБ", 1987. ј 6. И. R.
Ступникоа "ФРАНЧЕСКА ДА РЙМИНИ", балеты но драм. эпизоду Пятой песни
"Ада" из "Божественной комедии" Данте. 1) На муз. одноим. симф. фантазии
П. И. Чайковского. 28.11.1915, Мариинкий т-р, благотворит, спектакль в
одном акте, сцен. и балетм. М. М. Фокин, худ. М. П. Бобышев: Франческа -
Л. Н. Егорова. Паоло - П. Н. Владимиров. 26.3.1959, Ленингр. Малый т-р,
сценич. композиция К. Ф. Боярского н 3 частях, балетм. Боярский, худ. Т.
Г. Бруьи, дир. С. А. Прохоров; Франческа-М. П. Мазун, В. М. Станкевич,
Паоло - А. С. Хамзин, В. С. Зимин. Джотто - Л. П. Варичекко (затем В. Н.
Ермолаев). 5.10.1960, Т-р им. Станиславского и Пемировича-Данчгнко,
сцен. А. В. Чи-чинадзс. В. С. Фидлер, балетм. Чичинадзе, худ. А. Ф.
Лушин, дир. В. А. Эдельман; Франческа-Э. Е. Власова. Псюло-М. И. Салоп.
Джотто-В. В. Чигирёв. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров):
Саратов (1962, Чигирёв), Горький (1962, Л. А. Се-ребровская). Воронеж
(1965, К. A. My.i.-iep), Свердловск (1965, Чичинадзе), Куйбышев (1966,
Н. В. Данилова) Пермь (1971, Н. С. Маркарьянц), Челябинск (1975, Л. Н.
Флегматов), Моск. классич. балет (1973, Ю. Т. Жданов); Новосибирск
(1989, Н. В. Соковиков, А. В. Бердышев, под назв. "Моя Франческа").
2) В 3 актах. Комп. Б. В. Асафьев, сцен. С. А. Ценин. 14.2.1947, Т-р
им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Н. С. Холфин. худ. Б.
И. Волков, дир. Эдельман; Франческа - М. С. Сорокина, Паоло - С. А.
Павлов. Джотто - А. А. Клейн. Аль-фио - Чичинадзе, CMCpaJ ьдина - Л.
Якунина. Э. Н. Рогова.
ФРЕДЕРИК [наст. имя и фам. Пьер Фредерик Малавернь (Маловернь)]
(1810-72, Петербург), франц. артист, педагог, балетмейстер. С 1S31
работал в России. Дебютировал в Петербурге в балете "Зефир и Флора"
(1832, балетм. Ш. Дидло) и неск. лет был ведущим исполнителем классич. и
полухарактерных партий: Дон Карлос ("Дон Жуан, или Поражённый
безбожник", 1832, балетм. А. Блаш), Джеймс
("Сильфида", 1835, балетм. А. Титюс), Феб ("Эсмеральда", 1848,
балетм. Ж. Перро). Работал вторым балетмейстером, пост. балет "Пери" Ф.
Бургмюллера (1844, по Ж. Коралли), "Пахита" (1847, совм. с М. И.
Петипа). Преподавал в петерб. балетной школе; ученики: Л. И. Иванов, А.
Н. Кеммерер, M. H. Муравьёва. В 1844-51 (периодически), в 1858-60 и с
1864 (постоянно) работал в Москве, выступал, преподавал в старших
классах балетной школы, перенёс на сцену Большого т-ра балеты: "Пери"
(1844), "Мраморная красавица" Ц. Пуни (1851, по А. Сен-Леону), "Корсар"
(1858, по Ж. Мазилье и Ж. Перро), "Валахская невеста" Грациани и
Матеоцци, "Василиск" Грациани (оба 1867, по Сен-Леону).
Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т.
1, Л., 1938; Красовская В.М., Рус. балетный т-р от возникновения до сер.
XIX в., Л.-М., 1958; Петров О., Рус. балетная критика кон. XVIII -
первой пол. XIX в., М., 1982. В. А. Кулаков.
ФРОЛОВА Татьяна Александровна (р. 7.10.1965, Ашхабад), артистка. По
окончании Воронежского хореогр. уч-ща (педагог Н. Г. Валитова) с 1984 в
Воронежском т-ре. Партии: Жизель, Китри; Шехеразада ("Тысяча и одна
ночь"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Навсикая
("Одиссея"), Редисочка ("Чиполлино"), Фригия; Кон-читта ("Авось"), Маша
("Щелкунчик"), Лада ("Иван Грозный"). Танец Ф. отличается изяществом
формы, лёгким прыжком, ей присущи врождённая музыкальность, артистизм.
Лауреат Междунар. конкурса артистов балета в Японии (1987). Н. М.
Садовская.
ФРОМАН Маргарита Петровна (8.11.1890, Москва - 24.3.1970, Бостон),
артистка, балетмейстер, педагог. По окончании Моск. театр. уч-ща
(педагог В. Д. Тихомиров) в 1909-21 в Большом т-ре. Партии: Китри,
Сванильда, фея Сирени. Выступала на конц. эстраде с М. М. Мордкиным. В
1914 с труппой Русский балет
Дягилева гастролировала в Зап. Европе и США; выступала с В. Ф.
Нижинским в балетах, пост. М. М. Фокиным: "Видение розы", "Сильфиды". В
1916-17 выступала в США с сольным турне, в т. ч. в "Метрополитен-опера".
В 1921 переехала в Югославию. Была балетм. и солисткой Нац. т-ра в
Загребе. Вместе со своим братом Максом организовала здесь балетную
школу. В 1927-80 работала в Белграде, затем снова в Загребе (до 1956).
Ставила балеты югосл. композиторов ("Пряничное сердце" К. Ба-рановича,
1924; "Охридская легенда" С. Христича, 1947), а также балеты рус.
классич. наследия ("Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Раймонда",
"Конёк-Горбунок") и из репертуара труппы Дягилева балеты Фокина
("Шехеразада", "Половецкие пляски", "Петрушка", "Карнавал") и Б. Ф.
Нижинской ("Свадебка"). С 1950 жила в США. Вела преподавательскую работу
(директор Ин-та музыки в Вилимантике, шт. Калифорния). Ученики: М.
Славенска, А. Ройе. Снялась в фильме-балете "Азиадэ" (1918, с
Мордкиным).
Лит.: Йованович М.,Не забывайте Маргариту Фроман, "СБ", 1991, ј 6;
Marinkovic-Rakic В., Nikola-j с v i с R., Ballet Jougoslave, Beograd,
[1958]. E. H. Дюкина.
ФУЗИ (Fusi) (по мужу Бернарди) Жиозеффа (Джиозеффа; Гиазеп-па) (гг.
рожд. и смерти неизв.), итал. артистка. В 1763 и во время карнавала 1764
выступала в Венеции. Была приглашена в Россию во время отъезда С. Обри.
Деми-характерная танцовщица. Дебютировала в балете "Аполлон и Дафна" при
опере "Карл Великий" (1764, балетм. П. Гранже). Др. партии: Царица
("Андромеда", 1772, балетм. П. Гранже), Царица ("Еней и Лавиния", 1773,
балетм. А. Питро), участвовала также в балетах "Кораблекрушение, или
Избавление от эфиопской неволи" (сер. 1760-х гг.), балетм. Гранже или Л.
Парадиз, "Прибежище Купидона" при опере "Антигона" (1770, балетм. Г.
Анджолини), в балетах при операх "Антигона" (1772, балетм. Питро) и
"Купидон и Псиша" (1773, балетм. Гранже). В России вышла замуж за
ювелира (?) Бернарди, после чего потеряла благосклонность Екатерины II.
Лит.: Архив Дирекции Имп. Т-ров, в. 1, отд. 3, СПб., 1982; Плещеев
А., Наш балет, 2 изд., СПб., 1899; M o o s e r R.-А., Annales de la
musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siecle, t. 1-2, Gen.,
[1948-5l].
Г. Н. Добровольская.
ФУРАЛЕВА Нина Ивановна (р. 16.3.1936, Мытищи Моск. обл.), артистка,
педагог. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании МХУ (педагог Г. П.
Петрова) с 1955 в Новосибирском т-ре. В репертуаре Ф. характерные и
классич. партии: Сан Шенму ("Драгоценный фонарь лотоса", Девушка
("Ленинградская поэма"), Тереза ("Пламя Парижа"), Тереза ("Привал
кавалерии"), фея Карабос. Наиболее удачны сольные характерные партии:
Солистка ("Болеро"), Молодая цыганка ("Каменный цветок"), Пастора
("Испанские миниатюры"). В 1960-62 и с 1970 педагог Новосибирского
хореогр. уч-ща. В 1980 окончила балетмейстерский ф-т ГИТИСа. С 1983
педагог-репетитор Новосибирского т-ра. м. н. Малков.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.