Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Русский балет. Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Н

"НАРЦИСС", 1) "Нарцисс и Эхо", одноактный балет (по "Метаморфозам"
Ови-*дия). Комп. H. H. Черепнин, сцен. Л. С. Бакст. 26.5.1911, Казино,
Монте-Карло, балетм. M. M. Фокин, худ. Бакст, дир. Черепнин;
Нарцисс - В. Ф. Нижинский, нимфа Эхо - Т. П. Карсавина, Вакханка-Б.
Ф. Нижинская. 20.5.1918, Большой т-р (на сцене т-ра сада "Аквариум"),
балетм. Л. Л. Новиков, худ. И. С. Федотов; Нарцисс - Новиков, нимфа Эхо
- E. M. Адамович. 2) Хореогр. миниатюра. Комп. Черепнин. 1960, на сцене
Конц. зала им. Чайковского, Москва, балетм. К. Я. Голсйзов-ский;
исполнитель - В. В. Васильев. 20.3.1989, возобн. по Голейзовскому,
балетм. Васильев; исполнитель - В. А. Малахов. 3) Хореогр. миниатюра на
муз. С. Ф. Цинцад-зс. 1984, Оперная студия Ленингр. коне., балетм. Г. Д.
Алексидзе; исполнитель-H. А. Долгушин. Е. В. Сергеенко.
НАСИЛОВ (Носилов) Николай (Нил) Иванович (1887-1942, Ленинград?),
балетовед, балетный критик. Сын Е. О. Вазем. Активный защитник традиций
академич. иск-ва, оппонент реформаторских начинаний А. А. Горского.
Публиковал статьи (псевд. НИН) в "Еженедельнике петрогр. гос. академич.
т-ров", "Жизни иск-ва". Записанные H. воспоминания его матери составили
кн.: Вазем Е. О., Записки балерины санкт-петерб. Большого т-ра (1937).
Со ч.: Балеты Чайковского на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова, в
сб.: П. И. Чайковский на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова. Л., 1941;
Pvc. плясовые новаторы (Е. В. Лопухова, А. А. Орлов), в сб.: Е. В.
Лопухова. Двадцать лет сценич. деятельности, П..1923. К). А. Бурикова.
"НАТАЛИ, ИЛИ ШВЕЙЦАРСКАЯ МОЛОЧНИЦА" ("Das Schweizer Milchmadchen".
"Nathalie ou La Laitiere Suisse"), балет в 2 актах. Комп. А. Гировец,
сцен. и балетм. Ф. Тальони. 1821, "Кернтнертортеатр". Вена. В России:
18.4.1832, Большой т-р, Петербург, под назв. "Лида, Швейцарская
молочница", в 2 актах 3 картинах, балетм. Титюс (по Тальони); в гл.
партиях - Л. Псйсар, H. О. Гольц. 4.12.1849, там же, под тем же назв.,
балетм. M. И. Петипа [совм. с Ж. Перро, по Тальони и Ж. Петипа (?)],
худ. Г. Г. Вагнер; в гл. партиях - Ф. Эльслер. Перро. 27.6.1980, Моск.
классич. балет, сцен. и балетм. П. Лакот (по Тальони), декорации и
костюмы его же (по П. Сисери и
Э. Л. Ла.ми), дир. В. А. Эдельман; Натали - Е. С. Максимова. Освальд
- С. В. Исаев, Зюг-С. А. Белорыбкин. В. А. Кулаков.
НАУМКИН Вячеслав Иосифович [5(18).9.1911, Тула - 23.9.1984,
Свердловск], артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1962). По
окончании МХУ в 1930-36 в Большом т-ре. В 1936-73 в Свердловском т-ре.
Партии: Зигфрид, Дезире, Колен, Альберт; Феб и Клод Фролло; Армен
("Гаянэ"), Вакх ("Вальпургиева ночь"), Элиава ("Суламифь"), Вацлав,
Гирей, Данила; Конрад и Сеид-паша ("Корсар"). Пост.: "Шопе-ниана",
"Лебединое озеро" (обе
1948), "Раймонда", "Фадетта" (обе
1949), "Красный мак" (1950), "Дон Кихот" (1952), балетные сцены в
операх ("Вальпургиева ночь", "Половецкие пляски"). В 1936-73 педагог
Свердловского т-ра, одновременно с 1959 - в Свердловской балетной школе.
Лит.: Меновщик о ва H.. Страницы календаря [В. И. Наумкин], "СБ",
1987, ј 1.
"НАЯДА И РЫБАК", балет в 6 картинах (на сюжет повести "Ундина" Ф. де
ла Мотт Фуке). Комп. Ц. Пуни, сцен. Ж. Перро 22.6.1843,
Королевский т-р, Лондон (под назв. "Ундина, или Наяда"), балетм. Ф.
Черрито ("Pas de six") и Перро, худ. У. Грив; Ундина - Черрито (мировую
известность приобрел созданный ею "Танец с тенью"), Маттео - Перро.
Гидрола
-Копер. В России: 30.1.1851, Большой т-р, Петербург, балетм. Перро,
худ. А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер; Ундина - К. Гризи (позже Е. А.
Андреянова, Л. Флери, 3. И. Ришар, А. И. Прихунова, M. И. Муравьёва, К.
M. Кан-цырева, Е. О. Вазем, Е. П. Соколова, Э. Бессоне и др.), Маттео -
Перро. 1874, там же, новая ред. M. И. Петипа (по Перро). 1892, там же,
возобн., балетм. Петипа; Ундина-В. А. Никитина. 7.12.1903, там же,
возобн., балетм. А. В. Ширяев (по Петипа и Перро); Ундина - А. П.
Павлова. 1921, возобн., балетм. Ширяев, спектакль Петрогр. хореогр.
уч-ща. 27.11.1857, Большой т-р, Москва, балетм. Теодор (Шион), худ. И.
Браун, А. Бредов, П. А. Исаков, Крылов, Ф. И. Шеньян, дир. П. H. Лузин;
Ундина
- Тереза Теодор, Маттео - Теодор (Шион). 11.4.1879, там же, возобн.,
балетм. А. Ф. Смирнов (по Теодору), дир. С. Я. Рябов;
Ундина - Е. H. Калмыкова (позже П. П. Лебедева, Муравьёва, П. M.
Карпакова, M. П. Станиславская, Е. В. Гельцер и др.), Маттео- С. П.
Соколов. 4.10.1898, там же, балетм. И. H. Хлюстин, дир. тот же,
декорации сборные. 22.2.1984, там же, сюита из балета (первая встреча
Наяды и Рыбака; деревенское веселье; танец Наяды с тенью), балетм. П. А.
Гусев (по Перро), худ. В. К. Клементьев, дир. А. А. Копылов; Наяда - H.
Л. Семизорова (позже H. H. Сперанская), Рыбачка-Т. H. Голикова (позже M.
В. Былова). Рыбак - M. Л. Цивин. 28.12.1984, Т-р им. Кирова, балетм. тот
же. дир. В. А. Федотов; Наяда-О. П. Лиховская. Девушка - Г. Т. Комлева,
Рыбак - С. Г. Вихарев. Я. В. Седов.
НЕЗАВИСИМАЯ ТРУППА АЛЛЫ СИГАЛОВОЙ, осн. в Москве в 1989, см. в ст.
Сигалова А. M.
НЕЛИДОВА (наст. фам. Б а р-т о) Лидия Ричардовна (1863- 1929),
артистка, педагог. По окончании Моск. театр. уч-ща с 1884 в Большом
т-ре. В 1896-97 в Мари-инском т-ре. Партии: Низия ("Царь Кандавл"),
Лиза. Известный педагог, H. в 1908 в Москве создала балетную школу,
существовавшую до нач. 20-х гг. Первый в истории рус. балета
практик-исполнитель, писавший теоре-тич. работы о хореографии.
Соч.: Письма о балете. Письмо первое - Идеалы хореографии и истинные
пути балета, M., 1894; Иск-во движений и балетная гимнастика. Краткая
теория, история и механика хореографии. M., 190S.
Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т.
2, Л., 1939; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в.. Л.-М..
1963.
НЕМЧИНОВА Вера Николаевна
(26.8.1899, Москва - 22.7.1984, Нью-Йорк), артистка и педагог. Жена
А. H. Обухова. Окончила частную балетную школу Л. Р. Нелидовой в Москве.
С 1915 жила за границей. В 1916-26 в труппе Русский балет Дягилева,
танцевала в балетах "Сильфиды" ("Шо-пениана"), исполняла гл. партии в
пост. балетмейстеров: Л. Ф.
Мясина - "Волшебная лавка" на муз. Дж. Россини, "Чимарозиана" на муз.
Ф. Чимарозы, "Матросы" Ж. Орика; Б. Ф. Нижинской - "Лани" Ф. Пуленка,
"Искушения пастушки, или Амур-победитель" на муз. М. П. де Монтеклера. С
1927 вместе с организованной ею, А. Долиным и Обуховым труппой
"Немчинова-Долин балле" гастролировала в Великобритании; затем в США с
труппой М. М. Мордкина. В 1931-35 выступала в труппе оперного т-ра в
Каунасе, позже в "Балле рюс де Монте-Карло" (Невеста - "Испытание
любви", балетм. М. М. Фокин, 1936). Затем снова гастролировала в США, а
также в Австралии. Др. партии: Аврора, ОдеттаОдиллия, Жизель. С 1947
преподавала в Школе балетного иск-ва в Нью-Йорке, с 1962 руководила
собственной школой классич. балета там же. г. м. Шлуглеит.
НЕСТЕРОВ (Алексеев) Андрей Алексеевич (1727-?), артист, педагог.
Первоначально был певчим, но "спал с голоса". Один из первых учеников Ж.
Б. Ланде. В период работы Ланде в Сухопутном шляхетном корпусе (1734-37)
- один из его помощников. Упомянут Я. Штелином (наряду с А. Топорковым)
в числе лучших рус. танцовщиков. В 1742 участвовал в придв. спектаклях
по случаю коронации Елизаветы Петровны в Москве - в балетах Ланде
"Радость народа о явлении Астреи на Российском горизонте и возвращении
золотого времени" и "Золотое яблоко на пире богов, или Суд Париса" при
опере "Милосердие Титово". Танцевал во мн. балетах А. Ринальди. Уволен
из придв. т-ра 11 окт. 1748, в марте того же года принят в Сухопутный
шляхетный корпус для обучения кадет танцам. С 1750 в Шляхетном корпусе у
И. учились не только кадеты, но и "солдатские дети", к-рые становились
впоследствии его помощниками. В окт. 1750 зачислен также танцмейстером в
Академию, однако уже 17 февр. 1751 уволен по болезни. В Шляхетном
корпусе работал ещё в 1754.
Лит. : Всеволодский-Герн-г p о с с В., История театр, образования в
России, СПб., 1913; Ш т e л и н Я., Музыка и балет в России XVIII в.,
пер. с нем., Л., 1935; его же, Известия о русских танцах и театр, в
России балетах, "СПб вестник", 1779, окт.;
Старикова Л., Первая рус. балетная труппа, в кн.: Памятники культуры,
М., 1987. Г. Н. Добровольская.
НЕСТЕРОВА Ирина Игоревна (р. 24.8.1957, Москва), артистка. По
окончании МХУ (педагог Н. В. Чистова) с 1976 в Большом т-ре. Яркая
сценичная внешность, способность точно и тонко воспроизводить
особенности разных стилей и жанров позволяют Н. исполнять классич. и
характерные партии: леди Капулетти ("Ромео и Джульетта"), Полина
Андреевна ("Чайка"), Русская невеста ("Лебединое озеро"), фея Сапфиров
("Спящая красавица"), Пер-сидка (в опере "Хованщина" М. П. Мусоргского);
болеро ("Дон Кихот"), венгерский танец ("Раймонда"), Молодая цыганка
("Каменный цветок"). В 1991 окончила пед. отд. балетмейстерского ф-та
ГИТИСа. С А. Дав.и-кимова.
НЕФФ Евгений Александрович (р. 13.7.1954, noe. Мендоль Красноярского
края), артист. Засл. арт. РСФСР (1987). По окончании Таллиннского
хореогр. уч-ща (педагоги В. А. Поликарпов, Н. Р. Тихонова), в 1974-79 в
т-ре "Эстония". Классич. танцовщик героич. плана. Партии: Раб ("Антоний
и Клеопатра"), Солист ("Времена года"), Орфей ("Орфей"), Ансельм
("История Ансельма"), Альберт. В 1979-80 в Пермском т-ре. Партии:
Дезире;
Юноша ("Шопениана"). С 1980 в Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель
миниатюры "Романс" на муз. Г. В. Свиридова (1981, балетм. Д. А.
Брянцев). Др. партии: Юноша ("Асият"), Адам;
Джеймс ("Сильфида"), Зигфрид, Ромео, Вацлав, Дезире, Жан де Бриен,
Конрад; Принц ("Золушка"), Автандил ("Витязь в тигровой шкуре").
Лит.: Е. Нефф, "ТЛ", 1984, ј 33; Радость творчества, там же, 1987, ј
34.
И. В. Ступников.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им А С
Пушкина (до 1990 Г о p ь - ковский театр оперы и балета им. А. С.
Пушкина), осн. в 1935. В этом же году создана балетная труппа. Т-р
работает в реконструир. здании быв. Народного дома, построенного на
средства М. Горького и Ф. И. Шаляпина в 1903 по проекту арх. П. П.
Малиновского. В 1935-38 гл. балетм. В. А. Коно-нович. С первых пост. -
"Дон Кихот" (балетм. Кононович) и "Лебединое озеро" (балетм. Ю. И.
Сидоренко, по плану Кононовича, обе 1936) труппа постоянно работает над
произв. классич. наследия: "Коппелия" (1937, балетм. Сидоренко),
"Раймонда" (1940), "Тщетная предосторожность" (1944, оба балетм. М. Д.
Цейтлин), "Эсмеральда" (1938), "Дон Кихот" (1948), "Лебединое озеро"
(1951), "Спящая красавица" (1953), "Щелкунчик" (1955, все балетм. Г. И.
Язвинский), "Жизель" (1959), "Баядерка" (1960), "Шопениана" (1962, все
балетм. Л. А. Серебровская). Одновременно велась интенсивная работа над
балетами совр. отечеств, композиторов. На творчество балетмейстеров т-ра
в эти годы заметное влияние оказала эстетика драмбалета (в 1938-47 гл.
балетм. Цейтлин; в 1948-56 - Язвинский). Пост.: "Бахчисарайский фонтан"
(1937, балетм. П. К. Йоркин), "Красный мак" (1941), "Светлана" Д. Л.
Клебанова (1940, обе балетм. Цейтлин), "Доктор Айболит" И. В. Морозова
(1948), "Юность" (1951, обе балетм. Язвинский), "Тимур и его команда" А.
А. Нестерова (1956, балетм. Язвинский и О. М. Дадишкилиани). Среди
ведущих артистов: Н. В. Владимова, С. Н. Гончаров, Н. И. Грабовская, И.
А. Жевакина, А. И. Заровский, С. В. Инсарский, В. К. Мерхасина, Н. Ф.
Орешкевич, Г. М. Покровская, Р. С. Потапова, Ф. И. Чер-нышенко, В. В.
Чижов. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. - наиболее плодотворный период в жизни
т-ра (в 1958-65 гл. балетм. Серебровская). Пост.: "Шурале" (1957,
балетм. Дадишкилиани), "Миран-долина" (1958), "Каменный цветок" (1961),
"Золушка" (1963), "Пер Гюнт" (1964, все балетм. Серебровская). Именно в
этот период были заложены осн. худож. традиции творч. коллектива и
сформировалась группа ведущих артистов: В. В. Гуськов, А. А. Гуськова,
Л. М. Злобина, Н. В. Золотова, Б. Г. Рахманин, Л. К. Семёнова, А. Н.
Сысоев, Л. Ф. Федорушко. В разные годы с труппой работали дир. В. В.
Бойков, А. Я. Войскунский, С. А. Гусев, Л. В. Любимов, П. М. Резников,
А. Д. Шморгонер, оформляли балетные спектакли худ. В. И. Баженов, А. М.
Мазанов, В. М. Мазанов.
Новый этап начался с пост. балета "Антоний и Клеопатра" Э. Л.
Лазарева (1972, балетм. Ал. А. Дементьев). Пост.: "Спартак" (1975,
балетм. Дадишкилиани), "Сотворение мира" (1977, балетм. Г. Г.
Малхасянц), "Тысяча и одна ночь" Ф. Амирова (1981, балетм. Н. М.
Назирова). В труппу пришло новое поколение артистов: А. Э.
Гроностайский, Л. М. Злобина, Т. К. Карпова, Т. М. Лебедева, В. Ф.
Миклин, В. Б. Некрасов, Н. В. Пугачёва, Р. Г. Шапкина.
За годы существования т-р создал свою балетную Пушкиниану:
неоднократно возвращался к балету "Бахчисарайский фонтан" (1937, балетм.
Йоркин; 1950, Язвинский; 1958, Я. В. Романовский; 1967, М. М. Газиева;
1978, С. М. Тулубьева); среди пост. - "Цыганы" С. Н. Василенко (1938,
балетм. Йоркин), "Дубровский" В. Г. Кикты (1984, вперые в стране,
балетм. А. Г. Бадрак), "Метель" на муз. Г. В. Свиридова (1986, балетм.
тот же). Среди спектаклей 80-90-х гг. наиболее интересны пост. балетм.
Ю. В. Папко и М. Г. Скотт: "Ромео и Джульетта" (1989) и "Золушка"
(1990). В 80-90-е гг. в т-р пришли новые исполнители: В. Д. Кирица, Е.
Я. Козлова, С. В. Куракин, Е. В. Лебедева, Л. А. Сычёв, С. В. Цветков.
Гл. балетм. (с 1993) В. Н. Бутримович. И. о. гл. дир. Е. Б. Шейко. С
1993 на базе т-ра работает хореогр. отд. Нижегородского театр. уч-ща.
Лит.: Елисеев И., На муз. сцене, Горький, 1990: Чуяно в С. П., Aima
mater нижегородского балета, Н. Новгород, 1992.
С. Л. Чуянов.
НИЖИНСКАЯ Бронислава Фоминична [27.12.1890(8.1.1891), Минск -
22.2.1972, Лос-Анджелес], артистка, балетмейстер, педагог. Дочь польских
танцовщиков Э. Береда и Ф. Нижинского. Сестра В. Ф. Нижинского. Окончила
Петерб. театр. уч-ще в 1908 и была принята в труппу Мариин-ского т-ра,
к-рую покинула в 1911 в знак протеста против увольнения брата. В 1909-13
выступала в спектаклях Русских сезонов. Партии в балетах М. М. Фокина:
Бабочка ("Карнавал"), Уличная танцовщица ("Петрушка"). В 1914
участвовала в лондонской антрепризе брата. В 1915-21 выступала и
преподавала в Киеве (среди учеников - С. Лифарь). В 1921 эмигрировала. В
1921-24 танцовщица, балетмейстер (с 1921) и реж. труппы Русский балет
Дягилева. Пост.: танец "Три Ивана" в лондонской пост. "Спящая принцесса"
("Спящая красавица", 1921), "Байка про Лису..." (1922) и "Свадебка"
(1923, обе И. Ф. Стравинского), "Лани" ("Лоретки") Ф. Пуленка,
"Докучные" Ж. Орика, "Голубой экспресс" Д. Мийо (все 1924). "Свадебка"
создала Н. репутацию одного из реформаторов хореографии 20 в. Работала
балетмейстером в парижской Опере, в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес); в
труппе Иды Рубинштейн (пост.: "Поцелуй феи" Стравинского, "Болеро" на
муз. М. Равеля - оба 1928; "Вальс" на муз. Равеля - 1929), в др. труппах
мира. В 1933-34 возглавляла собств. труппу. Пост.: "Этюды" на муз. И. С.
Баха, "Вариации" на муз. Л. ван Бетховена (оба 1932), "Гамлет" на муз.
Ф. Листа (1934; исполнила заглавную роль). В
1937 рук. парижской труппы "Польский балет"; работала в Берлине у М.
Рейнхардта (пост. танцы в опере "Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха и в фильме
"Сон в летнюю ночь"). В 1938 основала в Лос-Анджелесе балетную школу. С
1952 рук. школой "Балле тиэтр" (Нью-Йорк). Среди её учениц Мария и
Марджори Толчиф, А. Кент.
До 1966 ставила новые, возобновляла свои прежние балеты в разных
т-рах мира. Балеты Н. широко идут в 80-90-е гг.
Соч.: Школа движения: теория хореографии, К., 1920; Early memoirs, N.
Y., 1981;
Nijinska В., A dancer's legacy, S. F., 1986.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-рнач.ХХв.,[ч.] 1-2. 1971-72: Д ж
о н со н Р., Ритуал и абстракция в балете "Свадебка". "СБ", 1991, ј 5; Т
и х о н о в а Н., Девушка в синем, М., 1992: Нижинекий- Нижинская,
"Моск. наблюдатель", 1992, ј4; G fi go r i e v S. L., The Diaghilev
Ballet 1909-1929, L., 1953; Sokolova L., Dancing for Diaghilev, N. Y.,
1960; H a s k e 1 l A. L-, Ballet Russe. The Age of Diaghilev, L.. 1968;
Buckle R-, Nijinsky. N. Y.. 1971.
H. M. Краковский.
НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич
[17.12.1889, по др. данным - 28.2(12.3). 1890, Киев - 8.4.1950,
Лондон], артист, балетмейстер. Сын польских танцовщиков Э. Бе-реда и Ф.
Нижинского. Брат Б. Ф. Нижинской. В 1898 поступил в Петерб. театр.
уч-ще, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский т-р. Выдающийся
талант танцовщика и актёра сразу вывел Н. на положение премьера. Он стал
партнёром балерин М. Ф. Кше-синской, О. И. Преображенской. А. П.
Павловой, Т. П. Карсавиной в академич. репертуаре. Первый исполнитель
гл. партий: Белый раб ("Павильон Армиды", 1907), Раб ("Египетские
ночи"), Юноша ("Шопениана", обе 1908, все балетм. М. М. Фокин), Ураган
("Талисман", 1909, балетм. Н. Г. Легат). В 1911 уволен из Мариинского
т-ра за то, что самовольно надел в "Жизели" новый костюм по эскизу А. Н.
Бенуа. В 1909-13 Н. - ведущий танцовщик Русских сезонов, первый
исполнитель гл. партий в балетах, пост. Фокиным: "Карнавал",
"Ше-херазада" (оба 1910), "Видение розы", "Петрушка", "Нарцисс" (все
1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" (оба 1912). В 1912 Н. пост. для
труппы Дягилева балет "Послеполуденный отдых фавна" (в к-ром исполнил
гл. партию), в 1913 - "Игры" на муз. Дебюсси и "Весну священную".
Постановки Н. получили противоречивые оценки, вызвали резкие споры
публики и критики, ибо ломали устоявшиеся каноны академич. балетного
спектакля и классич. танца, отрицали пластич. живопись фокинской
реформы, предвосхищая будущие поиски балетного т-ра сер. 20 в. В 1914 Н.
организовал собств. труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 возвратился в
труппу Дягилева; пост. для амер. гастролей труппы балет "Тиль
Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса. Как танцовщик Н. возродил иск-во
мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с
выразительностью пластики и пантомимы. В балетмейстерской деятельности
Н. опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства
его образности. В 1917 психическое заболевание заставило Н. покинуть
сцену. В 1919 он написал "Дневник Нижинского", изданный в Париже в 1953
(в Москве в 1995). Драм. судьбе Н. посвящены балеты "Ни-жинский, клоун
божий" (балетм. М. Бежар), "Вацлав" (балетм. Дж. Ноймаер), "На Восток -
к Нижинскому" (балетм. М. Эй-лам), "Нижинский" ("Воспоминание юности";
реж. и балетм. Б. Манегатти; "Жизнь артиста, или Пленный фавн" балетм.
Н. А. Волкова), драм. спектакли, ху-дож. кино- и телефильмы, опера.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1; [ч.] 2.
Танцовщики, Л., 1971-72; её же, Нижинский, Л., 1974;
Иешке К., Хатчинсон-Гест А., Новое о Нижинском, "СБ". 1989, ј 3;
Нижинская Р., Нижинский, там же, 1989, ј 6. 1990, ј1; Гаевский В.,
Возрождение, "Т", 1990. ј 12; М а и н и e ц e В., Многоликий бог танца,
"МЖ", 1990, ј 11 ; R e i s s F., Niginsky ou La grase, La vie de
Nijinsky, P., 1957; Niehaus M., Nijinsky, Munch., 1961;
Nijinsky Dancing (text and commentary by L. Kirstein), N. Y., 1975;
Nijinska В., Early memoirs, N. Y., 1981; N IJI n sky T., Nijinsky and
Romola. Two lives from Birth to Death in-dissolubly linked, L., 1991. H.
M. Крисовския.
НИКИТИН Ираклий Никитич (1823-?), артист. Сын петерб. танцовщицы
Авдотьи Овошнико-вой и друга А. С. Пушкина, камер-юнкера Н. В.
Всеволожского, в доме к-рого собирался лит.-поли-тич. кружок "Зелёная
лампа". Мальчика, унаследовавшего от родителей красоту и артистич. дар,
отдали в Петерб. театр. уч-ще, где он был своекоштным пансионером.
Воспитанником младших классов уч-ща выступил в 1835 в партии Луки
("Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле"), а в 1840 - и партиях
Колена ("Тщетная предосторожность", к-рую и пост. на сцене уч-ща) и
Джеймса ("Сильфида"). В 1840 силами учеников пост. на сцене Петерб.
Большого т-ра балет "Гитана". По окончании уч-ща (1841, педагог К.
Лащук) выступал в романтич. репертуаре. Первый исполнитель в России
партии Альберта (1842). Партии: Фредерик ("Гитана, испанская цыганка"),
Альберт ("Озеро волшебниц"), Дон Альваро де Корда ("Морской разбойник"),
Гилас ("Воспитанница Амура"). Его партнёршами были М. Тальони и Е. И.
Андре-янова. Однако постепенно Н. вытесняли иностр. гастролёры. В 1845
Н. переехал в Москву, где выступал в "Тщетной предосторожности" с Е. А.
Санковской (Лиза), в 1846 уехал за границу. В Венском имп. балете Н.
приобрёл европ. известность; уйдя со сцены, возвратился в 1869 на
родину.
Лит. : Борисоглебский М. (сост.). Материалы но истории рус. балета,
т. 1. Л., 1938; Пушкин А. С., Полн. собр. соч.. т. 10, М., 1958; Эльяш
Н., А. Истомина, Л., 1971. М. А. Ильичёва.
НИКИТИНА Варвара Александровна (Ивановна) [28.9(10.11). 1857,
Петербург - 2.11.1920, Петроград], артистка. После окончания Петерб.
театр. уч-ща (педагоги М. И. Петипа, Л. И. Иванов, X. П. Иогансон) в
1877-93 в Петерб. балетной труппе. Первая исполнительница партий:
Викторина ("Фризак-цирюльник", 1879), Осень ("Паке-ретта", 1882), Голубь
("Ночь и День", 1883), Диана ("Кипрская статуя", 1883), Сванильда
(1884), Огонь любви ("Волшебные пилюли", 1886), Бабочка ("Капризы
бабочки", 1889), принцесса Флорина ("Спящая красавица", 1890), Ненюфар
("Пенюфар", 1890) - все балетм. Петипа; Илька ("Очарованный лес", 1887),
Пепита ("Севильская красавица", 1888), нимфа Ореада ("Шалость Амура",
1890) - все балетм. Иванов. В 1892 Петипа вновь пост. для неё балеты:
"Сильфида" (по Ф. Тальони), "Наяда и рыбак" (по Ж. Перро). Др. партии в
пост. Петипа: Трильби ("Трильби"), Элла ("Талисман"), Одалиска
("Корсар"), Рейн ("Дочь фараона"), Бабочка ("Сон в летнюю ночь"). Н. -
видная представительница классич. школы танца, сочетавшая виртуозную
технику с воздушностью и грацией. Прославилась в партиях
романтич.характера,требующих лёгкости, живости, поэтичности. Её лучшие
партии - Наяда, Сильфида, Бабочка. С успехом выступала в т-ре Берлинской
оперы (1886).
Лит.: Плещеев А.. Наш балет (1673-1899), 2 ичд., СПб., 1899; С к а л
ь-ковский К., В театр, мире, СПб., 1899;
Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 1,
Л., 1938;
Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в.. Л -М.. 1963.
Т. Е. Кузовлеви.
НИКИТИНА Тамара Петровна [15(28).2.1904, Москва-3.1.1993, там же],
артистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). По окончании МХУ
(педагоги В. Д. Тихомиров, Н. Г. Легат) в 1920-78 в Большом т-ре.
Партии: Лизетта ("Теолинда"), Пиккилия и Жуа-нитта ("Дон Кихот"),
принцесса Тайах ("Иосиф Прекрасный"), фея Сирени; Мерседес и Уличная
танцовщица ("Дон Кихот"), Любимая жена хана ("Конёк-Горбунок"). Совм. с
А. И. Радунским пост. танцы в опере "Русалка" А. С. Даргомыжского
(1937), участвовала в возобн. балета "Конёк-Горбунок" (1948). В 1946-78
балетм.-репетитор Большого т-ра.
Лит.: Васильев В., Истина для нее - работа в театре, "Б", 1993, ј 3.
В. И. Зирубин.
НИКИФОРОВА Ангелина Васильевна (р. 10.12.1914, Псков), артистка,
педагог. Засл. учитель РСФСР (1980). В 1932-36 училась вхореогр. классе
при муз. школе в Пскове, в 1936-38 - в хореогр. школе при Ленингр. Малом
т-ре. В 1935-36 артистка балета Псковского обл. пед. т-ра, затем в
1938-39 в Ленингр. Малом т-ре, в 1940-41 в Ленингр. т-ре эстрады и
миниатюр. В 1949 окончила курсы педагогов-хореографов Ленингр. коне. В
1950-51 педагог Ташкентского хореогр. уч-ща и педагог-репетитор
Ташкентского т-ра, в 1951-55 педагог Киевского хореогр. уч-ща. В 1955-60
педагог-репетитор Новосибирского т-ра, с открытием в 1957 Новосибирского
хореогр. уч-ща педагог и в 1963-65 худ. рук. Уч-цы: Л. В. Гершунова, А.
А. Дорош, Я. А. Казанцева, Т. О. Кладничкина, Л. Я. Кондрашова, В. П.
Тимашо-ва, И. И. Христофорова. В I960- 63 и 1974-78 педагог Каирской
высшей балетной школы и педагог-методист Каирского высшего балетного
ин-та, с 1990 педагог Берлинской гос. балетной школы.
М. Н. Майков.
НИКОЛАЕВА Ольга Николаевна
[4(16).6.1839 - 3(15).9.188l], артистка. Училась в Моск. театр. уч-ще
у Г. Ворониной и Ф. Мон-тассю, совершенствовалась у К. Блазиса и С. П.
Соколова, а драм. иск-ву, по её настоянию, училась у артиста Малого т-ра
И. В. Самарина. По окончании уч-ща с 1859 в Большом т-ре. Ученицей
исполнила партию Лизы, проявив талант танцовщицы-актрисы, затем партии
Медоры; Катарины ("Катарина, дочь разбойника"), Пери ("Пери"). Наиболее
полно дарование Н. раскрылось в драм. партиях: Эсмеральда; Сатанилла
("Сатанилла, или Любовь и ад"), Жизель. С успехом выступала в
дивертисментах и пантомимных партиях (Фенелла в опере "Немая из
Портичи"), к-рые исполняла с поэтич. проникновенностью. Ставила в
балетах танцы, особенно удачно рус. пляску. Участвовала в возобновлении
романтич. балетов ("Эсмеральда", "Катарина").
Лит.: Блазис К.. Танцы вообще. балетные знаменитости и нац. танцы,
М., 1864;
Красовская В.. Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М.. 1963.
НИКОНОВ Андрей Владимирович (р. 19.5.1970, Москва), артист. По
окончании МХУ (педагог А. А. Прокофьев) с 1988 в Большом т-ре. Танцовщик
лирико-романтич. плана. Дебютировал в па де труа ("Лебединое озеро").
Партии: Клавдио ("Любовью за любовь", Альберт; Принц-Щелкунчик
("Щелкунчик"), Зигфрид. 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета и
балетмейстеров в Москве
(1988). Л. Э. Чижова.
НИКОНОВ Владимир Леонидович (р. 28.11.1937, Москва), артист, педагог.
Нар. арт. РСФСР (1976). По окончании МХУ (педагог А. М. Руденко) в
1957-78 в Большом т-ре; совершенствовался у А. Н. Ермолаева и А. М.
Мессе-рера. Партии: Принц ("Щелкунчик"), Юноша ("Шопениана"), Вацлав,
Зигфрид, Голубая птица;
Принц ("Золушка"), Данила ("Каменный цветок"), Альберт, Базиль. Для
танца И. характерны чистота классич. форм, лёгкость прыжков, чёткость
заносок и вращений. В 1966-77 педагог МХУ. С 1978 педагог-репетитор
Большого т-ра. В 1980 окончил пед. отд. ГИТИСа.
Лит.: Выдающийся мастер и педагог, "СБ", 1986, ј 3. Н. М. Сидовская.
НИСНЕВИЧ Анатолий Геннадиевич (р. 5.6.1937, г. Ломоносов Ленингр.
обл.), артист, педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1978). По
окончании ЛХУ (педагог Ф. И. Балабина) в 1956-76 в Т-ре им. Кирова.
Классич. танцовщик лирич. плана. Первый исполнитель партий: в миниатюре
"Вечная весна" ("Хореографические миниатюры", 1958, балетм. Л. В.
Якобсон), Кассио ("Отелло", 1960, балетм. В. М. Чабукиани), 7-й вальс
("Новеллы любви", 1963, балетм. Якобсон). Др. партии: Зигфрид, Альберт,
Вацлав, Ромео; Вакх ("Вальпургиева ночь"). Юноша ("Шопениана"), Юноша
("Ленинградская симфония"), Андрий ("Тарас Бульба"), Гармодий
("Спартак"), Трубадур ("Раймонда"), Сатир ("Спартак"),
Зефир ("Станционный смотритель"). С 1963 преподаёт классич. танец в
ЛХУ; ученики: А. А. Лунев, Р. Багаутдинов, А. М. Полубенцев. С 1978 (с
перерывами) педагог-репетитор Ленингр. Малого т-ра. В 1984-85
педагог-репетитор Римской оперы, с 1990 преподаёт в разл. балетных
труппах Италии. С 1991 педагог центра Дж. Ноймайера (Гамбург).
* И. В. Ступников.
НОВИКОВ Лаврентий Лаврентьевич (24.7.1888, Москва - 18.7.1956,
Нью-Баффало, США), артист, балетмейстер, педагог. По окончании Моск.
театр. уч-ща в 1906-18 в Большом т-ре. Партии: Мутчи ("Конёк-Горбунок"),
Арлекин ("Фея кукол"), Дезире и Голубая птица; Базиль, Альберт;
Путник ("Тамара"). Н. обладал выразительной внешностью, драм.
дарованием, был превосходным партнёром. Его танец, лёгкий и блестящий,
отличался безупречной формой, благородством. В 1909 участвовал в Русских
сезонах. В 1911 ушёл из Большого т-ра и выступал как партнёр А. П.
Павловой в Лондоне, США. Первый исполнитель гл. партий в балетах, пост.
М. М. Фокиным: "Прелюды", "Семь дочерей горного короля" (оба 1913). В
1913 возвратился в Большой т-р. После Окт. революции работал и как
балетмейстер. Пост. (с артистами Большого т-ра, Н. - исполнитель гл.
партий): "Умер великий Пан" А. И. Канкаровича (1916, сцена Камерного
т-ра), "Нарцисс" Н. Н. Черепнина, "Вакханалия" на муз. А. К. Глазунова
(1918, оба т-р сада "Аквариум"). В 1919-21 работал в труппе Русский
балет Дягилева: танцевал в балетах "Сильфиды" ("Шопениана"), "Петрушка".
В 1921-28 танцовщик и балетм. в труппе Анны Павловой, для к-рой пост.
сокращённый вариант "Дон Кихота", "Русские сказки" на муз. А. К. Лядова,
"Старинный русский танец" на муз. Черепнина, затем два сезона работал с
Т. П. Карсавиной. В 1929-33 в балетной труппе Чикагской оперы. Пост.:
"Лебединое озеро", "Шопениана", танцы в операх. В 194145 балетм.
"Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1945 оставил сце-нич.деятельность.
Вёл преподавательскую работу: в 1928 открыл собств. школу в Лондоне,
затем в Чикаго. Основал также балетную школу в Нью-Баффало, в к-рой
преподавал до конца жизни.
Лит.: Крас о в екая В.. Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2.
Танцовщики, Л., 1972; Суриц Е., Хореогр. иск-во двадцатых гидов. М..
1979. В. Д. Неимино.
НОВИЦКАЯ Анастасия Семёновна [1790 - 22.3(3.4).1822], артистка. В
1809 окончила Петерб. театр. школу. Ученица Ш. Дидло. Дебютировала в
1806 в партии Гимены ("Зефир и Флора"). Первая исполнительница партий:
Сандрильона ("Сандрильона", 1815, балетм. И. И. Валь-берх и Огюст); в
пост. Дидло: Ацис ("Ацис и Галатея", 1816), Арианна ("Тезей и Арианна,
или Поражение Минотавра", 1817), Хензи ("Хензи и Тао, или Красавица и
чудовище", 1819), Евхариса ("Ев-тимий и Евхариса, или Побеждённая тень
Либаса", 1820). Была одарённой танцовщицей и пантомимной актрисой.
Современники отмечали, что в её иск-ве "невыразимая лёгкость и чистота
соединялись с нежностью и скромностью" (Р. М. Зотов "И мои воспоминания
о театре"). Преподавала танцы в Смольном и Екатерининском ин-тах.
Лит.: Слонимский Ю., Дидло, Л.- М., 1958; КрасовскаяВ. М., Рус.
балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л. - М.,1958.
НОВИЦКАЯ (по мужу Д ю р) Мария Дмитриевна [23.1(4.2).1816-1868],
артистка. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги А. А. Лихутина, А.
Титюс) в 1834 определена в балетную труппу солисткой и исполнительницей
пантомимных ролей. Воспитанницей исполнила в балетах, пост. А. Блашем,
партию Антониты ("Дон Жуан, или Поражённый безбожник", 1832), одну из
граций ("Марс и Венера, или Сети Вулкана", 1833). Дебютировала в роли
Фенеллы в опере "Немая из Портичи" (1834). В том же году исполнила
партии в балетах, пост. Ш. Дидло: Нина ("Нина, или
От любви сумасшедшая"), Кзел-кайя ("Кавказский пленник, или тень
Невесты"). Первая исполнительница на рус. сцене ролей Эффи в балете
"Сильфида" (1835) и Герцогини ("Гитана, испанская цыганка", 1838) -
балетм. А. Титюс. Др. партии: Золое (в опере "Влюблённая баядерка",
1835), Изора ("Рауль Синяя Борода, или Опасность любопытства", 1837),
Луиза ("Дезертир", 1837). В период возросшей виртуозности танца
сохраняла эмоциональную насыщенность и глубину содержания, свойственные
исполнительской школе Дидло. В 1840-54 выступала как драм. актриса в
Александрийском т-ре; роли:
Антигона ("Эдип в Афинах" В. А. Озерова), Луиза ("Коварство и любовь"
Ф. Шиллера) и др.
Лит. : Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории рус.
балета. т. 1. Л.. 1938: Красовская В. М., Рус, балетный т-р от
возникновения до сер. XIX в.. Л.-М., 195S. Л. А. Линькова.
НОВОСЕЛОВ Константин Аркадьевич (р. 23.1.1954, Ленинград), артист. По
окончании ЛХУ (педагог Б. В. Шавров) с 1972 в Ленингр. Малом т-ре.
Классич. танцовщик героико-романтич. плана. Партии: Гитарист
("Педагогическая поэма"), Сильвио ("Слуга двух господ"), Орфей ("Орфей и
Эвридика"), Гико ("Гаянэ"), Игорь ("Ярославна"), Ромео; Зевс ("Геракл"),
Карл ("Разбойники"), Солист ("Серенада"), Макбет; Иван
("Конёк-Горбунок"), Фариз ("Шехеразада"), Феб; Антоний ("Антоний и
Клеопатра"), Пастух ("Весна священная"). Лучшие работы - Ромео, Игорь,
Макбет, и. в. Ступнт" НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, академический
(с 1963), открыт 12 мая 1945. Балетная труппа сформирована хореографом
М. Ф. Моисеевым из состава быв. Сибирской гос. оперы (1922-34),
заложившей традиции оперно-балетного иск-ва в Сибири (в сезон 1927/28
пост.:
"Лебединое озеро", "Конёк-Горбунок", "Красный мак", все балетм. Е. А.
Пушкина); в труппу вошли также выпускники балетной студии,
организованной при т-ре, и участники самодеятельности. С 1946 балет
пополнился выпускниками МХУ (В. Н. Алексеева, А. А. Белова, Т. А.
Зимина, С. Г. Иванов, Л. И. Крупенина, О. А. Покровский), определившими
на многие годы высокий исполнительский уровень труппы и творч. лицо
т-ра. Первый балетный спектакль - "Корсар" (1946, балетм. Моисеев).
Первые исполнители:
Е. Г-Ефимов, А. К. Шенк, А. А. Эгреши, В. В. Ювачева. В дальнейшем
пост.: "Лебединое озеро" (1947), "Фадетта" (1948), "Раймонда" (1948),
впервые - "Доктор Айболит" И. В. Морозова (1947;
Гос. пр. СССР, 1948) и "Аленький цветочек" К. А. Корчмарёва (1949). В
1950-53 балетную труппу возглавляли 3. А. Васильева и С. А. Павлов,
осуществившие ряд пост. классич. репертуара. Ставил спектакли В. И.
Вайно-нен: "Берег счастья" А. Э. Спадавеккиа и "Спящая красавица" (оба
1952). В 1953-58 балетную труппу возглавил М. Л. Сатуновский. Пост.:
"Эсмеральда" (1953), "Медный всадник" (1953), "Дон Кихот"
(1954), "Лебединое озеро"
(1955), "Жизель" (1957), "Спящая красавица" (1958, совм. с Е. А.
Мачерет, Н. М. Улановой). Солисты: Ю. В. Гревцов, Зимина, Иванов,
Крупенина, Г. Д. Рыхлов, дир. А. А. Копылов, худ. А. И. Морозов.
10-летие т-р отметил первыми гастролями в Москве. В
1958-62 труппу возглавил Павлов. В 1962-66 - П. А. Гусев.
В 60-е гг. осуществлены постановки, в к-рых, сохраняя приверженность
традициям классич. танца, труппа овладевала совр. пластикой: это прежде
всего спектакли, пост. Ю. Н. Григоровичем,- "Каменный цветок" (1959),
"Легенда о любви" (1961); Гусевым - "Корсар" (1962), "Семь красавиц" К.
Караева (1963), "Раймонда", "Ледяная дева" (оба 1964), "Три мушкетёра"
В. Е. Баснера (1966);
О. М. Виноградовым - "Золушка" (1964), "Ромео и Джульетта" (1965).
Солисты: Н. Д. Александрова, К. В. Бруднов, Н. А. Долгушин, Ф. Г.
Кайдани, М. П. Окато-ва, Г. П. Янсон, Ю. Н. Яшугин; дир, Б. Е. Грузин,
Копылов, Н. Г. Факторович, И. Г. Чуднов-ский, художники С. Б.
Вирсалад-зе, В. Я. Левенталь, Б. А. Мессе -рер, Морозов, И. В.
Севастьянов.
В 1964 балет пополнился выпускниками Новосибирского хореогр. училища.
Произошла смена поколения. Ведущие партии исполняли: А. П. Балабанов, А.
В. Бердышев, Л. В. Гершуно-ва, Л. Я. Кондрашова, Л. Н. Матюхина, Л. А.
Попилина, В. Н.
Рябов. Т-р продолжал предоставлять сцену крупнейшим балетмейстерам. В
70-е - нач. 80-х гг. были пост.: "Ромео и Джульетта" (1972, балетм. Н.
Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), "Анна Каренина" (1973, балетм. M. M.
Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), "Спартак" (1977,
балетм. Григорович), "Сильфида" Ж. Шнейцхоффера (1979, балетм.
П. Лакот, по Ф. Тальони), "Макбет" (1981, балетм. В. В. Васильев). В
1974-83 труппу возглавлял Ал. А. Дементьев, в 1982-90 - В. А. Бударин.
Отличительная черта их деятельности - попытка обновить репертуар,
принести на сцену новую хореографию. Наиболее значит, спектакли этого
периода: "Антоний и Клеопатра" Э. Л. Лазарева (1974, балетм. Дементьев),
"Ярославна" Б. И. Тищенко (1977, балетм. тот же), "Кармина Бурана" К.
Орфа (1994, сцен. и балетм. А. Жоржи), "Степан Разин" Н. Н. Сидельникова
(1985, балетм. Бударин), "Repetez!" ("Мольер") Г. Я. Гоберника (1988,
балетм. тот же).
В труппе (на 1992): А. X. Асадов, С. А. Кузнецова, Матюхина, Л. А.
Попилина, В. В. Шумилов,
Т. О. Кладничкина, В. Г. Григорьев, Е. В. Гращенко. С 1990 худ. рук.
балетной труппы В. Ф. Владимиров, гл. дир. А. А. Людми-лин,гл. худ. И.
Б. Гриневич.
Лит.: Рясенцев Б., "Ровесник Победы", "ТЖ", 1965, ј К); Рубина
M.,Вершинин а И., Новосиб. академич-, Ново-сиб., 1979; Ромм В , "...И
зазвучала музыка", Новосиб., 1988; его же, Большой т-р Сибири, Новосиб.,
1990.
M. H. Милков.
НОВОСИБИРСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, создано в 1957. Основатель и
худ. рук. (1957-60) Э. И. Шумилова. Первый (экспериментальный, 6 лет
обучения) выпуск состоялся в
1964. основной (8 лет обучения) -
1965. Ведущая группа педагогов первых выпусков: 3. А. Васильева, А.
M. Маркеева, С. С. Юнусо-ва, А. В. Никифорова, С. Г. Иванов, Л. В.
Степанов. Худ. рук. были: Н. M. Уланова (1960-62), Никифорова (1963-65),
Т. А. Зимина (1965-70), Л. И. Крупе-нина (1973-80), А. А. Хмелев
(1980-83), В. Ф. Владимиров (1983-90). До 1991 выпущено 400 артистов
балета. Выпускники Н.х.у. составляют основу балетной труппы
Новосибирского театра (А. П. Балабанов, А. В. Бердышев, Е. И.
Брижинская, Л. В. Гершунова, А. В. Горбаце-вич, Т. О. Кладничкина, И. Н.
Кузьмин, Л. Н. Матюхина, Л. А. Попилина, В. Н. Рябов, В. П. Тимашова), а
также др. муз. т-ров России: так в труппе Якутского т-ра - Г. С. Баишев,
А. Н. Попов, Н. С. Посельская, А. П. Ултургашев, К. А. Федотова, Н. И.
Христофорова. Уч-ще имеет отделение классич. танца со сроком обучения 8
лет. В уч. программе, кроме основных хореогр. и общеобразоват.
дисциплин, предметы искусствоведч. и музы-коведч. циклов. В Н.х.у.
продолжают-преподавать Никифорова и старейшие преподаватели А. С. Павлов
и И. В. Фирсова, а также Н. И. Фуралева, Хмелев, Н. В. Хмелева, Т. К.
Капустина, И. С. Кудрина, Л. Я. Кондрашова, В. П. Бубнов, Рябов. С 1990
и. о. худ. рук. Г. В. Юдаева. Учащиеся и выпускники уч-ща - лауреаты мн.
балетных конкурсов, в т. ч. междунар. (Матюхина, Л. В. Гер-шунова, Т. О.
Кладничкина, Я. В. Казанцева, А. А. Дорош).
М. Н. Милков.
"НОВЫЕ АРГОНАВТЫ", одноактный панто-мимно-аллегорич. балет. Комп.
Шпрингер, сцен. и балетм. Г. Анджолини. 24.9.1770, Петербург, "по случаю
преславной победы. одержанной над флотом оттоманским прж острове Хио",
худ. Ф. Градицци; Язон - Г. Слепкин, Промак - Д. Махаев, Нептун - М.
Никитин, танцы серьёзные - С. Обри,
Г. Бернарди, Т. С. Бубликов, М. Фабиани и фигуранты, "танцы
комические" - Дж. Мер-кюр, Л. Парадиз и фигуранты.
Л. А. Линькова. "НОВЫЙ BEPTEP", одноактный балет-пантомима. Комп. С.
Н. Титов, сцен. и балетм. И. И. Вальберх. 30.1.1799, Большой т-р,
Петербург; исполнители - Вальберх, О. Пуа-ро, Е. И. Колосова.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л.- М., 1958; Слонимский Ю., Балет "Новый Вертер" С. Титова, в кн.:
Уч. зап. Гос. научно-исслед. ин-та т-ра, музыки и кинематографии, т.
2,Л., 1958.
"НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ", одноактные балеты на муз. одноим. муз. картины
М. П. Мусоргского (инструментовка Н. А. Римского-Корсакова). 1) Сцен. и
балетм. А. А. Горский (по Д. С. Мережковскому). 28.5.1918, арт. балета
Большого т-ра (на сцене летнего т-ра сада "Аквариум", Москва), худ. К.
А. Коровин, дир. А. Ф. Аренде; Ганка - Е. Л. Девиль-ер, Ярило - В. В.
Свобода, Чернобог- И. Е. Сидоров. Черный козел - Л. А. Лащилин, Чёрный
кот-оборотень - С. В. Чудинов. 2) Сцен. и балетм. Ф. В. Лопухов.
26.3.1924, Ленингр. т-р оперы и балета, худ. Коровин (декорации из
оперы-балета "Млада"), М. Д. Дом-рачев (костюмы), дир. А. В. Гаук;
Ежи-баба - О. В. Фёдорова, Чернобог - А. В. Лопухов, Глашатый игрища -
Н. А. Солянников, Кадилыцица - А. П. Константинова, Подме-талка - 3. И.
Пюман. 3) 13.4.1924, Рус. балет Дягилева, Париж, балетм. Б. Ф.
Нижинская. 4) 1951, филиал Большого т-ра, балетм. Р. В. Захаров. 1977,
Моск. классич. балет, балетм. тот же. 5) 1985, Гос. ансамбль нар. танца
СССР, балетм. И. А. Моисеев. Э. Н. Рогова.
"НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ", балет в 3 актах 7 картинах (по одноим.
повести Н. В. Гоголя). Коми. Ь. В. Асафьев, сцен. Ю. И. Слонимский.
15.6.1938, спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра им. Кирова), балетм. В. А.
Варко-кицкнн. худ. А. А. Коломойцев, дир. П. Э. Фельдт. 9.12.1938, Моск.
худож. балет под рук. В. В. Кригер, премьера в Ленинграде (гастроли),
балетм. Ф. В. Лопухов, В. П. Бурмсйстср, реж. П. А. Марков, х\'Л. В. С.
Барков (декорации), Б. Г. Кноблок (костюмы), дир. В. А. Эдельман; Солоха
- М. С. Сорокина. Ваку-ла - И. В. Курилов, Чёрт - А. С. Тольский. Оксана
- А. А. Урусова, Чуб - А. А. Клейн. Одарка - А. Э. Фин. 29.12.1938,
Музыкальный Т-р им. Вл. И. Немировича-Дапченко, балетм., реж., худ. и
исполнители те же.
Е. Н. Дюкини.
НУРЕЕВ (Нуриев) Рудольф Хаметович (17.3.1938, около станции
Раздольная Иркутской обл. - 6.1.1993, Париж), артист, балетмейстер,
дирижёр. Начал танцевать в самодеятельности, участвовал в спектаклях
Уфимского т-ра. В 1955 поступил в ЛХУ (педагог А. И. Пушкин), по
окончании к-рого в 1958-61 в Т-ре им. Кирова. Партии: Альберт,
Фрон-досо, Дезире, Голубая птица, Солор, Базиль. В 1961 во время
гастролей в Париже остался на Западе. Работал в Королевском балете
Великобритании, танцуя с
Для Н. на разных сценах ставили: Ф. Аштон - "Маргарита и Арман"
(1963), Р. Пети - "Потерянный рай" (1967), "Экстазы"
(1968), "Пелеас и Мелисанда"
(1969); Р. ван Данциг - "Нити времени" (1970), "Улисс" (1979);
M. Бежар - "Песни странствующего подмастерья" (1971);
Г. Тетли - "Тристан" (1974);
M. Грехэм - "Люцифер" (1975);
M. Луис - "Момент" (1975); Дж. Баланчин возобновил "Мещанин во
дворянстве" (1979), а П. Лакот - "Марко Спада" (1981). Танцевал также в
балетах M. M. Фокина ("Петрушка", "Видение розы", "Половецкие пляски"),
Баланчина ("Аполлон Мусагет", "Блудный сын". "Агон"), Дж. Роббинса
("Послеполуденный отдых фавМ. Фонтейн. Одновременно выступал в др. зап.
труппах не только в репертуарных балетах, но и в созданных специально
для него спектаклях. С сер. 70-х гг. гастролировал в разных странах с
программами "Нуреев с друзьями" ("Nureyev and Friends").
H. - одна из виднейших фигур балетной сцены 20 в., первый из плеяды
выдающихся танцовщиков, явившихся в ходе обновления Т-ра им. Кирова в
сер. 50-х - нач. 60-х гг. Он сразу обратил на себя внимание
виртуозностью танца и самобытной экспрессией. За рубежом Н. сумел не
только сберечь достоинства воспитавшей его школы, но и овладеть
специфич. особенностями разл. школ клас-сич. танца, а также культурой и
методиками разнообразных направлений свободного танца. Первым в столь
большой мере сочетал в своём творчестве разнообразные традиции 19 и 20
вв., России и Запада, придя к новому универсализму, что оказало влияние
на мужской танец на Западе. на", "Танцы на вечеринке"), Н. де Валуа
("Шахматы"), Тетли ("Лабиринт", "Лунный Пьеро"), П. Тейлора ("Ореол",
"Книга зверей"), X. ван Манена ("Четыре пьесы Шумана"), X. Лимона
("Па-вана мавра"), Р. ван Данцига ("По тёмному дому"), В. M. Панова
("Идиот"), Б. Кульберг ("Фрекен Юлия"), Дж. Ноймайера ("Дон Жуан").
Как хореограф Н., начав с возобновления рус. балетов, перешёл затем к
созданию новых ред. этих балетов и к собственным соч. Пост.: "Тени"
(1963), "Раймонда" (1964), "Буря" на муз. П. И. Чайковского (1982)- в
Королевском балете Великобритании; "Лебединое озеро" (1964), "Танкред"
X. В. Хенце, "Дон Кихот" (оба 1966) - в Вене; "Спящая красавица" (1966)
в Милане; "Щелкунчик" (собств. хореография, 1967, Стокгольм; 1980,
Западный Берлин), "Ромео и Джульетта" (1977) в "Лондон фестивал бале";
"Манф-ред" на муз. Чайковского (1979) и "Баядерка" (1992) в парижской
Опере. Большинство пост. переносилось и на др. сцены. В 1985- 89 худ.
директор балета парижской Оперы. Н. снялся в фильмах "Я-танцовщик"
(1972), "Валентине" (1977). Опубликовал автобиографию (Nureyev, L.,
1962). С 1991 выступал в качестве дирижёра. В С.-Петерб. Академии рус.
балета имя Н. присвоено классу. Балетные фестивали имени Н. проводились
в Уфе и Казани в 1993.
Соч.: "Это - счастливое возвращение", "Нов. время", 1989, ј 48; "Быть
артистом балета - призвание" (интервью), "Б", 1993, ј 1-2.
Лит.: Прохорова В., Солнце в крови, "ТЖ", 1960, ј8; Красовская В.,
Времена поисков, времена выдвижений, "Нева". 1960, ј 10; К а р п П.,
3 о з у л и н а Н-, Поздняя встреча, "Иск-во Ленинграда",
1990. ј6; Саган Ф., Ничего, кроме танца, "Ровесник", 1991, ј 2;
Гаевский В., Охота к перемене мест, "Моск. наблюдатель",
1991. ј 6-7; Скляревская И., "Спящая красавица". Версия Нуреева,
"Петерб. театр, журнал", 1922, ј 1; Львов-Анохин Б., Блудный сын
Русского балета, "Т", 1993, ј 11; Р. Нуреев (сб. ст.), СПб., 1995;
G e i t e l K., R. Nureyev, В., 1967;
P e г с i v а 1 J., Nureyev: aspects of the dancer, N. Y., 1975;
Bland A., The Nureyev Image, London, 1976; e г о ж e, Fonteyn und
Nureyev, Munch-, 1981.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.