Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Борев Ю. Эстетика: Учебник

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия слиянности человека с природой

ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА:
оставаясь частью природы, человек выделяет себя в субъекта, способного ее осваивать практически и эстетически
Период возникновения и становления ранних форм искусства
Магические реалии (тождество изображения и реальности) и происхождение искусства
Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности
Период развития ранних Форм искусства
Мифологический космизм: (шумерское, аккадское, древнеегипетское, хеттское, угаритско-финикийское): человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь

ДРЕВНЯЯ ЭПОХА:
доверчиво-наивное ощущение бытия: радостно, трудно и страшно жить в мире гармонии и рока
214
Период развития классических форм искусства
Классическое искусство древности (древнекитайское, древнеиндийское, древнеиранское, древнееврейское искусство): художественная космогония: устройство мира загадочно и человеку трудно адаптироваться к жизни в природе и обществе
Период античного мифологизма: героический человек в обстоятельствах гармонии, определяющей красоту, и рока, определяющего трагизм мира
Мифологический реализм (мир каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни
Мифологический романтизм (мир каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия
Мифилогизм обыденного сознания (мир как о нем думают и говорят многие): героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами
Стадия слиянности человека с Богом:
судьба человека решается на небе

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
человек в черно-белом мире борьбы добра и зла
Рыцарский романтизм (литература Замка): герой в сражениях, мученик в любви
Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога
Карнавальный натурализм (искусство Города): народный смех казнит несовершенство мира и, омывая весельем, обновляет его
II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
Стадия надежд и иллюзий:
уповая на Бога, действуй сам, однако оказывается, что действия имеют разные векторы и могут быть разрушительными
215

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ:
свободный человек — высшая ценность мира
Период очарования свободой: «делай что хочешь!»
Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтобы победить их в единоборстве
Маньеризм: элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты
Период разочарований (кризис Возрождения): свобода порождает индивидуализм и возможность творить не только добро, но и зло
Барокко: экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире
«Плеяда»: жизнерадостный человек, ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности
Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей
Готика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную

ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ:
человек надежд и иллюзий, ищущий верного вектора действия человека
Период надежд на долг, нормы и разум
Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве Ампир: государственно ориентированный и регламентированный человек в империи, охватывающей видимый мир
Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире
Период надежд на чувства и веру
Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу
Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; мировая скорбь — состояние мира, ставшее состоянием духа
216

III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ)
Стадия утраченных иллюзий
(включает в себя две параллельно развивающиеся эпохи — авангардизм и реализм): А может быть не удалось творенье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Или все дело в Обществе пороках?

ЭПОХА АВАНГАРДИЗМА:
мир враждебен личности; поиски смысла жизни
Период предмодернизма: свобода и удовольствие
Натурализм: человек плоти в вещественно-материальном мире
Импрессионизм: утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту
Прерафаэлиты: современная жизнь далека от идеала, оставшегося в рыцарской эпохе Средних веков
Символизм: «в закате утонула так (пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и Прекрасной Даме
Эклектизм: демократизм, равенство, доходность
Период модернизма: ускорение истории и усиление ее давления на человека
Модерн: мир в лучах заката
Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос
Футуризм: воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира
Примитивизм: упрощение человека и мира
Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира
Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности
Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света.
Фовизм: художник извлекает из форм вечность, тем самым приобщаясь к вечности.
217
Период неомодернизма: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком
Дадаизм: мир — бессмысленное безумие
Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире
Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире
Имажизм, имажинизм: личность, образно видящая многокрасочность и трагичность мира
Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него индустриальных сил
Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда
Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью
Неоабстракционизм: поток сознания, выраженный в цвете
Период постмодернизма: человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком
Поп-арт: зомбированный масс-культурой демократ-приобретатель общества массового потребления
Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире
Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном, обыденном мире
Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора)
Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит»
Алеаторика: человек — игрок в мире случайных ситуаций
Хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире случайных событий
Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто»
Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности.
Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности

ЭПОХА РЕАЛИЗМА:
человек страдает, несет потери, но выстоит
Период традиционного реализма
Критический реализм XIX в.: что делать? кто виноват? установка личности на доброту и порядочность; непротивление злу насилием и самосовершенствование. Проповедь любви враждебным словом отрицанья
218
Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами
Крестьянский реализм (деревенская проза): крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни
Период модернизированного реализма
Неореализм: человек из народа, ариентированный на простые жизненные ценности
Магический (фантастический волшебный) реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное и обыденное.
Психологический реализм: личность ответственна; заполняя ее духовный мир, культура способствует братству людей и преодолению их эгоцентризма
Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути изменения мира?
Предложенная выше схема исторического развития искусства будет подробно освещена в следующей главе (Теоретическая история искусства), однако в эту схему вносятся упрощающие изменения для облегчения усвоения предлагаемого материала


Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.