Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Культурология. Краткий тематический словарь

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 6. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

ВТОРАЯ ПРИРОДА

выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является “первой”, а собственно культура определяется через слово “природа” (хоть и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая — непосредственное потребление человеком природных ресурсов биологическим, естественным образом. Вторая — главная форма — преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде — т. н. артефактов. Они призваны обеспечивать как биологические потребности (на более высоком уровне и в дополнение к первой форме), так и потребности внеприродные — социальные. Результатом этого является “очеловечивание” природы, создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности (в отличие от мира “девственной” природы). В этот новый человеческий мир — В. п. — входят не только предметы и результаты труда, но и материальные основания общественных отношений, совмес тная деятельность по преобразованию не только “первой” (ее остается все меньше и меньше), но и “второй” природы, а также изменения и самого человека, вплоть до телесных проявлений. Иногда этот термин просто отождествляют с понятием “культура”, которую воспринимают как то, что “отвоевано” трудом и духом человека у собственно природы как “натуры”.
В. К. Королев

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере природными причинами, усматривающая главную роль географической среды в формировании и функционировании культуры. Эта среда понимается как совокупность предметов и явлений природы (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, и т. п.), вовлеченных в процесс человеческой жизнедеятельности и составляющих необходимое условие существования и развития человека и общества. Естественно, что с развитием экономики расширяются и рамки географической среды (которую нельзя отождествлять со средой природной).
Идеи причинной обусловленности особенностей общества, его культуры географической средой высказывалась уже в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). В Новое время идеология Г. д. была направлена против религиозной идеи о божественной заданности общественной жизни (Воден, Монтескье, Тюрго), подчеркивала роль природных факторов для культуры и общества. В настоящее время идеи Г. д. весьма актуальны в экологическом плане, а также в связи с тенденциями информационной рационализации культуры.
В. К. Королев

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

понятия, к-рые, как правило, рассматриваются во взаимной оппозиции. Под К. в самом общем смысле понимается все, что было преобразовано и освоено человеком; П. — это то, что существует помимо и без человека, по независимым от него законам. Противоположность К. и П. не абсолютна: она подразумевает их сопряжение и взаимодействие. Ведь сам процесс создания К. есть деятельность человека по преобразованию природного в культурное. Следует учесть, что П. не только вне человека, но и внутри него, поскольку он обладает физическим телом, подверженным действию всех законов материального мира. В свою очередь и К. не только внутри, но и вовне человека (искусственная окружающая среда). Формы и грани взаимодействия К. и П. многообразны и изменчивы, как и удельный вес “природного” и “культурного” в различных сферах природ-но-культурного мира. По мере развития общества и увеличения масштабов человеческой деятельности культурный компонент и в материальной и в духовной сферах растет количественно и усложняется структурно. Особенности взаимодействия К. и П. в том, что внутренний динамизм, скорость содержательного и ко личественного развития К. на математический порядок превосходит аналогичные скорости эволюции природного мира. В рамках Вселенной пространственная область бытия К. бесконечно мала, так же как и время ее существования есть не более чем миг в астрофизическом измерении. Но в течение этого “мига” К. в пределах нашей планеты превратилась в глобальную доминирующую силу, от которой зависит существование всей биологической формы материи, существующей на земле уже более 3,5 (по новейшим данным — 4,5) миллиардов лет. В XX в. стало очевидно, что в К., взятой предельно широко, содержатся элементы, которые в своем развитии способны привести к уничтожению человеческого общества. Поэтому главной целью деятельности людей должно быть достижение состояния коэволюции К. и П.
С. Я. Сущий

КУЛЬТУРА И РАССТОЯНИЕ

всегда разделяло культурные центры и ареалы, задерживая распространение инноваций, затрудняя обмен деятелями культуры, культурными ценностями и технологиями. “У нас от мысли до мысли пять тысяч верст”, — писал Вяземский Пушкину. Огромные Р. России являлись фактором, препятствовавшим активизации провинциальной К., что тормозило развитие духовной и материальной К. страны в целом. Однако большие Р. не всегда были негативными для К. Часто именно Р. спасали одну К. от массированного давления другой, позволяя сохранить свою самобытность. Кроме того, Р. давало толчок творческому процессу (достаточно вспомнить жанр путевой литературы). Вплоть до 2-ой пол. XX в. фактор Р. оказывал сильное воздействие на динамику К., и только стремительный рост новых коммуникационных и информационных технологий, формирование глобальной системы свели значение Р. для К. почти к минимуму.
С. Я. Сущий

КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ И ПРИРОДНАЯ СРЕДА

проблема влияния природных факторов на специфику культуры народов. К. н. определяется множеством факторов, П. с. — только один из них. Человек существует “внутри” природного окружения. Рельеф (горы или равнины, плато или изрезанное заливами побережье и т. д.), климат (сухой-влажный, холодный-теплый и т. д.), растительность и другие характеристики П. с. обитания в немалой степени обусловливают, прежде всего, содержание трудовой деятельности и быта, в рамках к-рых формируется соответствующая материально-хозяйственная и бытовая культура, отражающаяся в фольклорной (низовой) составляющей К. н. Но и в сфере высокой культуры (архитектура, изобразительное искусство, музыка, литература и т. д.) обнаруживается глубокая взаимосвязь К. н. с П. с. Все явления и процессы К. н. в той или иной степени, явно или неявно сопричастны П. с.
С. Я. Сущий

КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ

(телесная культура) представляет собой деятельность, направленную на поддержание здоровья, высокого жизненного тонуса, физической формы человеческого тела. Здоровье — одна из главных ценностей индивида и общества. Идеал здорового человека по-разному понимался в~ зависимости от исторической эпохи, религиозных воззрений, профессиональной принадлежности. Представления о медицинской норме и патологии подвижны, текучи и складываются под воздействием множества факторов. В настоящее время формируется наука валеология — междисциплинарное знание о здоровье, включающее в себя медико-биологические, этические, исто-рико-культурные, педагогические и др. аспекты. К. ф. охватывает несколько сфер жизнедеятельности человека, связанных с сохранением и восстановлением здоровья. Основными из них являются: физкультура — любительские занятия спортом, направленные на укрепление здоровья, культивирование тела и здоровый образ жизни; спорт — профессиональные занятия какими-либо физическими упражнениями с целью достижения рекордов, спортивных побед и получения материального вознаграждения; профессиональная и традиционная медицина, как институт массового поддержания здоровья людей.
И. В. Грошевихин

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

понятие, характеризующее один из самых распространенных и эффективных подходов к сущности культуры — деятелъ-ностный. Он имеет своей теоретической предпосылкой идеологию западноевропейского Просвещения, в которой Д. становится основанием всей культуры. Первые шаги к этому сделал Кант, а в ранг всеобщего основания культуры Д. поставил Фихте, рассматривавший субъект (“Я”) как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая создает мир (“не — Я”). Наиболее развитую рационалистическую концепцию Д. дал Гегель, толковавший ее как всепроникаю-щую характеристику абсолютного духа, как разумное целеполагание, порождаемые его имманентной потребностью в самоизменении. В XIX в. отмечается отход от чисто рациональной трактовки Д. как основания культуры (Кьеркегор, Шопенгауэр, Гуссерль), начинают рассматриваться ценностные регулятивы Д. В марксистской трактовке она выступает прежде всего как предметная, воплощающая органическое единство материального и духовного.
В интересующем нас плане под К. д. понимается форма активного отношения человека к миру, содержание которой составляет его целесообразное преобразование. Главным в деятельной активности человека как субъекта культуры является предметно-практическое преобразование мира. Но в процессе освоения культурного наследия осуществляется переход предметной формы в личностную, а в творческом развитии культуры акцент делается на предметную реализацию личностных способностей человека. Культура знаменует то обстоятельство, что человек овладел достигнутым уровнем технологии своей преобразовательной Д. и на этой основе двигает технологию вперед. Предметное богатство — внешняя форма существования культуры как Д. Ее содержанием является развитие самого человека как субъекта этой Д.
В. К. Королев

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

1) преобразованные (“окультуренные”) человеческой деятельностью элементы окружающей природной среды; 2) вся среда (область) обитания человека, в сочетании своих естественных и искусственных элементов.
Степень “окультуренность” окружающей среды есть результат ее преобразования, к-рое напрямую связано с населенностью территории, уровнем развития производительных сил и т. д. Закономерно, что максимальной плотности К. л. достигает в городах. Здесь, в местах максимальной концентрации населения и разнообразных форм хозяйственной деятельности, природная среда подвергается самой значительной трансформации. Но и современные интенсивные способы сельскохозяйственного производства сопровождаются существенным видоизменением природной среды. Помимо определенной плотности, К. л. обладает и др. характеристиками, отражающими специфику национальных, трудовых и т. д. предпочтений: К. л. скотоводов, морских рыбаков, земледельцев и т. д.
С. Я. Сущий

КУЛЬТУРЫ ГЕОГРАФИЯ

научная дисциплина, расположенная на стыке географии, культурологии, социологии, этнологии и др. наук. Предмет К. г. — изучение закономерностей появления, развития и пространственного распространения культурных систем и отдельных их элементов. В зависимости от того, какие элементы культуры являются предметом рассмотрения, в К. г. можно выделить несколько субдисциплин (география образа жизни, география социокультурной инфраструктуры, география традиций и норм поведения, география культурного наследия и т. д.), а также пространственных уровней исследования (они могут касаться локальных участков, областей и регионов, целых государств, цивилизаций и всей планетарной системы). Междисциплинарный характер К. г. открывает возможности для широких межнаучных обобщений, что повышает ее значимость для культурологии.
С. Я. Сущий

ТРУД

важнейшая форма культурной деятельности, воплощаемая в технологиях преобразования человеком природы, общества, самого себя, а также в ее продуктах (артефактах). При таком подходе культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека различными интеллектуальными средствами, а как практическая проблема изучения и формирования условий для реализации деятельностных способностей человека. Кроме того, эта трактовка культуры не ограничивает ее деятельностью (духовной) элиты, а связывает с материально-преобразующей деятельностью масс, главное занятие которых - Т.
Именно Т. и выступает источником культуры, создает все богатство общественных отношений, преобразует общество и человека. (Примечательно данное М. Горьким определение: “Культура. это любовь к ТРУДУ, но такая же неукротимо жадная, как любовь к женщине”. (Соч. в 25 т-х. — М., 1974, Т. 21. с. 186).
Т. создает культуру не столько тем, что производит вещи, ценности, сколько формированием и развитием человека во всем богатстве его общественных связей и способностей. Через конкретные продукты Т. создает общественные связи, а тем самым — и культуру как образ жизни человека в обществе. Именно в качестве “носителя” всеобщего характера Т. культура получает предметную форму своего существования. Предметы культуры — это, прежде всего, предметы Т., отличающиеся от природных объектов своей “человеческой формой”, т.е. реализацией способностей, потребностей, знаний, умений, интересов и т. п. человека.
О. В. Евграфова Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.