Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Методологические принципы формирования культурологической образовательной парадигмы

1.2. Эстетические основания изучения истории русской культуры

1.2.1. Общие положения

Русская культура по-разному раскрывается эстетически в своих сущностных и феноменальных выражениях на протяжении своей истории. В ней складываются особые представления о красоте, о прекрасном, возвышенном, низменном и других эстетических понятиях. Эстетический опыт русской культуры раскрывается новыми и новыми гранями от эпохи и к эпохе, в процессе личностного становления. Для того чтобы раскрыть содержание этого опыта, необходимо обозначить некоторые базисные основания его изучения и осмысления. Заход к проблеме с позиций «личностной философии» требует преодоления схоластической эстетической теории, определявшей в совсем недавние времена понимание эстетических параметров историко-культурного процесса. Истолкование эстетических аспектов культуры опирается на общефилософский фундамент, который в основных своих координатах был представлен выше. В соответствии с ним будем исходить из того, что источник эстетических качеств и оценок является объективной реальностью (последней, финальной реальностью), которая являет себя в вещах и процессах эмпирической действительности. Эстетика культуры иконична. Культурный знак есть «знамение и знамя» . В культурной жизни при таком ее изучении открывается заповедная глубина, уводящая в неисповедимые, сокровенные бездны. Эстетический модус культуры, сопрягающийся с высшим бытием, обеспечивает конкретно-чувственную значимость артефактов.

Такое видение вопроса заставляет оспорить рассуждение В.В.Бычкова, который в традиционном для историко-эстетической рефлексии ХХ века ключе утверждал, будто «сфера небесных чинов, «царства небесного» (...) мыслилась «неизреченной» и неописуемой и практически не давала никакой пищи эстетическому сознанию русичей», а красоту духовную, в частности «царства небесного», человек на Руси «постоянно стремился представить себе по аналогии с земной красотой, только возведенной в более высокую степень совершенства» . Это утверждение исходит из возведенного в ранг аксиомы предположения о принципиальной невозможности мистического боговедения и его трансляции в пределах канонической или внеканонической культурно-художественной традиции в русской культуре, что, кажется, есть лишь одно из возможных мнений на сей счет. Разумеется, простейший путь - это именно эстетическое мышление «по аналогии», уподобление небесного земному; и такой путь приносил свои успехи и неудачи. Однако такой путь едва ли может считаться единственным. Он таковым и не считался на протяжении всей истории русской культуры, вплоть до начала ХХ века.

Предлагаемые эстетические основания изучения истории русской культуры имеют персоналистский характер; это детерминирует гуманистический подход к целям образования и герменевтическое по методу изучение эстетических параметров культуры. Освоение и преподавание культуры в образовательной парадигме требует, в соответствии с принципом историзма, раскрытия самобытности представлений, которые направляли эстетическую деятельность. А они в течение столетий оказываются укоренены в религиозном миросозерцании человека, и лишь постепенно видоизменяются. Прекрасное и величественное в мироздании, согласно традиционным представлениям, восходит к божественному первоистоку. Лишь постепенно происходило разрушение этой эстетико-религиозной базы, иногда и катастрофическое по своим формам. Развивалось альтернативное эстетическое видение мира. Персоналистский подход обусловливает и акцент при изучении культуры на участие личности в истории, на личностное эстетическое самосознание в контексте разных культурных эпох и в связи с общекультурными эстетическими доминантами.

В образовательной деятельности нужно в той или иной мере учитывать и отражать как «невыговоренную», «имманентную» (в терминах С.С.Аверинцева) историческую эстетику русской культуры (реконструируемую по конкретным памятникам культуры), так и конкретно-исторические эстетические представления, существовавшие в тот или иной исторический момент.

Основы традиционной русской эстетики довольно тщательно раскрыты исследователями на основе анализа вербально выраженных эстетических представлений, идей, взглядов. Изучалась и эволюция таким образом обозначенных эстетических представлений. Этот аспект имеет немаловажное значение при изучении истории культуры. Однако главная образовательная задача - анализ под эстетическим углом зрения специфики культурных феноменов , - как явлений художественной культуры (эта проблематика будет осмыслена в 1.3), так и культурных реалий социальной динамики, быта, повседневности, поведения, восприятия сакрума (нуминозного), природы, власти, богатства и бедности, труда, эроса и пр. Общепризнанно (Е.Н.Трубецкой, Л.А.Успенский, С.С.Аверинцев и др.), что эстетическая теория обычно не оформлялась на российской почве системно, эстетика как наука, как специальная теоретическая дисциплина, не осознается вплоть до XIX века. Но эстетические представления существовали, разумеется, всегда, хотя и без специального теоретического оформления, подспудно, как выражения эстетической практики. Рассуждая в этой связи об эстетике в культуре «дорефлексивного периода» как о предмете изучения, С.С.Аверинцев замечал, что «история эстетики применительно к таким эпохам должна приобрести форму широкой типологии стилей мировосприятия: исследователь ограничивает себя уже не формальным отбором материала, но исключительно модусом, в котором этот материал им рассматривается. Его анализу подлежит онтология - но поскольку она прожита и непосредственно укоренена в жизненном чувстве эпохи; космология - но как пластическая картина эмоционально обжитого мироздания; этика - но в той мере, в которой она дает наглядные и выразительные образцы морально-долженствующего (...) Притом особое его внимание должны привлекать как раз факторы цельности «мировоззренческого стиля», скрепы, гарантирующие единство того мира представлений, внутри которого жил тогда человек» . Иными словами, история эстетики едва ли должна изучаться отдельно и обособленно - но в каждом случае, при обращении к конкретным культурным реалиям необходимо учитывать и их эстетический аспект. А с другой стороны, и сами эти реалии отбираются с учетом их эстетической значимости. Основы такого подхода в историко-культурной науке заложены А.Ф.Лосевым, Д.С.Лихачевым, М.М.Бахтиным; его необходимо усвоить и образовательному процессу.

Путь и способ такого анализа - соотнесение в эстетическом аспекте явления и сущности. В процессе анализа раскрываются приоритетные эстетические категории, которые наиболее важны для освоения культуры в образовательной парадигме. В первую очередь это прекрасное и трагическое (как основные, глубочайшие выражения духовного опыта), символ и аллегорию (как способы выражения вершинных духовных интуиций), а также эстетический аспект личностного бытия в истории в его разных проявлениях, без которого не может обойтись культура (самые яркие выражения первоначала почти неизбежно несут и явную печать личностного опыта). Именно анализ категории прекрасного, символических, аллегорических и личностных аспектов культуры имеет особую важность при изучении истории культуры.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С.119.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. С.115.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С.33, 35.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.