Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Гладышева Е., Нерсесян Л. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

ОГЛАВЛЕНИЕ

Т

ТАИНСТВА — богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Православная церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние, священство, миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Все они так или иначе связываются с текстом Св. Писания, хотя некоторые из них утвердились в церковном обиходе не сразу. В церковном искусстве XVII-XVIII вв. известна символическая композиция “Семь таинств”.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ — последняя совместная трапеза Иисуса Христа и двенадцати апостолов накануне дня крестной смерти Христа (Мф XXVI, 17-35; Мк XIV, 12-31; Лк XXII, 7-38; Ин XIII, 1-17); происходила в первый день иудейской Пасхи (согласно Евангелию от Иоанна — накануне Пасхи), который обычно сопровождался ритуальным закланием и вкушением пасхального агнца. На Тайной вечере в роли жертвенного агнца выступает сам Христос, совершающий символическое жертвоприношение — преломив хлеб и подав своим ученикам чашу с вином со словами “Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета, ...за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф XXVI, 26-28; Мк XIV, 22-24; Лк XXII, 19-20). Таким образом было учреждено таинство Евхаристии (см.), представляющее собой центральный момент христианской литургии. В византийском и древнерусском искусстве, наряду с символико-догматической композицией “Евхаристия” (“Причащение апостолов”), получила распространение историческая композиция на тему Тайной вечери, непосредственно иллюстрирующая евангельский текст.

ТЕТРАМОРФ (греч. — четырехвидный) — традиционное обозначение небесных существ (ангелов), описанных в видении пророка Иезекииля (Иез 1, 4-25); крылатое существо с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла.

ТИПИКОН (греч. — устав) — богослужебная книга, содержащая указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны произноситься молитвы из Служебника, Часослова, Миней и Триодей.

ТРИОДЬ ПОСТНАЯ — богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвы для богослужения в те подвижные дни годичного круга, которые составляют приготовление к Великому посту и сам Великий пост. Наряду с молитвами содержит неполные каноны (т. наз. трипеснцы), состоящие не из восьми-девяти (как обычно), а из двух-четырех песен. В воскресные дни канон поется полностью.

ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ — богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвы для подвижных дней богослужения годичного круга, начиная от дня Пасхи и кончая неделей Всех святых.

ТРОИЦА — Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца (“Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым”), Сына (“единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от Света. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша”) и Духа Святого (“Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки”). Для уяснения взаимоотношений лиц Св. Троицы богословие выработало особые термины: “усия” — субстанция или сущность; то, что является общим между всеми тремя лицами, и “ипостась” — особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности (Отец безначален, Сын от Отца рождается, Дух Святой от Отца исходит, т. е. получает природу, как и Сын). Понятие о Св. Троице восходит к некоторым местам Св. Писания, в которых упоминаются различные ипостаси или содержатся свидетельства о триипостасности Бога; в Новом Завете, кроме того, дается первоначальное понятие о Св. Троице в исповедании веры, учрежденном Иисусом Христом (“...во имя Отца, Сына и Святого Духа” — Мф XXVIII, 19), а также излагаются важнейшие особенности ипостасного общения Отца и Сына (Ин I, 1-5; VIII, 19-58; XVII, 5 и др.). Наконец, в Новом Завете приводятся описания явлений триипостасного Бога во время Крещения (Богоявления — см.) и Преображения (см.). Догмат о Св. Троице — первый христианский догмат, сформулированный и установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и включенный в определения I и II Вселенских соборов (см. Символ Веры). Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов — Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в “Троице” Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге. В XVI-XVII вв., наряду с рублевским изводом, широкое распространение получают изображения Троицы, непосредственно представляющие все три ипостаси (в обход запрета, который продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом; Сына в виде отрока, восседающего на лоне Отца (Ин 1, 18) или взрослого мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; и Святого Духа в виде голубя; обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского православного храма.

ТРОПАРЬ (греч. — обращающий) — особое церковное песнопение; общее наименование стихов канона (см.), следующих за ирмосом (см.) и связанных с ним ритмически и по смыслу. Тропари, встречающиеся вне канона и составленные без подражания ирмосам, используют в качестве ритмически-тонального ориентира глас, соответствующий дню недели (см. Октоих).

У

УМИЛЕНИЕ — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери; на протяжение долгого времени использовался историками искусства в качестве родового названия для изображений Богоматери, ласкающей младенца, который прижимается щекой к ее щеке (см. также Гликофилуса).

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 15 (28) августа и установленный в воспоминание о кончине Богоматери и чудесном взятии ее на небо. Упоминание об этом событии отсутствуют в канонических библейских книгах; оно описано в “Слове Иоанна Солунского”, сказании Псевдо-Иосифа, “Слове Иоанна Богослова” и других апокрифических источниках. Празднуется с IVв; окончательно узаконен в V-VI вв. — после III Вселенского (Эфесского) собора, подтвердившего почитание Девы Марии Богородицей. Праздничные каноны составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона “Успение Богородицы” входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Ф

ФАВОР — гора в Галилее, к юго-востоку от Назарета; место, где произошло Преображение Господне (см.). Фаворский свет — Божественный свет Преображения.

ФЕДОР СТРАТИЛАТ — великомученик. Уроженец Малой Азии, был правителем Ираклии Понтийской. В 319 году при Лицинии (соправителе Константина) претерпел мученическую кончину за исповедание христианства. Позднейшее предание приписывает Федору Стратилату подвиг змееборчества (по образу многих других жителей св. мучеников-воинов). Память 8 (21) февраля и 8 (21) июня.

ФЕДОР СТУДИТ, преподобный (759-826 гг.) — христианский святой, подвижник и преобразователь монашеской жизни. Принял пострижение в Саккудионском монастыре, впоследствии стал его игуменом. С 798 г. — игумен Студийского монастыря; учредил новый монастырский устав (т. наз. Студийский), который впоследствии принят в большинстве православных монастырей. Из-за конфликтов со светской властью неоднократно изгонялся из монастыря. При Льве V Армянине выступил с осуждением иконоборчества (см.), был заключен, а затем сослан, но продолжал борьбу. Возвращен из ссылки в 824 г., канонизирован через два года после смерти (825 г.). Автор трех книг “Опровержений”, направленных против иконоборчества, которое он рассматривал как христологическую ересь, отрицающую полноту человеческой природы Христа. Федору Студиту принадлежит также множество проповедей, собранных в Большом и Малом Катехизисах, ряд посланий и некоторые богослужебные песнопения. Память 11 (24) ноября.

ФЕЛОНЬ (греч.) — деталь облачения священников; длинное и широкое одеяние без рукавов, с отверстием для головы (иногда для удобства часть фелони спереди вырезается). Фелонь, украшенная крестами, называется полиставрион (кресчатая риза). Изображает собой хламиду, в которую облекли Христа надругавшиеся над ним воины, и напоминает священнику о том, что во время богослужения он изображает собой Господа, приносящего себя в жертву.

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ. преподобный (ок. 1036 — 1091 гг.)- русский святой, один из основателей Киево-Печерской лавры, учредитель монашеского общежития в русских монастырях. Принял пострижение в Киево-Печерской лавре от св. Антония Печерского (ок. 1056 г.). Будучи вторым игуменом Киево-Печерской лавры, ввел в монастыре Студийский общежительский устав, предписывавший общую трапезу, одинаковую одежду, отсутствие личного имущества и непрестанные труды для всех монашествовавших. Начал обширное строительство, в 1073 г. заложил каменную церковь во имя Успения Богородицы. Принимал участие в политической жизни киевского княжества; пользовался покровительством вел. князя Изяслава Ярославича, выступал с обличениями его брата Святослава, незаконно захватившего великокняжеский престол, за что претерпел ряд гонений. Автор ряда посланий и поучений к иконам и к народу. Общерусское почитание с 1091 г.; первоначальный вариант жития был составлен в 1094 г. Нестором. Память 3 (16) мая и 14 (27) августа.

ФИЛИОКВЕ (лат. — и от Сына) — добавление к Символу Веры (см.), сформулированное впервые на Толедском церковном соборе (589 г.) и заключавшееся в утверждении, что Св. Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Христа). Греко-византийская (православная) церковь не приняла добавление, что явилось одним из важнейших догматических расхождений,предопределивших разделение христианской церкви на западную и восточную (католическую и православную) в 1054 г.

Х

ХИТОН (греч.) — нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов; на плечах скреплялся особыми застежками или завязками, на талии перетягивался поясом.

Ц

ЦАРСКИЕ ВРАТА — двустворчатая резная дверь в центральной части иконостаса православного храма, через которую во время божественной литургии выносятся Святые Дары. На царских вратах обычно располагаются изображения Благовещения (вверху) и четырех евангелистов; вместо евангелистов могут изображаться Василий Великий и Иоанн Златоуст (см.) — создатели чинопоследования Божественной литургии.

ЦАРЬ ЦАРЕЙ, Предста царица — особый вариант деисусной композиции (см. Деисус), где Христос изображается как “Царь Царствующих и Господь Господствующих” (1 Тим VI, 15). Возникает первоначально как иллюстрация одного из стихов 44 псалма — “Предста царица одесную Тебя в ризах позлащенных...” (Пс XLIV, 10-11), где, согласно экзгетической традиции, в образе царя представлен Христос, а в образе царицы — Богоматерь-Церковь. Складывается в сербском искусстве в XIV — XV вв., затем получает распространение на Руси. В первоначальных вариантах композиции “Царь Царей” (“Предста царица”) отсутствовало изображение Иоанна Предтечи — вместо него изображался царь Давид и другие пророки (Фреска в Зауме, близ Охрида — 1361 г., Марков монастырь 1370 г.). В дальнейшем Иоанн Предтеча включается в эту композицию как свидетель мистического союза (Ин III, 29). Изображение Христа в царском образе обычно соединяется с другим типом — Архиерея Великого (см.).

Ч

ЧАСОСЛОВ — богослужебная книга, которая содержит неизменяемые молитвы, произносимые чтецом и певцами во время литургии, вечерни и утрени, а также молитвы, произносимые ) священником диаконом и чтецом на полунощнице, часах и повечерии.

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ — зафиксированное в богослужебных книгах последовательное сочетание молитвенных песнопений, совокупность которых составляет определенное богослужение.

Ш

ШЕСТОДНЕВ — особый жанр византийской и древнерусской литературы; экзгетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира и опровергаются естественнонаучные представления языческих философов, идущие вразрез с христианской космологией. Состоит, как правило, из шести основных частей — соответственно шести дням творения и представляет собой, прежде всего, комментарий к библейскому рассказу о сотворении мира (Быт I). Самый известный “Шестоднев” принадлежит Василию Великому (см.); остальные сочинения такого рода составлены, как правило, на его основе (Северина Гальского, Кирилла Философа, Иоанна Экзарха и др.). Икона “Шестоднев”, известная с XVI в., существует в двух основных вариантах: в одном случае в шести клеймах иконы непосредственно иллюстрируется сотворение мира, а в другом, согласно “Шестодневу” Кирилла Философа, дни недели отождествляются с определенными христианскими праздниками: неделя (воскресенье) — Сошествие во ад (Воскресение), понедельник — Собор архангелов, вторник — Усекновение главы Иоанна Предтечи , среда — Благовещение , четверг — Омовение ног, пятница — Распятие и суббота — Суббота всех святых. Оба варианта композиции “Шестоднев” могут объединяться в одной иконе.

Э

ЭКЗГЕТИКА — (греч. — разъяснение) — раздел христианского богословия, предполагающий углубленный анализ и истолкование определенного набора литературных источников (прежде всего, текстов Св. Писания). Православная экзгетика использует следующие методы: буквально исторический, символико-аллегорический, тропологический (прообразовательный) и историко-филологический. Основной ее задачей является раскрытие внутреннего, аутентичного смысла того или иного текста и приведение различных авторитетных текстов во взаимное соответствие. Принципы экзгетики заложены уже в Св. Писании: так, в Новом Завете содержатся символические истолкования ветхозаветных пророчеств, апостольские послания истолковывают и комментируют различные высказывания Христа, приводимые в Евангелиях; следующую ступень экзгетики по отношению к Библии представляют собой сочинения отцов церкви. Существенно ограничивая возможность индивидуальных теоретических построений, экзгетика стремится сохранить откровение первоначальной Божественной истины.

ЭММАНУИЛ (евр. — с нами Бог) — одно из пророческих имен Бога-Сына (Иисуса Христа), употребленное в пророчестве Исайи: “...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил” (Ис VII, 14). Особый иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: “Богоматерь Знамение”, “Собор архангелов” и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствует тема предвечного существования Христа и поклонения жертве.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. — последний + учение) — христианское учение о конечных судьбах мира и человечества; включает в себя представления о втором пришествии Иисуса Христа, воскресении мертвых и Страшном Суде (см.) над праведниками и грешниками, грядущем обновлении мира и торжестве праведников в их единении с Богом.

ЭТИМАСИЯ (греч. — готовность, уготованность) — престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить [суд] над живыми и мертвыми (Пс IX, 5-8). В византийской и древнерусской живописи Этимасия изображается как самостоятельно (в монументальных росписях), так и в составе композиции “Страшный Суд” и других сложных символико-догматических композиций. Обычно на престоле полагается книга (Евангелие, Книга Жизни — Откр V) и орудия страстей Иисуса Христа — крест, копье и трость с губкой.


Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.