Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Хейзинга И. Осень средневековья

ОГЛАВЛЕНИЕ

КОММЕНТАРИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

l* В то время когда И. Хёйзинга писал свою книгу, считалось твердо установ-
ленным, что существовали два брата ван Эйка — Хуберт и Ян, оба выдающи-
еся нидерландские художники. Ныне со стороны ряда ученых существование
Хуберта подвергается сомнению. Подробнее см.: Гершензон-Чегодаева Н.М.
Западная наука о братьях ван Эйк // Современное искусствознание Запада
о классическом искусстве XIII-XVH вв. Очерки. М., 1977.

2* Здесь, по-видимому, можно предположить намек на работу швейцарского исто-
рика и философа культуры Якоба Буркхардта «Культура Италии в эпоху Ренес-
санса» (1860). Я. Буркхардт, книга которого получила широкую известность и
составила целый этап в историографии, оказал большое влияние на И. Хёйзингу,
в первую очередь своим методом рассмотрения ренессансной культуры как це-
лого, проявляющейся во всех областях жизни: в искусстве, философии, религии,
политике, быте и т.п. (см. также прим. 31* к гл. I).

3 * Под Бургундией в контексте настоящей книги понимается Бургундское госу-
дарство: конгломерат феодальных владений, объединенных герцогами Бур-
гундскими. Это государство в период своего наибольшего могущества, в на-
чале второй половины XV в., включало герцогство Бургундское, т.е. собствен-
но Бургундию, графство Бургундию, или Франш-Конте, Пикардию, Эльзас,
Лотарингию, а также другие области на территории современной Франции
и, помимо этого, исторических Нидерландов, региона, обнимающего ныне
Бельгийское королевство, Нидерландское королевство, нередко именуемое по
своей главной провинции Голландией, Люксембург и часть Северо-Западной
Франции.

1 * Великая Схизма — раскол в католической Церкви в конце XIV — начале XV в.,
проявившийся в том, что во главе ее стояли одновременно насколько пап.
Причины раскола лежали в стремлении влиятельной группировки в церков-
ном руководстве ликвидировать зависимость от французской короны, в ко-
торую попала курия с начала XIV в., особенно после перенесения ее место-
пребывания из Рима в Авиньон в 1308 г. Пользуясь затруднениями Франции
в Столетней войне, эта группировка намеревалась вернуть папский престол
в Рим. В конечном итоге в 1378 г. одна часть кардиналов избрала своего Па-
пу в Риме, а другая — антипапу в Авиньоне. Франция и ее союзники поддер-
живали авиньонского главу Церкви, Англия и ее сторонники — римского
первосвященника. Созванный в 1409 г. Пизанский Собор попытался прекра-
тить раскол и, отрешив обоих Пап от власти, избрал третьего. Низложенные
не подчинились решению, и на верховенство в Церкви претендовали уже
трое. Конец Схизме положил лишь Констанцский Собор в 1417 г.

2 * Бургиньоны и арманьяки '— группировки во Франции времен Столетней вой-
ны. Причиной их образования явилась борьба за регентство при психически
больном короле Карле VI. На пост регента притязали, с одной стороны, дядя
короля герцог Бургундский Филипп Храбрый, а после его смерти его сын

377


Иоанн Бесстрашный, с другой — брат короля герцог Людовик Орлеанский.
Сторонники Филиппа и Иоанна именовались бургиньонами, т.е. бургундцами,
сторонники Людовика — арманьяками, по имени фактического главы партии
графа Бернара д'Арманьяка, тестя Карла Орлеанского, сына Людовика. Борь-
ба между партиями изобиловала террористическими действиями с обеих сто-
рон. Бургиньоны в демагогических целях пытались опереться на парижские
низы. Обе партии обращались за помощью к Англии. Бургиньоны после убий-
ства Иоанна Бесстрашного (см. прим. 33* к гл. I) поддержали претензии ан-
глийской короны на французский престол. Арманьяки выступили в поддерж-
ку прав сына Карла VI, дофина Карла (впоследствии короля Франции Карла
VII). Неудачи Англии в Столетней войне побудили главу бургиньонов Филип-
па Доброго искать соглашения с арманьяками на максимально выгодных для
себя условиях. Борьба группировок закончилась их примирением в 1435 г.
3 * Орифламма (от лат. aurea flamma — золотое пламя) — первоначально алое
знамя возобновленной Римской империи, посланное Папой Львом III Карлу
Великому в самом конце VIII в., перед коронацией его императорской коро-
ной. С конца ? в. Капетинги стали именовать орифламмой свое родовое зна-
мя, стяг св. Дионисия, патрона Галлии: раздвоенное белое полотнище с тремя
золотыми лилиями и зелеными кистями. С 1096 г. орифламма приняла фор-
му раздвоенного красного стяга и стала знаменем Французского королевст-
ва. Сакрально-монархический смысл орифламмы выражался среди прочего в
том, что она разворачивалась перед войском в тех случаях, когда война ве-
лась против врагов христианства или всего королевства и во главе похода
стоял сам монарх.

4 * Парламентами в средневековой Франции именовались королевские суды. Вер-
ховным судом являлся Парижский парламент. Первоначально он представлял
собой заседание королевского совета в полном составе для разбора судебных
дел. С XIV в. он становится постоянным органом и среди его советников все
большее место занимают легисты — знатоки римского права, обычно выход-
цы из буржуазии. В XV в. они практически полностью вытесняют из парла-
ментов высшую знать.

5 * Пляска Смерти (Dance Macabre) — сюжет, получивший широкое распростра-
нение в искусстве XIV — XVI вв.: изображался танец, в котором участвуют
люди, полуразложившиеся трупы, скелеты; среди персонажей были представ-
лены обычно все сословия и состояния: мужчины и женщины, старики и де-
ти, священники и миряне, крестьяне и рыцари, короли и Папы и т.п. Этот
сюжет символизировал тщету всего земного.

6 * Упланд — парадная верхняя мужская одежда знати и богатых горожан, как
правило распашная, с обязательной опояской, часто с шалевидным воротни-
ком, иногда меховым, с рукавами, сверху узкими, а книзу сильно расширен-
ными.

7 * Замещение постов советников парламента происходило путем королевского
назначения или покупки должности. Людовик XI, постоянно нуждавшийся в
деньгах, заставлял богатых буржуа покупать места парламентских советни-
ков. Отказ Одара де Бюсси настолько разозлил этого жестокого и мститель-
ного короля, что, не имея возможности наказать мэтра де Бюсси ввиду смер-
ти последнего, он надругался над его трупом.

8 * О кладбище Невинноубиенных младенцев см. с. 147—148. Изображения Пля-
ски Смерти были помещены на деревянных панелях в галерее при входе на
кладбище в 1425 г. Они просуществовали до конца XVI в. и были уничтоже-
ны в эпоху религиозных войн.

9 * Кордельеры — французское наименование францисканцев. Происходит от
фр. corde (веревка), ибо монахи этого ордена подпоясывались веревкой.

10 * Армия Спасения — существующая с 1865 г. протестантская религиозно-фи-
лантропическая организация, действующая в основном в Великобритании и
США. Организация ведет обширную благотворительную работу, в первую
очередь среди низов общества — бездомных, пьяниц и пр. Все получающие

378


от Армии Спасения помощь: еду, ночлег — обязаны участвовать в общих мо-
литвенных собраниях, начинающихся проповедью и заканчивающихся зача-
стую индивидуальными или массовыми актами покаяния в совершенных гре-
хах. Армией эта организация зовется из-за своеобразного устройства по во-
енному образцу.

1 ? * Современные исследователи относят Монстреле к так называемому городско-
му, или бюргерскому, направлению в историографии, притом не только по-
тому, что он сам принадлежал к городской верхушке, будучи прево Камбре.
Его «Хроника», охватывающая 1400—1453 гг., лишена свойственных многим
историческим сочинениям той эпохи риторических красот и преувеличений.

1 ^* Кармелиты — монашеский орден, называемый так потому, что центром его
был основанный во второй половине XII в. (орденские предания возводят уч-
реждение его к Илье Пророку или Иоанну Крестителю) монастырь в горном
массиве Кармел (Кармил) в Палестине. С 1245 или 1247 г. — конгрегация
нищенствующих монахов.

1 ^* Эннен — женский головной убор знати в виде высокого (до 70 см) конуса.
Имелись разновидности эннена: «рогатый» — облегающий прическу с вали-
ками из волос по бокам головы, отчего она в фас кажется имеющей рожки;

«двойная сахарная голова» — т.е. раздвоенный конус; «парус» — с прикреп-
ленным к верхушке эннена покрывалом.

I 4 * Бегинки — члены возникших в позднее Средневековье полумонашеских объ-
единений одиноких женщин, посвятивших себя уходу за больными и другим
делам милосердия. Жили общинами, проповедовали воздержание, скром-
ность в поведении и одежде, в частности носили низкие белые чепцы. В от-
личие от монахинь в собственном смысле слова не приносили никаких фор-
мальных обетов и могли выйти из общины в любое время. Существовала и
сходная мужская организация — беггарды. Культивировавшиеся среди беги-
нок и беггардов идеи внецерковной (хотя и не антицерковной) мистики вы-
зывали со стороны Церкви подозрения в ереси, а отсутствие обетов безбра-
чия — даже обвинения в свальном грехе.

15 * Савонарола и его сторонники, именовавшиеся «плаксами», так как они дол-
жны были непрерывно оплакивать свои грехи, проводили так называемые
«сожжения сует», когда наряду с дорогими нарядами, косметикой, украшени-
ями, игральными картами и т.п. огню предавались и произведения искусства.
Об их количестве и характере споры идут и по сей день. Известно, однако,
что Боттичелли сам бросил в костер свои картины (неясно, правда, какие и
сколько). Отличие Савонаролы от его французских предшественников в том,
что если для последних символами суетности являлись украшения и игры, то
для флорентийского реформатора все в окружавшей его ренессансной дей-
ствительности было злом: и насквозь мирское искусство, и страсть к наживе,
и медичейская тирания, и итальянская церковная иерархия, проникнутая
светским духом.

161 Жоану (Иоанну) Коимбрскому, племяннику третьей жены Филиппа Доброго
Изабеллы Португальской, в описываемое время (1436 г.) было около двух
лет. В 1520 г. состоялась встреча королей Англии и Франции Генриха VIII и
Франциска I в г. Ардре близ Кале. Сыну последнего, дофину Франциску, ис-
полнилось тогда два года. Говоря об обильных слезах при виде Жоана Коим-
брского и дофина, И. Хёйзинга подчеркивает чрезмерное, с нынешней точки
зрения, проявление чувства умиления, вызываемого зрелищем детей. Фран-
цузский историк Ф. Ариес и некоторые иные современные исследователи
указывают, что именно с XV в. люди начинают проявлять активные чувства
к детям, тогда как до этого времени отношение к ребенку было достаточно
индифферентным (впрочем, многие другие ученые оспаривают это утвержде-
ние).

^* Людовик XI, еще будучи дофином, поссорился со своим отцом Карлом VII и
бежал к Филиппу Доброму через Аррас в Брюссель, откуда вернулся в Париж
совместно с Филиппом только после смерти своего отца. Во время пребыва-
ния при бургундском дворе дофин всячески выражал свое раскаяние в не-

379


почтительности к отцу и бурно демонстрировал дружеские чувства и глубо-
кую благодарность к Филиппу и его сыну Карлу, будущему Карлу Смелому.
После восшествия на престол Людовик начал беспощадную борьбу с Бургун-
дией, закончившуюся поражением последней. В этой борьбе он не брезговал
никакими средствами. Однако вряд ли следует объяснять столь сильное про-
явление своих чувств Людовиком только двуличием, которое действительно
было чрезвычайно типичным для него. В средневековом обществе с его вы-
сокой нормативностью поведения положение блудного сына обязывало к вы-
ражению подобных чувств, и Людовик выполнял эти обязанности со всей
серьезностью.

I 8 * Карл Великий был героем обширного цикла героических поэм (созданных во
Франции в XI-XIII вв.), которые современным литературоведением, строго
говоря, не причисляются к жанру романа. В данном случае И. Хёйзинга име-
ет в виду сюжеты, связанные с Ожье Датчанином. Распря между Карлом Ве-
ликим и Ожье началась, согласно этим поэмам, из-за того, что внебрачный
сын Ожье Карл ударил сына Карла Великого Пипина, поссорившись с ним за
игрой в шахматы.

19 * Бенефиции (от лат. beneficium — благодеяние) — земли, имущество, права и
т.п., приносящие доход и передаваемые владельцем другому лицу, обычно по-
жизненно, при условии выполнения определенных обязанностей. При нару-
шении этих условий бенефиции могли быть отобраны. О ссоре Филиппа До-
брого с сыном см. с. 284—286.

20 * Филипп Добрый являлся непосредственным вассалом короны, поэтому на него
можно было приносить жалобы только в королевский совет, в данном случае
в Парижский парламент (см. прим. 4* к гл. I). Однако, по Аррасским согла-
шениям 1435 г., вассальная зависимость Бургундии сводилась к признанию
формального верховенства французской короны. Помимо этого, герцогство
Бургундское было пэрством, т.е. глава его входил в группу высшей аристо-
кратии — двенадцать пэров, для которых сам король был лишь первым среди
равных. По устаревшим, но не отмененным законам королевства Филипп
подлежал только суду пэров, т.е. равных ему. Для него была невыносима сама
мысль, что его дело будут разбирать королевские чиновники, притом выход-
цы из буржуазии. Именно это несоблюдение законов феодальной иерархии,
а не только непокорность подданного и приводит Филиппа в ярость.

21 * Король Артур и Ланселот Озерный — герои чрезвычайно распространенного
в XII—XVI вв. в Европе цикла рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях
Круглого Стола — странствуют обычно в одиночку в поисках приключений.

22* Курфюрсты — высшие духовные и светские князья Священной Римской им-
перии. Императорский престол всегда был, хотя бы в принципе, выборным.
Первоначально император избирался всеми светскими государями или их
большинством. Постепенно выделилась группа из семи высших князей, к ко-
торым перешло право избрания и низложения императора. Эта группа име-
новалась коллегией курфюрстов.

23 * Король Англии Эдуард II был низложен и убит в результате конфликта с пред-
ставителями знати во главе с Роджером Мортимером и женой Эдуарда Иза-
беллой французской.

24 * В 1332 г., т.е. к моменту первого приступа безумия Карла VI, наибольшим
христианским государством в Европе было Польское королевство, объеди-
ненное с 1386 г. в результате Кревской унии с Великим княжеством Литов-
ским; вторым по величине — Священная Римская империя, реально пред-
ставлявшая собой конгломерат независимых государств, объединенных лишь
эфемерной властью императора, даже политическое верховенство которого
признавалось только в Германии, но не в Италии.

2 5 * В битве с турками под Никополисом французские войска из-за тщеславия сво-
его командующего Иоанна Бесстрашного начали сражение, не дождавшись
подхода основной армии во главе с венгерским королем Сигизмундом.

380


26 * Бенедикт XIII упрямо отказывается отречься в 1408 г., когда Франция, быв-
шая тогда на стороне авиньонских Пап, отказала ему в повиновении; в 1409 г.,
когда он был низложен Пизанским Собором; в 1417 г., когда его вторично
низложил Констанцский Собор; в 1418г., после того как испанские государ-
ства, его последний оплот, перестали его поддерживать. До самой смерти (он
умер в 1424 г. на девяностом году жизни) жил в укрепленном замке близ
Валенсии, ведя себя так, как будто он был единственным Папой. Вся паства
Бенедикта XIII состояла из нескольких сотен окрестных крестьян, курия —
из четырех кардиналов преклонного возраста, с которых он взял клятву,
впоследствии ими нарушенную, в том, что они изберут ему преемника из
своей среды и не признают никого другого главой Церкви.

27 * Под Арменией здесь подразумевается Малая, или Кяликийская, Армения, об-
ласть в Малой Азии, населенная армянами, бежавшими в 1080 г. от турок-
сельджуков из Великой Армении, т.е. собственно Армении.

2 8 * Колесо Фортуны — распространенный в Средние века аллегорический сю-
жет, символизирующий непостоянство всего сущего и изображающий коле-
со и четырех коронованных особ. Первый из персонажей держится за обод,
второй сидит на вершине, третий падает с колеса, четвертый лежит внизу
рядом с короной. Первому сопутствует надпись: «Я буду царствовать», второ-
му — «Я царствую», третьему — «Я царствовал», четвертому — «Я отцарст-
вовал».

2 9 * Рене Анжуйский в 1415г. унаследовал через свою мать Иоланту Арагонскую
корону Сицилии (фактически — права на нее, ибо остров с 1409 г. принад-
лежал Арагону) и номинальный титул короля Иерусалимского. Он вел дли-
тельную борьбу за обладание Лотарингией, наследницей которой была его
жена Изабелла, с ее родственником Антуаном Водемоном. В 1431 г. Рене по-
пал в плен к Водемону и освободился только в 1437 г. В 1435 г. он унасле-
довал еще одну корону — Неаполя — от усыновившей его королевы Неапо-
литанской Иоанны II. В 1438 г. занял Неаполь, до того захваченный Альфон-
сом V Арагонским. В 1438—1442 гг. Альфонс постепенно вытеснил из Неа-
политанского королевства Рене, который до 1461 г. предпринимал
безуспешные походы, чтобы вернуть свое наследство. Он претендовал также
на венгерский престол, обосновывая свои устремления тем, что в 131 ?-
? 382 гг. в Венгрии царствовали представители Анжуйского дома, к одной из
ветвей которого принадлежал и сам Рене.

30 * Война Алой и Белой розы — династическая распря между Ланка стерами и
Йорками — называется так потому, что родовым гербом первых была алая
роза, гербом вторых — белая. В этой войне Франция поддерживала Ланка-
стеров, а Бургундия — Йорков.

31 * Я. Буркхардт (см. прим. 2* к Предисловию) выводил всю ренессансную куль-
туру из принципа индивидуализма. С одной стороны, метод Буркхардта —
рассмотрение культуры эпохи как целого — оказал большое влияние на
И. Хёйзингу, с другой — Осень Средневековья является как бы возражением
Буркхардту, так как Хёйзинга подчеркивает, что корни многих культурных
явлений, которые швейцарский ученый считал безоговорочно ренессансны-
ми, лежат в Средневековье.

32 * Одной из причин постоянных конфликтов между Францией и Империей было
так называемое «бургундское наследство», т.е. те земли, которые после кру-
шения и распада государства Карла Смелого были унаследованы его дочерью
Марией Бургундской и после ее брака с императором Максимилианом I ото-
шли к Габсбургам. Активная борьба Франции с государством Габсбургов на-
чалась в конце XV — начале XVI в., при Карле VHI, последнем представителе
старшей линии Валуа, и его преемниках Людовике XII и Франциске I, потом-
ках герцога Людовика Орлеанского.

33* В 1419 г. Иоанн Бесстрашный был убит, будучи безоружным, во время пере-
говоров о примирении с дофином Карлом, будущим королем Франции Кар-
лом VII. Поскольку Иоанн пал не в честном бою или поединке, то такая

381


смерть считалась тяжким оскорблением для убитого и его рода, в первую
очередь для его наследника Филиппа Доброго.

34 * Картузианцы — монашеский орден, основанный в 1084 г. св. Бруно в пустыне
Шартрез (Cartusia). Принятый в 1134 г. и утвержденный в 1170 г. весьма
строгий устав требовал существенных ограничений в пище, молчания, обяза-
тельных занятий ручным трудом, в частности перепиской рукописей. В обя-
занности ордена входили гостеприимство, благотворительность и постройка
церквей.

35* Иоанн Бесстрашный погиб без покаяния, поэтому в соответствии с воззрени-
ями эпохи необходимы были различные богоугодные дела (мессы, строитель-
ство церквей и т.п.), дабы скорее высвободить душу герцога из чистилища.
Церкви или капеллы в уже существующих церквах ставились не только на
месте убийства (Монтеро) и в главных городах владений организатора убий-
ства (Париж) или убитого (Дижон и Гент), но и в самых святых местах (Рим,
Сант Яго де Компостелла, Иерусалим), откуда молитва, как считалось, могла
быть скорее услышана.

36 * Хуксы { hoeksen} и кабельяусы { kabeljauwsen} (нидерл. крючки и треска) — на-
звания группировок в Нидерландах, которые вели междоусобную борьбу с
середины XIV по конец XV в. Их вызвал к жизни раскол среди голландского
дворянства в связи с вопросом об управлении страной. Часть дворян призна-
вали графом Вильгельма V Баварского (сына Маргариты Голландской, супру-
ги императора Людовика IV Баварского и сестры и наследницы бездетного
графа Голландии Вильгельма IV, умершего в 1345 г.). Другая группировка не
согласилась с тем, что Маргарита в 1346 г. передала свои права на Голлан-
дию сыну, и потребовала, чтобы она сама непосредственно правила страной.
В борьбе со своими противниками граф Вильгельм V пытался опереться на
низшие слои населения, в первую очередь на горожан. Он одержал победу,
но борьба группировок все же продолжалась, уже без всякой связи с вопро-
сом управления страной. Конец междоусобицы положил эрцгерцог Максими-
лиан Австрийский, ставший после женитьбы на Марии Бургундской графом
Голландии. Происхождение названий хуксы и кабельяусы точно неизвестно.
Легенда, малодостоверная, но являющаяся единственным объяснением, рас-
сказывает, что сторонников молодого графа враги прозвали кабельяусами,
т.е. треской, так как их одежда была сшита из ромбов голубого и серого цве-
та — и как бы напоминала рыбью чешую. Себя же сторонники правления
Маргариты именовали хуксами, т.е. крючками. По-русски сочетание этих про-
звищ можно было бы передать выражениями вроде «рыбы и крючки», «дичь и
силки». Кабельяусы считались партией демократической, насколько этот термин
применим к Средним векам, хуксы — аристократической, однако во главе и той
и другой группировки стояли дворяне и даже графы Голландии.

37 * Распря между герцогом Арнольдом Хелдерским и его сыном Адольфом нача-
лась в 60-е годы XV в. Первого поддерживала Франция, второго — Бургун-
дия. После смерти Арнольда, заключенного сыном в тюрьму, Адольф, сам на-
ходившийся в это время в плену во Франции, получил Хелдер на законных
основаниях и объявил себя вассалом Карла Смелого. Однако его отец в по-
пытках освободиться в свое время сам завещал свои владения Бургундии, и
Адольф фактически не управлял герцогством Хелдер.

38* формула анафемствования включала в себя проклятия от имени Бога Отца,
Сына Божьего, Духа Святого, Богородицы, ангелов, архангелов, патриархов,
пророков, апостолов, мучеников, исповедников, святых дев и всех святых.

39* Андреевский крест, т.е. крест, имеющий Х-образную форму (по преданию, на
таком кресте был распят апостол Андрей), был геральдическим знаком Бур-
гундии. Ношение, обычно на шляпах, оловянных значков размером с монету
с изображением святых или эмблемами партии было широко распростране-
но во время позднего Средневековья.

40 * Соперничающие Папы взаимно отлучали от Церкви друг друга и привержен-
цев противника. Отлученные не могли входить в церковь, и ни один священ-
ник не имел права свершать для них какие-либо таинства или требы, в том

382


числе дать им отпущение грехов, что было необходимо для каждого христи-
анина хотя бы раз в году, перед Пасхой. В данном случае факт отлучения был
действителен только для сторонников любого из противостоящих друг другу
первосвященников, но для рядовых верующих принадлежность к одной из
партий не избавляла от необходимости участвовать в богослужении, хотя бы
и в церкви, где служили приверженцы другой партии. Некоторые монастыри
и даже целые монашеские ордена специальным папским разрешением изы-
мались из общего правила и могли допускать к себе отлученных для молитвы
и свершения таинств. Эти разрешения давались и до раскола, и во время его
противоборствующими понтификами своим последователям, и после его пре-
кращения.

41 Регентом Франции при малолетнем короле Англии Генрихе VI, унаследовав-
шем также и корону Франции, был Джон Ланкастер, герцог Бедфордский.

42 * Суды любви (фр. Cours d'amours — иначе «курии любви» или «палаты любви») —
собрания придворных во главе с «принцем любви» или «королевой любви»,
роли которых исполняли государи и государыни либо их родственники и при-
ближенные. Эти собрания созывались для разбора дел любовного свойства и
проходили в праздничной и игровой атмосфере, но вместе с тем с соблюде-
нием всех норм феодального права. Это не было ни в коей мере ни реальным
судоговорением, ни пародией на судебный процесс, но именно серьезной иг-
рой, «ludum serium». Возникновение этих судов любви ранее относили к XII в.,
веку расцвета куртуазной культуры, однако большинство современных исс-
ледователей считают, что в ту эпоху подобные суды были всего лишь литера-
турной фикцией. Во всяком случае, в XIV—XV вв. идея судов была заимство-
вана из куртуазной литературы. Как пример деятельности этих судов можно
привести малодостоверный, но чрезвычайно характерный анекдот, возник-
ший в XII в. В суд любви обратился некий рыцарь, заявивший, что он сам и
другой рыцарь любили одну даму. Дама любила второго, но обещала уступить
первому, если разлюбит своего избранника. Впоследствии она выходит замуж
за второго рыцаря. Первый рыцарь требует исполнения обещания. Суд тор-
жественно постановляет: иск его справедлив, ибо между мужем и женой
любви быть не может. См. также с. 124-125.

4 ^* Волна процессов 1461 г. была вызвана «vauderie d'Arras» («аррасским валь-
денством»), предполагавшимся, но вряд ли существовавшим широким движе-
нием колдунов и ведьм. К реальному вальденству — еретическому течению,
основанному в XII в. лионским купцом Пьером Вальдом, — аррасские процес-
сы не имели никакого отношения. Вальденсы именовали себя «лионскими
бедняками», проповедовали отказ от имущества, аскетизм, протестовали про-
тив обмирщения Церкви и никогда не занимались колдовством. Эта секта пе-
режила свой расцвет в XII в., испытала упадок к концу XIII в., а в XIV в. со-
хранилась лишь в глухих альпийских деревнях. В XV в. Церковь, до того в
целом скептически относившаяся к возможности колдовства, начала эту воз-
можность признавать, объясняя колдовские действия не личной злой волей
ведуна, как это было присуще народному сознанию, а пактом с дьяволом и
тем самым отпадением от Бога. Последнее позволяло сближать колдунов и
еретиков и приписывать еретикам колдовские действия, а колдунов и ведьм
обвинять в ереси. Аррасские процессы вообще весьма характерны для демо-
номании конца Средних веков. Они унесли сотни жизней, но в конце концов
были прекращены под давлением светской власти и ужаснувшегося населе-
ния, в начале процессов приветствовавшего их.

44 * «Folies moralieses» — театральные представления, схожие с моралите — алле-
горическими драматургическими произведениями морализующего характера,
но отличавшиеся большим юмором и стоявшие ближе к фарсу.

4 ^* Доблесть Филиппа, четвертого сына Иоанна II Доброго, короля Франции, про-
явилась в битве при Мопертюи, деревне близ г. Пуатье, 1 9 сентября 1356 г.
(поэтому сражение это называется также битвой при Пуатье). Короля броси-
ли в бою все его соратники, в том числе и старший сын, будущий король
Карл V. Четырнадцатилетний Филипп единственный остался со сражающим-

383


ся отцом, предупреждая его криками: «Sire mon pere [Государь отец], опас-
ность слева! Sire mon pere, опасность справа!» Эти возгласы были далеко не
лишними, так как рыцарский шлем не позволял поворачивать голову, а про-
резь в забрале давала очень малый обзор. Филипп, получивший после этого
сражения прозвище Храбрый, последовал за своим отцом, взятым в плен, в
Англию. Когда после прекращения местной герцогской династии Бургундия
отошла к французской короне, Иоанн II отдал герцогство Филиппу в награду
за верность и мужество. Первым Филипп назван в отличие от своего внука,
герцога Бургундского Филиппа Доброго. Ревность Иоанна Бесстрашного про-
явилась, по преданию, в том, что он приказал убить герцога Людовика Орле-
анского, заподозрив его в тайной связи со своей женой, герцогиней Бургун-
дской Маргаритой Баварской (ср. прим. 9* к гл. XVII).

О мстительности Филиппа Доброго см. выше, с. 30, а также прим. 33*
к гл. I. Великолепным Филипп назван в сравнении с носившим это полупроз-
вище-полутитул Лоренцо Медичи, правителем Флоренции, поэтом и гумани-
стом, при блестящем дворе которого были собраны лучшие художники, по-
эты и мыслители Возрождения. И. Хёйзинга сопоставляет с ним Филиппа по-
тому, что тот также держал в Брюсселе весьма пышный двор и активно по-
кровительствовал искусствам, хотя меценатство бургундского герцога было
лишено гуманистической направленности флорентийского правителя. Карл
Смелый мечтал создать обширное независимое королевство из областей
между Францией и Империей. Коронация его самостоятельным монархом,
на которую было получено согласие императора Фридриха III, однако, не со-
стоялась из-за оскорбления, которое заносчивый Карл нанес императору, по-
ссорившись с ним из-за места в церкви. Вообще, деятельности Карла, чело-
века большой личной храбрости и незаурядного полководца, весьма мешали
вспыльчивый характер, заставлявший его начинать войны при самых небла-
гоприятных условиях, если была задета честь, а также упрямство, не позво-
лявшее отступать ни при каких обстоятельствах. Разумеется, личные качест-
ва последнего бургундского герцога не являлись единственной причиной его
гибели и распада его государства, но, как показывает И. Хёйзинга, полно-
стью сбрасывать их со счетов тоже нельзя.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.