Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Все книги автора: Климишин И. (2)

Климишин И.А. Заметки о нашем календаре

< ЧАСТЬ 1 > < ЧАСТЬ 2 > < ЧАСТЬ 3 > < ЧАСТЬ 4 >

ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ

(И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной,
для отделения дня от ночи, и для знамений,
и времен, и дней, и годов ...
И создал Бог два светила великие:
светило большее, для управления днем,
и светило меньшее, для управления ночью, и звезды.
И поставил их Бог на тверди небесной,
чтобы светить на Землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.
И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро:
день четвертый(

Б ы т и е 1, 14

По предвечному замыслу, запечатлённому в письменах около трёх с поло-
виной тысяч лет тому, всё казалось легко и просто: наблюдай течение бо-
гозданных светил на тверди небесной - и обретёшь себя в незыблемом и не-
умолимом потоке мгновений, дней и лет и узришь связь времён. Но, по
притче, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И долгие
тысячелетия человеку, венцу творения, пришлось блуждать в поисках соиз-
меримости в круговращении небесных сфер и чередовании земных явлений. И
до сих пор ещё не вполне достигнута эта предустановленная гармония.
Не удалось преодолеть и реликты, образно говоря, древнего х р о н о л
о г и ч е с к о г о столпотворения, когда каждый род, каждое племя и
каждый демос имел свой - первоначально вовсе примитивный - календарь. Не
всегда ещё достижимо ретроспективное воссоздание распавшейся временной
цепи и совме-щение хронографических "зарубок" и "засечек" в историческом
бытии многих народов, издревле заселивших Землю. Поныне, например, ещё
не удалось с точностью перевести временные вехи некоторых событий из
жизни Юлия Цезаря в даты самим же им введённого ю л и а н с к о г о ка-
лендаря. Это и позволило известному американскому учёному, специалисту
в области хронологии Э. Бикерману некогда изречь весьма парадоксальный
- но не без основания к тому - афоризм: "Календарь - это такая вещь, ко-
торую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия..."
Если обратиться к сегодняшнему дню, то даже в границах единой эры,
эры "от Рождества Христова", которая, как уже отмечалось, почти во всех
угол-ках планеты стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических
событий во времени, при едином исходном моменте, начальной точке отсчёта
практикуется не одна, а целых т р и хронологические системы, имеющие ту
или иную степень распространённости. Наряду с так называемым г р и г о р
и а н с к и м календарём, принятым в 1582 году по Рождестве Христове
при папе Римском Григории XIII и по существу имеющим общемировой статус,
в некоторых локальных общественно-конфессиональных образованиях,
глав-ным образом - восточно-христианской, православной ориентации,
пользуются также более древний ю л и а н с к и й, восходящий, как уже
говорилось, ко вре-менам римского диктатора и верховного жреца (Роntifex
Maximus) Гая Юлия Це-заря (100-44 гг. до н. э.), и совсем ещё юный н о в
о ю л и а н с к и й календари.
Этот хронологический плюрализм, несомненно, создаёт определённые
проблемы как для самих этих религиозных структур и их приверженцев, так
и для государств, в которых они обрели своё последнее земное прибежище.
Внутри, в частности, нашей страны, хотя и с заметным опозданием, но
перешедшей на г р и г о р и а н с к и й стиль ещё в 1918 году, Русская
Православная Церковь по-прежнему продолжает следовать ю л и а н с к о м
у времясчи-слению, бытовавшему в Риме (но не в Иудее!) во дни земной
жизни Иисуса Христа. В результате искусственно насаждается ничем не оп-
равданный календарный разнобой, целая категория российских граждан прос-
то выключается из нормального течения времени и для согласования различ-
ных стилей вынуждена манипулировать иррегулярно нарастающей в веках кор-
ректирующей поправ-кой. Хорошо ещё, что последняя на грядущем переломе
столетий не претерпит изменений и привычное ныне число 13 сохранится в
неприкосновенности ещё на один вековой цикл. О чём, правда, знают отнюдь
не все пастыри словесного стада церковного.
Это что касается аборигенов. Чада же Московского Патриархата, в рас-
сея-нии за рубежами Отечества сущие, по благословению Священноначалия
Рус-ской Православной Церкви в основном живут, здесь можно сказать даже
так, по и н о с л а в н ы м календарям, то есть отмечая события церков-
ной жизни вместе с западными христианами, католиками и протестантами. Но
от того, на удивление, они не утрачивают своей первобытной святости, как
то изначально прогнозируется для случая "внутреннего употребления".
Наблюдаемый календарный анахронизм делает неизбежной внешнюю изоляцию
Русской Православной Церкви, ещё не освободившейся к тому же и от пос-
ледствий государственной в недавнем прошлом политики "железного занаве-
са". Ведь в настоящее время кроме неё ещё лишь две Православные Церкви
придерживаются ю л и а н с к о г о календаря - Иерусалимская и Сербская
(не считая некоторых так называемых старостильников, отделившихся от
своих единоверцев-новостильников, в частности, в Греции).
Константинопольская Православная Церковь, претендующая на орто-
док-сальный вселенский примат, с 1923 года в аспекте антипапистской
контрэскапа-ды чуть ли не исключительно для собственного пользования
ввела так назы-ваемый н о в о ю л и а н с к и й календарь. Последний в
настоящее время с г р и г о р и а н с к и м полностью совпадает и в
обозримом будущем - в последующие 800 лет - в принципе отличаться не бу-
дет.
Как же в конечном итоге православные христиане будут отмечать
2000-ле-тие Рождества Христова: по григорианскому и надолго совпадающему
с ним новоюлианскому календарям, по которым живёт б о л ь ш и н с т в о
Православ-ных Церквей, или же по расходящемуся с первыми двумя на 13
дней, скажем так, староюлианскому, который пользует Матерь Церквей -
Православная Церковь Иерусалимская (вместе с Русской и Сербской)?
Как уже говорилось, Иерусалим декларировал, что торжественная цере-
мо-ния с приглашением предстоятелей других Православных Церквей и высо-
ких гостей со всего мира состоится 7 января 2000 года по новому стилю
(то есть 25 декабря 1999 года - по старому). Однако к этому времени пра-
вославные во мно-гих странах уже отметят о ч е р е д н о е Рождество
вместе с католиками и протестантами. И не будут же они называть это
празднование ю б и л е й н ы м, коль скоро на дворе-то у них всего лишь
1999 год? Но будет ли для них юбилейной датой и 25 декабря 2000 года?
Формально этого не должно быть.
Что же в таком случае будут торжествовать во Святом Граде предстояте-
ли тех Церквей, которые живут по н о в о м у стилю, за два почти года до
календарного 2000-летия Рождества Христова? Собственно, что же будут
празд-новать и все остальные, собравшиеся в Иерусалиме 7 января 2000 го-
да? Бе-зусловно, совсем не то, что возвещено и продекларировано.
Римо-Католическая Церковь, как уже отмечалось, ещё не приняла
окон-чательных планов относительно празднования 2000-летия христианства.
Ватикану, естественно, ещё предстоит решение этого, со всей очевидностью
оказавшегося не простым вопроса.
Более подробное рассмотрение упомянутых календарных и некоторых
свя-занных с этим хронологических проблем общего характера и предложено
ниже. В основу изложения положены следующие труды:
А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - М.: Моск. Патриархия,
1948;
Е. И. Каменцева. Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967;
И. А. Климишин. Календарь и хронология.- Изд. 2-е. - М.: "Наука",
1985;
С. И. Селешников. История календаря и хронология. - М.: "Наука",
1979;
Хронологический справочник (XIX и XX века). - Л.: "Наука", 1984.
К А Л Е Н Д А Р Н Ы Е Д А Л И В Е К О В

(Измеряй всё доступное измерению
и делай не доступное измерению доступным(

Г а л и л е й
(Природа даёт готовыми и большую (год), и меньшие (месяц, сутки)
единицы счёта времени. Но единицы эти несоизмеримы. Построение же
систем времясчисления чрезвычайно усложняется этой несоизмеримостью
астрономических периодов в движении Солнца, Луны и Земли(
Е. И. К а м е н ц е в а

К а л е н д а р ё м принято называть основывающуюся на периодичности
явлений природы систему счисления продолжительных промежутков времени с
разбиением их на более краткие периоды: тысячелетия, века, годы, месяцы,
недели и дни.
Само слово "к а л е н д а р ь" происходит от латинских caleo
("про-возглашать"), calendae ("первый день месяца") и, собственно,
calendarium ("долговая книга"). В Древнем Риме начало каждого месяца в
новолуние про-возглашалось особо. И именно в этот день было принято пла-
тить проценты по долгам. 1 января, например, римляне называли Calendae
Januariae (январские календы). Последний же день предыдущего месяца, де-
кабря, отметим, назывался кануном январских календ.
Известное выражение "до греческих к а л е н д" ("ad calendas
graecas") должно означать: "н и к о г д а". Ведь в календаре Древней Эл-
лады термин "к а -л е н д ы" не использовался, хотя он, как полагают и
римляне, греческого происхождения.
Периодичность смены дня и ночи, чередование времён года в их цикли-
чески повторяющейся последовательности уже в глубокой древности челове-
чество научилось сопоставлять с суточным вращением Земли, видимым движе-
нием Луны вокруг земного шара и с годичным движением Солнца. Археология
и хронология не дают точного ответа на вопрос, когда на смену примитив-
ным системам счёта времени, связанным с очевидными и непосредственно
наблюдаемыми изменениями в природе (разливы рек, розы ветров и т. п.),
пришли календари, ос-нованные на астрономических явлениях. Следы наибо-
лее древних из них прослеживаются почти за шесть тысячелетий до нашего
времени.

ЛУННЫЙ И ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРИ

Создателями л у н н о г о календаря считаются древние шумеры - жители
южной Месопотамии, расположенной на широкой равнине, по которой несут
свои полные воды могучие реки Тигр и Евфрат. Здесь в середине третьего
ты-сячелетия до н. э. возникло несколько городов-государств Урук, Киш,
Ур и дру-гие. Шумеры не только изобрели колесо, соху, серп. Они создали
также пись-менность (образцы шумерской клинописи на обожжённых глиняных
таблич-ках дошли до наших дней) и свою систему времясчисления.
Продолжительность года в календаре легендарного Двуречья, состоявшего
из 12 "лун", или "месяцев" длительностью в 29,5 суток каждый, состав-ля-
ла всего 29,5 х 12 = 354 дня, то есть была значительно короче солнечной.
Истинной величины последней (ныне - 365, 2421988 суток) шумерские жрецы
ещё не знали. Очевидное расхождение природного и календарного циклов
требовало введения соответствующей коррекции. Она эпизодически осу-
ществлялась посредством введения в хронограф добавочного тринадцатого
месяца и проводилась с учётом весеннего разлива рек, связанного с сол-
нечным круговоротом в природе. Так постепенно складывался календарь, в
котором основное значение имел счёт времени по Луне с приведением его в
соответствие годовому циклу Солнца.
В качестве примера приведём рассуждения по этому поводу К и р и к а,
" ""(диакона доместика (т. е. регента церковного хора) Новгородского Ан-
тоние-ва монастыря(, в его труде (Учение, им же ведати человеку число
всех лет(, относящемся к 1036 году по Рождестве Христове. "(Вестно да
будет, - некогда писал древнерусский учёный монах, - яко в едином лете
книжных (т. е. сол-нечно-календарных) месяцев 12, а небесных лун исходит
12, а накоеждо лето оставасть 11 дний и в тех днех на 4-е лето приходит
луна 13-я...(
Первоначально каждый шумерский город имел свой календарь. Но после
объединения обширных территорий Месопотамии под властью вавилонского
ца-ря Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) календарь города Ур стал офи-
циальным для всей Вавилонии. Он был уже лунно-солнечным. Вавилонский ка-
лендарь оказал безусловное влияние на календари древних народов Передней
Азии, при-нявших за основание времясчисление по Луне.

СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Родиной с о л н е ч н о г о календаря является Древний Египет. Именно
на берегах Нила начало созданию его было положено за четыре тысячи лет
до нашей эры.
Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодич-
ность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летне-
го с о л н ц е с т о я н и я (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах
утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиаки-
ческим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-су-
точного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал
годом Солнца, Сириуса и Нила.
Л ю б о п ы т н ы й ф а к т. В русский язык вошло слово, тесно свя-
занное с Сириусом и названием созвездия Большого Пса и согревающее душу
всякого школяра и студиоза: к а н и к у л ы. В Древнем Египте Сириус
имел два име-нования: С о т и с (то есть "Лучезарная" или "Блиста-
тельная") и А н и б у с (то есть "Звезда Пса"). Именно последнее перешло
затем к древним римля-нам. Они называли это далёкое светило "Stella
canicula" или просто "Canicula" ("Каникула"). Предутреннее появление Ка-
никулы совпадало с наступлением са-мого жаркого времени года. Тогда
прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха
- дни Каникулы. Из латинского языка слово перешло в русский. Но здесь
оно стало писаться с малой буквы и приобрело значение перерыва в учебных
занятиях не только летом, но и в другие времена года.
Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян про-
изводило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего
солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала
плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячеле-
тия до нашей эры это нашло иероглифическое запечатление на стенах древ-
них еги-петских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит
из берегов своих".
На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звез-
дочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с
этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год. Продолжи-
тельность его, то есть по существу период времени между двумя летними с
о л н ц е - с т о я н и я м и, первоначально была установлена в 360, а
затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были
прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они празд-
новались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и
богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже
почитались за богов.
Однако календарный год и в 365 суток был несколько короче периода
между двумя восходами Блистательной, так называемого "года Сириуса". По
счастливой случайности последний был более близок к действительному и
равен 365, 25 суток. И каждые четыре года летний восход звезды запазды-
вал ровно на один день календаря. Достаточно было древним египтянам,
несколько тысяче-летий тому назад установившим этот факт, сделать соот-
ветствующую вставку - и их календарь приобрёл бы необходимую ста-
бильность на многие века, подоб-но позднейшему - ю л и а н с к о м у.
Однако тогда это осуществлено не было.
Благочестивых жителей плодородной долины Нила вполне удовлетворяло то
обстоятельство, что праздники, в которые они приносили жертвы своим бо-
гам, с течением времени случались не в одни и те же дни, но, последова-
тельно перемещаясь, приходились, освящая их, на все месяцы годичного
цикла. Тем самым египетский календарный год по отношению к "году Сириу-
са", более продолжительному, был "блуждающим". В уважение богобоязнен-
ности своих подданных фараоны при вступлении на престол приносили клятву
не изменять традицион-ной продолжительности календарного года.
Последнее стало необходимым после однажды предпринятой попытки прове-
дения календарной реформы с целью упразднения "блуждающего" года. Около
1700 года до н. э. северная часть дельты Нила была покорена азиатскими
кочевыми племенами гиксосов, цари которых и составили XV династию Егип-
та. Согласно упоминанию Платона (427 - 347 гг. до н. э.) в "Тимее", ре-
форматором стал один из них - Салитис. Однако по изгнании гиксосов из
страны тради-ционный календарь был восстановлен.
Спустя почти полторы тысячи лет предпринималась и другая безуспешная
попытка календарной реформы. Об этом стало известно на основании одной
из археологических находок - так называемого Канопского декрета царя
Птоле-мея III Евергета из династии Птолемеев, родоначальником которой
был один из полководцев царя Александра Македонского. Документ-билингва
в пе-реводе на юлианский календарь датирован 7 марта 238 года до н. э.
В 1866 году при раскопках в одном из храмов в дельте Нила была обна-
ружена каменная плита. На ней иероглифическим и греческим письмом была
начертана надпись, гласившая: "Чтобы времена года неизменно приходились,
как должно, по теперешнему порядку мира и не случилось бы то, что неко-
торые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-ни-
будь пришлись на лето, - так как звезда [Сириус] за каждые четыре года
уходит на один день вперёд, - а другие, празднуемые летом, в будущее
время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если
год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним до-
бавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать
праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом.
Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времён года и лет
отныне счастливо исправлены царём Евергетом".
Как видим, декретом предписывалось введение того, что позднее будет
названо "високосным годом". В случае его осуществления средняя продолжи-
тельность египетского календарного года составила бы 365, 25 суток и
равнялась длине года в юлианском календаре, принятом двумя столетиями
позже. Однако и на этот раз объективная и столь нужная коррекция не ут-
вердилась.
По завоевании Египта римлянами в 26 году до н. э. здесь всё-таки была
проведена календарная реформа с добавлением необходимого шестого дня
один раз в четырёхлетие, но с иной системой чередования високосных годов
и иным началом эры и года (29 августа), чем это было в метрополии. На
протяжении 1600 лет этот стабильный а л е к с а н д р и й с к и й кален-
дарь шёл в параллели с ю л и а н с к и м, введённым несколько ранее, но
со сдвигом новолетия. Египетский календарь, созданный в глубокой древ-
ности и характеризовавшийся своей простотой и очевидностью, по словам
известного американского учёного О. Нейгебауэра, единственный разумный
календарь во всей ранней человеческой истории, приобрёл в астрономии
статус стандартной системы счёта времени и сохранил эту роль на протяже-
нии Средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и пла-
нетной таблицах. Он послужил основой для дальнейших совершенствований
солнечного календаря.

Ю Л И А Н С К И Й К А Л Е Н Д А Р Ь

К А Н У Н

В настоящее время почти все народы мира пользуются солнечным ка-
лен-дарём, практически унаследованным от древних римлян, которые в свою
оче-редь заимствовали его у премудрых египтян.
История не сохранила точных сведений о времени зарождения римского
календаря. Как полагал Марк Теренций Варрон (116 -27 гг. до н. э.), ещё
до Ромула - легендарного основателя Рима и первого римского царя
(753-716 гг. до н. э.), то есть до середины VIII века до н. э., римляне
пользовались календарём, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал
всего 304 дня. Остававшийся промежуток времени, по свидетельству Макро-
бия (V в. н. э.), они на месяцы не разделяли, а просто "в безвремении"
ждали прихода весны, чтобы опять на-чать счёт по месяцам. Первым из них
был м а р т (назван в честь бога войны Марса). Следующим шёл а п р е л ь
(от латинского "aperire" - "раскрывать", так как в этом месяце раскрыва-
ются почки на деревьях). Третий месяц был посвящён богине Майе - матери
Меркурия. Четвёртый в честь богини Юноны, супруги Юпитера, покрови-
тельницы женщин, был назван и ю н е м. Последу-ющие месяцы носили число-
вые обозначения, некоторые сохранили их вплоть до наших дней: с е н т я
б р ь (то есть седьмой по счёту), о к т я б р ь (то есть восьмой ), н о
я б р ь (девятый), д е к а б р ь (десятый).
Дальнейшее реформирование системы счёта времени римские историки свя-
зывают с именами самого Ромула и полулегендарного диктатора Рима Нумы
Помпилия (( около 673 до н. э.).
Последним, по Макробию, был введён лунный год в 354 дня (затем - в
355 дней) с добавлением двух новых месяцев - я н в а р я (в честь двули-
кого бога Януса: он одновременно мог и созерцать прошедшее, и предвидеть
будущее) и ф е в р а л я (от латинского "februarius"- "очищение": в се-
редине этого месяца проводился обряд очищения; посвящён богу подземного
царства Фебруусу).
Для согласования счёта времени по Луне с Солнцем через год вставлялся
дополнительный месяц - м е р ц е д о н и й (от латинского "marcere" -
"увядать": месяц как бы увядал в конце одного двулетия, чтобы вновь воз-
никнуть лишь в следующем; по другой версии - от "marces" - "плата": мер-
цедоний являлся ме-сяцем окончания всех денежных расчётов по прошедшему
году).
"По весьма остроумному и высоко вероятному предположению Г. Ф. Унге-
ра, - замечает священник Д. А. Лебедев в книге "К истории времясчисления
у евреев, греков и римлян" (Петроград, 1914), - римляне называли
собственными именами шесть месяцев, с января по июнь, потому что они
приходятся на ту половину года, когда день увеличивается, почему она и
считалась счастливой и только на неё в древнейшее время приходились и
все праздники (от которых обычно получали свои названия и месяцы); ос-
тальные же шесть месяцев, соответствующие той половине года, в которую
увеличивается ночь и в которую поэтому, как в неблагоприятную, не
справ-лялось никаких празднеств, не имели ввиду этого особых имён, а
про-сто только считались от первого месяца марта.
Полную аналогию с этим представляет и тот факт, что при лунном годе
римляне отмечали только три лунные фазы: новолуние (Calendae), 1-ю чет-
верть (nonae) и полнолуние (idus). Эти фазы соответствуют той половине
месяца, когда светлая часть Луны увеличивается ..."
Средняя продолжительность римского календарного года с учётом встав-
ного месяца составляла 366, 25 суток, то есть более чем на сутки была
больше истинной. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными чис-
лами и циклическими явлениями природы, приходилось время от времени при-
бегать к увеличению или уменьшению количества дней в мерцедонии.
Право определения продолжительности последнего ("назначать для вста-
вочного месяца столько дней, сколько потребуется"), согласно закону Ма-
ния Ацилия Глабриона, начиная с 191 года до н. э. было полностью пре-
до-ставлено римским понтификам, во главе которых стоял верховный жрец
(Pontifex Maximus). Новоявленные "хронометристы" часто злоупотребляли
своим положе-нием, произвольно и не без корысти манипулировали дли-
тельностью календарного года, сокращая или растягивая его.
По свидетельству Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.), пользуясь предос-
тавленной им бесконтрольной властью, понтифики удлиняли сроки пребывания
на общественных должностях для своих друзей или за взятку и укорачивали
эти сроки для оппонентов. По своему произволу они могли манипулировать
также временем уплаты различных налогов. Поэтому нетрудно себе предста-
вить, как твёр-до жрецы держали в своих руках всю политическую и хо-
зяйственную жизнь Рима. В отличие от жизни сакральной, пущенной, как
всегда при чрезмерном увлечении земными утехами, на самотёк.
Наслаиваясь, искусственные искажения календаря прибавлялись к его ес-
тественным погрешностям, связанным с неточностью определения продолжи-
тельности циклов Солнца и Луны и несоразмерностью, некратностью их целым
числам. В результате ко дням Цезаря он был столь деформирован, что, по
словам священника Д. А. Лебедева, представлял собою "настоящее хроноло-
ги-ческое monstrum". Не совпадая ни с движением Солнца, ни с фазами Лу-
ны, "это был календарь не лунный и не солнечный, а псевдолунный и псев-
до-солнечный. Обладая всеми недостатками лунного, он не имел ни одного
из его достоинств. И точно в таком же отношении стоял он и к солнечно-
му".
Естественные хронологические ориентиры с очевидностью оказались ут-
ра-ченными. И теперь уже, следуя календарю, праздник жатвы приходилось
отме-чать зимой. По словам известного американского учёного, специалиста
в области хронологии Э. Бикермана, сей - по определению - путеводитель
во времени "скорее полностью блуждал наугад ..."
Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре в к а н у н
его реформы, лучше всего охарактеризовал как и обычно остроумный Вольтер
(1694-1778 гг.). По словам философа, "римские полководцы всегда побежда-
ли, но они никогда не знали, в какой день это случалось ..."

ЯНВАРСКИЕ КАЛЕНДЫ 45 ГОДА ДО Н. Э.

К середине I века до н. э. проблема календаря, создававшего большую
путаницу в жизни Рима, превратилась в острую социальную проблему. И этот
Гор-диев узел в 46 году до н. э. был разрублен римским диктатором и вер-
хов-ным жрецом Г а е м Ю л и е м Ц е з а р е м (100 - 44 гг. до н. э.).
По его име-ни проведённая календарная реформа позже была названа ю л и а
н с к о й.
Побывав к тому времени в Египте, Цезарь имел возможность познако-
миться с особенностями здешнего солнечного календаря. Он и сам составил
несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Приняв в качестве
образца существовавший египетский хронограф с учётом поправки, некогда
безуспешно вводившейся Канопским декретом Птолемея III, великий понтифик
поручил создание нового римского календаря группе астрономов из знамени-
той Александрийской обсерватории во главе с известным учёным Созигеном.
В основу разработанного календаря, также получившего название ю л и а
н с к о г о, была положена цикличность перемещения Солнца по небесной
сфере. Средняя продолжительность солнечного года принята равной 365, 25
суток.
Вряд ли Созигену не было известно открытие греческого астронома Гип-
парха, сделанное примерно за 75 лет до проводимой реформы. Им было уста-
новлено, что в действительности величина года является несколько
меньшей, чем введённая в расчёты. Это связано, в частности, с особен-
ностью вращения Земли вокруг своей оси (т. н. явлением прецессии). Но в
практических целях, видимо, было сочтено возможным пренебречь этим рас-
хождением как несущественным. Оно будет принято во внимание более чем
через 1600 лет при проведении в 1582 году н. э. уже следующей реформы -
г р и г о р и а н с к о й. К то-му времени суммарная погрешность кален-
даря по этой причине составила известные 10 дней в период от Никейского
Собора, состоявшегося в 325 году по Р. Х., да ещё почти 3 дня - от Цеза-
ря. Итак, вводилась продолжительность года в 365, 25 суток. Однако в ка-
лендарном году может быть лишь целое число дней. Поэтому, согласно ре-
форме, предписывалось считать в трёх из каждых четырёх лет по 365, а в
последнем - 366 дней.
Как прежде целый месяц мерцедоний, так и теперь этот добавочный день
решили "упрятать" между 24 и 25 февраля и называть его bis sextum Kal.
Mart. - "дважды шестой до мартовских календ". Напомним, римляне считали
дни в месяце в обратном порядке: вместо "24 февраля" они говорили: "шес-
той день до мартовских календ". Отсюда и название неординарного дублета.
Допол-ненный этим вставным днём год позже был назван annus bissextilis
(биссекс - тилис).
Через византийских греков, произносивших "б" как "в", это слово приш-
ло на Русь. В древнем Часослове под 1 марта, которое некогда считалось
началом календарного года, читаем: "Сей первый есть в месяцех месяц, за-
не в онь началобытный свет видимый сотворен бысть ... от перваго числа
его начало приемлють вси крузи солнечныи и луннии, и вруцелето, и В и с
с е к т о с, и равноденствие составляется в нем и прочая..." Отсюда и
так пошла наша лексема "в и с о к о с н ы й".
В контексте реформы было упорядочено также и количество дней в меся-
цах: нечётный месяц включал 31 день, чётный - 30; ф е в р а л ь в прос-
том году должен был иметь 29, в високосном - 30 дней.
Счёт дней по ю л и а н с к о м у календарю был начат с 1 января 45
года до н. э. На этот день, с которого уже более века (с 153 года до н.
э.) вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, было пе-
ренесено и начало года. Именно на 1 января пришлось тогда и столь чтимое
римлянами новолуние. Великий понтифик не преминул отметить это благопри-
ятное обстоятель-ство, подчеркнув, что сами боги благосклонны к кален-
дарной трансформации.
К моменту юлианской реформы римский календарь ушёл вперёд от смены
времён года на 90 дней. Поэтому 1 января календарного года должно было
бы выпасть на 3 октября. В связи с этим в предшествовавшем реформе году
были вставлены три дополнительных месяца: кроме мерцедония из 23 - ещё
два безымянных из 33 и 34 дней между ноябрём и декабрём. В декабре рим-
ляне праздновали сатурналии - торжества в честь Сатурна, бога посевов и
плодородия. Конец праздника и был совмещён с днём зимнего солнцестоя-
ния. Этот год, продолжавшийся 445 дней, был назван "годом великой пута-
ницы" (annus confusiosus).
В благодарность за упорядочение календаря, а также учитывая выдаю-
щие-ся заслуги Юлия Цезаря на военном и государственном поприщах, римс-
кий сенат - по предложению Марка Антония, сподвижника и соконсула вели-
кого понтифика, убитого в мартовские иды - 15 марта 44 года до н. э. се-
наторами же, - принял решение переименовать месяц к в и н т и л и с (пя-
тый по старому счёту, то есть от марта), в котором родился Цезарь, в и ю
л ь.
Отслеживать правильность счисления времени вновь было поручено членам
высшей жреческой коллегии. Понтифики же - то ли по небрежению, то ли не-
вежеству, то ли по корысти и злоумышлению - снова запутали календарь,
объявляя високосным не каждый четвёртый, как требовалось, а каждый тре-
тий год. (Вероятнее всего, они пользовались методом "включительного
счёта".) В итоге с 44 по 9 год до н. э. было введено двенадцать високо-
сов (високосных годов) вме-сто полагавшихся девяти.
Ошибка была исправлена при преемнике Цезаря - его племяннике и приём-
ном сыне Гае Юлии Цезаре Октавиане, затем - Императоре Цезаре Августе
(63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). На протяжении 16 лет - с 9 г. до н. э.
по 8 г. н. э. - високосы были упраздняемы: добавочные дни в феврале 5 и
1 гг. до н. э. и 4 г. н. э. не вставлялись (эти годы - вместо високосных
- были простыми). В благодарность за исправление римского календаря, а
также в ознаменование побед императора, одержанных в этом месяце, реше-
нием сената с е к с - т и л и с (шестой по старому счёту) был переимено-
ван в а в г у с т . К этому месяцу в честь возвеличенного богами рефор-
матора был добавлен ещё один день, отнятый от февраля. Для того, чтобы
подряд три месяца - июль, август и сентябрь - не имели по 31 дню, один
день был отнят от сентября (седьмого по старому счёту) и перенесён на
октябрь (восьмой), а отнятый в свою очередь от ноября (девятого) - на
декабрь (десятый). Эти интервенции вовсе разрушили правильное чередова-
ние длинных и коротких месяцев в годовом цикле календаря, созданного
Созигеном.
После Императора Августа, почившего от дел своих в 14 г. н. э., уже
во дни земной жизни Иисуса Христа (напомним: "В те дни вышло от кесаря
Ав-густа повеление сделать перепись по всей земле..." (Лк. 2, 1)), неко-
торые из его преемников пытались увековечить свои имена и в календаре.
Так, во время правления Тиберия (14 - 37 г. н. э.; напомним: "В пятнад-
цатый ... год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал
в Иудее, ... был глагол Божий к Иоанну [Крестителю]..."(Лк. 3, 1-2)) се-
нат переименовал сентябрь в тибериус, тот же месяц при Антонине Пие
(138-161 гг.) - в антонинус, при Аврелии Коммоде (180-192 гг.), импера-
торе - гладиаторе, - в коммодус. Октябрь во властвование Домициана
(81-96 гг.) именовался домицианус. Однако время не сохранило эти "дено-
минации". И мы по-прежнему - вместе с древними римлянами - называем де-
вятый месяц нашего календаря седьмым, то есть сентябрём, десятый -
восьмым, то есть октябрём, одиннадцатый - девятым, то есть ноябрём, две-
надцатый - десятым, то есть декабрём.

< ЧАСТЬ 1 > < ЧАСТЬ 2 > < ЧАСТЬ 3 > < ЧАСТЬ 4 >

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.