Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Все книги автора: Лосев А. (37)

Лосев А.Ф. Диалектика мифа

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел
II. Миф не есть бытие идеальное
III. Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное построение

IV. Миф не есть метафизическое построение
V. Миф не есть ни схема, ни аллегория

VI. Миф не есть поэтическое произведение

VII. Миф есть личностная форма

VIII. Миф не есть специально религиозное создание

IX. Миф не есть догмат

X. Миф не есть историческое событие как таковое

XI. Миф есть чудо

XII. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия
чуда

XIII. Окончательная диалектическая формула
XIV. Переход к реальной мифологии и идея абсолютной мифологии

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Лосев А.Ф. Из "Дополнений к диалектике мифа"

 

ДИАЛЕКТИКА МИФА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее небольшое исследование имеет своим предметом одну из самых
темных областей человеческого сознания, которой раньше занимались главным
образом богословы или этнографы. Те и другие достаточно оскандалились, чтобы
теперь могла идти речь о вскрытии существа мифа богословскими или
этнографическими методами. И не в том беда, что богословы-мистики и
этнографы-эмпирики (большею частью богословы весьма плохие мистики, пытаясь
заигрывать с наукой и мечтая стать полными позитивистами, а этнографы - увы!
- часто очень плохие эмпирики, находясь в цепях той или другой произвольной
и бессознательной метафизической теории). Беда в том, что мифологическая
наука до сих пор не стала не только диалектической, но даже и просто
описательно-феноменологической. От мистики все равно не отделаться, раз миф
претендует говорить о мистической действительности, и, с другой стороны, без
фактов невозможна никакая диалектика. Но если будут считать, что факты
мистического и мифического сознания, которые я привожу в пример, суть
исповедуемые мною самим факты или что учение о мифе только и состоит из
наблюдения одних фактов, то лучше им не вникать в мой анализ мифа. Надо
вырвать учение о мифе и из сферы ведения богословов, и из сферы ведения
этнографов; и надо принудить стать сначала на точку зрения диалектики и
феноменолого-диалектической чистки понятий, а потом уже предоставить делать
с мифом что угодно. Позитивно анализируя миф, я не пошел вслед за многими,
которые теперь позитивизм изучения религии и мифа видят в насильственном
изгнании из того и другого всего таинственного и чудесного. Хотят вскрывать
существо мифа, но для этого сначала препарируют его так, что в нем уже
ничего не содержится ни сказочного, ни вообще чудесного. Это - или нечестно,
или глупо. Что касается меня, то я вовсе не думаю, что мое исследование
будет лучше, если я скажу, что миф не есть миф и религия не есть религия. Я
беру миф так, как, он есть, т.е. хочу вскрыть и позитивно зафиксировать, что
такое миф сам по себе и как он мыслит сам свою чудесную и сказочную
природу. Но я прошу не навязывать мне несвойственных мне точек зрения и
прошу брать от меня только то, что я даю, - т.е. только одну диалектику
мифа.
Диалектика мифа невозможна без социологии мифа. Хотя это сочинение и не
дает специально социологии мифа, но это является введением в социологию,
которую я всегда мыслил философско-исторически и диалектически. Разобравши
логическую и феноменологическую структуру мифа, я перехожу в конце книги к
установке основных социальных типов мифологии. Этой социологией мифа я
занимаюсь специально в другом труде, но уже и тут ясна всеобъемлющая роль
мифического сознания в разных слоях культурного процесса. Теория мифа,
которая не захватывает культуры вплоть до ее социальных корней, есть очень
плохая теория мифа. Нужно быть очень плохим идеалистом, чтобы отрывать миф
от самой гущи исторического процесса и проповедовать либеральный дуализм:
реальная жизнь - сама по себе, а миф - сам по себе. Я никогда не был ни
либералом, ни дуалистом, и никто не может меня упрекать в этих ересях.
А.Лосев
Москва. 28 января 1930 г.

ВСТУПЛЕНИЕ
Задачей предлагаемого очерка является существенное вскрытие понятия мифа,
опирающееся только на тот материал, который дает само мифическое сознание.
Должны быть отброшены всякие объяснительные, например, метафизические,
психологические и пр. точки зрения. Миф должен быть взят как миф, без
сведения его на то, что не есть он сам. Только имея такое чистое определение
и описание мифа, можно приступать к объяснению его с той или иной
гетерогенной точки зрения. Не зная, что такое миф сам по себе, не можем
говорить и об его жизни в той или другой иноприродной среде. Надо сначала
стать на точку зрения самой мифологии, стать самому мифическим субъектом.
Надо вообразить, что мир, в котором мы живем и существуют все вещи, есть мир
мифический, что вообще на свете только и существуют мифы. Такая позиция
вскроет существо мифа как мифа. И уже потом только можно заниматься
гетерогенными задачами, например, "опровергать" миф, ненавидеть или любить
его, бороться с ним или насаждать его. Не зная, что такое миф, - как можно с
ним бороться или его опровергать, как можно его любить или ненавидеть?
Можно, разумеется, не вскрывать самого понятия мифа и все-таки его любить
или ненавидеть. Однако все равно какая-то интуиция мифа должна быть у того,
кто ставит себя в то или иное внешнее сознательное отношение к мифу, так что
логически наличие мифа самого по себе в сознании у оперирующего с ним
(оперирующего научно, религиозно, художественно, общественно и т.д.)
все-таки предшествует самим операциям с мифологией. Поэтому необходимо дать
существенно-смысловое, т.е. прежде всего феноменологическое, вскрытие мифа,
взятого как таковой, самостоятельно взятого самим по себе.