Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА

Памяти Михаила Александровича Лифшица посвящается

Одной из самых блестящих работ Мих. Лифшица, написанных им в конце жизни, была книга «Мифология древняя и современная».
Эта книга — лучшая из того, что у нас опубликовано на эту тему. В ней Мих. Лифшиц рассмотрел сложную диалектику мифологического сознания, не ограничиваясь только древней мифологией, но обратившись к современным концепциям мифа. В частности, он подверг остроумной критике модную идею мифотворчества, выдвигаемую модернистской эстетикой и философией. Раскрывая огромную роль мифологии на начальных периодах истории, он высмеял попытки движения вспять, от научного знания к мифу. Это, по словам Лифшица, всего лишь один из бесполезных рецептов для победы над «одиночеством человека путем внушения ему коллективного сна».
Как известно, во многих своих работах Мих. Лифшиц занимался критикой модернизма и философии, ее обосновывающей. К сожалению, у него не было ни времени, ни, быть может, и особого желания с такой же тщательностью и философской глубиной проанализировать обманчивый мир «массовой культуры», который, так же как и модернизм, стал в наше время серьезной угрозой реалистическому искусству, стремящемуся не к созданию мифов, а к постижению объективной истины и жизненной правды.
Поэтому я беру на себя смелость в какой-то мере продолжить работу, начатую Лифшицем, и критически рассмотреть под углом зрения «современной мифологии» феномен «массовой культуры». Конечно, эстетика «массовой культуры» не так богата и изощренна, как эстетика модернизма, основанная на моднейших течениях буржуазной философии. В большинстве случаев она носит скорее практический, чем теоретический характер. Но тем не менее «массовая культура» имеет сегодня и теоретическое обоснование со стороны западных социологов, к тому же нет недостатка в попытках создания специальной эстетики «массовой культуры». Все это нуждается в серьезном анализе и критике.
Одна из задач, которую ставил перед собой автор, заключается в том, чтобы объяснить популярность «массовой культуры». В числе ее критиков были серьезные мыслители, писатели и деятели культуры. Тем не менее сегодня влияние «массовой культуры», в особенности в развивающихся стра-

4

нах, отнюдь не уменьшается. Причины этого заключаются в политике «культурной экспансии», на которой основывается буржуазная «массовая культура». Но есть причины не только внешние, но и внутренние, заключающиеся, в частности, в использовании «массовой культурой» популярных жанров массового искусства и литературы.
Исследование феномена «массовой культуры» приобретает особую важность в связи с тем, что она порой дает себя знать и в условиях социалистической культуры. Сегодня мы довольно часто сталкиваемся с явлениями, которые, хотя и лишены идеологического содержания, свойственного буржуазной «массовой культуре», но по своим психологическим и эстетическим чертам сходны с ней. Все это заставляет нас исследовать способы и методы распространения «массовой культуры» и воздействия ее на общественное сознание.
Следует предупредить читателя, что вопрос о месте «массовой культуры» в социалистическом обществе занимает в книге скромное место, о чем автору самому приходится сожалеть. Дело в том, что в то время, когда писалась книга, говорить о наличии в нашем обществе «массовой культуры» не только не рекомендовалось, но часто и запрещалось. Автор был поставлен в довольно жесткие условия, при которых он мог касаться этой проблемы только в самом общем виде.
Сегодня атмосфера гласности сняла табу со многих общественных проблем, в том числе и с проблемы «массовой культуры». В периодической печати, по радио и телевидению эти проблемы обсуждаются со всей остротой, хотя и, как нам кажется, без достаточной теоретической основы. Очевидно, необходима разработка эстетических, социологических и психологических аспектов «массовой культуры», без чего невозможно понять причины ее воздействия на нашу культуру, в особенности на культуру молодежи.
К сожалению, возможность, и не только возможность, но и необходимость говорить о всех этих проблемах появилась тогда, когда книга была уже написана. Поэтому автор может только надеяться на то, чтобы вернуться к ним в будущих своих работах.
Демократизация советского общества создает условия для соревнования различных направлений в искусстве, для усложнения и обогащения социалистической культуры. «Мы сегодня можем констатировать, — говорил на XIX Всесоюзной конференции КПСС М. С. Горбачев, — что уходят в прошлое администрирование в руководстве культурой, назидания и поучения в адрес художников. В духовной сфере постепенно складывается атмосфера соревновательности, свободного творческого поиска, основанного на гражданской ответственности художника перед своим социалистическим обществом».
В этих условиях не может быть господства какого-либо одного единственного стереотипа культуры над другими, а «массовая культура» имеет именно эту тенденцию к генерализации, к адаптации и ассимиляции других форм культуры.
К сожалению, следует признать, что мы отстаем от западной эстетики в изучении феномена «массовой культуры». Мы остро критиковали ее, но редко анализировали. В результате мы часто повторяем те или иные

5

варианты западных теорий культуры, вроде «рекреационных» концепций культуры, которые и сегодня появляются на страницах нашей печати.
Книга не случайно называется «Мифологией XX века». Для современной «массовой культуры» совершенно очевидно стремление к возрождению гипнотических способов воздействия на сознание, почти фанатической веры в обрядность, культового поклонения идолам и богам «массовой культуры». Все это дает нам основание рассматривать «массовую культуру» в качестве современной мифологии.
Мне бы хотелось посвятить эту книгу памяти Мих. Лифшица. Он остается в моей памяти как человек редкого публицистического таланта, представляющий яркий пример верности идеям марксизма, целостного мировоззрения, ненавидящего всякое модничанье, эклектизм и заигрывание с либеральной фразой. Время дает возможность оценить огромное значение работ Лифшица. Как ни странно, они не только не устаревают, но с течением времени становятся еще более актуальными, еще более злободневными.
Я буду счастлив, если эта книга будет в какой-то мере соответствовать тому критическому и творческому духу, который так восхищает в работах Мих. Лифшица.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
Список тегов:
буржуазная культура 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.