Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

"ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЕЙ ТЕАТР" (Le Theatre des Champs-Elysees) -
театральное здание. Построено в Париже на ул. Елисейские поля в 1913
(арх. бр. Перре, скульптор Э. А. Бурдель, худ. М. Дени, Ж. Э. Вюйар, К.
Руссель, А. Лебаск и др.). Одно из красивейших театр. зданий Парижа.
Состоит из 3 театр. помещений: собственно "Т-ра Елисейских полей" (на
2000 мест), "Комедии Елисейских полей" (676 мест) и "Студии Елисейских
полей" (256 мест). Инициатор постройки этого здания антрепренер Г.
Астрюк заинтересовал своим предприятием мн. видных артистов,
представителей европ. и амер. знати, крупных финансистов. В созданный им
Попечительный комитет входили композиторы К. Сен-Санс и Р. Штраус,
дирижер А. Никиш и др. По замыслу Г. Аст-рюка, "Театр Елисейских полей"
должен был стать центром междунар. муз. культуры, постоянным местом
фестивалей. Здесь проходили концерты дирижеров К. Сен-Санса, К. Дебюсси,
П. Дюка, А. Тосканини, Ф. Вейнгарт-нера, В. Менгельберга, Р. Штрауса, И.
Я. Падеревско-го, пианистов С. В. Рахманинова, В. Горовица и др. В
оперных спектаклях принимали участие крупные певцы разных стран (Ф. II.
Шаляпин, М. Н. Кузнецова, Э. ван Дейк, М. Баррь-ентос и др.). Здесь же
происходили выступления балерин А. П. Павловой, Н. Тру-хановой, рус.
балетной труппы под рук. С. П. Дягилева (т. н. Русские сезоны), в к-рую
входили В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, М. М. Фокин. В 1920-24 во
главе "Е. п. т." стоял театр. деятель Ж. Эберто, к-рый продолжил
традицию междунар. гастролей. В этот период здесь выступали артисты
шведской оперы, труппа Э. Цаккони, Моск. Художеств. театр. Венская
опера, А. Дункан и т. д.
Т-ром "Комедии Елисейских п о -л е и" вначале руководил Л. Пуарье. В
1914- 1918 т-р был закрыт. В дальнейшем т-р возглавляли Ж. Эберто (с
1919), Ф. Жемье (с 1921), в это время т-р назывался "Комеди Монтень".
Эберто пригласил актера и режиссера Ж. Питоева и его жену актрису Л.
Пи-тоеву, к-рые осуществили здесь постановку спектаклей "Пожиратель
снов" Ленормана, "Тот, кто получает пощечины" Андреева, "Шесть
персонажей в поисках автора" Пиранделло. В 1922 в труппу Эберто вступил
в качестве актера, режиссера и технич. директора Л. Жуве, возглавлявший
в 1924-34 этот т-р. Жуве пост. пьесы М. Ашара, Ж. Ромена, Ж. Жи-роду,
эти постановки стали значит, событием в театр. жизни Парижа. После ухода
Жуве в т-ре работали разл. режиссеры. Постепенно этот т-р стал
помещением для театр. смотров - "театром проб" (Theatre d'essai). С 1944
т-р возглавляет К. Сенваль (до 1948 совм. с Р. Плетри), ставящий здесь
гл. обр. пьесы франц. драматургов - Ж. Ануя, С. Пассера, М. Ашара, М.
Эме, К. А. Пюже, Ж. Жироду и др.
Помещение "Студии Елисейских по-л е и" при постройке здания было
предназначено для художеств. выставок (Галерея Монтень). В 1923 Эберто и
Жуве переоборудовали галерею в театр. зал, решив создать т-р студийного
типа по примеру студий К. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова,В. Э.
Мейерхольда. Здесь ставили спектакли Л. Жуве, Г. Бати. Во время 2-й
мировой войны т-р был закрыт. После 1945 этим т-ром руководит М.
Жакемон.
Лит.: Le Theatre des Champs Elysees. Direction Gabriel Astruc. Le
monument. Le programme. L'Abonnement, P., 1913; Annuaire du spectacle.
P., 1958; Луначарский А., Театр и революция, М., 1934, с. 417-21;
"Театр", 1958, ј 2, с. 190-92. - Е.Ф.
ЕЛЬЦИН, Сергей Витальевич [р. 22.IV(4.V). 1897] - русский советский
дирижер оперы, педагог. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1919 окончил Петрогр.
консерваторию по кл. фп., в 1923 - по кл. композиции (М.Штейнберг, В.
Калафати) и дирижирования (Э. Купер). Обучался также на физ.-мат. ф-те
Петрогр. ун-та. С 1928 Е.- дирижер Ленингр. Малого оперного т-ра (в
1953-56-гл. дирижер). Руководил спектаклями:
"Риголетто" (1936), "Фауст" (1941), "Травиата" (1944), "Садко",
"Борис Годунов" (1954), "Князь Игорь"; "Семен Котко" Прокофьева (1960) и
др. С 1919 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1935 - профессор).
"ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ"-опера М. Коваля, либр. В. Каменского. Пост.
Ленингр. т-ром оперы и балета им. Кирова 6 нояб. 1942 в Перми во время
эвакуации т-ра (дирижер Па-зовский, пост. Баратов, худ. Федоровский,
хормейстер Степанов, балетм. Лопухов; Пугачев - Фрейдков, Яшугин,
Устинья - Маньковская, Смирнова, Салават Юлаев - Середа, Коробейченко,
Хлопуша - Нэлепп, Ульянов, Творо-гов-Орлов, Шашков), Свердловским т-ром
оперы и балета им. Луначарского, 1943 (пост. Баратов, дирижер Маргулян,
хормейстер Преображенский, худ. Федоровский, балетм. Гришин).
В 1959 пост. в новой ред. (либр. В. Каменского и Н. Асеева) Моск.
муз. т-ром им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко (дирижер
Славинский, пост. Баратова и Кемарской, худ. Царев, хормейстер Степанов,
балетм. Гришин).
Издания: "Е. П.", клавир, М., Музгиз, 1946. Н. Гр.
ЕМЕЛЬЯНОВА, Зоя Ивановна [р. 4(17).XI.1916]- русская советская
артистка оперетты (лирико-колора-турное сопрано). Засл. арт. РСФСР
(1956). Чл. Коммунистической партии с 1952. В 1942 окончила
дири-жерско-хоровой ф-т Ленингр. консерватории по кл. проф. А. А.
Егорова, в 1946 - вок. ф-т по кл. проф. М. И. Бриан, в 1950 -
аспирантуру по вок. кафедре (рук. - М. И. Бриан). В 1943-44 выступала в
Ташкентском т-ре оперетты. В 1945-47 - актриса Ленингр. обл. т-ра
оперетты. Пела в комич. операх (Кето - "Кето и Котэ" Долидзе и др.). С
1947 Е. работает в Ленингр. т-ре муз. комедии. Е,- обладает голосом
красивого тембра. Созданные актрисой образы отличаются поэтичностью и
лиризмом.
Роли: Яринка ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Стелла, Нина
("Вольный ветер", "Золотая долина" Дунаевского), Василина ("Трембита"
Милютина), Ганна Главари. ("Веселая вдова" Легара), Марица (о. п.
Кальмана), Розалин-да ("Летучая мышь" Штрауса), Роз-Мари (о. п. Фримля и
Стотгарда), Фиаметта ("Боккаччо" Зуппе) и др.
Лит.: Алянский Ю., Главная роль, "Вечерний Ленинград", 1961, 3 марта,
.Na 52. A. ffg
ЕМЕЛЬЯНОВА, Полина Александровна [р. 25. XII. 1906(6.J. 1907)] -
русская советская артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). Окончила
балетную студию в Мелитополе в 1925. Впервые выступила на сцене в том же
году в Передвижном т-ре музкоме-дии. С 1933 Е.- артистка Свердловского
т-ра муз. комедии. Актрисе свойственно яркое чувство коми-.ческого,
умение создавать острые, живые сценич. характеристики. Е. часто
обращается к гротеску.
Роли: мадам Ниниш ("Табачный капитан" Щербачева, Гос. пр. СССР,
1946), Шура ("Миллион терзаний" Дунаевского), Яринка ("Свадьба в
Малиновке" Б. Александрова), Парася Никаноровна ("Трембита" Милютина),
Глафира ("Простор широкий" Родыгина), Полинька ("Холопка" Стрельникова),
Мариэтта, Стаей, Вожена ("Баядера", "Сильва", "Марица" Кальмана) и др.
Лит.: Риф И., Свердловский театр музыкальной комедии, [Свердловск],
1959, с. 89-91. М. Р., А. Ив.
"ЕНЛИКИКЕБЕК"-трагедия в 3 д., 5 карт. М.Ауэзова. Соч. 1917 (на
казах, яз.). Ставилась казахскими любительскими кружками. В 1926 в
первом Казахском т-ре (Кзыл-Ор-да) пост. 3-й акт "Е. и К.", в дальнейшем
была пост. там же: в 1933 (реж. Насонов; Енлик - Байсеитова, Кебек -
Байсеи-тов, Еспембет - Кожамкулов, Кобей-Куанышпаев, Абыз - Умурзаков),
в 1957 (реж. Гольдблат; Енлик - Римова, Кебек - Жантурин, Есен -
Ногайбаев). Пьеса неоднократно ставилась и возобновлялась областными
т-рами Казахстана.
Издания: "Е. и К.", в кн.: Э у е з о в М., Тацдама-лы шыгармалар,
Алматы, 1956; в рус. пер. "Театр", 1958, ј 9 (пер. И. Сельвинкого).
Лит.: Львов Н. И., Казахский академический театр драмы, Алма-Ата,
1957. Д. Шн.
ЕН СЕН НЕН (р. 1. IV. 1909) - советский драматург, режиссер. По
национальности кореец. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1952). Учился на
реж. ф-те ГИТИСа. С 1932 работает в Корейском муз.-драм. т-ре
(Владивосток, затем Кзыл-Орда), был одним из организаторов этого т-ра.
Написал и пост. пьесы: "Факел Тян Фен Дона" (1933), "После бури" (1936),
"Любовь Чун Хи" (1945), "Корея в огне" (1952), "Ден Ай" (1961) и др.
Пост. спектакли: "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина (1938), "Чун Хян Ден"
Ли Ден Нима и Ен Сен Нена (1935), "Забавный случай" Гольдони (1949),
"Калиновая роща" Корнейчука (1951), "Хын Бу и Нор Бу"
Тхай Дян Чуна (1952), "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни (1953),
"Цюй Юань" Го Мо-жо (1958). Выступает также как актер и певец. А. Ив.
"ЕНУФА"-опера Л. Яначека. См. "Ее падчерицам. ЕРАМЯН, Астхик Мисаковна
[р. 25. XI (7. XII). 1897] - армянская советская актриса. Нар. арт. Арм.
ССР (1961). Сценич. деятельность начала в 1915 в Тифлисе; работала в
т-рах Арм. драм. об-ва и Нар, дома им. Зубалова. В 1924-49 - актриса
арм. Бакинского т-ра, с 1950 работает в Ленинаканском т-ре им. Мравяна.
Е. гастролировала в Тебризе (1917), Константинополе (1921), Париже
(1928). Играла разнохарактерные роли - драматические (Зейнаб - "Измена"
Сумбатова) и комедийные (Мирандолина - "Трактирщица"). Е. известна как
создательница характерных, реалистич., ярко-нац. образов в арм.
клас-сич. репертуаре: Саломэ, Эпемия ("Разоренный очаг", "Пэпо"
Сундукяна), Шпаник, Зарнишан ("Намус", "Злой дух" Ширванзаде) и др.
ЕРАМЯН, Левон Георгиевич [21.XII.1892 (2.1. 1893) - 23.XII.1938] -
армянский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Сценич.
деятельность начал в 1910 в Тифлисе, в т-ре "Новая драма", затем работал
в труппе Тифлисского нар. дома им. Зубалова. Е.- один из
основоположников арм. т-ра драмы в Тбилиси (1921). Работал в арм. т-рах
Баку (1924-26 и 1929-38), Ленинакана (1928-29). Игра Е. Отличалась
глубоким лиризмом. Четкость внешнего рисунка роли, сценическое обаяние -
характерные черты его творчества. Среди ролей, сыгранных в Бакинском
армянском театре,- Карл Моор, Фердинанд, Незнамов; Пэпо (о. п.
Сундукяна), Сейран ("Намус" Ширванзаде), Годун ("Разлом"), Кречет
("Платон Кречет"). Б. А.
ЕРЕВАН - столица Армянской ССР с 1920 (583 т. ж. на 1962). Первые
сведения о театр. жизни Еревана относятся к сер. 17 в. Франц.
путешественник Ж. Шарден в своей книге "Путешествие в Персию и Восточную
Индию" описывает спектакль, виденный им в Ереване во дворце Персидского
сардара (губернатора) 11 марта 1673.
В 1827 группа любителей впервые сыграла (в присутствии автора)
комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума". До последней четверти 19 в. в Е.
постоянной труппы не существовало; театр. жизнь ограничивалась
гастролями арм. актерских коллективов из др. городов. В 1850 состоялись
гастроли труппы "Арамян татрон" из Константинополя под руководством О.
Гаспаряна, а в 1865 основатели нового арм. т-ра в Тифлисе Г. Чмшкян, М.
Америкян и С. Мандинян организовали спектакли в зале приходской школы. В
1867 художник-декоратор Абамеликян основал в Е. Общество театр.
любителей, к-рое с 1868 регулярно давало спектакли. Гл. роли в этих
спектаклях играл актер В. Шахатунянц-один из организаторов арм.
любительского т-ра в Москве. Здесь ставились водевили "Плакали мои
десять червонцев" Аладатяна, "Ночное чихание к добру" Сундукяна и др. В
1873 драматург и театр. деятель Э. Тер-Григорян организовал драм.
труппу, просуществовавшую до 1900. Здесь ставились пьесы Э.
Тер-Григоряна, В. Мадатяна, Парнакеса (М. Тер-Саркисян). Лучшие арм.
актеры из Тифлиса и Баку регулярно выступали в Е. Среди них были
Сирануйш, О. Абелян, О. Зарифян и др. Спектакли шли в зале "Купеческого
собрания" (ныне Т-р муз. комедии) и в Т-ре бр. Джанполадянов (ныне Дом
офицера). В годы господства дашнаков (1918-20) театр. жизнь в Е.
прекратилась. С установлением Сов. власти (29 нояб. 1920) открылась
новая эра в истории арм. т-ра, В Е. организуется-постоянная труппа при
Рабисе во главе с А. Харазя-ном, к-рая выступает в городе и в районах
Армении. В 1921 Тбилисская труппа им. С. Шаумяна была оставлена в Е. для
организации первого Гос. драм. т-ра, к-рый открылся 25 янв. 1922
спектаклем "Пэпо" Сундукяна. В труппу т-ра пришли А. Восканян, О.
Абелян, А. Акопян, В. Папазян, О. Гулазян, Р. Нерсесян, М. Манвелян, М.
Джанан, А. Аветисян, В. Ва-гаршян, Г. Джанибекян, Г. Аветян, И.
Алиханян, А. Ха-чанян, Г. Габриэлян, Д. Малян, Р. Вартанян и мн. др.
актеры, составляющие гордость арм. сов. сцены. С Т-ром им. Сундукяна
связано творчество ведущих арм. режиссеров А. Бурджаляна, Л. Калантара,
А. Гулакяна, В. Аджемяна, Т. Шамирханяна, В. Вартаняна.
В 1933 открылся организованный в 1932 Гос. академич. т-р оперы и
балета им. А. Спендиарова (20 янв. 1933 пост. опера "Алмаст"
Спендиарова). Т-р способствовал созданию и развитию арм. сов. оперной и
балетной классики. Здесь выросла замечательная плеяда оперных певцов и
музыкантов - А. Даниэлян, П. Лисициан, Г. Гаспарян, Т. Са-зандарян,
дирижер М. Тавривян.
В 1929 открылся Ереванский ТЮЗ - первый детский т-р в Армении. В 1935
организован Т-р кукол им. О. Туманяна. Важнейшим культурным событием
театр. жизни Е. было создание в 1937 Рус. драм. т-ра им. K.C.
Станиславского. Во время Великой Отечественной войны (1942) в Е. начал
работать Арм. т-р муз. комедии, развивающий новый жанр арм. муз. т-ра. В
Е. работают 6 т-ров (1962). Б. А.
ЕРЕВАНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ереванский государственный русский
драматический театр имени К. С. Станиславского). Открыт 15 ноября 1937
спектаклем "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина. В 1938 т-ру присвоено имя
К. С. Станиславского. Основу репертуара т-ра составляют произв. рус.
классич. и сов. драматургии. Т-р знакомит также рус. зрителя с лучшими
образцами арм. нац. драматургии. Е. р. т. является неотъемлемой частью
арм. сов. театр. культуры. С его историей неразрывно связана творч.
деятельность мн. ведущих режиссеров и художников арм. сцены. Большую
роль в развитии т-ра сыграли режиссеры Л. А. Калантар, А. К. Гулакян, А.
С. Бурджалян, В. Т. Вартанян, художники М. А. Арутчян, К. А. Минасян, В.
А. Вартанян, А. Н. Шакарян и др. В течение ряда лет в т-ре работали:
режиссеры - Я. М. Кракопольский, А. Г. Ридаль, В. Н. Аксенов, Б. М.
Филиппов; актеры-Н. Г. Тер-Семе-нов, С. М. Судьбинин, Н. И.
Натальевская, 3. Н. Гуле-вич, Ю. А. Ванновский и др. В труппе т-ра
(1961): нар. арт. Арм. ССР Г. Ш. Ген, О. В. Лабунская, засл. арт. Арм.
ССР Е. О. Василевская, И. Г. Грикуров, Н. И. Егорова, Г. И. Леонидова,
Л. Е. Леонидов, Н. П. Смиранина, П. А. Феллер, Ю. В. Фролов, Л. И.
Чембарский. Гл. режиссер-Л. В. Луккер, режиссеры О. А. Аветисян, Р. А.
Харазян. Гл. художник - А. Н. Шакарян. Т-р рассчитан на 514 мест.
Спектакли: "Любовь Яровая" (1937, реж. Калантар), "Таланты и
поклонники" (1938, реж. Гулакян), "Аристократы" (1938, реж. Бурджалян),
"Враги" (1938, реж. Вартанян), "Венецианский купец" (1940), "Фронт"
(1942), "Нашествие" (1942, реж. Калантар); "Чужой ребенок" Шкваркина
(1943, реж. Кракопольский), "Варвары" (1944, реж. Ридаль), "Старик"
(1946, реж. Григорян), "Волки и овцы" (1946, реж. Брошкевич); "Старые
друзья" Малюгина (1947, реж. Еги-заров), "Лес" (1948, реж. Судьбинин),
"Васса Железнова" (1951, реж. Овсепян), "Ревизор" (1952, реж. Филиппов),
"Три сестры" (1953, реж. Аксенов); "Весна в Москве" Гусева (1953, реж.
Аветисян), "Из-за чести" Ширванзаде (1955, реж. Гулакян), "Злой дух"
Ширванзаде (1959, реж. Калантар), "Гроза" (1959, реж. Харазян), "Анна
Каренина" (1960, реж. Вартанян), "Оптимистическая трагедия" (1960,реж.
Луккер), "Барабанщица" Салынского (1961). Б.А.
ЕРЕМИАШ (Jeremias), Отакар (р. 17. X. 1892) - чехословацкий
композитор, педагоги дирижер. Нар. арт. ЧССР (1950). Музыке обучался в
Пражской консерватории в 1907-10; совершенствовался по композиции у В.
Новака. В 1913-29 занимался педагогич. деятельностью. Среди учеников Е.
- композиторы В. Неедлы, Я. Гануш, Я. Доубрава, И. М. Бургхаузер и др. В
1929-45 руководил оркестром Пражского радио. В 1945-49 - директор оперы
Пражского Нац. т-ра. В своем творчестве Е. следует традициям Б. Сметаны
и И. Б. Ферстера. Оперы Е. - "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1928,
Цраж-ский Нац. т-р), "Уленшпигель" по Ш. де Костеру (1949, Пражский Нац.
т-р), "Мир" по Аристофану - отличаются драматичностью конфликтов,
глубоким психологизмом. Сценич. музыка Е. эмоциональна, динамична и
темпераментна.
Лит.: Plavec J., Otakar Jeremias, Praha, 1943.
Т. А
ЕРЖАНОВ, Манарбек (р. 8. III. 1908) - казахский советский певец
(тенор), композитор, исполнитель на домбре, актер. Нар. арт. Казах. ССР
(1938). Чл. Ком-мунистич. партии с 1942. Участвовал в спектаклях
самодеятельности. В 1928-30 Е. - актер Т-ра драмы в Алма-Ате, в 1931-33
- ТРАМа в Ридере. С 1934 Е.- солист Казах, муз. т-ра (ныне - Т-р оперы и
балета им. Абая). С 1955 - солист Казах, филармонии. Е. обладает мягким
красивым голосом; сценические образы его просты и правдивы. Особенно
удаются ему образы акынов, бытовые и комедийные роли.
Партии: Жарас, Шеге, Елемес ("Айман-Шолпан", "Кыз-Жибек", "Жалбыр"
Брусиловского), Тито ("Даиси" Палиашвили), Азим ("Абай" Жубанова и
Хамиди), Естай ("Вир-жан и Capa" Тулебаева) и др.
Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958, с. 322-24. Д.
ffg[
ЕРИЦА (Jeritza) [наст. фам.- Едличкова (Jedlickova)], Мария (р. 6. X.
1887) - чешская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Брно.
Впервые выступила на сцене как хористка в оперном т-ре Брно. В 1908-10
работала в оперетте в Мюнхене, в 1910-13 была солисткой Венской гос.
оперы, затем гастролировала в Праге, Будапеште, Берлине, Стокгольме,
Одессе и др. городах. В 1921-32 Е.- ведущая певица т-ра
"Метрополитен-опера". Высокая BOK. техника, способность к сценич.
перевоплощению проявились при исполнении Е. партий, насыщенных
драматизмом: Кармен, Тоска; Турандот (о. п. Пуччи-ни), Виоланта (о. п.
Корнгольда). Вместе с тем певице удаются и лирич. партии: Микаэла; Енуфа
(о. п. Яна-чека), Эльза ("Лоэнгриш). Е.- первая исполнительница партий в
операх Р. Штрауса: Ариадна ("Ариадна на Наксосе", 1912, Штутгарт),
Императрица ("Женщина без тени", 1919, Вена). Выступала и как концертная
певица. В 1940 оставила сцену.
Соч.: Sunlight and song; a singer's life, N. Y.-L., 1924.
Лит.: W у m e t a l W., M. Jeritza, W., 1922- D e с s e v Е., M.
Jeritza, W., 1931. ' ГЛ.
ЕРИЦЯН, Гарегин Александрович [р. 7(19). У. 1879] - армянский
театральный деятель. Учился в Петербурге в Академии художеств
С1898-1901). Принимал активное участие в создании нар. т-ров в Тифлисе
(1909-18). Автор оперетты "Поздно, да мило" (1916), муз. драмы
"Саят-Нова" (1917), инсц. поэмы О. Туманяна "Ануш" (1905). В 1921-25
работал в Т-ре им. Сундукяна как театр. художник; оформил спектакли:
"Разбойники" (1922), "Ревизор", "Мнимый больной" (1923) и др. л, Хал.
EPKAT, Миран Арменакович (р. 20.II.1921) -армянский советский артист
оперы (баритон). Нар. арт. Арм. ССР (1961). Муз. образование получил в
Александрии (Египет). В 1947, по возвращении в Сов. Армению, был принят
солистом в Т-р оперы и балета им. Спендиарова. Обладая высокой BOK.
техникой, драма тич. дарованием, Е. создал разнохарактерные сценич.
образы.
Партии: Аршак II (о. п. Чухаджяна), Татул ("Ал-маст"
Спендиарова),Моей ("Ануш" Тиграняна), Рубен ("Арц-ваберд" Бабаева),
Жермон, Ренато ("Травиата", "Бал-Ма-скарад" Верди), Яго, Фредерик
("Лакме"), Риголетто, Демон. Эскамильо и др. Б. А
ЕРМИЛОВ, Владимир Владимирович [р. 16(29). X. 1904] - русский
советский литературовед и критик. Доктор филологических наук (1948). Чл.
Коммуни-стич. партии с 1927. Окончил Ин-т красной профессуры (1931).
Лит. деятельность начал в 1920. Работал гл. редактором газет и журналов
- "Молодая гвардия" (1926-28), "Красная новь" (1932-38), "Литературная
газета" (1946-50). Вел педагогич. работу (Педагогич. ин-т им. Ленина,
Моск. ун-т, ГИТИС). Профессор (1950). Автор ряда работ, посв. рус.
классич. и сов. лит-ре. Е. принадлежат исследования драматургии Чехова,
Горького, Гоголя Гос. пр. СССР (1950).
Соч.: Избранные работы, т. 1-3, M., 1955-56; "Чайка". Материалы и
исследования, [М.], 1946; Великий драматург, в кн.: Г о р ь к и и М.,
Избранные пьесы, М.-Л., 1947; "Дядя Ваня". Материалы и исследования,
[М.], 1948;
"Три сестры". Исследование, [М.], 1948; Драматургия Чехова, М.,
1948то же, КиГв, 1952 (на укр. яз.); А. П. Чехов, М., 1949, [4 изд.],
М., 1959; Н. В. Гоголь, М., 1952. 2 изд.;
M." 1953; Некоторые вопросы теории советской драматургии О
гоголевской традиции, М., 1953; Гений Гоголя, М., 1959;
"Достигаев и другие" на сцене Художественного театра, "Театр", 1939,
.ј 1, с. 82-94; Театр и правда, "Красная новь", 1933, ј 2, с. 181-94; О
пьесе "Враги", "Театр", М..1941, ј 1, с. 116-22; О драматической сатире
Аугуста Якобсона, в кн.:
АугустЯкобсон А." Шакалы, М., 1953, с.233-59. С. Г.
ЕРМОЛАЕВ, Алексей Николаевич [р. 10 (23). II. 19iqp - русский
советский артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. РСФСР (1951)
и БССР (1940). В 1926 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (класс В. И.
Пономарева) и в том же году был зачислен солистом в балетную труппу Т-ра
оперы и балета им. Кирова. С 1930-артист Большого т-ра. Е. -
основоположник героич. мужского танца в сов. балете. Обладая виртуозной
техникой вращения, блестящим аллегро, экспрессивностью исполнения, Е.
смело ломал традиц. условности жанра и утверждал героич., мужественный
и волевой танец в балетном спектакле. Создал разнохарактерные сценич.
образы: Зигфрид, принц Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"),
Жан де Бриен и Абдерахман ("Раймонда"), Альберт и Ганс ("Жизель"),
Базиль, Солор, Океан ("Дон Кихот", "Баядерка", "Конек-Горбунок"
Минкуса), мар-селец Филипп ("Пламя Парижа"), Тибальд ("Ромео и
Джульетта"), кавалер Рипафратта ("Мирандо-лина" Василенко), Евгений, Ли
Шан-фу ("Медный всадник", "Красный мак") и др.
В 1939 впервые выступил кк балетмейстер, пост. первый белорус. балет
"Соловей" Крошнера в Белорусском т-ре оперы и балета. В этом же т-ре в
1954 пост. балет "Пламенные сердца" Золотарева, в 1951 - цикл
хореографич. миниатюр "Мир победит войну". С 1961 ведет педагогич.
работу в Большом т-ре, Моск. хореографич. уч-ще. Е. присуждены Гос. пр.
СССР за выдающиеся достижения в области балетного иск-ва (1946), а также
за участие в балетах "Пламя Парижа" (1947) и "Красный цветок" (1950). Е.
- автор балетного либретто "Красный цветок" (нов. редакция "Красного
мака", 1949).
Лит.: "Рабочий и театр", Л., 1936, ј 20, с. 18-21; 3 а-х а р о в Р.,
Искусство балетмейстера, М., 1954. с. 82-84, 245; Слонимский Ю. О.,
Советский балет, М.-Л., 1950; Алексей Николаевич Ермолаев, М., 1954;
"Театральная жизнь", М., 1959, ј 18, с. 10-11; "Москва театральная".
Альманах, М., 1960, с. 307-19. Af. Кл.
ЕРМОЛЕНКО-ЮЖИНА (наст. фам.- П л у г о в-с к а я), Наталья Степановна
(р. 1881) - русская певица (сопрано). Засл. арт. Республики (1920).
Пению обучалась в Киеве у Зотовой, в Париже- у П. Видаля. Впервые
выступила на оперной сцене в
Петербурге в 1901. С этого года до 1904 Е.-Ю.- артистка Мариинского
т-ра, с 1905 - Большого т-ра (в сезонах 1908-09 и 1909-10 пела в опере
Зимина; в 1908 принимала участие, в спектаклях рус. оперы в Париже,
организованных С. П. Дягилевым). Одновременно эпизодически выступала в
Мариинском т-ре. Обладала голосом большой силы, чистого, блестящего
тембра. С 1924 Е.-Ю. живет в Париже. Выступала в т-ре "Гранд-Опера" и
др.
Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Ярославна ("Князь Игорь"),
Лиза ("Пиковая дама"), Тамара ("Демон"), Маша ("Дубровский" Направника),
Виолетта; Зиглинда, Брунгильда ("Валькирия", "Зигфрид" Вагнера),
Джоконда (о. п. Понкьелли), Аида и др.
Лит.: Липа ев Ив., Московские письма, "Рус. муз. газ.", 1904, ј 50; Э
н г ел ь Ю., Письма о московской опере, там же, 1908, ј 37.
ЕРМОЛИН, Степан Иванович [13(26). IV. 1914-20. V. 1961] - коми
советский актер. Нар. арт. Коми АССР (1946). Засл. арт. РСФСР (1951).
Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. В 1931, после окончания курсов по
подготовке актеров для т-ра коми, был зачислен в труппу передвижного
Коми нац. т-ра. В 1934-36 учился в Ленинграде в театр. уч-ще, по
окончании к-рого начал работать в республиканском нац. т-ре драмы.
Создал галерею образов в нац. репертуаре.
Роли: Пирогов ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Егор ("Клин клином"
Леканова), Серафим ("Где шумит лес" Тро-шева), Шипича (о. п. Фролова),
Прокопий ("Изваильская крепость" Потолицына), Мережков ("Свидания у
черемухи" Ларева), а также - Мотыльков ("Слава" Гусева), Шадрин
("Человек с ружьем"), Коломийцев ("Последние"), Паратов;
Макар Дубрава (о. п. Корнейчука) и мн. др.
Совместно с Н. Дьяконовым написал пьесы "Глубокая запань" (1938),
"Вороны" (1939), "Усть-Куломское восстание" (1941), "Домна Каликова"
(1943) и др. Автор пьесы о героях-краснодонцах "Молодые патриоты"
(1947). Был одним из либреттистов первой нац. оперы "Гроза над
Усть-Куломом". Творчество Е., актера и драматурга, способствовало
развитию нац. театр. иск-ва. С. П,
ЕРМОЛОВ, Иван Алексеевич [5(17).XI.1831- 29.111(11. IV). 1914] -
русский артист балета. Дядя М. Н. Ермоловой. Сын театрального
гардеробщика. Окончив Московское театральное училище, в 1850 был принят
в балетную труппу Большого т-ра и вскоре занял ведущее положение.
Исполнял почти все партии романтического репертуара, прослыл неутомимым
танцовщиком. Актерская выразительность сочеталась у Е. с высокой
техникой танца, включавшего элементы акробатики. Среди партий Е.:
Гренгуар, Дьяволино, Рыбак ("Эсмеральда" и "Катарина", "Дочь фараона"
Пуни) и др. В 1858 Е. было присвоено звание солиста труппы. Вел
преподавательскую работу в балетной труппе т-ра, в 1880- 1898 - в
Московском театральном училище. Оставил сцену в 1882.
Лит.: "ЕИТ", П., 1914, вып. VII, с. 159. t5. Up.
ЕРМОЛОВ, Николай Алексеевич (1829-10.11. 1886) - русский театральный
деятель. Отец. М. Н. Ермоловой. С 1846, после окончания Моск. театр.
уч-ща, работал суфлером в Малом т-ре. По свидетельству современников, Е.
был виртуозом в своей профессии. Иногда выступал в небольших ролях в
водевилях, заменяя заболевших актеров. Вышел в отставку в 1878. Автор
водевилей и одноактных пьес, пост. в Малом и др. т-рах: "ј 18. Ложа 3-го
яруса" (1849), "Вдова Сатанилова" (1849), "Цампа цампе рознь" (1849),
"Людские толки" (в стихах; 1853), "Волшебная флейта" (1856), "Бешенство"
(1857), "Нет денег - перед деньгами" (1857) и др. В. Мае.
ЕРМОЛОВА, Мария Николаевна [3(15).VII.1853, Москва,-12.111.1928, там
же] - русская актриса. Нар. арт. Республики (1920). Герой Труда (1924).
Род. в семье суфлера Малого т-ра Н. А. Ермолова. В 1862 поступила в
Моск. театр. уч-ще в балетный класс, но способностей к балету не
обнаружила. Почти ежедневно участвуя в массовых сценах в балетах,
операх, драмах, Е. была свидетельницей творчества крупнейших мастеров
т-ра. В свободные вечера ученицы уч-ща разыгрывали спектакли, в к-рых
раскрылось большое драматич. дарование Е. В 1866 отец Е., знавший о
страстном стремлении дочери к драм. сцене, поручил ей в свой бенефис
роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в переделанном с франц.
водевиле "Жених нарасхват" Д. Т. Ленского. Но эта роль не принесла ей
успеха. В 1870 Н. М. Медведева, решившая поставить в свой бенефис
"Эмилию Галотти" Лессинга, предложила Е. исполнить в этом спектакле гл.
роль (вместо заболевшей Г. Н. Федотовой). Спектакль состоялся 30 янв.
1870 и Е., проявившая в трагич. роли Эмилии мощный сценич. темперамент,
удивительную искренность, имела огромный успех. В 1871 Е. окончила
театр. уч-ще и была зачислена в труппу Малого т-ра. Однако в первые годы
пребывания в т-ре трагическое, героическое по направленности дарование
Е. не получило раскрытия. Ей поручали роли легкомысленных барышень,
"простушек" в пустых комедиях и водевилях, роли в примитивных мелодрамах
(немно-гочисл. роли в классич. репертуаре также не соответствовали
данным актрисы: Лидочка - "Свадьба Кречинского", Марианна - "Тартюф" и
др.). Но исключит. талант молодой актрисы был замечен прежде всего
передовой молодежью. Е. через свою подругу В. В. Топольскую и близкого
знакомого С. И. Васюкова, привлекавшегося к суду по делу ре-волюц.
народовольцев (т. н. "Процесс 193-х"), была знакома с прогрессивно
настроенной молодежью. Она посещала кружки радикально настроенной
интеллигенции, где пелись революц. песни, читались запрещенные цензурой
стихи. Среди ее любимых писателей - А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, В. Г.
Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Вслед за
Белинским, Гоголем, Островским, великими революционерами-демократами она
верила в просветительную,морально-этич. силу иск-ва. В 1873 Е. исполнила
роль Катерины в "Грозе"; в течение мн. лет актриса продолжала работать
над этой ролью. Ее Катерина, как бы поднимавшаяся над бытом, жила в
своем мире мечтаний и любви. Е. создала образ прекрасной русской
женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому
самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе. Тесная связь актрисы с
передовыми устремлениями эпохи особенно сильно проявилась в роли
Лауренсии ("Овечий источник" Лопе де Вега, 1876; пьеса специально
переведена для бенефиса Ермоловой С. А. Юрьевым) - девушки из народа,
поднимающей восстание против поработителей. "Бывшим на этом спектакле до
сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели
и пьеса и игра М. Н. в роли Лауренсии,писал Н. И. Стороженко,-... когда
Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и
негодования прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к
восстанию против губернатора,' восторг публики дошел до энтузиазма... В
этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее
страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу
артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце
артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном
чувстве" ("Вместо предисловия", в сб. "Мария Николаевна Ермолова", М.,
1905, с. IV-V). Исполнение Е. этой роли превращало сцену как бы в
политич. трибуну. Несмотря на колоссальный успех, спектакль по
требованию полиции вскоре был снят с репертуара. Роль Лауренсии
утвердила Е. как крупнейшую представительницу революц. романтизма,
выдающуюся трагич. и героич. актрису. Обладая исключит. сценич.
темпераментом и фантазией, Е. легко воспламенялась сама и умела увлечь
зрителей. В то же время вулканич. взрывы чувств сочетались в иск-ве
актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма,
необыкновенной искренности, теплоты, правдивости. Роли Василисы
Мелентьевой (о. п. Островского, 1876),
Юлии Тугиной ("Последняя жертва", 1877), леди Анны ("Ричард III",
1878), Офелии (1878); Юдифи (Уриэль Акоста" Гуцкова, 1879) утвердили
замечат. трагич. дарование актрисы. Образ Юдифи, созданный Е., был
проникнут гневным протестом против мракобесия. Сила героич. пафоса Е.,
мощь ее трагедийного дарования наиболее ярко проявились в роли Иоанны
Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера). Мечтая об этой роли с ранней юности,
видя в образе Иоанны, отдающей жизнь за свой народ, высокий пример долга
и любви к родине, Е. сама добилась разрешения постановки пьесы Шиллера.
В этой роли глубоко раскрылись осн. черты иск-ва Е.: огромная
трагедийная сила, героич. пафос, патетика, сочетающиеся с лирич., тихой,
задумчивой грустью, поэтически окрашенной скорбью. Впервые исполнив эту
роль в 1884, Е. играла ее на протяжении 18 лет; с годами образ
Иоанны приобретал еще большую глубину. Ввиду огромного количества
желающих попасть на этот спектакль, представления "Орлеанской девы" с
1893 были перенесены на сцену Большого т-ра. Иск-во Е. в мрачные годы
реакции и деспотии, проникнутое любовью к родине, ненавистью к
поработителям народа, воспринималось зрителями как протест против
самодержавия.
Стремясь к созданию героич. образов, продолжая борьбу за утверждение
серьезного классич. репертуара, Е. добилась в 1886 разрешения поставить
в свой бенефис на сцене Малого т-ра трагедию Шиллера "Мария Стюарт" и
сыграла в ней гл. роль. Образ Марии Стюарт, незабываемый по силе
экзальтации, огненности сценич. темперамента и трагич. значительности,
был в то же время полон трогательной грации и величия. Страдания
Марии-Е., незаслуженно подвергающейся оскорблениям, ожидающей
несправедливого приго- j вора, пробуждали в зрителях стремление к борьбе
за свободу, протест против порабощения угнетенных. К лучшим ролям Е.
принадлежат также Эстрелья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега, 1886), Федра
(о. п. Расина, 1890), Сафо (о. п. Грильпарпера, 1892), Офелия (1878,
1891), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), леди Макбет ("Макбет", 1896),
Волумния ("Кориолан" Шекспира, 1902) и др. В 80-90-х гг. Е. создала
галерею женских образов, гл. обр. современниц, получивших нарицательное
определение "ермоловских женщин". Одним из первых таких образов Е. была
учительница Ленина ("На пороге к делу" Соловьева) - волевая и
нравственно чистая девушка. Раскрывая дра-матич. конфликт между высокими
духовными устремлениями сельской учительницы Верочки Лониной и мрачной
действительностью старой деревни, Е. подчеркивала упорную борьбу своей
героини с уродливыми сторонами окружающего ее быта. Гл. место в рус.
репертуаре Е. занимали роли в пьесах Островского. Вслед за Катериной,
Василисой Мелентьевой, Юлией Тугиной Е. сыграла Ларису (1879); Парашу
("Горячее сердце", 1883), Евлалию ("Невольницы", 1883) и др. Лучшая роль
Е. в пьесах Островского - Негина ("Таланты и поклонники", 1881). "Ее
обаятельный, полный прелести облик,- писал Ю. М. Юрьев,- такой простой,
скромный, чистый-был совершенно свободен от всякой "театральной"
специфики, от всякого привкуса кулис" ("Записки", 1948, с. 93). Обычную
историю рус. провинц. актрисы Е. превращала в рассказ о подвиге рус.
женщины, жертвующей своим личным счастьем ради призвания. С конца 10-х
гг. 20 в. Е. все чаще играла роли матерей, страдающих и протестующих
против бурж. морали и ханжества. К этому циклу ролей относятся:
Кручинина, фру Альвинг; царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий
Шуйский" Островского) и др. В 1918 Е. сыграла роль княжны
Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Гнедича "Декабрист", ранее запрещенной
цензурой; позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в "Посаднике" А. К.
Толстого.
Одновременно с работой в т-ре Е. часто выступала на концертной
эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была гражданская лирика А. С.
Пушкина, Ю. М. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарева,' И. С.
Никитина, Я. П. Полонского и др.
Значение Е. в истории рус. и мирового т-ра исключительно велико! В ее
иск-ве нашли продолжение традиции Щепкина и Мочалова, обогащенные
воздействием идей революц. демократов. Спектакли с участием Е.
становились значит, обществ, явлением. Заслуги Е. были высоко оценены
сов. народом. Празднование 50-летия ее сценич. деятельности (1920)
приобрело характер всенародного события; на юбилейном спектакле Е.
присутствовал В. И. Ленин. Е. первой получила звание народной артистки
Республики. Оставила сцену в 1921.
Лит.: .Мария Николаевна Ермолова: Письма. Из литературного наследия.
Воспоминания современников, М., 1955;
М. Н. Ермолова. Сборник статей А. И. Южина, Н. Эфроса, П. Н. Сакулина
и др., Л., 1925; Лучанский М., Ермолова, М., 1938; Марков П.А.,
Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939; Щепкина-К уперник Т. Л.,
О М. Н. Ермоловой, М.-Л., 1940; Д у р ы л и н С. Н., Мария Николаевна
Ермолова. 1853-1928, М., 1953;
М. Н. Ермолова. 1853-1928 [Альбом], текст Ю.Дмитриеваи М.
Рогачевского, М., 1954. Ю. Д.
ЕРШОВ, Владимир Львович [р. 16(28). IX. 1896] - русский советский
актер. Нар. арт. СССР (1948). Будучи студентом историко-филологич. ф-та
Моск. ун-та, в 1916 был принят по конкурсу в МХТ. К. С. Станиславский
отметил превосходную сценич. внешность молодого актера, его умение
держаться на сцене, вести диалог. В сезоне 1919-20 Е. сыграл свои первые
круп-вые роли - Барона; Люцифера ("Каин" Байрона) затем последовали роли
Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"), Кавалера ди Риппафрата
("Хозяйка гостиницы"), Бориса Годунова ("Царь Федор Иоаннович" А. К.
Толстого). Уже в этих ранних работах отчетливо обозначались два
направления иск-ва Е. - героико-романтич. и характерное. Е. свойственны
крупная лепка роли, монументальность исполнения. Романтич.
приподнятостью отличались образы Никиты Вершинина ("Бронепоезд 14-69",
1928), Сатина (1930), Несчастливцева (1948). Характерные роли Е. часто
играл с остро сатирич. комедийностью: Скалозуб ("Горе от ума", 1925),
Барин с усами ("Горячее сердце", 1926), Гетман Скоропадский ("Дни
Турбиных" Булгакова, 1926), Звездинцев ("Плоды просвещения", 1951).
Среди лучших ролей Е. также Нехлюдов ("Воскресение" по Толстому, 1930),
Бобров ("Страх" Афиногенова, 1931), Великатов ("Таланты и поклонники",
1933), Бобое-дов ("Враги", 1935), Николай I ("Последние дни" Булгакова,
1943), лорд Чилтерн ("Идеальный муж" Уайльда, 1946) и др. Образы,
созданные Е. в последние годы,- генерал Григгс ("Осенний сад" Хелман,
1956) академик Моргунов ("Все остается людям" Алешина) - проникнуты
большой мягкостью, человечностью. Я. Лей., П. М.
ЕРШОВ, Иван Васильевич [8(20).XI.1867, Малый Несветай, близ
Новочеркасска,- 21.XI.1943, Ташкент] - русский советский артист оперы
(драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1938). Д-р искусствоведения (1941). В
1888 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1893. Большую
роль в творч. развитии Е. сыграли педагоги А. Г. Рубинштейн, А. К. Лядов
и др. В 1893 Е. дебютировал в Мариинском т-ре. Осенью того же года уехал
в Италию (Милан). В 1894 выступал в гор. т-ре в Реджо-нель-Эми-лия и в
т-ре "Альфьери" в Турине. В 1894-95 работал в оперном т-ре в Харькове. В
1895 был принят в труппу Мариинского т-ра, на сцене к-рого пел до 1929.
Е. был одним из крупнейших мастеров русского вок.-сценич. иск-ва. Следуя
реалистич. традициям рус. классич. музыки, Е. в своем творчестве
стремился к художеств. правде, психологич. раскрытию образа" боролся со
сценич. рутиной. Исполнение Е. покоряло глубиной проникновения в замысел
композитора, эмоциональной мощью. Его своеобразный по тембру голос
отличался редкой силой и широтой диапазона. Обладая мастерством
перевоплощения, Е. брал за основу сценической трактовки музыкальное
содержание партии. Исполнение Е. отличалось самобытностью и яркостью;
огромное значение он придавал отчетливости дикции, выразительности
декламации, а также гриму, костюму, мимике, пластичности движений.
Партии: Собинин, Финн ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Берендей,
Михаила Туча, Садко, Гришка Кутерьма ("Снегурочка", "Псковитянка",
"Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии"
Римского-Корсакова), Орест ("Орестейя" Танеева), Флорестан ("Фиделио"
Бетховена), Отелло (о. п. Верди); широкую известность получил как
исполнитель вагнеровских партий - Тангейзер, Лоэн-грин, Тристан
("Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда") и др. Е. был
замечательным камерным певцом (силой экспрессии отличалось исполнение им
баллады Мусоргского "Полководец") и выдающимся педагогом. Вел
педагогич.. работу с 1916 в качестве проф. Ленингр. консерватории; среди
его учеников - С. П. Преображенская, А. П. Иванов, Т. Н. Лаврова и др.
Лит.: Глебов Игорь (Б. Асафьев), Ершов, "Жизнь искусства", 1921,
Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера.
1890-1910, Л.-М., 1940; Я г о л и м Б., Гордость русской оперной сцены -
И. В. Ершов, "Советская музыка", 1948, ј 6; П о х и т о-н о в Д., Из
прошлого русской оперы, [Л. ], 1949; Б о г д а-н о в-Б ерезовский В.,
Иван Ершов, М.-Л., 1951.
ЕРШОВА, Евгения Николаевна (р. 25.ХП.1925)- украинская советская
артистка балета. Нар. арт. УССР (1960). В 1934 поступила в Киевское
хореогра-фич. уч-ще. С 1944 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко.
Тонкая лиричная танцовщица, хорошо владеющая техникой классич. танца, Е.
исполнила ведущие партии в балетах "Лебединое озеро", "Спящая
красавица", "Щелкунчик", "Раймонда", "Коппе-лия" и др. Создала
запоминающиеся образы в украинском национальном балетном репертуаре -
нежной и вдохновенной Лилеи (о. п. Данькевича), отважной, решительной
Маруси ("Маруся Богу-славка" Свечникова), величественной Ростиславы (о.
п. Жуковского), поэтичной Мавки ("Лесная песня" Скорульского),
жизнерадостной Марии ("Черное золото" Гамоляки). Ю. С.
ЕСАЯН, Хачатур Акопович [р. 29. VIII (11. IX). 1909] - армянский
советский художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1956). Чл. Коммунистич.
партии с 1943. Оформил ряд спектаклей в т-рах Армении: "Дура для других,
умная для себя" Лопе де Вега (1943, Т-р им. Сундукя-на), "Фархад и
Ширин" Вургуна (Азерб. театр им. Джабарлы), "Геворг Марз-петуни" по
Мурацану (1942, Ленинакан-ский т-р), "Сое и Вардитер" В. Тигра-няна
(1957), "Давид-бек" А. Тиграняна (1956) в Т-ре оперы и балета им.
Спен-диарова (совм. с М. Саряном, А. Мир-зояном) и др. Оформления Е.
отличаются лиризмом пленерных сцен, лаконизмом решения сценич.
пространства.
ЕСИДА, Бунгоро Ш (наст. имя и фам.- Кавамура Миносукэ; окт. 1869- 2
I.I I.I 962) - японский актер-кукловод. Учился у известного кукловода
‚сида Тамад зо I. Впервые выступил в 1883 в кукольном т-ре "Бунракудза".
Позднее стал ведущим актером т-ра "Бунракудза". В 1909 получил имя ‚сида
Бунгоро III. Исполнял женские роли, достигнув в этом амплуа большого
мастерства. С 1948 ‚.- чл. япон. Академии иск-в; в 1955 ем было
присвоено почетное звание нингэн кокухо ("нац. сокровище Японии"). До
1960 продолжал выступать на сцене т-ра "Бунракудза" (илл. см. на стр.
655).
Лучшие роли: Тие ("Тэракоя" Такэда Ид-зумо), Асагао ("Сеуцуси
Асагаобанаси" Ямада Андзанси) и др.
Лит.: Накаяма Ясумаса, Бунгоро гэйдан, Токио, 1947; Гэйнодзитэн,
Токио, 1961. Д. Г.
ЕСИПОВ, Иван Нилович (р. 1901) - советский артист оперы (бас). Нар
арт. Узб. ССР (1952). Пению обучался в Моск. и Тбилисской
консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Ташкенте в 1938. С
1939 Е.- солист Т-ра оперы и балета им. Навои.
Партии: Полковник ("Буран" Ашрафи и Василенко), Борис Годунов, Иван
Сусанин, Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Сторожев; ("В бурю"
Хренникова), Вакулинчук ("Броненосец Потемкин" Чишко), Дон Базилио,
Мефистофель; Нилаканта ("Лакме" Делиба) и др. с. Мир., А. Ш.
"ЕСЛИ БЫ" (или "Магическое, творческое если б ы") - специальное
выражение, введенное К. С. Станиславским в театральную педагогику,
режиссуру и работу актера; прием для нахождения "подлинного,
продуктивного и целесообразного действия", а вслед за ним и переживания
в учебном этюде, сцене, роли. ""Если бы" является для артистов рычагом,
переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может
совершаться творчество" (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 2, 1954, с.
57). Актер создает в своем воображении те или иные обстоятельства внеш.
среды (окружающие его в наст. момент или окружавшие его в прошлом -
предлагаемые обстоятельства") и ставит перед собой вопрос: что бы я стал
сегодня, здесь, сейчас делать, какие бы я действия совершал, если бы эти
обстоятельства (или какое-то одно из них) были не вымыслом воображения,
а подлинной реальностью. Жизненный опыт, логика, натренированное
воображение, эмоциональная память, внимание и воля подсказывают ему
ответ. Если актер искренен, то он точно знает, что ему в данном этюде,
данной сцене нужно делать: он может с полной непосредственностью
действовать так, как если бы он находился в воображаемых (в
действительности в данный момент отсутствующих) обстоятельствах. В
единстве с найденным подлинным действием у него возникают
соответствующие заданной ситуации искренние переживания. Предлагаемые
обстоятельства (а следовательно, и "если бы") даны актеру прежде всего в
пьесе, далее они дополняются режиссером, уточняются, развиваются,
конкретизируются и воссоздаются воображением актера. К. С. Станиславский
писал: "С момента появления "если бы" артист переносится из плоскости
действительной, реальной жизни в плоскость иной, создаваемой им,
воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить" (там же,
т. 1, 1954, с. 305). "Но в сложных пьесах сплетается большое количество
авторских и других всевозможных "если бы", оправдывающих то или другое
поведение, те или другие поступки героев" (там же, т. 2, с. 58). Включая
в свои представления об окружающем все новые и новые "если бы", актер
постепенно приходит к тому, что все предлагаемые обстоятельства,
определяющие поведение героя в спектакле, он может произвольно
воспринимать так, как если бы они были подлинной реальностью. В
результате актер может по собств. заказу в назначенный день и час начать
жить жизнью образа - действовать согласно логике образа и переживать
роль. Но он остается в то же время самим собой: действия его в образе
оказываются искренними, выполняемыми от первого лица ("я прошу", "я
объясняю" и т. п., а не "мой герой просит, объясняет" и т. п.). Так, при
помощи "если бы" в иск-ве переживания достигается перевоплощение. Но оно
не может быть достигнуто, пока в поведение актера не включены "если бы",
определяющие отличительные особенности логики действий данного
конкретного образа. Это те "если бы", к-рые определяют не только то, что
надлежит делать актеру в роли, но и то, как ему эти действия совершать.
Скупой и щедрый, экспансивный и сдержанный, старый и молодой будут
действовать в одних и тех же внешних условиях по-разному. Чтобы не
изображать (не представлять) старого, скупого, жадного и т. п. человека,
а действовать согласно его логике, актер ставит перед собою вопрос: при
каких обстоятельствах я вел бы себя как старый,скупой, жадный и т. п.
человек. При помощи памяти, воображения и логики он воссоздает именно
эти обстоятельства, включает их в число окружающих его предлагаемых
обстоятельств и тогда для него оказывается логичным, естественным
действовать так, как если бы он был стар, скуп, жаден и т. д. При этом
любая особенность характера образа приобретает неповторимые
индивидуальные черты, свойственные только данному актеру в данной роли.
Таким путем "если бы" предохраняет актера от штампа ("играния
характерности", "играния образа", "играния результата") и побуждает его
самостоятельно творить на основе пьесы и толкования ее режиссурой.
Назначение "если бы" - творч. перевоплощение в образ. Пользование
приемом "если бы" требует от актера умения концентрировать свое внимание
на вымышленных обстоятельствах, воспринимать их как реальность и умения
постепенно вводить в круг предлагаемых обстоятельств все новые "если
бы", приближающие актера к логике действий образа - к творч. слиянию
актера с ролью, к перевоплощению.
Лит.: Станиславский К. С., Работа актера над собой. Собр. соч., т. 2,
М., 1954, гл. 3; его же, Режиссерский план "Отелло", М.- Л., 1945;
Топорков В., Станиславский на репетиции, М.- Л., 1950; Горчаков Н.,
Станиславский о работе режиссера с актером, М., 1958. /7. Е.
‚СЭ - японский народный т-р, не имеющий постоянных трупп. Возник в 17
в. Вначале представления ‚. устраивались на площадях под открытым небом,
к концу 18 в. стали строиться спец. здания, вмещавшие 300-400 зрителей
(первый т-р Окамото Ман-саку в, Токио построен в 1798). Представления ‚.
носят синтетич. характер: состоят из отдельных номеров - разл. видов
устных рассказов (кодани ракуго), злободневных анекдотов (мандан),
юмористич. диалогов (мандзай), исполняемых под аккомпанемент муз.
инструмента сямисена, звукоподражаний (ко-ва-иро, фукува-дзюцу,
моно-манэ), популярных песен (дзерури, нанива-буси), танцев, выступлений
кукольников, жонглеров, акробатов и т. д. Наиболее известные исполнители
ракуго - Санъютэй Энте, наива-буси Тотюкэн Кумоэмон. Наибольшей
популярности эти представления достигли в нач. 19 в. В 1815 только в
Токио насчитывалось 125 т-ров ‚. В дальнейшем, в связи с ограничит,
мерами, принятыми пр-вом, число этих т-ров стало сокращаться. В 1950-е
гг. в Японии насчитывается ок. 200 т-ров ‚. Л. Г.
ЕФИМЕНКО, Сергей Митрофанович (р. 7.Х. 1896) - русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в (1936) и нар. художник (1961)
Азерб. ССР. Окончил Вхутемас (1924). Работу театр. художника начал в
1923 в Тгре им. Мейерхольда. В 1926 работала Моск. т-ре Революции. С
1927 - гл. художник Бакинского рус. т-ра.
Среди спектаклей, оформленных Е.: "Человек с портфелем" Файко (1929),
"Любовь Яровая" (1941); "В 1905 году" Джабарлы (1938), "Двенадцатая
ночь"; "Заря над Каспием" Касумова (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Отелло"
(1933), "Горе от ума" (1951), "Кремлевские куранты" (1956), "Баня"
(1957), "Маскарад" (1959), "Гроза" (1933); "Океан" Штейна (1960),
"Человек вернулся" Насибова (1962). Г. К.-К.
ЕФИМОВ (наст. фам.- Заславский), Ефим Михайлович (1884-1938) -
советский цирковой артист. В возрасте 15 лет стал проф. велосипедным
гонщиком. С 1901 вместе с братом М. Ефимовым выступал в цирке в номере
"Гонки на велосипедах" (в трех-ярусном корзинотреке). Этот номер Е. был
одним из крупнейших аттракционов дореволюц. рус. цирка. С 1913 до конца
жизни выступал с большой группой дрессированных лошадей. Развивал лучшие
традиции спортивной дрессировки, отказываясь от внешней помпезности и
мишурной фееричности; добивался четких перестроений и сложных трюков. Ю.
Д.
ЕФИМОВИЧ, Кондратий Дмитриевич [1815(1816?)- 1847] - русский
драматург. Будучи офицером, Е. часто печатал свои произв. без подписи.
Его первая пьеса "Эспаньолетто, или Отец и художник" (написана под
псевд. И. Ралянч, 1844, Александрийский т-р) получила отрицат. отзыв
Некрасова и Белинского. Лучшие пьесы Е.-"Отставной театральный музыкант
и княгиня", "Владимир Заревский" и "Кащей, или Пропавший перстень" (все
пост. в 1846 в Александрийском т-ре) - знаменуют собой эволюцию
творчества драматурга от романтич. мелодрамы до сов р. социально-бытовой
и социально-психологич. драмы. Эти произв. созданы под непосредств.
влиянием гоголевской "натуральной школы", принципов иск-ва А. Е.
Мартынова. Их отличает социальная заостренность конфликта, сочувственное
изображение простого человека-труженика, стремление к психологич.
углубленности образов, пристальное внимание к бытовым деталям. Гл. роль
в драме "Владимир Заревский" играл В. А. Каратыгин. Роль Дряжкина в
пьесе "Ка-щей, или Пропавший перстень" исполнял А. Е. Мартынов. В
произв. Е. выступали также В. В. Самойлов, В. В. Самойлова и др.
крупнейшие мастера рус. сцены. Известен также как театр. критик.
Соч.: Музыкант и княгиня, "Репертуар и Пантеон", 1846, ј 6; Владимир
Заревский, там же, 1846, .ј 9; Ка-щей, или Пропавший перстень, в кн.:
Кугушев Г. В., Драматич. соч., т. 2, fM., 1897 ]. 3. Б.
ЕФИМОВЫ - 1) Иван Семенович (24.11. 1878 - 7.1.1959) - русский
советский скульптор, график. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956), нар.
художник РСФСР (1958). Почетный член Междунар. союза кукольников в Праге
(1958). Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1908). В
1918-30 возглавлял кафедру скульптуры во Вхутеине. 2) Нина
ЯковлевнаСимонович-Ефи-м о в а (1877-1948) - русский советский
театральный деятель. Жена Ивана Семеновича Е.
Ефимовы работали над созданием т-ра кукол, развивая нар. традиции
петрушки. В 1918 они организовали первый сов. т-р кукол; были в нем
режиссерами, художниками и артистами. Стремясь отойти от примитивной
тематики спектаклей кукольных т-ров, Е. ставили произв.
писателей-классиков: басни Крылова (1917), "Макбет" (1930), сказки
Салтыкова-Щедрина, А. Н. Толстого, рус. нар. сказки. Они создали
(1934-35) серию силуэтов для теневого т-ра к произв. Пушкина: "Моцарт и
Сальери", "Евгений Онегин", "Пир во время чумы", "Каменный гость".
Считая кукольные представления т-ром движущейся скульптуры, Е. обогатили
форму кукол, их жест. Пластика Е. отличается лаконизмом художеств.
средств, скупой, ясной и четкой формой. Е. оформили куклами ряд
интермедий в Московском т-ре Сатиры, Московском мюзик-холле.
Соч.: Симонович-Ефимова Н., Записки петрушечника, М., 1925; ее же,'
Куклы на тростях, М., 1940Лит.: Нейман М., Скульптор И. С. Ефимов, М.,
1951; Театр кукол СССР. Каталог, М., 1957; Выставка произведений И. С.
Ефимова... и Н. Я. Симонович-Ефимовой. Каталог, М., 1959. АН. Ш.
ЕФРЕМОВ, Иван Семенович [13(25).VI. 1898-11. VI. 1959]-русский
советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1943). Чл.
Коммунистич. партии с 1945. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и
зодчества и в драм. студии актера Малого т-ра Ф. А. Ухова (класс О. А.
Правдина). С 1918 находился в Красной Армии; был инструктором по
самодеятельности, играл в армейском т-ре. После демобилизации работал
зав. театр. сектором отдела нар., образования Донецкой губ., затем
актером и режиссером Краснозаводского т-ра в Харькове. В 1927 вместе с
этим т-ром переехал на Дальний Восток. С 1931 - актер и режиссер,
позднее - художеств. руководитель Свердловского т-ра, в к-ромпост.
спектакли: "Любовь Яровая" (1934), "Гибель эскадры" (1935, совм. с Г. А.
Георгиевским), "На берегу Невы" Тренева (1937, совм. с Георгиевским),
"Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого
(1938), "Человек с ружьем" (1938); "Мать" Чапека
(1939), "Собака на сене" Лопе де Вега (1939) и др. Руководил т-рами в
Кирове, Перми, Ростове-на-До-ну, Владивостоке. В 1950-52 - гл. режиссер
Ле-нингр. Большого драм. т-ра (пост. "Снегурочку", 1951). С 1952 работал
в Управлении культуры Лен-горсовета. А. Ю.
ЕФРЕМОВ, Олег Николаевич (р. 1. X.I 927) - русский советский режиссер
и актер. Чл. Коммунистич. партии с 1955. По окончании Школы-студии МХАТа
' (1949) был принят в Центр, детский т-р. Первая роль - Володя Чернышев
("Ее друзья" Розова, 1949). Затем исполнил роли: Костя Полетаев и
Алексей ("Страницы жизни" и "В добрый час" Розова), Иван
("Конек-Горбунок" по Ершову), Ковьель ("Мещанин во дворянстве" Мольера),
Самозванец ("Борис Годунов") и др. В Центр, детском т-ре Е. впервые
выступил как режиссер ("Димка-невидимка" Коростылева и Львовского,
1955).
В 1957 Е. организовал и возглавил "Студию молодых актеров", в состав
к-рой вошли молодые актеры различных т-ров и студенты Школы-студии
МХАТа. В 1958 эта студия была переименована в театр-студию
"Современник". Пост. в этом т-ре спектакли: "Вечно живые" (1957; играл
роль Бориса, позднее - Бороздина) и "В поисках радости" Розова (1957,
роль Федора), "Два цвета" Зака и Кузнецова (1959, совм. с Сергачевым;
роль Бориса), "Пять вечеров" Володина (1959, совм. с Евстигнеевым; роль
Ильина), "Четвертый" Симонова (1961, исполнил гл. роль). Иск-во Е.,
обладающего острым чувством современности, отмечено гражданственностью,
публицистичностью и вместе с тем лиричностью. В 1962 сыграл роль Ухова
("Старшая сестра" Володина).
С 1949 преподает в Школе-студии МХАТа. С 1954 снимается в кино. С. Г.
ЕФРЕМОВ, Степан Павлович (р. 1904) - якутский советский писатель.
Засл. деят. иск-в ЯАССР (1957). Окончил Иркутский ун-т (1929). Первые
очерки и рассказы. Е. появились в 1925. Е. написал ряд пьес о совр.
жизни Якутии: героич. драму "Братья" (1936), посв. борьбе якут. народа
за утверждение в республике Сов. власти, "Шаги" (1936), "Враги" (1937),
"Семья Кирика" (1939), "Долг" (1942) - о Великой Отечественной войне,
"Тихий берег" (1954) и комедию "Лэкиэс" (1957), посв. проблемам
колхозного строительства. Все пьесы Е. пост. Якут. муз. драм. т-ром.
Написал также ряд одноактных пьес для эстрады и радио. Ведет педагогич.
работу в ср. школе.
Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955, с.
105-108, 142, 189-190. М. Лифш.
ЕФРЕМОВА, Клавдия Григорьевна (р. 7.XI. 1916)- русская советская
актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Участвовала в художественной
самодеятельности. Проф. сценич. деятельность начала в 1936 в Рус. т-ре в
г. Фрунзе. Обладая выразительными сценич. данными, сильным, красивого
тембра голосом, Е. вскоре заняла ведущее положение в труппе т-ра.
Дарование Е. раскрылось как в драматич., так и в комедийных ролях - Лиза
("Горе от ума"), Варвара ("Гроза"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Тоня
("Как закалялась сталь"). Нора. С 1952 работает в Рус. т-ре в Ташкенте.
В этот период определяются осн. особенности творчества актрисы -
взволнованность, искренность, простота и задушевность исполнения.
Особенно удаются Е. образы совр. сов. женщин. Среди ее лучших ролей:
Таня (о. п. Арбузова), Галина Демидова ("Живет на свете женщина"
Аграненко), Люся ("Годы странствий" Арбузова). Играла также Поэму ("Не
называя фамилий" Минко), Холисхон ("Тайны паранджи" Хамзы), Фань И
("Тайфун" Цао Юя). В. Д.
ЕФРУШ (наст. фам.- Ефремов), Георгий Захарович (1917-41) - марийский
советский писатель. Окончил учительский ин-т (1936). Лит. деятельность
начал в 1931. В 1935 написал пьесы из колхозной жизни - "Моя семья" и
"Дарья". В 1939 вышли пьесы Е. "Тенета" (о гражданской войне в марийском
крае) и "Вражьи следы" (о борьбе за индустриализацию). Е. принадлежит
перевод пьесы Горького "На дне" на марийский язык. Пьесы Е. ставились на
сцене Марийского т-ра им. Шкетана и коллективами художеств.
самодеятельности.
Лит.: Марийские писатели, Йошкар-Ола, 1958. А. Ив. Е ЦЗЫ (род. май
1914)- китайская актриса. В 1937 окончила театр. уч-ще и начала
артистич. деятельность в т-ре разговорной драмы. Свежестью, яркостью,
глубоким психологизмом, тонким мастерством были отмечены сценич. образы
Цыси Тайхоу, Цзэн Си-и ("Пекинец" Цао Юя), Маргариты ("Дама с камелиями"
Дюма-сына). После создания КНР она вступила в один из наиболее крупных
коллективов т-ра разговорной драмы - Пекинский нар. художественный т-р.
Участвует почти во всех спектаклях этого т-ра. В 50-е гг. создала много
разнообразных образов кит. женщин-современниц: тетушка Динсы ("Лун
Сюйгоу" Лао Шэ), Пуй Си
("Восход солнца" Цао Юя), доктор Жун Ли-чжан ("Ясный день" Цао Юя,
государственная награда), тетушка Сюй Сы ("Красный двор" Лао Шэ).
Искренность, простота и вера в человека, в торжество правды и
справедливости пронизывают все эти образы. И. Г.
ЕШИМБЕКОВ, Касымалы (1907-52) - киргизский актер. Нар. арт. Кирг. ССР
(1939). Один из основоположников Кирг. проф. т-ра. Начал сценич.
деятельность в 1927 в кирг. студии, на базе к-рой в 1930 создан драм.
т-р (с 1936 - музыкальный). Творчество Е. отмечено знанием нар. быта и
творчества, ярким нац. характером, мягким юмором. В муз. спектаклях Е.
использует приемы, присущие исполнению нар. певцов. Играл характерные
роли в муз. драмах - нар. певец Калбек ("Алтын-кыз" Боконбаева),
Султанбек ("Аршин мал алан" Гаджибекова); в кирг. операх (партии) -
трусливый витязь Трлтой, старик-дружинник Кыргыл-чал, колхозный бригадир
Нур-бай ("Айчурек", "Манас", "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева
и Фере), Трике ("Евгений Онегин"). В 1942-48 Е. выступал также в
спектаклях драм. т-ра. Роли: Суворов ("Полководец Суворов" Бехтерева и
Разумовского), Шульга ("Молодая гвардия"). Н. Л.
"ЕЩЕ ОДНА ЖЕРТВА"- комедия в 5 д. Г. М Супдупяна (на арм. яз.). Пост.
4 мая 1870 в Тифлисе (Саркис- Америкян, Микаэл - Чмшкян, Анина -
Сатеник, Осеп - Мирагян). В дальнейшем часто ставилась в Александрополе
(ныне Ленинакан), Ереване, Карее и ряде городов (со значит. арм.
населением) Ирана и Турции.
Первая пост. на сцене сов. т-ра - Ленинаканский т-р (1939; реж.
Аджемян, худ. Симонян; Саркис - Зограбян, Барбаре - Араксян, Микаэл - Г.
Арутюнян, Саломэ - Дурьян - Арменян, Анани - Бероян, Бриллиантов -
Гаврош). Из послед, пост.: Армянский т-р драмы, Тбилиси (1940; 1949,
реж. Бжикян, худ. Налбандян; Саркис - Алиханян, Амирбегян, Микаэл -
Лусинян, Саломэ - Бероян); Арм. ТЮЗ, Ереван (1954; реж.-Калантар); Т-р
им. Сун-дукяна'(1"55, 1960, реж. Аджемян, худ. С. Аручян;
СаркисАветисян, Барбаре - Мелкумян, Степанян, Микаэл - Ма-лян, Саломэ -
Гулазян, Анани - Р. Вартанян, Мурадян, Бриллиантов - Авакян); спектакль
показывался в Москве в 1956.
Издания: Первая публикация "Е. о. ж." на арм. яз.- 1884; послед,
изд.- 1902. Первый рус. пер.- А. Аршаруни и А. Г. Глебова, в кн.:
Сундукян Г., Пьесы, М. -Л., 1949; из послед, изд.: Сундукян Г.,
Избранное, М., 1953.
Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян. Жизнь и творчество, Ереван, 1956,
с. 136-50 (на арм. яз. - 1953).
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.