Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

АЛЬФАНО (Alfano), Франко (8. III. 1876-27. X. 1954)-итальянский
композитор и педагог. Музыке-обучался в Неаполитанской ( у П. Серрао) и
Лейпциг-ской (у С. Ядассона и Г. Зитта) консерваториях. В 1915-18 -
проф., в 1918-23 - директор консерватории в Болонье; в 1923-39 -
директор Муз. лицея в Турине; с 1940 - т-ра "Массимо" в Палермо.
Известность приобр„л оперой "Воскресение" (по роману Л. Н. Толстого,
1904, Турин, т-р "Витторио Эмануэле"), обошедшей сцены крупнейших
оперных т-ров мира. Среди других опер А.: "Миранда" (1896, Неаполь),
"Сакунтала" (1921, Болонья), "Мадонна Империя" (1927, Турин), "Сирано де
Бержерак" (1936, Рим), "Доктор Антонио" (1949, Рим). А. - автор валетов
"Неаполь" (1901, Париж), "Лоренца" (1901, Париж), "Везувий" (1933,
Сан-Ремо) и др. соч. В 1926 А. завершил остававшуюся неоконченной оперу
Пуччини "Турандот". В сво„м творчестве испытал влияние композиторов
веристской школы, а также Вагнера. Вс. Г., Я. Ш.
АЛЬФВЕН (Alfven), Хуго (1.V. 1872-15.V.1960) - шведский композитор.
Композиции учился сначала в Стокгольме у Ю. Линдегрена, затем в
Германии, Италии и Франции. Автор пантомимич. драмы "Горный король"
(1923, Стокгольм), музыки к пьесе "Мы Нордстр„ма (1932, Стокгольм),
музыки к драме "Гадальщик" Хейденштама (1912), к фильмам, а также симф.
и др. соч. В своих соч. А. широко использовал швед. нар. песни и танцы.
В 1917 А. присвоено поч„тное звание доктора философии Упсальского ун-та.
Н. Г"
АЛЬФОНСО (Alfonso), Пако (р. 1906) - кубинский драматург и режисс„р.
В 1941 начал лит. деятельность. Писал скетчи, посвящ„нные разоблачению
эксплуататоров, рисующие продажность правосудия, - "Продолжаем есть
муку", "Случай" и др. Эти скетчи ставились обычно во время митингов и
массовых гуляний на площадях Гаваны. В 40-е гг. А" написал драмы:
"Мамбисы и партизаны", "Две матери" - о героич. прошлом Кубы, "Это был
человек из народа" - о солидарности рабочих, "Сабанимар" (1944, Народный
т-р) - о засилии помещиков, лишающих крестьян земли. В 1946 театр.
группа Академии драматического иск-ва в Гаване поставила пьесу А. "Луна,
ты меня больше не тревожишь". В пьесах "Гниющая трава" и "Тростниковые
плантации" (1959, т-р "Эль Сстано") изображается расовая дискриминация
на Кбе, тяж„лая жизнь рабочих сахарных плантаций. Л. X.
АЛЬФЬЕРИ (Alfieri), Витторио, граф [16. I. 1749, Асти (Пьемонт), - 8.
X. 1803, Флоренция],- итальянский драматург. В 1758-66 учился в
туринской Академии; с 1767 много путешествовал по странам Европы, был в
России (1770). Мировоззрение А. формировалось в период усиления в Италии
влияния буржуазии, активизации борьбы против феод. привилегий,
распространения идей нац. объединения страны. Значит. влияние на А.
оказали идеи франц. просветителей, особенно Ш. Л. Монтескье.
Первая трагедия А. "Клеопатра" (1775, туринский т-р "Кариньяно")
имела большой успех. В 1775-77 А. создал "Филиппа", "Полиника",
"Антигону", "Агамемнона", "Ореста"-политич. трагедии в духе классицизма,
построенные на столкноге-нии долга и чувства, страсти и разума. В 1778
написал трагедию "Заговор Пацци", затем "Марию Стюарт", в 1782 -
"Тимо-леон", ставшую любимой трагедией итал. якобинцев. В 1782 создал
свою лучшую трагедию "Саул".
В 1785 покинул Италию и жил во Франции. Здесь в 1786 А. написал
трагедии "Брут I" (посвящена Дж. Вашингтону) и "Брут II" (посвящена
"будущему итальянскому народу"). Революцию 1789 А. встретил одой
"Парижу, избавившемуся от Бастилии". Однако по мере того, как революция
развивалась, энтузиазм А. сменялся страхом перед восставшим народом. В
1792 после свержения монархии и установления якобинской диктатуры А.
бежал из Парижа. Последние годы жизни пров„л во Флоренции, где написал
комедии: "Толпа", "Противоядие", "Один", "Немногие" - бледные
политические аллегории, в к-рых высмеиваются различные формы гос.
устройства, "Окопце"-сатирич. пьесу в стихах в стиле лукиановских
диалогов, и комедию "Развод".
В историю лит-ры и т-ра А. вош„л как создатель итал. политич.
трагедии. А. делил свои трагедии на пять групп: трагедии любви
("Клеопатра", "Филипп", "Розамунда", "Софонизба", "Октавия"), трагедии
свободы ("Виргиния", "Заговор Пацци",
"Тимолеон", "Агис", "Брут I", "Брут II"), трагедии о королевском
тщеславии, изображающие борьбу за трон ("Полиник", "Агамемнон", "Дон
Гарсиа", "Мария Стюарт"), трагедии семейных чувств ("Орест", "Антигона",
"Меропа", "Альцеста"), трагедии внутренней борьбы ("Саул", "Мирра").
Однако по сути дела все они являются трагедиями свободы. Герои их -
аристократы, борющиеся за освобождение народа, люди с сильной волей,
восставшие против тирании. Творчество А. пронизано протестом против
деспотизма феодально - абсолютистского гос-ва. Театр для А.-школа
патриотизма и гражданского мужества. На трагедиях А. воспитывалось целое
поколение итал. якобинцев и революционеров периода борьбы за нац.
освобождение и объединение своей родины.
Мировоззрению и всему творчеству А. были свойственны глубокие
противоречия. Свободолюбивые, тираноборческие устремления А. имели
аристо-кратич. характер, его протест против деспотизма был крайне
индивидуалистичным и абстрактным.
По своей форме трагедии А. близки произв. представителей франц.
классицизма. В них соблюдаются 3 единства, действие начинается в момент
высокого подъ„ма и стремительно движется к развязке, отсутствует сложная
интрига, число действующих лиц сведено к минимуму, большое место
занимают монологи главного героя. Истинный трагизм, по мнению А.,
обусловливается величием и силой страсти, конфликтом между страстью и
волей.
Произв. А. сценичны, эмоциональны, лишены внешних эффектов, они
ставились в совр. драматургу т-рах. В трагедиях А. играли крупнейшие
итал. акт„ры - Г. Модена, Э. Росси, А. Ристори. Т. Сальвини, Э. Цаккони.
После 2-й мировой войны (1939-45) в Италии ставились: "Мирра" в пост.
реж. В. Чаффи (1949) и О. Коста (1949), "Орест" в постановках Л.
Висконти (1949), О. Коста (1949) и В. Гасмана (1951), "Филипп" и
"Агамемнон" в постановке О. Коста (1949 и 1952). На рус. сцене была
поставлена трагедия "Филипп" (Александрийский т-р, 1844). А. написал
"Жизнь Витторио Альфьери" - одно из самых ярких произведений мемуарной
лит-ры 18 в., а также ряд трактатов, в к-рых изложены его
общественно-политич. и эстетич. воззрения.
Соч.: Opere di V. Alfieri, v. 1-11, Torino, 1903; Tragedie a cura N.
Bruscoli, v. 1-3, Bari, 1946-47; в рус. пер.- Виргиния, "Вестник
Европы", 1871, кн. 7; Мирра, СПБ, 1860; Октавия, СПБ, 1861; Розамунда,
СПБ, 1861; Филипп. Трагедия в 5 актах, "Невский сборник", 1864, с.
297374; Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим, пер. fc
итал.], М., 1904.
Лит.: Гливенко И. И., Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. 1,
СПБ, 1912; Ф р и ч e В., Итальянская литература XIX в., ч. 1, M., 1916;
M o к у л ь с к и и С. С., История западноевропейского театра, т. 2,
M.-Л., 1939, с. 109-16; Bertana E., Vittorio Alfieri studiato nella
vita, nel pensiero e nell'arte, Torino, 1904; Croce В., Alfieri, в кн.:
Poesia e non poesia. Bari, 1923; Fu bini M., Vittorio Alfieri,
Firenze, F1953J. P. X.
"АЛЬЦЕСТА" ("Alceste") - i) Опера X. Глюка, итал. либр. Р.
Кальцабиджи (по Еврипиду). Пост. 26 дек. 1767, Вена; в России - пост.
1798, Петербург. На рус. языке - в т-ре Шереметева, Кусково (близ
Москвы), после 1785.
2) Опера Т. Раупаха, текст А. Сумарокова. Первая рус. опера на рус.
текст. Пост. 28 июня 1758, Петергоф, Придворный т-р. Исполнялась силами
придворных певчих. В 1764 пост. в Петербурге (Адмет - Бортнянский,
Альцеста - Соколовский, Геркулес - Сичевский, Прозерпина - Носа-ченко).
Новая пост.- 8 дек. 1774 во дворце гр. С. К. Нарышкина (Петербург).
Исполнители: Кралевна, Санковская, Ки-риаков. Опера шла в сопровождении
оркестра духовых (роговых) инструментов.
Издания.-"А." Глюка-партитура, Vienne, 1769; нов. изд., Р., Richault,
[1874J. Н.Гр.
АЛЬШВАНГ, Арнольд Александрович [19.IX (1.Х). 1898-28. VII. 1960]
-русский советский музыковед. Окончил Киевскую консерваторию (покл.
фп.1920, по кл. композиции - 1922). Автор работ по истории рус. и
зарубежной музыки 19--20 вв., а также по вопросам сов. муз. творчества и
исполнительства. Проф. Киевской и Моск. консерваторий, доктор
искусствоведения (1944).
Соч.: Клод Дебюсси, М.-Л., 1935; Бетховен, М.-Л., 1952; Опыт анализа
творчества П. И. Чайковского (1864- 1878), М.-Л., 1951; Чайковский, M.,
1959; Избранные статьи, M., 1959, и др.
Лит.: Бернандт Гр., А. А. Алыпванг, "Советская музыка", 1941,
;ј1;Кулаковский Л., Талантливый музыковед, там же, 1955, ј 9.
АЛЯБЬЕВ, Александр Александрович (4(15). VIIJ. 1787, Тобольск,- 22.
II (6. III). 1851, Москва]- русский композитор. С 1797 жил в Петербурге,
с 1804 - в Москве. Участник Отечественной войны 1812. До 1823 состоял на
военной службе. В 1825 был арестован по ложному обвинению, в 1828 сослан
(Тобольск, Кавказские Минеральные Воды, Оренбург). Со 2-й пол. 30-х гг.
снова жил в Москве. Композиторскую деятельность начал до войны; учителем
А. называют композитора И. Я. Миллера. Наиб. известность А. приобр„л как
автор романсов, из к-рых всемирную славу завоевал "Соловей" (П. Ви-ардо,
М. Зембрих, А. Патти и другие певицы исполняли этот романс в сцене урока
в опере"Севильский цирюльник" Россини). А. принадлежат также
оркестровые, камерно-инструмент., фортепьянные, хоровые и др. соч. На
сцене пост. его комич. опера "Лунная ночь, или Домовые" на либретто П.
А. Муханова и П. Н.Арапова (1823, Большой т-р, Петербург) и комич. балет
"Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты" (1827, Большой т-р,
Москва). Оба произведения не удержались в репертуаре, хотя они содержат
много красивой музыки, особенно в лирич. эпизодах, а также в овеянных
тонким юмором комич. сценах. Сценарий балета, поставленного Ф.
Бернаделли, не сохранился. На открытие моек. Большого театра в 1825 А.
совм. с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку к прологу
"Торжество муз" М. А. Дмитриева. В истории русской театр. музыки А.
занимает видное место как наиболее значительный, наряду с Верстовским,
автор опер-водевилей. Им написана музыка к опере-водевилю Н. И.
Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение" (с Верстовским и
Л. В. Маурером, 1822, Большой т-р, Петербург), к комедии-водевилю М. Н.
Загоскина "Деревенский философ" (1823, т-р на Моховой, Москва; та же
музыка - в комедии-водевиле "Путешествующая тап-цовщица-актриса, или Три
сестры-невесты" П. Н. Арапова, 1824, Большой т-р, Петербург), к
операм-водевилям А. И. Писарева: "Учитель и ученик, или В чужом пиру
похмелье" (с Верстовским и Шольцем, 1824, т-р на Моховой, Москва),
"Проситель" (те же композиторы и Мих. Ю. Виельгорский, 1824, там же),
"Хлопотун, или Дело мастера боится" (с Верстовским, 1824, Малый т-р),
"Встреча дилижансов" (с Верстовским, 1825, Большой т-р, Москва), "Забавы
калифа, или Шутки на одни сутки" ( с Верстовским и Шольцем, 1825, там
же), "Три десятки, или Новое двухдневное приключение" (с Верстовским,
1825, там же). Для Большого т-ра А., находившийся ко времени написания
"Забав калифа" в заключении, написал в 1827 музыку к операм-водевилям
Писарева "Две записки, или Без вины виноват", "Пастушка, старушка,
волшебница, или Что нравится женщинам" ( по Фавару) (в обоих случаях
совм. с Верстовским), к опере-водевилю А. А. Шаховского "Молодая мать и
жених в 48 лет, или Домашний спектакль", комедии-водевилю Н. А. Шатилова
(по Скрибу и Дюпену) "Нераздельные, или Новое средство платить долги"
(вставные номера-Шольца) и опере-водевилю Н. И. Малышева (по Скрибу и
Варнеру) "Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам" (совм. с
Шольцем и Верстовским). В Петербурге был пост. водевиль Р. М. Золотова
(по Дартуа и Эжену) "Утро и вечер, или Ветер переменился" (1826) с
музыкой А, Почти все эти пьесы шли в обеих столицах, а нек-рые и в
провинции. Музыка А. из прежних водевилей использовалась и в других
пьесах, в т. ч. водевилях Д. Т. Ленского "Муж и жена" (1830) и "Старый
гусар, или Пажи Фридриха II" (1831), шедших в Большом т-ре (Москва).
Применение наряду с куплетами более развитых вок. форм и расширение
при„мов муз. характеристики приближают нек-рые оперы-водевили А. к
комич. опере (так, в принадлежащем А. 2-м акте "Забав калифа"
встречаются арии, хоры, балетный дивертисмент и разв„рнутый финал).
Увертюры А. к этим пьесам написаны нередко на уровне оперных увертюр.
А. написал также музыку к ряду драм. спектаклей Большого т-ра
(Москва), в т. ч. "Виндзорские кумушки" Шекспира (1838), "Русалка"
Пушкина (1838), "Безумная" по И. И. Козлову (1841). Нет сведений об
исполнении его муз.-драм. сцены "Кавказский пленник" по повести Пушкина
(партитура относится предположительно к 20-м годам, клавираусцуг А. И.
Дюбюка издан в 1859). Оперы А. "Аммалат-Бек" по Бес-тужеву-Марлипскому,
"Волшебная ночь" по комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира, "Рыбак и
русалка, или Злое зелье" (опера-балет) не были поставлены.
Лит.: Тимофеев Г., А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912;
Штейнпресс Б., Страницы ив жизни А. А. Алябьева, М., 1956; e г о ж e, A.
A. Алябьев в изгнании, М., 195 9; Глумов А., Музыка в русском
драматическом театре, М., 1955; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России.
От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; Рабинович A.C., Русская опера до
Глинки, М.,1958. В. ///.
АЛЯБЬЕВ, Юрий Александрович [р. 10 (23). XIL 1903] - русский
советский акт„р и режисс„р. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1921 окончил в
Москве студию драм. иск-ва при Наркомпросе РСФСР. Работал акт„ром в
т-рах Тамбова, Могил„ва, Владивостока, Хабаровска, Якутска, Фрунзе. С
1933 - режисс„р (с 1948 - гл. режисс„р) Самаркандского рус. т-ра. Пост.
спектакли: "Ревизор" (1952), "Вишн„вый сад" (1951), "Последние" (1950),
"Отелло" (1950), "Тартюф" (1950), "Русский вопрос" (1957); "Семья"
Попова (1952) и др. В мягкой реалистич. манере играет характерные роли.
Среди работ А.: Скалозуб ("Горе от ума"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"),
Кошкин, Горностаев ("Любовь Яровая"), Берсенев ("Разлом"), Забелин
("Кремл„вские куранты"). В. Д.
АМАГЛОБЕЛИ, Сергей Иванович [12 (24). V. 1899-13. IV. 1946] -
грузинский советский театровед, театр. деятель. Член ВКП(б) с 1923. В
1920-24 учился в Тбилисском ун-те на юридич. и экономич. ф-тах.
Одновременно работал в редакции газеты "Трибуна". В 1924-28 читал лекции
в ун-те, консерватории и Закавказском коммунистич. ун-те, занимался лит.
деятельностью. В 1925 - директор Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В 1926-27
- директор Госкинпрома Грузии. С 1928 работал в Москве в Академии
художеств. наук, в Комакадемии и др. научных учреждениях. В 1931-32 -
директор и худ. рук. Нового театра. В 1933-36 - директор и худ. рук.
Малого т-ра. Автор пьес "Хорошая жизнь" (1934, МХТ 2-й), "Сбор
мандаринов" (1935).
С О Ч.'. иЗисосгаосо L., спдиоЬи cou обгЬ Зха-СдЭпао, OTaocwobo,
1928.
Грузинский театр (основные этапы развития). Предисловие А. В.
Луначарского, М., 1930. Я. Э.
АМАНАТ, (наст. имя и фамилия - Сайд Ara Хасан) (1816-58) - индийский
поэт, драматург. Работал при дворе Ваджида Али-шаха, наваба (правителя)
Ауда. В 1853 написал комедию "Индар Сабха" ("Двор Инд-ры"), повествующую
о любви пери Сабз к принцу Гульфаму. В пьесе использовались персидские и
индийские поэтич. метры. Несмотря на значительные художеств. недостатки
(отсутствие действия, слабо развитый диалог и т. д.), пьеса,
поставленная в Кай-сарбаге - резиденции аудских навабов, имела успех
благодаря пышной постановке, музыке, танцам и обилию песен, куплетов.
Эта пьеса вошла в репертуар большинства театр. компаний парсов
(представителей религиозной общины, последователей зороастризма),
вызвала ряд подражаний (Мадарилал написал свой вариант "Индар Сабха"),
была переведена на несколько инд. языков и выдержала 40 изданий. Инд.
литературоведы считают, что "Индар Сабха" положила начало развитию
драматургии на языках урду и хинди. Св. П.
АМАНОВ, Базар (р.5.V.1908) - туркменский советский актор, драматург.
Нар. арт. Туркм. ССР (1944). Чл. КПСС с 1941. В 1929 после окончания
Ашхабадской театр. студии вош„л в труппу Туркм. драм. т-ра им. Сталина.
Яркий характерный акт„р. Обладает высокой речевой культурой; богатые,
разнообразные интонации являются у А. одним из важнейших выразит,
средств. Создал монументальные нар. образы. Играет также отрицат. роли.
Среди ролей А.: поэт ("Д жахан" Сейтлиева), Надир-шах ("Кеймир-К„р"
Аманова и Бурунова), Непес ("Сын пастуха" Сейтлиева), Швандя ("Любовь
Яровая"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Огнев ("Фронт"), Яго; Осип
("Ревизор"), Яков Бардин ("Враги"), Незнакомец ("Легенда о любви"
Хикмета). Автор пьес "Кемине", "Солтан Сонджар", "Кеймир-К„р" (совм. с
К. Буру-новым), инсц. "Зохре и Тахир".
АМАРЙЛИС (Amarilis), наст. имя и фам.- Мария де Кордова-и-делаВега
(1600-около 1678),- испанская актриса. Была прозвана "Красавицей". В
1617-49 играла в т-рах Мадрида. Лучшая роль - донья Анна в пьесе "И
стены имеют уши" Аларкона. С большим успехом выступала также в пьесе
"Хитрость за хитрость" Аларкона и Тирсо де Мо-лины. Об иск-ве А.
восторженно отзывались драматурги Г. де Кастро и П. Кальдерон. Я. Т.
AMATO (Amato), Паскуале (21. III. 1878-12. Vili. 1942) - итальянский
артист оперы (баритон). Пению обучался в консерватории "Сан-Пьетро" в
Неаполе. Впервые выступил на оперной сцене в Милане в 1900. Пел на
сценах крупнейших оперных т-ров Европы и Америки. В 1909-21 - солист
т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: граф Луна ("Трубадур"
Верди), лорд Эштон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Эскамильо и др. С
1921 А. занимался педагогич. деятельностью в Нью-Йорке. Л. M.
"АМБАССАД‚Р" (Ambassadeur)-французский театр. Находится в Париже на
авеню Габриель. Открыт в 1830 как кафе с концертной эстрадой, где
выступали эстрадные артисты. В 1897-1914 здесь устраивались
представления ревю, затем "А." становится мюзик-холлом. В 1929 это
здание было снесено и на его месте выстроено новое. С конца 1940-х гг. в
"А." ставятся гл. обр. комедии - А. Бернстейна, А. Юссона, А. Руссена и
др. Т-р не имеет постоянной труппы, здание сда„тся в аренду различным
театр. коллективам, формируемым режисс„ром для определ. постановки. На
сцене "А." выступали акт„ры-М. Бель, Ж. Габен, Г. Сильвия, Э. Пердриер и
др. С 1953 во главе т-ра - Г. Рефуле. Я. Б.
АМБЙВИЙ ТУРПИОН, Луций Амбивий Т у р п и о н (Lucius Ambivius Turpio)
(2 в. до н. э.) - римский акт„р. Современники высоко ценили мастерство
А. Т. и сравнивали его с знаменитым актером Росцием. Возглавлял театр.
труппу; ставил комедии Теренция и играл в них.
"АМБИГЮ КОМИК" (франц. "L'Ambigu-Comique"- комическая смесь) -
французский театр. Один из первых бульварных т-ров Парижа. Создан
антрепрен„ром ярмарочных т-ров Н. М. Одино на бульваре Тампль в 1769. В
"А.к." шли пьесы разных жанров (отсюда назв. т-ра); играли - ф. Бордье,
Моро, Л. Массон. После пожара (1827) было выстроено новое здание на
бульваре Сен-Мартен. В 1-й пол. 19 в. "А.к." стал одним из самых
популярных бульварных т-ров Парижа; здесь ставились феерии, пантомимы,
мелодрамы; выступали Фредерик-Леметр, М. Дор-валь, П. Бокаж и др. В
наст. время в "А.к." играют различные труппы.
Лит.: В e a u I i e и H., Les theatres du Boulevard du Crime, P.,
1905; Cain ., Anciens theatres de Paris, P., 1906; Albert M.,Les
theatres des Boulevards, P.,1902. E. Ф.
AMEHTA (Amenta), Никколо (18. X. 1659, Неаполь,- 25. VII. 1719, там
же) - итальянский драматург и публицист. А. написал 7 комедий, в т. ч.
"Гостанца" (1699), "Форка" (1700), "Карлотта" (1708). А. отвергал
драматургию 17 в., следовавшую образцам исп. "комедии плаща и шпаги"
(пьесы А. и Дж. Чиконьини и др.), отличавшуюся напыщенностью,
искусственностью, и призывал вернуться к древне-римской комедии и к
комедии итал. Возрождения. Его пьесы отмечены простотой сюжета и языка,
далеки от грубой буффонады. Ввиду строгостей неаполитанской цензуры А.
переносил действие своих пьес в города Тосканы, писал на лит. языке, а
не на народном неаполитанском наречии, избегал злободневных нам„ков.
рьесы А. пользовались большим успехом в Италии, а также во Франции и
Англии. Современники высоко ценили творчество А.
Лит.: Z a g а г i a R., Vita e opere di Niccolo Amenta Bari, 1913.
АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - см. Соедин„нных Штатов Америки
драматургия.
АМЕРИКАНСКИЙ БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР (American Ballet Theatre) - балетная
труппа, известная под названием "Балле тиэтр".
АМЕРИКАНСКИЙ ТЕАТР - см. Соедин„нных Штатов Америки театр.
АМЕРИКЯН, Цолак (наст.имя и фам.-ГалустКеро-пович С у л у л и к я н)
[р. 23. IX (5.Х). 1887 ]- армянский советский акт„р. Нар. артист Арм.
ССР (1947). Род. в г. Трапезунд (Турция) в семье сапожника. Окончил арм.
и рус. семинарии в Батуме. До 1908 жил во мн. странах Европы и Африки,
работал докером, чернорабочим, служащим. В Париже и Каире посещал т-ры и
драм. студии. Впервые на сцене выступил в 1906 в Батуме в спектакле
"Гамлет" в роли первого акт„ра. Проф. артистич. деятельность начал в
1909. Играл в труппах Си-рануйш,0. Абеляна,В. Папа-зяна. В дальнейшем
сам руководил театр. коллективами, выступая на Кавказе, на Украине, в
России. Создал колоритные образы в пьесах арм. классики - Багдасар
("Дядя Багдасар" Пароня-на), Элизбаров, Гиж-Данэл ("Из-за чести", "Злой
дух" Ширванзаде), Кречинский. С 1931 - акт„р Ленинакан-ского т-ра им. А.
Мравяна. Одна из лучших работ А. в этом театре-образ Сатина (1932).
Среди ролей в Ленинакане: Муромский ("Свадьба Кречинского", 1946), Манук
ara ("Высокочтимые попрошайки" Па-роняна, 1934), Ваштак ("Ара
прекрасный" Заряна, 1946), Мальволио, Шейлок ("Двенадцатая ночь", 1944,
"Венецианский купец", 1937), Вурм ("Коварство и любовь", 1937) и др.
Образы, созданные А., отличаются богатством красок, сочным нац.
колоритом, сценич. обаянием. С. Р.
АМЕСАГА (Amezaga),Kapnoc Херман(1862-1906)- перуанский поэт и
драматург. Лит. деятельность начал в 1870. Написал ок. 40 пьес, среди
к-рых наиболее известны: "Базарная площадь" (1891, "Олимпо", Лима) -
муз. комедия из жизни ремесленников, "Преступление" (1900, "Принсипаль",
Лима) - психо-логич. драма из жизни мелкой буржуазии, "Софья Перовская"
(1901, труппа А. Вико, Гавана) - о столкновении рус. революционерки с
придворными кругами, "Мольба Антекеры" (1902, "Олимпе") - историч. драма
о периоде завоевания испанцами Юж. Америки.
Лит.: Ugarte Chamorro G-., Carlos German Ame-nga-autor teatral
peruano, Lima, 1957. Ал.Р
АМЕСКУА - см. Мира де Амескуа Антонио. АМЙНОВА, Хадича (р. 13. XII.
1909) - узбекская советская актриса. Сценич. деятельность начала в 1930
в Андижанском узб. муз.-драм. т-ре. Роли:
Майсара ("Проделки Майсары" Хамзы), Мастон ("Рав-шан и Зулхумор"
Яшена), Луиза; Зебо ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова). Игра А.
отличается жизненной правдой, искренностью. Особенно удаются актрисе
роли матерей. Нар. арт. Узб. ССР (1939). В. Д.
АМИРАНАШВИЛИ, П„тр Варламович [р. 3(16). XI. 1906] - грузинский
советский артист оперы (баритон). Народный артист СССР (1950). В 1930
окончил Тбилисскую консерваторию по классу О. А. Бахуташвили-Шульгиной.
С этого же года А. работает в Театре оперы и балета им. Палиашвили
(Тбилиси). Партии: Автандил ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе, Ст.
пр.1947), Мурман, Киазо, Энгичар ("Абесалом и Эте-ри", "Даиси",
"Латавра" Палиашвили), Гоча ("Дареджан Коварная" Баланчивадзе), Онегин;
Томский ("Пиковая дама"), Демон; Амонасро, Риголетто, Жермон ("Аида",
"Риголетто", "Травиата" Верди), Валентин ("Фауст"), Эскамильо; Тонио
("Паяцы") и др. Выступает как камерный певец. Н. Э.
АМИРБЕКЯН, Дори Бегларович [p.8(21).V.1905] - армянский советский
акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Сценич. деятельность начал в 1929 в
Сухуми. В 1930-36- акт„р Рабочего т-ра им. Горького (Ереван), с 1936арм.
т-ра в Тбилиси. Яркий харак6* терный акт„р, с одинаковым мастерством
выступающий как в драма-тич., так и в комедийных ролях. Среди ролей А.:
Гиж Мози, Какули,Исаи, Замбахов ("Разор„нный очаг", "Пэпо",
"Хатаба-ла" Сундукяна), Рустам ("Намус" Ширванзаде), Огсен ("Дядя
Багдасар" Пароняна), Борис ("Гроза"), Отар бек ("Измена" Сумбатова) и
другие. Б. А.
АМИРЕДЖЙБИ, Екатерина (Цаца) Георгиевна [р. 22. II (6. III). 1889] -
грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950). С 1906
принимала участие в спектаклях нар. т-ра Авчальской аудитории (Тифлис).
Училась в театр. студии С. Халютиной в Москве (1910-11).
Профессиональную сценическую деятельность начала в 1911 в Тифлисе. Затем
работала в Кутаиси, Баку, в 1918-26-в Тбилиси, в 1938-47-в Кутаиси. Игра
ла драматические и трагедийные роли: Кетеван ("Родина" Д. Эристави),
Зейнаб ("Измена" Сумбатова), Леди Макбет ("Макбет"), Фати ("Из искры"
Дадиани). В 1932-38 снималась в кино. Вела педагогическую работу.
Лит.: ) д *Э о d д б., (jO0 ?Эо(до?о, ооооЬо, 1958.
АМЙРОВ, Мирсаяф Масалимович (псевд.- М и р-с а и А м и р) [р. 24.
XII. 1906 (6. I. 1907)] - татарский советский писатель, драматург. Засл.
деят. иск-в Тат. АССР (1945). Член КПСС с 1939. Окончил лит. ин-т им.
Горького (Москва). Лит. деятельность начал в 1926. Пьеса А. "Минникамал"
рисует героич. труд колхозников в годы Отечеств, войны, образ советской
женщины (1944, Т-р им. Камала, Казань), той же теме посв. драма "Песня
жизни" (1947); преодоление пережитков прошлого показывает пьеса "Песня
продолжается" (1948). А.- автор комедэдй "Моя жена" (1955), "Гулыпаян"
(1958, по мотивам тат. юмористич. сказок), героич. драмы "Свобода"
(1960). Пьесы А., посвящ. актуальным темам современности, ставились в
Т-ре им. Камала (Казань) в Мензелинском передвижном т-ре. Переводил
пьесы Погодина, Вс. Вишневского, Корнейчука и др.
С о ч.: Песня жизни, с послесловием Г. Кашшафя, М., 1949;
Минникамал, Казань, 1957; Моя жена, М., 1957. Х.К.
АМЙРОВ, Фикрет Мешади Джамил оглы (р. 22. XI. 1922) - азербайджанский
советский композитор. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Член КПСС с 1947.
Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4-5-го созывов. В 1948 окончил Бакинскую
консерваторию по классам проф. Б. И. Зейдмана и проф. У. Гаджибекова.
Творч. деятельность начал в 1940-х гг. В 1942- 1943 А.- худ.
руководитель Кировабадской, с 1947- Бакинской филармоний. В
1956-59директор Театра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Автор опер
"Улдуз", "Севиль" (1948,1953, Т-р оперы и балета им. Ахундова), муз.
комедий "Похитители сердец" (1944), "Радостная весть" (1946) (поставлены
в Азерб. т-ре муз. комедии), музыки к спектаклям "Ханлар), "Вагиф"
Вургуна, "Заря над Каспием" Касумова (пост. в т-рах Баку), симф. мугамов
"Шур", "Кюрди-Овшары" (1948; Ст. пр. 1949) и др. соч.
Лит.: Исмаилова Г., Фикрет Амиров, Баку, 1956. К. Кае.
АМИРХАН, Фатих Зарифович [1 (13). I. 1886- 9. III. 1926] - татарский
писатель, драматург, пуб-лгицист. Представитель критич. реализма в тат.
лит-ре. Лит. деятельность начал в 1907. Автор пьес: "Молод„жь" (1909),
"Неравные" (1914), "Фатхулла Хазрат" (1921) Пьесы А., обличающие
реакционное прошлое, ставились в первой тат. труппе "Сайяр"
(опубликованы в сб. "Татарка", М., 1959). А. боролся за утверждение
реалистич. направления в нац. т-ре. Опубликовал ряд статей по вопросам
т-ра.
С о ч.: Сайлан-ма эсэрлэр, т. 2, Казан. 1958; Татарка, Избр.
произведения, пер. с татар., М., 1959. f. f{,
АМЙЧИС (Amicis), Анна Лючия де (ок. 1740- 1816) - итальянская
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у В. Тези. Впервые выступила
на оперной сцене в 1755 в Болонье. В 1763 пела в Лондоне (в спектаклях,
к-рыми дирижировал И. X. Бах). Среди лучших партий А.: Полисцена,
Теофано, Ро-мильда ("Радамист", "Оттон", "Ксеркс" Генделя). Обладала
голосом большой подвижности и звучности. В 1770-76 пела в т-ре
"Сан-Карло" (Милан). В 1772 А. исполнила в Милане партию Жимины (опера
"Лю-ций Сулла" Моцарта), в к-рую автор вн„с для А. изменения (написал
виртуозные пассажи). Л. М.
АММАН-,ДАЛЬСКАЯ, Е. К.- см. Далъская Е. К.
АМПЛУА (франц. emploi - применение, роль) - род ролей,
соответствующий сценическим данным акт„ра.
В драм. театре путь развития А.-от типизированных персонажей (масок,
аллегорий, символов) к индивидуализированным образам- находится в тесной
взаимосвязи с состоянием драматургии и акт„рского иск-ва. Зачатки А.
имелись в античном т-ре (трагич. и комич. акт„ры, деление ролей -
протагонист, девте-рагонист, тритагонист; типизированные персонажи -
маски в мимах и в древнеримских ателланах),в ср.-век. театре (комич.
персонажи дурака, беса, отчасти аллего-рич. фигуры Зависти, Разума и т.
д.). Итал. комедия делъ арте, специализировавшая акт„ров на исполнении
ролей одного постоянного сценич. типа (Панталоне, Смеральдина, Арлекин и
др.), способствовала дальнейшему формированию А. Устойчивые А.,
определявшиеся ч„ткой градацией образов, обществ, положением персонажа,
создал франц. классицистический театр 17 в.: короли, тираны, любовники,
наперсники и пр. Вариации этих А. вошли в европ. театр 18 в. В России А.
были введены по образцу французских Указом ("Статом") от 1766 (составлен
директором циркулярных т-ров и музыки И. П. Елагиным и утвержд„н
Екатериной II). До нач. 20 в. в России были распространены следующие А.:
мужские - любовник, герой, комик, простак, резон„р, фат; женские -
комич. старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и др.
В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения
в поколение, породили строго стабилизировавшуюся систему А. В китайском
традиционном театре сложилось 5 осн. групп А. (шэн, дань, цзин, или хуа
лянь цзы, чоу, мо), каждая из к-рых дробилась на несколько
разновидностей. К концу 17 в. в япон. т-ре Кабуки определилось 8 осн.
групп А. (татияку" катакияку, докэяку, кояку, оядзигата, вакасюгата,
ояма, или оннагата, кася). В индийском нар. т-ре катакали, где каждый
персонаж представлял собой веками канонизированный мифологич. тип,
вырабатывалось ок. 12 видов таких делений.
На определ„нных стадиях развития театр. иск-ва деление на А. имело
положит. значение, помогая акт„ру специализироваться на тех или иных
ролях, совершенствовать исполнительское мастерство. Располагая готовым
кругом ролей, акт„р мог в любое время вступить в любую труппу. С
течением времени система А. стала порождать исполнительские стандарты,
штампы. Герои мн. произв. классич. драматургии (напр., в пьесах
Шекспира) не укладывались в рамки А. Отдельные крупные акт„ры, ломая
"законы" А., создавали самые различные образы (Д. Гаррик, Э. Терри - в
Англии, М. Барон - во Франции, К. Зейдельман - в Германии, М. С. Щепкин,
А. П. Ленский, М. Г. Савина, А. Е. Мартынов - в России, и др.).
Появление произведений реалистич. драматургии, утверждение в сценич.
иск-ве ансамбля нанесли решит, удар системе А. В конце 19 в. против А.
выступили крупные деятели нем. т-ра - Г. Лаубе, Э. Девриент, Ф.
Дингелыптедт, мейнингенцы (см. Меинингенский театр) и др. В России
борьбу с А. и порожд„нными им штампами в„л МХТ во главе с К. С.
Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Следуя осн. творческим
принципам Художественного т-ра, акт„ры МХТ (К. С. Станиславский, И. М.
Москвин, В. И. Качалов и мн. др.) создали образцы искусства
перевоплощения. В сов. т-ре, перед к-рым встала задача всестороннего и
глубокого показа нового человека социалистич. общества, А. в старом
смысле себя изживает. Появившиеся в 20-х гг. мнимо-новаторские "теории"
замены всех А. одним "взволнованным докладчиком", так же как и попытки
вульгарно-приспособленчески "осовременивать" старые названия А.
("социальный герой" и др.), себя не оправдали. Утверждая широкий творч.
диапазон акт„ра, сов. театральное иск-во отказывается от закрепления за
исполнителем узкого круга ролей, требует многообразия акт„рского
творчества, подлинного перевоплощения, создания различных сценич.
характеров. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели
т-ров зарубежных стран.
В музыкальном театре А. - род ролей (партий) определ„нного характера,
исполняемых певцом в зависимости от его вокальных и сценич. данных
(напр., бас-буфф, героич. тенор, а также травести и т. п.), положения,
занимаемого певцом в труппе (примадонна, компримарио и т. п.). В европ.
оперном т-ре деление труппы на А. было распространено до 2-й пол. 19 в.
Композиторы сочиняли оперы в расч„те на определ„нные А. Постепенно в
связи с индивидуализацией муз.-сценич. образов понятие А. отмирает (хотя
и теперь в оперном т-ре существует деление по характеру голосов). В
совр. театре оперетты А. сохраняется по роду ролей, исполняемых певцом
(комик-буфф, комик-простак, каскадная певица, и т. п.).
Лит.: Станиславский К. С., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953, с.
444-48; Работа режиссера над советской пьесой. Сб. статей, М.-Л., 1950,
с. 94-98; Гу-р е в и ч Л., История русского театрального быта, т. 1,
M.-Л., 1939, с. 177-78; Петров H., Поиски амплуа и диапазон советского
актера, "Рабочий и театр", Л., 1935, .No 1, с. 8-9;
Постановления Первой Всесоюзной конференции актеров 15-20 апр. 1930
г., М., 1930, с. 37; Троицкий 3.. Карл Зейдельман и формирование
сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; Мейерхольд В. Э., Бебутов
В. М., Аксенов И. А., Амплуа актера, М., 1922; Poupin A., Dictionnaire
historique et pittoresque du theatre et des arts, qui s'y rattachent,
P., 1885, p. 326-29; D o е r r у П., Das .Rollenfach und seine Bedeutung
fur die Entwicklung der Schauspielkunst, в сб.: Der Schauspieler, hrsg.
von Ed. G-eiss-ler, B., 1926, S. 114-24; D l e b o l d B., Das
Rollenfach im deutschen jehen Theaterbetrieb des XVIII Jahrhunderts,
Lpz., 1913; D о е r r у П., Das Rollenfach im deutschen Theaterbetrieb
des XIX Jahrhunderts, B., 1926; Olagnier P., Le droit des artistes,
interpretes et executants. P., 1937. A. Шн.
АМРИКЯН, Михрдат Ованесович [1 (13). V. 1843, Тифлис,- 5 (17). II.
1879, Константинополь] - армянский акт„р. Один из основоположников арм.
т-ра нового времени. Окончил духовную семинарию Нерсесян в Тифлисе. С
1859 принимал участие в школьных спектаклях. Завоевал признание
исполнением роли Михрдата в трагедии "Смерть Михрдата" Ва-нандеци. С
1863 работал в труппе Г. Чмшкяна. Вместе с Ч мшкяном боролся за
утверждение реализма в армянском т-ре, отстаивал обществ, значение
театр. иск-ва. С именем А. связаны традиции сценич. воплощения образов в
пьесах Г. Сундукяна.С обличительной силой играл роли Замбахова, Саркиса,
Зимзимова ("Хатабала", "Ещ„ одна жертва", "Пэпо"). Одна из лучших ролей
А.- Франц Моор. С успехом играл роли в водевилях Тер-Григоряна и др.
Творчество А. отмечено ярким нац. колоритом, острой характерностью,
мастерством ведения диалога. А. выступал как театральный критик,
следовал эстетическим взглядам Белинского, в одной из своих работ
подверг критике националистич. историч. трагедии. Последние годы жизни
пров„л в Константинополе. Вследствие материальных трудностей кончил
жизнь самоубийством. Р. 3.
АМСТЕРДАМ-столица Нидерландов (871,6 тыс. жит. на 1958). В средние
века в дни церковных празднеств на улицах А. силами любителей ставились
религиозные "действа". В конце 15 в. в А. возникают первые "камеры
риторов", соревнующиеся между собой в постановке моралите и фарсов.
(Первое такое состязание в А. произошло в 1496. В н„м участвовало 28
камер). В результате объединения камеры л'Эг-лантье и театр. Академии С.
Костера возник первый т-р А.-"Амстердамский городской т-р". Он открылся
3 янв. 1638 пост. патриотической трагедии голландского драматурга И.
Вондела "Гейсбрехт ван Амстел" (с тех пор в "Городском т-ре"
установилась традиция ежегодной пост. этой пьесы). В 17-18 вв.
"Городской т-р" был центром театр. жизни Нидерландов. Наряду с драм.
спектаклями здесь ставились и оперы. В 1772 здание т-ра сгорело. В 1774
на его месте выстроен "Новый Амстердамский городской т-р", в к-ром
выступали гл. обр. гастролирующие труппы. В 1890 это здание также было
уничтожено пожаром и восстановлено в 1894. С этого времени "Городской
т-р" был гл. обр. драм. т-ром. Вторым по значению т-ром А. был
"Гран-театр", открытый здесь в 1852. На сцене "Гран-театра" выступала
гл. обр. нем. опера. В 19 в., помимо названных, в А. существовали также
театры:
"Салон де варьете", "Салон ван Боас эн Юделс", "Водевиль Франсе",
"Т-р франсе", "Фраскати", "Тиволи". Большинство из них не имело пост.
трупп. Подъ„му национального театра способствовала организация в А. в
1870 культурного объединения "Сценический союз Нидерландов". С 1871 это
объединение издавало театр. журнал "Нидерландская сцена", в 1874 открыло
театр. школу, а в 1875 - т-р, также носивший назв. "Нидерландская сцена"
и возглавленныи В. Ройярдсом. Т-р "Нидерландская сцена" вскоре занял
ведущее место в художеств. жизни А. В 1888 в А. возник т-р
"Нидерландское сценическое объединение", неск. раз обновлявший своих
рук. и акт„ров. В 1912 он наз. "Новое Нидерландское сценическое
объединение", и руководил им драматург Г. Хейерманс, затем т-р был
переименован в "Королевское Нидерландское сценическое объединение". С
1917 его руководителем был Э. Феркаде. В 1920 Хейерманс открыл "Карре
т-р". В 1932-38 и 1946-53 в здании "Городского т-ра" давала спектакли
нац. труппа "Амстердамское сценическое объединение", способствовавшая
развитию нац. драматургии. С 1946 до 1953 параллельно с "Амстердамским
сценическим объединением", а с 1953 самостоятельно здесь выступает
"Нидерландская опера".
Лит.: Worp J. A., Geschiedenis van den Amsterdamschen schouwburg,
Amst., 1920; Hunninher B., Het toneel in de Amsterdamse schouwburg
van 1637, Amst., 1959 (Mededelingen der koninklijke Nederlandse Akademie
van wetenschappen, afd letterkunde, nieuwe reeks, dl 22, JVo. 4.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.