Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

НИКОЛАУ (NixoAaou), Константин (р.1870-г. смерти неизв.) - греч.
артист оперы (баритон), педагог. Пению учился в Париж, консерватории.
Дебютировал в Париже (концертное исполнение опер Вагнера). 3 90-х гг. 19
в. с успехом выступал в т-ре "Л а Скала" и др. т-рах Италии, совершил
гастрольную поездку по странам Европы (в т. ч. был и в России, неск. раз
заменял Шаляпина в "Русалке" и др. операх). В 1905 Н. занял первое место
в конкурсе (Париж) на лучшее исполнение партии Мефистофеля в "Осуждении
Фауста" Берлиоза. Выступал неск. лет в США на сценах оперных т-ров
Нью-Йорка и Чикаго. Вернувшись в 1920-х гг. на родину, стал одним из
крупнейших педагогов Афинской консерватории. Занимался режиссурой; пост.
оперы "Фауст" Гуно, "Эдип в Колоне" Саккини, "Альцеста" Глюка. Юл. М.
НИКОЛЕ (Nicolet), Жан Батист (16.IV.1728-27. XII. 1796) -франц.
деятель бульварного т-ра. Сын Г. Николе (1687-1762), владельца т-ров на
Ссп-Жерменской и Сен-Лоранской ярмарках. С 17-53 устраивал марионеточные
спектакли, ставил пантомимы и парады, в к-рых участвовал как актер. В
1759 основал т-р на бульваре Тампль в Париже и руководил им до 1795. С
1764 этот т-р назывался "Т-ром де гран даы-сер дю руа", со времени
революции-"Т-р эмюласьон", затем "Гете". Здесь выступали канатные
плясуны, дрессированные животные, ставились буффонные комедии актера Г.
Таконе, комич. оперы, фарсы и арлекинады. Т-р Н. был опасным конкурентом
для дрс т-ров бульваров ("Амбигю комик", "Забавное варьете", "Т-р дез
ассосье"). Труппа под рук. Н. выступала и на ярмарках, где показывала
спектакли в дневное время. Декрет о свободе т-ров (1791), отменивший
привилегии "королевских" т-ров, дал возможность Н. включать в репертуар
своего т-ра произв. Корнеля, Раси-на, Мольера. А. Я.
НЙКОЛЕВ, Николай Петрович (1758-1815) -рус. драматург и поэт. Член
Российской академии, почетный член Об-ва любителей российской
словесности. Автор нескольких комич. опер, 4 комедий и 2 трагедий. В
комич. опере "Розана и Любим" (1778, пост. на моск. сцене; в роли
лесника Семена - Ожо-гии) Н. показал помещичий произвол, нравственное
превосходство крестьян над барином. Большой успех имела тираноборческая
трагедия Н. "Сорена и Замир" (1784), написанная в традициях А. П.
Сумарокова. Пост. в 1785 на моск. сцене (в роли Сорены - У. Си-нявская).
На петерб. сцену эта трагедия допущена была только в нач. 19 в., когда
И. А. Дмитревскому удалось добиться разрешения на ее постановку.
Соч.: Творения Николая Петровича Николева, ч. 1-5, М., 1795; Русская
комедия и комическая опера XVIII в., ред. и вступ. ст. П. Н. Беркова,
М.-Л., 1950.
Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М.,
1958; Всеволодский-Герн-г р о с с В. Н., Русский театр второй половины
XVIII века, М., 1960.
НЙКОЛИЧ (Николи?), Атанасий (1803-68)-югосл. (сербский) театр.
деятель и драматург. Один из основателей сербского нац. т-ра. В 1825,
будучи преподавателем в Школе черчения (г. Нови-Сад), пост. со своими
учениками любит, спектакль "Смерть царя Уроша V" Стифаповича.
Деятельность этого любит. кружка продолжалась до 1828. В 1839 совм. с И.
Сте-рией-Поповичем организовал т-р при Лицее (г. Нови-Сад), к-рый
открылся в 1840 пьесой Н. "Женитьба царя Душана" (с муз. И. Шлезингера).
Этот спектакль был близок к опере (в загл. роли выступал Н.). В 1841 Н.
переехал в Белград, где организовал т-р (позднее получил назв. "Т-р на
Таможне"), существовавший до 1842. Это был первый постоянный проф. т-р,
к-рый положил начало нац. югосл. т-ру. Н. написал историч. пьесу
"Королевич Марко и арабы" (о битве на Косовом поле в 1347), к-рая широко
ставилась в т-рах Югославии.
Лит.: Wollman Г., Dramatika slovanskeho jihu, [PrahaJ, 1930. Л. Сол.
НЙКОЛЛ (Nicoll), Аллардайс (р. 28.VI.1894) - англ. театровед и
историк т-ра. В разное время проф. англ. яз. и лит-ры Лондонского и
Бирмингемского ун-тов, председатель департамента драмы и проф. Иельского
ун-та (США, 1933-45), директор Шекспировского ин-та в
Стратфорде-он-Эйвон (1951-62), где ежегодно проходили во время фестиваля
шекспировские научные конференции. С 1948 редактирует ежегодное изд.
"Шекспировское обозрение" (Shakespeare Survey). Н.- автор многочисл.
исследований в области т-ра и драматургии, в т. ч. шеститомной "Истории
английской драмы" (1952-59).
Соч.: A history of English drama. 1660-1900, v. 1-6, L., 1952-59;
Masks, mimes and miracles; studies in the popular theatre, L., 1931; The
theory of drama, L., 1931; Studies in Shakespeare, L., 1927; British
drama. An historical survey from the beginnings to the present time, L.,
1927, 4 ed., 1953; The development of the theatre. A study of theatrical
art from the beginnings to the present day, L., 1927, 4 ed., 1958;
Stuart masques and the Renaissance stage, L., 1937; World drama from
Aeschylus to Anouilh, L., 1949, 1957; Film and theatre, L., 1936. ф. Я.
НИКОЛЬСКИЙ, Василий Алексеевич (р. 16. III. 1882) - рус. сов. артист
оперы (бас). Нар. арт. Азерб. ССР (1934). В 1907 окончил Моск.
консерваторию (класс проф. В. М. Зарудной-Ивановой). До 1910 пел в опере
Нар. дома в Москве, затем в оперных т-рах Одессы (1911), Киева (1912-14)
и Тифлиса (1915- 1918). В 1919-52 был солистом Азерб. т-ра оперы и
балета. Н. обладал широким по диапазону голосом яркого металлич. тембра.
В 1941-45 и с 1952 - преподаватель Бакинской консерватории (среди
учеников Н. - Бюлъ-Бюлъ).
Партии: Шах Аслан ("Шах Исмаил" Магомаева), Бах-рам бек ("Шахсенем"
Глиэра), Ибрагим хан ("Кер-оглы" У. Гаджибекова), Борис Годунов; Досифей
("Хованщина"), Мельник, Сусанин, Руслан; Кочубей ("Мазепа"), Галицкий
("Князь Игорь"), Додон ("Золотой петушок"), Мефистофель (о. п. Бойто и
"Фауст" Гуно), Дон Базилио и др.
НИКОЛЬСКИЙ, Михаил Михайлович [р. 18(31). X. 1907] - рус. сов. актер,
режиссер, художник. Нар. арт. РСФСР (1953). Чл. Коммунистич. партии с
1953. Начал сценич. деят. в 1926. Работал в Каменске, Рос-тове-на-Дону,
Николаеве, Омске, Оренбурге, Севастополе, Ашхабаде и др. С 1938 - актер
Ставропольского т-ра. Н. выразительно передавал цельность, прямоту,
честность, целеустремленность своих героев. Исполняя роли отрицат.
персонажей, Н. также подчеркивал в них волевое начало.
Роли: Бенедикт ("Много шума из ничего"), кавалер Ри-пафратта
("Трактирщица"), Луконин ("Парень из нашего города"), Сафонов ("Русские
люди"), Савельев ("Так и будет"), Чацкий; Артур ("Овод" по Войнич),
Петруччо ("Укрощение строптивой"), Жадов; Протасов ("Живой труп"), Годун
("Разлом"), Рыбаков ("Сын Рыбакова" Гусева и Винникова), Гвоздилин
("Третья патетическая" Погодина), Мастаков, Антипа Зыков ("Старик",
"Зыковы" Горького). Е. X.
НИКОЛЬСКИЙ, Федор Калинович [1828-8(20). VIII. 1898] - рус. артист
оперы (тенор). В 1850- 1861 - певчий Придворной певч. капеллы. В
18611877 - артист Мариинского т-ра. У Н. был голос необыкновенной
красоты, мягкости и силы. С успехом исполнял героич. партии.
Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Роальд ("Рогнеда" Серова),
Лоэнгрин, Тангейзер и др.
Лит.: "Муз. свет", СПБ, 1865, ј 10.
НИКОЛЬСКИЙ ТЕАТР - крепостной т-р Шереметевых в Москве на Никольской
ул. (в Китай-городе). Один из старейших городских крепостных т-ров 18 в.
Сооружен в 1770-х гг. Капитально реконструирован в 1789 по проектам
крепостных арх. А.Ф. Миронова и Г. Е. Дикушина; оборудование и
механизация сцены- крепостного механика-изобретателя И. Ф. Пряхина.
Существовал до 1800. Н. т. являлся зимним т-ром графов Шереметевых: сюда
ежегодно на зиму переезжала со своими спектаклями труппа крепостного
усадебного т-ра Шереметевых из Кускова. А. Шн.
НИКОМАРОВ,Наум Давидович [р. 24. XII. 1903 (6.1.1904)]- рус. сов.
актер. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1920 окончил Бакинский театр.
техникум. Творч. деят. начинал в Бакинском рабочем т-ре в 1920.
Дебютировал в роли Фурманова ("Мятеж" Лавренева). В 1924 окончил в
Москве ЦЕТЕТИС, в 1925 - Ин-т дикции и декламации. Затем работал в т-рах
Баку, Куйбышева (1937-46), Ташкента (1946-52) и др. В 1954-63 - актер
Моск. драматич. т-ра. Н. - яркий характерный актер. Темперамент, сценич.
обаяние, умение находить острые выразит, детали, колоритные подробности
отличают творчество актера. Выступает по радио и телевидению.
Роли: Костя-капитан ("Аристократы" Погодина), фельдмаршал Кутузов (о.
п. Соловьева), Сатин; мистер Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Монтанелли, Артур
Риварес ("Овод" по о. п. Войнич), граф де Ризоор ("Фландрия" Сарду),
Басов ("Дачники"), Фамусов; Андросов ("Человек с портфелем"), Бен Акиба,
Акоста ("Уриэль Акоста" Гуцкова). Л. Ним.
НИКОНОВ, Михаил Семенович [14 (27). X. 1911- 13. I. 1964] - рус. сов.
театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1931. В 1949 окончил
театроведческий ф-т ГИТИСа. Работал ответств. секретарем секции культуры
Моссовета (1932-37), зам. директора Т-ра им. Мейерхольда (1937-38),
директором моск. т-ров - Госцентюза (1938-41), Т-ра им. Ермоловой
(1945-50), Сатиры (1950-56), Моссовета (1957-64). Был зам. председателя
президиума Совета ВТО (1942- 1944). Н. обладал большими организаторскими
способностями, боролся за идейно-худ ожеств. качество спектаклей, за
актуальный совр. сов. репертуар. За время его работы в руководимых им
т-рах были осуществлены значит, пост.: "Старые друзья" Малюгина,
"Счастье" Павленко, "Пушкин" Глобы (Т-р им. Ермоловой), "Свадьба с
приданым" Дьяконова, "Баня" и "Клоп" (Моск. т-р Сатиры), "Дали
неоглядные" Вирты, "Битва в пути" Николаевой п Радзинского, "Совесть"
Павловой (Т-р им. Моссовета).
Лит.: М. С. Никонов [Некролог], газ. "Вечерняя Москва", 1964, 15
янв., Ко 12, с. 3. М.Лифш. \
НИКОСТРАТ (гАйзтрто?) (4 в. дон. э.)- др.-греч. 1 комедиограф.
Представитель средней аттической комедии. Жил в Афинах. По утверждению
др.-греч. филолога Аполлодора, был одним из сыновей Аристофана.
Сохранилось ок. 20 назв. комедий Н. ("Геката", "Цари", "Богатство",
"Гесиод" и др.) и не-значит. фрагменты с бытовой тематикой.
Соч.: Е d m о n d s J. М., The fragments of attic comedy, v. 2,
Leyden, 1959. Н.Зем.
НИКУЛЕСКУ (Niculesku), Маргарита (р. 4. I. 1926) - рум. режиссер
кукольного т-ра. Засл. арт. РНР (1962). В 1953 окончила Театр. ин-т в
Бухаресте. С 1948, со дня основания т-ра "Цэндэрикэ", стала директором и
худ. руководителем этого т-ра. Пост. спектакли: "Юмор на ниточках"
(1953), "Рука с пятью пальцами" Кришана и Анди (1958), "Книга
Аполлодора" Наума (1962) и др. Режиссерское иск-во Н. характеризуется
остротой формы, яркой фантазией. Творчество Н. способствовало развитию
совр. рум. т-ра кукол, она воспитала мн. актеров, режиссеров и
драматургов. Н. - лауреат междунар. фестивалей т-ров кукол (1958, 1962).
Автор монографии В театре кукол" (1957).
Соч.: Vivat Unima!, "Teatrul", Buc., 1958, .No 3; Despre teatrul de
papusi, Вис., 1957; Куклы на сцене, "Народная Румыния", 1955, JSTa 3; К
нам приехал Образцов, там же, 1957, .N" 6.
Лит.: Театр, 1961, ј 7, с. 176-82. Н. См. и С. Др.
НИКУЛ‚СКУ-БАСУ (Niculescu-Basu), Джордже (8.IV.1882-19.X.1964) -рум.
артист оперы (бас). Нар. арт. РНР (1952). В 1903-04 пел в хоре и был
солистом в опереточной труппе Н. Поенару. До 1921 работал в провинции. В
1921-55 - солист Бухарестского т-ра оперы и балета. Гастролировал в
Палермо, Пар-ме, Милане и др. городах Италии, в Вене, Париже (совм. с
Дж. Энеску). Вел педагогическую деятельность.
Партии: Дон Базилпо; Дон Паскуале (о. п. Доницетти), Кецал
("Проданная невеста"), Джеронимо ("Тайный брак" Чимарозы), Джанни Скикки
(о. п. Пуччини), Мефистофель (о. п. Бойто и "Фауст"), Погнер
("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Фигаро, Лепорелло ("Свадьба
Фигаро", "Дон Жуан"), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера), Плум-кет
("Марта" Флотова), Барон Оке ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Линдорф,
Коппелиус, Даппертутто, Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Боярин
("Начинается день" Ноттара), Кончак ("Князь Игорь") и др.
Соч.: Cum am cintat eu..., Buc., 2 ed., 1961. А.Ив.
НИКУЛИН, Вениамин Иванович (1866-1953) - русский актер, театр.
деятель. Отец писателя Л. В. Никулина. С 1886 играл в провинции (Минск,
т-во актеров; Вильно, труппа Незлобина; Владикавказ). Его игра
отличалась тонкостью, проникновенностью. Роли: Хлестаков, Тартюф; Пастор
("Родина" Зудер-мана), Ранцев ("Ольга Ранцева" Марковича) и др. Выступал
как антрепренер (с 1897). Н. привлекал в свои т-ры видных актеров. В его
антрепризах выступали Л. К. Людвигов, В. М. Петипа, А. М. Звездич, М. К.
Стрельский, В. И. Неронов и др. Деятельность Н. носила просветительский
характер. Он устраивал бесплатные спектакли для учащихся и солдат,
спектакли с пониженной оплатой билетов. В т-рах Н. читались лекции и
рефераты. В 20-х гг. Н. уехал за границу (США).
Соч.: К десятилетию съезда сценических деятелей, "Театр и искусство",
1907, ј 9; Баку в 1905 году, "Вестник работников искусств", 1925, ј 9.
Ли7п.: "Театр и искусство", 1909, .No 3; 1911. .M' 7; Г а-рянов П.
А., Актеры, [Челябинск], 1957. А. Кл.
НИКУЛИН, Лев Вениаминович р. 8 (20). V. 1891]-рус. сов. писатель,
драматург. Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Учился в Моск. коммерч.
пн-те. Лит. деятельность начал в 1910. Автор псторпч. романов, повестей,
пародий, мемуаров, лит. и театр. воспоминаний - "Жизнь есть деяние"
(1938), "Люди русского искусства" (1947), "Федор Шаляпин" (1954). Первая
пьеса Н. - "На Волге" (1919, Кронштадтский т-р Балтфлота). В дальнейшем
Н. написал пьесы: "Последний день Парижской Коммуны" (1919, Киев, т-р
Агитпросвета), "114 статья", "Склока" (совм. с Ардовым, 1926, Моск. т-р
Сатиры), "Инженер Мерц" (1928, Т-р б. Корш), "Дело рядового Шибунина"
(1936, Т-р им. МОСПС), "Порт-Артур" (1938, там же) и др. Гос. пр. СССР
(1952) за роман "России верные сыны".
Соч.: Последний день Парижской Коммуны, Самара, 1921; Инженер Мерц
("Высшая мера"), Л.- М., 1928; Склока, М., 1928; Сочинения, т. 1-3, М.,
1956; Люди и странствия. Воспоминания и встречи, М., 1962. В. Дм.
НИКУЛИНА, Надежда Алексеевна [по мужу - Д м и т р ие в а; 12 (24).
VIII. 1845, Москва,- 5. VII. 1923, там же] - рус. актриса. С 1859,
будучи воспитанницей Моск. театр. уч-ща (занималась у В. А. Дмитревского
и И. В. Самарина), выступала на сцене Малого т-ра гл. обр. в комедийных
и водевильных ролях. Пользовалась советами М. С. Щепкина. По окончании
уч-ща была принята в труппу Малого т-ра (1863). Наивная
непосредственность, живость и естественность игры Н. обратили на нее
внимание А. Н. Островского, к-рый специально для молодой актрисы написал
роль Верочки в пьесе "Шутники" (Н. исполнила эту роль в 1864). В
последующие годы Островский создал целый ряд ролей для Н. в своих
пьесах, проходил с ней эти роли. Он писал:
"... лучшая блестящая ingenue, Никулина, - совсем мое создание"
(Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 246). Пьесы Островского стали основой
репертуара Н. Она играла Полину ("Доходное место", 1864), Оленьку
("Старый друг лучше новых двух", 1866), Надю ("Воспитанница", 1866),
Татьяну ("Грех да беда на кого не живет", 1868), Варвару ("Гроза",
1873). Н. первая в Малом т-ре исполнила роли царицы Анны ("Василиса
Мелентьева", 1868), Лебедкиной ("Поздняя любовь", 1873), Купавы
("Снегурочка", 1873), Глафиры ("Волки и овцы", 1875), Поликсены ("Правда
- хорошо, а счастье лучше", 1876), Софьи Сергеевны ("Невольницы", 1880),
Смельской ("Таланты и поклонники", 1881), Коринкиной ("Без вины
виноватые", 1884) и др. Шедевры Н. - роли Варвары и Глафиры. Сочная
комедийная и характерная актриса, в совершенстве владевшая иск-вом
сценич. речи, мимики, Н. в драм. ролях достигала искренности
переживаний, взволнованности чувств (царица Анна, Купава). В рус.
классич. репертуаре Н. играла также Марью Антоновну ("Ревизор", 1867),
Лизу ("Горе от ума", 1868). В зап. классике особенно удавались актрисе
роли в пьесах Мольера - Марианна (1867) и Дорина (1868) в "Тартюфе",
Фрозина в "Скупом" (1873), Зер-бинетта в "Проделках Скапена" (1875).
Перейдя от ролей резвушек, плутовок, служанок, кокеток-интриганок к
характерным ролям пожилых женщин, Н. продолжала и в этих ролях пленять
зрителей жизнерадостностью своего иск-ва, обаянием, простодушной
непосредственностью и артистичностью, веселостью и светлым юмором,
заразительным темпераментом. Среди лучших ролей Н. этого периода - Анна
Андреевна ("Ревизор", 1883), Толбухина ("Плоды просвещения", 1891),
Мамаева и Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1886, 1905),
Гурмыжская ("Лес", 1900). С 1914 Н. по состоянию здоровья не могла
участвовать в спектаклях (значилась "на покое по болезни"), но за
заслуги числилась в труппе до конца жизни.
Др. роли: Глаша ("Каширская старина" Аверкиева, 1871), Лелечка
("Блуждающие огни" Антропова, 1873), Глаша ("Хрущевские помещики"
Федотова, 1888), Анисья ("Власть тьмы", 1895), Куикли ("Виндзорские
проказницы" Шекспира, 1890), Марселина ("Женитьба Фигаро", 1910), миссис
Пирпойнт ("На полпути" Пинеро, 1912) и др.
Лит.: Н. А. Никулина, "ЕИТ". Сезон 1902-1903, СПБ, кн. 3, приложение,
с. 1-8; Н. А. Никулина, "Студия", 1911, ј 11, 10 дек., с. 10; P о с с и
e в П., Обольстительный талант, "ЕИТ". Сезон 1912, СПБ, вып. 1, с. 54;
Н. А. Никулина, в кн.:Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и
впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 39-50; Н. А. Никулина, в кн.: Ленин
М., 50 лет в театре. Театральные мемуары, М., 1957, с. 143-44, 162;
Турчанинова E. Д., Н.А. Никулина, в сб.: Е. Д. Турчанинова, М., 1959,
с. 69-72. Е. Фил.
НИЛЬСЕН (Nielsen) - дат. актеры. 1) Николай Петер (28. VI. 1795-13.
III. 1860). Играл в любит, спектаклях. В 1820 дебютировал на сцене
Королевского т-ра (Копенгаген), где работал до конца жизни. Крупнейший
трагедийный актер, Н. воплотил в своем иск-ве лучшие черты романтич.
школы дат. т-ра. Образы, создаваемые Н., особенно герои трагедий
Эленшлегера, выражали героико-патриотич. идеалы передовой части
общества. У Н. была высокая, стройная фигура, крупные, красивые черты
лица, отличный голос (нередко исполнял оперные партии) . Исполнит.
манере Н. были чужды выспрен-ная патетика, ходульность, он раскрывал
сложность и богатство духовного мира своих героев, противоречивость
личных устремлений и обществ, долга.
Лучшие роли: Ярл Хокон и Эйнар Тамбешельвер ("Ярл Хокон"
Эленшлегера), Аксель, Торденскьольд ("Ак-сель и Вальборг",
"Торденскьольд" Эленшлегера), Палем ("Мулат" Андерсена), Макбет; Эгмонт
(о. п. Гете), Карл Моор.
2) А н н а (4. IX. 1803-20. VII. 1856) - жена и постоянная партнерша
Н. П. Нильсена. С 1821 работала в Королевском т-ре. Играя роли в
трагедиях Эленшлегера (мн. из к-рых были предназначены драматургом для
нее), актриса наделяла своих героинь нравственной стойкостью, духовной
силой, к-рые контрастировали с ее хрупким, нежным внешним обликом. Осн.
черты дарования Н. были близки творч. манере Н. П. Нильсена: глубокое
раскрытие обществ. содержания, психологии героинь, гражданств,
направленность, активное утверждение идеалов чести и верности,
патриотизма.
Лучшие роли: Вальборг, Софья, Хельга, Сигне" Харриет ("Аксель и
Вальборг", "Эрик и Абель", "Стеркод-дер", "Хагбард и Сигне",
"Торденскьольд" Эленшлегера), фру Хельвиг ("Дом Свена Дюринга" Херца),
леди Макбет.
Н. играла также в комедиях и водевилях, но с меньшим успехом.
Лит.: Oversko u Т., Den danske skueplads..., del. 5-6, Kbh., 1875-76;
Hansen P., Den danske skueplads, [bd 2], Kbh., [1889-93]. Вл. М.
НИЛЬСЕН (Nielsen), Карл Август (9. VI. 1865- 3-Х. 1931) - дат.
композитор, дирижер. Образование получил в Копенгагенской консерватории
у Н. Гаде и др. Творч. деятельность начал скрипачом в придворном
оркестре. В 1908-14 Н. - капельмейстер Королевского т-ра, в
1915-27дирижер Муз. об-ва в Копенгагене. С 1915 вел педагогич. работу в
консерватории там же (с 1931-директор). Написал оперы "Саул и Давид"
(1902, Копенгаген), "Маскарад" (1906, там же) на сюжет о. п. Л.
Хольберга, музыку к пьесам А. Эленшлегера "Аладдин" (1918), X. Роде
"Мать" (1920) и др., соч. в разл. жанрах. Самобытное дарование Н.
противостояло влиянию модернистских направлений европ. музыки,
композитор опирался в своем творчестве на нар. мелос Скандинавии.
С о ч.: My childhood, L., [1953]; Min fynske Barndom [Nyt opl.],
Kbh., 1954; Levende music, [Nyt opi.], Kbh., 1957
Лит.: Meyer Т., Schandorf Petersen F. Carl Nielsen. Kunstneren og
mennesket, en biografi, bd l-2 Kbh., 1947-48; Nielsen K. J.. Carl
Nielsen, [Kbh. 1956].
НИЛЬСЕН (Nielsen), Ханс Якоб (1897-1957) - норв. режиссер и актер. В
1922 дебютировал как актер, с 1925 начал заниматься режиссурой. Работал
в т-рах Бергена, Тронхейма, в 1928-33 - в Нац. т-ре (Осло). В 1933-34,
1946-50 возглавлял Норв. т-р (Осло), в 1934-39 - "Национальную сцену"
(Берген), в 1950-54 - Hap. т-р (Осло). Н. боролся за сценич. реализм, за
демократич. иск-во, исполненное жизнеутверждения и активного гуманизма.
Роли: Гамлет; Пер Гюнт, Нильс Стенсон, Фальк (о.п., "Фру Ингер из
Эстрота", "Комедия любви" Ибсена), Дарн-лей, Крейер ("Мария Стюарт в
Шотландии", "Свыше наших сил" Бьернсона), Кетиль ("Атлантический океан"
Грига), Аксель ("Раковина" Крога), Левен ("Сад Герта" Хейберга).
Неоднократно гастролировал в ролях Гамлета и Пер Гюнта в Дании,
Швеции, Голландии.
Лучшие пост.: "Гамлет" и "Укрощение строптивой", "Йеппе с горы", "Жан
де Франс", "Улисс из Итаки" Хольберга, "Мать", "Из жизни насекомых"
Чапека, "Кондитерская Кранес" Сандель.
Важным событием в обществ, и театр. жизни Норвегии 30-х гг. была
пост. Н. революц. драмы Н. Грига "Наша честь, наше могущество" (1935).
Оживленную дискуссию вызвала интерпретация "Пер Гюнта" (1954), осн. идеи
к-рой были изложены Н. в брошюре ""Пер Гюнт" - антиромантическое
произведение".
Лит.: Dalgard O., Det Norske Teatret. 1913-1953, Oslo, 1953. Вл. М.
НИЛЬСКИЙ, Александр Александрович [наст. фам.-Нплус; 10(22). XII.
1840-31.VII (12.VIII). 1899]-рус. актер. По окончании Петерб. театр.
уч-ща был принят в Александринский т-р; служил здесь в 1860-83 и в
1892-97. В 1883-89 гастролировал в провинции, а также на частных сценах
Петербурга (т-ры Неметтп, Панаевский) и Москвы (Т-р Корша). В 4889-92
был антрепренером Александровского т-ра в Гельсингфорсе. Роли: Гамлет,
Карл Моор, Фердинанд, Жадов, Чацкий, Хлестаков и др. Первым сыграл роль
Годунова в пьесе "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого в 1867, позже
исполнял роль Грозного. Выступал в пьесах В. А. Крылова, П. П. Гне-дича,
И. В. Шпажинского. В 1892 H. перешел на роли стариков: Лемм ("Дворянское
гнездо" по Тургеневу), Пехтерьев ("Завтрак у предводителя" Тургенева).
Соч.: Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897, 2 изд., СПБ, [1900].
Лит.: Плещеев А. А., За кулисами, "Исторический вестник", 1910, ј 8;
"Театр и искусство", 1899, ј 32; О с т -ровский А.Н., Бурдин Ф.А.,
Неизданные письма..., М-, 1923.
НЙЛЬСОН (Nilsson), Биргит (р. 17.V.1921) - швед. артистка оперы. Род.
в крестьянской семье. В детстве пела и играла на органе в церкви. Пению
училась в 1941-46 в Королевской муз. академии в Стокгольме. В 1947
дебютировала на сцене Королевской оперы там же в партии Агаты ("Вольный
стрелок"). В 1947-51 была солисткой этого т-ра, затем с большим успехом
выступала на фестивалях в Глайндборне и Байрейте. С 1957 регулярно пела
на сцене т-ра "Ковент-Гарден". С 1960 - солистка т-ра
"Метрополитен-опера". Гастролирует в крупнейших т-рах мира; в 1964 в
составе труппы т-ра "Ла Скала" выступала в Москве. Одна из выдающихся
певиц 20 в. После К. Флагстад H. - лучшая совр. исполнительница
вагнеровского репертуара. Обладает экспрессивным голосом блестящего,
насыщенного тембра. Трактовке Н. присущи редкая одухотворенность и
высокий лиризм. Особой поэтичностью, обаянием женственности и душевной
красотой отличается созданный Н. образ Изольды в муз. драме Вагнера
"Тристан и Изольда". Н. с успехом исполняет партии в итал. операх,
продолжая лучшие традиции бель канто. Выступает и как камерная певица.
Партии: Брунгильда, Эльза, Елизавета ("Кольцо Нибс-лунга",
"Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера), донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта), Елена
("Мефистофель" Бойто), Амелия ("Бал-маскарад" Верди), Турандот, Минни
("Турандот", "Девушка с Запада" Пуччини), Тоска, Аида; Саломея (о. п. Р.
Штрауса), Урсула ("Художник Матис" Хиндемита).
Лит.: "Муз. жизнь", 1964, N 20, с. 5-6; "Сов. музыка", 1965, .No 1,
с. 67-68. Be. T.
НЙЛЬСОН (Nilsson), Кристина (20. VIII. 1843- 22. XI. 1921) - швед.
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у Ф. Бервальда в Стокгольме;
совершенствовалась в Париже. В 1864 дебютировала в парижском "Т-ре
лирик". Работала в этом т-ре до 1867. Партии: донна Эльвира, Царица ночи
("Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта). В 1867 впервые выступила в
Лондоне и Бирмингеме в ролях Маргариты ("Фауст") и Виолетты. В 1868 пела
в т-рах "Гранд-Опера" (Офелия в "Гамлете" Тома) и "Ковент-Гарден" (Лючия
ди Ламмермур в о. п. Доницетти, Керубино в "Свадьбе Фигаро" Моцарта).
Пела также в ораториях Генделя и Гайдна. Гастролировала в Америке,
странах Скандинавии, в Германии, Австрии и др. В 1888 оставила сцепу.
Партии: Алиса ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Графиня ("Свадьба
Фигаро"), Дездемона ("Отелло" Россини), Эльза ("Лоэнгрин"), Елена
("Мефистофель" Бойто) и др.
Лит.: Carlsson В., Christine Nilsson, Stockh., 1921; N o r 1 i n d
I., Christine Nilsson, Stockh., 1923;
Lofgren M. L., Christine Nilsson, Stockh., 1944.

НЙЛЬСОН (Nilsson), Свен (р. 11. V. 1898) - швед. артист оперы (бас).
Значит, часть артистич. деятельности Н. протекала в Германии. В 1930-44
был солистом Дрезденской оперы. Много гастролировал в др. странах,
завоевав славу одного из выдающихся певцов своего времени. С 1946
выступал в Королевской опере (Стокгольм), с 1950 - в т-ре
"Метрополитен-опера". Н. обладал прекрасно обработанным голосом густого,
сочного тембра, замечат. дикцией.
Партии: Роланд, Марк, Гурнеманц, Хундинг, Хаген, Генрих, Ландграф
("Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Валькирия",
"Гибель богов", "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера), Агамемнон ("Ифигения в
Авлидс" Глюка), Банко ("Макбет" Верди), Кончак ("Князь Игорь"),, Гремин
("Евгений Онегин") и др. Bc . T.
НЙМАН (Niemann), Альберт (15. I. 1831 - 13. I. 1917) - нем. артист
оперы (тенор). В 1849 работал хористом в т-ре г. Дессау; с 1852 пел в
Галле, с 1853 в Берлине и др. городах Германии. В Инстербурге Н. впервые
выступил в партии Тангейзера в о. п. Вагнера. В 1855 выступил в
Ганновере в партии Лоэн-грина п это окончательно утвердило Н. как одного
из; лучших исполнителей вагнеровского репертуара. В 1863
совершенствовался у П. Виардо-Гарсиа в Баден-Бадене. С 1864 в течение 25
лет Н. пел в Королевской опере в Берлине. У Н. было редкое сочетание
вок. и артистич. данных (И. Кайнц назвал Н. "самым великим артистом
Германии"). Выступал в ораториях Генделя ("Иуда Маккавей" и др.). Лучшие
партии в операх:
Тангейзер, Лоэнгрин, Радамес; Ахилл ("Ифигения Авлиде" Глюка), Иосиф
(о. п. Мегюля), Фауст и др,
Лит.: Sternfeld R., Albert Niemann, В., 1904;
Wagner R., Mein Leben, Lpz., 1911; L e h m a n n L., Mein Weg, Lpz.,
191У, 2. Aufl., 1920; Briefwechsel von Niemann mit Wagner, hrsg. von W.
Altmann, B., 1924. Ал.M.
НЙМАН, Роман Вильгельмович (5. XI. 1881 - 23. IV. 1951) - эст. театр.
художник и живописец. Учился в Петербурге в уч-ще Штиглица (1900-06),
затем во Франции, Норвегии и Италии. В 1910-13 служил в Петербурге при
Дирекции имп. т-ров, работал в мастерской А. Шервашидзе. В 1913 переехал
в Таллин и начал работать в т-ре "Эстония". Н. - один из первых эст.
театр. художников. Продолжая традиции рус. театр. художников нач. 20 в.,
он создавал живописные декорации. Оформил спектакли:
"Гамлет" (1913), "Кромдейр старый" Ромена (1919), "Пелеас и
Мелисанда" Метерлинка (1919), "Шут Тант-рис" Харта (1926, Драм. студия в
Таллине). Позднее работал в области станковой живописи. В 1920-1940
преподавал в Гос. художеств.-промышленном уч-ще в Таллине.
Лит.: Vaga V., Eesti Kunst, Tartu, 1941, 1k. 296- 302. Э. П.
НИНЙДЗЕ, Виктор Афанасьевич [р. 14 (26). III. 1888] - груз. сов.
актер и режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1941). В 1908-21 был актером нар.
т-ра в Тбилиси. В 1921-28 работал в самодеят. драм. коллективах, с
1928-худ. рук. и актер тбилисского Т-ра санитарной культуры. С 1962 -
персональный пенсионер.
Роли: Дариспан ("Невзгоды Дариспана" Д. Клдиаш-вили), Сутидзе
("Соседи" Рамишвили), Нестор ("Беспочвенные" Шаликашвили), Никифоре
("Гостеприимство" Рамишвили), Вышневский ("Доходное место").
Пост.: "Вчерашние" Дадиани, "Гостеприимство" Рамишвили, "Так и будет"
Симонова, "Платон Кречет"; "Слепой музыкант" Кочаряна и др.
Лит. на груз. яз.: Виктор Нинидзе, Тбилиси, 1935;
Нинидзе В., Герсамия С., Швангирад-з e Н., "Тбилисский театр
Санкультуры", Тб., 1955. /\ Б.
НЙССЕН-САЛОМАН (Nissen-Saloman), Генриетта (12. III. 1819-27. VIII.
1879) - певица (сопрано) и вокальный педагог.'По национальности шведка.
Муз. образование получила в Париже (по пению - у М. Гарсиа-сына, по фп.у
Ф. Шопена), где с 1843 пела в т-ре "Итал. опера". Выступала с большим
успехом как оперная и концертная певица в Петербурге, Берлине, Лондоне,
во мн. городах Италии, а также
-в Швеции и Норвегии.
Партии: Норма, Адальжиза ("Норма" Беллини), Эльвира ("Доя Жуан"
Моцарта), Лючия ди Ламмермур (о. п. Доницетти), Розина и др.
С 1860 H.-С. жила в России. С 1862 - проф. Пе-терб. консерватории.
Воспитала выдающихся рус. оперных певиц: А. А. Бичурину, А. П.
Крутикову, Е. А. Лазовскую и др. Ее ученицей была H.A. Ирец-кая, ставшая
впоследствии видным вок. педагогом. Н.-С. - автор методич. руководства
"Школа пения" (изд. посмертно 1880).
"НИЩИЙ СТУДЕНТ" ("Der Bettolstudent") - оперетта К. Миллекера, либр.
Ф. Целля и Р. Жене. Пост. 6 дек. 1882, Вена (графиня Палматика - Шефер,
Лаура - Финали, Бронислава - Иона, Олендорф - Швейгофер, Богумил -
Фризе, Ян - Йозефи, Симон - Жирарди, .Энтерих - Гутман). В России была
впервые пост. на нем.
-яз. в Петербурге в 1883 и в Москве в 1884. На рус. яз. впервые пост.
17 мая 1884 в Москве в т-ре "Эрмитаж" (реж. Лен-товский; графиня
Палматика - Бурдина, Лаура - Волынская, Бронислава - Бельская, Олендорф
- Родон, Богу-мил - Брянцсв, Ева - Славина, Жан - Тамарин, СимонЛеонов,
Энтерих - Леонидов). На сов. сцене впервые пост. 26 мая 1920 в
Петрограде в Гос. акад. т-ре комич. оперы впоследствии Ленингр. Малый
оперный театр; дирижер Якобсон, пост. Феона, худ. Бобышев, балетм.
Петров; графиня Палматика - Чайковская, Лаура - Горская, Бронислава -
Попова-Журавленко, Олендорф - Журав-ленко, Богумил - Арефьев, Ева -
Пашутина, Энтерих - Шаронов). В 1934 пост. моск. т-ром Муз. комедии
(реж. В. Бебутов), в 1945-Муз. т-ром им. Станиславского и
Неми-ровича-Данченко (новый текст П. Эрдмана и М. Улицкого, яовая
оркестровка В.Кнушевицкого, дирижер Самосуд, режиссеры Марков и
Златогоров, худ. Волков; графиня Палматика - Росницкая, Лаура -
Кемарская, Бронислава - Гольдина, Владек - Тимченко, Олендорф -
Канделаки).
Издания - "Н. с.", рус. перевод М. Г. Ярона, М., Гутхейль, [1884]. Я.
Гр.
НИЯЗЙ [наст. фам. и имя - Таги-заде, Ния-зи Зульфугарович; р. 7(20).
VIII. 1912] - азерб. сов. композитор и дирижер. Нар. арт. СССР (1959).
Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1925-30 занимался по классу композиции
у М. Ф. Гнесина, А. Л. Степа-ляна и Г. Н. Попова. В 1930-32 учился в
Бакинской консерватории. В 1937-51 - дирижер, с 1958 - гл. дирижер Т-ра
оперы и балета им. Ахундова. Автор "опер: "Хосров и Ширин" по одноим.
поэме Низами (1942, Т-р оперы и балета им. Ахундова); "20-й год" (1940),
музыки к пьесам "Алмас", "В 1905 году" Джа-барлы, "Низами", "Вагиф" С.
Вургуна. Н. осуществил новую ред. оперы "Ашик Гариб" З. Гаджибекова. Под
управлением Н. впервые были исполнены мн. соч. азерб. композиторов, в т.
ч. оперы "Вэтэн" Гад-жиева и Караева (1945), "Севпль" Амирова (3-я ред.,
1959), балет "Гюльшен" С. Гаджибекова (1951). Дирижировал также операми
"Нергиз" Магомаева, "Кер-оглы" У. Гаджибекова, "Евгений Онегин",
"Пиковая дама"; "Надежда Светлова" и "Судьба человека" Дзержинского;
балетами "Семь красавиц", "Тропою грома" Караева и др. В 1961
дирижировал премьерами балетов "Спящая красавица"; "Легенда о любви"
Мели-кова в Т-ре оперы и балета им. Кирова. Выступает и как симф.
дирижер. Гос. пр. СССР (1951, 1952). М. Як.
НО (Н о г а к у) - вид япон. т-ра. Сложился в 14- 15 вв. Ранней
формой этого вида иск-ва были саруга-ку и дэнгаку (см. Японский театр и
Японская драматургия). Т-р Н. первоначально был одним из видов нар.
япон. т-ра. Затем постепенно профессионализировался. Первые
представления т-ра Н. устраивались 'в буддийских монастырях (в дни
массовых праздников), в замках феодалов и военно-феод. правителей -
сегунов (из дома Лсикага), взявших т-р Н. под свое покровительство.
Потеряв связь с нар. т-ром, Н. стал т-ром для феод. знати, дворянства и
занял видное место в классич. нац. театр. иск-ве Японии. Т-р Н. является
изысканной театр. формой, доступной в паст. время узкому кругу
интеллигенции, хранящей любовь к нац. традиционному иск-ву.
В основе представления Н. -текст, слагающийся из разл.
литературно-стилевых частей: ритмич. прозы, стиха, ораторской и
разговорно-бытовой речи. Эта первая драматургич. форма в япон. лит-ре
носит назв. екеку. Значит, место в пьесах отведено хору, к-рый активно
вмешивается в действие, объясняет ситуации, выражает свои эмоции и
впечатления, дает оценку происходящему и др. (хор состоит из восьми
певцов-мужчин). В пьесе участвуют два актера: ситэ - "действователь"
(протагонист), исполняющий гл. роль, и ваки - "подсобник"
(девтерагонист). В нек-рых пьесах встречаются и цурэ - "спутники" гл.
действующих лиц, не имеющие самостоятельных функций (часто даже не имеют
текста). Все исполнители - мужчины (при исполнении женских ролей не
прибегают к фальцету).
Одно из средств сценич. выразительности у актеров т-ра II. -сценнч.
речь: разговорно-декламационная (диалоги), драматич. речитатив
(монологи), ариозное пение (лирич. отступления); действие включает
статичные позы, пластич. движения и танец, выражающий драматич.
кульминацию. Во время танца текст исполнителя передается хору, к-рый
сидит на сцене. Актеры т-ра не прибегают к мимике, лица исполнителей и
хористов неподвижны, отсутствует и грим. Только актер, выражающий осн.
конфликт, исполняет танц. сцену-кульминацию в маске (резная деревянная
или из папье-маше) и парике. Маска является гл. средством
выразительности в т-ре Н. Костюм лишен бытовой конкретности и служит для
создания цветовой партитуры спектакля. Бутафория в т-ре Н. услов.



Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.