Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

АПОРТИРОВКА (от франц. apporter - приносить) - один из элементов
цирковой дрессировки. Заключается в том, что животное (обычно лошадь) по
приказу артиста-дрессировщика находит и приносит ему спрятанные на
манеже (в опилках, в специальных шкатулках и т. п.) предметы. Ал. Ш.
АПОСТОЛОВ, Мефодий Максимович [р. 11 (24). V. 1915] - молдавский
советский акт„р. Нар. арт. Молд. ССР (1952). Член КПСС с 1948. Депутат
Верховного Совета Молд. ССР 4-го созыва. Сценич. деятельность начал в
1937 в Молдавском муз.-драм. т-ре (Кишин„в). Роли: Лебедев ("Гайдуки"
Костаке);
Жадов, Митя ("Доходное место", "Бедность не порок"); Яровой ("Любовь
Яровая"); Лазо ("Сергей Лазо" Бондаревой); Годун ("Разлом") и др.
Творчество А. отмечено мастерством перевоплощения, стремлением раскрыть
внутр. сущность характера героя. Д. П.
АПОСТОЛОВА, Екатерина (р. 17. XI. 1917)-болгарская артистка оперы
(колоратурное сопрано). Впервые выступила на оперной сцене в Софии в
1940; с этого же года А. - солистка Софийской народной оперы. Выступала
в различных по характеру партиях:
Джильда; Розина; Констанца, Сусанна ("Похищение из Сераля", "Свадьба
Фигаро" Моцарта), Лючпя ди Ламмермур (о. п. Доницетти) Каролина ("Тайный
брак" Чимарозы) и др. Гаст} тировала в ГДР, Чехословакии, Румынии и др.
г пах. Выступает в концертах. Л. М.
АПОФЕОЗ (от греч. ???????? - обожествление) - заключительная,
торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной
программы, циркового представления. А. прославляет народ, героя, к.-л.
событие и т. п. В н„м участвует большое количество действующих лиц. А.
носит обычно монументальный характер, исполнен подъ„ма, мощи, величия
(заключит, сцены оперы "Иван Сусанин", балета "Медный всадник" и т. п.).
Может являться также самостоят, частью к.-н. зрелища (представления,
празднества, шествия). Самостоят. А. (обычно без текста) строятся на
выразительных группировках и позах действующих лиц ("живая картина",
"немая сцена"), в них используется яркое декорационное оформление,
костюмы, бутафория и т. п. Мастером эффектных самостоят. А. был в России
художник-декоратор и машинист Большого т-ра К. Ф. Вальц.
АППАКОВА, Даржия Сейфулловна [18. II (2. III). 1898-28. V. 1948] -
татарская советская писательница, драматург. В 1922-23 училась в драм.
студии при Казанском Большом драм т-ре, в 1923-25 работала как актриса в
труппе Казанского политотдела. Лит. деятельность начала в 1932 (писала
преимущественно для детей). Автор пьес: "Находчивый юноша" (1945, Т-р
им. Камала, Казань), "Колыбельная песня" (1949), "Ильдус" (1950),
поставленных татарской труппой ТЮЗа (Казань). X. К.
АППАРАО, Гурузада (30. XI. 1861-30. XI. 1915)- индийский писатель.
Один из основоположников совр. лит-ры на яз. телугу. В 1896 написал свою
первую пьесу "Каньясулкам" ("Выкуп за невесту"), посв. бесправному
положению женщин Андхры. Пьеса, отмеченная реалистич. характеристикой
героев, написанная разговорным языком, успешно ставилась любительскими
коллективами. А. принадлежат также пьесы "Кондубхаттийяму",
"Биль-ханнийяму", направленные против религиозных и кастовых
предрассудков. Св. 77.
АППИА (Appia), Адольф (1. IX. 1862-29. II. 1928) - музыкант, художник
и теоретик театра. Род. в Женеве (Швейцария). Творч. взгляды А.
формировались в 90-х гг. в кругах, близких вагнеров-скому т-ру в
Байр„йте и пропагандировавших идеи музыкальной драмы. Наблюдая
ремесленническую, рутинную постановку произв. оперного иск-ва на сцене,
А. выступил с книгой "Сценическое воплощение вагнеровской драмы" (1895),
а затем с работой более общего характера - "Музыка и е„ сценическое
воплощение" (1899). А. требовал, чтобы оформление спектакля было
подчинено интересам акт„ра, к-рого должны окружать не иллюзорные
живописные холсты, а подлинно тр„хмерное пространство, с планшетом
сцены, разбитым на планы различной высоты, по к-рым мог бы двигаться
акт„р. Мощным выразит. средством А. считал свет, но не рамповый и
софитный, уничтожающий тени, а концентрированный, создающий тени и
выявляющий объ„м. Подчиняя сценич. оформление спектакля раскрытию
душевного состояния персонажа, А. требовал отказа от бытовой и историч.
детализации, призывал к предельной обобщ„нности, абстрактности и
условности декорации, считал, что цветовой или световой штрих способен в
большей мере раскрыть эмоциональное содержание образа, чем бытовые
детали. Ок. 1910 А. стал работать совм. с Э. Жаком-Далькрозом в
руководимом последним Ин-те ритмической гимнастики (Хеллерау), где
участвовал в создании пластич. композиций. С этих пор понятие ритма
занимало вс„ большее место в его теоретич. трудах и проектах оформления
спектаклей. Замыслы сценич. (пространственного и светового) воплощения
муз. драм Вагнера, а позднее и др. муз. и драм. произведений (пьесы
Ибсена, "Фауст" Г„те) А. фиксировал в эскизах. В 1903 в Париже по его
замыслу была осуществлена пост. отрывков из симфонич. музыки Шумана к
поэме "Манфред" Байрона и из оперы "Кармен". В 1912 в Хеллерау совм. с
Жаком-Далькрозом А. пост. пластич. композицию на муз. оперы "Орфей и
Эвридика" Глюка. В 1923 в миланском т-ре "Ла Скала" по его проектам и
эскизам была пост. опера "Тристан и Изольда" Вагнера.
На теоретич. взгляды А. оказали влияние символистские тенденции,
характерные для бурж. иск-ва его времени. Но искания А. во многом
определили новаторские устремления передовых режисс„ров и театр.
художников нач. 20 в. (М. Рейнхардт. Ж. Копо, Ж. Питоев, В. Э.
Мейерхольд, А. Я. Таиров и др.).
С о ч.: La mise en scene du drame wagnerien, P., 1895; Die Musik und
die Inszenierung, Monaco, 189JB; Comment reformer notre mise en scene,
"Revue", P., 1904, 1; Notes sur le theatre, "La vie musicale", Lausanne,
1908, 1,15 Apr.; Die Musik und das Buhnenbild, в кн.: Katalog der
Zuricher Theaterkunstausstellung..., Z., 1914; L'oeuvre d'art vivant,
Gen., 1921; L'art vivant ou nature morte?. P., 1923; Album de
productions, Z., 1929;
Goethes "Faust", Bonn, 1929.
Лит.: Волконский С., Адольф Аппиа, в кн.: Художественные отклики,
СПБ, 1912; Бабенчиков ?.,?? Анпиа и Крэга к будущему театру, "Новая
студия", М., 1912, сј 10; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на
пубеже XIX - XX столетий, Л.-М., 1939; S i m o n s ? n L., Adolphe
Appia, в кн.: The stage Is Set, N. Y., 1946; "Theatre Arts Monthly",
1932, August; G u e r r i e r i G.,ba Appia a Gordon Craig, в кн.: La
regia teatrale, Roma, 1947. А. Мое.
АППЛИКАЦИЯ в т е а т p e (от лат. applicatio -накладывание) -при„м
изготовления декораций, обивки мебели, мягкой бутафории, костюмов. А. в
декорациях созда„тся пут„м наложения на основу(непрозрачную- холст,
просвечивающую - бязь, или прозрачную - сетка) деталей, вырезанных из
материала различной плотности, фактуры и окраски. Для А. на плоских
завесах применяются мягкие, л„гкие материалы (бязь, марля, тюль и др.);
при апплицировании на объ„мных предметах также и более тяж„лые материалы
(холст, байка, плюш и др.). Художник-исполнитель наносит на осн.
материала рисунок А. Затем окрашенные куски А. нашивают или наклеивают
пластическим клеем на основу (предварительно А. пропитываются
огнезащитным составом и подкрахмаливаются). При подсвечивай ии сбоку и
освещении сзади декорации с А. могут создавать разнообразные
выразительные эффекты.
Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные декорации, М., 1952.
"АПТЕКАРЬ" ("Der
Apotheker")-опера И. Гайдна, либр. по пьесе К. Гсль-дони"Lо
Speziale". Пост. осенью 1768, замок князя Эстергази в Зйзентптадте.
Последующие пост.: Вена (1770, 1895,' 1899, 1909, 1932); Дрезден (1895);
Гамбург (1895); Амстердам (1911); Лондон (1925); Нью-Йорк (1926);
Будапешт (1932). Изда ния.-"A.", W.-Lpz., A. J. Gutmann, 1895. Д\ Гр.
АПУШКИН, Яков Владимирович [р. 2(14). X. 1899] - русский советский
драматург. Окончил Военно-педагогич. институт (1921). Лит. деятельность
начал в 1917. Автор одноактных пьес в стихах
("Невольник чести", "Солдатская клятва", "Горная сказка" и др.),
ставящихся коллективами художественной самодеятельности, а также
многоакт-ных пьес - "Богатырский сказ" (1945, Мичуринский тезтр) и др.
А. принадлежат переводы на рус. яз. пьес народов СССР: "Батыр Курманбек"
Джантошева (1944), "Чермен" Плиева (1957) и др.
Соч.: Пьесы, М., 1957; Камерный театр. 1914-1927, M.-Л., 1927;
Живогазетный театр. М., 1930; К. Ф. Юон, М.. 1936.
АПХАЙДЗЕ, Эммануил Элисеевич [р. 17(29). VIII. 1899] - грузинский
советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Род. в Кутаиси, в семье
ремесленника. По окончании кутаисского реального уч-ща (1917) работал
суфл„ром в Кутаисском т-ре. В 1921-23 - акт„р Батумского, в 1923-24 -
Кутаисского т-ров, с 1924-в Т-ре им. Руставели (Тбилиси). В 1926 окончил
театр. ин-т в Тбилиси. А. играет преимущественно комедийные и
характерные роли. Созданные им сценич. образы отмечены ярким юмором,
нац. своеобразием. Среди ролей А.:
Босо ("Измена" Сумбатова), Гонджа ("Арсен" Шан-шиашвили), Мирза
("Потопленные камни" Мосаш-вили, Ст. пр. 1951), Нестор ("Из искры..."
Дадиани), Соломон Морбеладзе ("Осенние дворяне" Клдиаш-вили), Бублик
("Платон Кречет"), Городулин, Дуд-кин ("На всякого мудреца довольно
простоты", "Еез вины виноватые"), Пандольфо ("Невеста из афиши"
Гольдони), Диего ("Испанский священник" Флет-чера). Снимался в кино
(фильмы "Клятва", "Арсен" и др.). , Г. Б.
АРАБДАН (1904-43) - монгольский акт„р. Засл. арт. МНР (1942).
ЧленМНРП. С 1931 до конца жизни работал в драм. т-ре в Улан-Баторе.
Исполнял характерные, гл. обр. отрицат. роли. Среди ролей: лама-учитель
("Т„мная власть"), слуга ("Маньчжурский закон"), тушмил, лама ("Новый
путь", "Три Шарайгольских хана" Намдака), Жеронт ("Проделки Скапена").
Г. У.
АРАБЕСК (франц. arabesque, букв.- арабский) - одна из основных поз
классич. танца. Во время выполнения А. тело опирается на выпрямленную
ногу, другая, также прямая, 'поднимается и вытягивается назад вверх,
одна рука вытягивается впер„д, другая отведена в сторону или назад
корпус наклон„н впер„д, спина вогнута, вытянутая нога и рука
уравновешивают корпус. Существуют и др. варианты этой основной схемы,
напр. в романтич. балете часто применялся А., при к-ром руки
скрещивались и сгибались над грудью. В совр. балете встречается много
разнообразных форм А. (см. Поза).
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., Л.--М.,
1948.
АРАБЛЙНСКИЙ (наст. фам.- Х а л а ф о в), Гусей н Мамед оглы [1881,
Баку,- март 1919, там же] - азербайджанский акт„р, режисс„р. Род.. в
семье моряка. Учился в русско-татарской школе, где участвовал в
спектаклях ученич. театр. кружка под рук. педагога и театр. деятеля Г.
Махмудбекова. Изучал рус. и зап.-европ. драматургию, посещал спектакли
рус.т-ро. Впервые выступил в ученич. спектакле в 1897 в Баку; играл
эпизодич. роль конюха в комедии "Везир ленкоранского ханства" Ахундова.
С 1905 выступал как проф. акт„р (первая значительная роль - Рустамбек в
"Горе Фахред-дина"Везирова). Играл в первых проф. азербайджанских
труппах об-в "Ниджат", "Сафа" и др. Был режисс„ром и организатором
спектаклей; гастролировал в городах Закавказья, Поволжья, Сев. Кавказа,
Закаспия, в Иране.
А. был основоположником азерб. театр. иск-ва, боролся за демократич.
передовое направление нац. т-ра против бурж. руководителей трупп,
насаждавших реакц. тенденции, пропагандировал азерб., рус. и мировую
классич. драматургию. Творчество А. выражало прогрессивные демократич. и
гумани-стич. идеи, он создал пламенные эмоциональные образы передовых
людей, выступающих против феодального гн„та, косности и бесправия,Фахрад
("Несчастный юноша" Ахвердова), Фахреддин ("Горе Фахреддина" Везирова),
Бахадыр ("Бахадыр и Сона" Нариманова, 1916). Величие и мощь народа А.
воплотил в образе ку: еца Гяве (о. п. Ш. Сами, в обработке С. Ахундова
(1908). Острые обличительные характеристики тиранов и деспотов были даны
А. в ролях - Ага Мухаммед-шах Каджар (о. п. Ахвердова, 1907) и Надир шах
(о. п. Нариманова, 1906). Обличение деспотии было продолжено А. и в
образе Франца Моора (1907). Сатирнч. сила дарования А. проявилась в
исполнении ролей Гейдарбека ("Гаджи-Кара", или "Приключение скряги",
Ахундова), Наджаф-бека ("Разор„нное гнездо" Ахвердова): Хлестакова,
к-рую он играл с успехом в течение ряда лет. Выдающееся создание А.образ
Отолло (1910), отмеченный благородством, величием, человечностью.
Вдохновенное, поэтичное пск-во А. поражало реа-листич. выразительностью,
мастерством сценич. характеристик. Игре его были присущи огромный
темперамент и глубокая правда. Выступая как режисс„р, А. ставил пьесы
Ахуп 'sa,. Ахвердова, Везирова, муз. драмы У. Гаджибе( !. переводную
классич. драматургию: пьесы Гоголя, Тургенева, Шекспира, Шиллера,
Сундукяна, Ширванзаде, с к-рыми он впервые познакомил азерб. зрителя.
Особый интерес представляет пост. А. (в 1916) комедии Мамедкулизаде
"Мертвецы". Осуществлял пост. спектаклей как на проф. сцене, так и в
любительских кружках (Балаханский и др.). А. оказал воздействие на
творчество многих видных азерб. акт„ров (А. М. Шарифзаде, С. Рухулла, М.
Давудова и др.). Был первым азерб. акт„ром, снимавшимся в кино ("В
царстве миллионов и нефти"). Выдающийся азерб. трагик, утверждавший
своим творчеством народность и передовую идейность искусства, А. был
убит мусаватистом.
Лит.: С а б и т Р а х м а н, Гусейн Ара-блинский, в сб.: Искусство
Азербайджана, т. III. Материалы по истории Азербайджан-ского театра,
Баку, 1950, с. 243-251; Д ж а-фа ров Дж., Азербайджанский драматический
театр. Баку, 1959; С а б и т Р а х м а н, Г. Араблинский. Баку, 1949; С
а р а б-ский Г. К., Бир актерун хатилэлэри, Бакы, 1930; Hycejn
Эрэблински Мэгалэлэр, Бакы, 1949.
АРАБСКИЕ ПРЫГУНЫ - труппа акробатов (первоначально арабов). Номер А.
п. состоит из построения акроба-тич. пирамид и разнообразных прыжков в
партере. Носили стилизованные араб. костюмы. Среди прыжков, называемых
арабскими прыжками: арабское колесо (состоит из оборота тела прыгуна
впер„д, прыгун отталкивается одной ногой и, попеременно опираясь на руки
об пол, возвращается на другую ногу); арабское сальто (в отличие от
обычного сальто, тело акробата делает полный оборот в воздухе боком
через плечо. Акробат отталкивается одной ногой и приходит на другую
ногу); бедуинский прыжок и др.
АРАГВИСПИР‚ЛИ (наст. фам.- Дедабриш-в и л и), Шио Захарьевич (4. XII.
1867-2. I. 1926) - грузинский писатель, драматург. В своей первой пьесе
"Повадился кувшин по воду" (1889) отобразил борьбу крестьянства против
дворян-помещиков, а в пьесе "Князь Шио" (1905, пост. 1907) создал на
материале истории Грузии 17 в. психологич. драму патриотич. содержания.
С О Ч.: ооз00 С' " ЬЪдпоооо ЬСДРО JOO, (e). II, отооЬо, 1947.
Лит.: БарамидзеА.,РадианиШ,ЖгентпВ., История грузинской литературы,
Тб., 1958. д Д
АРАД‚ЛИ-ИШХН‚ЛИ. Георгий Николаевич [8 (20). VI. 1882-1. II. 1920] -
грузинский акт„р. Еще в ученические годы часто выступал в любительских
спектаклях и с художеств. чтением. Окончил юридич. ф-т Одесского ун-та,
в 1906 - драм. курсы А. Долинова. С 1908 играл в Тифлисском и Кутаисском
т-рах. Искусство А.-И. отмечено реалистич. и демократич. тенденциями.
Роли: Гела ("Патара Кахи" А. Церетели), Арсен (о. п. Казбеги), Гиго
("Жертва" Гедеванишвили), Анания ("Измена" Сум-батова), Тирезий ("Царь
Эдип" Софокла), Карл Моор ("Разбойники") и др.
"Л И Т.: COTOJO00 ч 00 ЬООО, 0)0(wobo, 1951; Э о L" о з О? оспо
оороо-оЬдоо, отооЬо, 1954. Т. Л.
АРАЙЯ (Araia, Araja), Франческо [1700, Неаполь,-1770 (1767?),
Болонья] - итальянский композитор. Музыке обучался в консерватории в
Неаполе. С 1729 выступал как оперный композитор (первая опера - "Свадьба
в Венеции", 1729, Флоренция). Оперы А. шли на итал. сценах. В 1735-59 и
1762 А. работал в России в качестве придворного капельмейстера и
композитора. Опера А. "Сила любви и ненависти" (1734, Милан) - первый
оперный спектакль в России (1736, Петербург). Особое значение имела
опера А. "Цефал и Прокрис" на текст А. Сумарокова (первая опера на текст
рус. автора), исполненная в 1755 молодыми рус. артистами. Этот спектакль
положил начало существованию рус. оперной труппы. А.- автор опер "Кир
признанный" (1731, Рим), "Люций Вер" (1735, Венеция), "Орфей" (1736,
Лондон), "Притворный Нин, или Познанная Семирамида" (1737), "Артаксеркс"
(1738), "Сципион" (1745), "Митридат" (1747), "Беллерофонт" (1750),
"Титово милосердие" (1751), "Александре Индии" (1756) (поставлены в
Петербурге), "Селевк" (1744, Москва) и др. Оперы А., написанные на
историко-мифологич. сюжеты в традиц. стиле итал. опера-сериа, имели
успех в придворном кругу. А. принадлежат также кантаты, сонаты и др.
соч.
Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, вып.
5, M.-Л., 1928; M o o s e r R.-A.. Anna-les de la musique et des
musiciens en Russie au XVIII siede, t. 1-3, Gen., 1948-51.
АРАКИЛ1ВЙ.ЛИ (A p a к ч и e в), Димитрий Игнатьевич [11 (23). II.
1873, Владикавказ,- 13. Vili. 1953, Тбилиси] - грузинский советский
композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Нар. арт. Груз.
ССР (1929).Действительный член АН Груз. ССР (1950). Доктор
искусствоведческих наук (1943). Окончил муз.-драм. училище Моск.
филармонии (1901) и Моск. археологич.ин-т (1918). В 1908 основал журнал
"Музыка и жизнь"; был одним из инициаторов создания Моск. народной
консерватории, собирателем и пропагандистом груз. нар. музыки. Автор
первой груз. оперы, поставленной на проф. сцене,- "Сказание о Шота
Руставели" (1919), оперы "Жизнь-радость" ("Динара") (1927) (обе оперы
пост. в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили), "Нестан" (неоконч.), симф.,
вок. и др. соч., музыки к фильму "Щит Джургая" (Ст. пр. 1950),
многочисл. трудов по муз. фольклору и др. Интонационной основой
творчества А. была груз. нар. песня и нац. бытовая музыка; в операх
преобладает романсно-ариозный стиль. С 1902 А. в„л педагогич. работу (с
1918 - профессор Тбилисской консерватории).
Лит.: Бегиджанов А., Димитрий Аракишвили, М., 1953. Я. Э.
АРАКСМАНЯН, Александр Арменович [р. 3(16). VI. 1911] - армянский
советский драматург. Член КПСС с 1942. Драматургич. деятельность начал в
1936. Автор пьес - "На вулкане" (1943), "Ми-каэл Налбандян" (совм. с 3.
Вартаняном, 1952), "Розы и кровь" (1958), "Огонь твоей души" (1959) -
пост. в Т-ре им. Сундукяна (Ереван), "Когда в доме нет глаз" (1956,
Ереванский ТЮЗ), "Месроп Маштоц" (1959, Ленинаканский т-р). Пьесы А.
посв. совр. и историко-революц. темам. В. А.
АРАКСЯН, Ашхен Ованесовна [16 (28). XII. 1875-16. II. 1944] -
армянская советская актриса. Засл. арт. Арм. ССР (1934). Сценич.
деятельность начала в 1896 в Тифлисе. С 1928-актриса Ленин-аканского
театра. Одна из старейших деятельниц арм. сцены. Роли А.: Хахо
("Разор„нный очаг" Сундукяна), Шогокат ("Высокочтимые попрошайки"
Пароняна), Гур-мыжская, Кукушкина ("Лес", "Доходное место"), Клара
("Страх") и др. Б. А.
АРАКСЯН, Погос (наст. фам. - Калантарян) (22. V. 1862-29. Vili.
1918)- армянский акт„р, театральный деятель, режисс„р. Сценич.
деятельность начал в 1887 в тифлисской драм. группе. Был известен как
исполнитель характерных и комедийных ролей: Какули,
Исайи, Парсиг ("Пэпо", "Хатабала", "Разор„нный очаг" Сундукяна);
Хлестаков; Шмага, Белогубов и Юсов ("Без вины виноватые", "Доходное
место"). В 1903 основал в Тифлисе общедоступный народный т-р на Авлабаре
(р-н Тифлиса, где жили мелкие ремесленники), в к-ром был и режисс„ром.
Творчество А. способствовало демократизации арм. т-ра. В созданном им
т-ре он стремился ставить репертуар, отвечающий запросам трудового
населения, установил общедоступные цены на билеты и способствовал
популяризации театрального искусства среди широких масс зрителей. С.
Мел.
АРАЛЕЗЫ - в арм. мифологии псоглавые духи, воскрешавшие бога
Гисанэ-Ара Прекрасного (Диониса). Маски, изображавшие А., получили
распространение в древне-армянском и средневековом трагедийном театре
дзайнар-ку-гусанов и вохбергаков начиная с его зарождения из культового
церемониала в 7-6 вв. до н. э. вплоть до 16-17 в. н. э. Г. Г.
АРАМЯН, Кетеван (1845-1877) - армянская актриса. Одна из первых
деятельниц арм. проф. т-ра. Сценич. деятельность начала в 1862 в
Тифлисе. Выступала в комедиях М. Тер-Григоряна и Г. Сундукяна. Лучшие
роли: Шушан, Маргарит ("Пэпо", "Хатабала" Сундукяна). Мастер
перевоплощения, А. способствовала утверждению реалистич. направления в
арм. т-ре. Последние годы жизни провела в Кутаиси, иногда выступала в
груз. спектаклях.?. 3.
Л И Т.: 9". ? ! f{ j ш ii, -PbffLiub ikfiuiiftu'Ug. ffftwuifinb",
lu, 1895, Л? 2, 1:9 68-75. П- п L p b ii шршЪ,
fthpLuib U,fttuifjwb. (rSkhl/wif./tp)) 2.ш. UUfi- W, (шиш рш1/ш
t/iin.}, bfikwii, 1956, Л? 1, 43-56.
"АРАМЯН TATPOH" ("А p м я н с к и и театр")- армянский
профессиональный театр. Создан в 1846 в Константинополе (Стамбул), имел
драматич., балетную и цирковую труппы, оркестр. Существовал до 1866.
Т-ром руководил О. Гаспарян, художником-декоратором был А. Петросян;
дириж„р и композитор - К. Папазян. Продолжая многовековые традиции арм.
т-ра, "А. т." ставил пьесы на эпич. темы, историч. пантомимы, фарсы,
насыщенные буффонадой, злободневные водевили с пением, танцами и
музыкой. В спектакли "А. т." включались и цирковые, выступления, в них
участвовали эквилибристы, "ларахахцы" (играющие канатоходцы), жонгл„ры и
др. На средства, собранные со спектаклей т-ра, были выстроены
театры-цирки, на 1 000-1 500 мест (в Тифлисе, Константинополе). Т-р
выступал в Константинополе, Тифлисе, Ереване. Нахпчеване-на-Арак-се,
Тавризе и др. городах, где жили армяне. Г. Г.
АРАПОВ, Анатолий Афанасьевич [21. XI (3. XII). 1876-21. XII. 1949] -
русский советский театральный художник. Окончил Уч-ще живописи, ваяния и
зодчества в Москве (1906). Работу в т-ре начал в 1905 в Студии на
Поварской. Оформлял спектакли в т-рах Незлобина, Комиссаржевской,
Свободном т-ре ("Покрывало Пьеретты" Шницлера, 1913) и др. В советское
время работал в т-рах Москвы, Ленинграда, Киева и др. городов, а также в
кино. Преодолевая влияние конструктивизма, сказавшееся в его творчестве
в нач. 20-х гг., А. создал реалистич. декорации, отличающиеся цветовой
насыщенностью, остротой социальной трактовки, чувством стиля. Среди его
работ: "Растеряева у.шца" по Успенскому
(1929), "На берегу Невы" Трен„ва (1937) в Малом т-ре, "Бабы" Гольдони
в МХАТе 2-м (1929), "Варвары" в Ленингр. Новом т-ре (1937), "Станционный
смотритель" Крюкова в Оперном т-ре им. Станиславского (1940) и др.
Лит.: Выставка произведений художника А. А. Арапова. Каталог, М.,
1954 (вступ. ст. А. Шифриной). М'. П.
АРАПОВ, Пимен Николаевич [6.VIII. 1796-23.Ш (4.IV).1861] - русский
историк театра и драматург. Учился в Моск. ун-те (словесное отделение).
Был близок с Катениным, Шаховским, Загоскиным. В нач. 20-х гг. А.
работал в канцелярии моек. генерал-губернатора; состоял его секретар„м
по управлению т-рами. Печатал театр. заметки в журналах
"Благонамеренный" и "Сын отечества". А. принадлежит более 20 пьес
(комедии-водевили "Г[осподин] Блаж-нин, или Старый друг лучше новых
двух", 1826, "Лизанька", 1858,-об актрисе Е. Сандуновой) и дра-матич.
переводов с французского (водевиль Скриба "Медведь и паша", 1823,
мелодрама Пиксерекура и Дюканжа "Польдер, или Амстердамский палач",
1828, и др.). В 1830 А. издавал муз.-лит. альбом "Радуга", в 1850 -
"Драматический альбом", со-цержащий портреты, биографии артистов,
материалы и очерки по истории рус. т-ра. В конце 50-х гг. А. печатал в
газете "Северная пчела" корреспонденции о т-рах Парижа, Лондона,
Брюсселя и Берлина, издал в Париже альбом - "Драматический букет",
популяризирующий рус. драматич. и балетных акт„ров. Наиболее значит,
работа А.- "Летопись русского театра", охватывающая период 1673-1825 и
содержащая обширный фактич. материал.
Соч.: Летопись русского театра. Сост. Пимен Арапов, СПБ, 1861.
Лит.: Венгеров С. А., Критико-биографич. словарь русских писателей и
ученых,т.1,СПБ,1889, с.723-725. Т. Р.
АРАПОВА, Нафига [17 (30). IV. 1902-13. IV. 1945] - татарская
советская актриса. Засл. арт. Тат. АССР (1939). В 1914 вступила в театр.
труппу "Сайяр". В 1920-43 - актриса Т-ра им. Камала (Казань), где ярко
проявился е„ самобытный талант, широкий диапазон дарования. Играла роли
мальчика Айтугана ("Страна" Тинчурина), старухи На-гимы ("Банкрот"
Камала); Кукушкиной ("Доходное место"). X. К.
АРБАН, Николай Михайлович (р. 30. XI. 1912) -марийский советский
драматург, композитор. Засл. деят. иск-в Map. АССР (1944). В 1934
окончил муз. уч-ще в Йошкар-Ола. Драматургич. деятельность начал в
,1943, написав драму из прошлого народа мари - "Янлык Пасэт" (пост.
1944, нов. вариант в рус. пер. "Ч„рный волк", 1957). Истории мари
посвящены драмы "Падение Чалымской крепости" (1946, Марийский т-р,
Йошкар-Ола) и "Тени минувшего" (1955). А. написал либретто музкомедий на
сюжеты совр. жизни (музыка Н. Арбан п Л. Сахарова): "На лугах" (1945),
"Летняя ночь" (1946), "Новые песни" (1953) и одноактные пьесы для
самодеятельности. Г. К.
АРБАТОВ (наст. фам,- Архипов), Николай Николаевич (1869-1926) -
русский советский режисс„р и театральный педагог. Окончил юридич. ф-т
Моск. ув-та и театр. школу А. Ф. Федотова. С 15 лет участвовал в
любительских спектаклях, устраиваемых С. В. Алексеевым- отцом К. С.
Станиславского. Был акт„ром и режисс„ром в Обгцестве искусства и
литературы, к-рым руководил Станиславский. После ухода Станиславского в
МХТ возглавил это Общество. Летом 1898 на даче А. в Пушкино под Москвой
происходили репетиции спектаклей первого сезона МХТ, в т. ч. "Царя
Ф„дора Иоанновича" А. К. Толстого. С 1903 А. полностью посвятил себя
театр. иск-ву. Работал режисс„ром в Т-ре В. Ф. Комиссаржев-ской
(Петербург), где пост. спектакль "Дети солнца" Горького и др. В 1908-15
был гл. режисс„ром в т-ре
Лит. художеств. об-ва в Петербурге (Т-р Суворина), В этом т-ре А.
осуществил ряд постановок пьес клас-сич. рус. репертуара, а также
произв. Ибсена, Гаупт-мана и др. А. был режисс„ром большой культуры,
тонко чувствовавшим и передававшим эпоху и стиль пьесы (особенно
старинный уклад русской жизни). После Октябрьской революции был гл.
режисс„ром т-ра Гос. народного дома в Петрограде. В 1918 был привлеч„н
А. В. Луначарским к работе в художеств. коллегии при Фотокинокомитете.
По инициативе А. и при его участии была организована первая в России
киношкола (впоследствии ин-т и техникум экранного иск-ва). В 1921-22
А.гл. режисс„р б. Александрийского т-ра, в 1923-24 - снова гл. режисс„р
т-ра Гос. народного дома. В„л педагогич. работу.
Лит.: Г л а м а-М ещерскаяА., Воспоминания, М.-Л., 1937; Ходотов Н.,
Близкое-дал„кое, М.-Л., 1932;
"Жизнь искусства", Л.-М., 1926, .ј 13, с. 12; "Рабочий и театр", Л.,
1926, ј 13, с. 14. А. Кл.
АРБАТСКИЙ ТЕАТР [Новый император-' ский (Арбатский) театр] -
театральное здание, находившееся в Москве на Арбатской площади в
1808-12. Арх.- К. И. Росси, сценич. устройство и машинерия -
механика-машиниста Борнье. Т-р открылся 13 апр. 1808 драм. прологом
"Баян, древний песнопевец славян" С. Н. Глинки. В А. т. играли 2
драматич. труппы - русская (в не„ входили акт„ры Петровского т-ра,
сгоревшего в 1805) и французская. Ставились также балетные спектакли (с
участием Л. Дюпора, Делиля, А. П. Глушковского). В 1811 на сцене А. т.
одновременно, в одном репертуаре ("Андромаха", "Ифигения", "Гофолия",
"Федра" Расина, "Меропа", "Танкред", "Заира" Вольтера), выступали две
знаменитые трагич. актрисы: франц.- Жорж, и рус.- Е. С. Сем„нова. Здание
А. т. сгорело во время моек. пожара 1812.
Лит.: Г л у ш к о в с к и и А. П., Воспоминания балетмейстера...,
Л.-М., 1940, с. 80,84,96,219- "Репертуар Русского и Пантеон иностранных
театров", СПБ, 1843, т. III, кн. 7, с. 3-4. А. Шн.
АРБЕНИН (наст. фам.-Г ильдебрандт), Николай Ф„дорович (21. VII. 1863
- 14. VIII. 1906) - русский акт„р и переводчик. Учился в драм. классе
при Моск. консерватории (под рук. И. В. Самарина). Сценич. деятельность
начал в 1885 в Москве (Малый т-р). С 1895 - акт„р Александрийского т-ра.
А. исполнял героич. и характерные роли (Калачник, Лопухин - "Дмитрий
Самозванец и Василий Шуйский", "Комик XVII столетия" Островского, Акт„р
- "Гамлет", Дон Жуан - "Много шума из ничего" и др.). А. много работал в
области театр. критики (статьи "Карл Гуцков как драматург", "Артисты и
театры современной Италии", "Альфред де Мюссе и Рашель" и др.). Ему
принадлежит ряд драматич. переводов ("Дон Фернандо. Стойкий принц" Каль"
дерона, "Граф де Ризоор" Сарду, "Лорензаччо" Мюссе, "Сафо" Грильпарцера
и др.).
Соч.: Западный театр [Сб. переводов А.], СПБ, 1906. Лит.: "Театр и
искусство", П., 1906, ј 34, с. 514-515 (ст-Кугеля); "БИТ". Сезон
1907-1908, вып. XVIII, СПБ, [1908], с. 292-293. А. Шн,
АРБУЗОВ, Алексей Николаевич [р. 13(26). V. 1908] - русский советский
драматург. Лит. деятельность начал в 1923. Писал агитобозрения для т-ра
малых форм Пролеткульта. Первая пьеса А. - "Класс" (1930, Рыбинский
драм. т-р). В 1935 написал комедию "Шестеро любимых" (Вен„вский
колхозный т-р) и пьесу "Дальняя дорога" (Моск. Т РАМ), в к-рой отч„тливо
обозначались осн. мотивы творчества А.: пристальное внимание к
формированию духовного облика советского молодого человека, тонкий
лиризм, склонность к интимным камерным формам драмы, к длительной,
охватывающей обычно несколько лет, протяж„нности действия. Эти
особенности, позволяющие драматургу проследить становление характера
героя, особенно последовательно выражены в одной из лучших его пьес
"Таня" (1939, Моск. т-р Революции; в гл. роли - Бабано-ва; новая
редакция пьесы - 1946), которая принесла А. широкое признание, была
пост. почти во всех театрах страны. На сюжет этой пьесы Г. Г. Крейтнером
написана одноим. опера (либр. композитора и А., 1954, Куйбышевский т-р
оперы и балета). В 1939 вместе с режисс„ром В. Н. Плучеком А.
организовал Московскую театральную студию, к-рая во время Великой
Отечеств, войны стала фронтовым т-ром. Здесь были пост. пьесы А. "Город
на заре" (сочинена совм. со студийцами, 1940), "Бессмертный" (соавтор А.
К. Гладков, 1942), "Домик в Черкизове" (1943, в нов. ред.-"Домик на
окраине", 1954, Моск. т-р им. Маяковского). С окончанием войны студия
закрылась. В 1947 А. написал л„гкую комедию-шутку "Встреча с юностью"
(Ленингр. т-р Комедии), в 1948 инсценировал роман И. С. Тургенева
"Накануне" (Т-р им. Вахтангова), в 1952 выступил с пьесой "Европейская
хроника" (Т-р им. Ермоловой), в к-рой отразил процесс политич.
дифференциации зап.-европ. интеллигенции. К лучшим и наиболее
характерным произведениям А. принадлежит также пьеса "Годы странствий"
(1954, Моск. т-р им. Ленинского комсомола). В 1959 А. создал драму
"Иркутская история" (Т-р им. Вахтангова, Валя - Борисова, Сергей -
Ульянов), в к-рой характерные для А. морально-этич. мотивы обрели
высокую гражданственность. В этой пьесе продолжены поиски новой
драматической формы, начатые А. еще в период работы над пьесой "Город на
заре". Е„ характерные особенности -наличие хора, общение хора и
персонажей со зрительным залом, переход действия из настоящего в прошлое
и т. п.-отличаются отпрежней интимной манеры А. Однако и в этой
"открытой" форме драмы А. сохраняет тонкий психологизм, строгую
мотивированность развития действия, многогранность характеров, острый
драматизм. Среди пьес А. также трагикомедия "Двенадцатый час" (1960, Т-р
им. Вахтангова). Свои мысли о т-ре и драматургии А. высказал в ряде
статей.
Пьесы А. широко ставятся в Чехословакии, Болгарии, Германии (ГДР),
Польше, Албании и других странах.
Соч.: Пьесы, М., 1957; Город на заре, "Театр", 1957, No 11;
Двенадцатый час, Иркутская история, М., 1960; Путь драматурга (Четыре
беседы с молод„жью), в сб.: Советская литература и вопросы мастерства,
вып. 1, М., 1957.
Лит.: Рудницкий К., Драматургия Арбузова, "Театр", 1957, ј 4. Я. Р.
АРВЕЛО (Arvelo), Ритва (р. 11. III. 1921) - фин екая актриса,
режисс„р и театральный деятель. В 1945 окончила финскую Театр. школу. В
1945-46 играла в Народном т-ре; в 1946-48 и 1949-52 - в Финском нац.
т-ре; с 1952 - в "Интимном т-ре". Роли:
Нлона ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Элиза ("Пигмалион" Шоу),
Розалинда ("Как вам это понравится") и др. С 1951 занимается
режисс„рской деятельностью в "Интимном т-ре" (1952-53, 1959-60);
Народном т-ре (1953); "Рабочем т-ре" (1953-55); объедин„нном Народном
рабочем т-ро (1956-58). Пост. "Кавказский меловой круг", "Добрый человек
из Сецуана" Брехта (1954, 1955; А.- автор переводов этих пьес на фин.
яз.), "Ребро мужчины", "Золотой тел„нок" ‚туни (1957, 1959),
"Лисистрата" Аристофана (1959) и др. С 1952- педагог финской Театр.
школы. А.- автор очерков о т-рах СССР, Китая, Франции и Германии. С. Л.
АРГЕНТИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
У индейских плем„н, населявших территорию современной Аргентины
(кечуа, гуарани и др.), до исп. завоевания (16 в.) не существовало проф.
театр. искусства, хотя в танцах и ритуальных обрядах содержались
элементы театр. действия. В 17 в. иезуиты, пропагандируя католицизм,
использовали элементы нар. иск-ва, устраивали театрализованные
религиозные шествия и представления на сюжеты библейских сказаний. В
1626 Л. Бергер (француз по происхождению) обучил танцам группу индейцев,
к-рые принимали участие в религиозных представлениях. Во 2-й пол. 17 в.
при дворах исп. вельмож и в учебных заведениях создавались любительские
труппы, в репертуар к-рых входили исп. ay/no и комедии.
Первое драматич. произведение в Аргентине - лоа (одноактная
аллегорич. пьеса), А. Фуэнтеса дель Ар-ко, пост. в 1717 в Санта-Фе. В
ноябре 1747 в связи с коронацией исп. короля Фердинанда VI на
центральной площади Буэнос-Айреса были построены крытые подмостки, на
к-рых разыграны комедии "Оружие красоты", "Плоды любви и ненависти" и
"Жизнь есть сон" Кальдерона, "Честь прежде всего" Морето. В 1760 в
Буэнос-Айресе пост. драма "Второй Сципион" и ряд опер. В 1783 построен
первый гор. т-р "Дом Комедии", или "Ранчерия". В конце 18 в. появляются
драм. произведения, отражающие рост нац. самосознания. К ним принадлежит
героич. трагедия "Сирипо" М. X. Ла-вардена на сюжет истории индейцев
(1789, "Ранчерия"). Получают развитие жанры сай нете (муз. комедия),
лоа, тонадилъяс и др. В сайнете "Любовь эстансьеры" неизв.автора (1792)
скромный труженик - аргент. крестьянин - противопоставлен знатному
иностранцу - фанфарону и трусу.
В конце 1804 вместо сгоревшего в 1792 "Дома Комедии" был построен т-р
Малый, или Временный Колисео (с 1838 работает под назв. "Архентичо").
До 1810 здесь шли преим. произв. исп. авторов. В период борьбы за
независимость и после провозглашения 25 мая 1810 независимости Аргентины
пьесы исп. авторов были исключены из репертуара. Особую популярность
приобрела в это время нац. драма "25-е мая", написанная группой аргент.
авторов в ознаменование 2-й годовщины нац. независимости. Развитию
революц. классицизма на аргент. сцене в 1-й четверти 19 в.
способствовало "Общество хорошего вкуса" в Буэнос-Айресе (1817-27),
созданное передовыми актeрами и драматургами.
Драматурги периода борьбы за независимость Л. А. Моранте, К. Энрикес,
X. М. Санчес использовали в качестве образца трагедии франц.
просветителей и
В. Альфьери. Моранте в пьесе "Тупак-Амару" и Энрикес в пьесе
"Ками-ла, или Патриотка Южной Америки" обратились к теме борьбы индейцев
за независимость. Традициям классицизма в 20-е гг. 19 в. следовали
авторы любовно-психологических трагедий М. Бельграно - "Молина" (1824) и
X. К. Варела- "Дидона" (1823) и "Ар-хиа" (1824). Одновременно появляются
сайнете "Свадьба Чивико и Пан-ча" (1823), "Праздничный день в Барракас"
неизв. авторов, характеризующиеся нац. колоритом, нар. языком,
сатирически изображавшие представителей господствующих классов. Среди
известных актeров этого времени В. Ортега, Ф. Касерес, X. Каса-куверта,
Т. Гевара.
Становление нац. ар-гент. т-ра было прервано приходом в 1829 к власти
Росаса. Во время реакционной диктатуры Росаса (до 1852) передовые
драматурги подвергались преследованиям, часть из них ушла в армию
сопротивления.
В 19 в. в А. т. ид. получило развитие романтич. направление, начало
к-рого было ознаменовано постановкой в 1830 пьесы "Атала" X. Фернандеса
Мадрида (по Ф. Р. Шатобриану). Наиболее известные драматурги этих лет:
К. М. Куэнка (комедия "Дон Тадео"), X. Б. Альберди ("Гигант Амаполас"),
революционные эмигранты - X. Мармоль (трагедии "Поэт" и "Крестоносец") и
П. Эчагуэ (автор ряда комедий и драмы "Рссас", соч. 1852, пост. 1860).
После падения Росаса национально-освободит. тема возродилась в 60-70-х
гг. в историч. драмах романтиков М. Ортеги ("Люсия де Миранда", 1864) и
Ф. Фернандеса ("Монтеагудо", 1880). В 80-е гг. возник жанр романтич.
мелодрамы с гл. героем гаучо (крестьянин-скотовод) - жертвой социальной
несправедливости, объявившим войну обществу. Тема гаучо была
заимствована из народного творчества и аргентинской литературы, в
частности из поэмы "Мартин Фьер-ро" X. Эрнандеса. Начало новому жанру
(см. Гаучо театр) положила пантомима "Хуан Морейра" (по мотивам одноим.
романа Э. Гуть-ерреса),пост. в 1884 акт„ром и директором цирка "Пепино
88" в Буэнос-Айресе - X. Подестой. Нац. колорит пантомимы, нар. песни и
танцы определили е„ популярность.
В конце 19 - нач. 20 вв. в т-рах "Виктория", "Аполо" (Буэнос-Айрес)
ставились пьесы "Каландрия" М. Легисамона, "В деревню" Н. Гранады,
"Камень преткновения" М. Коронадо, "Страна", "Хесус Назарено" Э. Гарсиа
Вельосо и др., в которых развивались мотивы социального протеста.
В нач. 20 в. в репертуар аргент. т-ров входили комедии Г. Лаферрере
"Летние безумцы" (1905), "Семья Барранко" (1908), "Под пятой" и др.,
пьесы Р. Пайро "Марко Севери", "Плоды пожинают другие", "На развалинах"
и др. Многие аргент. т-ры ставили сарсуэлы (комедии с пением и танцами)
- "92-й год" Э. Со-рия и сайнете "Друзья", "Батрак" Н. Трехо,
"Экскурсанты" А. Вакаресы (1911). Расцвету А. т. и д. способствовало
творчество крупнейшего аргент. драматурга Ф. Санчеса - автора пьес "Мой
сын - доктор", "Чужеземка", "Разлад в семье Барранко" и др. Лучшие из
этих пьес - реалистические по своему характеру; им присущи гуманизм,
сочувствие эксплуатируемым народным массам.
В нач. 1920-х гг. А. т. и д. переживали кризис, обусловленный
непрерывной сменой правительств, проводивших политику закабаления страны в интересах иностранного капитала, и конкуренцией голливудского кино.
Традиционное сайнете превратилось в пошлую комедию и уступило место т.
н. креольской ревисте - кратким обозрениям на темы городской жизни. В
1922 в Аргентине распространился жанр батаклан, характеризовавшийся
грубостью, пошлостью и ставший, по отзывам аргент. критиков, "опасной
эпидемией". На фоне общего упадка выделялись пьесы "Развал" В. Куитинъо,
"Наводнение" Р. Г. Пачеко, "Дом для престарелых", "Матушка", "Акула",
"Тени на стене" Ф. Новоа, "Честные люди", "Кукла", "Часовщик" А.
Дис-сеполо, "Некто Серванто Гомес", "Турецкий романс" С. Эйчелъбаума.
Однако большинство т-ров, носивших характер коммерческих предприятий,
ставили развлекательный, низкий по художеств. уровню репертуар, это
вынуждало прогрессивных акт„ров, режисс„ров и драматургов искать новых
путей и форм творч. работы.
В 1920-е гг. возникли театр. организации, выступавшие против коммерч.
т-ров, за обновление и возрождение театр. иск-ва. Эти организации
положили начало созданию т. н. "независимых театров", боровшихся за
развитие драматургии, воспитание кадров акт„ров и режисс„ров, за
изучение опыта европ., в т. ч. русского т-ра, особенно системы К. С.
Станиславского. Деятели "независимых театров" организовывали конкурсы на
лучшие драматич. произведения аргент. авторов и постановку их на сцене,
лекции и конференции для зрителей и т. д. Наиболее крупными
"независимыми театрами" в Буэнос-Айресе были "Эль Пуэбло" ("Народный
т-р"; осн. реж. Л. Барлетта в 1930), "Еврейский народный т-р" (осн. в
1935), "Ла Маскара" (осн. актeром и режиссeром Р. Пасано в 1937).
На сценах "независимых т-ров" были поставлены произв. мировой
классич. и совр. драматургии (Софокл, Шекспир, Мольер, Кальдерой,
Гольдони, Ибсен, Чехов, Горький, Брехт, Сартр, Симонов и др.). В их
работе принимали активное участие передовые драматурги (К. Фейхоо, Р.
Арльт, О. Драгун, А. Кусани, К. Горостиса и Др.), актeры (А. Боэ-ро, М.
Села, М. Альварес и др.), режиссeры (Л. Бар-летта, П. Аскини).
В творчестве драматургов Л. Барлетта (пьеса "Ненависть", 1931, и
др.), Р. Гонсалеса Туньона ("Собраны в полночь", 1934), Р. Г. Пачеко
("Товарищи", 1931) впервые прозвучала тема пролетарского
интернационализма. Но в поисках новой драматич. формы они вначале
обращались к абстрактной символике и лишь позднее вступили на путь
реалистич. изображения действительности.
В 1935 Гос. комиссия по делам культуры создала в Буэнос-Айресе
Национальный т-р комедии (на базе "Т-ра Сервантеса") и Нац. ин-т
изучения т-ра. Были осуществлены постановки спектаклей: "Сумасшедшие"
Лаферрере, "В своей семье" Санчеса, "Каландрия" Легисамона, "Влюбл„нная
скромность" Лопе де Вега, "Сирано де Бержерак" Ростана, "Венецианский
купец". Однако деятельность Нац. т-ра не была поддержана
общественностью. Большей популярностью пользовались частные труппы. Цены на билеты резко возросли, и т-р стал доступен лишь для обеспеченной
буржуазной публики.
В 40-50-е гг. приобрели популярность психоло-гич. драмы "Одиночество
тво„ имя", "Две руки" С. Эйчельбаума, испытавшего влияние творчества
Достоевского, а также Ибсена, Стриндберга.
Центр театр. жизни Аргентины - Буэнос-Айрес. Среди лучших
"независимых т-ров" 50 - нач. 60-х гг. "Эль Пуэбло", "Новый театр",
"Фрай Мочо", "Еврейский народный т-р", "Ла Маскара", "Флоренсио
Сан-чес", работающие в Буэнос-Айресе. В репертуаре этих т-ров - пьесы А.
Кусани, X. К. Феррари, А. Беррути, А. П. Чехова, М. Горького, Шолом
Алейхе-ма, Дж. Пристли и др.
На сцене коммерч. т-ров (Национальный т-р комедии, "Аполо",
"Архентино", "Политеама", "Одеон", "Лисео" и др.) ставятся переводные,
незначительные по содержанию пьесы, рассчитанные на вкусы мелких буржуа.
В 1943 создан Гос. кукольный т-р. Среди т-ров кукол Буэнос-Айреса
также - "Театро де Пепе","Калесита", "Марионетка", "независимый т-р"
"Лучше и больше".
Правительство Аргентины предприняло меры, направленные на развитие
нац. т-ра; опубликован проект закона о т-ре, в к-ром предпринимателям
рекомендуется ставить в первую очередь произведения нац. авторов. В 1958
был проведeн конкурс на лучшие драматич. произведения (среди лучших -
"Хлеб безумия" Горостисы). В ряде университетов (гг. Тукуман, Кор-дова и
др.) в течение летних каникул работают курсы сценич. иск-ва, на к-рых
изучается система Станиславского.
Среди деятелей т-ра Аргентины: режисс„ры А. Боэро, П. Аскини, К.
Горостиса, Ф. Петрони, Р. Пасано, акт„ры М. Ортис, Э. Франко, Л. Веиль,
Б. Зингерман, Т. Мерельо, Л. Сандрини, X. Сибериан. Ал. Р.
Музыкальный театр. В 1825 в Буэнос-Айресе состоялся первый оперный
спектакль - "Се-вильский цирюльник" Россини. В 1877 Ф. Аргреа-вес создал
первую аргентинскую оперу "Белая кошка" (Буэнос-Айрес). В опере
ощущается влияние итал. оперного иск-ва; это произв. носит
подражательный характер и имеет значение только как одна из ранних
попыток создания нац. оперного произв. Первым крупным аргент. оперным
композитором был А. Берутти, написавший неск. произв. на сюжеты из нац.
истории. Наиболее известна его опера, рассказывающая о жизни
гаучо,"Пампа" (1897, Буэнос-Айрес).
В 1820 аргент. акт„р X. Касакуверта вместе с танцовщиком А. Кампомане
и Ф. Кихано составили балетную труппу, к-рая выступала с нац. танцами. В
1832 в т-ре "Виктория" эта труппа поставила первое представление "Танец
девушек".
В 1908 в Буэнос-Айресе был открыт оперный т-р "Колон"; в год открытия
в т-ре была пост. опера Г. Панисы "Аврора", посвящ„нная борьбе аргент.
народа за независимость. В ней композитор использовал нар. аргент.
мелодии. Широко применял в сво„м творчестве нар. музыку инков и
композитор К. Гаито (оперы "Оллантай", 1926, "Кровь гитар", 1932).
Большим успехом пользовались оперы А. Рогатиса "Уэмак" (1916) и "Невеста
еретика". Первой оперой, либретто к-рой было написано на исп. яз. (до
этого либретто писалось на итал. яз.), была опера известного композитора
Ф. Боэро "Тукуман" (1918). Этому же композитору принадлежит популярная в
Аргентине опера "Разбойник" (1929), посвящ„нная жизни гаучо. Творчество
Боэро положило начало формированию аргент. проф. нац. оперной школы. В
20-30-е гг. пользовались известностью оперы А. Счиумы "Табаре" (1925)
(либретто по одноим„нной уругвайской поэме), "Легенда Урутау" X. Хиларди
(1934), "Красный город" Р. Эспойле (1936) (либретто на тему из истории
борьбы против диктатуры Росаса) и др.
В 1908 т-р "Колон" имел балетную труппу из 40 итал. танцовщиков. В
период 1908-25 на гастроли в Аргентину приезжали: труппа С. П. Дягилева
(1913 и 1917),танцовщицы А. Дункан (1915), А. П. Павлова (1917 и 1919) и
др. В 1925 в т-ре "Колон" начала работать первая постоянная балетная
труппа, состоящая из нац. танцовщиков. В труппе работали иностранные
балетмейстеры: А. Р. Больм (1925), Б. Нижинская (1926-27, 1933,
1936, 1946), Фокин (1931), А. Архентина (1933), С. Лифар (1934),
Т. Гзовская (1950-51) и др. В т-ре "Колон" работали нац. балетмейстеры,
ставившие нац. балеты: "Кометы" Maca (1932; балетм. А. Гидо и Т.
Мансини), "Панамби" Хинастеры (1940; балетм. М. Уолмен), "Однажды
случилось" Гуаставино (1942; балетм. И. Пьовано), "Побег индейцев"
Виллоуда (1943, балетм. X. Басальдуа) и др. Среди других пост. этой
труппы: "Петрушка" Стравинского (1925), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1927),
"Жизель" Адана (1930), "Концерт Моцарта" на муз. Моцарта (1942), "Ромео
и Джульетта" Прокофьева (1951) и др.
В Аргентине существуют и другие балетные труппы, в числе к-рых
"Группа современного танца". В 1959 в репертуаре этой труппы были балеты
(поставленные балетм. М. Винслоу): "Грусть" на муз. Агирре, "Сенсе майя"
(либретто на основе произведения Н. Гильена), "Ода волне" (либретто на
основе произведения П. Неруды), "Сарабанда" на муз. Баха и др.
Видным совр. оперным композитором является X. Кастро - автор опер
"Прозерпина и иностранец" (1952, "Ла Скала", Милан, первый приз на
конкурсе им. Дж. Верди в Милане), "Кровавая свадьба" (либретто по
произв. Гарсиа Лорки, 1956, т-р "Колон", Буэнос-Айрес). В конце 1950-х
гг. видную роль начал играть также оперный т-р ("Аргентинский т-р") в
Ла-Плате. Выдвинулся ряд оперных певиц и певцов: певицы Б. Бесалу, X.
Капелья, Л. Бертана, А. Кам-подонико, Э. Арисменди; певец Ф. Ботаро и
др. Среди соврем, аргент. композиторов выделяются А. Пальма, А. Пинто,
Э. Саселья и др. К жанру оперетты, не получившему развития в А.,
обращались композиторы К. Лопес ("Мадам Линч", 1932, "Амалия", 1935), X.
Maca ("Эсмеральда", "Триумф сердца", "Вечная история") и др.
Лит.: В о se h М. G-., Historia del teatro en Buenos Aires, B.Aires,
1910; E chague J. Р., El teatro argentino, B. Aires, 1928; А г t а с h o
М., Noticias para la historia del teatro nacional, B. Aires, 1941;
Morales E., Historia del teatro argentino, B. Aires, 1944; O r d a z L.,
El teatro en el Rio de la Plata, B. Aires, 1946; B e 1 t r a ? O. R.,
Los origines del teatro argentino, B. Aires, 1941; "Lyra", B. Aires,
1958, ј 167-170; S с h i u m а 0., Musicos argentinos contemporaneos, B.
Aires, 1948; De La Guardia E., Herrera R., El arte lirico en el Teatro
Colon, B. Aires, 1948; С u с u 1 1-u-R i o b o-M u n o z. El arte del
ballet en el T. Colon, B. Aires, 145. , , В. Дан.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.