Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

APTO (Artot), Маргерит Жозефин Дезире (21.VII. 1835, Париж,-ЗЛУ.
1907, Берлин) - французская певица (меццо-сопрано). Родилась в Бельгии.
Жена известного исп. баритона М. Падильи. В 1855-57 училась пению у М.
Одран и П. Виардо-Гарсиа. До 1857 выступала в концертах в Бельгии,
Голландии, Англии. В 1858 дебютировала на оперной сцене в Париже. В 1859
поселилась в Италии, выступала в оперной труппе Лорини; позже пела в
"Гранд-Опера". Гастролировала на мн. европ. сценах (в т. ч. в России,
впер-вые в 1868). Обладая голосом обширного диапазона и высокоразвитой
техникой, А. (после 60-х гг.) исполняла также партии драматич. и
колоратурного сопрано. Партии: Фидес ("Пророк" Мейербера), Розина,
Травиата, Джильда, Маргарита; Мария ("Дочь полка" Доницетти), Донна Анна
("Дон Жуан") и др. В 1889 оставила сцену; занималась педагогической
деятельностью (среди учениц А.-С. Арнольд-сон и др.). И. Ш.
"АРТС ТЙЭТР" (Arts Theatre Company) - английский театр в Лондоне.
Основан в 1942 акт„ром и режисс„ром А. Клунсом под названием "Группа
акт„ров театра Артс" на базе театр. клуба "Артс". Среди постановок т-ра:
"Андрокл и лев" (1943), "Дон Жуан в аду" (1952) Шоу; "Верная пара"
Фаркера (1944); "Гамлет" (1945); "Леди не для сожжения" Фрая (1948);
"Макбет" (1950); "Иванов" Чехова (1950). Сов р. англ. критика называет
"А. т." -"наш карманный Национальный театр". До 1953 руководителем
театра был Клуне, работавший также как акт„р и режисс„р; с 1953 "А. т."
возглавляет К. Уильяме. Ф. Я.
АРТСЕНБУЧ- (Hartzenbusch), Хуан Эухенио (9.IX.1806-2.VIII. 1880) -
испанский драматург и критик. Род. в Мадриде. В 1824 начал лит.
деятельность. В 1829 впервые выступил как драматург. По характеру
творчества был близок прогрессивным романтикам. Драмы А. "Теруэльские
любовники" (1837), "Донья Менсиа" (1838) отличаются антиклерикальной
направленностью. В дальнейшем отош„л от романтич. традиций, создав ряд
пьес-сказок и семейно-бытовых комедий: "Волшебная бутылка" (1839),
"Первым - я" (1842), "Куртизанка" (1843) и др. Пьесы А. пользовались
успехом у зрителей. С 1852 был президентом Совета т-ров. С о ч.: Obras,
v. 1-5, Madrid, 1888-92. Лит.: Hartzenbusch Е., Bibliografia de
Hartzenbusch, formada por su hijo, Madrid, 1900; Cotarelo y Mori E.,
Sobre el origen y desarrollo de la leyenda de "Los amantes de Teruel",
"Revista de Archivos", Madrid, 1907, VIII; S а г г a i 1 h J.,
L'histoire et le drame romantique d'Hartzenbusch, "Bulletin Hispanique",
Bordeau-P., 1936, XXXVIII. В. ?.
АРУТЧЯН, Михаил Аветович [р. 6(18).VII. 1897] - армянский советский
театральный художник. Нар. художник Арм. ССР (1958). Член КПСС с 1939.
Спец. образование получил в Саратовском ВХУТЕМАСе, затем в Парижской
Академии художеств. Творчество А. способствовало развитию арм. декорац.
иск-ва. Первая работа - "Адвокат Патлен" в Саратовском т-ре сатиры
(1919). В 1928- 1939 - гл. художник Т-ра им. Сундукяна (Ереван), оформил
спектакли: "Женитьба Фигаро" (1933); "Мятеж" по Фурманову (1928), "Рычи,
Китай" Третьякова (1927), "Отелло" (1940); "В кольце" Вагаршяна (1930),
"Гроза" (1935); "Лиса и виноград" Фигейредо (1958). В 1939-49 -гл.
художник Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван), оформил
спектакли:
"Кармен" (1938), "Пиковая дама" (1956); "На рассвете" ("Лусабацин")
Степаняна (1938). Работает также в кино (фильмы "Пэпо", "Давид бек" и
др.) и в области книжной графики. Л. Хал.
АРУТЧЯН, Сергей Аветович [р. 23.VI(6.VII). 1912] - армянский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в (1956). Член КПСС с
1945. Окончил архитектурный ф-т Политехнического института (Ереван).
Работал вТ-реим. Сундукяна (Ереван) и Ленинаканском т-ре им. А. Мравяна.
Оформил спектакли: "Страна родная" Демирчяна (1940), "Фронт" (1942);
"Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1946), "Капказ тамаша"
Чаренца (1957) и др. Л. Хал.
АРУТЮНЯН, Арцруни Мартиросович [p.5(18).V. 1910] - армянский
советский акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Член КПСС. Сценич.
деятельность начал в 1928 в Ленинаканском т-ре, является одним из
основоположников и бессменным акт„ром этого т-ра. Среди ролей А.:
Воскан, Элизбаров ("Злой дух", "Из-за чести" Ширванзаде), Зимзимов
("Пэпо" Сундукяна), Дарчинян ("Ярость" Ахумяна), Магистрос ("Страна
родная" Демирчяна), Гарнакерян ("Опытное поле" Заряна), Подколесин
("Женитьба"), Бело-губов ("Доходное место"), Клещ ("На дне"). Образы,
созданные А., отличаются ч„ткостью внешнего рисунка, острой
характерностью. Б. А.
АРУТЮНЯН, Аршак Акопович (1869-27.VII. 1936) - армянский советский
акт„р. Засл. арт. Арм. ССР (1934). Сценич. деятельность начал в 1889 в
арм. труппе в Тифлисе. Один из старейших акт„ров арм. т-ра. Исполнитель
национального репертуара, гл. обр. драматургии Г. Сундукяна, в пьесах
к-рЬго создал реалистич. образы - Пэпо и Зимзимов ("Пэпо"), Замбахов
("Хатабала"), Парсиг ("Разор„нный очаг"). Среди ролей А.: Городничий;
Клавдий ("Гамлет") и др. В. А.
АРУТЮНЯН, Гегам Степанович [р.15(28).XII. 1905] - армянский советский
акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Член КПСС с 1941. Сценич. деятельность
начал в 1931 в Ленинаканском т-ре. С 1946- акт„р Т-ра им. Сундукяна
(Ереван). Иск-ву А. присущи жизненная достоверность и эмоциональная
сила, он созда„т острый, запоминающийся сценич. рисунок. Поэтичностью и
вдохновенной силой наделяет А. положит. героев, образы к-рых приобретают
романтич. звучание (Ара Прекрасный - о. п. Заряна). С тонким сарказмом и
беспощадной иронией играет отрицат. роли; одна из значит, работ А.образ
Кречин-ского ("Свадьба Кречинского", 1946). Исполнение А. отличается
изяществом, ч„ткостью, выразительностью сценич. формы. Среди ролей А.:
Герцог ("Двенадцатая ночь"), Абовян ("Хачатур Абовян" Му-радяна), Кибар
("Дядя Багдасар" Пароняна), Трофимов ("Вишн„вый сад"), Казарин
("Маскарад"), Вест-Саркис ("Страна родная" Демирчяна), Акоста ("Ури-эль
Акоста" Гуцкова), Гульд ("Русский вопрос"), Земнухов ("Молодая гвардия")
и др. В. А.
АРУТЮНЯН, Гурген Михайлович [р. 9(22).VI. 1905] - армянский советский
акт„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1928 в
арм. т-ре в Баку. С 1949-в Степанакертском т-ре. Играет преимущественно
комедийные и характерные роли: Сурен ("Из-за чести" Ширванзаде), Назар
("Храбрый Назар" Демирчяна), Шейх ("Вагиф" Вур-гуна), Кудряш ("Гроза"),
фон-Кальб ("Коварство и любовь") и др. Б. А.
АРУТЮНЯН, Сурен Согомонович [р.3(16).XI. 1909] - армянский советский
театровед. Член КПСС с 1946. Автор статей и исследований по вопросам
арм. т-ра и драматургии. Написал монографии "Жизнь и творчество Г.
Сундукяна", "Арус Восканян", "Ва-гарш Вагаршян" и др. Вед„т педагогич.
работу, с 1954-зав. кафедрой истории и теории иск-в в
Ху-дожественно-театр. ин-те в Ереване. В. А.
С О Ч.: U/ffntffjnif/jwb U., IT/lflff.WUt U.lf lip/iff jtub, bflltwbf
1959 wppfib Uni.ittJ.ni.fwb, bffltwb, I960,
АРУТЮНЯН, Хорен Ованесович (1891-1952) - армянский советский акт„р.
Нар. арт. Азерб. ССР (1943). Сценич. деятельность начал в 1911 в арм.
т-ре в Тифлисе, где работал до 1931 (с небольшими перерывами). В
1931-49- акт„р арм. т-ра, Баку, с 1949 - арм. Степанакертского т-ра, с
к-рым связан зрелый период его творчества. Акт„р героико-романтич.
плана. Роли: Пэпо (о. п. Сундукяна), Рустам "("Намус" Ширванзаде),
Миллер ("Коварство и любовь"), Сем„н ("Ярость" Ахумяна), Годун
("Разлом") и др. В. А.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Александр Сем„нович [24. VII (5.VIII).1854-24.IV.1926]
- русский историк литературы. Окончил историко-филологич. ф-т Казанского
ун-та (1876). Профессор Казанского, затем Петерб. ун-тов.
Специализировался в области древней литературы. Автор работ о т-ре
допетровской Руси и 18 в.
Соч.: Драматургия Екатерининской эпохи, в кн.: История русского
театра, под ред. В. В. Калаша и Н. Е. Эфроса, т.1, М., 1914; Театр
до-петровской Руси. Историко-литератур-ный очерк, Казань, 1884; Русский
театр XVIII века, "Русское обозрение", М., 1894, т. 27, май, стр.
253-84, июнь, стр. 731-61. Е. X.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Николай Александрович [р.8 (21).XI.1914] - русский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). В 1939
окончил театрально-декоративное отделение Саратовского художеств. уч-ща
(с того же года до 1952 преподавал в этом уч-ще). Деятельность театр.
художника начал в 1945 в Саратовском Т-ре юного зрителя им. Ленинского
комсомола, где работает до наст. времени. Оформил спектакли: "Недоросль"
(1945, 1-я работа А.), "Беспокойная старость" Рахманова (1947),
"Аленький цветочек" Карнауховой и Браусе-вич (1948), "Нищий и принц" по
Твену (1950), "Где-то в Сибири" Ирошниковой (1951), "Алеша Пешков" по
Горькому (Ст. пр. 1952), "Приключения Чип-полино" по Родари (1954),
"Юность отцов" Горбатова (1958), "Два цвета" Зака и Кузнецова (1959) и
др.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. История создания т-ра в
Архангельске восходит к 1846, когда в городе было впервые сооружено
театр. здание. Здесь играли различные труппы, гастролировали мн.
выдающиеся акт„ры (В. Н. Давыдов, М. М. Тарханов, П. Н. Орленев и др.).
Постоянная труппа начала выступать в Архангельске в 1932 (первый
спектакль - "На дне"). В этом же году сооружено новое театр. здание. В
т-ре работали: акт„ры- Г. А. Белов, Е. Е Жилина, С. В. Лукьянов, А. И.
Свирский, С. И. Бестужев; режисс„ры - И. А. Ростовцев, ?. ?. ? ростов,
И. И. Азров, Н. К. Теппер, К. Т. Бережной и др. В 1937 А. д. т.
гастролировал в Москве, в 1954 - в Ленинграде.
Среди наиболее значит, спектаклей т-ра: "Дачники" (1937), "Враги"
(1938), "Варвары" (1938), "Старик" (1953), "Зыковы" (1957) Горького,
"Нашествие" (1943), "Три сестры" (1952), "Мария Стюарт" (1952);
"Порт-Артур" Степанова и Попова (1954), "Иван Рыбаков" Гусева (1954),
"Персональное дело" Штейна (1955), "В поисках радости" Розова (1958),
"Дали неоглядные" Вирты (1958), "Именем революции" Шатрова (1958),
"Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (1959); "Вишн„вый сад" (1960);
"Третья патетическая" Погодина (1960) и др. В т-ре работают (1960):
засл. артисты РСФСР С. Н. Плотников, Б. И. Горшенин, Д. С. Алексеев, М.
Н. Корнилов, артисты К. К. Кулагина, Л. П. Кузнецова, 3. X. Славина, В.
П. Соловь„ва, А. Н. Кудерман, Н. А. Сокол и др. Гл. режисс„р т-ра (с
1952) - засл. деят. иск-в РСФСР Н. А. Смирнов. Гл. художник (с 1941) -
засл. деят. иск-в РСФСР С. П. Белых. Э. К.
АРХЕЛАП (????????) - древнегреческий акт„р-трагик. Упоминается у
писателя Лукиана (2 в.), сообщавшего, что А. выступал в г. Абдере во
времена Лисимаха (конец 4 - нач. 3 вв. до н. э.). Лукиан рассказывал об
огромном впечатлении, произвед„нном игрой А. в роли Андромеды (о. п.
Еврипида) на зрителей.
Лит.: Лукиан, Собрание сочинений, т. 2, М.-Л.,1935(гл.1). С. А.
АРХЕНСОЛА (Аг-gensola), Луперсио - см. Леонардо де Архен-сола,
Луперсио.
АРХЕНТИНА (Argentina), наст. имя и фам.-- Антония М e
р-се(Мегсе)(4.1Х.1888- 18.VII.1936) - испанская танцовщица. С четыр„х
лет занималась классич. танцем под руководством отца, танцовщика и
балетмейстера М. Мерее, в одиннадцать лет была ведущей балериной
Мадридской оперы. С 1902 занималась нар. исп. танцем у своей матери -
танцовщицы X. Луке. В 1905 выступала в т-ре "Атенео"( Мадрид) с
программой нар. танцев различных областей Испании. Затем гастролировала
по городам Испании, Португалии, Франции, Германии, Бельгии, Англии, США.
В 1914-16, 1919 выступала в России, Юж. и Сев. Америке. В 1928
организовала балетную труппу, исполнявшую нар. исп. танцы и одноактные
балеты в пост. А. Среди пост. А.- одноактные балеты "Эль Фонданго"
Дюрана (1927), "Любовь и колдовство" де Фальи (1928), "Контрабандисты"
Эспла (1934) и др. А. поставила и исполняла концертные номера: "Пятый
танец" Гранадоса, "Кор-дова" Альбениса, "Танец огня" де Фальи и др. А.
принадлежит заслуга возрождения и популяризации исп. нар. танца. Она
стремилась передать в танце жизнь исп. народа. Исполнение А. отличалось
острым драматизмом, ярким юмором, большой лирической выразительностью.
А.- одна из первых исп. танцовщиц, использовавших технику классич. танца
для создания сценич. формы нар. танца.
Лит.: Levinson A., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, Р.,
1928; С o r de lie r S. F., La vie breve de la Argentina, Р., 1936;
Hughes R. М. (псевд. La Meri), Spanish dancing, N. Y., 1948; Quijano М.
de. Arte y artistas flamencos, Madrid, 1951. Ham. P.
"АРХЕНТИНО" (Argentino) - театр в Буэнос-Айресе (Аргентина). Создан в
1804 под назв. "Малый или Временный Колисео". В репертуар театра входили
комедии исп. авторов (Кальдерона и др.), трагедии Вольтера, Альфьери и
др. В 1838 "Малый Колисео" получил название "А.". Во время диктатуры
Росаса (1835-52) репертуар т-ра был заполнен пьесами, прославлявшими
диктатора ("Ману-элита де Росас", 1847, "Лучший правитель", 1839, и др.)
или направленными против людей, боровшихся с ним ("Безвинный Хуан, или
Конец каждого предателя", 1851). В этот период в т-ре играли гл. обр.
исп. и итал. акт„ры. Лишь в 1838 и 1847 здесь выступали аргентинские
труппы X. Касакуверты и В. Мо лины. После свержения Росаса нек-рое время
здесь ставились пьесы, показывавшие стремление народа к независимости:
"Свободная Америка" Демарии (1860), "Майская революция" Мансо де Норона
(1864), "Лусия и Миранда" Ортиса (1864) и др. В 1869 т-р поставил
"Макбета" Шекспира и "Мирру" Альфьери.
С конца 19 в. "А." превращается в коммерческий т-р, на сцене к-рого
выступают гл. обр. иностр. труппы. В репертуар этих трупп входят л„гкие,
раз-влекат. пьесы, по преимуществу невысокого художеств. уровня.
Лит.: Torre Revello J.M.A., Los teatros en le Buenos Aires del siglo
XVIII, B. Aires, 1945; Bastianini R. yL.B. de Molina y Vedia, Literatura
americana y argentina, B. Aires, 1956. Д ?
АРХИМЙМ (????-????, от ???? - приставка со значением - главный,
старший) - в др.-греч. театре руководитель и первый акт„р труппы мимов.
С. М.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ с ? e к т а к л я - один из способов
декорационного оформления спектакля. При А. о. отдельные детали
декораций строятся в тр„х измерениях (в то время как живописные
декорации имеют лишь два измерения), в результате чего они выглядят
объ„мными не только из зрительного зала, но и со сцены. А. о. широко
применяется в совр. т-ре, несмотря на сложность его изготовления и
монтировки. Для облегчения хранения, перевозок и монтировки
архитектурных декораций они делаются разъ„мными, каждый крупный блок
декорации состоит из ряда л„гких портативных мелких деталей. Большое
значение в архитектурных декорациях имеет фактура деталей. Для
облегчения монтировки А. о. необходимо стремиться уменьшить его вес.
Поэтому в архитектурных декорациях широко используются новые виды
синтетич. материалов и пластмасс, имеющих разнообразную фактуру и л„гкий
вес (винипласт, пенопласты и др.), а также пустотелые рельефные и
объ„мные бутафорские детали.
Лит.: Коссаковский А., Техника постройки декораций, М., 1954;
Барышников А. П., Перспектива, 3 изд., М.-Л., 1949. Вл. Б.
АРЦРУНЙ, Григор Ер„мович (27. II. 1845-19. XIL 1892) - армянский
публицист и общественный деятель. Основатель (1872) и редактор газеты
"Мшак" ("Труженик", Тифлис). С конца 70-х гг.- член театр. комитета
постоянной тифлисской арм. труппы. На свои средства построил в Тифлисе
здание т-ра Арцруни (ныне т-р им. Грибоедова), где выступали арм., груз.
и рус. труппы. Автор ряда статей по вопросам т-ра и драматургии. Писал
рецензии в газете "Мшак", пропагандировал рус. реалистич. драматургию.
Г. С.
АРЧЕР (Archer), Уильям (23.IX.1856-27. XII. 1924) - английский
театральный критик. Автор ряда книг о театре. Учился в Эдинбургском
ун-те. Лит. деятельность начал в Австралии. С 1878 жил в Лондоне.
Переводил и пропагандировал драматургию Г. Ибсена. Отстаивая совр.
реалистич. драму, А. подверг критич. пересмотру нек-рые традиц. взгляды
и оценки классич. драматургии. Деятельность А. имела значение в борьбе
за реализм в англ. т-ре и драме в конце 19 - нач. 20 вв. Вместе с X.
Гренвилл-Варкером А. выдвинул и разработал в 1907 проект создания
национального т-ра в Англии (в кн. National Theatre: Scheme and
Estimates, 1907), до сих пор оставшийся неосуществл„нным. Автор ряда
книг о т-ре.
Соч.: English dramatists of today, L., 1882; Henry Irving, L., 1883;
Masks or faces, L.,1888; William Charles Macready, L., 1890; The old
drama and the new, L., 1923; National theatre. Scheme and estimates, L.,
1907. A. A.
" А РШЙН МАЛ АЛАН" ("Продавец ручного товара")- опера У. Гадэкибекоба
на соОств. либретто.Пост. 25 окт. 1913, Баку (Аскер - Сарабский,
Гюльчохра - Агдамский, Тел-ли - Оленская, Сулейман - Терегулов, Вели -
Гусейнов, Султанбек - Гусейнзаде; реж. Сарабский). Новая пост. - 24 янв.
1938, Т-р оперы и балета им. Ахундова (Баку) (Аскер - Бюль-Бюль,
Сулейман - Гаджибабабеков, Султанбек - Гусейнзаде, Гюльчохра -
Мустафьева, Асья - Ахундова, Телли - Рзаева, Джахан - Мамедова; дириж„р
Рустамов, реж. Идаятзаде, худ. Султанова). В этой же пост. опера была
показана на декаде азерб. иск-ва в Москве в 1938. Впервые пост. на моек.
сцене в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1952). Новый
текст Л. Зорина и Р. Халилова (Аскер - Матвеев, Гюльчохра - Лазаренко,
Сулейман - Филимонов, Асья - Смирнова-Не-мирович. Вели - Коршунов, Телли
- Браслис, Джахан - Големба, Султанбек - Канделаки; дириж„р Байн, пост.
Канделаки, худ. Чиковани, хормейстер Степанов, балетм. Арбатов). В 1953
- в Ленингр. т-ре муз. комедии (Аскер - Араратян, Гюльчохра - Банщикова,
Вели - Фрадкин, Телли - Попова, Асья - Самеоненок, Сулейман -
Слонимский, Джахан - Габриэльянп, Султанбек - Соколов; дириж„р Гроссер,
реж. Чистяков и Карасик, худ. Ананьян, балетм. Арбатов).
Опера пост. в Ташкенте (1938), Фрунзе (1940), Одессе (1940), Уфе (на
башк. яз., 1953), Сталинабаде (на тадж. яз., 1955)
За рубежом - в Тегеране, Каире, Нью-Йорке (1920), Париже (1925),
Лондоне, Берлине, Варшаве, Пекине (1959).
Издания -"А. м. А.", Баку, Азерб. гос. муз. изд-во, 1948 (с рус.
текстом).
Лит.: Касимов К., Узеир Гаджибеков, Баку, 1945, стр. 34-38; А г а е в
а X., Узеир Гаджибеков, Баку, 1955, стр. 77-87. Я. Гр.
АРЬЕРСЦЕНА (от франц. arriere, в сложных словах - задний)-задняя
часть сцены. Является продолжением осн. сцены и служит резервным
помещением для установки декораций, к-рые создают иллюзию пространства
большой глубины. А. появилась одновременно с глубинной сценой-коробкой.
Уже сцена т-ра Фарнезе в Парме (1619) была разделена на переднюю и
заднюю сцены. Вполне определившуюся по пропорциям А. имел т-р "Ла
Скала", сооруж„нный в Милане в 1776-78. Обширную А. имеет Большой т-р. В
т-рах 18-19 вв. ширина А. обычно не намного превышала ширину портальной
арки (см. Арка портальная), глубина составляла ок. 30% от глубины осн.
сцены, высота - половину высоты осн. сцены. Про„м, соединяющий осн.
сце.ну с А., образовывался с помощью арки, имевшей ширину примерно на
20% меньше ширины портальной арки. В совр. театр. зданиях А. часто
делается шире и глубже; на ней размещаются также фурки или вращающийся
накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх А. оборудуется
колосниками с декорационными подъ„мами и световой аппаратурой. Под полом
размещают склады навесных декораций -- огнестойкие сейфы.
Механизированная А. в сочетании с боковыми карманами позволяет
осуществлять перемены декораций целыми картинами. Большое значение
приобретает А. в связи с развитием светопроекции декораций. И. Ф.
АСАКИ (Asachi), Георге (1.III.1788, Херпя,-12.Х1. 1869, Яссы) -
румынский и молдавский деятель культуры, просветитель, писатель. В
период освободительной" борьбы рум. и молд. народов против турок А. был
поборником развития нац. культуры. Значительную роль А. отводил т-ру. По
его инициативе в Яссах в 1816 был создан частный т-р, в к-ром показан
первый любительский спектакль на рум. языке - пастораль Флориана и
Геснера "Миртил и Хлоя", в переработке и переводе А. Этот спектакль
положил начало развитию нац. т-ра. А. принимал участие в организации
"Фило-драматической консерватории" (1836), готовившей профессиональных
акт„ров для румынской и молдавской сцен.
А.- автор ряда пьес, заложивших основу нац. драматургии: "Михай-герой
румын", "Драгош- первый господарь Молдовы", "Русский царь Петр I в
Яссах", пасторали "Праздник молдавских: пастухов" и др. А. принадлежит
ряд переработок и переводов произведений зарубежной драматургии.
С о ч.: Teatrul, Jasi, 1854; Опере алесе, Кишинэу, 1957
Лит.: Lovinescu Е., Gr. Asachi. Viata si operasa" Bue., 1927; A 1 t e
re s с u S. si Т о г n е a F., Teatrul Natio nal, "J. L. Caragiale",
Bue., 1955; "Teatrui National Jasi" tagiunea 1952-1953, ј 5;
Georgescu-Buzau Gh. "85 de an! de la moartea lui Grheorghe Asachi, газ.
"Scinteia" Bue., 1954, 12/XI. Я. Р
АСАФЬЕВ, Борис Владимирович (лит. псевд. - Игорь Глебов)
(17(29).VII.1884, Петербург,- 27.1.1949, Москва] - русский советский
музыковед, ко мпозитор и музыкально-общественный деятель. Нар. арт. СССР
(1946). Действит. член Академии Наук СССР (1943). Ст. пр. (1943, 1948).
В 1908 окончил филологич. ф-т Петерб. ун-та. Музыкеобучал-ся в Петерб.
консерватории по кл. А. К. Лядова (окончил в 1910). С этого же года
работал пианистом-концертмейстером балета в Мариинском т-ре в
Петербурге. Как композитор А. начал выступать ,с 1906 (детские сказочные
оперы и балеты; романсы, фп. пьесы и др.), как музыкальный критик-с
1914.
В 1919--30 А. работал в Гос.ин-те истории иск-в в Ленинграде. С
1925-профессор Ленингр. консерватории. С 1943 жил в Москве. Автор
крупных научно-исследоват. работ по истории рус. муз. культуры и
зарубежной музыки, проблемам теории музыки, многочисл. критич. статей.
Оказал значит. влияние на развитие сов. музыкознания. В ряде
исследований он по-новому осветил историч. роль Глинки, правдиво
воссоздав облик художника-патриота. Мн. работы А. посвящены творчеству
Чайковского. Он активно боролся за признание подлинно новаторского и
ярко демократии, оперного наследия Мусоргского. А. написал ряд опер, в
т. ч. "Казначейша" по поэме Лермонтова (1937, Ленинград), "Минин и
Пожарский" (соч. 1936, отрывки исполнены в 1938), "Алтынчеч"
("Золотоволосая", 1938, не пост.), "Гроза" по Островскому (1941, в
концертном исполнении), "Пир во время чумы" (1940), "Медный всадник"
(1942) (обе по Пушкину, не пост.), "Славянская красавица" (1941, не
пост.), 5-е действие к опере Серова "Вражья сила" (1947), детские оперы:
"Красная шапочка" (1906) по сказке Перро, "Золушка" (1906), "Снежная
королева" (1908) по сказкам Андерсена (пост. в Петербурге), "Ал„нушка и
братец Иванушка" (1945, не пост.) и др. А. - автор мн. балетов, в т. ч.
"Бабочка" (1909, Мариинский т-р), "Дар феи" (1910), "Белая лилия"
(1911), "Лукавая Флорента" (1912), "Пьерро и маска" (1915, "Петербург),
"Карманьола" (1918, Петроград); "Сольвейг, или Ледяная дева", на основе
произв. Грига, сценарий В. Романова (1922, Петроград), "Утраченные
иллюзии" по роману Бальзака (1935, Т-р оперы и балета им. Кирова),
"Партизанские дни",(1935, Т-р им. Ленсовета), "Степан Разин" (неоконч.)
и др. Лучшие балеты А.- "Пламя Парижа" (первонач. название -"Триумф
республики") (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) (Т-р оперы и балета
им. Кирова) и "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый оперный т-р).
Развивая реалистич. традиции балетного творчества Чайковского и
Глазунова, А. наполняет свои балеты многообразным жизненным содержанием.
Он часто пользуется нар. мелодиями и темами муз. произв., созданных в
одно время с лит. произведением, положенным в основу оперного или
балетного соч. (в балете "Пламя Парижа" композитор обращается к франц.
музыке конца 18 в., в "Бахчисарайском фонтане" - к польской и кавказской
нар. музыке). А. принадлежит музыка к спектаклям "Царь Эдип" Софокла
(1918, Т-р Трагедии, Петроград), "Макбет" Шекспира (1918, там же), "Дон
Карлос" (1919, Большой драматич. т-р, Петроград), "Слуга двух господ"
Гольдони (1921, там же), "Интервенция" Славина (1933, Т-р им.
Вахтангова), "Двенадцать месяцев" Маршака (1947, МХАТ) и др., а также
симф., камерно-инструмент. и др. соч. Балеты А. сыграли важную роль в
развитии сов. балетного иск-ва, в его идейно- художеств. обогащении,
расширении тематики и жанровых типов. В них претворены сюжеты выдающихся
произв. рус. и мировой классич. литературы, тонко переданы черты муз.
стиля изображаемой эпохи. В ряде балетов А. используются и творчески
перерабатываются мелодии народов СССР. В муз. драматургии сценических
(оперных и балетных) произв. А. важную роль играют лейтмотивы и
интонации, характеризующие гл. действующих лиц, сценич. ситуации.
Большое значение в музыке А. имеет мелодич. начало.
Лит. соч.: Избр. труды, т. 1-5, М.,1952-57; отд. изд.:
Симфонические этюды. П., 1922; К восстановлению "Бориса Годунова"
Мусоргского. Сб. статей, М., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929;
Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; Музыкальная форма
как процесс, кн. 1-2, М., 1930-47; Николай Андреевич Римский-Корсаков,
М., 1944;
Евгений Онегин, М., 1944; Глинка, М., 1947, 2 изд., М.-Л., 1950;
Григ, М.-Л., 1948.
Лит.: Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Оссовский А.,
Б. В. Асафьев, в кн.:
Советская музыка. Сб. статей IV, М.-Л., 1945; Х у б о в Г., Музыкант,
мыслитель, публицист, там же; Памяти академика Бориса Владимировича
Асафьева, в кн.: Памяти академика Бориса Владимировича Асафьева. Сб.
статей, М., 1951; К а-б а л e в с к и и Д. Б., Б. В. Асафьев (Игорь
Глебов), М., 1954. ,
АСБАХЕ, Хуана Инее де ла - см. -Крус, Хуана Инее де ла.
АСВАГОША - см. Ашвагхоша.
АСЕВЕДО ЭРНАНДЕС (Acevedo Hernandez), Анто-нио (р. 8.III.
1886)-чилийский писатель, драматург. Основатель рабочего т-ра в Чили,
основоположник социального направления в чилийской драматургии. Выходец
из бедной крестьянской семьи, А. Э. был близок к рабочему движению.
Первые его пьесы написаны для небольших любительских коллективов,
создававшихся при профсоюзах. Это во многом определило содержание и
форму его пьес, простых по сюжету, написанных сочным нар. языком (исп.
яз.). В 1913 в т-ре "Колисео" (Сантьяго) была пост. пьеса А. Э. "В
ранчо", положившая начало широкому движению в чилийской культуре -
организации рабочих т-ров. Среди первых пьес А. Э.-"Ин-килино" (1914) и
"Заблудшие души" (1915). Острую социальную критику политич. строя
содержали пьесы "Кратчайшим пут„м" ("Por el atajo", 1920) и "Сломанная
песня" (1921). А. Э. написал ок. 40 пьес. Среди произведений А.Э.- пьесы
из городской жизни - "Заблудшие души", "Червоточина" ("Carcoma", 1916),
"Цветущие шипы" ("Espino en flor", 1917); деревенские драмы -
"Кратчайшим пут„м", "Старое дерево" (1927), "Вода из источника" ("Aqua
de vertiente", 1925); пьесы, затрагивающие политич. темы,- "Без выкупа"
("Trredentos", 1918), "Слепой гигант" (1932), "Пути господни" (1937);
эпич. драмы - "Хоакин Мурьета" (1932),"Чаньярсильо" (1933);
театрализованные легенды - "Дорогой цветов" (1916), "Чудо в горах"
(1932); библейские драмы - "Каин" (1927), "Куртизанка в храме" (1933).
Кроме того, А. Э. написал ряд комедий: "Анхелика" (1925), "Кому нужна
моя добродетель" (1927), "Треугольник имеет четыре стороны" (1949) и
несколько сайнетов (муз. комедии). А. Э. создал в своих пьесах образы
людей, протестующих против социальной несправедливости. Он пишет о жизни
бедноты рабочих предместий Сантьяго, о бесправном положении батраков, об
арауканах, согнанных помещиками со своих земель, выступает против
разграбления стран Латинской Америки монополиями США ("Слепой гигант") и
т. п. Наибольшим успехом пользуется его драма "Чаньярсильо" (1953,
Экспериментальный т-р Чилийского ун-та), рассказывающая о тяж„лой жизни
рабочих серебряных рудников. Пьесы А. Э. ставились гл. обр. в Рабочем и
Экспериментальном т-рах Сантьяго. А. Э. получил более 50 литературных
премий (в 1936 Национальная премия по т-ру), его произведения переведены
на 17 иностр. яз.
Лит.: Montes H.,0rlandi J., Historia de la literatura Chilena, ed.
del Pacifico, 3 ed., [Santiago de Chile], 1957, с. 339-352. . Л. X,
АСЕЕВ, Борис Николаевич (р. 14.IX.1909) - русский советский театровед
и педагог. Окончил театроведческий ф-т ГИТИСа (1934). Доктор
искусствоведения (1955). Профессор (1959). Препода„т историю рус. театра
в ГИТИСе (с 1940). Работы А. посв. истории рус. театра 17-19 вв.
С о ч.: Александр Евстафьевич Мартынов. 1816-1860, М.-Л., 1946;
Русский драматический театр XVII-XVIII веков (Учебное пособие для высших
театральных учебных заведений), М., 1958. С. Г.
ACEHKOBA, Александра Егоровна (1796-1858) - русская актриса. Окончила
Петерб. театр. уч-ще в 1814 (ученица А. А. Шаховского). В том же году
дебютировала на петерб. сцене в роли Марфы в комедии "Марфа и Угар, или
Лакейская война" (переделка с франц.). С блеском, живостью и изяществом
играла роли субреток в высоких комедиях. В числе лучших ролей А. -
Дорина ("Тартюф"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"). Позднее исполняла роли
бойких барынь, старых дев, сварливых старух в комедиях и водеви' лях.
Оставила сцену в сер. 30-х гг. Т. Р.
АСЬНКОВА, "Варвара Николаевна (10.IV.1817, Петербург,- 19.IV.1841,
там же) - русская актриса. Дочь А. Е. Асенковой. В 1828 поступила в
Петерб. театр. уч-ще, откуда вынуждена была уйти в 1830, т. к., по
мнению дирекции, "необыкновенных способностей не оказала". Училась в
частном пансионе, но, не закончив его, подготовилась к поступлению на
сцену под рук. И. И. Сосницкого. 21 янв. 1835 с большим успехом
дебютировала на сцене Александрийского т-ра в ролях Роксоланы (водевиль
Фавара "Сулейман II, или Три султанши") и Мины (водевиль Скриба
"Лорнет"); в состав труппы была зачислена в феврале 1836. А. была
блестящей исполнительницей ролей в водевилях. Наряду с ролями молодых
героинь она с большим мастерством играла мальчиков-подростков: юнкер
Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата той же монетой" Орлова, 1835), Карл
II ("Пятнадцатилетний король", 1838) и др.; была одной из лучших
исполнительниц ролей "травести" на русской сцене. Игра А. отличалась
естественностью, изяществом, умом, обаянием. Преодолевая
бессодержательность водевильного репертуара, А. создавала живые
характеры, вносила в сво„ исполнение психологическую правду, лиризм и
драматичность, предвосхищая реалистические тенденции искусства А. Е.
Мартынова. Исполняла роли Марии Антоновны в первом представлении
"Ревизора" Гоголя (19 апр. 1836) и Софьи в "Горе от ума" Грибоедова
(1839).
Гуманизм творчества А., присущие ей душевная глубина и
эмоциональность полнее всего раскрылись в драматич. ролях:
Мальвина ("Мальви-на, или Урок богатым невестам", переделка с франц.
Д. Ленского), Эсмеральда ("Эс-меральда, или Четыре рода любви" по роману
Гюго "Собор парижской богоматери", 1837), Офелия и Корделия ("Гамлет",
1837, и "Король Лир", 1838), Дочь мельника ("Русалка" Пушкина в
переделке А. А. Шаховского) и др. Однако дирекция предпочитала
использовать А. как водевильную актрису, поскольку е„ талант и слава
обеспечивали успех этому развлекательному жанру, усиленно насаждавшемуся
в ту эпоху. Напряж„нная работа (А. играла почти каждый день и разучивала
еженедельно по 2-3 новые роли) надломила здоровье А. Последний раз она
выступила 16 февр.1841. Умерла от чахотки. Некрасов посвятил ей
стихотворения "Офелия" и "Памяти А-ой". Т. Р.
Лит.: С у ш к о в Д., В. Н. Асенкова, "Репертуар русского театра,
1841, т. 1, кн. 5; Каратыгин П. А., В. Н. Асенкова, "Русская старина",
1880, октябрь; Брянский А. М., В. Н. Асенкова, Л., 1947; Родина Т., В.
Н. Асенкова, М., 1952; Воспоминания о В. Н. Асенковой. Публикация Л. И.
Гительмана, в сб.: Театральное наследство, М., 1956.
АСКИЯ (острословие)- жанр народного узбекского творчества, комический
импровизированный диалог. Вед„тся любителями-острословами, обладающими
даром импровизации. Широкое распространение получили публичные
состязания острословов аскиябозов (двух или более), каждый из к-рых
стремится при помощи меткого находчивого ответа одержать победу над
"противником". Темой А. могут "служить к.-л. события, черта
человеческого характера или физич. недостаток одного из состязающихся.
Острословие обычно основывается на сравнении, каламбуре и пр. Имеется
ряд форм и при„мов А. Т. Т.
"АСКОЛЬДОВА МОГИЛА"-опера А. Н. Верстовского, либр. М. Н. Загоскина
по его же роману. Пост. 16 сент. 1835, Большой т-р, Москва. Первая пост.
в Петербурге-27 авг. 1841, Большой т-р (Неизвестный - Петров, Надежда
-Соловьева, Торопка - Леонов, Фрелаф - Този). В Моск. частной опере
пост. в сезоне 1898-99 (Неизвестный - Шаляпин). На сов. сцене - 28
ноября 1959, Т-р оперы и балета им. Шевченко; новая муз.-драматич.
редакция Бирюкова и Доброхотова, укр. перевод Бобыря (Неизвестный -
Гришко, Надежда - Лобанова, Торопка - Белинник, Вышата - Герасимчук,
Все-слав - Тимохин, Фрелаф - Скубак, Любаша - Шолина. Дириж„р Григоров,
пост. Скляренко, худ. Людмилин, балетм. Вронский, хормейстер
Венедиктов). За рубежом пост. в Нью-Йорке в 1869 Д. А.
Агреневым-Славянским силами рус. артистов ("А. м." - первая рус. опера,
поставленная в США).
И з д а н и я.-"А. м."-СПБ, Бессель, [1885]; М., Юргенсон, I6- г.].
Я. /.
АСКОНЕ (Ascone), Висенте (р. 16.VIII.1897) - уругвайский композитор,
дириж„р и педагог. Музыке обучался в Монтевидео в консерватории им.
Верди (с 1937- профессор). Автор первой уругвайской нац. оперы "Парана
Гуасу" (1930, т-р "Уркиса", Монтевидео), написанной к 100-летию
независимости Уругвая, музыки к спектаклям и др. соч. Музыка А.
отличается нац. колоритом, широким использованием южноамер. фольклорных
тем. Произв. А. были премированы на нац. конкурсах Уругвая. Иг. Ф.
АСКОЧЕНСКИЙ, Алексей Константинович [22. III (3.IV).1871
-19.XII.1947] - русский советский артист оперы (тенор) и педагог. Пению
обучался в Моск. филармоническом училище (1889-93) у С. Бижевича,
совершенствовался как певец в Италии (1894-98) у А. Буцци (Милан) и В.
Веджине (Неаполь). Оперную деятельность начал в Италии, где пробыл до
1901, затем пел на сценах рус. провинциальных т-ров (Екатеринослав,
Симбирск, Тамбов, Харьков, Одесса и др.). С 1907 работал в Москве: в
Народном доме (1907-13), опере Зимина (1913-15), Большом т-ре (1915-19).
Партии: Герман; Всеслав ("Аскольдова могилам Верстовского), Герцог
("Риголетто"), Альмавива ("Севильский цирюльник") и др. Обладая большим
сценич. опытом и хорошей школой, А. успешно выступал в качестве партн„ра
крупнейших европ. певцов-М. Гальвани, Титта Руффо и др. С 1905 А.
занимался педагогич. деятельностью в Москве (с 1940 - профессор Моск.
консерватории). О. В.
АСКУРАВА, Иван Алексеевич [ р. 27.XII.1917 (9.1. 1918)]- грузинский
советский художник. Засл. деят. иск-в (1950). В 1939 окончил Тбилис.
академию художеств. С 1940- художник Т-ра оперы и балета им. 3.
Палиашвили (Тбилиси). Оформил балеты "Сердце гор" А. Баланчивадзе
(1945), "За мир" Торадзе (1953), оперы "Латавра" Палиашвили (1950),
"Демон" (1950); "Непрошенные гости" Букия (1950), "Иоланта" Чайковского
(1951), "Красная шапочка" Гокиели (1958), "Дареджан Коварная"
Баланчивадзе (1954\ "Князь Игорь" и др. Г. Я.
АСЛАН (Asian), Рауль (16. X. 1886-1958) - австрийский акт„р. Род. в
Салониках (Греция). Учился в Венском ун-те и брал уроки акт„рского
мастерства у А. Зонненталя. В 1906 дебютировал в гамбургском т-ре.
Выступал в т-рах Берлина, Граца, Штутгарта и др. С 1920 работал в
венском "Бургтеатре" (в 1945-48 - директор). А.- акт„р большого сценич.
обаяния, владевший лаконичным, выразительным жестом. Ему были
свойственны тонкий аналитич. подход к раскрытию сценич. образа, умение
найти точный внешний рисунок роли. А. создал трагедийные образы,
исполненные глубокой мысли: Гамлет, Антоний, Корио-лан, Отелло
("Гамлет", "Юлш Цезарь", "Кориолан", "Отелло" Шекспира), Филипп II,
Франц Моор, Ок-тавио ("Дон Карлос", "Разбойники", "Пик-кол омини"
Шиллера), Натан ("Натан Мудрый" Лессинга), Эдип ("Эдип в Колоне"
Софокла) и др. С тонкой иронией исполнял А. роли Мальво-лио, Петруччио в
комедиях "Двенадцатая ночь", "Укрощение строптивой", Фамусова в "Горе от
ума" и др. Поч„тный член венской Академии музыки и театра (с 1954). С
1926 занимался также режисс„рской деятельностью; среди его постановок -
"Ифигения в Тавриде" (1940,1948), "Стелла" (1947) Г„те.
Лит.: A s l a n D., Nichts Menschliches ist mir fremd. Lebensbericht
uber R. A., W., 1953; B u s c h b e c k E., Ranni Asian und das
Burgtheater, W., 1946. 4. Д\
АСМЙК (наст. имя и фам.- Тагуи А к о п я н) [9(21). III. 1879,
Нахичевань,-23. VIII. 1947, Ереван] - армянская советская актриса. Нар.
арт. Арм. ССР (1935). Герой труда (1936). Депутат Верх. Совета Арм. ССР
1-го созыва. С 1904 участвовала в любительских спектаклях в Тифлисе. С
1906 начала проф. сценич. деятельность в труппе Драм. об-ва. Выдвинулась
как исполнительница ролей в пьесах А. Ширванзаде: Шпаник ("На-мус"),
Зарнишан ("Злой дух"). А. часто участвовала в спектаклях нар. т-ров и
стала любимой актрисой рабочей аудитории. В год установления Сов. власти
в Армении
(1920) А. по поручению Ревкома возглавила театр. труппу,
обслуживавшую с„ла и воинские части. В 1921 приняла деятельное участие в
организации 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна),
связав всю свою творч. жизнь с этим т-ром. Искусство А. достигло полного
расцвета в сов. время. Яркая, эмоциональная, самобытная актриса, А.
создала ряд образов, отмеченных большой жизненной правдой, внутренним
драматизмом, искренностью, благородной простотой, разнообразием и
яркостью красок. Была первой исполнительницей на арм. сцене роли Яровой
в пьесе "Любовь Яровая" (1927). Высоким гуманизмом, нар. мудростью,
задушевной теплотой были исполнены образы матерей:
Шушан ("Пэпо" Сундукяна, 1929), Книртье ("Гибель "Надежды""
Хейерманса, 1922), Анны ("На заре" Гулакяна, 1937). А. была одной из
лучших исполнительниц драматургии Горького - Василиса ("На дне", 1932),
Мелания ("Егор Булычев и другие", 1933), Bacca Железнова (1937). Яркой
комедийностью и сатйричностью отличалось исполнение ролей Шпаник
("Намус" Ширванзаде), Хампери ("Хатабала" Сундукяна), Анны Андреевны
("Ревизор", 1923), Кабанихи ("Гроза", 1935), Внтти-хен ("Потонувший
колокол" Гауптмана, 1922), Устиан ("Храбрый Назар" Демирчяна, 1924). А.
снималась во многих фильмах, где также развивала осн. тему своего
творчества, играя роли матерей, глубоко страдающих за судьбу своих детей
(Мариам - "Намус", Агюль - "Зангезур").
С О Ч.: 4 ш и if ff Ь, РштЬпшЬшЪ П1.7Ьп* Ь п1ииЪ i z. ш iufhuffiww,
1947, 193 .
Л И Т.: d'ntniflif.wiufif rf.bfiwuwbnt.'fi г ш и-if /i If /r p h if ш
ff ш ii tf.nfini.bhni. ff j ш 'h 30-ш if-J ш If p f (lignit), bfiLtub,
Ьтршт, 1936 (цЬтЬш ЬЬ (/* U'h/t?uliffjwb/i, . 'РшшЬ/9шр/1 L 0'
Q'ifbnLbriL bjni./ifhpfij,
47 P. . РшшЬршр, UfUlf/lIfft fffunpfItf.Wfpb Wfllhuui)),
bpLwb, 1936, M 8, 98-WO, (Ъ n L p Ь Ъ ш p ш Ъ,
штЬшшЪ if./iifwbifuifibhfif ЬрЬ-шЪ) wjlfUflfu/b UUfb 9'/rw
ш1{1ирш1лшрш1/, 1956 f t;! 99-209, P. 3.
А НЫК (Asnyk), Адам (11.IX.1838 - 2.VIII. 1897) - польский поэт,
драматург и публицист. Участник восстания 1863, А. подвергался
преследованиям. После разгрома восстания написал лирические историч.
драмы, темы к-рых близки совр. А. событиям: "Кола Риенци" (1873)-о
борьбе за свободу, "Кейстут" (1878) - патриотич. трагедия в стихах;
пьеса "Братья Лерхе" направлена против нац. вражды. В бытовых комедиях
А. развивал мотивы своих лирических и сатирич. стихов. Развращающая
власть денег и ложь, ожесточающие людей, показаны в пьесе "Еврей"
(1875); мнимую дружбу разоблачает пьеса "Друзья Иова" (1879). В "Комедии
для конкурса" (1888) высмеиваются нравы писательской среды.
Лит.: Konopnicka M., Szkice..., Lwow, 1905; T r e-t i a k J., Adam
Asnyk jako wyraz swojej epoki, Krakow, 1922. P. B.
АСПА (Aspa), Марио [1799(?) - 14.XII.1868] -итальянский композитор.
Музыке обучался в Мес-сине, в консерватории Палермо и у Н. Цинга-релли в
Неаполе. Автор св. 40 опер, из к-рых наибольшей известностью
пользовались "Два каторжника" (1836), "Ильдегондская тюрьма" (1830),
"Два савояра" (1838), "Каменщик из Неаполя" (1850, поставлены в
Неаполе), "Пьетро из Кале" (Мессина, 1872) и др. Творчество А.
способствовало становлению неаполитан. оперного т-ра середины 19 в. Л.
M.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.