Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БАДИНГС (Badings), Хенк (Хендрик, Херман) (р. 17. I. 1907) -
голландский композитор. По образованию - геолог. С 1930-х гг. становится
одним из ведущих композиторов Нидерландов. Б. принадлежит ряд произв. в
различных жанрах, в т. ч. опера "Ночная стража" (1950), комич. опера
"Любовные сплетни" (1945), радиоопера "Орест" (1954), телеопера "Сальто
мортале" (1959); балеты "Балетто-гротеско" (1939, Роттердам), "Орфей и
Эвридика" (1941, Амстердам), симф., вок. и др. соч. В 30-х гг. Б.
находился под влиянием линеарно-полифонич. стиля П. Хиндемита. В 50-х
гг. писал т. н. конкретную, электронную музыку (опера "Сальто мортале").
С 1934 Б. вед„т педагогич. работу (в 1941-45 - в Гаагской
консерватории). Л. М.
БАДИРБЕЙЛЙ (наст. фам.- Джаванширо-в а), Лейла Агалар кызы (р.
8.1.1920) - азербайджанская советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР
(1959). Член КПСС с 1945. Работала в филармонии как солистка ансамбля
песни и пляски, исполняя азерб. нар. танцы. Одновременно принимала
участие в спектаклях самодеятельного драм. кружка. С 1942 работает в
Т-ре им. Азизбекова (Баку). Роли: Захра ("Мухаббет" Ибрагимова), Фируза
("Вэфа" Рсула Рзы), Глаша ("Гроза"), Мехрибан, Гюльнар ("Ханлар",
"Вагиф" Вургуна), Алмас (о. п. Джабарлы); Дездемона и др. Образы,
созданные Б., отличаются эмоциональностью, непосредственностью,
жизненной правдой. Снималась в кино (Гюльчохра-"Аршин мал алан", Ст. пр.
1946). , Я. К.
БАДМАГАРВАА (р. 1919) - монгольская актриса. Засл. арт. МНР.Член
МНРП. Участвовала в художеств. самодеятельности. С 1938 работает в Гос.
муз.-драм. т-ре (Улан-Батор). Роли: Будэ (о. п. Намдака), Энхе ("Братья"
Оюун), Долгор ("Юность Цога" Цеденжава и Баста), Бурнэ ("Врачи"
Вангана), Варвара ("Гроза"), Доротка ("Волынщик из Стракониц" Тыла),
Лида ("Платон Кречет"), Забелина ("Кремл„вские куранты") и др. , Г. У.
ЬАДМАЕВ, Пыден Еши (р. 5. IX. 1922) - бурятский советский артист
балета. Засл. арт. Бурят. АССР (1948). Член КПСС с 1949. Один из первых
бурят. танцовщиков. В 1939 вступил в труппу муз.-драм. т-ра и вскоре
стал солистом балета (с 1950- в Бурятском т-ре оперы и балета,
Улан-Удэ). Партии:
Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"); Колен ("Тщетная предосторожность"
Гертеля), Конрад ("Корсар" Адана); Зигфрид, Дезире ("Лебединое озеро",
"Спящая красавица"), Фрондосо ("Лауренсия"), Альберт ("Жизель").
Работает как балетмейстер. Пост. танцы в операх "Фауст" ("Вальпургиева
ночь", 1947); "На Байкале" Книппера (1948), в муз. комедии "Проделки
дядюшки Маргона" Ямпилова (1957).
Лит.: Хабаева И.М., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959. Л.
Ход.
БАДРЙДЗЕ, Давид Георгиевич [р. 23.III (4.IV). 1899] - грузинский
советский артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1943). В
1926 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. Е. А. Вронского.
Начал выступать в концертах с 1923. В 1926-34 - артист Т-ра оперы и
балета им. Палиашвили (Тбилиси), в 1934-36 - Свердловского т-ра оперы, в
1936-44 - Т-ра оперы и балета в Тбилиси; в 1944-48 работал в Большом
т-ре. Партии:
Малхаз ("Даиси" Палиашвили), Аробщик и Ираклий ("Сказание о Шота
Руставели" Аракишвили), Ираклий ("Патара Кахи" Гокиели), Котэ ("Кето и
Котэ" Долидзе), Дубровский (о. п. Направника), Синодал
("Демон"), Герцог ("Риголетто"), Ленский, Фауст, Каварадосси и др.
Много выступал как камерный певец. В 1948 оставил сцену. С 1952
занимается педагогич. деятельностью в Муз. ин-те им. Гнеси-ных. Ст. пр.
за участие в фильме "Щит Джургая" (1950).
БАДУЕВ, Мовждин Сулейманович (р.1912) - чеченский советский акт„р.
Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1943). В 1934-35 учился в театр. студии
(Тбилиси) С 1936 работал в Чечено-Ингушском т-ре (Грозный).
Роли:Али("Зайнап" Саидова), Ахмед ("Тамара" Базоркина), Бублик ("Платон
Кречет"), Гуре-вич ("Очная ставка" бр. Тур и Шейнина), Кикила ("Храбрый
Кикила" Гам-рекели и Нахуцришви-ли), Труфальдино ("Слуга двух господ").
БАДЫРОВ, Капан У ра-лович (р. 21. IX. 1904)- казахский советский
акт„р. Нар. арт. Каз. ССР (1942). Род. в крестьянской семье. В 1922
поступил в Казах, институт народного образования (Оренбург). Участвовал
в работе кружков художеств. самодеятельности. В 1925 был принят в труппу
Казахского драм. т-ра (Кзыл-Орда). После нек-рого перерыва с 1931-снова
в Казахском т-ре драмы (Алма-Ата). Творчество Б. отмечено темпераментом,
сильным драматизмом. Он создал монументальные героич. положительные
образы, дал сильные, обличит, характеристики. Среди ролей Б.:
Сафа, Абыз, Кобланды ("Ночные раскаты", "Енлик и Кебек", "Кобланды
батыр" Ауэзова), Фурманов ("Мятеж" по Фурманову), Аркалык батыр (о. п.
Шанина), Громов ("Аристократы" Погодина), Хазрет, Амангель-ды ("Ахан
сере и Актокты", "Амангельды" Мусрепова), Отелло, Яровой; Намыс Улы
("Гвардия чести" Ауэзова и Абишева), Абай (одноим. инсц. Айманова и
Штейна, Ст. пр. 1952), Тельгара ("Одно дерево - не лес" Та-жибаева),
Муравь„в ("Победители" Чирскова), Мам-лок ("Профессор Мамлок" Вольфа),
Ленгдон ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо), Верейский ("Закон чести"
Штейна), Батура ("Калиновая роща" Корнейчука), Везир ("Легенда о любви"
Н. Хикмета).
БАЙТОВ, Муса (1902-9.V. 1949)-киргизский советский певец (тенор) и
композитор-мелодист. Нар. арт. Кирг. ССР (1946). В ранней юности
выступал с исполнением песен на кирг. нар. праздниках. Артистич.
деятельность начал в 1934 в Кирг. муз.-драм. т-ре (ныне - Т-р оперы и
балета, Фрунзе). Партии: Кульчоро, Сыргак ("Айчурек", "Манас" Власова,
Малдыбаева и Фере) и др. Б. сохранил особенности исполнения нар. кирг.
певцов, отражая в сво„м иск-ве традиции нац. творчества. Выступал в
концертах (работал в филармонии). Автор мн. песен. Н. Л.
БАЖЕНОВ, Александр Николаевич [23.VIII(4.IX). 1835- 30. IX(12.X).
1867] - русский театральный критик. Окончил Моск. ун-т (словесное
отделение). С
1859 систематически печатал театр. рецензии в различных журналах и
газетах ("Театральный и музыкальный вестник", "Искусства", "Московские
ведомости", "Развлечение", "Петербургские ведомости"). В 1864- 1867
издавал в Москве еженедельную театр. газету "Антракт". Б. выступал
против засорения репертуара ремесленными пьесами, за обращение т-ра к
классич. драматургии, в частности к Шекспиру, поддерживал реалистич.
школу акт„рской игры. Однако его понимание реализма не обладало
достаточной глубиной; лиш„нное прогрессивной идейности, оно сводилось
часто к апологии самодовлеющего мастерства, внешнего бытового
правдоподобия. Рецензии Б. интересны прежде всего акт„рскими портретами,
живыми зарисовками спектаклей. В газете "Антракт" Б. помещал (под псевд.
"Не поэт") юмористич. стихи о моек. т-рах. Автор неск. водевилей
("Бедовая бабушка", 1858, "Любовный напиток", 1859, и др.), с успехом
шедших на петерб., моек. и провинциальных сценах. Б. принадлежат также
драматич. переводы ("Осы" и "Лягушки" Аристофана) и ряд переделок с
французского.
С о ч.: Сочинения и переводы А. М. Баженова, т. 1-2, M., 1869.
Лит.: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских
писателей и ученых, т. 2, СПБ, 1891. у. р.
БАЗЕ ДЖО (Baseggio), Ческо (наст. имя - Ф р а н-ческо) (р.
13.IV.1897)-итальянский акт„р. Род. в Венеции. Играет на венецианском
диалекте. В 1920 начал проф. сценич. деятельность в труппе "Аре Венета",
руководимой Джакетти. В 1923-25 выступал вместе с венецианским акт„ром
К. Микелуцци. В 1926 создал собств. труппу, ставившую гл. обр. комедии
(на венецианском диалекте) К. Гольдони, Дж. Гал-лины, а также совр.
авторов. В 1936-39 играл в труппе Дж. Дзордзи, объединявшей акт„ров
венецианского диалектального т-ра. Принимал активное участие в
организации летних фестивалей драм. т-ров в Венеции, где выступал как
акт„р и режисс„р. Пропагандист диалектальных комедий Гольдони, Б. создал
галерею образов сварливых стариков, ворчунов и самодуров в пьесах
"Синьор Тодеро-брюзга", "Кьоджинские перепалки", "Перекр„сток",
"Самодуры", "Честная девушка", "Новая квартира", "Ворчун-благодетель" и
др. Играл роль комич. старика Билоры в комедиях А. Бе-олько, в пьесах
"Вдова", "Закат" Р. Симони и др. Автор (совм. с К. Лодовичи и Галеацци)
ряда диалектальных комедий. В 1957 во время празднования 200-летия со
дня рождения Гольдони труппы Базеджо и К. Микелуцци объединились в
единую венецианскую труппу им. Гольдони. С. Мок.
БАЗИЛЙДЪС, Башилидеш (Basilides), Мария (11.XI.1888-28.IX.1946) -
венгерская артистка оперы (контральто). В 1911 окончила Муз. академию в
Будапеште. С этого же года Б.- солистка Будапештского оперного т-ра.
Партии: Хозяйка ("Седлерские посиделки" Кодай), Азучена ("Трубадур"
Верди), Фрика ("Кольцо Нибелунга" Вагнера), Графиня ("Пиковая дама") и
др. Красивый тембр голоса, пси-хологич. глубина и драматизм исполнения
определили значение Б. в истории венг. оперного иск-ва. Выступала также
как камерная певица, пропагандировала венгерские народные песни.
Гастролировала во мн. странах Европы. А. Н. "БАЗОП1И" (Basoche,
старофранц. baselche, от лат. basilica - здание для судебных заседаний)
- французские корпорации судейских клерков и адвокатов, организовывавшие
комич. любительские представления. Возникну в в начале 14 в., "Б."
выражали вольнолюбивые настроения городской демократич. массы.
Корпорация "Б." была очень многочисленной и, помимо центрального
парижского союза, имела кружки во многих франц. провинциальных городах
(Авиньоне, Бордо, Марселе, Шартре и др.). Пародируя гос. иерархию, "Б."
имели своего короля, канцлера, гл. прокурора, принцев и епископов. Б.
были не только исполнителями, но и сочинителями комич. сценок;
предполагается, что прославленный франц. фарс "Адвокат Патлен" (изд.
1485-86) был создан парижскими "Б.". Регулярно три раза в год "Б."
устраивали представления: в масляничные дни, 1 мая и в начале июля. Эти
представления отличались смелой сатиричностью, они пародировали
церемонии выездов королей, проповеди епископов, словопрения судей и
адвокатов. За исполнение сатирич. сценок и песен члены "Б." неоднократно
подвергались публичным наказаниям и заключались в тюрьмы. В течение 15 и
16 вв. были изданы правительственные указы (1395, 1442, 1476 и др.),
пытавшиеся запретить эти корпорации, но, несмотря на это, "Б." не
прекращали своего существования. В 1582 усиливающаяся королевская
власть, искореняя городские вольности, окончательно запретила
деятельность "Б.".
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Petite de Julie v i 1 1 e, Les comediens en
France au Moyen-ae, P., 1885;
Cohen G., Le theatre en France au Moyen-age, t. 1, P., 1928. Гр. Б.
"БАИ" ("Baj")-польский кукольный театр в Варшаве. Организован в 1928
С. Бачинским. Один из ведущих профессиональных кукольных т-ров Польши. С
1950 т-ром руководит Е. Даргель. А. Ф,
"БАЙ И БАТРАК"-драма Хаким-Заде-Нияэи Хам-зы (на узб. яз.) в 4
действиях; показывает быт дореволюц. Узбекистана, рост революц. сознания
узб. народа в канун и в годы Октябрьской революции. Соч. в 1918. Пост.
тогда же "Мусульманской молод„жной муз.-драматич. труппой" под рук.
Хамзы (Гафур - Хамза, Бай-Кари-Якубов, Джамиля - Игамбердыев и
Кузнецова). В 1919-20 "Б. и б." ставился труппой им. К. Маркса,
разъезжавшей с агитпоездом Политуправления Туркестанского фронта (реж. и
исполнитель роли Гафура - Уйгур).
Полной точной рукописи произведения не сохранилось; его совр. вариант
воссоздан узб. драматургом К. Яшеном в 1939 на основе нескольких списков
драмы и др. документальных и мемуарных материалов. В этом варианте 10
марта 1939 состоялась премьера (в 1948 - возобновление; реж. Бабаджанов,
в 1958 новая пост. Т. Ходжаева) (исполнители: Гафур - Хидоятов и
Бурханов, Джамиля - Ишантураева, Болтаева, Абдуллаева, Хаджиона -
Хидоя-това и Кузнецова, Салихбай - Джалилов, Хольмат - Наз-руллаев и
Нариманов). В 1959 во время декады узбекского иск-ва в Москве Т-р им.
Хамзы показал "Б. и б.". Пьеса ставилась всеми основными т-рами Узб.
ССР, в т. ч. Ташкентским т-ром рус. драмы (1939, реж. Чиркин, худ.
Роберг) и т-рами др. республик СССР: Баш. т-р драмы в Уфе (1948),
Казахский т-р в Джамбуле (1954), Туркменский т-р драмы им. Сталина в
Ашхабаде (1956), Таджикский т-р драмы им. Лахути в Сталинабаде (1957) и
др.
И з д а н и я.- Хамза. Избранные произведения, Ташкент, 1951 (пер. Л.
Садердцатовой); Пьесы советских писателей. Сб., т. 1, M., 1953 (пер. И.
Султанова и Л. Бать).
Лит.: Гос. ордена Ленина акад. узбекский театр драмм им. Хамзы.
Ташкент, 1957, с. 193-198; Уварова Г., Узбекский драм. театр. М., 1959,
с. 24-55, 141-148. А. Шн.
БАЙЕР (Bayer), Йозеф (6.III.1852-12.III.1913)-* австрийский
композитор и дириж„р. В 1870 окончил Венскую консерваторию. С 1885 -
дириж„р балета в Венской придворной опере. Автор мн. балетов, в т. ч.
"Венский вальс" (1885), "Фея кукол" (1888), "Солнце и земля" (1889),
"Танцевальная сказка" (1890), "Красное и ч„рное" (1892), "Дунайская
русалка" (1892), "Свадьба в Боснии" (1893), "Студенческая любовь"
(1894), "Маленький мир" (1904) и др. (поставлены в Венской придворной
опере). Б. принадлежат также оперетты "Кавалер св. Марка" (1881,
Нью-Йорк, т-р "Тамен"), "Мистер Менелай" (1892, Венская придворная
опера), "Фрейлейн ведьма" (1898, Вена), "Начальник полиции" (1904, Вена)
и др. А. В.
БАЙЕР (Bayer), Йожеф (23.XI.1851-14.XII.1919)-венгерский историк
театра. Основоположник венг. театр. историографии. Автор трудов по
истории венг. нац. т-ра и драматургии. В 1908-15 редактировал 3-месячный
журнал "Венгерский шекспировский сборник", в к-ром печатались работы,
посвящ„нные творчеству Шекспира. С 1899 был чл.-корр., с
1911действительным членом Венг. академии наук.
Соч.: A nemzeti jatekszin tortenete, v. 1-2, Bp., 1887;
A magyar drama ir oda lom tortenete a leregibb nyomokon 1867-ig, v.
1-2, Bp., 1897; Shakespeare dramai hazankban, v. l-2, Bp., 1909;
Schiller dramai a regi magyar szinpadon es irodalmunkban, Bp., 1912.
БАЙЗА (Bajza), Йожеф (13.1. 1804-3.III.1858)- венгерский театр.
критик, поэт и писатель. В 30-е гг. 19 в. был основателем и редактором
журналов "Критические листки", "Атенеум" и "Фидельмезе", в к-рых большое
место отводилось вопросам т-ра. Страстный пропагандист нац. театр.
иск-ва, Б. в своих статьях выступал за утверждение реализма, за
идейность драматургии и т-ра. В 1837-38 был директором "Мадьяр синхаза"
(ныне Нац. т-р в Будапеште). Участник революции 1848-49. А. Гер.
БАЙИЧ (Ба?и?), Исидор (10.VIII. 1878-15.IX. 1915) - сербский
композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Учился игре на
скрипке у проф. И. Герчича. В 1901 окончил Муз. академию в Будапеште по
классу проф. Кеслера. Основал в Нови-Саде первую серб. муз. школу (1909)
и "Сербскую музыкальную газету" (1903). Один из организаторов Союза
серб. певческих обществ. Автор оперы "Князь Иво из Семберии" на сюжет Б.
Нушича (1911, Белград), оперетт "Максим" (1898), "Мена" (1902),
"Страшный день" (1907), музыки к спектаклям "Деревенский повеса" (1910),
"Чучук Стану", "Сазан" (1909) и др. В творчестве Б., опиравшемся в осн.
на серб. нар. фольклор, сказалось влияние Чайковского, Шумана и Листа. С
1901 Б.- проф. пения в Нови-Саде.
Лит.: Milojevic M.. Isidor Bajic, Beograd, 1933. Ач. M., Ю. Ч.
БАЙКИНА, Capa (р. 1895) - татарская советская актриса. Нар. арт.
Татарской АССР, засл. арт. РСФСР (1940). Сценич. деятельность начала в
1910 в любительской тат. труппе (Астрахань). С 1911 - в труппе "Сайяр"
(Казань). В годы гражданской войны Б.-актриса политотдела при 4-й армии
Вост. фронта. В 1920-28 работала в Т-ре им. Камала (Казань). В 1929-41 -
в Крымском тат. т-ре (Симферополь). Играла в муз. драмах: Галиябану (о.
п. М. Файзи), Зухра ("Тахир и Зухра" Бурнаша), Гульчахра ("Аршин мал
алан" У. Гаджибекова) и в драматич. спектаклях - Варвара ("Гроза") и др.
X. К.
БАЙЛЕ (baile, букв.- пляска) - в испанском театре 16-17 вв. небольшая
пьеса-интермедия, построенная на пении. Участники представления
сопровождали пение мимикой и жестами. В Б. изображалась повседневная
жизнь, действующими лицами их были студенты, нищие, искатели
приключений. С. И.
БАЙОР (Ва?ог), Гизи (19.V. 1893, Будапешт,- 12. II. 1951, там же) -
венгерская актриса. Нар. арт. Венг. Нар. Республики. Окончила Театр.
Академию в Будапеште в 1914. В том же году дебютировала на сцене
Национального т-ра (эпизодич. роль в комедии венг. классика Э. Сиглигети
"Засилье женщин"). Актриса большой сценич. выразительности, творческой
фантазии, владевшая даром перевоплощения, Б. с большим успехом играла в
пьесах венг. авторов: Марта ("Бабушка" Чики), Аннушка (о. п. Гардоньи),
Эржебет ("Кормилица" Броди), Ангел ("Белые облака" Мольнара) и др. Во
время революции 1919 выступала перед нар. зрителем. С установлением в
Венгрии фашистского режима Б. отходит от совр. репертуара и обращается к
классике. Лучшие из созданных ею в этот период сценич. образов - героини
Шекспира: Селия ("Как вам это понравится"), Титания и Пук ("Сон в летнюю
ночь"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Миранда ("Буря" , Джульетта.
Среди др. ролей: Керубино ("Женитьба Фигаро"), Гильда ("Строитель
Сольнес" Ибсена), Нора. Новый подъ„м в творчестве Б. наступает после
1945 когда она сыграла Клеопатру ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Диану
("Собака на сене" Лопе де Вега), Зи-лию ("Немой витязь" Хельтаи).
Последние значительные творч. работы Б.: Анна Каренина (в одноим. инсц.
по Л. Толстому, 1949) и леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1950). Пр.
Кошута (1950). А. Гер.
"БАЙР‚ЙТСКИЕ ЛИСТЫ" ("Bay reuther В latter" )- нем. музыкальный
журнал (ежемесячник). Основан Р. Вагнером, первый редактор - Г. фон
Воль-цоген. Выходил в Байр„йте в 1878-1939. Журнал освещал проблемы муз.
творчества, биографию Вагнера, вопросы постановки опер и т. д. А. В.
"БАЙР‚ЙТСКИЙ ТЕАТР" ("Festspielhaus", букв.- "Дом торжественных
представлений") - нем. оперный театр в г. Байр„йте (сев. Бавария),
созданный по замыслу композитора Р. Вагнера для исполнения его
произведений. Проект т-ра и его постройка выполнены при участии
архитекторов К. Брандта, Г. Земпера и О. Брюквальда. Зрительный зал
вмещает 2 000 мест, расположенных амфитеатром, к-рый заканчивается
галереей (лож и ярусов в т-ре нет). Оркестр скрыт от зрителей. На сцене
этого т-ра должны были ставиться синтетич. произв. иск-ва, включающие
поэзию, драму, музыку, танец, живопись. Закладка здания состоялась в
1872, торжественное открытие т-ра - 13 августа 1876. В дни открытия
трижды была исполнена опера "Кольцо Нибелунга" под руководством Г.
Рихтера. Вскоре из-за финансовых затруднений т-р был закрыт и вновь
открылся лишь в 1882 постановкой "Парсифаля" Вагнера. С этого времени в
Б. т. регулярно проводятся вагнеровские фестивали, руководство к-рыми
после смерти Вагнера перешло к его вдове, К. Вагнер, с 1906 - к сыну
композитора, 3. Вагнеру, затем к внукам композитора. Байр„йтские
фестивали - значительное событие в культурной жизни Германии, в них
принимали участие крупнейшие дириж„ры: Ф. Мотль, Р. Штраус, К. Мук, В.
Фуртвенглер, Г. Абендрот, А. Тосканини и др. В годы первой и второй
мировых войн фестивали не проводились, с 1951 были возобновлены. Совр.
постановки Б. т. характеризуются внешней помпезностью, а также
символистскими тенденциями, мистикой.
См. илл. на стр. 371.
Лит.: Чайковский П.И., Байрейтское музыкальное торжество, в кн.:
Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; G l a s e n a p p C. F., Das
Leben Richard Wagners" Bd 1-6, Lpz., 1904-11; "Illustrierte Zeitung:",
Lpz., 1901, .No 3020; Puttkamer A., 50 Jahre Bayreuth, B., 1927. A. B.
БАЙРОН (Byron), Генри Джеймс (1834-11.IV. 1884) - английский айт„р и
драматург. Сценич. деятельность начал в 1857. Работал преимущественно в
Лондоне, за исключением 1867-74, когда руководил т-ром "Александра" в
Ливерпуле, выступая также и как акт„р, гл. обр. в своих пьесах. Б.автор
ок. 150 пьес, в т. ч. мелодрам, комедий - "Война ножу"
(1865,т-р принца Уэльского), "Наши мальчики" (1875, т-р "Водевиль") и
др., фарсов - "Маленький дон Се-зар де Базан" (1876, т-р "Гейети") и
др., бурлесков - "Фра-Диаволо, или Красавица и разбойники" (1858,
"Стрэнд") и др., рассчитанных на вкусы мещанской публики. Пьесы Б.,
злободневные, но дал„кие от жизненной правды, отличались
искусственностью комич. ситуаций. В конце 19 в. в борьбе против
драматургии Б. и подобных ему авторов оформилось движение за реалистич.
драму в Англии. А. Л., Ф. К.
Лит : N i с о 1 1 A., A history of late nineteenth century drama.
1850-1900, v. 1-2, Cambr., 1946, N. Y., 1947.
БАЙРОН (Byron), Джордж Ноэл Гордон (22. I. 1788, Лондон,-19. I V.I
824, Миссолунги, Греция), лорд,- английский поэт. Выдающийся
представитель революц. романтизма 1-й четверти 19 в. Род. в старинной
обедневшей аристократич. семье. Учился в Кембриджском ун-те. Первый
сборник стихов Б. вышел в 1807. В 1813-15 был членом комитета т-ра
"Друри-Лейн". В поэме "Английские барды и шотландские обозреватели"
(1809) Б. дал уничтожающую характеристику драматургии, господствовавшей
в то время на сцене англ. т-ра, критиковал е„ за мелодраматизм, грубую
буффонаду, требовал от т-ра внимания к реальной жизни, критики
нравственных пороков и воспитания гражданских чувств. В поэме "На темы
из Горация" (1812) Б. проявил себя сторонником поэтики классицизма. Эти
выступления Б. были связаны с его борьбой против реакционного романтизма
и стремлением подчеркнуть свою идейную связь с просветительством 18 в. В
драматургич. практике Б. эти принципы проводились непоследовательно, его
пьесы и предисловия к ним обнаруживают противоречивость позиций Б. в
вопросах поэтики драмы: "Манфред" (1817, "Ковент-Гарден" - 1834) -
драматич. поэма с вольной композицией, "Марино Фальеро" (1821,
"Друри-Лейн"), "Двое Фоскари" (1821, "Ковент-Гарден" - 1834),
"Сарданапал" (1821, "Друри-Лейн" - 1834, в гл. роли - Ч. Кин) написаны
согласно правилам тр„х единств, "Каин" (1821) и "Небо и земля" (1822),
по определению Б.,"мистерии", вернее это драматич. поэмы, "Вернер, или
Наследство" (1822, "Друри-Лейн" - 1830) - пьеса в духе "готических
трагедий тайн", "Преображ„нный урод" (не закончена, 1822) - романтич.
драма. Но несмотря на различие принципов композиц. построения, все пьесы
Б. являются яркими образцами романтич. драмы. Они написаны на
легендарные или историч. сюжеты, показывают конфликт человека с
окружающим его миром. Философия "мировой скорби", пронизывающая
драматургию Б., была выражением протеста поэта против
феодально-аристократич. реакции, господствовавшей в Зап. Европе в 1-й
четверти 19 в. Бросая вызов любой тирании, вплоть до тирании бога
("Каин"), Б. воспевал протест гордого, одинокого человека, презирающего
вс„, что подавляет его стремление к свободе. Глубокий и мощный лиризм
драм Б. делает их яркими образцами поэтич. драмы (написаны белыми
стихами).
Сценическая история драм Б. крайне ограничена, они почти не ставились
на сцене. В России в дореволюционные годы были пост. драмы "Сарданапал"
и "Марино Фальеро" (1907 и 1912, Передвижной т-р, руководимый П. П.
Гайдебуровым в Петербурге). В сов. время "Каин" в 1920 пост. К. С.
Станиславский в МХАТе (Л. М. Леонидов - Каин, В. И. Качалов- Люцифер).
"Сарданапал" был пост. в 1924 Гос. акаде-мич. т-ром драмы в Петрограде
(в гл. роли-Ю. М. Юрьев).
С о ч.: Драмы, пер. с англ., М., 1959 (см. также ст. А. Аникста,
Байрон-драматург).
Лит.: ЕлистратогаА. А., Байрон, М., 1956; К у р-г и н я и М., Байрон,
М.-Л., 1958; Переводы драм Б. в многочисленных изданиях. А. А,
БАЙСЕЙТОВ, Канабек (р. 1905) - казахский советский артист драмы и
оперы, режисс„р. Нар. арт. Каз. ССР (1936). В 1929 окончил педагогич.
техникум. В том же году впервые выступил в Алма-Ате на сцене Казах,
драм. т-ра. Сыграл роли: Кебека ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Шигабутдинова
("Мятеж" по Фурманову), Гая ("Мой друг" Погодина) и др. Б. выступал
также как режисс„р и драматург (совм. с А. Шаниным им написаны и пост.
пьесы "Зауре", 1929, "Борьба", 1930, и др.). Обладая хорошим тенором, Б.
в 1934 переш„л в Казах, муз. т-р (в дальнейшем - Т-р оперы и балета им.
Абая, Алма-Ата), где с этого же года работал режисс„ром. Б.- первый
режисс„р казах, муз. т-ра. Партии: Тулеген, Жакуп, Ер-Таргын, Арстан
("Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Айман и Шолпан" Брусиловского),
Абай о. п. Жубанова и Ха-миди. Реж. работы Б. отмечены знанием нар.
быта. Пост. оперы "Кыз-Жибек" (1934), "Айман и Шолпан" (1938), "Дударай"
(1953) Брусиловского, "Алтынчеч" Жиганова (1949), "Даиси" Палиашвили
(1943), "Руслан и Людмила" (1957) и др. С 1938 Б. снимается в кино. Я.
Л.
БАЙСЕЙТОВА, Куляш (2.V.1912, Алма-Ата,-6.VI.
1957. Москва) - казахская советская певица (лирическое сопрано). Нар.
арт. СССР (1936). Член КПСС с 1943. Одна из виднейших представительниц
казах. вок. иск-ва. Творч. путь начала в самодеятельности в 1921. В
1930-33 работала в казах, драм. т-ре. С 1933 Б.- солистка Казах, муз.
т-ра в Алма-Ате (впоследствии - Т-р оперы и балета им. Абая). В сво„м
творчестве Б. сочетала непосредственность нар. пения с художеств.
культурой вокального и драматического проф. иск-ва. Партии:
Сара ("Биржан и Сара" Туле-баева, Ст. пр. 1949), Акжунус, Кыз-Жибек
("Ер-Таргын", "Кыз-Жибек" Брусиловского), Татьяна, Чио-Чио-сан и др.
Муз. одар„нность, красивый, мягкий голос, способность к сценич.
перевоплощениям позволили певице создать яркие реалистические образы -
лирические, эпические, бытовые и героич. как в казахских операх, так и в
классическом репертуаре. Б. выступала также как концертная певица. Ст.
пр. за концертно-исполнительскую деятельность (1948).
Лит.: M e сема н В., "Возрождение песни, Алма-Ата,
1958.
БАКАЕВА, Гулчехра (р. 1908) - таджикская советская актриса. Нар. арт.
Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1939. В 1929 поступила в Бухарский
передвижной т-р и в этом же году стала актрисой тадж. драм. т-ра в
Сталинабаде (ныне Т-р им. Лахути). Б. обладает сильным драматич.
темпераментом. Ей присущи острая характерность, яркая комедийность. В
своих сценич. образах, отмеченных разнообразием бытовых деталей, сочными
красками, Б. развивает традиции нар. исполнительского иск-ва. Роли:
Адолат, Кумри ("Шод-мон", "Краснопалочники" Улугзаде), Ховархола
("Сердце матери" Икрами), Иклимбону ("Саодат" Саид-мурадова и Рабиева),
Хамробиби ("Ш„лковое сюзане" Каххара), Кормилица ("Ромео и Джульетта."),
Огу-далова ("Бесприданница"), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты) и
др. H. H
БАКАЛБАША (Bacalbasa), Ион (24.VII.1863- 28. V. 1918) - румынский
театральный деятель, критик и драматург. Лит. деятельность начал в 1886.
Был редактором рум. газет "Борьба", "Сегодня", "Правда", "Впер„д",
"Минерва", в к-рых выступал со статьями по вопросам театр. иск-ва и
рецензиями на спектакли. Б. написал драмы - "Умерший без свечи" (1895,
Нац. т-р), "Ассан" (1899, Нац. т-р), "Со службы" (1904). Автор сатирич.
обозрения "Пардон", представления к-рого были запрещены. В 1911-12 был
генеральным директором Нац. т-ра в Бухаресте. Б. стремился содействовать
подъ„му рум. т-ра, вводил в его репертуар. произв. рум. авторов (И. Л.
Караджале, Б. Хашдеу, В. Александри, Д. Замфиреску и др.).
Лит.: А 1 t e r e sc-u S. i T o r n e a F., Teatrul National "J. L.
Caragiale", Buc., 1955; "Teatrul", Buc., 1958, ј5. H. P.
БАКАЛОВИЧ (Bakalowiczowa; урожд. Ш и м а н о в-ская), Викторына(17.
Х.1835-ЗО.Х.1874)-польская актриса. С 1852 работала в Варшавских
правительственных т-рах (кроме 1868). Выступала преим. в комедиях, играя
роли наивных героинь или юношей:
Клара ("Девичьи обеты" Фредро), Керубино ("Женитьба Фигаро"), Дорина
("Тартюф"), Цецилия ("Монжуа" Фейе). Позже перешла на характерные
ролиПавлова ("Старый холостяк" Близиньского) и др.
Лит.: Boguslawski W., Sily i srodki naszej eceny, Wars/., 1879, c.
228-242. (Teatr i literatura).
БАКИНСКИЙ АРМЯНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ СОЮЗ - общественная организация.
Существовала в Баку в 1906-14. Имела несколько секций, в т. ч.
художественную, к-рая ежегодно организовывала в Баку арм. драм. труппы,
выступая в качестве антрепрен„ра. С. М.
БАКИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Азербайджанский Государственный русский
драматический театр им. Самеда ВУРгУна) - русский драматический
театр Азерб. ССР. Организован в 1923 (открыт 29 октября) на основе
Бакинского свободного сатир-агиттеатра под названием Бакинский рабочий
театр (БРТ). В первый год работы т-ра здесь были поставлены "Город в
кольце" Минина, "Озеро Люль" Файко, "Медвежья свадьба" Луначарского,
"100%" по Синклеру. Бакинский рабочий т-р проводил большую обществ,
работу среди рабочих зрителей Баку. Т-р обращался к агитационному
злободневному политич. репертуару (миниатюры, обозрения, частушки,
хореографич. сценки). В 20- 30-е гг. в т-р были привлечены талантливые
акт„ры. В качестве режисс„ров здесь работали:
В. 3. Швейцер, Д. Г. Гутман, В. Г. Сахновский, А. А. Иванов, В. К.
Татищев, А. А. Туганов, И. Ида-ятзаде, Г. А. Георгиевский, С. А.
Майоров, В. С. Великанов, А. Л. Гриппич, А. Р. Искендеров, К. Ф.
Степанов-Колосов, М. Ашумов. С первых лет возникновения т-р активно
работает над сов. драматургией, ставя лучшие совр. пьесы почти
одновременно с премьерами в т-рах Москвы. На его сцене были пост.
спектакли "Любовь Яровая" (1926), "Бронепоезд 14-69" (1927), "Разлом"
(1928); "Город ветров" Киршона (1929), "Темп" Погодина (1930),
"Оптимистическая трагедия" (1934); "Надежда Дурова" Кочеткова и
Лип-скерова (1942), "Кремлeвские куранты" (1941 и 1956), л Баня" (1957).
Из пост. классич. драматургии: "Три сестры" (1946), "Маскарад" (1934 и
1959), "Враги" (1932), "Егор Булычев и другие" (1933), "Зыковы" (1952),
"Ревизор" (1945), "Волки и овцы" (1946), "Горе от ума" (1951),
"Бесприданница" (1955), "Отелло" (1933), "Двенадцатая ночь" (1942),
"Чайка" (1960).
Особое место в репертуаре т-ра занимают пьесы азерб. драматургов:
"Севиль" (1930), "Невеста огня" (1933), "В 1905 году" (1939), "Айдын"
(1957) Дж. Джабарлы, "Вагиф" (1946, 1956), "Ханлар" (1940), "Фархад и
Ширин" (1947) С. Вургуна, "Утро Востока" Мамедханлы (1947, 1959), "Заря
над Каспием" Касумова (Ст. пр. 1951) и др.
В труппе т-ра (1960) нар. арт. Азерб. ССР:
М. М. Анненская, К. Л. Бабичева, П. П. Жариков, К. М. Мякишев, В. В.
Отрадинский, С. И. Якушев, художник - заслуженный деятель искусств С. М.
Ефименко. Г. К.-К.


Обратно в раздел культурология
Список тегов:
языковая личность 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.