Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - создан в 1931 в Минске из кружков
художеств. самодеятельности при Минском доме комсомола. В 1931-33
коллектив т-ра проходил студийную уч„бу под рук. режисс„ров и педагогов
Москвы, Ленинграда и Минска. Организатор и руководитель т-ра был Н. А.
Ко-вязин. В 1934 т-р поставил спектакли: "Наш" Зны-ка, "Винтовка" Крона,
"В путь дал„кий" Шестакова, "Адвокат Патлен"; "Дружина" Бруштейн (1935)
и др. В 1937 во главе т-ра становится Е. А. Мирович. Были пост.
спектакли: "Как закалялась сталь" (1937);
"Чудесная дудка" Вольского (1939), "Ночь в сентябре" Чекина (1938),
"Снежная королева" Шварца (1939), "Доходное место" (1941). В театре
работали акт„ры: М. В. Заборская, В. В. Чемелов, Н. И. Цурбаков, П. А.
Роттер, 3. В. Курд„нок и др. С началом Великой Отечеств, войны т-р
прекратил сво„ существование.
В 1956 вновь был открыт в Минске Белорус. ТЮЗ. В состав его вошли в
осн. выпускники Белорус. театр. ин-та. Т-р пост. спектакли "Как
закалялась сталь" по Н. Островскому (1956), "Не вс„ коту масленица"
(1956); "Три соловья, дом 17" Добрычанина (1957), "Юные мстители"
Гутковича и Казанского - о подпольной борьбе против фашистов в годы
Отечественной войны, "Папоротник-цветок" Козела - о жизни и борьбе
трудящихся быв. Западной Белоруссии (обе в 1957), "Не верьте тишине"
Шемякина - о воспитании чувства бдительности у советских людей
(1958), "Вечера в Касаткине" Зака и Кузнецова
(1959), "Ревизор" (1960) и др. В труппе театра (1960):
А. Н. Беляев, В. М. Говор-Бондаренко, П. Ф. Дуба-шинский, К. Н.
Корол„ва, В. С. Околов, К. Г. Пельтцер, П. А. Роттер, Ю. Ф. Флейто, Л.
Е. Тимофеева и др. Главный режисс„р театра - засл. деят. иск-в БССР Л.
И. Мозолевская.
Лит.: Тэатр юнага гледача БССР, М?нск, 1940; Беларуск? рэспубл?канск?
тэатр юнага гледача, М?нск, 1958; Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс
г?сторы?, М?нск, 1959. В.Н.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - создан в 1945 в
Минске как белорусский театральный институт. В 1937-41 в Белоруссии
существовало Республиканское театр. уч-ще. Активное участие в
организации уч-ща, а затем Ин-та принимал старейший белорус.
режисс„р-педагог Е. А. Мирович, к-рый был художеств. руководителем Ин-та
до 1952. С 1953 Ин-т реорганизован в Театрально-художественный. Имеет
факультеты: акт„рский, режисс„рский, художественный (отделения:
живописи, графики, скульптуры, театр.-декорацион-ной живописи). Ин-т
играет важную роль в подготовке кадров для белорус. нац. т-ров. В Ин-те
преподают
(1960): нар. арт. БССР К. Н. Санников, Д. А. Орлов. Ин-т окончили
акт„ры: Л. Дроздова, В. Тарасов (Т-р им. Я. Купалы), Л. Тимофеева, С.
Матюкевич, П. Дубашинский (Белорус. ТЮЗ), Л. Федченко (Бобруйский т-р) и
др. В. Я.
БЕЛОРУССКИЙ 3-й ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - создан в Минске
в 1920. существовал до 1937. Организатором и руководителем т-ра был В.
И. Голубок. Т-р открылся пост. пьесы "Суд" Голубка. В 1920-21 коллектив
носил название:
"Труппа Голубка", затем "2-я Белорус. труппа" (1921-23), "2-я
Белорус. гос. труппа" (1923-26), "Белорус. гос. передвижной т-р"
(1926-32), "3-й Белорус. гос. драматич. т-р" (3-й БГДТ) (1932-37). Т-р
обслуживал зрителей районных городов и с„л. 3-й БГДТ развивал традиции
дореволюц. белорус. т-ра и прежде всего т-ра И. Вуйницкого\ ставил
муз.-драм. спектакли, насыщенные нац. нар. творчеством, музыкой,
песнями, танцами. Последние годы работал в Гомеле. Лучшие пост. т-ра в
20-е гг.-"Пан Сурынта", "Ганка", "Плотогоны", "Писаревы именины", "Суд",
"Невинная кровь" Голубка; в 30-е гг.- "Контратака" Курдина, "Сержант
Дроб" Самуйл„нка, "Ярость" Яновского, "Мой друг" Погодина. С 1932 в т-ре
работал режисс„р К. Н. Санников, осуществивший несколько пост. пьес сов.
драматургов. В т-ре работали акт„ры: В. И. Дедюшко, К. Ф. Былич, С. С.
Бк-рилло, М. М. и Т. М. Шашалевич, Л. П. Шинко, А. А. Барановский, П.
Бондаренко и др. После закрытия театра (1937) его состав влился в другие
белорусские театры.
Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторьг?, М?нск, 1959;
Санников К., Пятнадцать лет (Этапы развития 3-го Белгостеатра, газ,
"Рабочий", [Минск], 1935, 23 декабря; 3 в о н а к А., Самаадданнае
служэние народу, газ. "Л?таратура ? мастацтва". М?нск, 1958, .ј.ј 8, 9,
10 В Н
БЕЛОРУССКИЙ ЦИРКОВбЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
БЕЛОРУССКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ДРАМЫ И КОМЕДИИ (Первое товарищество
Белорусской драмы и комедии)- драматический белорусский профессиональный
театр. существовавший в Минске с мая 1917 по сентябрь 1920. Возник по
инициативе И. Т. Буйницкого, В. С. Фальского и др. деятелей нац. сцены.
В труппе работали: В. И. Голубок, Г. Ю. Григонис, А. К. Ильинский, А. П.
Крыница, Л. ИРжецкая, Е. Э. Миронова, Н. А. Мицкевич и др. Руководителем
т-ра был Ф. П. Жданович. Т-р гастролировал по Белоруссии. В репертуаре
т-ра были: "Разор„нное гнездо", "Павлинка", "Примаки" Купалы, "Антось
Лата" Коласа, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Хам" и "Рысь"
Ожешко, "Цветок папоротника" Буйла, "Невинная кровь" и "Последняя
встреча" Голубка, "Предложение", "Медведь" Чехова и др. В 1920 т-р был
расформирован. На основе его творч. состава были созданы 1-й Белорусский
гос. драм. т-р (с 1945 т-р им. Я. Купалы) и передвижной т-р под рук. В.
Голубка (с 1932 - 3-й Белорус. гос. драм. т-р).
Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959;
Атрошчанка А., "Таварыства драмы ? камеды?", газ. "Л?таратура ?
мастацтва", М?нск, 1958, 8 студ-зеня, ј 3. В. Н.
БЕЛОСОВ, Михаил Михайлович [р. 15 (28). II. 1905] - русский советский
акт„р. Нар. арт. УССР (1948). В 1923 окончил Казанский театр. техникум и
вступил в труппу Казанского т-ра. В последующие годы работал в т-рах
Ульяновска, Н. Новгорода, Ростова, Тбилиси. С 1939-акт„р Киевского рус.
т-ра им. Леси Украинки. Б.- акт„р героич. плана, ему присуща романтич.
приподнятость, лирико-поэтич. окраска, выразит, речевая характеристика
образов. Роли:
Фердинанд; Трофимов ("Вишн„вый сад"), Чацкий; Михаил
Зыков ("Зыковы"), Пушкин ("Наш современник" Паустовского),
Сагайдачный ("Песня о черноморцах" Лаврен„ва), Яков ("Последние"), Карпо
Салай ("Песня под зв„здами" Собко), Чичиков ("М„ртвые души" по Гоголю) и
др. Снимается в кино. Р. С.
БЕЛЫЙ, Андрей (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) [14(26). X.
1880, Москва,-8. I. 1934, там же] - русский писатель, поэт и прозаик.
Один из крупнейших теоретиков символизма. Род. в семье профессора
математики. Окончил естественное отделение физико-математич. ф-та Моск.
ун-та. Лит. деятельность начал в конце 90-х гг. В 1898 сочинил
драму-мистерию "Антихрист" (отрывки "Пришедший" и "Пасть ночи"
опубликованы в 1903 и 1908), в к-рой выразил ожидание конца старого
мира, грядущего обновления жизни. Эта тема становится затем центральной
для всего творчества Б., ложится в основу его общей теории иск-ва.
Б. созна„т упадок гуманизма и культуры в бурж. обществе ("Об итогах
развития нового русского искусства", 1907), остро ощущает кризис
европейской цивилизации, где царит "материализация внешних условий
жизни" ("Арабески", М., 1911, с. 169). Цель иск-ва, по Б.,- борьба с
духовными устоями бурж. общества ("Кризис сознания и Г. Ибсен", 1910).
Но иск-во определяется Б. как область свободы от жизни, где, побеждая
рок, т. е. внешнюю необходимость, человек подготавливает себя для
творчества действительности. В этом смысле наиболее эффективна драма,
театр. Основной тенденцией совр. ему рус. т-ра Б. считает стремление к
разрушению границ иск-ва, проявляющееся в попытках возродить формы
мистериального и античного т-ра, насытить социальную драму (Ибсена,
Чехова и др.) символистским миропониманием. Последнее представляется Б.
единственно верным, но практически недоступным пут„м, поскольку логика
быта и метод символистского мышления трудно совместимы и режисс„ры
обычно заслоняют символизм бытом или подавляют акт„ра. Б. считал, что
т-р переживает историч. кризис, -как и культура в целом. Символизм
представляется Б. новым этапом романтизма, порожд„нным революционным
движением эпохи. Он стремится рассматривать символизм как искусство
социальное, лиш„нное мистической подопл„ки. Однако эстетика Б. открыто
враждебна материализму. Область развития идей и художественных форм Б.
противопоставляет общественной борьбе, исторической практике, развитию
самого материального мира. Этим определялось искаж„нное восприятие Б.
событий рус. революции, что нашло отражение в его произведениях (роман
"Петербург", 1913-16, и др.) и литературоведческих работах.
Б. остался на символистских позициях и в сод. время. Так, его статья
"Гоголь и Мейерхольд" (1927), посв. постановке "Ревизора" в Т-ре им. Вс.
Мейерхольда, снижает остроту и социальную конкретность гоголевской
сатиры и содержит нападки на реалистич. традиции русского т-ра.
В 1925 на сцене МХАТа 2-го была пост. инсценировка романа Б.
"Петербург", в к-рой, как писала критика (А. В. Луначарский, П. А.
Марков и др.), идейные недостатки произведения выступили ещ„ более
резко. Значительный интерес в этом спектакле представляло собой только
исполнение роли сенатора Абле-ухова М. А. Чеховым, сумевшим достигнуть в
своей игре тонкой психологичности и глубокого трагич. обобщения.
Соч.: Сборники: Символизм, М., 1910; Арабески. Книга статей, М.,
1911; На перевале, М., 1918; Поэзия слова, М., 1922.
"БЕЛЫЙ КЛОУН" - цирковое амплуа. Партн„р Августа, или Рыжего, в
традиционном клоунском антре. По характеру "Б. к." - простак или
резон„р.
Внешний облик "Б. к." сохраняет постоянные черты; неестественно белое
под густым слоем краски лицо, поднятые в остром изломе ч„рные линии
бровей, малинового цвета губы и уши создают брезгливо-капризное
выражение недоумения и настороженности. Изящный бархатный или ш„лковый
костюм, украшенный аппликациями и бл„стками, состоит из куртки, коротких
до колен галифе, ш„лковых чулок и остроносых туфель. Напомаженные волосы
покрыты надетым набекрень белым коническим колпачком, в руках - тонкая
щегольская тросточка с овальной подушечкой на конце. Игра тросточкой,
мелкие семенящие шажки, жеманные интонации дополняют образ маменькиного
сынка-переростка, изнеженного и манерного тихони.
Наименование и характер "Б. к." оформились в выступлении с Августом.
До этого существовали т. н. соло-клоуны, продолжавшие традиции
балаганных дедов, ярмарочных паяцев. Среди первых исполнителей амплуа
"Б. к." -франц. клоун прошлого века Фуутит, выступавший с Шоколя; и рус.
клоун С. С. Альперов, выступавший с Бернардо. В сов. время в амплуа "Б.
к." выступали Д. С. Альперов, К. П. Рол-лан, Д. П. Демаш, Г. И.
Бондаренко, С. М. Ротмистров и др. Они внесли в репертуар "Б. к."
элементы совр. актуального содержания, придали образу черты гражданского
сатирика.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А., Русский цирк,
М., 1953. М. 3.
БЕЛЬ (Bell), Мари [наст. имя и фам.-Мари Жанн Белой (Belon)J (p.
23.XII.1900)-французская актриса. В 1921, по окончании парижской
Консерватории, дебютировала на сцене "Комеди Франсез" в роли Анжелики
("Мнимый больной"). Голос и внешние данные определили амплуа Б. как
трагич. героини. Роли: Федра, Эсфирь (о. п. Расина), Сели-мена
("Мизантроп" Мольера). Была первой исполнительницей гл. женских ролей в
пьесах "Рено и Арми-да" Кокто и "Атласная туфелька" Клоделя. С 1928 6. -
сосьетерка "Комеди Франсез", ныне - поч„тная со-сьетерка. В 1958 сыграла
роль Мари-Поль в пьесе "Хорош суп" Марсо (т-р "Жимназ"). Принимала
участие в Движении Сопротивления. С 1924 снимается в кино. Н. В.
БЕЛЬ KAHTO (итал. bel canto, букв.- прекрасное пение) - стиль
вокального исполнения, отличающийся л„гкостью и приятностью звучания,
предельной мелодич. связностью (кантилена), изяществом и совершенством
вокальных орнаментов (колоратура). Б. к. было связано с развитием итал.
оперы с сер. 17 в. до первых десятилетий 19 в. (оперы Беллини).
Употреблялось для обозначения высокого вок. мастерства. См. Вокальное
искусство.
"БЕЛЬВАРОШИ" (венг. Belvarosi, букв.-в центре города) - венгерский
театр. Создан в Будапеште осенью 1916. "Б." был камерным т-ром с
небольшим количеством мест в зрительном зале. Спектакли, создававшиеся
на его сцене, носили интимный характер. В "Б." были пост. "Трагедия
детей" Шенхера (1920), "Жорж Данден" Мольера (1920), "Игра любви и
смерти" Р. Роллана (1925), "Святая Иоанна" Шоу (1936) и др. В т-ре
работали акт„ры И. Титкош, Э. Булла,
А. Пагер, А. П„т„, Э. Бало и др. В качестве гастрол„ров здесь
выступали Г. Байор, А. Шомлаи, М. Ши-мени, Д. Чортош и др. В 1940 "Б."
прекратил свою деятельность. В наст. время в его помещении работает Т-р
им. Катоны (филиал Национального т-ра)
БЕЛЬГИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение драматургии в Бельгии
относится к 10 в. Литур-гич. драма на латинском языке была единственным
драматич. жанром до 13 в., когда возникли мистерии и моралите,
пользовавшиеся большой популярностью на протяжении 14-16 вв. Ко 2-й пол.
13 в. относится первое комедийное произведение "Фарс о юноше и слепце"
(пост. в Турне). До образования независимого бельг. государства (1830)
развитию нац. драматич. лит-ры в Бельгии препятствовало распространение
иностр. культуры (исп., австр., франц., голл.).
Одним из первых нац. драматургов был Д. Коппе. Известно 8 его пьес,
по жанру близких ср.-век. мистериям: "Трагедия святого Ламбера",
"Кровавая битва между имперцами и богемцами" и др. Коппе выступал как
защитник католической веры от распространившихся в то время ересей.
Современник Коппе П. Белло известен пьесой "Трагедия о жизни и муках
святого Евстахия", воссоздающей один из эпизодов жития святых. Светский
характер носило творчество Луи де Сен-Пьера, автора трагедии "Святая
Эжени, или Кара за обман". Барон де Валеф написал трагедии "Ганнибал в
Капуе" (1724), "Электра" (1734), "Магомет", в к-рых сказалось влияние
франц. драматургии 17 - нач. 18 вв. (преим. эпигонов франц. классицизма:
Т. Корнеля, П. Кребийона, Ж. Б. Шатобр„-на). В 18 в. наиболее крупные
драматурги Бельгии - Ш.де Линь, Неэль, Руйе.Они писали гл. обр. салонные
пьесы, предназначавшиеся для представлений в замках и дворцах
аристократов. Драма Неэля "Сабин, или Бельгийцы" (1782) была первой
попыткой созда-иия пьесы на нац. бельгийский сюжет. Накануне революции
1830 в период подъ„ма нац. самосознания прогрессивную роль сыграли
трагедии Э. Смитса "Мария Бургундская" (1823) и "Жанна Фландрская"
(1827), написанные по образцу франц. классицистских трагедий эпохи
франц. революции 18 в.
Образование независимого бельг. государства определило дальнейшее
развитие нац. культуры Бельгии. В первые годы после революции до сер. 19
в. широкое распространение в драматургии получает романтизм. Среди
наиболее крупных драматургов-романтиков - П. Нуайе, Ф. Богаэр, В. Жоли,
Э. Вак-кен, писавшие историч. пьесы, проникнутые идеями патриотизма и
нац. независимости. Эти пьесы пользовались большим успехом у зрителей.
Наиболее значит. произв. этого периода - драмы Ваккена "Андре Шенье"
(1844) о знаменитом поэте франц. революции и "Клятва в Валласе" (1846) о
борьбе шотландского народа против англ. поработителей. В 50-е гг.
историч. драмы романтиков были вытеснены из репертуара т-ров водевилями,
"комедиями нравов", развлекат. пьесами А. Аннекена, Г. Ваэза, Л.
Лабарра, Флор 0'Скуара, Ж. Гийома и др., написанными под влиянием франц.
драматургов Э. бжье и Ф. Понсара. Этому репертуару противостояло
творчество Ш. Потвена -- автора драматич. трилогии "Комедия выборов"
(1858), "Роскошь", "Человек-гений" (обе в 1880); в последней пьесе
драматург выступает за нац. самобытность бельг. драматургии и т-ра.
В конце 19 - нач. 20 вв. в Б. д. широкое распространение получает
символизм, представителями к-рого были М. Метерлинк, крупнейший из
драматургов европ. символизма, Ш. ван Лерберг, Ж. Ро-денбах. Выражая в
своих пьесах субъективные настроения, дал„кие от действительности,
символисты создавали драм. произведения, чуждые демократич. традициям
бельг. народа. Осн. жанр драматургии символистов-одноактная 'пьеса, т.
н. "четверть-часовая драма"-отличалась отсутствием действия,
религиозно-мистич. подтекстом, слово было лишено его осн. значения,
особый смысл придавался паузам. Метерлинк написал пьесы: "Слепые"
(1890), "Пел-леас и Мелисанда" (1892), "Смерть Тентажиля" (1894),
"Сестра Беатриса" (1900), "Чудо святого Антония" (1904) и др., где
развивал мистич. темы обреч„нности человека, смерти, покорности
"потусторонним" силам. Роденбах написал пьесу "Покрывало" (1894),
инсценировал свой роман "М„ртвый Брюгге" под назв. "Мираж" (1894,
Берлин). Ван Лерберг написал драму "Ищейки" (1889) и комедию "Пан"
(1906), в к-рой выражена философия пантеизма. Са-тирич. образы буржуа
придают пьесе социальную направленность. Распад драм. формы в
символистских пьесах отч„тливо проявился в творчестве А. Мобеля, автора
пьес "Этюд о девушке" (1891), "Вода и вино" (1893), "Корни" (1902).
Изложенные в диалогич. форме, пьесы эти не являются по существу драм.
произведениями. К символизму примыкали драматурги, вышедшие из лит.
объединения "Молодая Бельгия":
А. Жиро, В. Жиль, И. Жилькен. Пьесы Жилькена "Савонарола" (1906),
"Эгмонт" были проникнуты пессимизмом, разрабатывали тему неизбежной
гибели человека, неспособного противостоять трагич. силе судьбы. Это
проявилось и в пьесах "Русские студенты"
(1906), "На глиняных ногах", исказивших революц. события в России. В
Б. д. этого периода выделяется творчество Э. Верхарна. Крупнейший поэт
"Молодой Бельгии" Верхарн в значит, степени преодолел субъективизм
символистов, создал революционную драму "Зори" (1898), в к-рой показал
народ как действующую силу истории.
Натуралистич. направление в Б. д. ярко проявилось в драматич.
произведениях К. Лемонье, представлявших собой инсценировки (в
соавторстве с малоизвестными драматургами) его собств. романов,
написанных под влиянием Э. Золя. В бытовых драмах Г. вав Зипа "Подаяние"
(1901), "Твои отец и мать", "Этапы"
(1907), "Путы" (1912) и др., построенных на конфликте между человеком
и судьбой, созданы образы людей, примиряющихся с окружающей жизнью,
неспособных бороться с ложью, эгоизмом, стремящихся замкнуться в сво„м
внутр. мире. Драмы, близкие к пьесам ван Зипа, писали также Ж. Жюльен,
Э. Фабр, Ф. де Кю-рель, Э. Бри„. Ван Зип и его современники оказали
большое влияние на молодое поколение драматургов:
П. Эрвь„, М. Дютерм, Ж. Ранси. Пьесы писателей-натуралистов
удерживались в репертуаре бельг. т-ров до сер. 20-х гг. 20 в.
Наряду с натуралистич. драмой в нач. 20-х гг. широкое распространение
получила развлекат. драматургия: водевили и ревю, культивировавшиеся Ж.
Гар-нье, О. Вьерсе, Л. Мальпертиусом. В эти же годы были созданы
националистич. историч. пьесы П. Спаака и Ф. Бодсона, посвящ„нные
истории Бельгии.
В 20-30-х гг. развивается творчество Ф. Кромме-линка, автора пьес
"Великодушный рогоносец" (1921), "Карина" (1930), "И холодно и жарко"
(1936). Одновременно с Кроммелинком работала группа
драматургов-формалистов - Ш. Конради, П. Демаси, А. Су-мань, утвердивших
в Б. д. нарочитый схематизм, отказ от сложных психологич. характеристик.
С сер. 20-х гг. появляются экспрессионистские драмы М. Гельдероде:
"Смерть смотрит в окно" (по Э. По), "Дон Жуан" (1928), "Смерть доктора
Фауста" (1926), "Варавва" (1929) и др., к-рые входят в репертуар бельг.
т-ров и в 40-50-х гг. Накануне 2-й мировой войны известность приобретает
драматург Г. Клоссон - автор многочисленных исторических пьес. Его пьеса
"Четыре сына Эмона" (1940) пользовалась большой популярностью у борцов
Сопротивления. Совр, Б. д. развивается под влиянием формалистич.
тенденций, проникающих гл. обр. из США и Франции. Значительное
воздействие на не„ оказывает драматич. наследие Метерлинка и
Кроммелинка. Творчество Р. Жерома, Ж. Сиона, П. Виллемса, М. Т. Бодар,
С. Лилар, Ж. Зигфрида и мн. др. совр. бельг. драматургов, пьесы к-рых
составляют основу репертуара бельг. т-ров, отмечены модернистскими
тенденциями (символизм, экзистенциализм), мн. из них отличаются реакц.
направленностью. В сер. 50-х гг. сказалось влияние творчества англ. и
франц. драматургов: Дж. Осборна, С. Беккета, Э. Ионеско.
Лит.: Doutrepont Gr., La litterature francaise a la cour des ducs de
Bourgogne, P., 1909; Gr a ч с h e z M., Histoire des lettres francaises
de Belgique des origines a nos jours, Brux., 1922; Histoire illustree
des lettres francaises de Belgique, Brux., 1958; S о 1 v a y L., Le
theatre belge d'expression francaise depuis 1830, "La Revue Belge",
Brux., 1936, ј 2, 3;
W i 1 m о t t e M., Le passe, le present et l'avenir du theatre
national de langue francaise en Belgique, "Bulletin de la classe des
lettres...", [Acad. royale de Belgique], Brux., 1912, ј 5, Mai. A.P.
БЕЛЬГИЙСКИЙ ТЕАТР. История возникновения театр. представлений на
территории будущей Бельгии восходит к религиозным обрядам средневековья,
содержавшим элементы драм. действия. В нач. 15 в. возникли и получили
распространение в 16 в. (в Ген-те, Антверпене, Брюсселе) т. н. камеры
риторов, деятельность к-рых заключалась в сочинении (на фламандском яз.)
и постановке пьес (гл. обр. фарсов и моралите). Камеры риторов сыграли
важную роль в пропаганде идей гос. независимости накануне восстания
против исп. владычества. После подавления восстания камеры прекратили
свою деятельность. В 16-17 вв. развитию театр. культуры препятствовали
религиозные преследования и войны, происходившие на территории Бельгии.
В отдельных случаях (приезд Марии Медичи в 1631 и др.) устраивались
придворные празднества, в к-рых гл. место отводилось театр. пред ставя
енпям, дававшимся иностр. (франц., англ. и исп.) труппами. В 16-17 вв. в
Бельгии выступали иностр. гастрол„ры (труппа франц. акт„ров под рук. А.
Тальми, труппа "Комедиантов принца Оранского", "Комедианты королевы
Франции" и мн. др.). В этот период был выстроен первый театр. зал в
Брюсселе (на горе св. Елизаветы), где давались представления. В 1700
состоялось открытие первого бельг. т-ра - "Де ла Монне" в Брюсселе (см.
раздел Муз. т-ра); т-р имел оперную и драм. труппы; в его репертуар
входили произв. Расина, Корнеля, Мольера, Реньяра, позднее - Дидро,
Вольтера. Среди крупных деятелей т-ра "Де ла Монне" - драматург Ш.
Фавар, акт„р Ж. Н. Сервандони, д'Аннетер, актриса Монтансье,
возглавлявшие в течение нек-рого времени этот т-р. В 1782 в Брюсселе
было построено театр. здание, позднее получившее название т-ра "Дю
Парк", здесь вначале выступали цирковые труппы, ставились пантомимы, с
1870 - драматич. спектакли (на франц. яз.). После образования
независимого Бельгийского гос-ва (1830) в Брюсселе открылись новые
т-ры-"Т-р новинок" (1844), "Водевиль" (1845), "Де Галери" (1846). В
Брюсселе и Антверпене возникли т-ры, где играли на фламанд. яз. В 1867 в
Брюсселе открылся "Т-р Мольера" (позднее назывался "Бон-боньер дела Порт
Намюр"), в к-ром наряду с драм. спектаклями ставились оперы и оперетты.
В 1887 было построено спец. театр. здание, в к-ром работал Фламандский
т-р (с 1895 - Королевский Фламандский театр).
Во 2-й пол. 19 в. ставились произв. драматургов-романтиков В. Жоли,
Э. Ваккена, эффектные, но поверхностные пьесы Г. Ваэза, Л. Лабарра и др.
и пьесы из репертуара парижских "т-ров бульваров". С конца 19 - нач. 20
вв. большое влияние на развитие Б. т. имело творчество драматургов М.
Метерлинка, Ш. ван
Лерберга, К. Лемонье. Получила распространение антиреалистич. теория
"искусство для искусства", эстетика символизма, требовавшая замены
реалистич. акт„ра акт„ром-марионеткой. В'т-ре "Дю Парк" ставились также
произв. П. Спаака, М. Дютерм, А. Мобеля, Ф. Кроммелинка, Г. ван Зипа и
др. Здесь выступали многие франц. и итал. труппы, возглавляемые Г.
Ре-жан, Ф. Жемье, М. О. Люнье-Поэ, Ж. Питоевым, Э. Дузе, Э. Новелли и
др. В 1895-97 в Брюсселе существовал т-р "Дома искусств", работавший в
1897-99 под названием "Новый т-р". Этот т-р пользовался популярностью в
лит. кругах. Здесь ставились спектакли: "Смерть Тентажиля" Метерлинка,
"Жер-мини Ласерте" бр. Гонкур, "Глаза, которые видели" Лемонье и др.
Обществ, подъ„м 90-х гг., рост рабочего движения в Бельгии определили
раскол лит.-театральных кругов. Э. Верхарн поставил в лит.- художеств.
секции Бельгийского Народного дома свою пьесу "Зори" (1898), восторженно
принятую рабочими зрителями, но запрещ„нную правительством.
В 1907-14 активизировалась деятельность т-ра "Де Галери", в к-ром
выступала постоянная драм. труппа и регулярно гастролировали франц.
акт„ры. В начале 1-й мировой войны этот т-р не работал. С 1916 здесь
давались муз. спектакли и вновь выступали различные иностр. труппы.
Кризис театр. культуры в Европе отразился на творч. практике бельг.
т-ров в нач. 20 в., испытавших модернистские влияния. Это сказалось в
деятельности т-ра "Дю Маре" (1922-26), созданного акт„ром и режисс„ром
Ж. Делакром. В 20-30-е гг. репертуар белы. т-ров, в т. ч. т-ра "Де Роз",
"Плато 33", "Ротайон", характеризовался эклектизмом. Прогрессивные
тенденции в театр. иск-ве нашли выражение в деятельности бельг.
самодеятельных коллективов, ставивших пьесы, многие из к-рых были
запрещены цензурой. В "Рабочем свободном т-ре" (1926-39) в Брюсселе были
осуществлены пост. "На дне", "Егор Булычев и другие", "Аристократы",
"Женитьба" и др.
В годы немецкой оккупации (1940-44) бр. Ж. и М. Х„йсман, несмотря на
преследования оккупантов, организовали в 1940 передвижной "Т-р
Сопротивления", в к-ром был пост. патриотич. по направленности спектакль
"Четыре сына Эмона" Клоссона.
В Бельгии не сформировалась нац. школа сценич. искусства. Многие
известные бельг. акт„ры и режисс„ры работают во Франции (Л. Богерт, А.
Карнель, Р. Руло, Р. Жером и др.). Недостаточная финансовая помощь со
сторовы государства, отсутствие специального образования у акт„ров
тормозят развитие национального Б. т.
В 1959 в Бельгии работало ок. 50 проф. т-ров, из к-рых 20 - в
Брюсселе. Наряду со старейшими т-рами "Де ла Монне", "Дю Парк", "Де
Галери" наиболее значительными являются Национальный т-р, "Дю Ридо"
(осн. в 1942-43), "Де Пош" (осн. в 1951). В репертуаре драматических
т-ров-гл. обр. переводная драматургия: Мольер, Бомарше, Клейст, Шоу,
Брехт, Пиранделло, Беккет, Уайлдер и др. Из пьес бельг. авторов ставятся
"Великодушный рогоносец" Кроммелинка, "Христофор Колумб" Бертена, "Грех
Адама" Клоссона, "Деревня чудес" Мартенса, и др. В репертуар включаются
и произв. рус. драматургии - "Ревизор" ("Де Пош"), "Дядя Ваня"
(Национальный театр), "Три сестры" ("Дю Ридо"). А. Р.
Музыкальный театр зародился во фламанд. городах в 17 в. в основном
как увеселит, придворное зрелище. В последние десятилетия 17 в. в
Брюсселе ставились итал. оперные спектакли, а также оперы Ж. Б. Люлли,
составлявшие основу репертуара т-ра "Опера на Фуанской набережной".
Развитие бельг. музыки находится в тесной связи с муз. культурой
Франции. В 1700 по инициативе итальянца Дж. П. Бомбарда в Брюсселе был
основан оперный т-р "Де ла Монне", существующий до наст. времени. В
репертуаре этого т-ра были драм. и оперные спектакли. Ставились оперы Ж.
Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. франц. композиторов, атакжеитал.
оперы. В 1759 вт-ребыла пост. первая опера-комедия "Маскарад-пастораль"
бельгийского музыканта П. ван Мальдера. После французской революции
конца 18 в. репертуар театров обогатился операми и балетами бельг.
композиторов, работавших во Франции: А. М. Гретри и Ф. Ж. Госсека, П. Л.
Монсиньи, Ф. А. Д. Фи-лидора и др. В нач. 19 в. на брюссельской сцене
шли оперы X. В. Глюка, Н. Пиччини, Д. Чимарозы и др. итал. композиторов.
После образования независимого Бельгийского гос-ва (1830) началось
развитие нац. музыки. Важную роль в развитии бельг. муз. т-ра сыграли
бельг. композиторы Ф. Ж. Фетис и Ф.О.Геварт, выступавшие также как
историки музыки и муз.-обществ, деятели. Геварт- автор комич. опер в
стиле франц. оперы-буфф, среди к-рых наиболее известная "Квентин
Дорвард" (1858). Последователем итал. комич. оперы и франц. оперы-буфф
был композитор А. Гризар из Антверпена, написавший комич. оперы
"Невозможный брак" (1833), "Сара" (1836) и др. В Париже ставились оперы
гентского композитора А. Лимнандера де Ниевентрове "Монтенегри" (1849),
"Замок Синей Бороды" (1851). В творчестве бельг. композиторов этого
периода наметилось стремление к созданию больших, монументальных опер.
Таковы, напр., историч. опера Геварта "Хуго из Зо-мергхема" (1848) и
более поздняя - "Капитан Анрио" (1864).
Во 2-й пол. 19 в. Влияние франц. музыки постепенно уступает место
влиянию Вагнера, чьи муз. драмы оказали значит, воздействие на
творчество ряда белы. композиторов как в выборе сюжетов, так и в
обогащении муз. языка бельг. опер. В 70-х гг. в Брюсселе были пост.
почти все оперы Вагнера. Наиболее значит, представителями
"вагнерианского" направления были П. Жилъсон автор оперы "Принцесса
Зоннен-шайн" (1903), Л. Дюбуа, автор опер "Смерть" (1894) и "Эдени"
(1912), и Э. Бреньер, создавший оперу "Гу-друм" В муз. драмах Э. Матиена
ощущается стремление к созданию масштабного героич. спектакля. Несмотря
на высокое проф. мастерство композиторов, муз. язык всех этих произв.
эклектичен. Особняком стоят оперы крупнейшего бельг.
композитора-классика, работавшего во Франции, С. Франка. Движение за
создание нац. муз. стиля возглавил композитор П. Вену а (автор опер
"Деревня в горах", 1857, "Иза", 1867, "Помпея", 1896), стремящийся
использовать в своих произв. фламандский фольклор и нац. сюжеты,
освободиться от канонов мелодрамы и создать подлинно нац. оперу. Эти же
тенденции получили развитие в творчестве его последователя и ученика-Я.
Блокса, автора опер "Принцесса таверны" (1896), "Тиль Уленшпигель"
(1900) и др. Большим успехом пользовались пост. в 1877 опера "Ч„рный
капитан" последователя веристов Ж. Мертенса, оперы Э. Тинеля и др.
композиторов.
Большинство опер бельг. композиторов было пост. на сцене т-ра "Де ла
Монне" (Брюссель). Во 2-й пол.
19 в.- нач. 20 в. исполнит, уровень значительно вырос. Появляются
кадры нац. вок. школы, выдающимися представителями к-рой на рубеже 1920
вв. были певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее певица В. Бови и др.
Возникают оперные т-ры в крупных городах страны - Антверпене (1893),
Генте (1900) и др. Важное значение приобретает деятельность
антверпенского т-ра "Королевская фламандская опера", репертуар к-рого
составляют преимущественно оперы бельг. композиторов (Блокса, Жильсона,
Дюбуа, Вамбаха и др.). В первые десятилетия 20 в. в Бельгии
выдвигается ряд композиторов, активно работающих в жанре сценич. музыки.
В т-рах Бельгии ставятся произведения А. Б„ка, автора популярных опер, в
т. ч. "Сон в зимнюю ночь" (1903), "Рейнские гномы" (1906), "Путь из
Эмеруда" (1921), балеты Вр„льса, Э. Самуэля-Големана, Н. А. Г. Дене и
др. Многие совр. композиторы испытывают разлагающее влияние различных
модернистских и формалистич. течений (от додекафонии до электронной и
конкретной музыки), что мешает развитию бельг. нац. муз. т-ра.
Лит.: Cohen G., Le theatre francais en Belgique au moyen age, Brux.,
1953; F a b e r F., Histoire du theatre francais en Belgique..., v. 1-5,
P.-Brux., 1878-1880; Lie-b r e с h t H., Les chambres de theorique,
Brux., 1948; L i e-br ec ht H., Le theatre francais a Bruxelles au XVII
et au XVIII siecle, P., 1923; Lilar S., Soixante ans de theatre belge,
Brux., 1952; Renleu L., Histoire des theatres de Bruxelles, v. 1-2,
Brux., 1928; Liebrecht H., Les oriJines de l'opera a Bruxelles, Le
Flambeau", Brux., 1921;
olvay L., L'evolution theatrale. II. La musique, Brux., 1922; M о n e
t A., Een halve eeuw Nederlandsch lyrisch tooneel en Vlaamsche opera te
Antwerpen, Antw., 1939.
БЕЛЬКУР (Bellecour) [наст. фам.- К о л ь с о н (Colson)l, Жан Клод
Жиль (16. I. 1725-19. XI. 1778) - французский акт„р. Сценич.
деятельность начал в провинции. В 1750 враги Вольтера во главе с
маркизой Помпадур пригласили Б. в т-р "Ко-меди Франсез", чтобы
противопоставить его ученику Вольтера -Лекену. Однако Б. не мог
состязаться с мощным трагич. даром Лекена. Он играл роли
героев-любовников (в комедиях Детуша и Лашоссе, в мещанских драмах Дидро
и Седена) напыщенно и крикливо. Привлекательная внешность, чеканная
дикция, тонкость нюансировки, светскость, элегантность манер сделали Б.
блестящим исполнителем ролей маркизов-фатов в комедиях П. Корнеля, Ж. Ф.
Ренья-ра, М. Барона, Л. Буасси, Ш. Дюфрени, Ф. Данкура, А. Пирона, Ж. Б.
Л. Грессе и др. Лучшая роль Б.- Альмавива в "Севильском цирюльнике"
Бомарше (1775).
Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son
theatre, P., 1900; A r n a u 1 t A., Les souvenirs et les regrets du
vieil amateur dramatique, P., 1829; Lyon-net H., Dictionnaire des
comediens francais, P., 1912-1913;
Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1955. E. Ф.
БЕЛЬКУР (Bellecour) [наст. фам.- Л e P y a де Ла
Kop6HHe(LeRoydeLaCorbinaye), псевд.- Б о мен а р (Beaumenard)], Роз
Перрин (1730-99)-- французская актриса. Жена Ж. Белъкура. Одна из лучших
субреток во франц. театре 18 в. Сценическую деятельность начала в 1743 в
театре "Опера комик" (Париж). Затем играла в провинции. В 1749-91 (с
перерывом в 1756-61) работала в т-ре "Комеди Франсез". Актриса
мольеровской традиции, Б. в своих лучших ролях - Дорина, Николь,
Зерби-нетта ("Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Проделки Скапена"),
Лизетта ("Единственный наследник" Реньяра) и др.- привлекала не только
очаровательной внешностью, звонким голосом, но и живостью" весельем,
остротой характеристики. В зрелом возрасте перешла на характерные роли.
Одна из е„ последних значительных работ - Марселина в "Женитьбе Фигаро"
Бомарше (1784).
Лит.: L у о n n e t H., Dictionnaire des comediens francais, P.,
1912-1913; Arnault A., Les souvenirs et les regrets du vieil amateur
dramatique, P., 1829. ? ф
"БЕЛЬМОНТ И КОНСТАНЦА, ИЛИ ПОХИЩЕНИЕ ИЗ СЕРАЛЯ" - опера В. Моцарта.
См. Похищение из сераля".
БЕЛЬРОЗ (Bellerose) [наст. имя и фам.- Пьер Л e Месье (Le Messier)]
(г. рожд. неизв.-ум. 1670) - французский акт„р. В 1628 вступил в труппу
"Бургундского отеля" в Париже и стал е„ первым акт„ром и директором.
Перенеся на сцену т-ра образ героя аристократия, салонов, Б. создал
амплуа галантного любовника, обладающего изысканными манерами. В этом
несколько слащавом стиле Б. играл трагикомедии, комедии и пасторали, а
впоследствии-героев в трагедиях и комедиях П. Корнеля; роли: Куриаций и
Цинна ("Гораций" и "Цинна"), Дорант ("Лжец" и "Продолжение лжеца").
Исполнял роли героев-любовников в пасторалях и трагикомедиях Ж. О.
Гомбо, Ж. Мере, Ж. Скюдери, П. Дюрийе, Ж. Ротру и др. В 1643 Б. продал
свой акт„рский пай, должность "оратора" труппы и костюмы акт„ру
Фло-ридору, занявшему его место премьера в "Бургундском отеле".
Лит.: Mongredien Gr., Les grands comediens du XVII siecle, P., 1927.
С. Мок.
БЕЛЬСКАЯ, Серафима Александровна [1846(?)- 1933] - русская артистка
оперетты. Артистич. деятельность начала в конце 60-х гг. в провинции;
играла в комедиях и водевилях. С 1876 выступала в Москве (в т-рах М. В.
Лентовского, А. Э. Блюменталь-Та-марина, В. И. Родона и др.). Б. была
"каскадной" артисткой, обладала ярким сценическим дарованием. С блеском
проводила комедийные сцены, изящно и легко танцевала. Роли: Дени-за
("Мадемуазель Ни-туш" Эрве), Елена, Перикола ("Прекрасная Елена",
"Перикола" Оффенбаха), На-нон (о. п. Жене), Кла-ретта ("Дочь мадам Анго"
Лекока), Фа-тиница (о. п. Зуппе) и др. О. В.
БЕЛЬСКИЙ, Владимир Иванович (1866-1946)- русский оперный либреттист.
Окончил юридич. и естеств. ф-ты Петерб. ун-та. В 1894 познакомился с Н.
А. Римским-Корсаковым и с этого времени стал постоянным сотрудником
композитора. Участвовал в завершении текста оперы "Садко" и был автором
либретто опер "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии" (1907) и "Золотой петушок" (1909); работал
также над либретто ряда неосуществл„нных опер Римского-Корса-кова.
Либретто оперы "Сказание о невидимом граде Китеже" отличается высокими
лит. достоинствами, в частности тонкой стилизацией древнерус. книжного
языка. В нач. 20-х гг. Б. эмигрировал в Германию, где и умер. М. И., Я.
К o.a.
БЕЛЬСКИЙ, Игорь Дмитриевич (р. 28. III. 1925) - русский советский
артист балета. Засл. арт. РСФСР (1955). В 1943 окончил Ленингр.
хореографич. уч-ще (класс А. А. Писарева и А. В. Лопухова). Дебют Б. на
сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова (1943) в цыганском танце в
опере "Русалка" и выступление в партии Половчанина ("Князь Игорь")
определили направленность творчества Б. как яркого характерного
танцовщика. Сочетая виртуозную технику с акт„рской выразительностью и
темпераментом, Б. исполняет ведущие характерные партии: Ротбарта
("Лебединое озеро"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Тибальда ("Ромео
и Джульетта"), Шурале (о. п. Яруллина), Северьяна ("Каменный цветок"
Прокофьева), Мако ("Тропою грома" Караева). С 1946-педагог Ленингр.
хореографич. уч-ща (класс нар. характерного танца). В 1959 осуществил
пост. балета "Берег надежды" Петрова в Ленингр. т-ре оперы и балета им.
Кирова. В. Ч.
БЕЛЬТРАММ, Бальтрамм де Гаджан (Beltramm; Baltramm de
Gaggian),персонаж итальянского импровизационного народного театра
комедии дель арте, созданный в 16 в. акт„ром Н. Барбъери; тип глупого,
неловкого и невежественного крестьянина, часто некстати вступающего в
разговор. В лит. комедии этот персонаж превратился в образ глуповатого,
но добродушного и почтительного слуги. Ал. С.
БЕЛЬЦКИЙ МОЛДАВСКО-РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР -
организован в 1947 в г. Бельцы (Молдавская ССР). До 1957 работала одна
рус. труппа, с 1957 создана молдавская труппа. В 1957-59 пост. молд.
спектакли "Луч во тьме" Рис и Кравцова, "Вес„лка" Зарудного, "Блудный
сын" Раннета. Среди лучших спектаклей рус. т-ра в 50-е гг.: "Макар
Дубрава" Корнейчука (1952), "Огненный мост" Ромашова (1954), "Глубокая
разведка" Крона (1955), "Забытый друг" Салынского (1956). Т-р да„т
спектакли в районах и колхозах Молд. ССР. В труппе театра (I960) - засл.
арт. Молд. ССР В. Н. Головченко, С. В. Демидова, С. Ф. Скульберди-на.
Гл. режисс„р театра-заел, деят. иск-в Молд. ССР Р. Р. Григорян, гл.
художник-Б. А. Соколов. Д. П.
Б‚ЛЫПЕ (Bolsche), Вильгельм (2. I. 1861-31. Vili. 1939) - немецкий
театральный деятель, писатель, критик. Член социал-демократич. партии
Германии. В 80-е гг. сблизился с кружком писателей и театр. деятелей
натуралистич. направления (Г. Гаупт-ман, Т. Гарт, О. Брам). В 1890
(совм. с критиками Б. Вилле и Г. Тюрком) организовал в Берлине первый
нем. рабочий т-р "Фрейе фольксбюне" ("Свободная народная сцена"), на
основе к-рого в 1914 был создан т-р "Фольксбюне" ("Народная сцена"),
работающий до наст. времени. Б. вводил в репертуар этого т-ра произв.
совр. ему драматургов, в т. ч. Ибсена, Гаупт-мана, Л. Толстого. Выступал
в периодич. печати со статьями по вопросам театр. иск-ва. В сер. 90-х
гг. отош„л от театр. деятельности. "9. Г.
БЕЛЬЭТАЖ (от франц. bel - прекрасный и etage - ярус) - первый ярус
зрительного зала над бенуаром и амфитеатром. "
БЕЛЯЕВ, Юрий Дмитриевич [28. XI (10. XII). 1876-5(18). I. 1917] -
русский театральный критик и драматург. Лит. деятельность начал в 1894.
Печатался в "Живописном обозрении", "Севере" и др. периодич. изданиях.
Затем работал в журнале А. Р. Кугеля "Театр и искусство". С 1899
систематически сотрудничал в "Новом времени" А. С. Суворина. Активно
поддерживал Александрийский т-р в его репертуарной политике,
направленной на утверждение спектаклей, лиш„нных большого общественного
содержания. Как драматург впервые выступил в 1908 (одноактный водевиль
"Путаница, или 1840 год", 1909, моек. Малый т-р). Б. принадлежат также
пьесы
"Красный кабачок" (1911, Александрийский театр), "Дама из Торжка"
(1912, театр Незлобина) и др. Наибольшим успехом пользовалась пьеса Б.
"Псиша", посв. судьбе крепостной актрисы, написанная в
сентиментально-мелодраматич. тонах (1911, театр Незлобина). В своей
критической и драма-тургич. деятельности развивал традиционалистские
идеи, прославлял "доброе" старое время, не желая видеть в н„м жестоких
социальных противоречий.
Соч.: Псиша, "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1913, Xa 1; Актеры
и пьесы. Сборник" СПБ, 1902; Мельпомена. Сб. [критич. статей Б. о
театре], [СПБ, 1904]; В. Ф. Комиссар-жевская. Критический этюд, СПБ,
1899 (Наши артистки, вып. 1); Л. Б. Яворская. Критико-биогр. этюд, СПБ,
1900.
Лит.: Homo Novus [Кугель А. Р.], Заметки, "Ист. вестник", 1917, .ј 2,
с. 35-36.
БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК - группа музыкантов, объединившаяся в 80-90-х гг.
19 в. в Петербурге вокруг pyс. муз. деятеля, издателя М. П. Беляева
(1836-1903)-основателя симф. концертов и квартетных вечеров в Петербурге
(1891). Группа собиралась на муз. вечерах в доме Беляева ("беляевские
пятницы"). Почти все члены Б. к. были учениками Н. А.
Рим-ского-Корсакова, к-рый возглавлял кружок. В Б. к. входили
композиторы А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды, Н.
А. Соколов, И. И. Витоль (Я. Витол), позднее В. А. Золотар„в, Ф. С.
Акименко, Н. Н. Черепнин, дириж„р Г. О.Дютш, пианист Н. С. Лавров и др.
Б. к. обычно относят к младшему поколению "Новой русской музыкальной
школы" и считают преемником "Могучей кучки, хотя этот кружок не
представлял собой цельного творч. направления.
Лит.: Р и м с к и й-К о р с а к о в А. Н., Н. А. Рим-ский-Корсаков.
Жизнь и творчество, вып. 3, М.. 1936; Глазунов А. К., Исследования,
материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л., 1959-60.
БЕЛЯКОВ, Венедикт Николаевич (р. 1909) - советский цирковой артист;
акробат-прыгун. Засл. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1949. Артистич.
деятельность начал в 1926. Создатель, участник и руководитель группового
номера "Акробаты на качелях", пост. и оформленного в рус. стиле.
'Коллектив, возглавлявшийся Б. и называемый "Беляковы" (Беляков, Н. А.
Тимаков, Л. А. Пичугин, Е. И. Воропаев, Б. А. Цицин, Л. Н. Попов, В. А.
Петухов, С. В. Семeнов, Н. Ф. Мажников, А. И. Шмяков), подготовил ряд
рекордных трюков (напр., двойное сальто с подкидной доски на колонну из
трeх человек, сальто с подкидной доски на колонну из четырeх человек).
М. 5.
БЕМ, Мария Петровна [р. 3(16). IV. 1906]-украинская советская
артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. УССР (1946).
Пению обучалась в Одесской консерватории. Сценич. деятельность начала в
1930 в Одесском оперном т-ре. В 1946-56 Б.- солистка Т-ра оперы и балета
им. Шевченко. Партии: Панночка ("Утопленница" Лысенко), Антони-да,
Людмила, Марфа, Розина, Маргарита и др. С. 3.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.