Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

БУАЛО, Буало-Депрео (Boileau-Despreaux), Никола (1. XI.1636,
Париж,-13.III.1711, там же)- французский критик, поэт-сатирик и теоретик
классицизма. Род. в семье зажиточного буржуа, судейского чиновника
Парижского парламента. Учился в иезуитской коллегии, затем на
богословском и юридич. ф-тах
Сорбонны (Парижский ун-т). С 1663 печатались мелкие стихотворения Б.,
затем сатиры, наполненные поло-мич. выпадами против отживших и
реакционных лит. течений - прециозного и бурлескного. Б. высказывал свои
эстетич. суждения и в посланиях (эпистолах), к-рые писал начиная с 1669.
Влияние римского поэта Горация проявилось в дидактич. поэме Б.
"Поэтическое искусство" (1674), создавшей эпоху в истории европ.
эстетич. мысли и лит. критики. Б. привел в систему положения, выдвинутые
предшествующими теоретиками классицизма (Ф. Малербом, Ж. Шапленом, д
Юбиньяком и др.), и изложил их в живой, эпиграмм а-тич. форме. Осн.
принцип эстетики Б.- преклонение перед разумом. Истина, устанавливаемая
разумом, тождественна красоте и находится в "природе" (реальной
действительности). Подражание "природе" - осн. задача поэзии, критерий
ее эстетич. ценности. Однако Б. сужает область применения этого
реалистич. принципа, пропагандируя метод абстрактной типизации,
направленный на воспроизведение в человеке его неизменной сущности, а не
конкретных форм ее проявления. Аристократич. ограниченность поэтикиБ.
проявилась в том, что он отвергал нар. поэзию и нар. т-р (фарс),
считая,что он доставляет удовольствие только "грубой черни". Рекомендуя
поэтам-драматургам "изучать двор и знакомиться с город ом", Б. возражает
против изображения в драматургии жизни деревни и ее обитателей. В
третьей песни "Поэтического искусства" Б. устанавливает законы трех осн.
поэтич. жанров - эпопеи, трагедии и комедии. В характеристике трагедии
он опирался на творчество Расина, к-рое принимал безоговорочно. Более
критично относился Б. к траге диям Корнеля, в к-рых, по его мнению,
нарушался принцип "укрощения страстей разумом". В области комедии
образцовым драматургом, по Б., был Терен ций, а не Мольер, к-рого он
считал "слишком другом народа". Из формальных законов классицист,
драматургии Б. настаивал на правиле трех единств, на правильном
распределении материала между диалогом и рассказом, требовал нарастания
действия в каждом акте пьесы. Б. выступал за интеллектуальность
творчества и рекомендовал драматургам подвергать свои впечатления
рассудочной обработке, исключающей всякую жанровую и бытовую окраску. В
области актерского творчества Б. был сторонником напевной декламации,
пропагандируемой Расином, и говорил, что "театр требует подобных
преувеличенных, широких линий как в голосе, в декламации, так и в
жестах". Поэтика Б., сыграв прогрессивную роль в период расцвета
абсолютной монархии 17 в., в дальнейшем стала тормозить развитие иск-ва,
его сближение с жизнью. Поэтому прогрессивные театр. деятели 18 - нач.
19 вв. вели борьбу с эстетикой Б., мешавшей укреплению в т-ре реалистич.
метода.
Соч.: Поэтическое искусство, пер. с франц. Э. Л. Линец-кой, М., 1957;
то же, пер. С. С. Нестеровой и др., М., 1937.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М., 1946, с. 523-38;
Мокульский С., Французский классицизм, в кн.: Западный сборник, вып. 1,
М.-Л., 1937; L a n s on Ст., Boileau, P., 1892; F a guet E.,
Dix-septieme siecle. Etudes litteraires. P., 1901; Adam A., L'histoire
de la litterature rancaise au XVII siecle, v. 3-4, P., 1952-54. С. Мок.
БУАЛЬДЬ‚ (Boieldieu), Франсуа Адриен (16.XII. 1775, Руан,- 8.X.1834,
поместье Жарси, близ Парижа) - французский композитор. Виднейший
представитель франц. комич. оперы 1-й четверти 19 в. Профессор Парижской
консерватории. В 1804-11- капельмейстер франц. оперной труппы в
Петербурге. Автор ок. 40 опер (нек-рые совм. с др. композиторами), в т.
ч. "Виновная дочь" (1793, "Т-р искусств", Руан), "Калиф Багдадский"
(1800, т-р "Фавар", Париж), "Жан Парижский" (1812, т-р "Опера комик",
Париж), "Красная шапочка" (1818, там же), "Белая дама" (1825, там же). В
Петербурге Б. написал и поставил неск. опер, в т. ч. "Алина, королева
Голконды" (1804), "Телемак" (1806), "Женщина-невидимка" (1808) и др.
Б.-автор музыки к водевилям и др. соч. Музыка Б. привлекает своей
задушевной мелодичностью, изяществом и тонким юмором. В нек-рых его
операх (особенно в "Белой даме") нашли отражение черты романтизма.
Лит.: F а v г е (т., Boieldieu: sa vie, son oeuvre, v. 1-2, P.,
1944-45; Финдейзен Н., Боальдье и придворная французская опера в
С.-Петербурге в начале XIX века, "БИТ", СПБ, 1910, вып. 5. Я. Ш.
БУАМОРТЬЕ (Boismortier), Жозеф Воден де Ила (Bodin de Hilas) (ок.
1691-1755) - французский композитор. Композиторскую деятельность начал в
1724. В области сценич. музыки соперничал с Рамо; был одним из
известнейших авторов инструмент, музыки своего времени. Соч. Б.
отличаются богатством муз. тем, ритмич. своеобразием и изяществом. Из
сценич. произв. Б. сохранились четыре оперы, среди них: оперы-балеты
"Любовные путешествия" (1736), "Дон Кихот" (1743), опера-пастораль
"Дафнис и Хлоя" (1747). Эти произв. ставились в Париже и пользовались
при жизни автора большим успехом; опера-балет "Дафна" не ставилась на
сцене. Л. М.
БУАЧИДЗЕ, Кита Михайлович (р. 1914) - грузинский советский драматург.
Лит. деятельность начал с 1931. Автор пьес "Строгие девушки"
("Провинциальная девушка", 1955, Т-р им. Марджанишвили), "Во дворе злая
собака" (1956, Т-р им. Руставели), "Повесть о любви" (1958, там же).
БУБЛИКОВ, Тимофей Семенович (ок. 1748- ок. 1815) - русский артист
балета, балетмейстер и педагог. Один из крупнейших танцовщиков 18 в. В
1763 окончил Петерб. театр. школу. В течение 20 лет занимал ведущее
положение в придворной балетной труппе. В 1765-67 с большим успехом
выступал в Вене. Танец Б. отличался характерностью, живостью и
выразительностью. В 1785 Б. ушел со сцены и был назначен "придворным
танцмейстером". В 1795-99 был преподавателем "театрального танцевания" и
ставил "русские балеты" в крепостном т-ре Н. П. Шереметева.
Б. принадлежит заслуга творч. использования русских нар. нлясок на
балетной сцене ("Лебедянская ярмарка" Копьева и др.). Успех его
начинаний в этой области оказад большое воздействие на деятельность
балетмейстеров И. И. Вальберха, А. Л. Пуаро, И. М. Аблеца и А. П.
Глушковского.
Лит.: БорисоглебскийМ. В. (сост.), Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В., Русский балетный театр от
возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958.
БУБНОВА, Елена Ивановна (р. 25.V.1924) - советская цирковая артистка;
воздушная гимнастка. Член КПСС с 1951. Окончила уч-ще циркового иск-ва.
С 1948 работает в системе Союзгосцирка. С 1957 является руководителем и
исполнительницей номера воздушных гимнастов, подготовленного в уч-ще
циркового иск-ва. Участники номера: Ю. М. Островииская, А. М. Запашная,
Н. М. Парамонова.
БУБУТЕЙШВЙЛИ, Мария Аполлоновна [р. 1(14). II. 1914] - русская
советская актриса. Засл. арт. Груз. ССР (1950). Член КПСС с 1944. С
1929- в труппе Тбилисского ТЮЗа. Роли: Буратино ("Золотой ключик" А. Н.
Толстого), Маленькая разбойница ("Снежная королева" Шварца), Гаврош
("Отверженные" по Гюго), Алеша Пешков ("Детство" по Горькому) ,
Чиполлино ("Приключение Чиполлино" по Рода-ри), беспризорник Броневик
("У лесного озера" Соло-даря), Гаврик ("Белеет парус одинокий" Катаева)
и др.
БУВЬЕ (Bouvier), Элен (р. 20.VI.1905) - французская артистка оперы
(меццо-сопрано). Брала уроки пения у Вато и Форестье в Париже. Впервые
выступила на оперной сцене в Нанте в 1940; в этом же году дебютировала в
т-ре "Опера комик" (Париж). Вскоре Б. выдвинулась в число ведущих франц.
оперных певиц, завоевав широкую известность как одна из лучших
исполнительниц опер Вагнера и франц. композиторов. Выступала в т-рах
"Опера комик" и "Граыд-Опера", гастролировала в ряде стран. Партии:
Да-лила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Женевьева ("Пеллеас и Мелисанда"
Дебюсси), Адриано, Мария, Фрика ("Риенци", "Летучий голландец", "Кольцо
Ни-белунга" Вагнера) и др. ' Л. М.
БУГАЕВ, Иван Максимович [р. 12(25).XI.1919] - русский советский
артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1957). Творч. деятельность
начал в художеств. самодеятельности; выступал также в Ансамбле песни и
пляски Черноморского флота. В 1943- 1946 Б. учился в Ленингр.
консерватории. В 1945 впервые выступил в Ленингр. т-ре оперы и балета
им. Кирова, с этого же года-солист этого т-ра. Партии:
Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Гвидон ("Сказка о царе .Салтане"
Римского-Корсакова), Владимир ("Дубровский" Направника), Ленский,
Альфред, Фауст; Щепин-Ростовцев ("Декабристы" Шапорина) и др. Б.
обладает красивым голосом мягкого тембра. Особенно удаются певцу партии,
требующие яркого темперамента. Выступает также в концертах. О. В.
БУГАРИНОВИЧ (Bugarinovic), Мелания (р. 29.VI. 1905) - югославская
артистка оперы (меццо-сопрано). Окончила Муз. школу в Темешваре.
Выступала в различных певческих об-вах. С 1930 Б.- солистка оперного
т-ра в Белграде. В 1937-41 выступала на сцене Государственной оперы в
Вене. Гастролировала во мн. странах (в СССР-в 1956). Партии:
Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов" Мусоргского),
Кармен, Аида; Шарлотта ("Вер-тер" Массне) и др. Обладает голосом
большого диапазона. Часто исполняет партии альта и драматич. сопрано.
Аг. М., Ю. Ч.
БУТОВА, Лия Исааковна [р. 28.III (10.IV).1900]- русская советская
актриса. Нар. арт. УССР (1946). Член КПСС с 1941. Сценич. деятельность
начала в 1920 в Винницком т-ре (роль Клары Эриньен, "Зори" Вер-харна). В
1922-29 работала в Киевском Гос. евр. т-ре, в 1929-33- в передвижном
т-ре УССР, в 1934-39- в Одесском Гос. евр. т-ре, в 1939-41 и с 1945 -
актриса Одесского русского т-ра, в 1942-45 - т-ра Киевского особого
воен. округа (КОВ О). Роли: Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Цейтл
("Тевье Молочник" Шолом Алейхема), Миреле ("Мирра Эфрос" Гордина), мать
(о. п. Чапека), Нора (о. п. Ибсена), Кручинина ("Без вины виноватые"),
Джесси ("Русский вопрос"), Эмилия ("Отелло"); Мария Александровна
{"Семья" Попова), бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны). Творчеству Б.
свойственны отточенность сценич. формы, глубина психологич.
характеристик. Созданные ею образы отмечены человечностью, художеств.
правдивостью. Р. В.
БУГРИМОВА (наст. фам.- Буслаева), Ирина Николаевна (р. 13.III.1910) -
советская цирковая артистка. Первая в советском цирке женщина -
дрессировщица хищных зверей. Нар. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1951.
Артистич. деятельность начала в 1929 в номере "Полет на санях из-под
купола цирка", созданном совм. с А. Н. Буслаевым. С 1939 перешла к
дрессировке хищников. В сезоне 1940-41 выступила в аттракционах с
дрессированными львами. В выступлениях Б. принципы мягкого, гуманного
подхода к животным соединяются с элементами т. н. "дикой" дрессуры.
Одетая в черный с золотом полувоенный, полуохотничий мужской костюм, Б.
то женственно, ласково играет со львами, то, двигаясь настороженно и
резко, преображается в требовательную, властную укротительницу. Б.
неустанно совершенствует и обновляет свой номер как в области дрессуры,
так и актерской выразительности.
Лит.: Бугримова И., Моя профессия, М., 1957. М .3.
БУДАГЯН, Геворк Ервандович (р. 16.X. 1899)- армянский советский
дирижер оперы. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Член КПСС с 1942. В 1929
окончил Моск. консерваторию. Творч. деятельность начал в 1927 в Москве.
С 1932 Б.- дирижер Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Руководил мн.
постановками т-ра: опера "Алмаст" (1933) Спендиарова, "Хандут" (1945) на
музыку Спендиарова, оперы "Кармен" (1933), "Лакщ?" (1934), "Чио-Чио-сан"
(1934) и др. С 1929 Б. ведет педагогич. работу (с 1950 - профессор
Ереванской консерватории). Б. А.
БДАК (Budak), Перо (р. 1917)- югославский (хорватский) писатель,
драматург, актер и режиссер. Окончил театр. школу и начал сценич.
деятельность в Хорватском Народном т-ре, затем в т-ре Комедии в Загребе.
С 1953 - директор Загребского т-ра. Автор драмы "Метель" (1952,
Хорватский Народный т-р), получившей широкую популярность. В этой пьесе
Б. рассказывает об эмигрантах из Лики. Написал комедию "Клубок", драму
"Штрих кистью", "На терниях и камне" (1959, Загреб) и др. Аг. М
БУДАПЕШТ (Budapest) - столица Венгерской Народной Республики
(образована в 1872 в результате слияния городов Буды и Пешта) (1850 тыс.
жит. на 1957). В нач. 18 в. разл. церковные ордена (иезуиты, пиаристы,
францисканцы и др.) дают в Буде и Пеште представления школьных драм на
лат. яз. В 18 в., при поддержке местной нем. знати, здесь открываются
нем. оперные и драм. т-ры с постоянными труппами. В 1790 в помещениях
нем. т-ров "Варсинхаз" в Буде и "Ронделла" в Пеште состоялись спектакли
первой венг. труппы под рук. Л. Келемеиа. Регулярные спектакли венг. т-р
начал давать с 1792, но уже в 1796 в результате усиления австрийского
гнета он был закрыт местными властями, и актеры его, объединившись в
"бродячие труппы", разъехались по стране. Вплоть до 1837 Буда и Пешт не
имели постоянного венг. т-ра, довольствуясь лишь гастролями провинц.
трупп, пышными нем. оперными и драм. спектаклями. Жители Б., однако, не
прекращали борьбы за создание нац. т-ра. Борьба эта увенчалась
победой-22 авг.1837 в Пеште открылся "Пешт-ский венгерский т-р", в к-рый
вошли лучшие артистич силы из венг. бродячих трупп. В 1840 "Пештский
венгерский т-р" (включавший 2 труппы-драм. и оперную) был объявлен
государственным и переименован в Нац. т-р (см. Венгерский национальный
тпеатр).14сент. 1861 был открыт "Будайский народный т-р" в
Буде,существовавший до 1870 и ставший ведущим т-ром оперетты; 13 окт.
1875 - Народный т-р в Пеште (первый директор Й.Ракоши); в 1884 построен
и открыт т-р "Операхаз", куда были перенесены из Нац. т-ра оперные
постановки. После смерти в 1894 реж. Э. Паулаи и перехода Нац. т-ра в
помещение Народного т-ра (1908) Нац. т-р на время теряет свою ведущую
роль в театр. жизни Б. и уступает ее возникшим здесь в 90-х гг. 19 в. и
в нач. 20 в. т-рам "Виг-синхаз* (т-р "Комедии"), "Мадьярсинхаз",
Королевский (оперетты) и др. Театр. жизнь Б. нач. 20 в. развивалась в 2
направлениях: первое нашло наиболее яркое выражение в постановках
Королевским т-ром венг. оперетт (И. Кальмана, Ф. Легара, Е. Хуска, П.
Качо и др.); второе - в постановках на сценах т-ров "Вигсинхаз" и
"Бельвароши" экспрессионистских драм и комедий Ф. Мольнара и М.
Лендьеля. Большую роль в распространении новой драмы Г. Хейерманса, Г.
Ибсена, М. Горького сыграла 1904-08 общедоступный т-р "Талия" (рук. и
реж. Ш. Хевеши). С политич. миниатюрами (собств. соч.) выступал в кабаре
"Модерн синпад" Э. Надь. Большое значение для развития т-ров Б. конца 19
- нач. 20 вв. имели гастроли знаменитых европ. актеров (Т. Сальвини и Э.
Ристори) и театр. коллективов (Мейнингенцы, т-р Рейн-хардта).
В период революции 1919 и установления Венгерской советской
республики большинство деятелей венг. т-ра активно встало на сторону
нар. власти. В Б. был создан Директориум иск-в, открылись новые т-ры
(им. Энгельса, детский). Все т-ры Б. ставили гл. обр. нац. и мировую
прогрессивную драматургию, организовывали бесплатные спектакли для
рабочих. Подавление Венг. сов. республики и фашизация страны привели
театр. иск-во Б. к глубокому кризису. Мн. деятели т-ра эмигрируют из Б.
(И. Кальман, Б. Барток, Ф. Моль-нар - на запад, Б. Балаж, Б. Иллеш, и
др. - в СССР).
Освобождение Венгрии от фашистского ига в 1945 открыло новую главу в
истории т-ров Б. Первый спектакль - "Банк-бан" И. Катоны- состоялся в
Нац. т-ре в февр. 1945, когда в городе еще шли бои. В 1949 в Б. была
проведена национализация т-ров (до этого государственными были только
Над. т-р и Венгерский оперный т-р). Переход т-ров в ведение
народ-но-демократич. гос-ва помог укрепить труппы, поднять
идейно-художественный уровень постановок. Были созданы новые
кол-лективы("Т-р шахтеров", Венг. гос. т-р кукол,Т-р им. А. Йожефа и
др.). В 1951 было заново отстроено разрушенное во время осады Б. здание
"Вигсинхаза", в к-ром работает Венгерский театр Народной армии (с 1960
вновь переименован в "Виг-синхаз"). Всего в Б. в даст. время работают 20
т-ров. Наиболее значит, из них: Венгерский государственный оперный театр
("Операхаз", на двух сценах); Национальный т-р (на двух сценах);
"Вигсинхаз"; Т-р им. А. Йожефа; Венгерский театр им. И. Мадача (на двух
сценах); Венгерский театр им. И окай (на двух сценах); Венгерский театр
оперетты (на двух сценах) и др.
Репертуар т-ров Б. составляют произв. нац. классич. и совр.
драматургии, отражающие жизнь народно-демократич. Венгрии (пьесы Л.
Мештерхази, И. Дарваша, К. Фехера и др.), пьесы рус. и сов. авторов (А.
Чехова, М. Горького, А. Арбузова, В. Розова и др.), прогрессивных
драматургов др. стран (А. Миллера, Ф. Дюрренматта и др.).
Из произв. мировой классики чаще всего идут пьесы Шекспира. В
"Операхазе" Б. большое место занимают произв. Ф. Эр-келя, Б. Бартока, П.
Чайковского, Д. Верди, Р. Вагнера. Т-р оперетты славится новым
оригинальным прочтением кальма-новских и оффенбаховских оперетт, а также
пост. совр. венг. оперетт (Е. Хуска, Л. Кемень-"Где-то на юге", 1956;
Ф. Фар каш а-"Школа вдовцов", 1958). А. Гер.
БУДАПЕШТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см. Венгерский национальный театр в
Будапеште.
БУДАПЕШТСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ - см. Вен-еерский театр оперетты в
Будапеште.
БУДАПЕШТСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ - см. Вен-еерский Государственный оперный
театр в Будапеште.
БУДЕВСКАЯ (Б у д е в с к а), Адриана (13.XII. 1878, Добрич,- 9.XII.
1955, София)- болгарская актриса. Нар. арт. Болгарской Республики
(1953). Одна из основ оположниц реалистич. актерского иск-ва в Болгарии.
Окончила в Москве в 1899 Театр. уч-ще Малого т-ра по классу А. П.
Ленского и в том же году с товарищами, учившимися вместе с ней в России
('К. Сарафов, Х. Ганчев, Г. Киров), вернулась на родину. Б. дебютировала
в Софии в 1899 в т-ре "Слеза и смех" (с 1904 - Нар. т-р) в роли Василисы
Мелентьевой (о. п. Островского), следующей ее ролью была Юлия в
"Доходном месте" Островского. Уже тогда игра Б. отличалась свежестью
решений, глубиной проникновения в авторский замысел, умением вскрыть
подтекст роли, пластичностью и изяществом внешнего рисунка. Вместе с
лучшими актерами Нар. т-ра Б. повела борьбу за утверждение нац.
драматургии. В этом репертуаре она уже в первое пятилетие своей работы
создала замечательные образы, раскрывающие тему пробуждения болг.
женщины, ее борьбы за свободу и духовный расцвет личности, против всего
темного, порабощающего человека (Мария в историч. драме В.Друмева
"Иванку- убийца Асеня I", Николица в "Свадьбе в Болярово" и Вела в пьесе
"Вампир" А. Страшимирова). Свободолюбивый дух болгарской
женщины-патриотки, ее мужество, преданность делу народа и неукротимая
ненависть к поработителям нашли яркое воплощение в исполнении Б. роли
учительницы Невенки в пьесе Миларова "Апостол". В 1904 Б. вместе с
группой ведущих актеров, недовольных казенными порядками Нар. т-ра,
предприняла попытку организовать на товарищеских началах свой "Свободный
т-р" (Варна). Творческие устремления т-ра сказались уже в выборе
репертуара ("На дне", "Мещане", "Власть тьмы", "Без вины виноватые";
"Идиот" по Достоевскому, "Женщина с моря" Ибсена, "Одинокие" и "Ткачи"
Гауптмана). В 1906 т-р закрылся, а его актеры вернулись в Нар. т-р, где
Б. проработала до 1926. В этот период творческой зрелости Б. были
созданы ее лучшие роли в нац., рус. и зарубежной классич. драматургии. В
роли Свекрови (о. п. Страшимирова) Б. поражала глубиной знания быта и
психологии крестьянской женщины. В роли Цены ("Змеиная свадьба"
Тодорова) Б. несла страстное, разрывающее все цепи стремление вырваться
из домашних пут. Этапным в творческом и идейном развитии Б. явилось
создание ею образа борца против турецкого ига, учительницы Рады в
инсценировке романа И. Вазова "Под игом". Этот образ в исполнении Б.
приобретал революционное звучание, вырастал до символа протеста против
всякого гнета и насилия. Вскоре спектакль был запрещен. Из др. ролей Б.
в нац. репертуаре значительны: Рада ("Строители" Тодорова), Елена
("Боян-волшебник" Христова), царица Теодора ("Над пропастью" Вазова),
Милка ("У подножия Витоши" Яворова), Галатея ("Когда боги смеются"
Михайловского), Раевская ("Загубленная жизнь" Каримы). Образы Б. в рус.
репертуаре: Татьяна ("Мещане"), Нина Заречная ("Чайка"), Акулина
("Власть тьмы"). В зарубежной драматургии: Эмилия Галотти
(о.п.Лессинга), Юдифь (о.п.Хеббеля), королева Елизавета ("Мария Стюарт"
Шиллера), целая галерея ибсеновских героинь - г-жа Боркман ("Джон
Габриель Боркман"), Нора (о. п.), Ирена ("Женщина с моря") и др. В
шекспировском репертуаре лучшими ее созданиями были Дездемона, Офелия,
леди Макбет. В пьесах Гауптмана, Зудермана, Стриндберга (к-рые широко
шли на болг. сцене в первые два десятилетия 20 в.) Б. обычно играла гл.
женские роли. Б. - подлинная актриса переживания. Каждая ее роль была
сильна глубиной проникновения в человеческую психологию. Трагические
ноты сближали Б. с М. Н. Ермоловой, сильное же интеллектуальное начало в
со-нетании с тонкой лиричностью и поэтичностью - с В. Ф.
Комиссаржевскои. В годы наступления реакции после подавления
сентябрьского восстания 1923 Б. была уволена из т-ра. Политич.
преследования вынудили ее покинуть страну и с 1926 переселиться в
Аргентину, где Б. была лишена возможности творчества. В 1948 по
приглашению правительства нар.-демок-ратич. Болгарии Б. возвратилась на
родину и была горячо встречена общественностью страны. Имя Б. в 1953
было присвоено т-ру, в г. Бургасе.
Лит.: А. Будевска. Юбилеен сборникът. 1899-1924, София, 1925; Адриана
Будевска. Книгата юбилеен сборник по случай 25 годишника напървата
актриса от народния театър Адриана Будевска, [София], 1934;А. Будевска
[Сб.], София. 1958; "Театър", София, 1953, ј 12 (Юбилейный номер,
посвященный творчеству Будевской); "Театър", София, 1955, "ј 12 (номер
посв. памяти Будевской); Гоневски X., Адриана Будевска в Аргентина,
"Театър", София, 1956, .ј 1;
Гочев Г., Адриана Будевска, в кн.: Столетие Болгарского театра,
София, 1956; Илиев А., Сборник за Адриана Будевска, "Театър". София,
1958, "Ne 12. В. M., Аг. M.
БУДИЛЬ (Budil), Венделин (19.X. 1847-26.III. 1928)- чехословацкий
актер, режиссер, театральный деятель и писатель. С 1864 принимал участие
в спектаклях пражских любительских кружков. В 1866 вступил в труппу П.
Шванды в Пльзене на роли первых любовников. В 1867 был приглашен во
"Временный т-р" в Праге. В 1869-87 с труппой Пиштека играл в Пльзене,
Праге, Брно. В 1887-1900 руководил собств. труппой. В 1902 Б.- директор,
режиссер и актер "Нового гор. т-ра" в Пльзене. Роли: Макбет, Ричард Т
II, король Лир; Доренкрон ("Слуга своего господина" Ержабека), Сирано де
Бержерак (о. п. Ростана) и др. Большой заслугой Б. явилась забота об
идейно полноценном репертуаре и воспитании художеств. вкуса зрителей. Б.
осуществлял пост. произв. Тыла, Ира-сека, Шекспира, Толстого, Горького.
В 1912 оставил т-р, полностью посвятив себя лит. деятельности. Б. был
превосходным педагогом, воспитал целое поколение актеров-реалистов. Л.
Сол.
БУДСКИЙ (Budsky), Йосеф (р. 11.VI.1911)- чехословацкий актер и
режиссер. Засл. деят. иск-в Чехословацкой Социалистической Республики.
По национальности чех. Род. в Праге. В 1927 начал сценич. деятельность в
качестве статиста, в 1928 был певцом в т-ре Пиштека (на Виноградах) в
Праге. С 1930 работал в ряде передвижных т-ров. В 1935 приглашен в
чешскую труппу Нац. т-ра в Братиславе, где приобрел популярность
исполнением роли доктора Галена ("Белая болезнь" Чапека). С 1938 играет
в словацкой труппе этого т-ра. Роли: Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Гамлет.
С 1945 занимается режиссурой; пост. спектакли: "Иван Грозный" ("Смерть
Иоанна Грозного") А. К. Толстого (1946), "Враги" (1950), "Любовь Яровая"
(1950); "Семья" Попова (1951, Гос. пр.), "Кровавый суд" Тыла (1956, Гос.
пр. 1957), "Ромео и Джульетта" (1957), "Оптимистическая трагедия"
(1957);
"Белая болезнь" Чапека (1958), "Посмотри в глаза" Данека (1959),
"Иркутская история" Арбузова (1960) и др. Для режиссерского иск-ва Б.
характерны заостренность идейного решения спектакля, лаконичность
композиции, яркость изобразительных средств. Выступает также как
драматург (пьеса "Песня нашей весны"). Л. Сол.
БУЗЕСКУ (Buzescu), Аура (р. 26. Vili. 1894) - румынская актриса. Нар.
арт. РНР (1956). Сценич. деятельность начала 17 лет. В 1910-15 училась в
драм. классе Бухарестской консерватории (у Л. Стурдзы-Буландры). Среди
первых ролей Б.- Катерина Ивановна ("Братья Карамазовы" по
Достоевскому). С 1923 работает в Нац. т-ре им. Кара-джале в Бухаресте.
Роли: Джульетта; Елизавета ("Мария Стюарт"), Мирра (о. п. Альфьери),
Электра ("Траур к лицу Электре" О'Нила) и др. После 1944 Б. успешно
выступает в чеховском репертуаре - Соня ("Дядя Ваня"), Ольга ("Три
сестры", Гос. пр. в 1949). В сдержанных, скупых тонах играла одну из
своих лучших ролей - Марию Бузню ("Черные годы" Баранги и Морару). В
числе ролей: Анка ("Беда" Караджале), Сюзанна Маня-Войнешть
("Генеалогическое дерево" Деметри-ус), Малютина ("Персональное дело"
Штейна), госпожа Бон ("Люди с Дангора" Андерсена-Нексе, Гос. пр. в
1955). Для творчества Б. характерно стремление к глубокому раскрытию
внутр. мира героинь, серьезная, вдумчивая работа над ролью. А. Гер.
БУЗОНИ (Busoni), Фер-руччо Бенвенуто (1. IV. 1866, Эмполи, близ
Флоренции,- 27. VII. 1924, Берлин)- итальянский композитор, пианист,
дирижер и педагог. Родился в семье музыкантов (отец - кларнетист, мать -
пианистка). С 9 лет выступал с концертами как пианист, завоевав
всемирную славу. В 15 лет был избран членом Болонской филармонич.
академии. Композиторскую деятельность начал в 1874. Совершенствовался
как композитор у В. Майера в Граце (1876). В 1890 получил первую премию
по композиции на конкурсе им. А. Рубинштейна в Петербурге. В конце 90-х
гг. поселился в Берлине, гастролировал во мн. странах Европы и Америки
(в России - в 1912-13). В творчестве Б. важное место занимают сценич.
произв. Впервые Б.-выступил как театр. композитор в 1906, написав музыку
к пьесе К. Гоцци "Турандот" для пост. М. Рейнхардта. Впоследствии эта
музыка была переработана Б. в оперу того же названия, написанную на
собств. либретто (1921, Берлин). Б. принадлежат также фантастич. опера
"Выбор невесты" на сюжет одноим. новеллы Э. Т. А. Гофмана (1912,
Гамбург), одноактная опера "Арлекин, или Окно" (1917, Цюрих) и опера
"Театральное каприччио", написанная в стиле итал. марионеточного т-ра
(сатира на войну). Наиб. значительное по замыслу сценич. произв.
Б.незаконченная опера "Доктор Фауст" на сюжет средневековой легенды,
завершенная после смерти Б. композитором Ф. Ярна-хом (1925, Дрезден). В
ранний период в сценич. произведениях Б. отчетливо сказывается влияние
романтиков, в более поздних - классич. традиции сочетаются с
конструктивистскими и экспрессионистич. тенденциями. Оперы Б. не
удержались в репертуаре, т. к. им недоставало сценич. завершенности
драматургич. развития; вместе с тем в них содержится мн. ярких эпизодов,
колоритных по оркестровке. Известностью пользуются фп. соч. Б., его
обработки и редакции произв. др. композиторов (Баха, Листа) и др. Б. вел
педагогич. работу в Хельсинки (1889), Москве (профессор консерватории -
1890-91), Бостоне (1891-94), Вене (1895), Болонье (1913), Цюрихе
(1915-20), Берлине (1920-24). Написал ряд теоретич. и публи-цистич.
работ по вопросам музыки.
Лит. соч.: Эскиз новой эстетики музыкального искусства, пер. с нем.,
СПБ, 1912; Von der Einheit der Musik, В., 1923; Scritti e pensieri sulla
musica, 2 ed., Roma, 1954.
Лит.: Dent E. J., Ferruccio Busoni, L., 1933; Gr u e r-r i n i Gr., F
r a g a p a n e P., "Il Dottor Faust" di Ferruccio Busoni. Guida
musicale, Firenze, 1942; Griazotto R., Busoni, la vita nell'opera, Mil.,
1947. Jf. M.
БИЛА, Констанция Антоновна [p.30.XII.1898(ll.L 1899)]- белорусская
советская поэтесса и драматург. Автор пьес "Цветок папоротника" и
"Сегодняшнее и давнишнее" (обе изд. в 1914). Тема драматургич.
творчества Б.- поиски счастья трудовым народом. Б. принадлежала к
революционно-демокра-тич. крылу дореволюц. белорус. лит-ры. Ее пьесы шли
в любительских коллективах, а также на сцене "Первого товарищества
белорусской драмы и комедии".
Лит.: Н я ф е д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В.
Н.
БУЙНИЦКИЙ, Игнат Терентьевич [1861, Прозорок-екая волость, - 9 (22).
IX. 1917]-белорусский актер и театр. деятель. Основоположник белорус.
проф. т-ра. Получил образование землемера. Работал среди крестьян,
близко сошелся с ними, полюбил нар. творчество, изучал и собирал его. В
1907 в усадьбе Поливачи (близ Прозорок) создал т-р, в к-ром сначала
принимали участие его родственники. С 1910 т-р начал гастрольную
деятельность в Вильно, Минске, Слуцке, Полоцке, в Петербурге (1911,
1912), Варшаве (1913). Репертуар т-ра состоял из пьес и инсценировок,
большинство к-рых было пост. Б.: "Хам" и "В зимний вечер" Ожешко (1911),
"Предложение" Чехова, "Модный шляхтюк" Каганца, "По ревизии" (1910) и
"Иошилися в дурни" (1911) Кропивницкого и др. Роли: Антон, Миронович
("Пошилися в дурни", "По ревизии" Кропивницкого), Игнась ("Модный
шляхтюк" Каганца), Алексей ("В зимний вечер" Ожешко). В программы
представлений, кроме драм. спектаклей, входили также и выступления хора,
танц. группы. Деятельность этого коллектива, получившего наименование
"Первая белорусская труппа", или "Т-р Игната Буй-ницкого", играла
большую роль в пробуждении нац. самосознания белорус. народа в годы
между двумя революциями. В связи с преследованиями властей и тяжелым
материальным положением т-р в 1913 прекратил свое существование. Его
традиции имели большое значение для становления и развития белорус.
проф. театр. иск-ва. После 1913 Б. предпринимал несколько попыток
воссоздать белорус. т-р, в 1917 был одним из инициаторов организации
"Первого товарищества белорусской драмы и комедии" (см. Белорусское
товарищество драмы и комедии).
Лит.: Н я ф е д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск. 1959, с.
84-105.
БУЙНЫЙ, Михаил Алексеевич (наст. фам.-Арбузов) (р. 24.1.
1903)русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1956). В 1920 окончил
драм. студию в г. Шуе. В том же году дебютировал на сцене Шуйского т-ра.
Первые роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Малюта
Скуратов ("Василиса Мелентьева" Островского) и др. Позднее играл в т-рах
Иваново-Вознесенска, Калуги, Казани и др. городов. В 1935-49-актер
Горьковского т-ра. В 1949-52 - Вильнюсского рус. т-ра. С 1952 - в труппе
Свердловского т-ра: Городничий ("Ревизор"), Васильков, Курослепов
("Бешеные деньги", "Горячее сердце"), Бородатый солдат ("Достигаев и
другие"), Тетерев и Нил ("Мещане"), Швандя и Кошкин ("Любовь Яровая"),
Потапов ("Московский характер" Софронова), Дымченко ("Твое личное дело"
Ошанина и Успенской), Забелин ("Кремлевские куранты"), Фальстаф
("Виндзорские насмешницы"), Президент ("Коварство и любовь"), Доменико
Сориано ("Филумена Мартурано" Де Филиппе) и др.
БУКЕЕВА, Хадиша (р. 21. II. 1917) - казахская советская актриса. Нар.
арт. Каз. ССР (1957). Принимала участие в спектаклях художеств.
самодеятельности, была отобрана комиссией и направлена на учебу в
Ленингр. театр. ин-т. После окончания ин-та (1938) поступила в
Чимкентский т-р. В 1942 перешла в Казахский т-р драмы (Алма-Ата). Среди
ролей Б.: Сауле ("Дружба и любовь" Абишева), Б any ("Амангельды"
Мусрепова), Карлыга ("Кобланды" Ауэзова), Панаева ("Чокан Валиханов"
Муканова), Мэхмене Б а ну ("Легенда о любви" Хик-мета), Катерина
("Гроза"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Варвара ("Любовь на
рассвете" Галана). Героини Б. наделены волей, умом, яркой
эмоциональностью. Актрисе присущ внутр. драматизм, сильный темперамент,
способность передавать сложную, богатую душевную жизнь, противоречивые
чувства героинь. Лучшие работы Б. отмечены смелостью, остротой, сценич.
выразительностью. Ст. пр. 1952 (роль Ведущего-"Абай" по Ауэзову). О. К.
БУКИЯ, Александр Ионович lp.4(17).V.1906]-грузинский советский
композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Член КПСС с 1951. В
1923-32 обучался в Тбилисской консерватории по классу М. М.
Багри-новского, С. В. Бархударяна, И. И. Туския. Творч. деятельность
начал в 1928. Автор оперы "Арсен" (1958, Т-р оперы и балета им.
Палиашвили, Тбилиси), первой груз. оперы для детей "Непрошенные гости"
(1950, там же), музыки к спектаклям "Счастье" Микава и Абашидзе,
"Депутат" Тактакишвили, а также симф., вок. и др. соч. Н. Э.
БУККОН (лат. bucco, от bucca - надутая щека)- традиционный
образ-маска древнеримской ателланы. Обжора, болтун и сплетник, ради
сытного обеда готовый на любое плутовство, Б. притворяется глупцом, но
умеет извлечь выгоду из запутанной ситуации- Характерные черты внешнего
облика Б.- толстые щеки и обвислые губы. В. Я.
БУКОВ, Емилиан Нестерович [р. 15(28).VII.1909]- молдавский советский
поэт, драматург. Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов.
Член КПСС с 1950. Род. в Юж. Бессарабии. Окончил Бухарестский ун-т. Лит.
деятельность начал в 30-е гг. Написал муз. драму "Бурлящий Дунай" (1957,
Молд. т-р, 1959) о выступлении дунайских рыбаков во время румынской
оккупации (1925-26); спектакль был показан на декаде в Москве. Автор
пьесы-сказки в стихах "Андрееш" (1956, молдавский т-р кукол). Д. 77.
БУКОВЕЦ (Bukovec), Вил-ма (р. 27. II. 1920) - югославская артистка
оперы (лирико-драматич. сопрано). Окончила Муз. школу в Люб-ляне. С
1944-солистка Люб-лянской оперы. Гастролировала во многих странах, в т.
ч. в СССР (в 1955). Партии:
Джула ("Эро с того света" Готоваца), Вероника ("Веро-ника-Десенишка"
Ш вара), Маница ("Десятый брат" По-лича), Татьяна,Лиза; Русалка (о. п.
Дворжака), Маргарита ("Фауст") и др. Аг. М., Ю. Ч.
БУКОВСКИЙ (Bukowski), Рышард (р. 2.1.1916) - польский композитор и
педагог. В 1939 окончил консерваторию в Варшаве по кл. проф. К.
Сикорского. В 1945-48 преподавал теорию музыки в Муз. лицее в Катовице,
в 1948-51- директор, с 1951-профессор консерватории во Вроцлаве. Автор
музыки к мн. спектаклям, фильмам, симф., вок., камерно-инструмент. и др.
соч. Иг. Б.
БУКОРЕЩЛИЕВ, Ангел (31.1.1870-3.1.1951)-болгарский композитор,
дирижер и педагог. Один из ини. циаторов создания нац. болг. оперного
т-ра. В 1890 окончил школу по органу в Праге. С этого же года Б.директор
и дирижер основанной им совм. с Д. Казаковым, И. Славковым и др.
"Столичной драматической и оперной труппы". Ввиду недостатка
материальных средств труппа в нач. 90-х гг. распалась. С 1894
Б.преподаватель музыки в Пловдиве. Основателе и дирижер Пловдивского
певческого об-ва (с 1896). Автор хоров, многочисл. обработок болг. нар.
песен и др.
Лит.: Камбуров Ив., Ангел Букорещлиев, Пловдив, [б. г.]; С то и н Е.,
Ангел Букорещлиев..., "Българска музика", 1960, кн. 5. Л. М.
БУКША, Михаил Михайлович (16.IV. 1869-7.III. 1953)-литовский
советский дирижер оперы. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1945). В 1900
окончил Петерб. консерваторию по кл. теории композиции Н. А.
Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Н. Ф. Соловьева. Как дирижер впервые
выступил в 1898 в Нижнем-Новгороде. В 1899-1927 дирижировал операми и
балетами в Петербурге, Москве, Тифлисе, Самаре, Смоленске, Харькове,
Владикавказе, Перми и др. городах России. В 1927 Б. вернулся в Литву;
работал дирижером в т-рах Каунаса (до 1948) и Вильнюса (до 1953).
Дирижировал рядом лит. нац. опер, в т. ч. "Гражина" (1933), "Рад-вила
Перкунас" (1937) Карнавичюса, "Три талисмана" Рачюнаса (1936),
"Пагиренай" ("Деревья у поместья") Шимкуса (1942) и др., а также мн.
рус. и зап.-европ. операми. С 1944 вел педагогич. деятельность в
Каунасской консерватории (с 1947 - профессор). Ю. Г.
БУТОПЕК (Bukek), Рудольф (7.IV.1882-7.XI. 1933)- югославский артист
оперы (баритон). Творческую деятельность начал в 1901 как драм. актер в
любительском т-ре Целе (Словения); выступал также в Народном т-ре в
Любляне. Пению обучался в Люб-лянской консерватории у М. Хубад. Был
солистом оперных трупп в Любляне (до 1913), Осиеке (1913- 1914, 1919-26)
и Загребе(1914-19, 1927-33). Выступал во мн. оперных т-рах Югославии.
Партии: Зрин-ский ("Никола Шубич Зринский" Зайца), Фауст, Эскамильо;
Фигаро ("Свадьба Фигаро" Моцарта и "Севильский цирюльник" Россини);
Риголетто; Скар-пиа ("Тоска"), Пржемысл ("Либуше" Сметаны), Бек-мессер
("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера) и др. , Л. М.
БУЛАНДРА (Bulandra), Тони (13. III. 1881, Тырго-виште,- 5. IV. 1943)
- румынский актер, режиссер и театральный деятель. В 1902 окончил
Бухарестскую консерваторию (класс К. Ноттара), получил 1-ю премию за
исполнение трагедии, затем 2 года занимался в Париже. Еще студентом
консерватории Б. исполнял небольшие роли в спектаклях бухарестского Нац.
т-ра. Дебютировал на сцене этого т-ра в 1903. С приходом в Нац. театр А.
Давиды (1905) Б. поручают ведущие роли. Вместе с Давил ой Б. покинул
Нац. т-р ив 1909 стал премьером труппы "Компания Давиды". В 1911 с
успехом играл заглавную роль в"Сиде" Корнеля. В 1912-13 Б.- вновь в Нац.
т-ре. В 1914-41 Б. и его жена Л. Стурдза-Буландра возглавляли театр.
труппу "Компания Буландра, И. Манолеску, В. Максимилиана, Г. Сторина",
куда входили актеры А. Бузеску, Н. Бэлцэцяну, Г, Калборяну и др.
"Компания Буландра" продолжала традиции Давиды. Здесь достигла расцвета
актерская деятельность Б. Он обладал прекрасными внешними данными,
звонким мелодичным голосом, пылким сценич. темпераментом. С виртуозной
точностью и четкостью разрабатывал внешний рисунок роли. Б. славился как
исполнитель ролей "любовников" в салонных пьесах франц. авторов ("Маркиз
де Приола" Лаведана, "Полусвет" и "Дама с камелиями" Дюма и др.). Но он
же был прекрасным исполнителем таких ролей, как Гамлет, Отелло, Карл
Моор, Сирано де Бержерак; Герцог Рейх-штадский ("Орленок" Ростана),
Гельмер ("Нора" Ибсена), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Вронский ("Анна
Каренина"), Гаев ("Вишневый сад"), Барон ("На дне"). В репертуар своего
т-ра Б. стремился включать произведения Шекспира, Шиллера, Ибсена,
Толстого; пьесы нац. драматургов Д. М. Замфиреску, А. Кирицеску, Т.
Мушатеску и др. Однако зависимость от вкусов бурж. публики побуждала его
наряду с классикой и нац. реалистич. драматургией ставить франц.
"салонные" пьесы.
"Компания Буландра" прекратила свою деятельность из-за материальных
затруднений и тяжелой болезни Б. в 1941. Незадолго до смерти Б. стал
актером "Городского т-ра" Бухареста.
Лит.: Almanahul teatrulul rominesc, Buc., 1943, с. 187-188 (статья N.
Grardescu-Tony Bulandra); AlterescuS.siTor-n e a P., Teatrul National
"I. L. Caragiale", Вис., .1955;
М a s s о f f I.. Viata lui Tony Bulandra, Вис., [1947 ]. Я. Р.
БУЛАНДРА-СТУРДЗА, Лючия - см. Стурдэа-Буландра.
БУЛАТОВ, Сайд Садриевич (р. 23.V. 1898)- татарский советский актер,
режиссер. Засл. арт. Татарской АССР (1944). Сценич. деятельность начал в
1916 в тат. т-ре в Симбирске. В годы гражданской войны работал в театр.
фронтовых бригадах. В 1930 окончил Центр, техникум театр. иск-ва
(ЦЕТЕТИС). В 1920- 1924 и в 1930-44 Б.- режиссер и актер тат. т-ра в
Казани (ныне Т-р им. Камала). Пост. спектакли: "Страх" Афиногенова
(1931), "Разбойники" (1933), "Гибель эскадры" (1934) и др. Играл роли
Твардовского ("Потоки" Гиззата), Вершинина ("Бронепоезд 14-69"),
Вурма ("Коварство и любовь"). Был одним из деятелей тат. т-ра,
утверждавших на нац. сцене систему К. С. Станиславского.
В 1945-53 - директор, художественный руководитель и педагог
Казанского театрального уч-ща. В 1954-58 - гл. режиссер Альметьевского
колхозно-совхозного т-ра. X. К.
БУЛАТОВА, Галия Фатиховна (р. 24.VI.1906)-татарская сов. актриса.
Нар. арт.РСФСР (1957). В 1926 окончила театр. техникум в Казани и
вступила в труппу тат. т-ра в Казани (ныне Т-р им. Камала). Роли:
Зулейха ("Молодая жизнь" Кулахметова), Шамсика-мар (о. п. Аблиева),
Лаура ("Каменный гость" Пушкина), Глафира ("Волки и овцы"), Регана
("Король Лир"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Кручинина;
Галия ("Огонь" Ш. Камала). Яркая комедийная и драм. актриса, Б.
создала ряд положительных образов советских женщин: Райхан и Зифа (о. п.
Исан-бета). В драме М. Амира "Миникамал", где она играла заглавную роль,
Б. создала образ советской женщины, возглавляющей борьбу трудящихся
деревни против врага в годы Отечественной войны, воплотив в этом образе
душевную красоту и богатство, высокие моральные качества советской
патриотки. X. К.
БУЛАТОВА, Мунира Закировна [р. 3(16).V.1914]- татарская советская
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с
1944. Музыке обучалась в Казанском муз. техникуме и Моск. консерватории
(окончила в 1950). Дебютировала в 1939 в Татарском т-ре оперы
(впоследствии Т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля) в партии крестьянки в
опере Н. Жиганова "Беглец"; с этого же года Б.- солистка т-ра. Б.- одна
из первых исполнительниц гл. партий в нац. операх. Партии: Тугзак,
Магира, Зей-наб, Хаят ("Алтынчеч", "Иль-дар","Поэт","Джалиль" Жиганова),
Марфуга ("Фарида" Юдина), Разия ("Самат" Вали-уллина), Княгиня
("Русалка"), Полина ("Пиковая дама"),
Ольга ("Евгений Онегин"), Кармен и др. Популярна также как камерная
исполнительница. З.?Г.
БУЛАХОВ, Петр Александрович [1793(?)-1835]- русский певец (тенор).
Пению обучался в Москве у Ричи. В 1821 впервые выступил там же на
оперной сцене. С большим успехом пел в Большом т-ре в операх Буальдье
"Калиф Багдадский", "Жан Парижский", "Белая дама", а также в водевилях с
музыкой Алябьева и Верстовского, театр. дивертисментах и др. Б. обладал
гибким голосом, позволявшим ему легко преодолевать технич. трудности.
Пользовался широкой популярностью как исполнитель рус. песен и романсов
(первый исполнитель "Соловья" Алябьева). В 1823 в доме Пашкова в Москве
впервые исполнил романс Верстовского "Черная шаль" в театр. оформлении.
Лит.: Дадиани Г., Петр Александрович Булахов, "Московские ведомости",
1835, 21 дек., ј 102.
БУЛАХОВ, Павел Петрович [15(27).III.1824- 15(27). X. 1875] - русский
артист оперы (тенор) и композитор. Сын П. А. Булахова. В 1849 окончил
Петерб. театр. уч-ще. В этом же году впервые выступил на сцене Петерб.
императорского т-ра. Был первым тенором Петерб. опернего т-ра;
одновременно участвовал в спектаклях итал. оперной и рус. драм. трупп.
Партии: Собинин, Финн ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Князь
("Русалка"; первый исполнитель партии), Лионель ("Марта" Флотова) и др.
В последние годы деятельности в репертуаре Б. преобладали комические
партии. Обладал не сильным, но приятным тенором красивого тембра.
Исполнение Б. отличалось музыкальностью и вкусом. Написал ряд романсов.
О. В,
БУЛАХОВА (урожденная - Лаврова), Анисья Александровна (1831-1920) -
русская артистка оперы (сопрано). Жена П. П. Булахова. Пению обучалась в
Моск. театр. уч-ще. Впервые выступила на оперной сцене в Москве в 1849.
В 1849-52 пела в Большом т-ре в Москве, в 1852-72 была солисткой оперной
труппы в Петербурге. После М. Степановой и Е. Семеновой Б. -
единственная при жизни М. И. Глинки исполнительница партий Антониды и
Людмилы в операх "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила". Была первой
исполнительницей партии Наташи в "Русалке" Даргомыжского. С большим
успехом выступала также в зап.-европ. репертуаре: Изабелла
("Роберт-дьявол" Мейербера), Аннхен ("Вольный стрелок" Вебера) и др.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.