Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ВАСИЛЬЕВ-ФЛЕРОВ - см. Флеров-Васильев.
ВАСИЛЬЕВЫ - семья русских актеров.
1) Павел Васильевич [1832, Москва,- 29.111(10.IV). 1879, там
же]. Род. в мещанской семье. В 1850 после окончания Моск. театр. уч-ща,
несмотря на успешные занятия в классе драмы, был зачислен фигурантом в
моек. балетную труппу имп. т-ров. Решив стать драм. актером, В. берет в
1850-54 отпуска для практики в провинции. Начав с небольших ролей, В.
уже в 1853 занял первое положение в черниговском т-ре. В 1854 был уволен
из моек. труппы и начал постоянную работу в провинции. В 1854-60 с
успехом играл в Харькове, Полтаве, Одессе, Кишиневе. Огромное влияние на
В. оказало творческое общение с А. Е. Мартыновым (Харьков, 1855), у
к-рого В. научился глубоко проникать во внутр. мир действующего лица,
отыскивать в самой ничтожной роли жизненную правду и на этой основе
создавать живой образ. Последователь простой и естественной школы игры,
В. тяготел к художественному национальному репертуару. В 1860 был принят
в Александрийский т-р на роли Мартынова.
В. увлекал зрителей вдохновенными эмоциональными порывами,
страстностью, силой трагизма и ярким юмором. Вместе с тем игра В. была
тщательно продумана, он передавал тончайшие оттенки мыслей и чувств. В.
с равным успехом играл как в драме, так и в комедии. Для его творчества
характерны скупость сценич. приемов, отказ от внешних эффектов,
предельная простота. Художник-реалист, В. был мастером в изображении
рус. жизни и рус. характеров. Наивысшие творч. достижения В. связаны с
исполнением ролей в пьесах Островского.В 20 пьесах Островского В. сыграл
24 роли, способствуя утверждению драматургии Островского на петерб. и
провинциальной сцене. Среди этих ролей: Любим Торцов ("Бедность не
порок", 1857), Тихон ("Гроза", 1860), Подхалюзин ("Свои люди -
сочтемся", 1861), Бальзаминов ("Праздничный сон до обеда", 1862, "За чем
пойдешь, то и найдешь", 1863), Краснов ("Грех да беда на кого не живет",
1863), Милашин ("Бедная невеста", 1864). Любим Торцов в исполнении В.
был человеком, сохранившим честь, благородство, страстность натуры,
способным на страстные порывы чувств. Драм. дарование В. с полной силой
проявилось в образе Краснова, в к-ром он раскрывал большую человеческую
трагедию. Играя Подхалюзина, В. создал тип до страстности алчного и
наглого хищника, сохранив в то же время комедийную направленность роли.
Дерзко и смело, с большим юмором играл Васильев Бальзаминова,
подчеркивая младенческую непосредственность, порывы необузданной
фантазии своего героя. Глубоким драматизмом отличалось исполнение В.
роли Тихона.
Среди лучших ролей В.- также Осип ("Ревизор", 1857), Кочкарев
("Женитьба", 1857), Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1856). Голодный,
грубый и неопрятный Осип-В. был хитер и проницателен. Кочкарева В. играл
как человека кипучей натуры, обуреваемого жаждой деятельности. Образ
Расплюева сатирически обличал деградирующее рус. дворянство. В игре В.
комедийность сочеталась с большим драматизмом (Кузовкин-"Нахлебник"
Тургенева, 1862). Демократизм, гуманизм, народность иск-ва В. с особой
силой проявлялись в образах русских крестьян - Ана-ния ("Горькая
судьбина" Писемского, 1863) и Михаилы ("Чужое добро в прок не идет"
Потехина, 1857).
В. был мастером эпизодических ролей; блестяще играл, напр., почти
бессловесную роль князя Тугоуховского ("Горе от ума", 1862). В. много
приходилось играть в бессо-держат. водевилях и комедиях, но и в этом
репертуаре В. создавал живые, реалистич. характеры: Ладыжкин,
Боярышников, Дел актерский("Жених из долгового отделения", 1858, "Не в
деньгах счастье", 1859, и "Испорченная жизнь", 1861, Чернышева),
Арха-нов ("Петербургские коршуны" Дьяченко, 1868) и др. В. выступал
также в концертах с чтением произведений Достоевского, Тургенева,
Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
В. потрясал зрителя пламенным темпераментом. Ф. М. Достоевский писал:
"...Игра его действительно оказалась чем-то невиданным и неслыханным.
Да, я не видал до сих пор в трагедии актера подобного Васильеву".
Близость актера-демократа к передовым обществ. кругам, его резко
отрицат. отношение к безыдейным пьесам и к сценич. фальши вызвали вражду
к нему со стороны театр. начальства и актеров, следовавших устаревшим
канонам. В. н давали играть роли, даже назначенные ему самим Островским,
систематически вводили на его роли в классич. репертуаре дублеров.
Осенью 1864 В. вынужден был уйти из т-ра (с 1 янв. 1865 работал в Вильно
артистом и режиссером). Передовая критика, защищавшая В. от нападок
реакц. прессы, настойчиво требовала его возвращения в театр. и в сент.
1865 В. вернулся в труппу Александрийского т-ра. Но после возвращения В.
в т-р положение его ухудшилось, роль Грозного ("Смерть Иоанна Грозного"
А. К.Толстого, 1867) он готовил в атмосфере острого недоброжелательства.
В. играл редко и чаще всего в ничтожных пьесах. Его прошение в 1872 о
переводе в Москву дирекция оставила бев внимания. В 1874 он вынужден был
уйти из т-ра и одновременно из театр. уч-ща, где с 1868 вел драм. класс
(среди учеников В.- А. М. Дюжикова, Е. И. Левкеева, А. А. Мартынов, П.
М. Свободин). В 1874-75 В. выступал в Моск. общедоступном частном т-ре,
исполняя здесь свои лучшие старые роли, в т. ч. любимую роль Вырина
("Станционный смотритель" по Пушкину) и новую - Городничего (впервые
сыграна в 1874 в Киеве). С 1875 В. гастролировал в провинции, связи с
к-рой никогда не порывал. В 1875 сыграл свою последнюю крупную
роль-Фамусова. Образ, созданный В., обличавший бюрократизм и чиновничье
угодничество, был отмечен в то же время барским добродушием, юмором. В
1877 больной В. хлопочет о возвращении в петерб. труппу, но получает
отказ. В. оставил сцену незадолго до смерти.
2) Сергей Васильевич [7(19).IX. 1827, Москва,- 5(17). VI. 1862, там
же]. Брат предыдущего. Лишившись 6 лет отца, был отдан в 1834 в
Воспитательный дом. В 1839 определен в Моск.театр. уч-ще; проявил
способности к танцам, драм. иск-ву (занимался в классе декламации у М.
С. Щепкина) и к музыке (обучался игре на флейте). Должен был стать
оркестрантом, но, решив посвятить себя сцене, успешно выдержал испытание
и был принят в драм. класс реж. С. П. Соловьева. Окончив уч-ще, В. после
дебютов в водевилях был зачислен в 1844 в труппу Малого т-ра. С первых
же шагов сценич. деятельности врожденная простота, естественность,
заразительная жизнерадостность, подлинный комизм арзиста привлекли
внимание зрителя.
До 1853 В. выступал преим. в переводных водевилях (роли простаков, а
также фатов, стариков), создавая даже в схематичных шаблонных пьесах
живые характеры. По утверждению писателя П. Д. Боборыки-на, этот
"...блистательно веселый комик... По богатству мимики и комических
интонаций... не уступал ни Садовскому, ни Живокини" (Боборыкин П. Д., За
полвека, 1929, с. 43). Образы, созданные В., были проникнуты большой
человечностью, глубоким сочувствием к "маленьким людям". Среди лучших
водевильных ролей В.- сапожник Ганс("3аколдованный принц, или
Переселение душ", переделка с нем., 1846), парикмахер Жужу ("Парики",
переделка с французского, 1851), маркер Антон Шаров ("Ворона в павлиньих
перьях" Куликова, 1853), старик Морковкин ("Что имеем, не храним,
потерявши плачем" Соловьева, 1853). В этот период своей деятельности В.
сыграл 157 ролей и из них лишь 7 в пьесах рус. классиков, в т. ч.:
Миша ("Провинциалка" Тургенева, 1851), Митрофанушка ("Нь'-доросль",
1852), Шпекин ("Ревизор", 1852).
Новый этап в творчестве артиста, наиболее полный расцвет его таланта
начинается с момента появления на сцене пьес А. Н.Островского (1853).
Также, как П. М. Садовский, В. утверждал школу естественной и
выразительной игры, пропагандировал нац. художественный репертуар. Он
умел несколькими штрихами обрисовать обществ. положение персонажа, его
характер. Превосходно владея мелодикой московской певучей речи, создавал
образы, яркие по бытовой окраске. Многогранный талант В., одинаково
сильный и в драме и в комедии, раскрылся в русском нац. репертуаре.
Реализм, врожденные простота и естественность игры В. были близки
эстетич. принципам Островского. В его пьесах исполнил роли: Бородкин
("Не в свои сани не садись", 1853), Лисавский ("Утро молодого человека",
1853), Милашин ("Бедная невеста", 1853), Разлюляев ("Бедность не порок",
1854), Вася ("Не так живи, как хочется", 1854), Андрей Брусков ("В чужом
пиру похмелье", 1856), Бальзаминов ("Праздничный сон до обеда", 1857),
Ширялов ("Картина семейного счастья", 1857), кучер Серафимы Карповны
("Не сошлись характерами", 1858), Тихон ("Гроза", 1859). Исключительной
задушевностью, подлинным драматизмом был проникнут образ Бородкина.
Мимич. выразительность игры В. особенно ярко проявилась в немногословной
роли Милашина. Беспечной молодой удалью увлекал его Разлюляев. Смешон и
жалок был Андрей Брусков. Самым совершенным и зрелым созданием В. была
роль Тихона, сыгранная артистом с подлинным трагизмом. Первый
исполнитель этой роли (В. проходил роль Тихона, как и все остальные роли
в пьесах Островского, с автором), В. играл Тихона измученным, глубоко
страдающим от своего порабощения человеком, вызывая к себе искреннее
сострадание.
Среди лучших ролей В.- также Михаила ("Чужое добро в прок не идет"
Потехина, 1857) и Хлестаков (1858). Вопреки существовавшей в то время
традиции изображать Хлестакова водевильным шалуном, В. играл эту роль в
резко обличительных тонах, показав все ничтожество и легкомыслие своего
героя.
Начавшаяся в 1855 болезнь глаз привела В. к полной слепоте и вынудила
его в расцвете таланта сойти со сцены. В последний раз В. играл в своем
прощальном бенефисе (27 янв. 1861) роль Морковкина, будучи совсем
слепым. На обеде, данном общественностью в честь артиста 11 февр. 1861,
Островский признал в нем соратника и "самого желанного исполнителя".
Васильева (Лаврова), Екатерина Николаевна [16(28). VIII. 1829-27
JV (9.V). 1877]. Род. в Москве. Дочь певца Н. В. Лаврова и певицы Д. М.
Лавровой (Сабуровой). Жена С. В. Васильева. В 1845 дебютировала в Малом
т-ре в роли Габриэли ("Девица-отшельница" Скриба). В том же году с
успехом сыграла Эстеллу (о. п. Скриба), Луизу ("Коварство и любовь") и
др. Однако из-за болезни в труппу не вступила. В 1847 была зачислена в
труппу Александрийского театра. В 1848 переведена в московский Малый
т-р. Обладая сценичной внешностью, прекрасным голосом, эмоциональностью,
умом, В. играла разнообразныеоли. Особенным успехом пользовалась в ролях
светских женщин. Рано перешла на характерно-бытовые и драматические роли
пожилых женщин. Среди ее ранних ролей - Софья ("Горе от ума", 1848) и
Офелия (1852). Простота и естественность игры В. особенно ярко
проявились в пьесах Островского (В. проходила роли в этих пьесах с
автором). Созданный В. образ Марии Андреевны ("Бедная невеста", 1853)
критик Ап. Григорьев назвал "шедевром художественных созданий". Среди ее
лучших ролей - Вышневская ("Д о-ходное место", 1863), Софья Ивановна
("Не сошлись характерами", 1858), Анна Павловна ("Шутники", 1864),
Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868). Играла также
роли; баронессы Штраль ("Маскарад", 1862), Анны Андреевны ("Ревизор",
1867), Корделии и Реганы ("КорольЛир",1851 и1864), мистрисс
Пэйдж("Виндзор-ские проказницы", 1866), Виолы("Двенадцатая ночь", 1867),
Гертруды ("Гамлст-, 1867) и др. В. принимала активное участие в
организации и работе "Общества любителей драматич.и муз. иск-ва".
4) Васильева (по мужу-Танеева), Надежда Сергеевна [22. Х(3. XI).
1852-22. Х (4. XI). 1920]. Дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. После
нескольких дебютов (Агнесса - "Школа жен" Мольера, Дуня - "Не в свои
сани не садись" Островского и др.) в 1870 была зачислена в труппу Малого
т-ра. Работала здесь до 1878. В 1878-97 - актриса Александрийского т-ра.
Выступала гл. обр. в комедиях и водевилях. Наиболее значительные роли:
Снегурочка (о. п. Островского), Лиза и Софья ("Горе от ума"), Верочка
("Месяц в деревне" Тургенева), Марианна и Дорина ("Скупой" и "Тартюф"),
Розина ("Севильский цирюльник" Бомарше), Таня ("Плоды просвещения").
Игра В. отличалась яркостью, изяществом, тонким вкусом. В 1895 В.
добилась разрешения поставить впервые на сцене Александрийского т-ра в
свой бенефис "Власть тьмы", сыграв в этом спектакле Анисью. В 1883-89 В.
была членом Театрально-литературного комитета. В 1888-91 преподавала в
Петерб. театр. уч-ще. Уйдя из Александрийского т-ра, В. в 1897
организовала труппу (преим. из молодежи), с к-рой работала в Минске,
Житомире, Гельсингфорсе, Варшаве. В этот период В. пост. "Чайку" (1899,
Минск), сыграла Евгению ("На бойком месте" Островского, 1901).
С 1902 В. вновь вступила в Александрийский т-р, исполняя роли грандам
и характерные: Анна Андреевна ("Ревизор"), Толбухина ("Плоды
просвещения"), Плавутина-Плавунцова ("Холопы" Гнедича); в пьесах
Островского играла Гурмыжскую ("Лес"), Огуда-лову ("Бесприданница"),
Мурзавецкую ("Волки и овцы") и др. Много времени отдавала педагогич.
работе (с 1914 преподавала на петроградских драм. курсах).
После Октябрьской революции В. примкнула к передовой части труппы
Александрийского т-ра. Временный комитет Академия, т-ра драмы поручил В.
пост. спектакля "Лес", в к-ром В. исполнила роль Гурмыжской (1918). Была
первым директором Музея гос. академич. т-ров в Петрограде, в организации
к-рого приняла деятельное участие.
5) Васильева (по мужу - Попова), Вера Сергеевна [11(23). XII.
185411(24).VII. 1905] - дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. Сценич.
деятельность начала в 1872 (Калуга, труппа П. П. Павлова). В 1873 играла
в Моск. общедоступном частном театре. В 1874 дебютировала в Малом т-ре и
в 1875 была принята в труппу. С большой искренностью, простотой,
заразительной веселостью исполняла роли молодых девушек, затем перешла
на роли пожилых женщин. Остро характерная актриса, В. обладала чувством
меры, избегала шаржа, преувеличений. Роли: Марина Федотовна ("Около
денег" по А. Потехину), Графиня-внучка ("Горе от ума"), герцогиня
Оливарец ("Дон Карлос" Шиллера), Мейер ("Цепи" Сумбатова), Звездинцева
("Плоды просвещения") и др.
Лит.: Павел Васильевич Васильев (Автобиография), "Суфлер", 1880, ј 5,
7, 8; Б р я н с к и й А., П. Васильев в репертуаре Островского, в кн.:
Островский. 1823, 31 марта- 13 апреля 1923. К столетию со дня рождения.
Юбилейный сб. под ред. А. А. Бахрушина [и др.], М., 1923, с. 35-37;
Филиппова Е., П. В. Васильев 2-й. Жизнь и творчество, в кн.: Труды
Гос. центр, театрального музея им. А. А. Бахрушина, М.-Л., 1941, с.
7-72; Васильева М. Г. (Соболева 2-я), Воспоминания о П. В. Васильеве.
Публикация Е. В. Филипповой, в сб.: "Театральное наследство", Сообщения
и публикации, М., 1956, с. 317-329, [Гос. н.-и. ин-т театра и музыки];
Коропчевский Д., Сергей Васильевич Васильев, "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг.,
СПБ, 1897. Приложения, кн. 3, с. 1-21; Р од и с л а в с к и й В., Сергей
Васильевич Васильев (материалы для биографии), газ. "Московские
ведомости", 1862, ј 130 от 15 июня, JN" 132 от 17 июня; КарнеевМ.В.,
Екатерина Николаевна Васильева в оценке своих ближайших современников,
"ЕИТ". Сезон 1899-1900, [СПБ], 1900, прилож. 3, с. 36-52; Р о-диславский
В., Биографический очерк артистки имп. театров Екатерины Николаевны
Васильевой, урожд. Лавровой, [М., 1878]; Танеев П. И., Екатерина
Николаевна Васильева и Московский театр конца 60 годов, СПБ, 1905;
Стахович А. А., Клочки воспоминаний, М., 1904, с. 110, 111, 287, 288,
290, 291, 301-304, 312, 313, 315-318, 326-328, 331-334; Васильева Н. С.,
Отрывки из воспоминаний. Московский период. 1869-1878, "ЕИТ", 1909, СПБ,
вып. 1, с. 1-8; П. Г-ъ [П. Г н е д и ч]. Надежда Сергеевна Васильева. По
поводу 25-летия ее деятельности на имп. сцене, "ЕИТ". Сезон 1894-1895,
СПБ, 1896, с. 333-338. Е. Фил.
ВАСИЛЬКО (наст. фам.- М и л я е в), Василий Степанович [р.
26.111(7.IV).1893] - украинский советский режиссер, актер, педагог. Нар.
арт. СССР (1944). В 1913-16 учился в Киевском ун-те на филологич. ф-те.
С юношеских лет увлекался т-ром, участвовал в любительских спектаклях.
Впервые выступил на проф. сцене в укр. труппе М. К. Садовского в Киеве в
1912 (роль Тымо-ши - "Сватанье на Гончаров-ке" Квитки-Основьяненко). В
1918 вступил в труппу "Молодого т-ра" в Киеве. С 1919 начал работать как
театр. педагог, с 1920 - как режиссер. В 1922-25 играл в киевском театре
"Берез?ль", в 1928- 1938 и 1943-48 работал в т-рах
Харькова,Сталино,Черновиц. В 1926-28, 1938-41 и 1948-56- в Укр. драм.
т-ре им. Октябрьской революции в Одессе (с 1948- гл. режиссер этого
т-ра). В. - характерный комедийный актер.Среди его лучших ролей: Тарас
Гупаленко ("Суета" Карпенко-Карого), Шпак и Шельменко
("Шель-менко-денщик" Квитки-Основьяненко), Городничий,
Яичница ("Ревизор", "Женитьба"), Глеба ("Русские люди"), Остапенко,
Бублик ("Фронт","Платон Кречет").
В. осуществил пост. спектаклей: "Диктатура" Ми-китенко (1929),
"Любовь Яровая" (1927); "Страх" Афиногенова (1931), "Ревизор" (1934),
"Васса Железнова" (1937); "Богдан Хмельницкий" (1939) и "Правда" (1937)
Корнейчука, "Земля" (по одноименной повести Кобылянской, 1947),
"Наймычка" Карпенко-Карого (1955) и др. Пост. В. отличаются глубиной
идейного замысла, выразительностью сценич. формы, простотой и четкостью
мизансцен. В. - автор многих инсценировок произведений классич. и совр.
лит-ры ("Земля" по Кобылянской и др.). В. организовал ряд театр. студий:
при т-ре Гос. драмы в Одессе (1926-27), при т-ре в Сталине (1933-38) и
др. Автор статей по т-ру. Основатель укр. театр. музея (1924).
ВАСИЛЬЧЕНКО (наст. фам. -Панасенко), Степан Васильевич (27.Х??.1878
(8.1.1879) - 11. VIII. 1932] - украинский советский писатель, драматург.
Сын крестьянина-сапожника. Закончив учительскую семинарию (1898),
работал в селах Украины учителем. За участие в революционно-демократич.
движении подвергался полицейским преследованиям и аресту (1906-08). Лит.
деятельность начал в 1900-х гг. В пьесах, написанных в дореволюционный
период (даны даты соч.), - "Чародейка" (1901), "На первое гулянье"
(1911), "Недоросль" (1913), "З?ляКоролевич" (1913), "В тени" (1914),
"Петухи, не пойте, ночь не уменьшайте" (1917) - писатель изобразил
тяжелую жизнь крестьянства, безземелие, нищету, воспевал духовное
богатство народа, его стремление к свободе и знаниям. Пьеса "На первое
гулянье" ставилась укр. деревенскими труппами. После Октябрьской
революции написал пьесы: "Кармелюк"- о народном герое (три варианта -
1918, 1924, 1927);
"Куда ветер веет" (1919), в к-рой показал идейное шатание бурж.
интеллигенции в годыгражд. войны, и небольшие драматич. этюды для детей
(даны даты изд.):
"Накануне Тарасова праздника" (1924), "К свету" (1924), "В жнива"
(1922), "Иван Гус" (1927), "Свекор" (1924), "Проходят дни" (1939). Они
были поставлены в организованном В. школьном драм. кружке. Укр. проф.
т-ры ставили пьесу "На первое гулянье". Драматич. произведения В.
отличаются мастерским изображением характеров, использованием
фольклорных источников, живым, сочным нар. языком.
Соч.: Твори. В 4-х тт. (За заг. ред. акад. О. Б?лецького), т. 1-3,
Кив, 1959-60 (т. З - П'си).
Лит.: История украинской литературы, т. 1, Киев, 1954;
Деркач В., Степан Васильченко - драматург, "В?сник Академ? наук
УРСР", 1959. ј 1. J". В.
ВАСИЛЮТЕ-ДАУГУВЕТЕНЕ (Восилюте - Даугуветене), Петронеле
Ионовна (р. 17. V. 1899)- литовская советская актриса. Нар. арт. Лит.
ССР (1959). Училась в Каунасе у А. Суткуса. С 1919 начинает работать в
т-ре "Таутос", в т-ре сатиры "Вил-колакис", в 1922-41-в Каунасском т-ре
драмы. Во время фашистской оккупации В.-Д. была уволена из т-ра. В
1947-59- актриса Вильнюсского т-ра драмы. Роли: Рустейкене ("Аушрос
сунус" Чюрленене), Марпе ("Земля-кормилица" Цвирки), Ольга ("Скиргайла"
Креве-Мицкявичус), Мария Стюарт (о. п. Шиллера), Магда ("Родина"
Зудермана), Мирандолина ("Хозяйка гостиницы"), Раневская ("Вишневый
сад"), Гур-мыжская ("Лес"), Кристина Подера ("Заговор обреченных" Вирты)
и др.
ВАСМАН (Wassmann), Иоганн Ханс (1873-1932)- немецкий актер.
Дебютировал в Гере, затем играл в Ханау, Эльберфельде и Фрейбурге. В
1897 вступил в труппу О. Брама в Берлине, затем перешел в кабаре "Шалль
унд раух" М. Рейнхардта. Выступал в Малом, Новом и Немецком т-рах,
руководимых Рейнхардтом. Был первым исполнителем роли Барона в спектакле
"Ночлежка" ("На дне" Горького) в Малом т-ре (Берлин). Лучшие сценич.
образы создал в шекспировских комедиях: Основа ("Сон в летнюю ночь"),
Эгьючик ("Двенадцатая ночь"), Клюква ("Много шума из ничего"). В.
обладал ярким комич. дарованием; достигал комедийного эффекта
несоответствием слов жестам. После ухода от Рейнхардта (1920) В. не
создал значит. сценич. образов. В 20-30-е гг. снимался в кино, изредка
принимал участие в спектаклях. В. К.
ВАСНЕЦОВ, Аполлинарий Михайлович [26. VII (7. VIII). 1856-23. I.
1933] - русский художник. Академик живописи (1900). Член Товарищества
передвижников. Учился живописи у своего брата - В. М. Васнецова. В. -
основоположник историч. пейзажа в живописи. Как театр. художник начал
работать в 1885 в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова в Москве.
Оформил в этом т-ре спектакли: "Иван Сусанин" (1885), "Снегурочка"
(1896), "Хованщина" (1897) и др. Создал также декорации к спектаклям
Марпинского т-ра ("Садко", 1900, "Сказание о невидимом граде Китеже п
деве Февронии", 1906, Римского-Корсакова), Большого т-ра, Частной оперы
С. И. Зимина ("Опричник" Чайковского, 1911), Поленовскогонар. дома и др.
Для творчества В. было характерно поэтическое воссоздание русской
старины. Декорации В. отличались яркостью, красочностью.
Лит.: Беспалов а" Л., Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933, М.,
1956; Аполлинарий Васнецов К столетию со дня рождения, [М.], 1957.
ВАСНЕЦОВ, Виктор Михайлович [3(15).V. 1848- 23.VII. 1926] - русский
художник. Выдающийся живописец-передвижник, создавший ряд замечательных
произведений, посв. образам рус. былин, нар. сказок. Академик живописи
(1893). Учился в школе Об-ва поощрения художеств под руководством И. Н.
Крамского, затем в Академии художеств. В 1882 В. для домашнего т-ра С.
И. Мамонтова выполнил декорации и костюмы к "Снегурочке" Островского.
Позднее оформил в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова спектакли:
"Снегурочка" (1886); "Чародейка" Чайковского (1900), "Руслан и Людмила"
(1903). Для творчества В. характерно живое и достоверное воссоздание
быта Древней Руси, ор-ганич. сочетание реальности и сказочности. В своих
декорационных работах, отличающихся глубоким пониманием стиля эпохи, В.
воссоздал образцы древней рус. архитектуры и орнамента, показал
красочность и народность древнерус. костюма, предметов быта.
Лит.: Лебедев А., Виктор Михайлович Васнецов, М.-Л., 1946; О с о к и
н В., В. Васнецов, М., 1958. АН. Ш.
"ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА" - пьеса М. Горького, первый вариант "Васса
Железнова (Мать). Сцены", соч. 1910; в 1911 получила Грибоедовскую
премию. Пост. впервые в октябре 1910 в Новом драм. т-ре (Петербург).
Среди последующих дореволюц. пост.- в т-ре Незлобина, Москва (1911,
Васса - Ю. Васильева, Павел - Лихачев, Семен - Асланов, Людмила -
Вульф), Товарищество актеров в Петерб. т-ре "Зимний буфф" (1911).
На сов. сцене впервые пост. в 1918 труппой Ива-ново-Вознесенского
гор. отдела нар. образования. 14 февр. 1935 пост. Ленингр.
колхозно-совхозным т-ром (реж. Дудин, худ. Руди и Крючков; Васса -
Кура-шева, Павел - Добротин и др.). На проходившем в том же году в
Москве смотре колхозно-совхозных т-ров РСФСР спектакль получил 1-ю
премию. В декабре 1935 пост. в Харьковском т-ре им. Шевченко (реж.
Дубовик, худ. Власюк; Васса - Бабиивна, Павел - Бучма, Прохор -
Марьяненко). В конце 1935 Горьким был закончен второй вариант пьесы "В.
Ж.", получивший большое распространение. 5 июля 1936 "В. Ж." пост.
Центр, т-ром Красной Армии во время гастролей т-ра в Ленинграде (реж.
Телешова, худ. Киселев; Васса - Раневская, Сергей Петрович - Кор-нев,
Храпов - Хованский, Наталья - Зеркалова, Людмила- Хомякова, Рашель -
Добржанская, Анна - Харламова, Мельников - Шиловцев, Пятер-кин -
Коновалов и др.); 28 окт. 1936 - Т-ром им. МОСПС (реж. и исполнительница
роли Вассы - Бирман, худ. Шестаков; Сергей Петрович - Извольский, Храпов
- Ванин, Наталья - С. Соколова, Людмила - Викландт, Рашель -
Гиацинтова). Второй вариант "В. Ж." пост.: "Современный т-р", Москва
(Васса - Ямщикова), Куйбышевский т-р (1936, реж. Ростовцев; Васса - А.
Иванова, Храпов - Злобин, Рашель - Карташева), Красноярский т-р (1936,
Васса - Головина), Ленингр. т-р под рук. Радлова (1937, Васса -
Сошальская), Т-р им. Сундукяна, Ереван (1937; реж. Вагаршян, худ. Терян;
Васса - Асмик, Железнов - Мсрлян, Храпов - Аветисян, Наталья - Вартанян,
Людмила - Пароникян, Рашель - Восканян, Анна - Степанян), укр. т-р в
Сталине (1937, реж. Василько, худ. Коваленко и Кри-вошеина; переводчик и
исполнительница роли Вассы - Гаккебуш, Прохор - Добровольский);
Ивановский т-р (1937, Васса - Дружинина), Свердловский театр (1941, реж.
Битюцкий; Васса - Петипа, Рашель - Амман-Дальская), Моск. т-р им.
Ленинского комсомола (1942, режиссер и исполнительница роли Вассы -
Бирман, Рашель - Гиацинтова), Т-р в Елгаве (1946), Горьковский т-р
(1936) и многие др.
Новый этап сценической истории "В. Ж." н-ачинает-ся в 50-е гг. К
этому времени относятся пост. (26 мая
1952) Малого театра (реж. Зубов и Велихов, худ. Кноблок; Васса -
Пашенная, Сергей Петрович - Шамин, Храпов - Жаров, Наталья - Евстратова,
Людмила - Е. Еланская, Рашель - Зеркалова, Анна - Обухова), в 1953
спектакль был экранизирован киностудией им. Горького. "В. Ж." пост.:
укр. т-р им. Заньковецкой, Львов (1952, реж. Ивченко; Васса - Любарт,
Храпов - Романицкий, Анна - До-ценко), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1952,
Васса - Сад-риева), Т-р им. Якуба Коласа, Витебск (1953, реж. Мицкевич,
худ. Николаев; Васса - Глебовская, Храпов - Ильинский), Т-р им.
Руставели, Тбилиси (1954, реж. Алексидзе, худ. Штенберг; Васса -
Чав-чавадзе, Прохор - Васадзе, Наталья - Тетрадзе), Т-р им. Азизбекова,
Баку (1954, реж. Кязимов, худ. Афганлы; Васса - Давудова, Храпов -
Алекперов, Рашель - Кадри).
"В. Ж." шла также во многих районных, передвижных и в
колхозно-совхозных т-рах, в коллективах театр. самодеятельности,
ставилась нередко как выпускная дипломная работа в ряде театр. учебных
заведений: Казахская студия ГИТИСп (1938), Ереванский театр. ин-т
(1948), Театр. ин-т Латв. ССР, Рига (1951) и др.
"В. Ж." переведена на яз. народов СССР: укр. (Ю. Смолич, Л.
Гаккебуш), белорус. (Е. Романович), арм. (Т. Ахумян), груз. (Г.
Прониспирели-Кипшидзе), узб. (М. Хакими),казах.(К.Батыров),латв.(В.
Брутан) и др. Среди зарубежных пост. "В. Ж."-"Берлинер ансамбль" (1950),
Национальный т-р в Будапеште (1949), т-р "Д-34" в Праге (1955, реж.
Штепанек;
Васса - Бенишкова), Бухарестский т-р железнодорожников (1954), пьеса
шла также во мн. т-рах Болгарии.
И з д а н и я.-Первое изд. первого варианта "В. Ж."- в "Сб.
Товарищества "Знание" за 1910", кн. 33, СПБ, 1910; первое изд. второго
варианта "В. Ж." - в сб. "Год девятнадцатый". Альманах девятый, М.,
1936; Из последних изд.:
Горький М., Собр. соч. в 30-ти томах, т. 12 и 18, М., 1951-52.
Лит.: Горький и театр. Сборник статей, М.-Л., 193S (ст. Дурылина
"Горький на сцене"); "Васса Железнова". Материалы и исследования, М.,
1946; Пашенная В., Искусство актрисы, М., 1954, с. 228-247; Данилов С.
С., Горький на сцене, Л.-М., ' 1958; Бирман С , Путь актрисы, М., 1959,
с. 203-222; "Васса Железнова" М.Горького. Сб. статей, М., 1960. А. Шн.
ВАТАГИ, артели, гурты, - объединения скоморохов, существовавшие в
России во 2-й пол. 16 и в 17 вв. Скоморошьи В., бродившие по рус. земле
в поисках заработка, жестоко преследовались церковью. В.В.-Г.
ВАТУЛЯ, Алексей Михайлович (2.VJII.1891- 20.V.1955) - украинский
советский актер. Нар. арт. УССР (1940). В 1913-16 учился в муз.-драм.
школе им. Н. Лысенко в Киеве. Не окончив школы, в 1916 поступил в
киевский "Молодой т-р", где дебютировал в роли Креона ("Царь Эдип"
Софокла). В. был одним из основоположников Т-ра им. И. Франко (Киев), в
к-ром работал со дня его основания (Винница, 1920). Роли;
Эдип ("Царь Эдип" Софокла, 1921), Михаил ("Суета" Кар-пенко-Карого,
1923), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1921), Крижень ("Кадры" Микитен-ко,
1932), Гайдай, Берест, Кривонос, Горлов ("Гибель эскадры", 1933, "Платон
Кречет", 1934, "Богдан Хмельницкий", 1939, "Фронт", 1942, Корнейчука),
Яков ("Последние" Горького, 1937), Прибытков ("Последняя жертва", 1939),
Стес-сель ("Порт-Артур" Степанова и Попова, 1953).
Образы, созданные В., отмечены сочностью спе-нич. характеристик.
Развивая реалистич. традиции нац. укр. иск-ва, В. сочетал в своем
творчестве напряженный драматизм с романтич. приподнятостью. Роли
романтич. характера играл преим. в первый период творчества. Создавал и
остро сатирические образы. В последние годы играл ? л. обр. характерные
роли, достигая высокого мастерства перевоплощения. Б, Д.
ВАХВАХИШВЙЛИ, Тамара Николаевна [р. 23. XII.1893 (4. ?. 1894)] -
грузинский советский композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940).
Музыке обучалась в Тифлисском муз. уч-ще Рус. муз. об-ва ло классам фп.
(1912-16) и композиции (1917-21). В 1927 В. окончила Парижскую
консерваторию. Заведывала муз. частью Т-ра им. Руставели (1922- 1926)
иТ-ра им. К. Марджанишвили (1928-33). Автор музыки к балетам "Праздник
Вакха" (1919), "Любовное зелье" (1920), "Спартак" (1937); муз. комедии
"Дон Хиль Зеленые Штаны" по Тирсо де Молина (1924); пантомим "Иранская
пантомима" (1914), "Солнце солнц", "Пожар" (1929; по сценариям К.
Марджанишвили); музыки ко мн. спектаклям (в т. ч. "Овечий источник" Л
one де В era, "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Маскарад" Лермонтова и др.). Я.
Мик.
ВАХНЯНИН, Анатоль (Наталь) Климентович [7
(19).IX. 1841-27.1 (11.11). 1908] - украинский композитор и
музыкально-общественный деятель. Организатор и руководитель певческих
обществ "Торбан" (1870) и "Боян" (1891), Высшего музыкального института
им. Лысенко (1903).Автор оперы "Купало" (на собственное либретто) о
судьбе укр. девушки, попавшей в татарский плен (полностью пост. в 1931,
Харьков), музыки к спектаклям и др. соч. На мелодию "Хора норманнов" из
музыки В. к драме К. Устияно-вича "Ярополк" создана революц. песня
"Беснуйтесь, тираны".
С о ч.: Спомини з життя, Льв?в, 1908. М. Заг.
ВАХТАНГОВ, Евгений Багратионович [1(13).II. 1883, Владикавказ. -
29.V.1922, Москва] - русский советский режиссер, актер, театральный
деятель. Родился в армяно-русской семье. Отец В. был табачным
фабрикантом (в начале 1900-х гг. В., не желая жить на нетрудовые доходы,
отказывается от наследства и материальной помощи отца). Учился в
Московском университете на естественном и юридическом факультетах.
Активно участвовал в любительских драматич. кружках. В 1909 поступил в
театральную школу А. И. Адашева (среди учителей В.- Л. А. Сулержицкий,
В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов и др.). По окончании школы
был принят в число сотрудников MX Т (1911). Здесь сыграл ряд небольших
ролей. Один из первых учеников Станиславского, высоко им ценимый, В. с
1911 начинает преподавать систему Станиславского, видя в ней основу
воспитания актера. С образованием 1-й студии МХТ (1912) В. вошел в нее
как актер и режиссер. Создал образы Текльтона ("Сверчок на печи" по
Диккенсу, 1914), Фрегера ("Потоп" Бергера, 1919), Шута ("Двенадцатая
ночь" Шекспира, 1919), отличавшиеся психологич. глубиной, остротой и
точностью характеристик. Психологич. разработанность роли, сочетающаяся
с графич. четкостью ее пла-стич. рисунка, предельной отточенностью
формы, идеальной ритмичностью, присущая В.-актеру, становится в
дальнейшем основным принципом и его режиссерского твс рчества.
В. был увлечен идейной программой 1-й студии МХТ, утверждавшей
нравственные задачи иск-ва, стремившейся к этич. идеалу как идейной
основе творчества. Чуждая формали-стич. и модернистским влияниям, Студия
искала пути тончого психологич. раскрытия душевной жизни героев. Однако
в ее деятельности проявилось влияние толстовских идей непротивления,
утопических представлений о формах борьбы за переустройство
действительности В. выступил против этих тенденций. В своих первых
режиссерских работах - "Праздник мира" Гаупт-мана (1913) и "Потоп"
Бергера (1915) - В. вскрывал эгоизм, моральное разложение человека в
капита-листич. обществе. В "Потопе" В. особенно ярко показал духовную
опустошенность буржуа, обуреваемых жаждой наживы (этот спектакль, по
воспоминаниям Н. К. Крупской, понравился В. И. Ленину). С 913 В.
руководил Студенческой драм. студией (см. Вахтангова студия). В нек-рых
постановках этих лет (напр., "Чудо святого Антония" Метерлинка, Студия
В.) была снижена острота критики буржуазного общества.
Задачи, вставшие перед иск-вом после Октябрьской революции, глубоко
взволновали В. Он был одним из первых крупных режиссеров, убежденно
вставших на сторону революц. народа, одним из активных строител ей сов.
т-ра. В беседах с учениками и в дневниках этого периода В. выступал
против студийной изолированности, утверждал народность иск-ва, говорил
об ответственности художника перед народом, творящим революцию. В.
стремился "сыграть мятежный дух народа", создать спектакль, созвучный
революции, утвердить форму на-родно-героич. театра. Возможность активнее
влиять на развитие сов. т-ра определила желание В. работать в
режиссерской секции Театр. отдела Нар. комиссариата по просвещению (Тео
Наркомпроса). Чуткий художник, В. отражал в своих спектаклях новые
идейные позиции, подвергал страстному сатирич. обличению ненавистный ему
мир мещанства, пошлости, лицемерия и ханжества. Спектакли В. - "Свадьба"
Чехова (1920), "Чудо святого Антония" (2-я редакция, 1921), пост. в его
студии, были проникнуты критикой буржуазно-мещанского мира,
собственнической морали; "Эрик XIV" Стриндберга (1921, 1-я Студия МХТ)
раскрывал тему обреченности монархич. власти. В трагедии "Гадибук"
(1922, еврейская студия "Габима"), утверждавшей мистич. идею
обреченности человека, В. вопреки этой теме прославлял высокую
человеческую любовь, вырывающуюся из тисков косного мещанского быта; в
спектакле звучал протест бедноты против богачей. В. утверждал, что
современность трактовки т-ром пьесы требует и новой формы спектакля. В
связи с этим режиссерский замысел спектакля "Чудо святого Антония",
определявшийся политич. задачей "клеймить буржуа", строился на
превращении пьесы Метерлинка в острую совр. политич. сатиру, а в
спектакле "Эрик XIV" абстрактные маски придворных противопоставлялись
реалистическому жизненно полнокровному изображению народа. В. утверждал
гротеск как осн. средство трактовки образов бурж. мира. В поисках В.
путей и форм развития революционного театра, в его попытках найти новый
стиль было много противоречивого, отчасти ошибочного.
В своей последней работе-спектакле "Принцесса Турандот" (1922)-В.
нашел новую форму сценического воплощения сказки К. Гоцци в ироническом
отношении актеров к "трагическому" сюжету. Стремясь к активному
отражению революц. современности, желая передать жизнерадостное
мироощущение сов. народа, В. создал жизнеутверждающий спектакль,
пронизанный оптимизмом и весельем.
В своем творчестве В. руководствовался принципами: единство художника
и народа, высокие этич. задачи искусства, чувство современности,
сочетание в сценическом образе острой, яркой внешней формы с глубокой
психологич. наполненностью, значительным внутр. содержанием,
необходимость борьбы с натурализмом и модернистской пошлостью и т. п.
Режиссерская работа В., его творческие взгляды, педагогич. деятельность
в многочисл. студиях имели важное значение для развития сов. т-ра. На
основе Студии В. был создан Гос. т-р им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова
имени театр).
Учениками В. в этой студии были Е. Г. Але-ксеева" О. Н. Басов, Н. М.
Горчаков, А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, И.
М. Кудрявцев, В. В. Куза, В. К. Львова, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая,
К. Я. Миронов, В. Н. Орлов, А. А. Орочко, А. И. Ремизова, Н. П.
Русинова, Л. П. Русланов, Р. Н. Симонов, М. Д. Синельникова, А. И.
Степанова, И. М. Толчанов, Л. М. Шихматов, Б. М. Шухмин, Т. М. Шухмина,
Б. В. Щукин и др.
Соч.: Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939; Евг. Вахтангов. Материалы
и статьи, М., 1959 (имеется библ.).
Лит.: Захава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (имеется
библ.); 3 о г р а ф Н., Вахтангов, М.-Л., 1939; Херсонский X.,
Вахтангов, М., 1940; Беседы о Вахтангове. Записаны X. Н. Херсонским,
М.-Л., 1940;
3 о г р а ф Н., Евгений Ьагратионович Вахтангов. 1883-1922, М.-Л.,
1947; Новицкий П., Борис Щукин, М.-Л., 1948, с. 18-62; Очерки истории
русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954, с.
70-76,303-309; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957;
С и-м о н о в Р., С Вахтанговым, М., 1959. Ц, 3.
ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного
Знамени академический театр имени Евг. Вахтангова) - один из первых
советских театров. Основатель т-ра - Е. Б. Вахтангов. Датой основания
т-ра принято считать 13 ноября 1921, когда Студия Вахтангова (см.
Вахтангова студия), получившая название 3-й Студии МХТ, официально
открылась спектаклем "Чудо святого Антония" (реж. Вахтангов; Антоний -
Завадский, Гюстав- Басов, Ашиль- Глазунов, Доктор- Захава, Кюре-Щукин, Ж
озеф- Симонов, Виржини- Некрасова, и др.). В 1926 студия получила
название "Театр им. Евг. Вахтангова". Е. Б. Вахтангов, ученик и
последователь К. С. Станиславского, стремился к созданию сценического
искусства, созвучного революции, проникнутого духом современности,
добивался яркой и острой театральной формы, спектакля "современного,
идейного отношения художника к изображаемой жизни". В спектакле "Чудо
святого Антония" Метерллнка Вахтангов средствами острого гротеска
беспощадно изобличал мещанство и буржуазное ханжество. Актерская игра в
этом спектакле обрела резкость, саркастич. иронию, смелую
гиперболичность. Требованиям жизни, требованиям современности была
близка последняя постановка Вахтангова-"Принцесса Турандот" Гоцци (1922;
Турандот - Мансурова, Калаф - Завадский, Адельма - Орочко, Алтоум -
Басов, Тимур - Захава, Тарталья - Щукин, Труффаль-дино - Симонов,
Пан-талоне - Кудрявцев, Бригел-ла - Глазунов, Скирина - Ляуданская,
Зелима - Ремизова, "и др.), ставшая значительным этапом в истории этого
т-ра. Пародийное истолкование сюжета сказки открыло режиссеру
возможность создать представление, проникнутое оптимизмом, радостью
жизни, творческой энергией. Легкость и изящество художеств. формы
спектакля, четкость пластич. рисунка, музыкальная ритмичность и динамика
сценич. действия, богатство актерских талантов молодой труппы определили
широкий успех "Принцессы Турандот". Эти спектакли, вместе с
осуществленной Вахтанговым еще в 1920 пост. "Свадьбы" Чехова, долго
сохранялись в репертуаре т-ра. Они определили осн. черты иск-ва т-ра:
стремление сочетать правду чувств с острой театр. формой, внимание к
средствам внешней выразительности - ритму, пластике, жесту и др.
Вахтангову не удалось осуществить свою мечту- утвердить советскую
революц. пьесу как основу репертуара т-ра. К совр. теме коллектив
обратился уже после его смерти, создав правдивый и яркий по театр. форме
спектакль "Виринея" Сейфуллиной и Правдухи-на (1925, реж. А. Попов;
Виринея - Алексеева, Павел Суслов - Щукин). Спектакль показывал духовный
рост народа, проникновение идей Октябрьской революции в сознание
крестьянства. За "Виринеей" последовали новые спектакли, тесно связанные
с революц. современностью,- "Барсуки" Леонова (1927, реж.
Захава), "Разлом" Лавренева (1927, реж. Попов), "На крови"
Мстиславского (1928, реж. Р. Симонов). Эти спектакли принесли т-ру
широкое обществ, признание. В них выдвинулся замечательный актер т-раБ.
В. Щукин, к-рому принадлежит заслуга утверждения на сов. сцене глубоко
реалистических, полнокровных образов передовых людей сов. эпохи.
В дальнейшем режиссеры т-ра находили новые пути развития
вахтанговских принципов в пост. совр. драматургии. Лишь в нек-рых
спектаклях эти принципы получили эстетское истолкование ("Женитьба"
Гоголя, 1924, реж. Завадский; "Заговор чувств" Олеши, 1929, реж. Попов).
Серьезной неудачей явилась вульгарно-социологич. пост. "Гамлета" (1932,
реж. Акимов), построенная на надуманном мотиве борьбы Гамлета за
престол.
Однако магистральный путь развития иск-ва коллектива по-прежнему
определяли пост., в к-рых наиболее отчетливо была выражена связь театра
с современностью: "Темп" (1930, реж. Басов, Миронов, Ороч-ко, Щукин) и
"Аристократы" (1935, реж. Захава; Костя-капитан-Р. Симонов) Погодина,
"Далекое" Афиногенова (1935, реж. Толчанов; Малько - Щукин), "Я сын
трудового народа" ("Шел солдат с фронта") Катаева (1938, реж. Р.
Симонов). К лучшим созданиям сов. театр. иск-ва принадлежит постановка
драмы
Горького "Егор Булычев и другие", впервые осуществленная т-ром (1932,
реж. Захава; Егор - Щукин). В этом спектакле мощь и торжество революции
показаны через образ представителя враждебного революции класса, в к-ром
с трагедийной силой раскрыта неизбежность крушения хищнического,
собственнического строя. В спектакле "Егор Булычев и другие"
вахтанговская острота раскрытия темы обреченности старого мира
сочеталась с горьковской страстностью мысли, четкостью социальных
мотивов, тонкостью психологич. характеристик. Спектакль ставился в
тесном контакте с автором и положил начало широкому распространению
драматургии Горького в сов. т-рах. Развитие вахтанговских принципов было
успешно осуществлено в спектаклях: "Интервенция" Славина (1933, реж. Р.
Симонов), "Много шума из ничего" Шекспира (1936, реж. Рапопорт;
Бенедикт- Р. Симонов, Беатриче- Мансурова), "Фельдмаршал Кутузов"
Соловьева (1940, реж. Охлопков), "Перед заходом солнца" Гауптмана (1941,
реж. Ремизова). Значительное место в истории советского театра занял
спектакль "Человек с ружьем" (1937, реж. Р. Симонов; Шадрин-Толчанов) -
глубокий по содержанию и яркий по форме. В этом спектакле Б. В. Щукин
создал образ В. И.Ленина, отмеченный вдохновенной правдивостью. Смелый
новаторский дух, свойственный исканиям театра, и на этот раз принес
коллективу значительную победу. Этим спектаклем открылась сценическая
история создания образа В. И. Ленина в сов. т-ре. Пост. пьес Горького,
Афиногенова, Погодина и др. принесли т-ру им. Вахтангова большую
популярность и выдвинули коллектив в число лучших т-ров страны. В этот
период глубоко раскрылись дарования актеров и режиссеров т-ра - Р. Н.
Симонова, Ц. Л. Мансуровой, О. Н. Басова, А. И. Горюнова, Б. Е.Захавы,
М.С.Державина, А. А. Орочко, Е. Г. Алексеевой, И. М. Рапопорта, И. М.
Толчанова, А. И. Ремизовой, М. Д. Синельниковой, В. В. Кузы, О. Ф.
Глазунова, К. Я. Миронова, Н. П. Русиновой, Л. М. Шихматова и др.
В годы Отечественной войны т-р работал в Омске (1941-43), где были
пост. спектакли: "Фронт" (1942, реж. Р. Симонов; Иван Горлов - Дикий),
"Русские люди" (1942, реж. Дикий), "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского
(1942, реж. Дикий; Олеко - Р. Симонов) и "Сирано де Бержерак" Ростана
(1942, реж. Охлопков;
Сирано- Р. Симонов, Роксана-Мансурова). Был создан Фронтовой филиал
т-ра, обслуживающий войска 1-го Украинского фронта и др. части Сов.
Армии.
В конце 40-х - нач. 50-х гг. развитию иск-ва коллектива
препятствовали распространенные в те годы в сов. т-ре тенденции к творч.
нивелировке т-ров, постановки "бесконфликтной" и парадно-монументальной
драматургии ("Дорога победы" Соловьева, 1946, и др.). Однако и в этот
период т-ром были созданы спектакли, обладавшие масштабностью образов,
точностью и изяществом формы: "Великий государь" Соловьева (1945, реж.
Захава; Грозный - Толчанов), "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука (1947,
реж. Ремизова), "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (1947, реж. Р. Симонов и
Габович), "Макар Дубрава" Корнейчука (1948, реж. Рапопорт; Макар -
Державин), "Заговор обреченных" Вирты (1949, Ст. нр. 1950, реж. Р
Симонов и Габович), "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни (1952, реж.
Герасимов, в гл. роли - Г. Пашкова). В 1951 был возобновлен спектакль
"Егор Булычев и другие" (Ст. пр. 1952; реж. Захава; Егор - Лукьянов), в
1954 - "Человек с ружьем" (реж. Р. Симонов; Ленин-Плотников), а также
"Перед заходом солнца" (реж. Ремизова; Маттиас Клаузен-Астангов).
Остротой социальных характеристик, яркостью, выразительностью
отличаются спектакли "Фома Гордеев" по Горькому (1956, реж. Р. Симонов),
"Большой Кирилл" Сельвинского (1957, реж. Р. Симонов), "На золотом дне"
Мамина-Сибиряка (1955, реж. Ремизова), "Идиот" по Достоевскому (1958,
реж. Ремизова; князь Мышкин - Гриценко, Настасья Филипповна - Борисова),
"Маленькие трагедии" Пушкина(1959, реж. Е. Симонов). Обращение к творч.
принципам основоположника т-ра определило решение спектакля "Филумена
Мартурано" де Филиппе (1956, реж. Е. Симонов; Филумена - Мансурова,
Доменико - Р. Симонов). Наиболее значительные успехи т-ра в конце 50-х
гг. достигнуты в спектаклях, посв. совр. действительности: "Город на
заре" Арбузова (1957, реж. Е. Симонов), "Стряпуха" Софронова (1959, реж.
Р. Симонов), "Иркутская история" Арбузова (1959, реж. Е.Симонов;
Валя-Борисова, Сергей-Ульянов).
За выдающиеся заслуги в развитии театр. иск-ва Т-р имени Евг.
Вахтангова был награжден в 1946 орденом Трудового Красного Знамени.
В труппе т-ра (1960) - нар. артисты СССР Р. Н. Симонов (гл. реж.), М.
Ф. Астангов; нар. артисты РСФСР Е. Г. Алексеева, А. Л. Абрикосов, Н. О.
Гриценко, В. Г. Кольцов, Ц. Л. Мансурова, Н. С. Плотников, Е. Д.
Понсова, А. И. Ремизова, Н. П. Русинова, И. М. Толчанов; засл. деят.
иск-в РСФСР В. К. Львова, И. М. Рапопорт; засл. артисты РСФСР Ю. К.
Борисова, Н. Н. Бубнов, В. Г. Вагрина, А. К. Граве, А. А. Казанская, Е.
М. Коровина, И. К. Липский,. Ю. П. Любимов, М. Ф. Некрасова, В. И.
Осенев, Г. А. Пашкова, Л. А. Пашкова, Н. В. Пажитнов" М. Д.
Синельникова, Л. В. Целиковская, Л. М. Ших-матов, Б. М. Шухмин и др. Я.
Р.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии режиссеров и художников)
1921. "Чудо святого Антония" Метерлинка (Вахтангов,. худ. Завадский);
"Вечер А. П. Чехова" ("Воры", "Юбилей",. "Свадьба") (Вахтангов).
1922. "Принцесса Турандот" Гоцци (Вахтангов, худ. Ни-винский).
1923. "Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского-(Захава, худ.
Исаков).
1924. "Женитьба" Гоголя (Завадский, худ. Исаков). "Комедии Мериме" из
цикла "Театр Клары Газуль": 1. "Рай и ад", 2. "Африканская любовь", 3.
"Карета святых даров", 4. "Женщина-дьявол" (А. Д. Попов, худ.
Нивинский), "Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского (Р. Н. Симонов, худ. Б.
Р. Эрдман).
1925. "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина (А. Д. Попов, худ. Исаков).
1926. "Марион де Лорм" Гюго (Р. Н. Симонов, худ. Нивинский), "Зойкина
квартира" Булгакова (А. Д. Попов, худ. Исаков).
1927. "Партия честных людей" ("Женитьба Труадека") Жюля Ромена
(Толчанов, худ. Акимов), "Барсуки" Леонова (Захава, худ. Исаков),
"Разлом" Лавренева (А. Д. Попов,худ. Акимов).
1928. "На крови" Мстиславского (Р. Н. Симонов, худ-Акимов). .
1929. "Заговор чувств" Олеши (А. Д. Попов, худ. Акимов).
1930. "Коварство и любовь" (Антокольский, Захава, Басов,. худ.
Акимов), "Авангард" Катаева (А. Д. Попов, худ. Акимов), "Сенсация"
Бен-Хекта и Мак-Артура (Р. Н. Симонов, худ. Акимов), "Темп" Погодина
(Басов, Миронов, Орочко, Щукин, худ. Исаков).
1931. "Путина" Слезкина (Захава, Рапопорт, худ. Акимов).
1932. "Пятый горизонт" Маркиша (Толчанов, худ. Рабинович), "Гамлет"
(реж. и худ. Акимов), "Егор Булычев и другие" (Захава, худ. Дмитриев).
1933. "Интервенция" Славина (Р. Н. Симонов, худ. Рабинович),
"Достигаев и другие" (Захава, худ. Дмитриев).
1934. "Человеческая комедия" по Бальзаку (Козловский, Щукин; худ.
Рабинович), "Дорога цветов" Катаева (Басов, Рапопорт; худ. Акимов).
1935. "Шляпа" Плетнева (Р. Н. Симонов, худ. Босулаев), "Аристократы"
Погодина (Захава, худ. Рындин), "Далекое" Афиногенова (Толчанов, худ.
Рабинович).
1936. "Трус" Крона (Куза, Миронов; худ. Варпех), "Много шума из
ничего" Шекспира (Рапопорт, худ. Рындин), "Фло-ридсдорф" Вольфа
(Антокольский, Ремизова; худ. Рындин).
1937. "Большой день" Киршона (Куза, худ. Вильяме), "Человек с ружьем"
(Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев), "Бе" вины виноватые" (Рапопорт, худ.
Гончаров).
1938. "Я сын трудового народа* ("Шел солдат с фронта") Катаева (Р. Н.
Симонов, худ. Дмитриев).
1939. "Путь к победе" А. Н. Толстого (Р. Н. Симонов, За-хава,
Миронов; худ. B.C. Басов), "Соломенная шляпка" Ла-биша (Тутышкин, рук.
пост. Р. Н. Симонов, худ. Юнович), "Ревизор" (Захава, худ. Вильяме).
1940. "Фельдмаршал Кутузов" Соловьева (Охлопков, худ-Дмитриев и Б. Р.
Эрдман), "Опасный поворот" Пристли (Горюнов, Ремизова; худ. Акимов),
"Учитель" Герасимова (Захава, худ. Рындин).
1941. "Перед заходом солнца" Гауптмана (Ремизова, худ. Дмитриев),
"Дон Кихот" по Сервантесу (Рапопорт, худ. Вильяме), "Маскарад"
(Тутышкин; рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Мосеев).
Омск
1942. "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского (Дикий, худ. Рындин),
"Русские люди" (Дикий, худ. Рындин), "Сирано де Бержерак" Ростана
(Охлопков, худ. Рындин), "Фронт" (Р. Н. Симонов, худ. Рындин).
1943. "Синий платочек" Катаева (Сидоркин, худ. С. Ахвле-диани),
"Слуга двух господ" Гольдони (Тутышкин; рук. пост. Р. Н. Симонов, худ.
Рындин).
Репертуар Фронтового филиала театра
1942. "Свадебное путешествие" Дыховичного и Слободского (Ремизова,
Габович), "Бессмертный" Арбузова и Гладкова (Орочко, худ. Силич), "Наш
корреспондент" Меттера и Левина (Габович, рук. пост. Орочко и Ремизова,
худ. П. М. Шухмин).
1943. "Добро пожаловать!" Штейна и Аграненко (Ремизова, худ. Силич),
"Не в свои сани не садись" (Мансурова, худ. Граве).
1944. "Где-то в Москве" Масса и Червинского (Ремизова, Габович, худ.
Граве).
М о с к в а
1944. "Гроза" (Захава, худ. Дмитриев), "А. П. Чехов" (Вечер,
посвященный 40-летию со дня смерти): 1. "Предложение" (Щукин и
Рапопорт), 2. "Ведьма" (Дикий, по сценич. рисунку Л. А. Суллержицкого),
3. "Юбилей" (во-зобн. пост. Вахтангова, реж. Захава, худ. Шухмин,
Петухов), "Мадемуазель Нитуш" Эрве (Р. Н. Симонов, худ. Акимов).
1945. "Последний день" Шкваркина (Тутышкин, рук. пост. Р. Н. Симонов,
худ. Дмитриев), "Великий государь" Соловьева (Захава, худ. Фаворский),
"Новогодняя ночь" А. Гладкова (Бабочкин, худ. Ю. И. Пименов).
1946. "Кому подчиняется время" бр. Тур и Шейнина (Ремизова, худ.
Акимов), "Электра" Софокла (Гардт, рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Мухина
и Гольц), "Дорога победы" Соловьева (Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев).
1947. "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука (Ремизова, худ. Штоффер),
"Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (А. М. Габович, рук. пост. Р. Н. Симонов,
худ. Цесевич), "Русский вопрос" (Рапопорт, худ. Рындин), "Молодая
гвардия" по Фадееву (Захава, худ. Богаткин и Щуко), "Неугасимое пламя"
Полевого (Р. Н. Симонов, Ремизова, худ. Рындин).
1948. "Сердце не камень" Островского (Сидоркин, худ. С. Ахвледиани),
"Макар Дубрава" Корнейчука (Рапопорт, худ. Рындин), "Накануне" по
Тургеневу (рук. пост. Р. Н. Симонов, Габович, сопостановщик Орочко, худ.
Дмитриев); "Все мои сыновья" Миллера (Ремизова, худ. Акимов).
1949. "В начале века" бр. Тур и Шейнина (Р. Н. Симонов и Рапопорт,
худ. Рабинович), "Заговор обреченных" Вирты (Р. Н. Симонов,
сопостановщик Габович, худ. Рындин), "Огненная река" Кожевникова
(Захава, худ. Рындин), "Крепость ни Волге" Кремлева (Р. Н. Симонов, худ.
Носов).
1950. "Миссурийский вальс" Погодина (Р. Н. Симонов и Рапопорт, худ.
Рындин), "Летний день" Солодаря (Е. Р. Симонов, худ. С. Ахвледиани),
"Первые радости" Федина (Захава, худ. Федотов), "Государственный
советник" Сагаловича и Фаянса (Р. Н. Симонов и Пажитнов, худ. В. Ю.
Шапорин), "Отверженные" по Гюго (Ремизова, худ. Акимов).
1951. "В середине века" Шейнина (Р. Н. Симонов, Рапопорт, худ.
Рындин), "Кирилл Извеков" Федина и Месхетели (Захава. худ. Рындин),
"Поют жаворонки" Крапивы (Рапопорт, худ. Силич), "Егор Булычев и другие"
(возобновление; Захава, худ. Дмитриев).
1952. сВ наши дни" Софронова (Р. Н. Симонов, Ремизова, худ. Рындин),
"Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни (Герасимов, худ. Рындин), "Два
веронца" Шекспира (Е. Р. Симонов, рук. пост. Орочко, худ. Федоров).
1953. "Европейская хроника" Арбузова (Р. Н. Симонов, Ремизова, худ.
Рындин), "Раки" Михалкова (Р. Н. Симонов, Захава, Ильинский, худ.
Ефимов), "Кандидат партии" Крона (Захава, худ. Рындин), "Новые времена"
Мдивани (Лукьянов, худ. Фрейдин и Чеботарев).
1954. "Перед заходом солнца" Гауптмана (возобновление;
Ремизова, худ. Дмитриев), "Горя бояться - счастья не видать" Маршака
(Е. Р. Симонов, худ. Юон), "Чайка" (Захава, худ. Мосеев), "Человек с
ружьем" (возобновление; Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев).
1955. "Светлая" Лаврентьева (Габович, худ. Мосеев), "На золотом дне"
Мамина-Сибиряка (Ремизова, худ. С. Ахвледиани), "Олеко Дундич" Каца и
Ржешевского (возобновление;
Р. Н. Симонов, худ. Рабинович), "Да, вот она - любовь" Кетлинской (Е.
Р. Симонов, худ. С. Ахвледиани).
1956. "Фома Гордеев" по Горькому (инсц. и режиссура Р. Н. Симонова,
худ. Юон), "Необыкновенное дежурство" Лютовского (Захава" худ. Васильев,
Мазенко), "Одна" Алешина (Ремизова, худ. Акимов), "Шестой этаж" Жери
(Гриценко, худ. С. Ахвледиани), "Ромео и Джульетта" (Рапопорт, худ.
Рындин), "Филумена Мартурано" де Филиппе (Е. Р. Симонов, худ. Сарьян).
1957. "После разлуки" бр. Тур (Граве, худ. Акимов), "Город на заре"
Арбузова (Е. Р. Симонов, худ. Босулаев), "Две сестры" Кнорре (Ремизова,
худ. С. Ахвледиани), "Большой Кирилл" Сельвинского (Р. Н. Симонов, худ.
Рабинович).
1958. "Гамлет" (Захава, Астангов, худ. Рабинович), "Вечная слава"
Рымаря (Е. Р. Симонов, худ. С. Ахвледиани), "Идиот" по Достоевскому
(Ремизова, худ. Рабинович), "Приключения Гекльберри Финна" по Твену
(Шлезингер, худ. С. Ахвледиани), "Неписаный закон" Пистоленко(Р. Н.
Симонов, худ. Рабинович), "Ангела" Севастикоглу (Ремизова, худ. С.
Ахвледиани).
1959. "Маленькие трагедии" Пушкина: "Скупой рыцарь", "Моцарт и
Сальери", "Каменный гость" (Е. Р. Симонов, худ. Авербах и Эпов), "Много
ли человеку надо?!" Галича (Любг-мов, рук. пост. Р. Н. Симонов, худ.
Виноградов), "Стряпуха" Софронова (Р. Н. Симонов, худ. Виноградов),
"Иркутская история" Арбузова (Е. Р. Симонов, худ. Сумбаташвили).
1960. "Пьеса без названия" ("Платонов") Чехова (Ремизова, худ.
Виноградов), "Двенадцатый час" Арбузова (Р. Н. Симонов, худ.
Виноградов), "Дамы и гусары" Фредро (Ремизова, худ. С. Ахвледиани),
-Гибель богов" Софронова (Е. Р.Симонов, худ. Виноградов).
Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т.
1-2, М., 1954-60; Театр имени Евг. Вахтангова. Москва. 20 лет. Изд.
Музея театра, М., 1946; Симонов Р., С Вахтанговым, М.,


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.