Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ВАХТАНГОВА СТУДИЯ - театральная студия, руководимая Е. Б.
Вахтанговыми 1913 (1-й спектакль - "Усадьба "Паниных" Зайцева, 1914). До
1917 называлась Студенческой драм. студией, в 1917-20- Моск. драм.
студией под рук. Е. Б, Вахтангова. В 1920-24 входила в число студий
Моск. Художественного т-ра под названием 3-й Студии МХТ. 13 ноября 1921
состоялось официальное открытие театра "3-я Студия МХТ". Эту дату
принято считать началом деятельности Театра имени Евг. Вахтангова (см.
Вахтангова имени театр). В Студии начали свой творческий путь артисты и
режиссеры: Е. Г. Алексеева, О. Н. Басов, В. Г. Вагрина, Н. М. Горчаков,
А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, А. Д.
Козловский, К. И. Котлубай, И. М. Кудрявцев, В. В. Куза, В. К. Львова,
Е. В. Ляуданская, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая, К. Я. Миронов, М. Ф
Некрасова, А. А. Орочко, А. И. Ремизова, Н. П. Русинова, Л. П. Русланов,
К. Г. Семенова, Р. Н. Симонов, М. Д. Синельникова, А. И. Степанова, И.
М. Толчанов, Л. М. Шихматов, Б. М. Шухмин, Т. М. Шухмина, Б. В. Щукин и
др.
ВАХТЕРОВ, Константин Васильевич (р. 18(31). X. 1901) - русский
советский актер. Учился в театр. студии актрисы О. Э. Озаровской в
Москве. В 1918 начал проф. деятельность в 1-м Рабочем т-рс. С 1921 играл
в различных т-рах, в т. ч. в Моск. драм. т-ре под рук. В. Г.
Сахновского, МХАТе2-м. В 1938-41- в Моск. театре водного транспорта.
Роли: Протасов ("Живой труп"), Печорин ("Герой нашего времени" по
Лермонтову) и др. В 1941-42 играл в Омском т-ре. Роли: Уриэль Акоста (о.
п. Гуцкова), граф де Ризоор (о. п. Сарду). В 1942-45 работал во
фронтовом т-ре. В 1947-53 - в Литературном театре ВТО. Роли:
Франц и Карл Моор (пост. В.). С 1953 - в Моск. т-ре им. Пушкина. Игра
В. характеризуется страстностью, нервной эмоциональностью, мягкостью,
проникновенным лиризмом. Выступает на радио. С. Г"
ВАЧАРИ, В а к я р и (Vaqari), Сельман (р. 1928)- албанский писатель и
театр. деятель. Член Албанской партии труда. Во время национально
освободительной войны (1943-44) работал в театр. труппах Тираны и
партизанских соединений, в 1944 принимал участие в организации
армейского т-ра и театр. труппы партизанской армии. После освобождения
страны начал лит. деятельность. В 1947-51 учился на ф-те режиссуры в
пражской Академии иск-в. С 1952 - режиссер Нар. т-ра, с 1954 - директор
-кукольного т-ра в Тиране. В 1956 написал комедию "В Женеве", в к-рой
разоблачаются поджигатели войны, показано стремление простых людей к
миру (1957, Hap. т-р). Д. Аг.
ВАЧНАДЗЕ (псевдоним - Г a p p и к), Вахтанг Георгиевич [19.IV (1.V).
1893 - 15.IX.1937) - грузинский советский режиссер. В 1918 пост. в
Тбилиси спектакль "На скользком пути" Эристави-Хош-тария. С 1922 -
режиссер-педагог груз. драмстудии Пролеткульта. В 1924-27 - груз.
сектора Красного т-ра Пролеткульта в Тбилиси. Пост. здесь спектакли
"Слышишь, Москва" Третьякова, "Взятие Бастилии" Роллана, "Разбойники". В
1928-31 - режиссер и худ. рук. Сухумского груз. т-ра; осуществил здесь
пост.: "Анзор" Шаншиашвили, "Кариб и Эмзар" Чианели, "Заговор Фиеско"
Шиллера и др. В 1931- 1933 - худ. рук. Телавского груз. т-ра; пост.
спектакли: "Разлом", "Овечий источник"; "Хлеб" Киршона и др. С 1933
работал в груз. т-ре в Зугдиди. Писал статьи о театре. Т. И.
ВАЯНГ (wajang) - индонезийский народный театр (распространен на всех
островах Малайского архипелага). Первоначальное значение яванского слова
"В.", сохранившееся также в совр. индонезийском т-ре,- вырезанная из
кожи, дерева, бумаги, тонкого металлического листа плоская или объемная
тростевая театр. кукла.
Словом "В." в Индонезии обозначают также народный теневой и кукольный
т-ры, представления к-рых даются с помощью различных видов кукол В.
Иногда в современной Индонезии слово "В." переносится на обозначение
вообще всех видов индонез. т-ра: иллюстрированного рассказа-
ваянг-бебер; т-ра масок- то пенг (подразделяющегося на т-р масок
животных - топенг-баронган, и мистериальный - топенг-даланг);
танцевально-пантомимич. т-ра живого актера-бексан, бедойо, серампау.
т-ра, к-рый условно может быть назван драматическим - топенг-вонг (он же
ваянг-вонг или ваянг-оранг и его разновидность-ваянг-лангендрия).
Происхождение В. (народного теневого и кукольного театра) связано с
анимистическими верованиями индонезийцев и с культом мертвых.
Первоначальная цель В. - вызвать у зрителей представление о бесплотной
душе умершего. Древнейший вид В. - теневой театр ваянг-кулит. Близок ему
по форме, но лишен культовой основы театр ваянг-гедог, торжественные
представления которого воспевают эпических героев. Чисто развлекательный
характер имеют представления театра плоских тростевых кукол -
ваянг-келитик, и т-ра объемных кукол - ваянг-голек, вытеснившие т-р
ваянг-гедог. Все эти виды В. разыгрываются далангом являющимся
одновременно владельцем и директором т-ра, драматургом, кукловодом и
чтецом. Во время представления даланг меняет голос и напев в зависимости
оттого, кого из действующих лиц он изображает. Представления В.
сопровождаются оркестром гамеланом, состоящим из ударных, струнных и
духовых инструментов. В. играет значительную роль в жизни индонезийцев -
входит в каждое обрядовое, общественное и частное празднество. До начала
представления даланг поет молитву, возжигает благоухания, совершает
жертвоприношение (см. Индонезийский театр).
Лит.: M e p в а р т Л. А., Малайский театр. в сб.: Восточный театр.
под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929; КрыжицкийГ.,
Экзотический театр. Л., 1927; H a ze u G. A. J., Bijdrage tot de
kennis van het Javaansche tooneel, Leiden, 1897;
S k e at W. W., Malay Magie, L., 1900, pp. 457-468. 503-522;
Juynboll H. H., Indonesische en Achterindische tooneel-vorstellingen
uit het Ramajana, "Bijdragen tot de Taal-Land-en Volkenkunde van
Nederlandsch Indie", [s. l.], 1902; Ensiklo-pedia Indonesia, N. V. van
Hoeve. Bandung-'s Gravenhage, 1956; Encyclopedie van Nederlandsch Indie,
's Gravenhage, 1929; Juynboll H., Das Javanische Maskenspiel,
"Internationales Archiv fur Ethnographie", 1901, Bd 14, с. 57; Kunvardji
Kawindrasusanto "Hal wajang", "Budaja", Jogjakarta, 1957, .ј l; T u r
S., "Wajang Krutjil", "Budaja", Jogjakarta, 1954, ј1;
Juynboll H. H., Wayang Kelitik oder Kerutjil, "Internationales Archiv
fur Ethnographie", 1900, Bd 13. ЛАМ
ВВЕДЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ - см. в ст. Народный дом.
ВВОД - включение нового исполнителя в готовый, иногда давно идущий
спектакль. В. нужен для того, чтобы произвести срочную замену
исполнителя или дать возможность актеру показать себя в новой роли
(иногда В. пользуются для просмотра вновь поступающего актера). В.
применяется широко при возобновлении старых постановок. А. Шн.
ВГКО (Всероссийское гастрольно-концертное объединение) -
художественно-творческая организация. Образована в 1957 в системе
Министерства культуры РСФСР. Задачей В. является муз.-просветительная
работа, пропаганда лучших образцов музыки, лит-ры, сов. эстрадного
иск-ва и нар. творчества. В состав В. вошли концертные учреждения -
моек. и ленингр. Гос. эстрады и Гастрольбюро Министерства культуры СССР.
В. организует в городах и с.-х. р-нах Российской Федерации сольные и
смешанные филармонич. и эстрадные концерты, концерты-лекции, лит.-муз.
вечера, эстрадные представления; проводит гастрольные концерты симф.
оркестров, хоровых и танцевальных коллективов, концертных бригад и
солистов во всех союзных республиках. В. подготавливает для исполнителей
новый концертный репертуар, привлекая композиторов, писателей, поэтов,
режиссеров. В составе В. существуют художественно-творч. мастерские для
пост. новых концертных номеров, эстрадных спектаклей и представлений.
В штате В. (1960) ок. 800 артистов, в т. ч. нар. арт. РСФСР Н. П.
Смирнов-Сокольский, Л. О. Утесов, А. И. Райкин, Н. А. Казанцева, С. М.
Балашов; засл. деят. иск-в РСФСР И. С. Набатов, А. Л. Стасе-вич; засл.
арт. РСФСР К. И. Шульженко, М. В. Миронова, Л. А. Русланова, Н. Ф.
Першин, М. Д. Александрович, Л. В. Миров, П. И. Нечипоренко, Л. Г.
Кос-трица; лауреаты между нар. и всесоюзных конкурсов
В. Б. Васильев, М. Л. Яшвили, И. В. Малинина, Р. Д. Фаин, Р. Н.
Соболь, М. А. Федорова, А. Г. Бах-чиев; артисты: А. И. Ведерников, П. Л.
Муравский, Г. Я. Гончаров, Д. И. Читашвили, Т- А. Птицы-на и П. С.
Маслюков и др. В. объединяет и художеств. коллективы: квинтет сестер
Федоровых, эстрадные оркестры под управлением Л. Утесова, Э. Рознера, О.
Лундстрема, Ансамбль оперы. Ансамбль оперетты, передвижной т-р комедии и
др. К участию в концертах привлекаются артисты муз., драм. т-ров, кино,
радио.
В. имеет свои отделения в Москве, Ленинграде. Концертная работа
проводится в клубах, Дворцах культуры, Зеленых т-рах парков культуры и
отдыха. В Москве и Ленинграде В. имеет стационарные здания - эстрадные
т-ры, а также постоянные летние концертные площадки на Всесоюзной
выставке достижений народного хозяйствам московских садах "Эрмитаж", им.
Баумана и др. В. оказывает значительную помощь народным университетам
культуры. Я. О.
ВЕАКИС (??????), Эмилиос (1884-29.VI.1951) - греческий актер. В 1901
дебютировал на сцене т-ра в г. Волосе. Играл в различных театр. труппах
Афин. В 1932-41 выступал в Нац. т-ре. Среди созданных В. сценич. образов
особое место занимают монументальные образы Эдипа ("Эдип царь" Софокла)
и Лира ("Король Лир" Шекспира). Среди ролей В.: Агамемнон (о. п.
Эсхила), Отелло, Макбет; Клавдий ("Гамлет"), Фальстаф ("Виндзорские
проказницы")), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь" Шекспира), Гарпагон; Ар-ган,
Жорж Данден ("Мнимый больной", "Мещанин во дворянстве"), Грозный ("Иван
Грозный" А. К. Толстого), Городничий; Рогожин и Иван Карамазов ("Идиот"
и "Братья Карамазовы" по Достоевскому), Нехлюдов ("Воскресение" по Л.
Толстому) и др. Выступал в пьесах греч. авторов: Андонис ("Фиданаки"
Хорна), Танос ("Студенты" Ксенопулоса), Бурновас ("Трисевгени" Паламаса)
и др. Крупнейший представитель реалистич. актерской школы 1-й пол. 20
в., В. создавал образы, отмеченные нац. своеобразием, яркостью,
темпераментом. Близость В. кдемократич. греч. кругам способствовала
углублению реалистич. тенденций в его иск-ве. В 1945-46 В. играл в
труппе прогрессивного т-ра "Объединенных артистов", где впервые на греч.
сцене исполнил роли Захара Бардина ("Враги"), Фаюнина ("Нашествие"),
играл также Иконому и царя Юстина ("Ригас" Ротаса и "Феодора"
Фотиадиса), в т-ре Папаса-Веакиса в 1947 исполнял роль Глобы ("Русские
люди"). В 30-40-е гг. преподавал актерское мастерство в афинских
театральных школах.
Лит.: "Обозрение искусств", Афины, 1957, ј 33, сентябрь (на греч.
яз.). Д. С.
ВЕБЕР (Weber), Карл Мариа фон (18. XI. 1786, Эйтин,- 5.VI. 1826,
Лондон) - немецкий композитор и дирижер. Основоположник нем. романтич.
оперы. Родился в семье провинц. оперного капельмейстера и антрепренера;
мать В. была певицей. Музыке обучался у М. Гайдна и Г. И. Фоглера. С
1804 В.- капельмейстер оперного т-ра в Бреславле. Служил при дворах в
Карлс-руэ и Штутгарте (1806-10), концертировал в различных городах
Германии; в 1813- 1816 В.- дирижер оперного т-ра в Праге. С 1817 жил и
работал в Дрездене; был руководителем и дирижером Нем. оперы; выступал
как муз. критик. В. возглавил борьбу за развитие нем. оперного иск-ва,
дооивал-ся высокого художеств. уровня исполнения опер Моцарта, оперы
"Фиделио" Бетховена и др. В то же время он пропагандировал лучшие
образцы опер франц. композиторов. Интерес к т-ру и раннее знакомство с
ним оказали большое влияние на творчество В. Первая опера (зингшпиль)
"Сила любви и вина" была им написана в возрасте 14 лет (рукопись не
сохранилась). Далее последовали: зингшпили "Немая лесная девушка" (1800,
Фрейберг), "Петер Шмоль и его соседи" (1803, Аугсбург), "Рюбецаль"
(1805, не-оконч.), романтич. опера "Сильвана" (переработка "Немой лесной
девушки", 1810, Франкфурт-на-Майне), комич. опера "Абу Гасан" (1811,
Мюнхен). Значение этих опер было преходящим, но их отдельные черты
предвосхищали зрелый оперный стиль композитора. В 20-е годы В. были
созданы наиболее значительные оперы: "Вольный стрелок" ("Фрейшютц",
либр. Ф. Кинда на осн. "Книги призраков" А. Апеля, 1821, т-р
"Шаушпильхауз", Берлин), "Эврианта" (либр. Хельмины фон Хези, 1823,
"Кернтнертортеатр", Вена), "Оберон" (либр. Д. Планше по поэме К. М.
Виланда, 1826, "Ковент-Гарден", Лондон). Кроме опер, В. написал также
музыку к 9 драматич. пьесам, в т. ч. к "Турандот" Гоцци- Шиллера (1809),
"Прециозе" Вольфа (1821) и др. Перу В. принадлежит мн. вокальных и др.
соч., в т. ч. сб. патриотич. песен "Лира и меч" на стихи Т. Кернера
(1814), симфонии, инструмент. концерты, сонаты для фп. и др.
В. - представитель прогрессивного направления в романтизме. В сюжетах
его опер отражены мотивы нар.-поэтич. творчества, музыка связана с нар.
песенным и танцев ал ьно-инстру мент. иск-вом. Наиболее известна опера
В. "Вольный стрелок". Романтическая по характеру, колориту и трактовке
основных персонажей, насыщенная элементами мрачной фантастики, она
вместе с тем содержит ярко выраженные реалистич. тенденции,
проявляющиеся в жизненной правдивости нар.-бытовых сцен и отдельных
образов. "Вольный стрелок" завоевал огромную популярность (хоры из оперы
стали нар. песнями). Появление этого произв. ознаменовало начало
активной борьбы за национально-самобытный нем. муз. театр. В опере
использованы характерные черты нем. нац. жанра зингшпиля; композитором
уделяется особое внимание муз. драматургии. Новый тип оперы был создан
В. в "Эврианте" - большой героич. опере на типичный для нем. романтиков
средневековый рыцарский сюжет. Неудачное либретто, отмеченное
отвлеченным морализированием, идеализацией прошлого и нек-рыми чертами
мистицизма,повредило успеху оперы. Для муз. стиля "Эврианты" характерны:
развитый мелодич. речитатив, последовательное применение принципа
лейтмотива. "Эврианта" В. оказала влияние на оперное творчество Шумана
("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин" и др.). Последняя опера
В. "Оберон" отличается светлым колоритом и тонко передает поэзию
природы. В.- мастер оркестровки; особенно красочен оркестр В. в оперных
увертюрах, программных по содержанию. Муз. черты и принципы драматургии
мн. опер В. и особенно оперы "Вольный стрелок" отразились в нем. оперном
иск-ве, а также в "Вильгельме Телле" Россини, "Роберте-дьяволе"
Мейербера, "Аскольдовой могиле" Верстовского и др. Простота и народность
оперы В. определили новые требования к исполнителям и постановщикам.
Однако в отд. пост. "Вольного стрелка" не сохранялся полностью авторский
замысел. Режиссеры нек-рых т-ров стремились к внешней помпезности
спектакля или же к грубому натурализму (напр., постановка оперы в Париже
в т-ре "Одеон", 1824). Против искажений оперы В. энергично протестовали
передовые музыканты (в т. ч. Вагнер и Берлиоз). В России опера шла под
назв. "Волшебный стрелок" в исполнении как итал., так и рус. оперных
трупп. Восторженно встреченная публикой, она вызвала высокую оценку со
стороны Серова и Чайковского. Лучшие традиции исполнения опер В. создали
певицы В. Шредер-Дев-риент, Ж. Линд, Г. Зонтаг, певцы И. Тихачек, А.
Ни-ман, Ф. Бец и др.
Л и т. соч.: Samtliche Schriften, kritische Ausgabe von G. Kaiser,
Lpz., 1921; в рус. пер.-Автобиографический набросок, "Советская музыка",
1936, .ј 12; Жизнь музыканта. Глава из неоконченного романа, там же,
1935, ј 7-8, 10.
Лит.: Коломийцев В., Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его
смерти, Л., 1927; Кузнецовы К. и В., Народные элементы в творчестве
Вебера, "Советская музыка", 1936, ј 12; Ферма н В., Немецкая
романтическая опера, там же, .ј 6; Л a Mapa,
Музыкально-характеристические этюды, т. 1, М-, 1886; Чайковский П. И.,
Музыкально-критические статьи. М-, 1953;СаккеттиЛ.Л., Значение Вебера в
современной оперной музыке, "Русская музыкальная газета", 1913, ј 2,
4-7; К"р е м л е в Ю., Карл Мария Вебер, "Советская музыка", 1955, ј 11;
Weber M. M. von, Carl Maria von Weber. Ein Lebensbild, Bd 1-3,
[Lpz.],1864-66;
Reissmann A., Carl Maria von Weber. Sein Leben und seine Werke, B.,
1886; S с h n о о r H., Weber auf dem Welttheater, 3 Aufl., Dresd..
1943; M o se r H., Carl Maria von Weber, Lpz., 1955. Г. Кр.
ВЕГА (Vea), Алонсо де ла (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1566) - испанский
драматург. Последователь Лоне де Руэда (служил актером в его труппе). В
1566 были изданы три пьесы В. на итал. сюжеты: стихотворная трагедия
"Серафина", стихотворная комедия "Толомеа" и комедия в прозе "Герцогиня
де ла Роса" (последняя по новелле Банделло). Эклектич. совмещение
традиций итал. ренессансной драмы и принципов нар. т-ра Лопе де Руэда,
характеризующее драматургию В., помешало ее распространению в репертуаре
т-ров.
Соч.: Tres comedias de Alonso de la Vega, con un prologo de М.
Menendez-y-Pelayo, Dresd., 1905. H. T.
ВЕГА (Vega), Вентура де ла (14.VII.1807-291 XI. 1865) - испанский
поэт и драматург. В юности был участником подпольного революционного
общества нумантинцев, в сер. 30-х гг. 19 в. перешел на консервативные
позиции. В 1831 начал драматургич. деятельность комедией "Завещание".
Был воспитателем и личным секретарем королевы Изабеллы II. Лучшая пьеса
В. - "Светский человек" (1845) - комедия, построенная на недоразумениях,
возникающих в результате ложных подозрений супругов в измене. Будничные
конфликты бурж. семьи являются также основой либретто сарсуэлы (род
спектаклей, в к-рых пение и танцы чередовались со стихотворным диалогом)
"Игра с огнем". В. написал историч. драму "Дон Фернандо де Антекера"
(1847),классицистическую трагедию "Смерть Цезаря" (1863). Во многих
своих произведениях В. придерживался правил классицизма, продолжавшего
существовать в исп. драматургии наряду с романтизмом и бурж.-реалистич.
направлением. В. известен также как переводчик произведений Скриба и др.
франц. драматургов.
Соч.: Obras escogidas, Madr., 1874.
Лит.: L е s 1 i e J. К., Ventura de la Vega and the Spanish theatre.
1820-1865, Princeton, 194". 3 /7
ВЕГА КАРПЬО (Vega Carpio), Лопе Феликс де (25. XI. 1562, Мадрид, -
27. VIII. 1635, там же) - испанский драматург. Основоположник исп. нац.
драматургии. Родился в семье ремесленника-вышивальщика. Обучался в ун-те
в Алькала-де-Эна-рес. В 1574-75 написал первую пьесу - "Истинный
любовник". В 1588 за эпиграммы, высмеивающие директора т-ра X.
Веласкеса, был изгнан из Мадрида и вступил добровольцем в "Непобедимую
Армаду" - исп. военный флот, выступивший против Англии. После разгрома
"Непобедимой Армады" (1588) жил в Валенсии и Толедо, занимаясь лит.
деятельностью. В 1595 вернулся в Мадрид. Уже будучи широко известным
писателем, служил в качестве секретаря и письмоводителя у герцогов
Альба, де Ceca и др. титулованных лиц. В 1609 вступил в религиозное
братство, в 1614 стал священником, а с 1624 возглавлял братство
служителей инквизиции.Тем не менее осн. направление творчества писателя
оставалось светским и гуманистическим. В 1625 совет Кастилии запретил
печатать и ставить пьесы В. К. Этот запрет был отменен лишь за год до
смерти писателя. В. К. писал преим. для народного публичного т-ра. Его
пьесы встречали восторженное поклонение зрителей. Человек разносторонней
и яркой одаренности, В. К. выступал в различных жанрах: писал поэмы,
романсы, новеллы, но гл. сферу его деятельности составляла драматургия.
В. К. написал до 2 200 пьес светского и религиозного содержания
(сохранилось 426 его комедий и 48 одноактных пьес, т. н. аутос
сакраменталес, связанных с торжеством причастия). В драматургии В. К.,
как и в драматургии Шекспира и его плеяды в Англии, Корнеля и Расина во
Франции, отразилось столкновение уходящего феодально-патриархального
мира с абсолютистским государством и индивидуализмом и своекорыстием
нарождающегося бурж. мира. В. К. был основоположником исп. нац. драмы.
Он не только создал множество ярких и совершенных пьес, но и
теоретически обосновал свои творческие принципы в поэме "Новое искусство
писать комедии в наше время" (1609). Отбрасывая канонич. правила
классицизма, он утвердил глубоко новаторскую драматургию, основанную на
требовании "правдоподобия" и адресованную народному зрителю. В. К. видел
в драме зеркало жизни и полагал, чтодраматич. произведение должно
включать и трагич. и комич. моменты. Особое значение В. К. придавал
искусно построенной интриге, к-рая должна держать зрителя в напряжении
до конца спектакля.
Рисуя широко и многообразно события переломной эпохи, В. К. создавал
свои пьесы, опираясь на исп. историч. хроники, нар. романсы, сочинения
античных историков и произв. итал. новеллистов. Весь этот разнообразный
материал он подчинял стоящим перед ним большим задачам. По широте охвата
социальных явлений, психологич. глубине и поэтической силе драматургия
В. К. занимает одно из первых мест в истории мировой драмы. В
мировоззрении и творчестве В. К. отразились своеобразные черты исп.
Возрождения. он не порывал до конца с религией и стремился примирить
свободное развитие личности с патриархальными принципами.
Убежденный сторонник абсолютизма, В. К. в своих пьесах рисует борьбу
королевской Испании против мавров и феодальной раздробленности. Он видит
в королевской власти единственную силу, способную создать независимую
централизованную Испанию. При этом В. К. считал, что королевская власть
стоит над классами и является носительницей "абсолютной справедливости".
Особое место среди драм В. К. занимают драмы народной героики,
изображающие отношения трех социальных сил старой Испании: народа,
феодалов и королевской власти. Наиболее значительные из этих пьес:
"Перибаньес и командор Оканьи" (соч. 1609-12), "Овечий источник"
("Фуэнте овехуна", соч. в 1612-13, изд. 1619), "Лучший алькальд-король"
(изд. 1635). Показывая столкновение феодала и крестьянина, В. К. целиком
стоит на стороне крестьянина, защищающего свою честь, достоинство и
независимость от феодальных интриг и притеснений. Но в пьесах
"Перибаньес и командор Оканьи" и "Лучший алькальд - король" королевская
власть представлена выразительницей справедливости, защищающей
крестьянина от притеснений феодала. С большим реализмом эта тема
трактована в величайшей из драм В. К.- "Овечий источник", изображающей
героич. народ, поднявшийся на защиту своей чести и достоинства. В этой
драме представители королевской власти отдают приказ безжалостно пытать
крестьян и, только убедившись в невозможности сломить их волю, отпускают
жителей непокорной деревни на свободу. Мощный социальный пафос этих
пьес, овеянные поэзией образы представителей народа делают драмы В. К.
одной из вершин мировой драматургии.
К числу историч. пьес В. К. относятся его т. н. "драмы о королях и
правителях-тиранах". Наиболее значительная из них -
"ЗвездаСевильи"(изд.1623)- изображает столкновение деспота, тирана и
развратника короля с жителями города Севильи, людьми, полными
героических стремлений, чести и достоинства. Осуждая тиранию королевской
власти, В. К. не идеализирует здесь и старую патриархальную Испанию,
показывая деспотизм, царящий в семейной жизни исп. дворянства. На
сопоставлении патриархальной деревенской жизни и жизни города построены
пьесы "Умный в своем дому" (соч. 1606-09, изд. 1615), "Крестьянин в
своем углу" (соч. 1614-15, изд. 1617). В. К. осуждает ханжество и
лицемерие "цивилизованного" общества и противопоставляет ему народную
жизнь, привлекающую его своей простотой и естественностью. Вместе с тем
В. К. изображает распад и разложение патриархальной жизни под натиском
развивающейся цивилизации.
Пьесы В. К., посвященные совр. ему жизни, включают "драмы чести",
изображающие семейную жизнь исп. дворянства. Самая значительная из них
"Победа чести" (изд. в 1635). Передовой человек своего времени, В. К.
считал, что брак должен быть основан на взаимном согласии и любви
мужчины и женщины, но после того, как семья сложилась, она незыблема.Он
стоит на страже патриархальной семьи, рассматривает ее как оплот в
борьбе с безнравственностью. В. К. писал драмы из истории Др. Рима,
Франции, Италии. Пьеса "Великий князь Московский" (изд. в 1617)
посвящена России. Тема ее - история Лжедимитрия и польской интервенции в
России. Изображая Др. Рим, Русь 16 в. или Испанию архаич. времен, В. К.
рисовал расстановку социальных сил, сходную с Испанией его эпохи, не
стремился к передаче особенностей жизни, нравов и деталей быта народов
того времени, к-рое он изображал в своих пьесах. В то же время В. К.
раскрывал главные конфликты сословного общества, показывая столкновение
между угнетателями и угнетенными. Его пьесы, не являясь подлинно
историческими, представляют собой грандиозные социальные драмы.
Большое место в творческом наследии В. К. занимают его комедии.
Принято подразделять их на пасторальные, "плутовские", комедии героич.
содержания, "придворные комедии", "комедии плаща и шпаги", построенные
на любовных перипетиях, героями к-рых являются дворяне. В комедиях В. К.
отчетливо проявилась его связь с освободительным движением Возрождения.
В центре комедий В. К. образ молодого человека, приобщившегося к
передовым идеям Возрождения, активно борющегося за свое счастье.
Наиболее популярные комедии "Учитель танцев" (1594), "Мадридская сталь"
(изд. 1618), "Хитроумная влюбленная" (соч. 1604- 1618), "Валенсианская
вдова" (изд. 1621), "Девушка с кувшином" (соч. 1625-32, изд. 1646) и
"Дура для других, умная для себя" (изд. 1635) и др. проникнуты пафосом
борьбы за человеческое счастье и верой в победу молодых людей,
приобщившихся к передовым идеям и образованию. Героини их - чаще всего
женщины, совершающие "подвиг любви", ведущие борьбу за свое счастье, за
возможность соединиться с любимым человеком, преодолев сопротивление
отцов и опекунов. Во всех этих комедиях борьба героинь приобретает
крайне напряженный характер. Им приходится преодолевать не только
внешние препятствия, но и собственные сословные предрассудки. Так, одна
из лучших комедий В. К. "Собака на сене" (соч. 1625-32) показывает
борьбу в душе героини между сословными предрассудками и любовью. Комедии
В. К. строятся на головокружительной интриге, в к-рой активное участие
принимают не только влюбленные герои - дворяне, но и их слуги,
помогающие своим господам и часто высказывающие по их адресу иронич.
замечания. Среди этих слуг наиболее интересен тип шута грасъосо. В
комедиях В. К. отразился оптими-стич. пафос исп. Возрождения-вера в мощь
человеческой воли, в способность человека бороться с трудностями и
одерживать над ними верх, вера в гуманизм. В. К. выступал и как автор
религиозных драм, но они занимают второстепенное место в его творчестве.
Среди этих пьес - пьесы аллегория, характера ("Жатва", "Путешествие
души" и т. д.), основанные на эпизодах из Библии, "священные комедии"
("комедии сак-ра") и драматизированные жития святых ("комедии де
сантос"). Но даже в аллегорических произв. В. К. появляются светские
мотивы и гуманистические идеи. В числе "комедий де сантос" лучшая -
"Истинная ложь" о жизни святого Генезия, покровителя актеров, язычника,
обратившегося в христианство.
Драматургия В. К. имеет определенную структуру и устойчивые
художеств. принципы. Его комедии делятся на 3 акта (хорнады). Пьесы В.
К.-стихотворные (белый стих, народный романсовый стих, сонетная форма).
Являясь величайшим мастером дра-матургич. интриги, В. К. уступает,
однако, своему гениальному современнику - Шекспиру - в умении создавать
сложные психологич. характеры. Вместе с тем В. К. сделал шаг вперед по
сравнению с драматургией Возрождения и в т. ч. с драматургией Шекспира в
разработке народной темы. Народ, составлявший лишь фон пьес Шекспира,
становится в ряде пьес В. К. центральным героем и трактуется в
патетическом духе. В. К. заложил основы исп. нац. драматургии. Его
непосредственными преемниками были Тирсо де Молина, Кальдерон, Рохас
Соррилья, Морето и др. представители исп. драмы "золотого века".
Вскоре после смерти В. К. исп. правительство начало репрессии против
т-ра и запретило его пьесы. В 18 в. представители классицизма повели
борьбу против нар. драматургии В. К., выходящей за рамки канонов
классицизма. Пьесы В. К. появлялись на исп. сцене в обработке, далекой
от подлинника. Возрождение интереса к драматургии В. К. относится к
эпохе романтизма, однако многие романтики отдавали предпочтение его
младшему современнику Кальдерону. В 19 в. пьесы В. К. ставились в
Испании сравнительно редко и чаще всего в ремесленной обработке.
Пропаганда творчества В. К. начинается в Испании после 1931. Особенно
много сделал для этого драматург Ф. Гарсиа Лорка, поставивший в
руководимом им передовом студенческом т-ре "Ла Баррака" "Овечий
источник", "Дурочку" и др. В период гражд. войны в Мадриде был показан
"Овечий источник", находившийся в старой Испании фактически под
запретом.
За пределами Испании пьесы В. К. шли сравнительно редко. Исключение
составляет Россия, где пьесы В. К. появляются во 2-й половине 19 в. В
1876 на сцене Малого т-ра был пост. "Овечий источник" в переводе С. А.
Юрьева с М. Н. Ермоловой в роли Лаурен-сии. Спектакль благодаря своей
тираноборческой направленности был воспринят демократич. зрителем как
большое обществ, событие. После нескольких представлений он был снят
цензурой. В 1877 Малый т-р показал пьесу "Лучший алькальд - король". В
1886 пост. с участием Ермоловой, А. П. Ленского и А. И. Южина "Звезда
Севильи". Спектакль, в к-ром звучали антитиранич. мотивы, имел большое
прогрессивное значение. В 1893 Малый т-р показал "Собаку на сене"
("Собака садовника"; Диана - Леш-ковская, Теодоро - Ильинский). Комедия
в течение многих лет сохранялась в репертуаре т-ра. На сцене
Александрийского т-ра она была пост. в 1891 (Диана- Савина, Тристан -
Варламов). В 1893 труппой Александрийского т-ра на сцене Михайловского
т-ра была пост. комедия "Сети Фенизы" (с участием Давыдова и Варламова).
Интерес к творчеству В. К. еще более возрос в нашей стране после
Октябрьской революции. В 1919 К. А. Марджанишвили (Марджанов) пост.
"Овечий источник" на сцене Киевского т-ра (Лауренсия -
Юренева). Спектакль был горячо воспринят красноармейцами и рабочими -
зрителями революционного Киева. В 1922 Марджанишвили пост. ту же пьесу в
Тбилиси, на сцене Т-ра им. Руставели. Спектакль этот заложил основу сов.
груз. театр. иск-ва. "Овечий источник" и в дальнейшем ставился на сценах
сов. т-ров: Т-р им. Франко, Киев (1923-24), Башкирский т-р, Уфа (1930),
Т-р им. Хамзы, Ташкент (1931), Т-р им. Сталина, Ашхабад (1935), Моск.
т-р Революции (1938), Осетинский т-р, Дзауджикау (1953) и др. На сюжет
"Овечьего источника" сов. композиторами были написаны балеты:
"Лауренсия" Крейна (1939, Ленинградский т-р оперы и балета им. Кирова,
Лауренсия - Дудинская, Фрондозо - Чабукиани; 1948, Т-р оперы и балета
им. Палиашвили, Тбилиси, Лауренсия - Цигнадзе, Фрондозо - Чабу-киани;
1956, Большой т-р, Лауренсия - Плисецкая, Фрондозо - Чабукиани.
Постановщик этих спектаклей-Чабукиани) и "Дочь Кастилии" Василенко
(1955, Моск. т-р им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко, Лауренсия -
Власова). Среди пост. комедий В. К. на советской сцене: "Собака на сене"
(1936, Ленингр. т-р Комедии, Диана - Гошева, 1937, Моск. т-р Революции,
Диана - Бабанова), "Вален-сианская вдова" (1939, Ленингр. т-р Комедии,
Леа-нарда-Юнгер; 1940, Моск. т-р им. Ленинского комсомола,
Леанарда-Гиацинтова), "Учитель танцев* (1946, ЦТСА, Альдемаро-Зельдин,
Фелисиана - Добр-жанская), "Чудеса пренебрежения" (1946, Моск. т-р драмы
и комедии), "Девушка с кувшином" (1949, Моск. драм. т-р) и др.
Соч.: Obras..., v. I--XIII, nueva edicion, publ. por la Real Academia
Espanola, Madrid, 1916-30; в рус. пер.- Избранные драматич.
произведения, под ред. Н. Любимова, т. 1-2, М., 1954.
Лит.: Rennert Н. А. у Castro A., Vida de Lope de Vega(1562-1635),
Madrid, 1919; Sen e v i ] 1 R. The dramatic art of Lope de Vega,
Berkeley, 1918; Meriende z-y-P e 1 а у о M." Estudios sobre el teatro de
Lope de Vega, v. 1-6, Madrid, 1949; КржевскийБ. А., Творчество Лопе де
Вега, в сб.: Культура Испании, fM.J, изд. АН СССР, 1940; Д e p ж а-в и н
К. Н., Драматургия Лопе де Вега (Вступ. статья), в изд.: Лопе де Вега,
Избранные драматические произведения, т. 1, М., 1954; Игнатове.,
Испанский театр XVI- XVII веков, М.-Л., 1939; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
1956; П л а в-скин 3., Лопе де Вега, Л.-М., 1960. А. Шт.
ВЕГЕЛИУС (Wegelius), Мартин (10.XI.1846 -22.JJI. 1906)-финский
композитор, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель. Музыке
обучался в Вене (1870-71) и Лейпциге (1871-73 и 1877-78). Был дирижером
"Финской оперы" (1878-79). В 1882 основал Гельсингфорсский муз. ин-т (с
1939 - Академия им. Сибе-лиуса), директором которого был до конца жизни.
В. принадлежит рядсимф., хоровых и др. соч., а также много-числ.
музыковедческие труды, муз.-критич. статьи и др. Воспитал ряд виднейших
фин. композиторов: Я. Си-белиус, А. Ярнефельт, Э. Ме-лартин, Т. Куула и
др.
ВЕГЕНЕР (Wegener), Пауль (11.XII.1874-13.X. 1948) - немецкий актер.
Получил .философское и искусствоведческое образование во Фрейбургском и
Лейпцигском ун-тах. Дебютировал в 1895 в Гор. т-р в Ростоке. Затем играл
в различных т-рах Германии, в т. ч. в 1900-03 в Висбадене и с 1903-06 в
Гамбурге. С 1906 - актер Немецкого т-ра в Берлине. Здесь В. работал до
конца жизни с перерывами на время гастролей по Европе и Америке и службы
в берлинском "Шиллер-театре" (1938-43). Иск-во В. характеризуется
глубокой психологич. разработкой характеров сце-нич. героев: он создавал
образы загадочных людей, скрывающих трагич. страсти. Роли:
Франц Моор (1908), Джанет-тино Дория ("Заговор Фиеско" Шиллера.
1908), Мефистофель ("Фауст" Гете, 1909), Яго (1910), Ричард III (1911),
Отелло (1913), Макбет (1916);
Генрих IV (о. п. Шекспира, 1912), Эдип ("Царь Эдип"
Софокла-Гофмансталя, 1910), Олоферн ("Юдифь" Гофмансталя, 1910).
Творчество В. послевоен. лет отмечено гуманистич. направленностью. Он
играл роли Натана ("Натан Мудрый" Лессинга, 1945), Полежаева
("Беспокойная старость" Рахманова, 1947). В. внес значительный вклад в
развитие немецкой кинематографии (начал сниматься в конце 1913)
(кинофильмы: "Голем", "Пражский студент", "Живые Будды", "Крысолов из
Геммельна", "Рю-бедаль" и др.), был актером, сценаристом и режиссером.
Лит.: M а зин г Б., Пауль Вегенер, М.-Л., 1928;
H a n d l W., Die Kunstler des Deutschen Theaters, в сб.: Das
Deutsche Theater in Berlin, hrsg. von P. Legband, Munch., 1909; Zum Tode
des grossen Schauspielers, "Zeit und Bild", 1948, ј 19; P f e i f f e r
H., Paul Wegener, В., 1957. В. К., Т. П.
ВЕДЕКИНД (Wedekind), Франк (27.VII.1864- 9.III.1918) - немецкий
драматург и актер. Один из предшественников экспрессионизма в нем. т-ре.
В 1896 начал лит. деятельность в юмористич. журнале "Симплициссимус".
Выступал с исполнением собственных песен и стихотворений в мюнхенском
кабаре "Одиннадцать палачей". Написал пьесы, пост. в т-рах Берлина:
"Пробуждение весны" (1891, Камерный т-р, 1906), "Дух земли" (1895, Малый
т-р, 1902), "Камерный певец" (1897, Новый т-р, 1903), "Маркиз фон Кейт"
(1901, Камерный т-р, 1907), "Король Николо, или Такова жизнь" (1903,
Новый т-р), "Гидалла" (1904, Нем.т-р, 1912), "Франциска" (1912, Камерный
т-р, 1913) и др.
В своей драматургии В. восставал против бурж. мещанства, лицемерия,
ханжеской морали. Но, критически изображая нравы бурж. общества, В. не
выдвигал положит. идеалов, драматургия его проникнута пессимизмом.
Протестуя против мрачных сторон действительности, В. гл. внимание уделял
патологич. явлениям, к-рые он изображал в натуралистической, порой
гротесковой манере. На рус. сцене ставились пьесы:
"Дух земли" ("Новый т-р" Л.Б.Яворской в Петербурге, 1903),
"Пробуждение весны" (Т-р В. Ф. Комиссар-жевской в Петербурге, 1907),
"Ящик Пандоры" (там же, 1918).
Соч.: Schauspielkunst, Munch.- Lpz., 1910; в рус. пер.:
Собр. соч., т. 1-8, [СПБ], 1912-19.
Лит.: Г о л и ч e p А., Жизнь современника, M.-Л., 1939. Т.П.
ВЕДЕКИНД (Wedekind), Эрика [13.XI.1868- 12(?).Х. 1944) - немецкая
артистка оперы (сопрано). Сестра драматурга Ф. Ведекинда. Пению
обучалась в Дрезденской консерватории (окончила в 1894); ученица А.
Оргени. В 1894-1909 В.-солистка Придворной оперы в Дрездене. С 1899
гастролировала как концертная и оперная певица в странах Европы. Партии:
Мими, Чио-Чио-сан, Виолетта; Розина ("Се-ЕИЛЬСКИЙ цирюльник") и др.
Исполнение В. отличалось простотой и лирич. проникновенностью,
изяществом. Пользовалась известностью как одна из лучших в Германии
исполнительниц франц. и итал. оперного репертуара. Л. М.
ВЕДРО, Адольф (16.Х.1890-27.IX.1944)-эстонский советский композитор и
педагог. Учился в Петерб. консерватории (1909, 1916-18); окончил
Таллинскую консерваторию (в 1937). Творческую деятельность начал в 1916.
Автор опер "Каупо" (1932), "Древний меч" (1939) и "Оборотень" по одноим.
драме А. Кицберга (неоконч.), музыки к спектаклям, вокальных,
камерно-инструмент. и др. соч. Профессор Таллинской консерватории. X.
Кыр.
ВЕДХИНАТАКАМ (видхинатакам) - вид инд. нар. т-ра Андхры (Юж. Индия);
т. н. "театр открытой сцены". В. был создан инд. бродячими актерами,
разыгрывавшими импровизационные представления. Долго находился в упадке.
Возродился при поддержке "Ассоциации народных т-ров". Во 2-й половине
40-х гг. большой успех имела нар. пьеса в жанре В. - "Поражение
Гитлера". Я. В.
ВЕДЫ (санскр. веда, букв.- знание, по преимуществу
священное)-древнейшие памятники древнеиндийской литературы. Относятся к
сер. 2-го-нач. 1-го тысячелетия до н. э. В. состоит из 4 "священных"
сборников-Ригведа(Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодий), Яджурведа (Веда
жертвоприношений) и Атхар-ваведа (Веда заклинаний), включающих
стихотворные гимны, молитвы и заклинания, перемежающиеся прозой. В.
охватывают период от начала разложения родового строя до создания
рабовладельческих государств в Сев. Индии (10-7 вв. до н. э.). Содержат
богатый материал по истории древнеиндийской культуры, в них имеются
свидетельства о возникновении театр. иск-ва, элементы к-рого заложены в
обрядовых танцах и пантомимах. Принято считать, что в т. н.
гимнах-диалогах Ригведы, излагающих беседы богов, демонов и др.
мифологич. персонажей, содержатся зачатки драм. творчества. В нек-рых
гимнах число собеседников более двух. Предполагают, что эти гимны
исполнялись в лицах жрецами на религиозных празднествах. В. Э
ВЕЖБИЦКИЙ (Wierzbicki) (наст. фам.- В и ц e р-т и), Людвик
(1850-1937) - польский артист оперы (высокий бас). Пению обучался в
Варшаве; совершенствовался в Италии. Творч. деятельность начал в
небольших передвижных летних т-рах Варшавы. После этого пел на сценах
провинц. польских т-ров, а также в России. В 1882 дебютировал на сцене
Варшавского оперного т-ра. Работал также в Люблине. Партии: Януш
("Галька" Монюшко), Мефистофель ("Фауст"), Амонасро ("Аида") и др.
Обладая голосом широкого диапазона, В. исполнял как басовые, так и
баритоновые партии. Выступал как концертный певец. Гастролировал во мн.
странах Европы, США и
Латинской Америки. В 1914-23 выступал также как драматич. актер.
Лит. с о ч.: В е р ж б и ц ки и Л., Повесть... актера люблинской
сцены, Люблин, 1923 (на польском яз.). Г. Ш.
"ВЕЗИР ЛЕНКОРАНСКОГО ХАНСТВА" (первоначально "Везир серабского
ханства", также "Приключения ве-зиря ленкоранского ханства") - комедия в
4 д. М. Ф. Ахундова (сатира на феодальные нравы). Соч. 1850 (на азерб.
яз.). Пост. в 1852 в Тифлисе на русском, яз. (в переводе автора). На
азерб. яз. пост. 10 марта 1873 группой любителей под рук. Г. Меликова
(Зардаби) и Н. Везирова (Баку, Зал благородного собрания). В дальнейшем
до Октябрьской революции ставилась азерб. проф. и любительскими
коллективами. На груз. сцене ставилась в переводе А. Церетели. Среди
исполнителей "В. л. х."-Д. Зейналов, М. А. Алиев, Вели, Альвенди и др.
На сов. сцене "В. л. х." пост. в 1928 в' азерб. т-рев Тбилиси (реж.
Карманшахлы), в 1940-в азерб. т-ре им. Дж. Джабарлы (Ереван), в
1949-премьера в т-ре им. Азизбекова, Баку (реж. Шарифов, худ. Ахундов;
везир - Алиев, хан - Марданов, Теймур-ага - Санани, Зиба-ханум -
Давудова, Шола-ха-нум-Кадри, Рзабек-Мурадов). В 1953 возобновлена в том
же т-ре (реж. Кязимов, худ. Фатуллаев; везир - Велиханлы). Комедия
Ахундова переведена на рус., арм., груз., англ., франц., нем.,
фарсидский языки.
И з д а н и я.-Первое изд. "В. л. х." на азерб. яз. 1859, на рус. яз.
в отрывках - газ. "Кавказ", 1853, јј 7 и 9, а полностью в сб.: Комедии
Мирзы Фет-али-Ахундова, Тифлис, 1853. Из последующих изд.: Ахундов М.Ф.,
Избранные художественные произведения, Баку 1950; его же, Избранное, М.,
1956. А. Шн.
ВЕЗИРОВ, Гашимбек (1868-1916) - азербайджан ский публицист,
драматург. В 80-х гг. участвовал в спектаклях в Шуше, позднее в Баку.
Вел педагогич. работу, редактировал газеты "Иттифаг" ("Союз"), "Сада"
("Голос") и др. Писал статьи, посвященные просвещению, науке, обществе
нно-политич. вопросам. Перевел трагедию "Отелло" на азерб. яз. Выступал
в роли Отелло в спектакле, пост. в Шуше в 1904. Автор пьес "Школьное
воспитание", "Не стучись в мою дверь - постучатся и в твою", "Жениться -
не воды напиться" (1899) и др., обличающих феодально-купеческие круги
азерб. общества 19 в. Пьесы эти были сыграны в нач. 20 в. на азерб. яз.
в Баку, Шуше, Нухе. В. вошел в историю реалистич. азерб. драматургии как
один из первых представителей лит. школы М. Ф. Ахундова.
Соч.: neJMa гапымы, nejapnap гапыны, Бакы, 1911; Ев-лэнмэк су ичмэк
де,щл, Бакы, 1911.
Лит.: Кочарли Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903. Я.
Т.
ВЕЗИРОВ, Наджафбек Фатали бей оглы [5(17).IL 1854, Шуша,- 9.VII.
1926, Баку] - азербайджанский драматург, публицист, театральный деятель.
Один из основателей азерб. т-ра. Учился в Бакинском реальном уч-ще, в
1878 окончил Петровскую с.-х. академию в Москве. Т-ром и драматургией
интересовался еще в ученические годы. Совместно со своим учителем Г.
Меликовым (Зардаби) и учениками реального уч-ща поставил в Баку в 1873
первые спектакли на азерб. яз.- комедии М.Ф. Ахундова "Везир
ленкоранского ханства" и "Гаджи Кара" ("Приключение скряги").
В Москве В. близко познакомился с рус. лит-рой и театр. жизнью,
особенно интересовался драматургией
Островского, сблизился с Короленко. Еще будучи в Москве, В. начал
печатать на страницах первой азерб. газеты "Экинчи" публицистические
статьи, отразившие влияние на него передовой рус.
рево-люционно-демократич. лит-ры. Вернувшись в Азербайджан, В. нек-рое
время работал лесничим, потом адвокатом. Написал ок. 15 драм.
произведений, реалистически отображающих быт и нравы азерб. помещиков,
купцов и бурж. дельцов конца 19 - нач. 20 вв.
В своих комедиях "Мясо тебе, а кости мне" (1873) и "Картина домашнего
воспитания" (1875) В. остро критиковал старую школу, принципы
патриархального воспитания. В пьесе "Несчастная" (1874) показывал
бесправное положение женщины-азербайджанки, призывал к борьбе с темнотой
и косностью, к просвещению народа. В своих юношеских пьесах В. обличал
отсталый азерб. быт, выступал против бескультурья, унижения
человеческого достоинства. Еще более глубокий социальный смысл приобрели
пьесы, написанные в 1890-1905. Одна из лучших комедий В. "Осталось лишь
одно название" (1891) показывает экономич. и моральное разложение
дворянства. Тип купца-самодура (Гаджи Гамбар) изображен в комедии
"Из-под дождя да в ливень" (1895). В комедии "Герои наших дней" (1898)
В. впервые в азерб. лит-ре показал дельца, разбогатевшего от спекуляции
нефтеносными землями, к-рые он скупал за бесценок у крестьян. В. написал
первую в азерб. драматургии трагедию "Горе Фахреддина" (1896), в к-рой
создал образ молодого дворянина-либерала, протестующего против феод.
порядков, стремящегося к преобразованию патриархального уклада жизни,
распространению культуры. Среди др. комедий В.- "Камень, брошенный
вслед, угодит в пятку", "Позднее раскаяние плодов не дает". Пьесы В.
ставились впервые в любительских спектаклях в Баку и в Шуше. С 20 в.
вошли в репертуар всех азерб. т-ров. В 1873-1912 В.. выступал как
организатор спектаклей и режиссер в бакинской труппе.
После установления Сов. власти в Азербайджане написал пьесу "Начало
нового века", в к-рой горячо приветствовал власть трудящихся.
Продолжатель реалистич. традиций М. Ф. Ахундова, В. отобразил в своем
творчестве "темное царство" азерб. дворян-тунеядцев, купцов-самодуров,
капиталистов-дельцов. Творчество его отмечено верностью бытового
колорита, яркостью характеристик, сочностью нар. языка. Бытовые
реалистич. драмы В. отличаются сатирич. направленностью. В. поднимал
актуальные для своего времени вопросы, но полагал, что нравы могут быть
изменены путем распространения просвещения. Большое влияние на
творчество В. оказала рус. лит-ра, в частности драматургия А. Н.
Островского.
Соч.: Вэзиров Н., Эсэрлэри, ч. 1-2" Бакы, 1953-54. Лит.: Нэчэфбей
Вэзиров, Бакы, 1913 ("Сафа" маариф чэ мийэти); Касумзаде Ф., Наджафбек
Везиров, Баку, 1958.
"ВЕЙ, ВЕТЕРОК!"-пьеса в 5 д. Я. Райниса (по мотивам латышского
фольклора). Соч. 1913 (на латыш. яз.). Пост. 6 окт. 1913 в Петербурге,
на вечере 35-летия Латышского благотворительного общества. 31 янв. 1914
премьера "В., в.!" состоялась в Новом Рижском т-ре (реж. Миерлаук, худ.
Куга; Улдыс - Смилгис, Амтман-Бриедит, Барба- Щмитхен, Орта -Румниеце,
Зана -Банга, Виестур, Анда- Эрика). В дальнейшем пьеса ставилась лат.
проф. труппами и любительскими кружками. На сов. сцене "В., в.!" пост. в
1925 студия т-ра "Скатувэ" (Москва), в 1944 - Валми ерский драм. т-р, в
1945 - Художественный т-р Латв. ССР, Рига (реж. Эртнер и Тетере). В
1955-там же (пост. Э. Смилгиса, худ. Вилке и Ринькис, композитор
Калнынь;
Барба - Рога и Артмане" Улдыс - Приекулис и Вальдман, Орта - Озолинь,
Зана-Клетниеце и Крузе, Анда - Ласман, мать - Л. Берзинь, Гатынь -
Павул). В 1947 и 1955 спектакль был показан в Москве. Первые пост. "В.,
в.!" на рус. яз. (в переводеН. Асеева): Рижский т-р юного зрителя (реж.
Прау-дин) и Моск. т-р драмы (ныне т-р им. Маяковского) - 1949. Пьесу
Райниса пост. многие т-ры РСФСР и др. республик, в т. ч. т-р им.
Заньковецкой, Львов (1950), Горьковский т-р (1950). В 1951 "В., в.!"
пост. Ярославский т-р, Новосибирский т-р "Красный факел", Казанский
Большой драм. т-р, Краснодарский, Шауляйский и др. т-ры. В 1952 -
Саратовский, Воронежский т-ры, Белорус. т-р им. Ленинского комсомола
(Минск), Запорожский т-р им. Щорса, Чкаловский, Магнитогорский,
Свердловский, Барнаульский, Житомирский, Кировский, Архангельский т-ры,
ТЮЗы в Киеве, Владивостоке, Николаеве и др. В 1953-Русский т-р в
Улaн-УдЭf Ставропольский, Ульяновский, Уфимский, Вильнюсский рус. и др.
т-ры. В 1954 - Калининский, в 1955 - Вологодский* в 1958-Курский и др.
т-ры. "В., в.!" переведен на укр., литов., эст. и др. яз. народов СССР.
И з д а н и я.- Первое изд. "В., в.!" (на латыш. яз.) - П., 1913. В
пер. на нем. яз. - Рига, 1927. Первое рус. изд. Б пер. Н. Асеева - Рига,
1948. Из последующих изд.: P ай-н и с Я., Собр. соч. в трех томах, т. 2,
пер. Ю. Абызова, Рига. 1954. А. Шн.
ВЕЙГЕЛЬ (Weigel), Елена (р. 12. V. 1900) - немецкая актриса.
Обучалась актерскому мастерству у актера Р. Шильдкраута. В 1919 вступила
в труппу Драм. т-ра во Франкфурте-на-Майне; играла роли Марии ("Войцек"
Бюхнера) и Пиперкарки ("Крысы" Гаупт-мана). С 1923 работала в Гос. т-ре
(Берлин) под рук. реж. Л. Йеснера. Через 2 года В. перешла в Немецкий
т-р М. Рейнхардта, а затем в т-ры "Юнгенбюне" и "Фольксбюне" в Берлине.
В Немецком т-ре (во время работы над спектаклем "Барабаны в ночи")
произошла знаменательная встреча В. с Б. Брехтом, определившая
дальнейшую творческую судьбу актрисы. В Берлине В. впервые сыграла роли
в пьесах Брехта "Барабаны в ночи", "Высшая мера", "В джунглях городов",
"Человек есть человек". В 1930 В. создала образ Пелагеи Власовой ("Мать"
Брехта, по мотивам повести Горького), впервые пытаясь осуществить на
практике принципы "эпического театра" Брехта. Выступала с чтением
революц. стихов в рабочих клубах.
В 1933 В. вместе со своим мужем Б. Брехтом эмигрировала из фашистской
Германии сначала в Данию и Финляндию, затем в США. В этот период
выступала в ряде гастрольных спектаклей; играла роль Тересы Каррар в
пьесе Брехта "Винтовки Тересы Каррар" 1937), прозвучавшей как призыв к
солидарности с исп. революционерами. В 1938 участвовала в пост.
антифашистской пьесы Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи", в
к-рой играла роль Еврейской женщины.
По возвращении в ГДР (в 1948) В. и Брехт основали т-р "Берлине?
ансамбль", к-рый В. возглавляет до наст. времени. Здесь В. создала свой
лучший образ-мамаши Кураж ("Мамаша Кураж и ее дети" Брехта). В этой
работе наиболее полно проявились характерные черты творчества В.:
громадный внутренний темперамент, сдержанность игры, глубокое раскрытие
идейной сущности образа, острая характерность. Среди лучших ролей в
"Берлине? ансамбль"-Пелагея Власова, Тереса Каррар, Еврейская женщина;
Жена губернатора("Кавказский меловой круг" Брехта). В своей творческой
деятельности В. стремится претворять принципы театр. эстетики Брехта.
В.-одна из основателей и член Немецкой академии искусств. Профессор
(1960). Нац. премии (1949, 1953, 1960).
Лит.: Pintzka-Birnbaum U., Die Volksschauspielerin HeleneWeigel,
"Theater der Zeit", 1956, ј 8, Beilage zu Heft 8; Aufsatze [u. a.] von
Bertolt Brecht und Anna Seghers, в кн.: Theaterarbeit. 6 Auffuhrungen
des Berliner Ensembles, Dresd., 1952; Die Schauspielerin Helene Weigel.
Ein Fotobuch. Texte von Bertolt Brecht, B., 1959. Э. Г.
ВЕЙГЛЬ (Weigl), Йозеф (28.П1.1766, Эйзенштадт,- 3.11. 1846, Вена) -
австрийский композитор и дирижер. Музыке обучался в Вене у Г.
Альбрехтсбер-гера, А. Сальери и С. Витцига. В 1790-1823 работал
ассистентом дирижера и композитором Придворной оперы в Вене (в 1823-27 -
капельмейстер, с 1827 - второй капельмейстер). Впервые выступил как
композитор в 1782 с опереттой "Лишняя предосторожность", пост. в Венском
кукольном муз. т-ре. Завоевал известность как автор многочисл. опер и
балетов, ставившихся в Вене и Милане. Наибольшей популярностью
пользовалась опера В. "Швейцарское семейство" (1809, Придворный т-р,
Вена). Среди др. соч. выделяются оперы "Любовь
моряка"(1797),"Мундир"(1805), "Сиротский приют" (1808), "Горный обвал"
(1812), "Соловей и ворон" по Лафонтену (1818) (были пост. в Придворном
т-ре, Вена), а также оперы "Клеопатра" и "Засада" (1807, 1815, т-р "Ла
Скала", Милан), балетный дивертисмент "Аллегория человеческой жизни"
(1794), комич. балет "Мельник" (1794), героико-панто-мимный балет
"Похищение Елены" (1795), балеты "Альцеста" (1800), "Испанцы на острове
Кристина" (1802), "Афинская танцовщица" (1802), "Четыре стихии" (1806)
(пост. в Придворном т-ре, Вена) и др. В. принадлежат также оратории,
кантаты, мессы и др. соч. Был почетным членом мн. муз. академий мира (в
т. ч. в Милане, Риме, Вене).
Лит.: NeumannW., Joseph Weigl, Kassel, 1855; Bollert W., Joseph Weigl
und das deutsche Singspiel, в кн.:
Aufsatze zur Musikgeschichte, Bottrop, 1938. АН. В.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.