Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ

(1) Вполне понятно, что за последние сорок лет многие тексты, которые Пуйон и де Бройн прочитали в
рукописи или в несовершенных публикациях, стали предметом критических изданий: кроме того, увидели
свет новые тексты. С другой стороны, грустно осознавать тот факт, что, во всяком случае, упомянутые
Etudes больше (и довольно давно) не находятся в обращении. Еще, наверное, можно отыскать в книжных
магазинах испанский перевод, опубликованный в 1958 г. мадридским издательством Gredos. Позднее, в 1947
г., де Бройн опубликовал антологию своего главного труда под заголовком L'esthetique du moyen age, однако
эта книга страдает одним недостатком: в ней, как правило, имеются отсылки на основное произведение, но
не к источникам.
(2). Первый вариант этого текста появился под заголовком «Развитие средневековой эстетики» в первом из
четырех томов коллективного труда «Этапы и проблемы истории эстетики» (Momenti e problemi di storia dell'estetica, Milano, Marzorati, 1959). В этом варианте латинские цитаты не переводились, и это не
единственное отличие. Текст, представленный в упомянутом издании, был задуман и написан тридцать лет
назад. Я считал его устаревшим, прежде всего по причине библиографии, но был вынужден пересмотреть
его для издания на английском языке (Art and Beauty in the Middle Ages, New Haven and London, Yale University Press, 1986). Прием, который был ему оказан, в том числе и со стороны неспециалистов, побудил
меня вновь представить его в этой форме. Зато стиль подвергся существенным изменениям; кроме того,
текст стал более доступным для широкого читателя. Мы постарались пополнить библиографию (не
слишком увлекаясь узко специальным подходом и отдавая предпочтение трудам, которые можно легко
достать). Были заново сверены многие источники, добавлены некоторые параграфы (особенно в главе,
посвященной символизму и аллегории, а также в той, где речь идет о теориях искусства). Что касается
двенадцатой главы, то она в основном написана заново. Если ответственность за теоретическую сторону
дела остается на мне, то работа по техническому обновлению книги (сопровождавшаяся критическими
замечаниями и возражениями по существу) стала возможной благодаря сотрудничеству с Костантино
Мармо, без которого я
213
не дерзнул бы снова взять в руки первоначальный текст. Я, конечно же, обязан и всем тем авторам —
упомянутым в библиографии — которые, насколько мне известно, писали на эту же тему после 1959 г.

2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(1) Рассматривая такие произведения, как Stabat Mater и Dies irae, Курциус утверждает, что до Данте не

89
89
было ничего, что могло бы сравниться с ними по своей художественной значимости. С другой стороны,
здесь имеет место осведомленность в технической стороне дела, которая не могла не стимулировать
теоретические размышления. Не будем забывать, что именно эта поэзия призвана всеми своими
возможностями упрочить изобретение рифмы. Об эстетическом мировосприятии мистиков ср. Assunto (1961, pp. 98-101) и Duby 1976.
(2) S. Th. II-II, 91, 2. Этот довод подхватывает Дионисий Картузианец, см. De vita canonicorum, a. 20 (Opera, t. 37).
(3) Ср.: Huizinga 1955 о пляске смерти (гл. XI). (См.: Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. Гл. XI «Образ смерти»).
(4) По этой теме см. De Bruyne (1946, 11, 5) и Assunto (1961, pp. 123-138).
(5) Gemma animae, 122 (PL 172, col. 586); ср. также Гильом Дуранд Старший: Rationale divinorum officiorum (1, 3) и св. Фома, III Sent. d. 9, 1, 2; о Гильоме Дуранде Старшем см. Azzaro 1968.

3. ПРЕКРАСНОЕ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ

(1) 92с. Комментарий Халкидия и его латинский перевод «Тимея» были изданы в четвертом томе Corpus Platonicum Medii Aevi, London-Leiden, Warburg Inst.-Brill, 1962 (J. H. Waszink). Эта упорядоченная красота
космоса заставляет Фому Йоркского сделать в своей «Sapienztiale» такое замечание: mundus totus est
rotundus, orbicolatus et decenter factus, decorusque (весь мир имеет округлую, законченную форму, он хорошо
создан и исполнен изящества) (cit. in De Bruyne 1946, III, p. 233).
(2) В схоластической метафизике трансценденталии представляют собой общие свойства бытия. В отличие
от категорий, подразделяющих бытие на десять классов или родов, лишенных общих свойств (субстанция,
качество, количество, отношение и т. д.), трансценденталии (названные так потому, что они выходят за
пределы, положенные между категориями) являются атрибутами бытия, конгруэнтными ему. Если никакой
объект не
214
может в одно и то же время быть субстанцией и количеством, качеством и отношением, любой вид бытия,
независимо от той категории, а которой он принадлежит, объемлется той или иной трансценденталией.
Учитывая эту особенность конгруэнтности трансценденталий с бытием, схоластики говорили об их
способности отождествляться с ним. Традиционно принято считать, что трансценденталии суть следующие:
unum (единое), res (вещь), aliquid (нечто), verum (истинное) и bonum (благое). Относительно pulchrum (прекрасного) ср. 7. 4 и гл. 8.
(3) Это сочинение опубликовал П. Анкине в «Etudes franciscaines» п. 44 (1932), п. 45 (1933); кроме того, этот
текст приводит и Пуйон (1946 р. 282).
(4) Thomas Aquinas, Opuscula spuria, ed. Mandonnet, Paris, 1927, p. 436, 2.
(5) Сложную и громоздкую систематизацию всех триад Альберт осуществляет в своей «Сумме о благе»
(«Summa de bono»); краткое изложение и схему см. в De Bruyne 1946, III, pp. 153-161.

4. ЭСТЕТИКА ПРОПОРЦИЙ

(1) «Порядок и соразмерность прекрасны и полезны» (Аристоксен, см Diels, I, 469).
(2) См.: Аристотель, Топика, III, I, 116 f 21; Метафизика, XII, 3, 1078 а 36; Платон, Филеб, 26 а 6.
(3) Комбарье (J. Combarieu, Histoire de la musique, 6 ed., Paris, 1938, vol. I, p. 224) утверждает, что Пифагор в
той же степени парализовал развитие музыки, как и Аристотель — развитие философии. Тем не менее,
нельзя отрицать, что этому влиянию обязано развитие такого важного теоретического начала, как принцип
пропорции, который впоследствии практическая жизнь быстро сообразовала со своими собственными
потребностями.
(4) Gregory 1955, р. 214. Вся работа содержит подробные сведения по космологии Шартрской школы.
Относительно введения и более свежей библиографии по теме Шартрской школы см. Maccagnolo 1980.
Относительно эстетики см. в первую очередь Assunto 1961, pp. 139-156.
(5) Ср.: De Bruyne 1946, II, 7, 5; De Lubac 1959-64, II/1, VII, l,pp. 7-40.
(6) См., например, Dialogus super auctores Конрада из Гиршау и Didascallcon Гуго Сен-Викторского.
(7) К чему, напротив, склоняется Ghyka, 1931, II, 2.
215

5. ЭСТЕТИКА СВЕТА

(1) Наиболее глубокое и обстоятельное изложение эстетики Гроссетеста по-прежнему принадлежит Де
Бройну (De Bruyne 1946, vol. III, cap. 4), к которому недавно снова обратился и Ассунто (Assunto 1961, pp.
169— 171). В качестве введения в философию Гроссетеста можно использовать работу Росси (Rossi 1986), которая включает новейшую библиографию по метафизике света в Средние века. Особо следует отметить
работу Федеричи Весковини (о различных теориях перспективы) (Federici Vescovini 1965) и Алессио (об
оптике XIV в.).
(2) Sententia libri de anima II, 14, 421; ср.: De Tonquedec 1950. В поздней схоластике понятие «сияние» снова

90
90
станет расплывчатой метафорой и утратит связь с содержательным философским аппаратом: см., например,
Дионисия Картузианца De venustate mundi et pulchritudine Dei (Opera, t. 34).

6. СИМВОЛ И АЛЛЕГОРИЯ

(1) Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 221-222. Ср.: всю XV главу «Отцветшая символика». О
средневековом символизме см. также De Lubac 1959-1964 (vol. И/2, cap. VIII); Pepin 1958; Battisti 1960 (гл. V
«Simbolismo e classicismo»); AA. VV. 1976; Eco 1985.
(2) «Критика способности суждения», I, II, 2, par. 59. «И вот я говорю: прекрасное есть символ нравственно
доброго» (Кант И. Критика способности суждения // Соч. в шести томах. Т. 5. М., 1966. С. 375).
Когда интуиция, соответствующая какому-либо понятию разума, дана a priori, мы имеем дело со
схематической интуицией, когда же понятию, которого можно достичь только с помощью разума и
которому не может соответствовать никакое чувственное созерцание, предпосылается такое созерцание, с
которым согласуется процесс суждения, только аналогичный схематическому процессу, тогда мы имеем
дело с символической интуицией. Примеры, приводимые Кантом, представляют собой самые настоящие
пропорции, родственные пропорциональной аналогии и вообще идее пропорциональности, характерной для
схоластики (ср.: Mclnerny 1961).
(3) Более чем достаточное собрание свидетельств по этой теме представлено в монументальной работе
Анри де Любака, см. De Lubac 1959— 64. Ауэрбах (Auerbach 1944) сетовал на то, что для исследователей
различие между изобразительным методом (характерное христианское нововведение) и методом
аллегорическим (языческое наследие) до сих пор остается не совсем ясным. Основываясь на материалах,
собранных Лю-
216
баком и Пепином, я считаю, что изобразительный метод можно определить как allegoria in factis.
(А) См., например, Иеронима (комментарий на Мф. XXI, 5: cum historia nostra vel impossibilitatem habeat vel turpitudinem, ad altiora transmittimur (*) или Оригена («De principiis», 4, 2, 9 и 4, 3, 4), согласно которому
Святой Дух привносит в текст мелкие ненужные детали как указание на его пророческую природу.
(*) Когда в (читаемой нами) истории содержится нечто невозможное или постыдное, мы переходим к более
высокому (смыслу) (лат). (Прим. пер.)
(5) Разговор о средневековых энциклопедиях выходит за рамки данной главы и всей книги, в частности
потому, что приметы этого жанра можно отыскать в трудах богословов и философов. Некоторые сведения
на этот счет и довольно пространная библиография представлены в следующих работах: Garfagnini 1978, Beonio-Brocchieri Fumagalli 1981, Gil-son 1944 (5 глава), Bologna 1977, Guglielminetti 1975, Zaganelli 1985,
Barisone 1982, Zambon 1977, Kappler 1980, Carrega-Navone 1983.

7. ПСИХОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ

(1) Цитаты из обоих трактатов приведены по изданию Baeumker 1908 г. Широкое изложение этой проблемы
с привлечением текстов содержится в De Bruyne 1946, III, pp. 239-251. См. также Assunto 1961, pp. 167-169 и
Federici Vescovini 1965, pp. 132-133 (о Витело) и pp. 28-32 об Адаме ди Белладонна.
(2) Спор о том, насколько трансцендентным у Фомы является понятие красоты, довольно сложен.
Относительно status quaestionis и исследования текстов Фомы см. Eco 1970, cap. 2.
(3). Эту точку зрения разделяет Ж. Маритен, который в этой связи говорит о «вразумленном чувстве» (pp. 38-41 и 173-178).
8. СВ. ФОМА И ЭСТЕТИКА ОРГАНИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО
(1) См. в этой связи Gilson 1949, главу «Сущность и реальность» (Essence et realite). В качестве введения в
исследования философии Фомы см. также Chenu 1950, Vanni Rovighi 1981. О гуманизме Фомы см. Jaeger
1943.
217
(2) In librum de divinis nominibus IV, IX, X, XI. Можно отыскать много страниц, где рисуется картина
порядка разнообразных порядков, организация организмов. Онтологический принцип этого сложного
соотношения форм мы находим в трактате «Сумме против язычников» («Summa contra Gentiles» II, 16).
(3) S. Th. I, 16, 1. Нам кажется, что по поводу цельности органического целого можно провести интересные
аналогии между рассмотренными нами принципами и некоторыми современными описаниями формального
совершенства. См. Eco 1970, р. 95 (отсылка к работе Луиджи Парейсона об эстетике) и pp. 285 ss (сравнительный анализ томистской и структуралистской методологий).
(4) S. Th. I, 85, 5. Намек на природу эстетического наслаждения как на сложный процесс сравнения
встречается и в св. Бонавентуры, ltinerarium, II, 4-6.

9. РАЗВИТИЕ И КРИЗИС ЭСТЕТИКИ ОРГАНИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО

(1) Имеется в виду момент конкретного указания на конкретную, именно эту вещь. Hic — этот; haec — эта
(лат). (Прим. пер.)
(2) Quidditas — чтойность (как сущность предмета); quid — что (лат.). (Прим. пер.).

10. ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

(1) Ср. в частности небольшое произведение «De principiis naturae» («О началах природы»), где
обстоятельно развивается эта тема; ср. также S. Th. I, 77, 6 и Summa contra Gentiles II, 72.
(2) О женских украшениях см. S. Th. II-Ilae, 169, 2; об играх — S. Th. I-IIae, 32, I ad 3; IIае, 60, 5; II-IIae, 168, 2-4.
(3) Авторство Теодульфа Орлеанского недавно подтвердил Meyvaert (1979) в полемике с Wallach (1977). Приводимые цитаты взяты из Каролинских книг (Libri Carolini, PL 98), соответственно col. 1242, 1095, 1219
и 1230.
(4) О трактате Ченнини см. Schlosser 1956, р. 91; цитата взята из 9-10 стихов «Поэтического искусства»
(«Ars poetica»); см. также трактат Гильома Дуранда Старшего «Rationale divinorum officiorum» («Устав
божественных служб»), I, с. III, 22.
(5) Formula materiae quasi quaedam formula cerae — Primitus est tractus duri: si sedula cura — Igniat ingenium,
subito mollescit ad
218
ignem — Ingenii sequitur manum quocumque vocaret (Poetria nova, vv. 213-216, ed. Faral, 1924, p. 203).
Материал подобен воску — Сначала он поддается с трудом — Но стоит воспламениться вдохновению, как
его огнем он внезапно размягчается — И за рукой гения следует, куда он призовет.
(6) Хотя у св. Фомы есть интересный отрывок, где он говорит о том, что в каждой сформированной форме
(forma formata) присутствует мятежное стремление (appetitus) к новым формам (Phys. Arist., 1, 9); кроме
того, у него есть и другие предположения о том, что невозможно в каждом подражании достичь
совершенного равенства с оригиналом, и потому художественная идея должна оформляться уже будучи
сообразованной с этим пределом (Quaest. disp. De veritate III, 2).
(7) Средневековье будет знать Аристотелеву «Поэтику» только через этот «Средний комментарий» до тех
пор, пока в 1272 г. ее не переведет Вильгельм из Мёрбеке; ср. Franceschini 1935 и 1956.
(8) См. Menendez y Pelayo 1883, р. 416, где описывается акт основания Консистории Веселой Науки
(Consistoria del Gay Saber).

11. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ И ДОСТОИНСТВО ХУДОЖНИКА

(1) В этом направлении будет развиваться творчество Петрарки, Боккаччо и Салютати. Курциус (1948, XII) отмечает, сколь «пикантной» является эта особенность гуманизма, который освежает богословие, чтобы тем
самым бороться против культурного наследия св. Фомы.
(2) По поводу развития эстетического понятия «идеи» см. Panofsky, 1952. В связи с судьбой платоновской
идеи в истории эстетики Шлоссер (Schlosser (1956, р. 67) задается вопросом о том, не родилось ли это
понятие в результате эстетического рассмотрения уже сформированной реальности.
(3) Литература о взглядах Данте на поэзию поистине безмерна. Здесь мы рекомендуем только следующие
работы: Vossler 1906, особенно I и III; Nardi 1942; Singleton 1958; Assunto 1961, pp. 259-284; Hollander 1980; Corti 1981. Вопрос о предполагаемом расхождении Данте с томистской традицией прежде всего
обсуждается в работах Фосслера, Нарди и Корти.
(4) Здесь достаточно сослаться на Бруно Нарди («Osservazioni sui medievale "accessus ad auctores" in rapporto all'Epistola a Cangrande»: Studi e problemi di critica testuale. Convegno di studi di filologia italiana, Bologna, Commissione per i testi di lingua, 1961. Хотя Нарди подчер-
219
кивает, что в «Пире» упомянутые значения различимы лучше, чем в XIII послании, вполне обоснована и
точка зрения Симонелли, согласно которой в данном случае мы имеем дело с «принципиальным
контекстуальным единством» (M. Simonelli 1967).
(5) La letteratura italiana. Storia e testi 5, 11, Dante Alighieri, Opere minori, II, Milano-Napoli, Ricciardi, 1979, p.
11.

12. ПОСЛЕ СХОЛАСТИКИ

(1) Об «отклоняющемся» Средневековье см. в книге Бахтина 1979; Cohn 1965 и 1975; Capitani 1977;
Camporesi 1973 и 1978.
(2) Эстетикой Николая Кузанского занимался Сантинелло (Santinello 1958), и на его книгу мы ссылаемся в
следующих разделах.
(3) В книге, посвященной проблемам средневековой эстетики, невозможно дать удовлетворительную
библиографию по культуре Возрождения. Применительно к тому, что будет сказано в следующих разделах,
даются лишь некоторые отсылочные тексты. Об истории герметизма, начиная с II в. и далее, см. Festuginre
1983 и Yates 1964. Что касается подводных течений в средневековой культуре, о которых пойдет речь далее,
то здесь фундаментальной работой по-прежнему остается Thorndike 1923. Относительно средневековой
алхимии см. также Holmyard 1957. Об учении о сигнатурах см. Foucault 1966. О каббалистических учениях
см. Scholem 1960 и 1974. Об эстетике Возрождения см. Bosanquet 1904, Battisti 1960, Bayer 1961, Garin 1954,
Gilbert, Kuhn 1954, Ghyka 1931, Hauser 1953, Panofsky 1924, a также местами Plebe 1965 и Montano 1964.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.