Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Франк Г. Карта Птолемея

ОГЛАВЛЕНИЕ

К читателю

Казалось бы, снять документальный фильм проще простого. Не надо ни
актеров, ни декораций, ни специальных костюмов, ни придуманных историй.
Обо всем позаботилась сама жизнь. И открыта она всем ветрам — плыви,
наблюдай, снимай!..
Но как сделать свой кинорассказ увлекательным? Какую цель избрать в
океане жизни? Как прокладывать к ней курс, как знать, какие рифы могут
встретиться на пути, какие маяки будут светить?
Когда-то древние мореплаватели ориентировались по карте, составленной
великим Птолемеем. И пусть очертания материков и океанов там были обрисованы
весьма приблизительно, все же путь к берегу по ней прокладывали.
Не напоминает ли человек с киноаппаратом, отправляющийся в кинопутешествие
по жизни, того самого древнего морехода?
Вот — сценарий. Ведь как бы он ни был хорош, кино начинается только в
тот момент, когда оператор включает кинокамеру, а перед объективом не
артисты, повторяющие по воле автора и режиссера заученные роли, а люди,
живущие своей жизнью, события, протекающие своим чередом. Что же в
таком случае может предвидеть в своей карте-сценарии документалист?
Дальше — больше. Наблюдая жизнь, документалист, с одной стороны,
имеет дело с подлинными жизненными фактами и по долгу своей профессии
обязан фиксировать эти факты на пленку с максимальной достоверностью.
С другой стороны, документальное кино, или, как оно справедливо
называется, искусство образной публицистики, — прежде всего зрелище,
обязанное быть максимально выразительным, художественным. Так
как же совместить максимальную достоверность на экране, документальность
изображаемого с художественностью? Как за внешней оболочкой
явлений увидеть их сокровенный, образный смысл?
Тут многое неясно и есть над чем подумать.
Быть может, размышления эти и не легли бы на бумагу, если бы не один
разговор с режиссером-оператором Центральной студии документальных
фильмов Владиславом Владиславовичем Микошей, автором книги очерков
«Годы и страны». Он заметил, что те же самые вопросы волнуют и его и
вообще документалистов, и хорошо бы об этом написать.
Позже, встречаясь с латвийскими кинолюбителями на селе и в Риге, я
убедился, что тема эта не узкопрофессиональная.
Всех, кто берется рассказать о чем-либо увиденном в жизни с помощью
киноэкрана, терзают те же «вечные» вопросы.
И я решился в меру своих возможностей разобраться в них. попытаться, так
сказать, прояснить горизонт перед новым плаванием, естественно, исходя
прежде всего из личных наблюдений. И не беда, если читатель не видел
каких-то фильмов, о которых пойдет речь. Они послужат только поводом
для размышлений.
Но будут ли эти размышления интересны тем, кто документальное кино
только смотрит?
Если правду говорят, что в каждом человеке живет поэт, то, по-моему,
документалист живет в нем и подавно.
Представьте себе, что вы показываете гостю семейный альбом или диапозитивы,
сделанные в турпоходе, и рассказываете что к чему. В каждом доме
есть фотоархив, и каждый может вообразить свой вариант рассказа. Суть не
изменится. А суть в том, что вот так, листая альбом или перебирая диапозитивы,
вы показали гостю нечто вроде фильма.
В самом деле, фотографии, то есть кадры, вы чередовали не как попало, а
в каком-то продуманном порядке, — значит, вы монтировали их как режиссер.
Кое-что вы сняли" сами своим ФЭДом или «Зенитом»,— значит, вы и
оператор. А поскольку снимки вами же и прокомментированы, то вдобавок
вы еще и автор текста и диктор!
Разумеется, тут многое упрощено, но, в сущности, и настоящий документальный
фильм есть не что иное, как лучше или хуже прокомментированная
цепь определенным образом отобранных кадров.
Словом, каждый человек, сам того не подозревая, в какой-то мере документалист.
Вот почему надеюсь, что «Записки документалиста» смогут заинтересовать
любого, даже того, кто этой скрытой в себе способности пока еще
не осознал.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.