Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Туркмены

Туркмены занимают юго-западную часть Средней Азии. Районы наиболее плотного расселения туркмен - оазисы долины Амударьи и орошаемые предгорья Копетдага, в особенности бассейны рек Мургаба, Теджена и Атрека. Между этими районами лежит величайшая пустыня Средней Азии - Каракумы, малонаселенная, но в жизни туркменского народа издревле игравшая значительную роль.

До национального размежевания на территории Средней Азии, проведенного в 1924 г., туркмены не были политически едины. Полукочевые и кочевые племена туркмен находились в сложных, нередко враждебных, отношениях друг с другом и с соседними государствами - Хивинским и Бухарским ханствами. Среди туркменских племен (их традиционное число - 24) были крупные образования, имевшие многоступенчатую внутреннюю структуру, которые насчитывали в своем составе сотни и десятки тысяч человек (теке, эрсари, йомуты, салыры, сарыки, гоклены, човдуры), и небольшие объединения, численность которых не превышала нескольких сотен. Племена управлялись представителями знатных родов - ханами и беками, которые избирались советом старейшин. Наследственной власти туркмены не знали.

Исторические предания связывают происхождение туркмен с тюрками-огузами, племенной союз которых существовал в VIII-Х вв. в низовьях Сырдарьи и впоследствии передвинулся в сторону Каспия. Однако, несомненно, что в прикаспийских областях огузские племена включили в свой состав местные этнические группы - потомков древнего ира-

-43-

ноязычного оседлого и кочевого населения. В XIV-XV вв. завершился процесс образования основных туркменских племен и их общего языка. Этот период явился важнейшим этапом формирования туркменской народности. Однако консолидация туркмен затянулась на несколько столетий.

Первые связи туркменских племен с народами Российского государства были установлены в XVI в. В середине XIX в. ряд туркменских родоплеменных объединений добровольно принял российское подданство. Окончательное закрепление туркмен в составе России произошло в 80-х годах XIX в. С этого времени начинается проникновение в Туркмению русского торгового и промышленного капитала. Стремясь утвердиться на территории Закаспия и превратить его в колонию русского империализма, царская администрация осуществила в Туркмении ряд мер, которые объективно способствовали единению туркменского народа и ускорению его социально-экономического развития. Были прекращены междоусобные войны и набеги племенной аристократии на земли соседних народов ("аламаны"), отменены рабство и работорговля, запрещена кровная месть. В свою очередь, возросший спрос на хлопок, шерсть, кожу, каракуль и другие продукты туркменского хозяйства резко стимулировал захват родовой знатью, баями и духовенством обширных земель и пастбищ и ускорил разложение традиционных внутриобщинных отношений.

Хозяйство туркмен было основано на сочетании орошаемого земледелия, принципиально не отличавшегося от земледелия соседних групп узбеков и каракалпаков, и степного кочевого и отгонного скотоводства, специализировавшегося на разведении овец, верблюдов и лошадей. Обычно одна часть племени (рода, семьи) вела кочевой образ жизни и занималась скотоводством ("чарвадары"), а другая жила оседло и вела земледельческое хозяйство ("чомуры"). Между ними существовали самые тесные отношения и взаимная помощь во время сезонных работ (уборка урожая, стрижка овец и т.п.).

Как и у других народов Средней Азии, основной общественной единицей у туркмен была территориальная, аульная община ("оба"), которая являлась собственником воды и орошаемых земель, организатором коллективных работ и административно-фискальной единицей. Общины возникли как территориальные объединения кровных родственников, но в начале XX в. аульная община и род часто уже не совпадали.

-44-

Вместе с тем в самой общине продолжало существовать сословное деление, основанное на архаическом представлении о "чистоте крови". Полноправными членами общины считались только "чистокровные" родичи - "иг". Потомки рабов, дети от смешанных браков свободных с рабынями и приставшие к роду члены других племен и родов рассматривались как зависимое население. Управлялась община аульными сходами аксакалов ("яшулы"). Это были главы отдельных семей. Они же осуществляли суд, в основе которого лежало обычное право - адат. Община периодически проводила перераспределение воды и земли между семьями полноправных общинников, исходя при этом из установленного обычаем правила - один пай на одного женатого мужчину. Аульным старшинам полагались дополнительные паи. Холостякам, женщинам и детям наделов не полагалось. Расположенные в степях и пустыне пастбищные угодья считались собственностью племени (рода), однако водопои - колодцы и водосборные ямы - находились во владении отдельных богатых и влиятельных семей, обладавших средствами для их сооружения и расчистки. Владельцы воды на деле оказывались и фактическими владельцами пастбищ. В их руках сосредоточивались крупные стада, выпас которых производили обедневшие сородичи и зависимые общинники. Нередко владельцы скота, бывшие одновременно и владельцами земельно-водных паев в оазисе, вели кочевой образ жизни, а землю сдавали в аренду.

Сочетание двух укладов - земледельческого и скотоводческого отразилось на характере туркменских жилищ и поселений. В скотоводческих районах господствующим типом жилища была войлочно-решетчатая юрта с округлым куполом, ее стены поверх войлочной кошмы снаружи обычно обтягивались чиевыми (камышовыми) циновками. Юрта была распространена и в зоне оазисов, но там она чаще являлась сезонным жилищем и обычно входила в комплекс стационарных построек, которые возводились из сырцовых кирпичей, пахсы или из камыша и самана. Это были прямоугольные постройки, перекрытые плоской крышей, нередко с айваном. В Восточной Туркмении они вместе с юртой составляли комплекс - дом-усадьбу ("ховли"), который располагался за высокой глинобитной оградой, с башенками по углам и у входа. Такие усадьбы обычно были разбросаны по окраинам полей наподобие хуторов. В южных районах, напротив, преобладали скученные поселения - нередко защищенные

-45-

мощными стенами - "кала". В поселениях-крепостях в случае нападения на них могло скрываться целое племя или большой род. После присоединения к России и прекращения междоусобных войн в южных районах также стали строить небольшие семейные усадьбы, где глинобитные помещения сочетались с юртами.

В костюме туркмен, как и в жилище, много черт, близких другим народам Средней Азии. Мужской костюм состоял из свободной рубахи и штанов на вздержке с широким шагом, которые шились из хлопчатобумажной ткани. Поверх них носили халат, имевший длинные, собиравшиеся в складки рукава и шалеобразный воротник. Праздничный халат делали из полосатой ткани (шелка), чаще красной, в узкую белую и черную полоску. Края халата обшивали цветной тесьмой, сам халат шили на подкладке и простегивали сверху донизу. В холодное время и на торжества надевали два-три халата. Зимней одеждой была длинная шуба из овчины, мехом внутрь, по покрою подобная халату. Головным убором служила большая шапка из черного, коричневого или белого барашка - "тельпек", которая надевалась на тюбетейку, и имела множество вариантов. На ногах носили низкие туфли с загибающимся кверху носком, сыромятные поршни или сандалии, которые надевали на шерстяной чулок. У знатных туркмен были распространены сапоги из белой тонкой кожи на каблуке. Носили также мягкие сапоги с кожаными галошами - "ковуш".

В женской одежде племенные и локальные отличия сохранялись очень стойко. Общими были только основные части одежды и ярко выраженное у большинства племен стремление к тканям красных тонов и обилию серебряных украшений, имевших значение оберегов, которые надевали женщины всех возрастных групп. Женщины носили платьерубаху до пят и длинные узкие вышитые шаровары, выступавшие из-под рубахи. Поверх рубахи надевали безрукавку или халат, подобный мужскому. Наиболее распространенным типом головного убора была высокая, расширяющаяся кверху шапка - "бёрик", представлявшая твердый каркас, обтянутый куском ткани (шалью) и украшенный серебряными бляхами, медальонами, подвесками, нашивками. Край ткани, прикрывавший каркас бёрика - "яшмак" - опускался на грудь. При встрече с мужчиной женщина должна была прикрывать им нижнюю часть лица. Бёрик не снимали даже ночью, ношение тяжелого бёрика вредно отражалось на здо-

-46-

ровье. Туркменские женщины не носили паранджи, но при выходе из дома обязательно поверх головного убора набрасывали специальную накидку в виде халата с ложными рукавами, подобную жегде каракалпаков.

До 1930-х годов господствующей формой семьи у туркмен была большая неразделенная семья. Символом такой семьи являлся общий котел, в котором готовили пищу на всех ее членов. Между малыми семьями, входившими в состав большой, нередко существовало разделение труда: старшие семьи (отца, старших братьев) пасли скот, младшие - занимались земледелием. В самой семье соблюдалась обычная патриархальная иерархия. Однако положение женщин у туркмен было более независимым, чем положение женщин у их соседей - узбеков и равнинных таджиков. Здесь не было затворничества женщин, женщина, в случае отсутствия старшего мужчины, могла возглавлять семью. Вместе с тем жизнь женщины, особенно молодой, в туркменской семье была сопряжена с целым рядом запретов и ограничений. Ее не пускали на полевые работы, ей не разрешалось одной отлучаться из дома, она не могла непосредственно обращаться к родственникам мужа - мужчинам, в доме она могла говорить только шепотом, в случае смерти мужа ее выдавали замуж за его младшего брата, а если она уходила из семьи, ее дети оставались в роду мужа и т.д. Мир женщины был четко ограничен обслуживанием семьи и домашними промыслами, среди которых выделялось ковроткачество. Ворсовые ковры, изготовлявшиеся туркменскими женщинами на примитивном горизонтальном станке, использовались не только в быту семьи, но и служили предметом торга. Под названием "бухарских" они широко распространились и в Азии, и в Европе. Ткать ковры девочку учили с раннего возраста. Каждое племя имело свою цветовую гамму и орнамент. С увеличением спроса на туркменские ковры в начале XX в. положение женщин в семье стало еще более тяжелым.

Как и другие народы Средней Азии, туркмены исповедовали ислам, но его носителями были главным образом члены дервишских орденов - ишаны, а не служители ортодоксального культа. Муллы и казии (судьи) не пользовались в народе большим влиянием.

Патриархальный уклад консервировал древние религиозные верования, обычаи и обряды. Сохранение реальных родоплеменных связей поддерживало древний культ предков-покровителей. В их честь приносились жертвы, среди семей-

-47-

ных и родовых обрядов важное значение имел поминальный цикл, обряды которого растягивались на год и более. Сохранялось древнее поклонение огню и вера в его очистительную силу, а также некоторые шаманистские представления. Важное значение придавалось циклу магических обрядов и действий, связанных с жизнью и здоровьем ребенка. Этот цикл растягивался на ряд лет и завершался для мальчиков инициационным обрядом обрезания, который, как и у других мусульманских народов, сопровождался общественным пиршеством и увеселениями.

Свадьбе туркмены придавали значение общеродового события. Это объяснялось как экономическими (женатые мужчины получали право на земельно-водный пай, в семье появлялась новая работница, родичи невесты получали калым), так и политическими (увеличение численности семьи и соответственно ее влияния) интересами. Браки обычно были ранними и заключались внутри рода (эндогамия). При выборе невесты большое значение придавалось "чистоте крови". Предпочитались браки двоюродных братьев и сестер по отцовской линии, распространены были и перекрестные браки: брат и сестра одной семьи - сестра и брат другой. Свадебный цикл, начинался сватовством, которое проходило в несколько этапов: предварительные переговоры, договор о размере калыма и приданного, частичная уплата калыма и т.д. На это уходило несколько месяцев. На свадебное пиршество - "той" съезжался весь род, приглашались музыканты, сказители, певцы - "бахши", известные стрелки, борцы и наездники. В конце дня за невестой посылали караван украшенных коврами верблюдов. Его эскортировали всадники - родичи жениха. Невесту привозили в нарядной свадебной палатке, закрытую покрывалом, и провожали за занавеску в доме жениха или в специально поставленную юрту. Здесь она находилась в течение всей свадьбы, обычно длившейся несколько дней. После приезда невесты совершался мусульманский обряд бракосочетания, в котором молодых перед муллой представляли их родственники. Молодого к невесте провожали его дружка и ее старшая родственница, приезжавшая из дома родителей. В свадебном пиршестве молодые участия не принимали. Через несколько дней после свадьбы молодую отвозили обратно в дом отца, где она оставалась до полной выплаты калыма, что иногда растягивалось на годы. Муж посещал жену в это время тайно. Согласно обычаю, если бы его застали с женой, он мог быть убит. В

-48-
случае беременности молодая должна была сразу вернуться в дом мужа. В обычае возвращения молодой в свою семью усматривается пережиток древнего матрилокального брака.

Туркменское национальное государство - Туркменская ССР - было создано в 1924 г. В 1991 г. было провозглашено образование независимой Республики Туркменистан.

-49-

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.