Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лалетин Д. Культурология

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ II ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 8. КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ

8.1. Термин и понятие Просвещения

Просвещение — идейное и общественное движение в Западной Европе и американских колониях; Век просвещения или Век разума — XVIII век, точнее, время примерно с 1688 года («славная революция» в Англии) до Великой французской революции. Тогда термин постоянно использовался в газетах и книгах мыслителями, ставившими своей целью понять человека и общество.
Просвещение развернулось, когда в Нидерландах и Англии уже торжествовал буржуазный строй, то есть было Новое время. Идеи Просвещения там поддерживались господствующим классом, необходимость их реализации объяснялась потребностями растущей промышленности, всего производства (в Англии в это время шла промышленная революция). Культура Просвещения для Англии и Нидерландов относится к Новому времени. Однако методологически Просвещение всё же завершает Средние века, является продолжением и развитием Возрождения, что особенно ярко видно на примере Франции.
Францию часто называют родиной Просвещения. Это не случайно: там к началу  XVIII века сложилась непростая ситуация. В странах, соседствующих с Францией с севера, развивался капитализм, а во Франции держалась абсолютная монархия, господствующие позиции в жизни общества и в культуре занимала католическая церковь. Информация о переменах в Англии и Нидерландах постоянно циркулировала в сознании французского общества и широко обсуждалась, сопоставлялась с жизнью Франции. Успехи науки, промышленности, экономики и всей жизни ближайших северных соседей говорили сами за себя. В этих обстоятельствах образованные мыслящие люди во Франции неизбежно должны были искать пути улучшения жизни народа своей страны. Вместе с тем Просвещение развернулось и во многих других странах Запада.
На фоне успехов буржуазного строя в Англии многие во Франции и других странах Западной Европы решили, что главный способ совершенствования общественной жизни — преодоление мёртвой хватки Средневековья во всех сферах культуры и в мировоззрении. Все рассуждения и расчеты приводили к заключению, что необходимо усиливать гуманизм. Утверждалось, что бедность и угнетение не должны быть неизбежной судьбой широких масс населения. Преодолеть наследство Средних веков должен был критический разум: с его помощью произойдут нужные изменения во всех сферах жизни и мышления, коренные реформы и даже, где это неизбежно, революции. Наиболее популярно стало требование грамотности народа — просвещения, которое и должно было обеспечить повышение стандарта жизни. Отсюда название движения и эпохи.
Мыслителей Просвещения во Франции называли философами, а в Германии — просветителями. Многие сторонники и защитники Просвещения не были философами в общепринятом смысле слова, они были популяризаторами необходимости перемен. Среди них были журналисты и пропагандисты; однако и подлинные философы тоже активно занимались публицистикой.

8.2. Истоки Просвещения

Казалось, что Век просвещения возник неожиданно после веков темноты и невежества как новая эпоха, озарённая разумом, наукой и прогрессом гуманизма. Однако его появление не было неожиданным. Предтечи Просвещения просматриваются еще в XVII веке и ранее. Все просветители утверждали, что продолжают дело великих первопроходцев XVII века — Фрэнсиса Бекона, Галилея, Лейбница, Исаака Ньютона. Идеи рационализма и гуманизма разрабатывали философы Рене Декарт и Барух Спиноза, политические философы Томас Гоббс и Джон Локк, а также различные скептически настроенные мыслители, такие, как Пьер Бейль во Франции. Эти учёные и философы ещё в XVII веке разработали методы рационального эмпирического исследования, показали возможности разума. Они сформулировали принципы доверия человеческому разуму, опоры на мощь логики. Просвещение было отмечено мощным развитием и распространением этих идей.

9.3. Менталитет просветителей

Просвещение было глубоким космополитическим и антинационалистическим движением. Следуя Иммануилу Канту, лозунгом века стал призыв «Сметь знать». Возникло стремление снова проверить все унаследованные от прошлого идеи и ценности, исследовать новые идеи в самых различных направлениях.
Важную роль в духовных поисках и размышлениях просветителей играл интерес к «естественному». Появились трактаты о естественной нравственности, религии, экономике, образовании. Сложилась концепция «естественного права», оказавшая большое влияние на развитие правовой культуры. «Естественное» противопоставлялось возникающему исторически или просто на основе соглашений, договорённостей. «Естественное» рассматривалось как некий образец: с ним надлежит сравнивать окружающее общество, которое просветителям не нравилось. Тяга к изучению «естественного» возникала, наконец, из объективного, совершенно бесстрастного импульса просто открыть, из чего же сотворены человек и общество.
Просвещенческое понимание природы человека декларировало право на самовыражение и полноту самореализации, право свободно мыслить и выражать любую точку зрения публично без цензуры или боязни репрессий. Вольтер восхищался свободой, достигнутой в Англии, и способствовал распространению английских идей на континенте. Он и его последователи сопротивлялись нетерпимости господствовавшей в те дни христианской церкви, а также европейских правительств, которые контролировали и подавляли неугодные им мнения. В сфере экономики эта концепция свободы привела к возникновению философии laissez-faire (концепции «пусть делают всё, что им угодно») физиократов и Адама Смита; в политике она подготовила условия для американской и французской революций.
Все философы и интеллектуалы Просвещения безусловно верили в силу и возможности человеческого разума. Открытый Исааком Ньютоном закон всемирного тяготения произвёл громадное впечатление. Если человечество может раскрывать законы Вселенной, законы самого Бога, почему оно не может так же отыскивать и исследовать законы, управляющие всей природой и обществом? Просветители решили, что разум способен обеспечить бесконечный прогресс знаний, технических достижений и даже моральных ценностей, нравственного уровня. Надлежащее образование может изменить само человечество, преобразить к лучшему его природу. Следуя философии Локка, просветители XVIII века верили, что знание не является врожденным, но приходит только из опыта и наблюдений, руководимых разумом. Главные надежды возлагались на поиски и раскрытие истины через наблюдение природы, а не через изучение авторитетных источников, таких, как сочинения Аристотеля и Библия.
Эти убеждения находили последующие обоснования в новых научных открытиях; развернувшиеся исследования неевропейского мира породили культурный релятивизм. Философы писали, что наука может раскрыть природу такой, какова она есть сама по себе, указать способы управления и манипуляции природой. Вера в могущество разума побуждала распространять методы познания естественных наук на общество, что заложило основу для развития современных общественных наук.
Для многих мыслителей Просвещения главной задачей стало создание науки об истории и обществе, аналогичной теориям физических наук, содержащей гипотезы и законы объяснительной мощности. По их мнению, век религиозных и метафизических предположений о судьбе человечества и дел человеческих пришел к концу. Теперь предстояло на основе твердо наблюдаемых фактов создать такие концепции общества и его истории, которые не только исключили бы невежество, сомнения и примитивные суеверия, но и стали бы для человека инструментом предсказания его судьбы и управления ею. Все просветители верили в возможность применения научных процедур и методов к изучению развития человека. Но при этом они ставили практические цели. Просветители стремились к изменению существующих социальных институтов и образа жизни. Теория для них была дополнением к практике; знание было силой.

8.4. Просвещение как общественное движение

В первой половине XVIII столетия лидеры Просвещения вели трудную борьбу против господствовавшего неравенства. Просветители были энергичны, деятельны, они нетерпеливо требовали перемен в культуре и всей жизни. Эти требования были непонятны народным массам, в основном неграмотным. Церковью и монархией они воспринимались враждебно, так что призывавшие к переменам подвергались официальным репрессиям. Многие за свои сочинения были заключены в тюрьмы, многие были остановлены правительственной цензурой и подверглись преследованию со стороны церкви.
Следуя идее необходимости народного образования, просветители предпринимали всё, чтобы разбудить своих современников, разжечь в них интерес к образованию и понимание необходимости просвещаться. Просветители рассматривали самих себя как «партию гуманизма»; стараясь формировать общественное сознание в соответствии со своими убеждениями, они создавали большое количество новых газет и журналов, в полной мере использовали памфлеты, анонимные трактаты. Широко использовалась литература. Большими тиражами издавались остроумные, смешные и в эмоциональные рассказы де Фонтенеля или Бенджамена Франклина, ставшие объектами частого подражания эссе Дж. Аддисона и Р. Стила. Для популяризации и пропаганды более разумного понимания жизни просветители создали множество словарей, справочников и энциклопедий.
Важными проводниками Просвещения были Иммануил Кант в Германии, Дэвид Юм в Англии, Чезаре Бекариа в Италии, Бенджамен Франклин и Томас Джефферсон в американских колониях. Все они поддерживали тесные контакты с французскими просветителями.

8.5. Просвещение в политической культуре

Политическая мысль Просвещения выражала требования равенства и справедливости и изменений в законах, которые должны были осуществить эти цели. Мыслители Просвещения строили и развивали основанные на «естественном праве» рациональные системы законности, концепции республиканского правления и общественного согласия и т.п. Разрабатывались также новые доктрины о суверенитете народа. Самые крупные вклады здесь внесли писатель Вольтер, философ Дэвид Юм, историки Вильям Робертсон, Эдвард Гиббон и Джамбаттиста Вико. Проводилась идея, что, хотя все народы обладают общей человеческой природой, каждая нация и каждый век имеют также еще и свои отличительные черты, которые делают их уникальными. Этот парадокс позднее исследовался ранними романтиками (Иоганн Георг Гамман, Иоганн Готфрид фон Гердер).
Французский политический философ и юрист Шарль де Монтескье, один из самых ранних представителей данного движения, опубликовал много сатирических сочинений против существующих порядков; его монументальный труд «О духе законов» (1748) стал важным вкладом в дело Просвещения. В Париже Дени Дидро, автор многочисленных философских трактатов, издавал «Энциклопедию» (1751-1772). Для написания её статей он пригласил лучших учёных и литераторов, философов, юристов: Даламбера, Жан-Жака Руссо, Чезаре Беккариа, наконец, Иеремию Бентама, чей утилитаризм был кульминацией долгих дебатов о счастье и средствах его достижения. Двадцать восемь томов «Энциклопедии» Дидро и Даламбера не только отражали последний достигнутый уровень научных знаний, но и представляли позицию Просвещения.
Вольтер начал свой путь как драматург и поэт; сегодня он известен своими бесчисленными памфлетами, эссе, сатирами, короткими романами, в которых он популяризировал науку и философию своего времени, а также громадной перепиской с писателями и монархами всей Европы.
Некоторые идеи или хотя бы лексику Просвещения восприняли некоторые европейские монархи. Вольтер и другие просветители предложили образ монарха-философа, просвещавшего народ, и даже обнаружили таковых в Европе. Ими были объявлены Фридрих II Прусский, Иосиф II Австрийский, Екатерина II из России. Появился и термин «просвещенный деспотизм», и названных монархов называли «просвещенными деспотами». Они сами с удовольствием соглашались с таким титулом. Правда, ретроспективно ясно, что эти монархи большей частью использовали движение в пропагандистских целях и были гораздо более деспотами, чем просветителями.
«Общественный договор» (1762), «Эмили» (1762) и «Исповедь» (1782) Жана-Жака Руссо оказали фундаментальное влияние на последующее развитие политических и образовательных теорий, дали импульс для возникновения романтизма XIX века.

8.6. Просвещение и религиозная культура

Главной силой, которая в прошлом поработила человеческий разум, просветители считали церковь — и особенно Римскую католическую церковь. Церковь с её богатствами, политической властью и подавлением всех проявлений свободы разума подвергалось самым интенсивным и яростным атакам.
Однако большинство мыслителей Просвещения не отрекались от религии вообще. Они становились скорее на позиции деизма, допуская существование Бога и загробного бытия, но отвергая запутанность христианской теологии. Пьер Бейль, Вольтер, Давид Юм, Жан Ле Ронд Даламбер, Иммануил Кант противостояли религиозному фанатизму, но были скорее агностиками или оставляли место для определенного рода религиозной веры. Они полагали, что человеческие устремления должны фокусироваться не на будущей загробной жизни, а на средствах и путях улучшения и совершенствования жизни земной. Всемирное всеобщее счастье ставилось выше религиозного спасения.
Наиболее радикальные просветители, испытывая сильное воздействие зарождения и расцвета современной науки, пришли к безрелигиозному мировоззрению, базировавшемуся только на разуме (рационализму). Наиболее известны из них Дени Дидро, Клод Адриен Гельвеций, барон Гольбах, маркиз де Кондорсе и Жюльен Оффри де Ламетри (1709-1751). Они выводили методы своего философского рационализма из науки и натурфилософии. Познать природу и судьбу человечества, учили они, может только наука, а не религия. Эти мыслители были материалистами, пантеистами или атеистами.

8.7. Художественная культура  Просвещения

В художественной культуре XVIII века произошли большие перемены. Совсем недавно в искусстве господствовал стиль барокко. Но идеи и менталитет Просвещения требовали иного художественного языка. На первый план выходили гуманистические ценности личностного плана, связанные с внутренним миром и переживаниями конкретного человека, не героя и не выдающегося деятеля. В литературе господствующие позиции занял роман. В это время работали Даниэль Дефо (ок. 1660-1731) и Джонатан Свифт (1667-1754), писавшие о возможностях, которые дают человеку разум и трудолюбие, Г. Филдинг (1707-1754). Зародился и новый стиль — сентиментализм. Он стал как бы переходным стилем к возникшему в следующем столетии романтизму.
Ряд молодых немецких писателей Просвещения создали движение, которое они сами назвали «Буря и натиск» ("Sturm und Drang"). Его программа была разработана И.Г. Гердером. «Штюрмерами» (так называли себя, от немецкого слова Sturm) были И.В. Гете, Ф. Шиллер, Ф.М. Клингер, Р. Ленц и др. Их творчество отличал оптимизм, они считали, что «золотой век» не в прошлом, а в будущем. «Штюрмеры» проповедовали веру в потенции человека, проявляли глубокий интерес к индивидуальным переживаниям людей. Они доказывали необходимость исторического подхода к литературе и искусству в целом; считая, что искусство зависит от естественной (природной) и социальной среды, «штюрмеры» утверждали, что художественная культура каждого народа должна быть национальной.
Следует отметить также активизировавшийся в XVIII интерес к культуре Востока, неевропейским культурным традициям. Стали использоваться восточные сюжеты и образы. Были переведены многие арабские, персидские, индийские тексты. Этот пласт культуры подтверждал представления о единой человеческой природе.
В изобразительных искусствах и музыке ведущим надолго стал стиль рококо, изящный и лиричный, отказавшийся от монументальности и титанической силы барокко.

8.7.1. Рококо

Термин «стиль рококо», или «рококо», обозначает художественный стиль, распространённый в XVIII веке в Европе, особенно во Франции. Он использовался как в художественном оформлении интерьеров, так и в декоре, проявился в скульптуре, живописи, в мебели и в архитектурных деталях, хотя вряд ли в архитектуре вообще. Этот стиль был очень моден, он имел несколько популярных форм.
Термин рококо получен из французского слова рокайль. Первоначально он означал элемент художественного оформления камнями и скалами. Название стало использоваться в его современном смысле около 1800 г., приблизительно в то же самое время, что и барокко, и, подобно барокко, было первоначально уничижительным. Отношение к рококо постепенно менялось в течение XIX века, начавшись с моды на коллекционирование французских картин и мебели XVIII века для имитации интерьеров рококо.
Самые ранние формы рококо появились около 1700 г. в Версале и окружающих его замках как реакция на формальность французского классического барокко. В 1701 целый ряд комнат в Версале, включая спальню короля, ремонтировался в новом, облегчённом и более изящном стиле королевским оформителем Пьером Лепотром. Стиль развивался в период Регентства (1715-23) и долгого царствования Людовика XV (1723-74).
Сущность художественного оформления интерьеров в стиле рококо проявляется в двух направлениях. Во-первых, формы почти плоские (в барокко предпочтение отдавалось технике высокого рельефа); во-вторых, оформитель работает с гладкой поверхностью, прерываемой только оконными проёмами и каминной полкой. В типичной декоративной схеме рококо вокруг комнаты (в том числе и на дверях) размещены ряды высоких деревянных панелей, украшенных позолоченной резьбой и барельефами. В панели на дверях иногда устанавливались картины. После 1720 г. панели были обычно окрашены в цвет слоновой кости. Наверху, внизу и в центре размещались узоры; нижние края панели украшались лепниной. В дальнейшем узоры появились на цоколях и на стыках стен и потолка по выкружкам, которые заменили карниз. Первоначально узоры размещались на лентах. Они составлялись главным образом из удлиненных C-и S-образных элементов; в них также вплетались растения, листья, цветы, иногда раковины и маленькие птицы.
В более поздних образцах узоры были часто размещены асимметрично. Правда, асимметрия была больше характерна для трехмерных объектов, типа консолей, бра, подсвечников и украшений столов.
Важной частью ансамбля рококо были зеркала. В целом возникал эффект блеска и оживления, что отвечало фону светской жизни аристократов в XVIII веке, с её акцентом на частной жизни и культом человеческих отношений.
Наиболее известны работавшие в стиле рококо живописцы Ф. Буше, А. Ватто, В. Хогарт. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) выступил как предшественник реализма. Английский  живописец-портретист Томас Гейнсборо (1727-1788) создал галерею образов своих современников, показывавших одухотворенность, душевную утонченность портретируемых.
Для живописи барокко были характерны мощные ритмы, темные цвета, героические сюжеты. В рококо они уступили место быстрым, тонким движениям, неярким цветам и сюжетам, демонстрирующим вариации любви: любовь романтичная, как в картине Антуана  Ватто «Паломничество на остров любви» (1717), любовь эротическая, как в «Пленённом Купидоне» Франсуа Буше (1754) или любовь материнская, как в «Утреннем туалете» Жана Баптиста Шардена (ок. 1740). Скульптура также стала живой и не героической. Самым типичным её проявлением были портретные бюсты, удивительно реалистичные, как в «Реомюре» Жана Баптиста Лемуана (1751).
Во второй четверти столетия стиль рококо распространился из Франции в другие страны, и прежде всего в Германию. Немецкие аристократы того времени преклонялись перед парижской модой, часто нанимали получивших обучение во Франции архитекторов и оформителей. В Германии стиль рококо стал более причудливым и своенравным. Высший пример немецкого стиля рококо — Зеркальный зал  в павильоне Амалиенбург (1734-40), охотничьем домике в парке дворца Нимфенбург около Мюнхена. Германия, однако, — подобно Австрии и до некоторой степени Италии, — произвела также и свою форму рококо, стиль, скорее продолжавший барокко, а не противоположный ему. Поскольку стиль барокко в Австрии, Германии и Италии был уже намного свободнее, чем во Франции, требовались только довольно небольшие изменения в масштабе, темпе и настроении, чтобы превратить барочные декоративные формы в рококо. Этот тип рококо прижился и в церквях, и во дворцах. Самое красивое его проявление — интерьер церкви паломников «На лугах» (Die Wies) (1745-54) в южной Баварии.
Другим большим вкладом Германии в стиль рококо было переоткрытие (1709-10) китайского искусства изготовления фарфора в Мейсене, около Дрездена. Мейсенские изделия достигли огромной популярности, и скоро каждый крупный двор в континентальной Европе имел свою собственную фабрику фарфора. Маленькие фарфоровые фигуры типа сделанных Францом Антоном Бустелли (1723-63) в Нимфенбурге – возможно, квинтэссенция рококо: они соединяют все его качества в особое искусство миниатюры.
Стиль рококо начал сходить со сцены в 1760-х годах, когда критики определили его как безвкусный, фривольный и символизирующий испорченность общества. В течение 20 лет он вместе с барокко был вытеснен неоклассицизмом.
Рококо в музыке отличался легкой, изящной поверхностностью. Для него типичны малые формы, подчеркивающие обаяние и изящество, не рассчитанные на серьезное впечатление. Музыка стиля рококо (начала и середины XVIII века) наиболее распространена во Франции и Германии. Но художественные вкусы этих двух стран определили и заметные отличия музыки рококо.
Во Франции рококо в музыке возник как стиль галант (galant, галантный стиль). Он был реакцией на формальность и сложный контрапункт стиля барокко. Для стиля галант характерны красивые мелодии из коротких, правильных фраз, поддерживавшиеся простой гармонией. Ведущими композиторами были Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо. Это был инструментальный стиль, лучше всего приспособленный к клавесину, а также использовавшийся в ансамблевой музыке. Стиль галант обращался, прежде всего к аристократии и был моден в течение регентства и царствования Людовика XV (1715-74).
Немецкой реакцией на барокко стал «чувствительный» стиль. Немцы избегали щедро украшенного французского стиля галант. Они предпочитали музыку с переменным настроением, в которой каждая фраза была нагружена ярким чувством. Композиторы добивались контрастов, используя широкий диапазон темпов и динамики, гармонии, модуляций и хроматизмов. Типичны работы Карла Филиппа Эммануэля Баха, Иоганна Стамица и И.И. Кванца.
Стиль рококо в музыке утратил свои позиции с возвышением венского классического стиля Гайдна и Моцарта.

8.7.2. Продолжение традиций классицизма

В том же периоде параллельно продолжалось начавшееся ещё в XVII веке развитие классицизма. Классицизм обозначает идеалы и стили древней Греции и Рима, представленные прежде всего в искусстве античности, а также в художественной культуре следующих эпох. Эти идеалы и стили сегодня почти универсальны; в эстетике они соотносятся с простотой, гармонией, сдержанностью, пропорциональностью и разумностью.
Вместе с тем термин «классический» («классика») означает совершенное, проверенное временем. Латинское слово "classicus" означало высший слой граждан, имело смысл «показательный», «образцовый». «Классическим» называют период, когда общество или искусство достигают своего пика (например, «классическая Греция», то есть Греция V в. до н.э., когда её искусство и культура достигли самого высокого уровня).
Классицизм в искусстве представляет собой своеобразную возвращающуюся тему. Его история начиналась в античном Риме. Как известно, античные римляне активно копировали, особенно в период ранней империи, греческие стили в архитектуре и скульптуре. В эпоху Ренессанса вновь открытые древние тексты и скульптуры вдохновили художников на подражание грекам и римлянам. «Поэтика» Аристотеля широко читалась, как и «Искусство поэзии» Горация. Литература получила набор правил, извлечённых из сочинений этих двух древних авторов поэтом Николя Буало, чье «Искусство поэзии» (1674) определило литературные формы поколения. Живописцы и архитекторы Просвещения отказались от абсолютности готики в пользу гуманистических стилей, которые они связывали с античностью. Принципы, использовавшиеся ранними строителями, были изучены и вновь сформулированы для проектирования современных зданий. Живописцы пытались достичь единства и равновесия композиции и ясности фигуры. Скульпторы создавали идеализированные фигуры, преклоняясь перед совершенством, которое они нашли в греческих статуях. Рафаэля считали главным классиком среди живописцев Ренессанса.
В XVIII столетии раскопки в Помпеях и Геркулануме открыли замечательные произведения античного искусства. Историк искусства Иоганн Винкельман сделал примерно то же, что в предшествующем столетии Буало: предложил программу для современных ему художников и писателей. В основу этой программы Винкельман положил каноны греческого античного искусства — естественно, в своём восприятии и понимании. В результате классицизм возродился опять, но уже как новый классицизм, или неоклассицизм, продолжающий традиции как Ренессанса, так и античной классики. Архитекторы обратились к классическим моделям итальянского Ренессанса, разработанным Андреа Палладио. Художники нашли своё классическое вдохновение в Рафаэле и Пуссене.
В английской литературе конца XVII и начала XVIII столетий поэты и авторы подражали римским моделям, стремясь к ясности и совершенству формы. Представителями немецкого литературного классицизма были Готтхольд Лессинг, Иоганн фон Гёте и Фридрих Шиллер.

8.7.3. Ампир

Своего завершения искусство классицизма достигло в стиле ампир (франц. empire — империя) . Он отразил восхищение императора Наполеона искусством императорского Рима. Стиль ампир возник и процветал во Франции с конца XVIII века. Он быстро распространился по всей Европе, где каждая страна адаптировала его к собственному национальному вкусу. В России возникло своеобразное его продолжение в архитектуре, так называемый «московский» или «русский ампир», в котором построено немало замечательных зданий (Казанский собор – арх. А. Воронихин, Главное Адмиралтейство — арх. А. Захаров в С.-Петербурге, реконструкция Красной площади  — арх. А. Бове в Москве, много дворянских усадебных комплексов).
Ампир использовал формы и мотивы классической античности. В декоративных искусствах старинные формы соединялись с наполеоновскими символами (пчелы, гигантские инициалы N в лавровых венках, орлы) и египетскими (сфинксы, скарабеи, цветы лотоса, кариатиды  и пирамиды — вошли в моду после египетской кампании Наполеона 1798 года). Крылатая Победа и лавровый венок использовались как символы триумфа; пчелы, колосья и рог изобилия символизировали процветание; фасции (связки прутьев) и сфинксы указывали на завоевательную войну.
В архитектуре ампир представлен такими парижскими зданиями и памятниками, как церковь Мадлен (первоначально Храм Славы), триумфальная арка на площади Звезды (de l'Etoile), Вандомская колонна; в живописи картинами Жака-Луи Давида, Энгра и батальными сценами Барона Антуана Гроса; в скульптуре героическими статуями Наполеона и его семейства работы Антонио Кановы. В одежде стиль ампир также вдохновлялся античными мотивами. При этом мода ампир сознательно подражала богатой элегантности предреволюционной Франции: женщину одевали в струящиеся доходящие до пола одеяния из легких тканей, часто имевшие трены (шлейфы), все с глубокими декольте и подпоясанные сразу под грудью, чтобы подчеркнуть женственность и изящество. Мужские моды периода Империи включали приталенную визитку, раскрытый жилет и рубашки с высоким воротом и шейным платком, сильно напоминающие лондонский покрой.

8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке

В обычном словоупотреблении термин «классическая музыка» обозначает «серьёзную музыку», в противоположность популярной или народной. Кроме того, «классическая музыка» обозначает определенный стиль и период в истории музыки, приблизительно около 1750 – 1825 гг., который следовал за эрой барокко и предшествовал романтизму. Крупнейшими мастерами были Кристоф Виллибальд Глюк, Франц Иозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен . Последние три композитора часто упоминаются как основатели «Венской классической школы».
Классический период видел появление и быстрый расцвет сонатной формы, первую зрелость симфонии, сольного концерта, фортепьянных сонат соло, струнного квартета и других форм камерной музыки. В это время был расширен в числе и в разнообразии инструментов оркестр, и фортепьяно вытесняло клавесин как самый популярный клавишный солирующий инструмент.
Один источник происхождения классического стиля может быть прослежен до примерно 1720 года, когда во Франции при Людовике XV стал популярным новый стиль архитектурного украшения, характеризовавшийся изящной деталировкой и применением искусственно или скульптурно обработанного продуманно камня. Этот стиль как бы был началом рококо (от французского слова rocaille — рокайль, означающего «работу каменщиков»). Стилю скоро начали подражать в Италии и Германии. Рококо оставил свой отпечаток в музыке в форме легких и тонких структур, щедро украшенных мелодий и изящной сентиментальности; это часто упоминается как стиль галант. Другой источник классического стиля — «чувствительный» или «сентиментальный стиль», появившийся в Германии около 1740 года. Он представлен, например, произведениями для клавишных инструментов Карла Филиппа Эмануэля Баха. Этот стиль был эмоционален, страстен, даже неистов.
В инструментальной музыке композиторы классического периода развивали новый тип мелодии, составленной из контрастирующих мелодических фрагментов, или мотивов. Эти мелодические фрагменты могли различными способами комбинироваться; ими  манипулировали, что привело к возникновению техники разработки, важнейшему отличительному элементу зарождавшегося классического стиля. Полярность между мелодией и басом, которая была характерна для эры барокко, была отставлена; внутренние голоса стали мелодически важными, всегда полностью выписывалось четырёхголосие.
Наибольшее значение в классическом периоде приобрела сонатная форма. Эта музыкальная структура использовалась в симфониях, сонатах, концертах и камерных произведениях (почти неизменно в первой части, а иногда и в других частях). Сонатная форма разворачивается через три главных стадии: экспозицию, разработку и репризу. Экспозиция — контрастное сопоставление различных тем; разработка — их модификации путём расширения, комбинирования, фрагментации, драматической интенсификации с помощью тональных переходов; реприза — повторение основных тем, как правило, в главной тональности, но часто с большими гармоническими изменениями.
Среди первых работ непреходящей ценности, написанных в классическом стиле,  следует назвать ранние симфонии и квартеты Гайдна . Гайдн испытал влияние работ Джованни Баттиста Саммартини, Карла Филиппа Эммануэля Баха и Иоганна Стамица, основателя композиторской школы Мангейма. В последних и самых зрелых работах Гайдна, однако, очевидно влияние Моцарта.
Существенная характеристика классической музыки — баланс между содержанием музыки и формой, в которой оно выражено. В этом отношении Моцарт пошел дальше Гайдна, объединив глубину выражения с совершенством формы своих работ. Кроме того, Моцарт очистил и соединил стили итальянских и немецких композиторов, создав индивидуальный стиль, который фактически синтезировал все главные достижения своей эпохи.
Бетховен, работая прежде всего в инструментальных формах, начал сочинять в классическом стиле. В своих поздних работах он исследовал другие средства выражения. Более того, последние пять струнных квартетов Бетховена сопротивляются классификации их как классических или романтичных. В них глубина чувства, интенсифицированная техника мелодического развития и выразительность контрапункта соединились в таком единстве, что возникли величайшие шедевры мировой музыки.
В опере к середине XVIII столетия изменилось соотношение музыки и драмы. Возникла потребность вернуть поэзии её центральное место, удалить лишнюю вокальную акробатику и подчеркнуть драматическую линию. Соответствующие преобразования начали многие композиторы. В числе первых были Никколо Джомелли и Томмазо Траетта (1727-79), но успеха достиг Глюк. Он преуспел в создании международного стиля, который оставался влиятельным в течение всего классического периода. Для нового классического стиля характерна, по словам Глюка, «красивая простота» в музыке. Она и воцарилась в классической опере, особенно у Глюка, а также в операх Луиджи Керубини и Гаспаро Спонтини.
Достигли пика развития тогда же и несколько форм более легкой оперы. Такова итальянская опера буффа, видными композиторами который были Джованни Паизьелло и Никколо Пиччинни. Другими формами была французская опера комик, чьими ведущими композиторами был Франсуа Андр Даникан-Филидор и Андр Эрнест Модест Джетри, и английская балладная опера, основным композитором которой был Томас Арн.
Классическую оперу довёл до совершенства Моцарт. Его мелодический дар, острое драматическое чувство, умение строить ансамбли, безупречное ощущение формы позволили ему создать музыку, не превзойденную никем и никогда.
Классический период в музыке совпал с двумя важными событиями: появлением и распространением публичных концертов и эмансипацией музыканта как художника. Начиная с Бетховена, музыканты признавались публикой как независимые творцы и исполнители. Теперь они для признания не нуждались в покровительстве правителей или должностных лиц.

Музыкальный язык классической музыки Просвещения стал на многие века основой европейской музыки.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) повсеместно считается крупнейшим из всех когда-либо живших композиторов. Он начал писать менуэты в возрасте 5 лет, и ко времени его смерти в 35 лет он создал 626 каталогизированных работ.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827), один из самых крупных мастеров музыки. Хотя Бетховен около 1800 года начал глохнуть, он продолжал создавать превосходную музыку, включая Девятую Симфонию и Тожественную мессу (Missa Solemnis).

Франц Иозеф Гайдн (1732-1809), австрийский композитор классического периода. Гайдн сочинил большинство своих работ, будучи придворным композитором семейства князей Эстергази. Развитие сонатной формы в симфониях и струнных квартетах Гайдна глубоко повлияло на Моцарта и Бетховена.

8.8. Конец Просвещения

Последние десятилетия XVIII века были отмечены триумфом движения в Европе и в Америке. Начиная с 1770-х годов, просветители второго поколения получали правительственное содержание и осуществляли контроль над ведущими интеллектуальными учебными заведениями. Громадный рост объема публикаций в газетах и журналах обеспечил широкое распространение их идей. Научные эксперименты и философские сочинения стали широко читаемыми в больших общественных группах, включая аристократию и клир. Просвещение, с его верой в силу разума и его поиском рациональных принципов на страницах Платона, Аристотеля, Цицерона и Лукреция, может быть отмечено как заключительный расцвет интеллектуального классицизма. На смену классицизму в начале XIX столетия пришёл романтизм, индивидуалистический и субъективный.
В конце XVIII века в просвещенческом мышлении появились некоторые новые акценты. Под влиянием Руссо чувства, мнения и эмоции стали считаться столь же важными, как и разум. В 1770-е годы просветители распространили поле своей критики на политические и экономические сферы жизни. К этому подтолкнул опыт американской революции. В глазах европейцев «Декларация независимости» и война американских штатов за самостоятельность свидетельствовали, что дискуссии об идеях Просвещения закончились и началось претворение этих идей в практику.

Можно сказать, что век Просвещения в Западной Европе закончился после великих перемен французской революции и эры Наполеона (1789-1815). Многие считают социальные и политические идеи Просвещения ответственными за революцию. Хотя революция и осуществила многие идеалы философов, она террором 1792-1794 годов временно дискредитировала эти идеалы в глазах многих европейских современников. Возникший в следующем веке национализм подрезал космополитические ценности Просвещения и его заблуждения относительно природы человека, а романтики атаковали его веру в то, что могут быть найдены чисто интеллектуальные ответы на любой вопрос, задаваемый народом в поисках свободы и счастья. Культурное лидерство земельной аристократии и специалистов, поддерживавших Просвещение, размывалось по мере роста нового богатого и образованного класса предпринимателей, продукта промышленной революции. Только в Северной и Южной Америке, куда промышленный переворот пришёл позднее и где революция не привела к реакции, эпоха Просвещения продолжалась в XIX столетии.

8.9. Вклад Просвещения в культуру

Во-первых, в век Просвещения распространился идеал науки об обществе, полностью подобной физике как науке. Усиливалось представление о сложности и вариативности человеческого опыта в мире. Всё глубже укоренялось понимание того, что человеческое поведение в обществе носит социальный и культурный характер, то есть что причины человеческих действий и поступков находятся не в биологии, а в обществе, в его истории. Так обществоведение (обществознание) перестало быть неким придатком к биологии, оформилось в отдельную дисциплину или систему дисциплин со своим собственным предметом.
Во-вторых, стала применяться в самых разных сферах знания идея структуры. Появившись впервые в работах таких философов, как Гоббс, Локк и Руссо применительно к политической структуре государства, она к середине XVIII века широко распространилась, в том числе в работах физиократов и Адама Смита. Идея структуры заметна также в ряде работ по психологии человека и во всех исследованиях гражданского общества. Идеи структуры, позаимствованные из физических и биологических наук, стали фундаментальными в концепциях политической, экономической и социальной структур, которые сформировались в эпоху просвещения. Эти концепции структуры лишь с незначительными изменениями перешли в современные общественные науки.
В-третьих, прочно вошла в арсенал методологии научного поиска теоретическая концепция эволюционного изменения. Ее начальные корни в западноевропейском мышлении, как и общей концепции структуры, уходят в Древнюю Грецию, если не в еще более глубокую древность. В XVIII веке философия эволюционизма приняла форму прежде всего, так сказать, предвидения. Такие писатели, как Кондорсе, Руссо, Адам Смит, утверждали, что настоящее выросло из прошлого, что сегодняшнее общество есть результат длительной линии развития во времени, что эта эволюция была вызвана и определялась не Богом или случайными факторами, но условиями и причинами, имманентными человеческому обществу.
Сложилась концепция «естественного права».
В Западной Европе и Америке Просвещение принесло заметный упадок авторитета церкви и рост современного секуляризма. Оно послужило моделью для политического и экономического либерализма, для гуманитарных реформ западного мира в последующие века. Просвещение заложило всепроникающую убежденность в возможности и необходимости прогресса. Тогда же сложилось представление о природе как кладовой ресурсов или мастерской, где должен хозяйствовать человек.
Эти идеи сегодня подвергаются критике. Всё больше людей приходят к мысли о взаимодополнительности религии и науки. Непрерывный прогресс представляется слишком примитивным и просто опасным во многих отношениях, обнаруживаются пределы роста. Рационалистическое хозяйствование в природе привело к экологическим проблемам планетарного масштаба, появилось понятие «глобальных проблем».
Тем не менее, «Век разума» отмечен бурной динамикой культуры, он явился важной вехой в развитии европейской культуры. Особенно важны достижения в хозяйственной культуре, в технике и технологии, осуществлённые в Англии в ходе промышленного переворота.

Вопросы для самопроверки

  • Как связано название периода с содержанием движения, с его направленностью?
  • Где возникло Просвещение?
  • Назовите имена наиболее известных представителей Просвещения в различных странах.   
  • Каковы основные идеи философии Просвещения, как они повлияли на менталитет и мировоззрение европейцев?
  • Каковы основные особенности стиля рококо? Назовите наиболее ярких его представителей.
  • Каковы основные особенности классицизма? Назовите наиболее ярких его представителей.
  • Каковы основные особенности стиля ампир? Назовите наиболее ярких его представителей.
  • Как повлияло Просвещение на дальнейшее развитие европейской культуры?

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.