Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

175. РАДУГА с древнейших времен считается у ряда народов Западной Европы (кельтов, германцев, сканди навов) отражением божества света, или отражением С олнца. Одна из древнейших эмблем «небесного огня умиротворения» в противоположность «карающему небе сному огню» (молнии). Поскольку свет считался эквив алентом истины, то в средние века радугу трактовали и как отражение божественной истины. В скандинавской мифологии радугу — Бифрёст — рассматривали как   мост на небо, в жилище богов (Асгард), а также как отражение света, в котором обитают боги. В Библии появление радуги после всемирного потопа трактуется как символический знак примирения Бога с людьми, как символ прощения Богом людских грехов (Быт. :8).

Эмблема счастливого будущего на знамени Томаса Мюнцера 1525 г. Германия

Часть герба Никарагуа

В геральдике радуга изображалась либо тремя, либо пятью цветными полукружиями.В первом случае она состояла из красного, желтого (золотого), синего цветов, во втором — из красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Красный цвет трактовался в радуге как погасший гнев божий, желтый — как щедрость божья, зеленый - как милость божья, надежда на божественное великодушие; синий цвет отражал ниспосланное на землю умиротворение, защищенность от сил природы; фиолето вый (пурпурный) выражал божественное величие. В XIX веке и особенно в XX веке употребляют и натурное изображение радуги — всех семи цветов спектра. Хотя символическое значение радуги со времен язы чества практически не менялось как отражение Солнца и света небес, оно тем не менее сильно варьировалось в истолковании смысла того, что означает этот свет. В конце XIX — начале XX века радуга трактовалась в эмблематике как символ счастья и как эмблема радости, счастливого завершения какого-либо начинания, благополучного исхода. Такая трактовка радуги непо средственно связана с ее появлением в природе: после грозы, ненастья, в сопровождении яркого солнца, света, при полном покое, умиротворении природы.
В религиозной символике радуга нередко рассмат ривалась как временно ставший видимым путь на небо, как небесный мост, кстати, тоже по аналогии с язы ческой скандинавской мифологией, что также не только не меняло, но и подтверждало ее всеобщую трактовку как символа счастья или дороги к счастью. Именно в этом значении эмблема радуги была помещена на знаме ни Томаса Мюнцера, руководителя крестьянской войны в Германии в 1525 году. Сама форма радуги (а она считалась круглой, так как другая ее половина якобы погружена в океан) подчеркивала, что этот символ обладает божественным совершенством. Поэтому мотив радуги часто использует ся в национальных орнаментах, где она передается несколькими концентрическими окружностями, вписан ными одна в другую. Однако, будучи древним, языческим и простонарод ным символом западноевропейских народов, радуга слабо использовалась в геральдике после XV века, а в государственную эмблематику и вообще не «допускалась», если не считать включения ее как эмблемы в начале XIX века в гербы латиноамериканских малых государств: Сальвадора, Гондураса, Никарагуа. Некоторые латиноамерикан ские страны фактически также имеют «зашифрован ное» изображение радуги, поскольку употребляют в своих гербах геральдическое сочетание трех цветов радуги: красного, желтого, синего. Так, Куба имеет в своем гербе красный диск солнца с желтым ободком и желтыми лучами на фоне синего неба, а Колумбия имеет нацио нальный флаг этих же трех (радужных) цветов. Попытка ввести радугу как одну из эмблем совет ского крестьянства в 1918—1920 годах, долженствую щую символизировать «вольный труд на вольном возду хе», оказалась искусственной, интеллигентски надуман ной (художник Сергей Герасимов) и не была принята в народе. Радуга и эмблематически, и символически была продуктом мифических представлений западноевропей ского мира и в нашей стране, у нашего народа не полу чила распространения ни в прошлом, ни в наше время. Наоборот, именно народная популярность этого древнего символа и эмблемы в Западной Европе дала идею историку Пьеру де Кубертену «разложить» радугу на пять отдельных колец и превратить ее в таком «пре образованном» виде в олимпийскую эмблему.

176. РЕГАЛИИ — знаки монархической власти. Обыч но принадлежат каждой династии в определенной стране отдельно. Но иногда «наследуются» и другими ди настиями в одной и той же стране. Чаще же имеет место изготовление регалий для определенного, конкрет ного монарха с целью их применения в момент его коронации. На практике регалии как знаки монархи ческой власти в той или иной стране как бы кумулируют ся, то есть наряду со старыми, историческими и почетными знаками власти монарха сохраняются и новые, изготавливаемые для всех последующих монархов, при чем в зависимости от политической конъюнктуры, между народной обстановки и иных национальных и историче ских обстоятельств применяются разные образцы существующих в стране регалий. Состав регалий в общем международен, но наряду с этим существуют и некоторые национальные отли чия.
Обязательным элементом регалий является корона. Она может быть императорской, королевской, велико герцогской и княжеской для правящих монархов. Коро на как регалия чаще всего меняется в зависимости от смены монарха, ибо должна быть приспособлена инди видуально, а, кроме того, ее исполнение, ее оснаще ние (помимо формы) обычно тесно связано с конкрет ными историческими условиями — с экономическим и территориальным состоянием данного государства, с состоянием его финансов, с политическим положе нием монархии и конкретной династии и, наконец, с уровнем, направлением и стилем национального изобразительного искусства в данной стране в определенный момент.
Крупные государственные деятели-монархи всегда заново заказывали короны. Отсюда в России, например, известны в качестве корон-регалий:

  • а) шапка Моно маха ( XIII — XIV вв.);
  • б) Казанская корона, изготов ленная по приказу Ивана IV Грозного для «замести теля» царя Симеона Бекбулатовича (1575 г.);
  • в) Астра ханская корона, сделанная для главного наряда царя Михаила в 1627 году;
  • г) Сибирская корона, служив шая для царя Ивана V , брата Петра I (1682 г.);
  • д) Тав рическая корона, изготовленная для Петра II (1727 г.);
  • е) корона Царства Польского, которую носила Анна Иоанновна (1730 г.);
  • ж.) Грузинская корона, сделанная по приказу Павла I в память присоединения Грузии к России в 1801 году.

Специально для коронования Екатерины II была изготовлена в 1762 году Большая императорская коро на, служившая фактически с тех пор главной регалией Российской империи. Последующие императоры пользо вались этой короной, и именно ее изображение вос производилось в Российском государственном гербе в XIX веке. Аналогичное положение наблюдалось и в других госу дарствах. Так, короны Германской империи и австрий ских императоров постоянно с 1350 года хранились в Праге, затем с 1424 по 1796 год — в Нюрнберге, а в 1806 году с распадом «Священной Римской империи германской нации» утратили свое значение. Однако в 1870 году была вновь изготовлена корона новой Германской империи, которой короновались Виль гельм I , Фридрих III , Вильгельм II (т. н. Железная корона).
В Швеции в общей сложности за всю ее историю в королевском хранилище накопилось 12 корон. Самая древняя относится к середине XII века и принадлежала Эрику IX Святому, а самая красивая и дорогая была изготовлена в 1561 году для Эрика XIV Вазы, и ею поль зовались все последующие короли этой династии, а также короли династии Бернадотов (Густав V ) с 1810 по 1907 год. В то же время королевы и короли Гольдштейн - Готторпской династии пользовались своими коронами или коронами друг друга. В Норвегии, где национальная монархия была восстановлена лишь в 1905 году (после перерыва — с 1450 г.), короли династии Глюксбургов пользовались короной, изготовленной в 1818 году для Юхана XIV , короля Швеции и Норвегии. Ею короно вались Хокон VII , Улав V и Гаральд V (нынешний король). В Англии же, несмотря на древность английской монархии (с IX в. и затем с XI в.— Плантагенеты), самая старинная из сохранившихся корон-регалий отно сится лишь к 1660 году и была изготовлена для Карла И. Все короны, существовавшие до 1649 года, были уничто жены во время революции под руководством Кромвеля — перелиты в слитки и расчеканены на монеты.
Помимо короны в состав основных регалий входят государственный меч (см.) — знак военной власти мо нарха, скипетр и держава. Скипетр представляет собой жезл — короткую золотую палочку, украшенную драгоценными камнями и служащую символом админист ративной монархической власти (судебной, исполнитель ной), в то время как корона олицетворяет законода­ тельную и божественную власть монарха.
Держава (см. Яблоко державное) символизирует территориальное обладание — власть над всем сухопут ным и морским пространством государства и его населе нием. Иногда (как, например, в Швеции) держава изоб ражается просто в виде небольшого глобуса, на вершине которого водружен крест. Это не означает претензии на обладание миром, а только знаменует факт господства монарха на своей земле, в своей стране. В России держава считалась видимой эмблемой самодержавия, самовластия царя. Помимо этих основных, общих для всех монархов регалий существует еще несколько допол нительных. В их числе — мантия (императорская, королевская, великогерцогская и княжеская), или порфира (у русских императоров), государственный ключ, госу дарственная печать, государственный щит и иногда госу дарственный рог. Последний был известен в германских государствах-курфюршествах, в Швеции и служил для хранения благовоний — священного миро. В России эту роль исполняли огромные серебряные кувшины-вазы, которые к регалиям не относились и хранились у патриар хов. В XIII — XVII веках в качестве регалии существовала еще государственная золотая цепь (а еще ранее в Рос сии с X в.— золотая нашейная гривна). Специфической для России регалией были бармы царя ( XIV — XVII вв.), неизвестные в других странах мира, кроме Византии. (См. также Мантия.)
Бармы представляли собой оплечье, состоящее из 11 блях чистого золота, из которых шесть овальных и меньших составляли внутреннее «кольцо», а пять круглых и больших располагались между ними, составляя внешнюю часть барм. Бляхи были украшены драгоцен ными камнями, жемчугом и накладной золотой сканью. В центре крупных блях располагались изображения свя тых. Размер овальных блях — 4,7 см в ширину и 5,6 см в длину, а диаметр круглых блях — 8,75 см. Цари наде­ вали бармы в торжественных случаях с 1310 года, а с 1328 года бармы стали рассматриваться как царские регалии и вплоть до 1700 года использовались всеми царями обязательно во время коронации как знак, сим вол царского сана. Начиная с 1798 года происходит постепенное сокра­ щение числа государственных регалий, что соответствует отпадению целых сфер государственной жизни из-под непосредственного контроля монарха.
Так, из числа регалий первым исключается ключ, символизирующий государственные финансы, казначей ство, которое с XIX века уже нигде в мире не смешивает ся с монархическим личным имуществом. Затем из числа регалий исключается печать (т. е. дела государства), поскольку на долю монарха все более и бо лее остаются декоративные и представительские функ ции, а реальные дела переходят к правительствам и парламентам. То же происходит с мечом, щитом и даже державой, так что у монарха остаются в конеч­ ном счете лишь скипетр, корона и мантия — внеш ние знаки его сана и положения в государстве. Все регальные предметы, как существующие, так и отмершие, бывают представлены в монархических гер бах, а также в ряде государственных. Их значение и смысл в составе гербов прямо соответствуют их симво лическому смыслу в реальной государственной жизни как знаков власти, отражающих разные ее функции. В родовых гербах регалии практически не встречаются и могут присутствовать лишь как эмблемы покрови тельства и пожалования, будучи предоставленными в связи с каким-либо исключительным конкретным собы тием. В этих случаях эмблемы регалий изображаются в сильно уменьшенном виде и усеивают поле щита (на пример, щит, усеянный коронами или державами). В то же время сами по себе реальные регалии не обладают геральдическим значением и к области геральдических понятий не относятся.
В странах Востока (Азии) монархические регалии имеют свою национальную и историческую специфику, хотя основные регальные предметы (корона, скипетр, меч, держава, мантия) остаются общими. Так, в Японии к числу императорских регалий относится Священное Зеркало и Священная Большая Яшма, в Арабских Эмиратах к набору регалий добав ляются особые ятаганы и священные Пояса Силы эмиров и т. п., входящие в их парадное, торжественное облачение.

177. РЕЛИКВИЯ (лат. reliquia — остатки, оставшее ся). В странах, где государственной религией было католичество, реликвиями или, точнее, священными ре ликвиями ( reliquia sacra ) стали называть прах канонизи рованных папой римских святых, которые якобы творили чудесные исцеления. В православной церкви такой прах, останки носили и носят название мощей. Таким обра зом, слово «реликвия» на русском языке означает «мощи» и в силу этого в XVIII — XIX веках практически не употреблялось в бытовом языке как явно католическое. В интеллигентской же среде конца XIX — начала XX ве ка получила распространение тенденция в пику официальной церкви употреблять слово «реликвия» для обозначения чего-либо дорогого, памятного по воспоми наниям, например какой-либо вещи, оставшейся в наслед ство и ценной лично для данного лица как дар любимого человека, а не своей конкретной ценностью. В таких случаях говорили: «Ах, это моя реликвия!» Тем самым подчеркивались сугубо личное значение и лич ная оценка данного предмета реликвией, поскольку она была «памятным остатком» лишь для данного чело века.
В более широком смысле термин «реликвия» со светским значением употребляется в современном языке также по отношению к историческим памятникам государ ства или нации, обладающим уникальным, неповторимым характером и крайне важным для понимания и объясне ния истории того или иного народа либо священным, дорогим для нации в целом. Таким образом, нельзя называть реликвиями любые «остатки», памятники прошлого, любые произведения искусства прошлого, даже если они имеют высокую художественную и историческую ценность. В то же время в разряд национальных реликвий попадают также исто рически значимые для нации уникальные памятники - инсигнии и регалии, если они утратили свое факти ческое политическое значение. Так, корона св. Стефа на — реликвия в современной Венгрии, шапка Моно маха — реликвия и для современной России, равно как и в целом Московский Кремль и все его памятники — историческая реликвия для всего русского народа, неза висимо от формы правления в России.
Вместе с тем термин «реликвия» неприменим для обозначения эмблем, символов, гербов и т. п. ни при каких условиях, независимо от того, каковы размеры или материал этих предметов (металл, дерево, ткань, камень, керамика и т. д.), место их расположения (частное жилище, общественное здание, государственное учреждение) и их предназначение (собрание произведе ний искусств, музей, государственное особое хранилище, массовые манифестации или празднества).

178. РОГ ИЗОБИЛИЯ — распространенная в между народной геральдике эмблема довольства, изобилия, экономических успехов и экономи ческого процветания. Изображе ние рога изобилия и вся соеди ненная с ним символика имеют античное происхождение, связа ны с греческой мифологией, а именно с мифом о нимфе Амалфее, вскормившей своим молоком Зевса, когда тот был еще ребенком. У Амалфеи была коза, рог которой был волшебным: он имел свойство производить все, что пожелает его обладатель. Как атрибут рог изобилия вначале широко распространился в са мой Греции, где его стали придавать не только изобра жениям Амалфеи как его законной владелицы, но и дру гим божествам, и в первую очередь Гее — богине Земли как подательнице урожая; Фортуне — как богине сча стья и подательнице того, что человек пожелает; Плу тосу — как богу богатства и др.
Таким образом, уже в античное время рог изобилия получал при всей определенности этой эмблемы-атрибута весьма разнообразную трактовку. Так, например, в эпоху эллинизма и широкого развития средиземноморской тор говли он становился также одним из атрибутов Гермеса (Меркурия) как бога торговли, ибо в ней в это время уже видят один из главных источников процветания. Как ярко выраженный «общечеловеческий», нейтральный, неполитический символ рог изобилия был принят и в средневековой эмблематике, хотя и исключительно бюргерской, но уже с XVI века после эпохи Реформа ции стал входить и в дворянские гербы вначале в Запад ной Европе, а затем с XVIII века и в России. Особен но широко и разнообразно стала использоваться эта эмблема после французской буржуазной революции как чуть ли не основная эмблема буржуазного общества, в особенности в республиканских странах. Именно в это время в начале XIX века рог изобилия появляется в качестве основной государственной эмблемы ряда ла тиноамериканских республик, причем в двух формах: в форме рога, из которого текут широким потоком монеты (олицетворяющие золото и вызывающие ассоциации со сказочным Эльдорадо), и в форме традиционной, когда из рога вываливаются плоды и цветы — олицетворение земного плодородия. Рог изобилия имеют в своих гербах Перу, Панама (золотой рог изобилия), Колумбия (два рога изобилия, оба его вида), Гондурас (два рога изоби лия, но оба изображающие плодородие земли).
Идеологическая «нейтральность» эмблемы рога изо билия привела к тому, что эта эмблема часто исполь зовалась и в советской эмблематике первых лет револю ции и даже предлагалась в качестве одной из советских государственных эмблем, поскольку она могла символи­ зировать одну из главных целей, стоявших перед совет ским народом,— добиться экономического укрепления страны, создать изобилие для трудящихся масс.
Однако именно традиционная каноничность этой эмблемы, ее повсеместное и всевременное применение послужили основным мотивом, по которому она не могла быть введена в число государственных социалистических эмблем, ибо была слишком традиционной для всего старого мира, слишком была привычна, в то время как перед социалистическими эмблемами ставилась задача быть непременно новыми, вызывать новые ассоциации, будоражить воображение новыми, до тех пор непривыч ными формами, вызывать новые мысли, быть провозвест ником новых, социалистических идей.

179. РОЖОК эмблема почтовой службы, принятая с XVI века во всех европейских странах, когда граф Турн-и-Таксис учредил первую регулярную международ ную почтовую линию в Европе между Веной и Брюссе­лем в 1516 году.

Охотничий рожок. Геральдическое изображение в родовых и государственных гербах

Почтовый рожок. Геральдическое изображение в гербах, не медалях, в эмблемах ведромств и на почтовых марках

Современное изображение почтового рожка (силуэтов) в торговых марках, на дорожных указателях и т.д.

Труба как эмблема славы - изображение на эмблемах и в произведениях искусствв

Современное схематическое изображение трубы на дорожных указателях и торговой рекламе

Рожок был в то время и вплоть до сере дины XIX века постоянным атрибутом почтальона, трубившего при приближении своего дилижанса к населен ным пунктам в специальный почтовый рожок. Как эмблема почты рожок используется до сих пор в боль шинстве стран (особенно во всех европейских) на почто вых ящиках и на знаках почтовой оплаты (марках, маркированных конвертах, штемпелях и т. д.). В государственной геральдике практически не приме няется. Единственный случай — рожок на гербе Лихтенштейна, который по форме отличается не сколько от стилизованного, международно принятого почтового рожка и имеет натуральный вид, что позволяет рассматривать его как охотничий рожок или пастуший альпийский рожок, служащий указанием на укромное альпийское положение этого княжества. В на стоящее время эмблема рожка употребляется исключительно в почтовом ведомстве.

180.РОЗА — цветок, который с эпохи раннего средне вековья занимает видное место в литературе, искусстве и эмблематике различных народов Востока и Европы. Родиной розы считаются Северный Иран и примыкаю щая к нему южная часть Туркмении, где растет пра родительница всех роз — салоргёль (см. Гель). Ассирия, Вавилон и Древний Египет не знали розы. Она была занесена в Малую Азию, Средиземноморье и в Европу (прежде всего — на Балканы) во время греко-персид ских войн и затем быстро распространилась во всем тогдашнем Старом Свете, стала культивироваться, разво диться для декоративных целей. Уже Гомер, Вергилий, Гораций, то есть крупнейшие античные поэты, воспева ли розу как королеву цветов. И по-древнегречески она называлась «бродон» — искаженное армянское «цветок», что указывает косвенно, какие садовники и торговцы в основном «продвигали» розу с Востока в страны Евро пы (из «бродон» затем в разных языках, и прежде всего в латинском, образовались «родон», «родзон», «розон», «розан» и «розен»; позднее неверно производили название розы от близкого по созвучию греческого слова «бротос» — окровавленный, забывая, что не все розы красные).

Ланкастеров

Йорков

Тюдоров

Англии (бэдж)

 

Немецкая роза Розенов

Русская гербовая

Эмблема СДПШ

 

Как яркий, пышный цветок, сочетающий красоту с приятнейшим запахом, роза быстро заняла видное место в религиозных ритуалах, в торжественных случаях и в не меньшей степени в косметике и в медицине. В поэзии и мифологии были созданы (заново) легенды о розе. Роза была посвящена Афродите (Венере), стала одним из ее атрибутов (позднее, при возникновении христианства, роза перешла «по наследству» как атрибут к деве Ма рии), а также атрибутом Эроса, граций, муз и Флоры; был создан поздний миф, что роза произошла якобы из капли крови Венеры. Еще до возникновения хри стианства роза стала эмблемой весны, красоты, любви, а розовый бутон — символом девственности и, наоборот, завядшая, осыпающаяся роза — символом кратковременности житейских благ. В эпоху эллинизма и заката Римской империи роза все чаще стала символизировать роскошь и изнеженность, и именно с этого времени идут выражения «спать на розах», а также «бросать розы к ногам победителей». В то же время зарождавшееся и набиравшее силу в Римской империи христианство стало находить симво­личным наличие у роз шипов и особенно использовало этот факт в своей пропаганде («нет розы без шипов») как «божественное» доказательство неизбежной кары за грехи, неизбежной связи между «сладкой» и «горькой» жизнью. Римские христиане ввели поэтому обычай украшать розами могилы умерших, то есть воздавать им после смерти почести, которых они были лишены при жизни. Отсюда и пошел праздник «розалий» как праздник поминовения умерших в католической церкви, прихо дившийся как раз на начало бурного цветения роз (в условиях Италии), то есть примерно на середину мая. Вначале отцы католической церкви боролись против подобных суеверий, но затем решили всецело применить розу как символ и эмблему для собственных целей, поняв, что из борьбы с таким притягательным цвет ком ничего не выйдет. Роза была объявлена символом чистоты и райской святости, посвящена исключительно деве Марии (Богородице), а ее алый цвет (в отличие от красного и пурпурного, ставших регальными) был признан исключительным символом крови Христа (начиная особенно с XII — XIII вв.). Троица (начало июня) была объявлена в Испании, Италии и Южной Франции «розо вым воскресеньем», а в более северных странах (Бель гии, Голландии, Южной Германии и Австрии) праздник «розалий» был передвинут на конец июня — начало июля и связан с Петровым днем: «розы рая», которые якобы разбрасывал святой Петр, приглашая в рай праведников. Вот почему розы постоянно изображались на рели гиозных картинах как некая эмблема святости, а простой люд в католических странах верил в то, что розой можно отпугнуть самого дьявола или демона, и жены рыцарей дарили розу уезжавшему в поход воину-мужу в знак святости и верности своей любви (а не мужчины, как это делают у нас). Розы специально возделывались в мона стырских садах, благодаря чему их сорта улучшались. С XII века устанавливается и высший знак отличия, которым папы отмечают католических монархов за услу ги церкви,— они дарят им золотую розу*.
На Востоке, где культ розы был древнее европей ского, этот цветок, однако, не получил никакого религиоз ного истолкования и считался лишь эмблемой земной любви, иногда — платонической; культ этот разрабаты вался к тому же не в народном фольклоре, а в придвор ной восточной поэзии, в основном занятой темой розы и соловья как синтеза трех видов приятного ощущения: цвета, запаха и звука. Кстати, именно на этой восточ ной философии основана современная цветомузыка. Ни что, так сказать, не ново под луной...
В Россию роза до конца XVIII века не проникала ни как растение, ни как символ по двум очень веским причинам: во-первых, в силу русских суровых природных условий, а во-вторых, уже как сложившийся католи ческий символ она не допускалась русской православной церковью. Лишь после наполеоновских войн под влиянием западной романтической литературы мотив розы начинает время от времени появляться в дворянской поэзии. Народному же русскому фольклору роза совер шенно неизвестна.
То, что роза на Западе была постепенно превращена в весьма распространенную и полную важного значения эмблему официальной идеологии, отразилось и позднее, после утраты католической церковью своего безраздельного влияния, в том, что роза в протестантских госу дарствах, и прежде всего в Германии, продолжала сохранять свое влияние и значение, но уже в качестве знака тайных обществ или вообще в виде знака таин ства. Немецкое выражение « unter der Rosen » («под розой») означало «сохранять что-либо в тайне». Так, например, если изображение розы помещали на стену над столом, то это означало, что беседа приглашенных на обед не должна разглашаться. В Оружейной палате Кремля имеются серебряные кубки, подаренные немец кими послами царям в XVI — XVII веках, на которых выбита надпись: «Что бы мы здесь ни говорили, должно остаться под розой»*, что являлось как бы обязатель ством посла и пославшего его государя сохранять содер жание внешнеполитических переговоров в глубокой тайне. Не удивительно после всего этого, что роза проникла и в классическую геральдику — ее изображение было стилизовано и канонизировано, хотя допускались и не большие вариации, особенно в цвете и частично в форме (так, например, в России в XVIII — XIX вв. в гербах употребляли не геральдическую, а натуральную розу)**. Роза могла быть в геральдике золотого, сереб ряного, красного, белого и даже синего цвета. Она употреблялась и в гербах обычных дворян, и в гербах владетельных особ, крупных монархических династий. Так, красная роза была эмблемой династии Ланкасте ров (1399—1461 гг.), а белая роза — эмблемой враж довавшей с ней династии Йорков (1461 —1485 гг.). Поэтому борьбу этих двух династий часто называют войной Алой и Белой розы. Когда наследник Ланкастеров (Генрих VII ) женился на наследнице Йорков (дочери Эдуарда IV ), создавшаяся таким образом династия Тю доров (1485—1603 гг.) приняла в качестве своей эмбле мы красно-белую розу, которую обычно в Англии назы вают розой Тюдоров. Вобще же превращение розы в английскую эмблему произошло после крестовых похо дов и активного участия в них английского короля Ричарда Львиное Сердце и еще больше укрепилось в результате того, что папы римские дважды дарили золотую розу английским королям. В настоящее время роза (с красными лепестками и белыми тычинками) — полуофициальная эмблема Англии (бэдж). Английскую розу, а также репейник (Шотландия) и нарцисс (Уэльс) можно встретить в современном государствен ном гербе Канады (под ногами щитодержателей), ука зывающем тем самым, кто заложил основу канадского государства.
Вместе с тем розу как эмблему используют ныне и другие страны, и общественные (международные) орга низации. Так, например, роза (ярко-пунцовая, темно- красная) — неофициальная эмблема Болгарии, славя щейся на весь мир своими казанлыкскими розами и по праву пользующейся этой эмблемой как первый в мире поставщик розового масла. Желтая роза всегда была при знаком, связанным с Китаем, поэтому ее часто называют в Европе чайной розой, то есть китайской розой. В на стоящее время желтая роза — официальная эмблема столицы КНР Пекина. Девять белых роз — в гербе Фин ляндии. Алая роза (ярко-карминового, а не красного цвета) — официальная эмблема Социалистического интернационала и партий, входящих в него. Она изобра жается натуральной и по форме, и по цвету, причем так, как она растет, с частью ветки. Отдельные социа листические партии варьируют эту эмблему: меняют чис ло листьев на ветке, ее размеры и иногда число видимых лепестков. Шведская социалдемократическая партия изображает свою эмблему розы алым контуром, вписан ным в прямоугольник.
Учитывая вышеизложенную историю эмблемы розы, ее многовековое использование как католической эмбле мы, а в наше время — как международной эмблемы Социнтерна и входящих в него национальных партий, а также употребление розы как неофициальной народной эмблемы в ряде стран, имеющих на то либо историческое, либо географическое основание, представляется весьма странным, что в конце ноября 1986 года конгресс США вынес постановление считать розу эмблемой США, хотя, казалось бы, к Америке роза не имеет никакого каса тельства — не только исторического, но даже и ботанического: среди американской флоры роза не встречается, она была завезена в Новый Свет менее чем 200 лет назад.
* «Was wir all hier thun kosen — das bleibe unter der Rosen». ** В гербе баронессы Евдокии фон Климентовой за воспитание грех царских детей — три натуральные розы, олицетворяющие, таким образом, этих детей как конкретных живых, здоровых (отменно со­ хранивших здоровье) существ, а не отвлеченные понятия. Форма, следовательно, полностью отражала содержание .

181. РУКА . Как эмблема изображение руки существо вало с незапамятных времен. Археологи находят ныне изображения руки или сжатого кулака на украшениях и бытовых предметах самых разных эпох. Ее можно найти на петроглифах (наскальных изображениях) доистори­ ческих эпох (каменного века) у многих народов, на чиная с Северной Африки и Испании и кончая Восточной Сибирью. Рука, руки, выточенные из дерева, изваянные в камне в виде кулака или раскрытой ладони, а иногда и со сжатыми плотно пальцами, встречаются и в искусстве, и в религии многих первобытных народов. Однако символическое значение эмблемы руки на протяжении истории менялось.
Понимание «волшебной силы» руки всегда было в той или иной степени свойственно людям. Мы до сих пор в повседневном языке, а подчас и как официальное по нятие употребляем выражение «золотые руки», когда желаем особо отличить какое-либо мастерство, хотя прекрасно понимаем, что такое обозначение услов но, ибо когда речь идет о большом мастерстве, то дело, конечно, не только в руках, но и в уме, опыте, профессио нальных знаниях и таланте. Тем не менее именно эмблема руки для выражения различных понятий получила широкое распространение у разных народов, как евро пейских, так и азиатских, и африканских. В средние века эмблема руки применялась чаще все го для выражения понятий «защита», «оборона», а также «клятва» и «верность». Рука, сжатая в кулак, бронированная или в латах, держащая щит или меч, лук или стрелы, изображалась не только на гербах отдель ных лиц (например, на гербе Крузенштернов), но и на гербах целых стран, как, например, Карелии, когда надо было выразить идею обороны, отваги, защиты отечества.

По мере развития человеческого общества эмблема руки начинает символизировать у разных народов все новые и новые понятия: власти (рука, сжимающая меч, державу, скипетр), искренности (открытая рука), труда, мастерства, таланта, дружбы (рукопожатие), указания пути, направления (вытянутый указательный палец). Со времени развития революционного рабочего дви жения в Западной Европе, а в России — с момента пер вой русской революции 1905—1907 годов понятие мозолистой рабочей руки как символа пролетариата стало чрезвычайно популярным. Это понятие широко вошло уже накануне 1917 года в пролетарскую поэзию, в ре волюционные песни в основном как символ пролетар ской мощи и классовой солидарности. Поэтому после свершения Октябрьской революции было принято счи тать руку, сжатую в кулак, эмблемой и символом клас совой мощи победившего рабочего класса, эмблемой диктатуры пролетариата. Однако одновременно возникло и представление о том, что рука как нельзя лучше сим волизирует и сам труд. И это вполне понятно. Почти все богатства, накопленные человечеством, созданы рука ми рабочего класса:

Кто  заложил фундамент медный,
Который тщетно бьют века?
Кто, как не труд, не труд победный?
Как не рабочая рука?
И царь-народ войдет в палаты,
Его держава высока,
Прекрасный, мудрый и богатый,
А герб — рабочая рука.

Хотя эмблема руки очень хорошо поддается изобра жению и во все времена входила в эмблематику разных народов, в герб Советского государства она не была включена как в силу своей телесной конкретности, так и, не в последнюю очередь, из-за своей исторической и психологической многозначности. В этой связи достаточно вспомнить стихотворение итальянского поэта Джозуэ Кардуччи «Вива ла мане!» («Гимн руке»):

Рука приглашает, рука угрожает,
Рука салютует, рука отрицает,
Рука — благодарна, рука указует,
Рука соглашается и досадует.
Над всеми частями всего человека
Прославься,  рука, до скончания века!

Этими многозначными и часто противоречивыми чер­тами рука «выпадала» из строя социалистических эмблем. Философская, теоретическая подкованность советских геральдистов первых лет революции достойна поэтому всяческого уважения. Они не дали себя сбить ни такими конъюнктурными факторами, как распространенность, популярность и уже достигнутое историческое призна ние этой эмблемы. Их насторожила чрезмерная эмо циональность этого образа. Они чувствовали, что, как и в случае с пламенем, различие между эмоциональным воздействием символического образа руки, достигаемым средствами образности языка, и эмблематическим изображением кулака слишком велико и слишком контраст но, причем не в пользу эмблемы. Именно для того, чтобы не уронить сложившееся громадное символическое значение рабочей руки, было решено не вводить ее эмблематическое и, так сказать, более приземленное изображение в большую, государст венную эмблематику, и в частности в государственный герб. Не популярность этой эмблемы в первые годы ре волюции, ее особая понятность в России были значительны. Выпускались значки с рукой молотобойца; ру ка с мечом, разрубаю щим цепь, была изображена на первой советской марке, вы пущенной 7 ноября 1918 г. (ху дожник Р. Зариньш); рука рабочего с молотом была главной темой стандартного вы пуска почтовых марок РСФСР в 1922 году (художник Г. Рейндорф, марка номиналом 5000 рублей). Интересно, что это пос леднее обстоятельство способствовало широкому рас пространению эмблемы руки и в других странах как эмблемы рабочей, пролетарской, революционной, то есть в ее совершенно новом, дотоле неизвестном истори ческом значении. Когда в Венгрии произошла рабочая революция в 1919 году, то эмблема красного могучего кулака, раз бивающего империалистов, навязавших народам Европы Версальский договор, появилась на одном из первых плакатов Венгерской Советской Республики, созданных художником Микалом Биро. Она так пришлась по душе венгерским рабочим, что в том же 1919 году Шеди Жиларт создал выразительнейшую медаль с эмблемой сжатой в кулак руки над охваченной хаосом толпой с лаконичным призывом: «Левой! Будьте бди тельны!» Даже первые деньги Советской Венгрии — мо неты в 10 крон — имели эмблему труда и борьбы - руку, сжимающую молот. Не удивительно, что в напряженной атмосфере 20— 30-х годов, насыщенной драматизмом ожесточенной классовой борьбы, именно эта эмблема стала популярной в революционном западноевропейском движении. Она стала официально употребляться как знак международ ной солидарности трудящихся на значках и членских билетах, а также на печатях МОПРа и Межрабпома. С приходом фашизма к власти в Германии она стала боевым приветствием немецких коммунистов («Рот фронт!»). Она была символом австрийских шуцбундовцев на баррикадах Вены в 1934 году, стала эмблемой На родного фронта во Франции в 1936 году и превратилась почти в интернациональный символ сопротивления фа шизму и франкизму у республиканцев и интернацио нальных бригад на фронтах Испании в 1936—1939 го­ дах, где этот символ достиг высокой экспрессии и выразительности. Как и всюду, где он входил в употреб ление как символический знак-приветствие, он сопровож дался звуковым, словесным возгласом-девизом: «Рот фронт!», «Но пасаран!», «Венсерёмос!» или «Аванти!» Это лишний раз исторически подтвердило верность оценки советскими геральдистами 20-х годов своеобразия данной эмблемы: в силу своей особой эмоционально-психологической природы, своей конкретности и «телесности» она чрезвычайно приспособлена для личного употребления, непосредственно в сфере общественных отношений, в соединении с девизом, а не для торжест венного гербового применения, где ей недостает абст рактности и известной бесстрастности.
В годы Великой Отечественной войны образ могучей руки рабочего класса приобрел значение величественного символа защиты народа. Именно в атмосфере драматизма борьбы эта эмблема обретала вновь свое место, станови лась особенно близкой миллионам людей, ибо как бы объ единяла их личное, эмоциональное, индивидуальное с об щим, общественным, государственным. На плакатах со ветских художников вооруженная штыком, мечом или вовсе не вооруженная, но могучая и неотвратимая рука разила или сжимала горло гидры фашизма. После войны эта эмблема продолжала использоваться в символике других социалистически» стран Европы. Она служила как бы историческим напоминанием, входя как обязательная, хорошо узнаваемая составная часть в значки Объединения лиц, преследовавшихся фашиз­ мом, Товарищества бывших узников концлагерей и вете ранов рабочего и коммунистического движения. 22 января 1990 г. руководство (Правление) СЕПГ отменило значок партии и символику партии — Красное знамя, а также эмблему СЕПГ — руку, сжатую в кулак. Таким образом, при первом же натиске реакции руко водство СЕПГ сдало позиции в главном — в символике, хотя это казалось как бы самой небольшой уступкой. Но это было не так, ибо в эмблемах и в символах — суть, основа идей любого политического движения. И от каз от эмблемы равнозначен смене политического кредо. После отмены символики СЕПГ уже 24 января в Лейпци­ ге состоялась огромная демонстрация антисоциалисти ческих сил, пронесших черно-красно-золотой флаг с врезанным из него государственным гербом ГДР, что формально означало восстание, мятеж, поскольку в конституционном порядке герб ГДР еще существовал, су ществовало само государство ГДР (оно было ликвидиро вано лишь 3 октября 1990 г.). Эмблема руки, сжимающей лавровую ветвь и древко знамени, нашла место также в медалях, посвященных революции 25 февраля 1948 г. в ЧССР. Вместе с тем в тех капиталистических странах, где эта эмблема исторически не была хорошо известна как революционный знак в 30—40-х годах, она превратилась ныне в эмблему молодежного движения. Благодаря своей лаконичности и экспрессии эта эмблема точно и наглядно передает присущую именно молодежным революционным организациям энергию и их решимость отстаивать тра диционную преемственность своей борьбы с борьбой старших поколений.
Вот почему эмблема сжатой руки столь близка и партизанам в странах Латинской Америки, борющимся против реакционных хунт, и молодежным организациям европейских стран с их относительно спокойной политической атмосферой, но имеющих опыт предвоен ной борьбы против фашизма. Так, эмблема сжатой в кулак руки на фоне пламени служит ныне партийным значком социалистической студенческой молодежи Финляндии. Как видим, история новейшего времени неоднократно дает подтверждение того, что сжатая в кулак рука является атрибутом, связанным преимущественно с символикой общественных, политических движений и орга низаций, но не государственных. В то же время в современной государственной эмблематике некоторых стран используется эмблема руки, но не в форме кулака или же сжатой в кулак, а с такими дополнительными атрибутами, которые определя ют новое национальное значение этой эмблемы. Так, на государственном гербе Бельгии имеются два скипетра, один из которых увенчан государственным львом (герб Брабанта), а другой — ладонью правой руки, сло женной в двоеперстие, что символизирует «длань справедливости» и является эмблемой клятвы верховной власти в том, что она будет руководствоваться в своих действиях конституционной законностью. Эта эмблема существует в бельгийском гербе с 1831 года, с момента образования Бельгийского конституционного королевства.
В гербе Центральноафриканской Республики исполь зуется эмблема руки (также правой) с вытянутым вверх указательным пальцем, что должно символизировать указание правильного пути в направлении прогресса и относится к слову « dignite » в девизе ЦАР « Unite , dignite , travail » («Единство, достоинство, труд»). Однако, как будто в насмешку над этим высоким символическим значением указанной эмблемы, ЦАР в течение всей своей короткой истории управлялась со гласно «указующим перстам» столь недостойных поли тических авантюристов, в том числе императора-лю доеда Бокассы, что привело в конце концов к полному разграблению государственной казны в этой стране и к еще большему обнищанию ее народа. Редко когда бывает, что государственная эмблема, обращающая внимание уже своей необычностью, оказалась бы в то же время столь иронической иллюстрацией к действитель ному положению дел в данном государстве. Рука, сжимающая факел, на флаге Заира указывает на факт революционной борьбы этой страны за независимость и в целом верно отражает особенности этой борьбы, ее страстный ожесточенный характер в 60-е годы нашего века.
Рука негра, сжимающая две палочки са харного тростника и высоко возносящая их над гербом Барбадоса, символизирует, что все хозяйство, вся экономика этого островного государства строятся исклю чительно на экспорте сахара и рома — двух основных продуктов, получаемых из сахарного тростника, и что свыше 90% населения этой страны — негры. Эта эмбле ма вполне созвучна, таким образом, с девизом Барбадоса «Гордость и промышленность!» По-новому, с иным осмыслением используется изображение руки как эмблемы в негосударственной, об щественной эмблематике второй половины XX века. Так, например, рука, сжимающая за кисть другую руку, поменьше и послабее, служила эмблемой помощи, используемой, например, на отличи тельных знаках (медалях), которыми награждались ли ца, оказавшие помощь населению при стихийных бед ствиях (наводнениях, пожарах и т. п.). Эта несколько новая трактовка эмблемы руки для эмблематики, в сущ ности, не только является оправданной, но и покоится на одном из древнейших и естественнейших восприя тий руки как опоры, помощи, дружбы, соучастия, соли дарности. Однако такое осмысление эмблемы руки (в, ГДР)  стало возможно только в социалистическом об ществе, ибо во все предшествующие исторические эпо хи — и при феодализме, и при капитализме — рука в основном воспринималась как символ военный — либо охраны, обороны, либо угрозы, но все равно с оттенком своих воинских функций, а не мирных. Развитием мирных функций эмблемы руки является растущее за последние годы употребление изображений двух здоровающихся рук, то есть рукопожатия, которое является самостоятельной эмблемой. Таким образом, и символическое значение руки, и ее эмблематическое оформление могут быть чрезвычайно разнообразными и отвечать самым различным национальным и нравственным представлениям разных наро дов.

182. РУКОПОЖАТИЕ. Если эмблеме, изображающей одну руку в разных ее положениях, вариантах, поворотах и с разными атрибутами, всегда было и остается возможным придавать самое разнообразное значение, то изображение двух протянутых друг к другу рук, сомкнутых в рукопожатии, всегда, во все эпохи и во всех странах получало однозначную, одинаковую трактовку. Эмблема рукопожатия означала всегда союз, единение, дружбу. В древности такая эмблема чаще всего означала верность как основу любого союза, любой дружбы. Так, на немецких, австрийских, чешских свадебных кольцах начиная с позднего средневековья и кончая XIX веком очень часто изображалось рукопожатие как эмблема нерушимости брачного союза.
В XIX веке эмблема рукопожатия стала трактоваться   более широко — как еди нение и союз вообще и была включена в число го сударственных эмблем. Аргентина в своем гербе имеет рукопожатие как эмблему союза всех частей аргентинской федерации. За последнюю четверть века рукопожатие стало все чаще и чаще употреб ляться в международной эмблематике, особенно в эмблематике социалисти ческих стран, как эмблема дружбы народов. Поэтому эту эмблему можно было увидеть и на коллективной Составной эмблеме Организации Варшавского Договора, И на советском ордене Дружбы народов, и на значках различных обществ дружбы и культурных связей СССР с зарубежными странами. Одновременно рукопожатие в ряде социалистических стран (например, в ГДР) использовалось и как эмблема своей национальной символике для выражения таких Понятий, как “коллективный труд”, “коммунистический труд”, “совместные трудовые усилия”, “соседская взаимо помощь”. Вот почему эмблему “рукопожатие” можно было встретить на медалях, которыми профсоюзы ГДР награждали особо отличившихся производственников Во время событий конца декабря 1989 — января 1990 года в Болгарии эмблема “рукопожатие” неожиданно приобрела большое политическое звучание и практическое значение в связи с обострением внутриполитического конфликта между болгарами и болгарскими турками. Когда страну охватили забастовки, начались столкновения и дело чуть ли не приняло трагический “борот, то Союз демократических сил Болгарии (СДСБ) Сочвал в Софии 14 января 1990 г. 100-тысячный митинг своих сторонников, решивших активно блокировать разжигание националистических страстей. Эти люди вышли На улицу с самодельными фанерными и картонными Крупными значками на груди, изображавшими “рукопожатие”, с надписью “Примирение!”. Таких людей оказалось более 100 тыс., и, таким образом, сразу стало ясно, какое число людей в столице выступает в поддержку решения правительства от 29 декабря 1989 г., так что те, кто рассчитывал на подстрекательство “толпы” к насилию, оказались в явном меньшинстве и даже не посмели выступить. Так при помощи эмблемы был найден быстрый и эффективный выход из, казалось бы, тупиковой ситуации. Однако это стало возможным лишь в стране, где существуют давние эмблематические традиции, где народ эмблематически грамотен. Эмблема “рукопожатие” имеет в настоящее время две основные формы начертания: натуральную и стилизованно-схематическую. В нашей стране преимущественно используют натуральную форму, в странах Западной Европы предпочтение отдают условно-стилизованной форме рукопожатия (например, в Финляндии).

183. РУТА (РУТЫ). В геральдике этот термин имеет два значения:

  • а)   Так иногда называется  эмблема трилистника, если она повторяется многократно черезопределенные интервалы и крепится на длинной ленте (полосе), ко торая, как и трилистник, имеет в этом случае обычно зеленый цвет (но иногда и черный). Такая “рутовая лента” или “рутовый пояс” носят наименование “рутовой короны” и используются обычно чаще всего в германской геральдике в княжеских  и герцогских владельческих гербах (в наше время — в гербе княжества Лихтен штейн) .
  • б)  Рутами также называются в геральдике знаки, имеющие форму карточной масти “бубен”. Рассеченный по диагонали полосами на ряд “бубновых” знаков пестрый гербовый щит называется “рутованным”. Руты при этом получают через одну “шахматную” окраску (бело- черные или красно-белые, черно-золотые и т. д.). Обычно щиты с таким не гладким, а рутованным полем исполь зуются в так называемых дамских гербах. Но есть и исключения. Герб современного государства-княжества Монако представляет собой как раз рутованный (красно- белый) щит, без всяких дополнительных эмблем.

184. РЫБА, РЫБЫ (по-гречески — ихтиос) — один из распространенных на эллинистическом Востоке и наибо лее ранних символов Христа, что объясняется исполь зованием на заре христианства для зашифровыва ния имени Христа первых двух букв слова “ихтиос”. В позднейшей средневековой геральдике рыбы как эмб лемы использовались сравнительно редко, поскольку символизировали в целом безгласие и не могли слу жить образцом других ярких качеств, как пернатые и звери. Поэтому изображение рыб в государственных гербах всех уровней, как правило, отсутствует. В совре менных государственных гербах рыбы используются только как щитодержатели у таких ярко выражен­ных океанических стран, как Барбадос (остров в Карибском море) и Сейшельские Острова (Индийский океан). Обе страны используют в качестве эмблем стилизованные изображения местных видов океаниче ских рыб с несколько гипертрофированными декоративно-экзотическими чертами (увеличенные плавники, фантастические головы и т. п.). На гербе Барбадоса правый щитодержатель — фактически дельфин (он так и блазонируется). Вне государственной геральдики рыбы используются довольно часто в территориальных, в том числе в городских, гербах, а также в родовых, монастыр ских. Наиболее часто для эмблемы рыбы применяется форель, сохраняющая при блазонировании свое название, в то время как остальные породы рыб блазонируются просто как рыбы. Изображение форели отличается тем, что она всегда дается изогнутой и ее тело покрывается крупными точками (пятнышками). Форель — эмблема живости, живучести, энергичности, подвижности, так называемая “играющая форель” и одновременно симво л щепетильности (не выносит засоренную, нечистую воду).
К числу рыб в геральдике относится также дельфин, хотя это животное. Однако эмблема дельфина всегда изображается отдельно, одиночно и никогда в сочета нии с другими рыбами. Дельфин, как и форель, симво лизирует жизненную живость, энергию и используется как эмблема, указывающая на овладение водным прост ранством или на военное превосходство в морских просторах. Отсюда и современное использование эмблемы дельфина как арматюры в ряде ВМФ иностранных государств и в качестве эмблемы некоторых военно- морских родов войск, например противолодочных, ло кационных и т. д.
В русской геральдике рыбы как эмблема особенно распространены в гербах городов, расположенных на крупных реках, и служат для обозначения рыболовства или просто рыбного обилия в тех или иных областях. Обычно в русской геральдике в виде эмблемы рыбы изображаются чаще всего осетры, наделенные наиболее характерными внешними чертами и означающие истинно русскую рыбу. Наряду с осетрами изображаются также судаки, сазаны, изредка — карпы. Наиболее частым ви дом изображения являются две скрещенные рыбы голо вами вверх, реже — две-три рыбы, расположенные гори­ зонтально одна под другой. В западноевропейской, особенно в германской, ге ральдике для эмблемы рыбы используются стилизованные изображения таких пород, как барвена (усач) и лещ (чебак), так что по породным признакам всегда можно отличить русский герб с изображением рыб от любого иностранного. В скандинавской геральдике (датской, шведской, исландской) для эмблемы рыбы используется в основном изображение трески или особо удлиненной, стилизованной сельди с короной (т. н. “сельдяной король”).

185. РЫСЬ (по древнерусской терминологии ЛЮТЫЙ ЗВЕРЬ) — символ кровожадности, непримиримости к врагам (“чужакам”), алчности, страсти. Фактически часто совпадает в народной символике с барсом, панте рой, пардусом. Как отдельная эмблема характерна лишь для раннего средневековья и ареала северо- запада России. Была одной из первых эмблем в Новгород ской Руси и фактически первой эмблемой Пскова, отражавшей необходимость для этого города-государ ства быть готовым всегда к кровопролитной борьбе со своими соседями: с одной стороны — с Литвой, Ливонией, эстами (чудью), немцами, шведами и с другой — с Новгородом, Москвой, Польшей. Для Пскова рысь была символом, подчеркивавшим способность не большого, но очень сильного государства отстаивать свою самостоятельность

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
Список тегов:
значение символа 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.