Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Экономическая история капиталистических стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть вторая ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА

Глава 6
РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНДИИ

1. Зарождение феодальных отношений. В первые века нашей эры в индийской общине стали происходить важные изменения. Ранние деревенские общины представляли собой объединение многих большесемейных коллективов, работавших совместно. В новых условиях любой член семьи мог, не дожидаясь общего раздела, отделиться и вести самостоятельное хозяйство. Малоимущие семьи закладывали свои наделы или продавали их богатым родственникам, соседям, даже «чужакам». Обедневшие общинники превращались в арендаторов-издольщиков, или наймитов. В сборниках законов (II-—V вв. н. э.) появились статьи, санкционирующие частную земельную собственность, если участок обрабатывался в течение 20 лет.
В то же время заметно увеличилось число частных земельных пожалований. Царские чиновники и войска покидали пожалованные земли. Особое развитие иммунитетные права получили после V в. н. э., когда государство стало наделять землевладельцев административными, судебными и фискальными функциями. Многие государственные чиновники стали получать от царя «подарки» в виде податных территорий. Такие дарения деревень не означали еще феодализации. Подобное жалование было своеобразной формой оплаты труда бюрократа, а при утверждающейся наследственности должностей это приводило к возникновению наследственных прав на территорию. Добившись налогового иммунитета, чиновник становился полным хозяином положения, и налоги постепенно превращались в натуральные оброки.  .
Важная роль в феодализации экономики принадлежала государству. Начинается постепенный подъем уровня налогообложения. Усиливалось вмешательство государства в аграрные отношения. Налоговая эксплуатация приобретала черты земельной ренты. Изменяется и положение непосредственных производителей. Были введены некоторые ограничения на порабощение свободного населения. Широко практиковался выкуп рабов на волю, и они наделялись землей. Однако перерождение рабовладения не привело к его полному уничтожению, рабовладельческий уклад сохранился.
Сословно-варновое деление индийского общества стало модифицироваться. Традиционные варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр стали дробиться на джати — социальные группы одной профессии. Джати (касты) образовались в результате дробления варн и еще больше усложняли картину социально-экономических отношений. Так, среди брахманов были не только жрецы, но и землевладельцы, бюрократы и военачальники. Появились джати, стоящие вне варновой системы. Так называемые неприкасаемые (мусорщики, мясники, могильщики), выполнявшие ритуально нечистую работу, были на дне индийского общества. Кастовая система оказывала противоречивое влияние на становление индийского феодализма. Утверждая «святость» социального неравенства, она способствовала формированию класса феодалов, но жесткие кастовые перегородки разобщали группы производителей, мешали развитию производства, прежде всего ремесленного.
Другим фактором, тормозившим процесс феодализации индийской экономики, была деревенская община. В раннее средневековье сельская община оставалась основной податно-административной единицей индийских государств. Общины, как и в древности, вели ирригационные работы, расчищали джунгли, строили дороги, общественные сооружения. Землевладельцы мало вмешивались в дела общин, довольствуясь, как правило, натуральной рентой.
.Особенности агрикультуры (ирригация, круглогодичный цикл земледельческих работ) оказали серьезное влияние на организацию феодального производства. При высокой урожайности, домениальное господское хозяйство становилось малоэффективным. Поэтому феодальное землевладение не приняло формы классического поместья с его делением на барскую и крестьянскую землю. Ирригация выходила за рамки отдельных поселений и усложняла общинную систему. Земля ценилась высоко, и крестьяне не уходили из деревень. Преобладала арендная система. Тяжелая поземельная кабала заменяла личное крепостничество.
2. Экономика раннефеодальных государств Индии. В IV—V вв. в Индии существовало много мелких государств. Но в 320 г. н. э. Чандрагупта овладел столицей древней Магадхи. Новый правитель стал основателем империи Гупт в Северной Индии.
Основой экономики государства Гупт было земледелие. Земля обрабатывалась плугом с железным наконечником, совершенствовалась оросительная система. Перед посевом землю перепахивали 2—3 раза, а семена смачивали. Земледельцы выращивали рис, ячмень, пшеницу, горох, бобы, сахарный тростник, хлопок, овощи. Индийцы постоянно расширяли площадь агрикультуры, вырубая леса. По-прежнему важную роль играло скотоводство. Значительного прогресса достигло ремесленное производство. Существовало 64 вида ремесла. Больших достижений добились индийцы в области металлургии и металлообработки, ткачества и крашения, вышивального дела и ювелирного искусства, отделки драгоценных камней и каменного зодчества.
В период Гупт ускорилось формирование феодальных отношений. Изменился сам принцип сбора поземельного налога. При Самудрагупте с 339 г. н. э. получателю царского дара разрешалось собирать налоги с временных арендаторов (упри). Укрывать податных общинников запрещалось. Вначале земли дарились в основном брахманам и храмам в вечное владение, пока существуют «солнце, луна, земля и море». Практика дарения земли приобрела широкий размах особенно в V в. н. э. Дарились участки царской земли в деревне или целые селения. При этом землевладелец часто освобождался от уплаты налогов государству, пользовался административным и отчасти судебным иммунитетом. Во многих дарственных грамотах общинникам предписывалось выполнять трудовые повинности по требованию землевладельца.
Для Индии характерна не только феодализация «сверху». В надписях IV—V вв. есть много данных о крупных землевладениях, происхождение которых не было связано с государством. Есть сведения о покупке земель с согласия государя, сохранились поддельные грамоты, показывающие незаконное приобретение земли.
В VI в. государство Гупт распалось. С середины V в. на Северную Индию началось нашествие «белых гуннов». В начале VI в. они завоевали не только западную Индию, но и большую часть Джаммо-Гангской долины. Государство кочевников оказалось непрочным. В Северной Индии появилась группа враждующих между собой княжеств, одно из которых возглавлял Харша. За шесть лет непрерывных войн князь Харша овладел Северной Индией.
В государстве Харша (616—647 гг.) продолжались процессы феодализации. Чиновники всех рангов получали от Харша земельные пожалования. Поначалу Харша раздавал земли во временное пользование, но многие землевладельцы добивались вечных прав на землю. Администрация не вмешивалась в дела пожалованных деревень, военные постои исключались. Харша подарил брахманам сотни сел. Непосредственно казне принадлежало лишь 1и земельного фонда страны. Землевладелец выступал лишь как рентополучатель. Деревенская община еще сохраняла большое значение.
Раннефеодальные государства существовали и на территории Южной Индии. Правители государств раздавали земли в наследственные владения с правом эксплуатации, сдачи в аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство не разрешало.
В IV—XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма. Определились его специфические черты.
Феодализация экономики затянулась. Государство оставляло за собой право вмешательства в аграрные отношения. Существовало рабство. К XI—XII вв. в деревенской общине выделялись ремесленники, которые, обслуживая односельчан, получали от них продовольствие. Община превращалась во все более замкнутую единицу натурального хозяйства. Барщинного хозяйства не сложилось.
3. Развитие феодальных отношений в XIII—XVI вв. В XIII в.
Индия вступила в период развитого феодализма. В последней четверти XII в. Северная Индия была завоевана правителем из Газни (Афганистан) Шихаб ад-Дином. После его смерти в 1206 г. на севере Индии образовался Делийский султанат.
Мусульманское завоевание Индии привело к укреплению существовавшего феодального режима. Это было достигнуто путем создания мощного централизованного аппарата власти и роста государственной земельной собственности.
Государственная земельная собственность распадалась на земли халиса (или хасе) и икта. Чиновники султана собирали с земель халиса поземельные налоги в пользу казны. В сборщиков налогов превратилась и часть индийских феодалов (заминдаров), которым разрешалось удерживать часть податей. Правительство не вмешивалось в их дела, пока они исправно выполняли свои обязанности. Заминдары передавали свои владения по наследству, делили, отчуждали и расширяли свои земельные угодья. Но государство в любое время могло отнять заминдарское владение и передать его другому. Поземельный налог взимался общинным старостой, а раскладку податей по дворам осуществляла сама община.
Основная часть государственных земель была роздана в условное держание мусульманской прослойке класса феодалов. Получая земельное владение, иктадар обязан был нести постоянную военную службу, поставлять в 'армию воинов. Икта не была наследственным держанием, а иктадаров перемещали в соответствии с требованиями службы. Большую часть собираемых оброков иктадары передавали государству.
Система икта подрывала финансовую базу государства, поскольку иктадары стремились превратить условные пожалования в наследственные вотчины. В 1398 г. войсками Тамерлана был нанесен сильный удар по Делийскому султанату. В XV в. феодальное государство потеряло контроль над икта. Иктадары перестали платить взносы в казну и превратились в полноправных земельных собственников.
Земельные владения получало и духовенство. Инамы раздавались шейхам, улемам, брахманам. Вакфы передавались на содержание мечетей, медресе и прочих религиозных учреждений. Эти пожалования обладали полным налоговым иммунитетом. Инамы превратились в наследственные владения, а вакфы сохранялись, пока действовали учреждения. По существу вакфы и инамы были частными земельными владениями духовных феодалов. Однако существовало и светское частное землевладение - мульк (мюльк). В условиях мульк феодалы присваивали всю сумму крестьянских податей. Мульк владели многие придворные, ученые, поэты, купцы. Кроме дарений важным источником мульк являлся подъем целинных земель.
Индийский феодализм формировался в борьбе с сильной деревенской общиной. Государству приходилось учитывать ее большую роль в аграрной экономике. В раннее средневековье община отличалась большими размерами и сложной структурой. Деревни входили в состав более крупной общины — округа, а ряд округов составлял область. Большая община включала в себя жителей нескольких деревень. Деревни, объединенные одной оросительной сетью, составляли «систему сельских общин». Деревенская община была основана коллективом землевладельцев, но допускала индивидуальность крестьянского хозяйства больших и малых семей. Государство помогало иктадарам эксплуатировать крестьян и привлекало на службу членов общинной администрации. Многие деревенские старосты превратились со временем в феодалов. В XIII—XIV вв. изменяется принцип обложения общины, оброки в пользу государства раскладываются в зависимости от размера запашки. Это подтверждают данные о разрушении большесемейных коллективов в деревне. Усиление податной эксплуатации привело к разорению многих -земледельцев, которые превратились в арендаторов-издольщиков.
В Индии сложилась своеобразная система содержания общиной ремесленников ряда специальностей. Ремесленники в кастовом отношении были ниже земледельцев и им полагалось обслуживать общинников. За свою работу они получали долю урожая, а в некоторых случаях и участки земли. Формирование в общине ремесленного населения продолжалось и в XIII—XVI вв. Это социально-экономическое явление связано с заметным прогрессом агрикультуры. Крестьяне собирали 2 урожая в год и почти постоянно занимались земледелием. В этих условиях и происходило выделение все большего числа ремесленников, обслуживающих общину. Деревенское ремесло придавало общине большую устойчивость, усиливало ее автаркию. Это существенно затрудняло развитие феодальных отношений в Индии. В 1526 г. Бабур разбил войска последнего султана и положил начало Могольской империи в Северной Индии.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 9, с. 134.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.