Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

12. Экономика Германии

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Развитие феодальных отношений в Германии происходило неравномерно и в целом медленнее, чем в романизированных странах. Это было обусловлено климатическими условиями, рельефом местности, низким уровнем развития производительных сил, наличием большого количества свободных земель, высокой степенью устойчивости и приспособляемости общины—марки*, переросшей к началу феодальной эпохи из родоплеменной в сельскую, территориальную, и другими факторами.

* Марка — в Средние века в Западной Европе сельская община, в которой пашня была собственностью членов марки, пастбища, леса и другие угодья — общей собственностью.

 

Сказалось и то, что здесь не было рабства, рабовладельческой формации, за исключением лишь западной части страны, которая на рубеже нашей эры попала под власть римлян. Поэтому для Германии характерен не синтезный путь развития феодализма, сочетающий античные и варварские элементы, а переход к феодальному способу производства непосредственно от разложения первобытнообщинного строя. Закрепощение свободных общинников было более затруднительным, чем превращение бывших рабов в крепостных, что наблюдалось в романизированных странах.

Введение германскими завоевателями на этих территориях общинного строя не только замедлило закрепощение, но в некоторой мере и смягчило трудности этого процесса.

Как писал К. Маркс: «Новая община, в которой пахотная земля является частной собственностью земледельцев, в то время как леса, пастбища, пустоши и пр. остаются еще общей собственностью, была введена германцами во всех покоренных странах. Благодаря характерным особенностям, позаимствованным у ее прототипа, она на протяжении всего средневековья была единственным очагом свободы и народной жизни»*.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.—С. 417—418

Равновесие римских и германских начал в Галлии обеспечило утверждение феодальных отношений в VIIIIX вв. В Италии, где отмечалось явное преобладание римских начал, феодализм утвердился в X в., а в Британии, Германии, Скандинавии, где римские начала были либо чрезвычайно слабы, либо отсутствовали вообще, феодальный строй утвердился лишь в XIXIII вв.

12.1. Эпоха раннего феодализма (V-X вв.)

 Аллод свободного германца

На территории Германии формирование предпосылок будущего феодального строя происходило на основе расслоения общины—марки, дифференциации свободных общинников и постепенного подчинения их родовой и служилой знати.

К концу I в. н. э. у германских племен продолжала сохраняться коллективная собственность на землю, но она находилась в пользовании отдельных «больших семей», состоявших обычно jia трех поколений родственников. Периодически производились переделы пахотной земли, но приусадебная земля, на которой стоял дом общинника, видимо, уже являлась его собственностью. Зародышевыми элементами будущего феодального строя, которые впоследствии развивались и крепли на протяжении нескольких веков, являлись также дружинный строй германских племен, наличие свободных, вольноотпущенников и рабов, постепенное формирование патронатных отношений. Правда, раб здесь напоминал скорее крепостного или слугу.

В последующие века процесс дифференциации родопле-менной общины углубляется. На базе значительных племенных групп возникают более или менее крупные народы: у устьев Рейна — фризы, по нижнему Рейну — франки, по среднему и верхнему Рейну — аллеманы, между средним Дунаем и Северным морем, на востоке от Рейна — бавары, лангобарды, саксы и др. В итоге на основе племенных княжеств возникли герцогства: Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, Лотарингия, Фризия. Углубление расслоения связано и с завоевательными походами в пределы Поздней Римской империи, где избираемые на время похода германские короли и герцоги получали земли римских собственников, а также с распространением христианства.

Заключительным этапом превращения родоплеменной общины в соседскую, территориальную, определившим неизбежность установления нового, феодального строя, было возникновение аллода. Это означало, что пахотная земля, бывшая ранее собственностью общины—марки, стала наследственным, хотя и не безусловным владением отдельных семей, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи и другими способами.

Примером послужила не только римская частная собственность на землю, но и прежде всего собственный германский опыт. Так, в тесных долинах Бергского округа, на узких возвышенностях между болотами в Вестфалии, в большинстве альпийских долин рельеф местности изначально обусловил практику передачи земель в наследственное пользование. С возникновением права передачи усадьбы третьим лицам и в других районах Германии разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность, что выразилось в отказе от переделов пахотных земель.

Баварская и Саксонская «Правды»

О подобном развитии процесса, происходящего в разных германских землях с разной скоростью, свидетельствуют многочисленные германские «Правды» — записи обычного права германских племен, составленные между V и IX вв., а также исследования ученых, в том числе работы Ф. Энгельса «Марка», «К истории древних германцев», «Франкский период»*.

* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.

 

В частности, в одном из ценнейших памятников VIVIII вв. в «Баварской Правде» еще просматриваются кровнородственные связи, особая система родства и другие институты родового строя. В случае, если бавар не имел родни, виру (вергельд) получал герцог или патрон, т. е. тот, кому убитый коммендировался (вручал себя) при жизни. В системе штрафов и пеней наряду с уплатой в пользу родственников большую роль играл взнос в пользу фиска. И главное — у баваров, имевших малые семьи, глава был свободным общинником, членом мар-кового союза и собственником аллода.

Аллод свободного бавара как доля в общине-марке уже являлся товаром: земля могла покупаться и дарится. Запрещалось лишь принуждение к продаже и дарению, но этот запрет оставался только на бумаге. Доказать принуждение к дарению или продаже было весьма непросто.

Баварское общество достигло значительной дифференциации. Наряду с весьма зажиточными общинниками, владевшими десятками рабов и приближавшимися по своему статусу к мелким вотчинникам, здесь имелись бедняки и «худшие люди». Свободные бавары утрачивали свободу в результате насильственных похищений с целью продажи в рабство, а такие на основе закладничества личности должника, когда он не мог выплатить высокие виры и штрафы.

Расположенная на юге Германии Бавария уже в VI в. признала верховенство Меровингов. Правда, политически власть Меровингов была в значительной степени номинальной, но баварская знать быстро оценила выгоды христианства как идеологической системы складывавшегося феодального общества. К началу VIII в. христианство окончательно утвердилось по всей территории Баварии. При Карле Великом процесс закрепощения крестьян Баварии ускорился. Продажа, дарение, дробление крестьянского надела—гуфы, королевские пожалования земель светским и духовным феодалам на основе бенефициев, ставших впоследствии (XI в.) наследственными ленами, неизбежно вели к возникновению крупной земельной собственности и утверждению экономической и личной зависимости вчерашних свободных общинников от светских и духовных феодалов.

Система эксплуатации крестьянства, обозначенная в главах «Баварской Правды», показывает, что не существовало резкого различия между феодальными отношениями Баварии и западных областей Франкского государства. Церковь могла превратить общинника в крепостного (серва) за повторное нарушение запрета работать в воскресенье. Повинности крестьян состояли из барщины (полевой, садовой, транспортной и т. п., кладки известковых печей, постройки господских дворов, хлевов, амбаров, сеновалов и т.д.). Крестьяне платили натуральные оброки зерном, льном, медом, курами, яйцами и т.д. Крестьянин вносил особый побор за право пасти скот на общинном лугу. Барщина на церковной земле составляла три дня в неделю, т.е. 50% рабочей недели. Кроме того, в 779 г. во Франкском государстве была введена «большая десятина» — налог (подать) в пользу церкви в размере 1/10 урожая.

После 32-летней войны Карл Великий в 804 г. одержал победу над саксонцами. «Саксонская Правда», записанная на рубеже IX в., но отражающая и более ранние черты саксонского общества, также свидетельствует, что прежнее имущественное равенство давно уже перестало существовать, хотя процесс дифференциации протекал здесь медленнее, чем в Баварии. Документ сообщает о наличии знати (нобили или зделинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лацци или литы). В VIII в. часть фрилингов вступила под патронат знати; участились факты дарения имущества нобилям. Литы находились в зависимости от господина и могли добиться свободы за выкуп. Вместе с тем литы еще не полностью утратили свободу, они правоспособны и дееспособны и даже могли владеть рабами. Таким образом, феодальные отношения у саксов находились еще в зачаточном состоянии, но развитие социальной дифференциации и увеличение числа дарений, чаще, видимо, вынужденных, свидетельствуют о появлении аллода.

В непокорной Саксонии огнем и кровью внедрялось христианство. Карл Великий произвел массовые высылки саксов в глубь Галлии и полностью выселил нордальбингов. Саксонская знать была уравнена в правах и положении с франкскими феодалами. Впрочем, сепаратизм саксонских феодалов упорно держался в течение столетий. Насильно крещенные саксы стали объектом феодальной эксплуатации со стороны государства, своих и франкских феодальных сеньоров.

«Страна тевтонов»

В 843 г. сыновья Людовика Благочестивого на основе Верденского договора поделили земли Священной Римской империи, созданной в 800 г. их дедом Карлом Великим. Земли за Рейном, частично — по Рейну и его правым притокам, Баварию получил Людовик Немецкий. Это Восточнофранкское государство и стало называться «страной тевтонов». В 962 г. Отгон I из саксонской династии восстановил Римскую империю. Впоследствии это событие стали называть «Восстановлением Священной Римской империи». С тех пор государь немецкий будет одновременно и государем итальянским, нередко отдавая непосредственно немецкие дела на откуп светским князьям и королям и на основе инвеституры (ограниченной в 1122 г. светской инвеститурой), т.е. наделением избранного духовного лица землей, — духовным князьям. Стремление немецких королей (императоров) к мировому господству в сочетании с выборностью их курфюрстами (духовными и светскими князьями-избирателями), подтвержденной впоследствии Золотой буллой (1356), на столетия закрепило раздробленность и многовластие в Германии. Если отсутствие немецкого государства до поры сдерживало процесс феодализации, а возникновение — ускорило его, то последующая политическая раздробленность определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии, прикрывала ужесточение крепостничества.

Положение крестьянства

IX в. был периодом интенсивного закрепощения земледельцев — общинников южных районов Германии. В это время к востоку от Рейна сохранялось еще сравнительно большое число свободных собственников своей земли, хотя полностью свободных сел оставалось немного. В XXI вв. зажиточные земледельцы, способные служить в конном войске, пополняют ряды рыцарства. Разница между этими «неблагородными» и «благородными» рыцарями исчезает в XIII в. Обедневшие земледельцы попадали в поземельную и личную зависимость, становясь крепостными — хериге. Существовали и настоящие холопы (лейбайгсне), которые находились в полной власти феодала и входили в состав его дворни. Наконец, в XI в. появилось обобщенное понятие «крестьянин» Bauer, означавшее, что грань между невоюющими земледельцами и не работающими на земле воинами в целом определилась. Свободных крестьян становилось все меньше.

Экономическая раздробленность страны определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии.

Обычные повинности крестьян как на западе, так и на востоке страны — оброки, т.е. рента продуктами. Крестьяне отдавали во двор господина крупный и мелкий скот, птицу, дичь, сало, сыр, молоко, зерно, рыбу, солод, пиво, овощи, мед, воск, дрова, лен, нередко ремесленные изделия — шпоры, бочки, косы, топоры и секиры, мебель, подковы, обувь, шубы и т.д. Другой повинностью была барщина, весьма разнообразная — полевая (урочная или повременная), работа на барских землях, рубка и валка леса, корчевание, выжигание угля, пережог извести, перевозочные и подводные повинности, строительные работы, обслуживание господского двора — от приготовления пищи, уборки помещений до обязанности кормить грудью детей феодала.

Чрезвычайно тяжкой повинностью являлась десятина, которую нередко собирали не только духовные, но и светские феодалы. Наряду с этим взимался смертный побор — передача господину части имущества умершего крестьянина (обычно скота). Этот побор, именуемый третиной, нередко распространялся и на «свободных» крестьян. В северо-западной Германии крепостные крестьяне платили не применявшуюся на востоке поголовную подать и смертный побор не только скотом, но и одеждой. В южных и юго-западных районах барщина лишь редко заменялась денежной рентой.

Производительные силы

В период становления феодализма в Германии господствовало натуральное хозяйство. Урожаи были невысокими. Во времена Каролингов появились водяные мельницы, на которых мололи пшеницу, благодаря чему заметно повысилась грузоподъемность телег и повозок, ветряные мельницы, ставшие вскоре обязательной принадлежностью сельского ландшафта. Изредка применявшаяся трехпольная система в XIIXIII вв. станет господствующей. И хотя производительные силы оставались низкими, основанными на рутинной технике, формирующийся феодализм обеспечил более высокую производительность труда, чем рабовладельческий строй, о чем наглядно свидетельствуют отделение ремесла от сельского хозяйства и начавшийся процесс дополнения военных, административных и культовых функций городов функций ремесленного товарного производства и торговли. 

12.2. Эпоха расцвета феодализма (XI - конец XV вв.)

 Феодальная иерархия. «Порядок щитов»

К концу XI — началу XII вв. немецкая деревня стала в целом феодальной. Население разделилось на свободных и феодально зависимых или крепостных крестьян. Свободные, в свою очередь, делились на две ограниченные сословные группы: на свободных «благородного» происхождения господ и на свободных, но «неблагородных лиц шеффенского сословия».

К первой сословной группе относились духовные и светские князья, графы, рыцари, т.е. крупные феодальные земельные собственники. Вторую сословную группу составляли свободные землевладельцы — шеффены, чиншевики*, ландзассы (поселенцы), свободные от всяких крестьянских повинностей или платившие так называемый свободный чинш** и судебный налог и именуемые лицами шеффенского сословия, так как были подсудны шеффенскому суду, а также обязывались и допускались к исполнению функций присяжных заседателей. Отсюда и название: Die Schoffen — присяжные.

* Чиншевик — свободные оброчные держатели в юго-западной Германии в XIII в.

** Чинш — денежная, реже натуральная, фиксированная рента в пользу сеньора.

 

Сложившаяся в предыдущий период феодальная иерархия к началу XIII в. получила официальное закрепление в «порядке щитов». Всего было установлено семь военных щитов, указывавших ранг (место), к которому относилось данное лицо в системе феодальной иерархии. Обладатели первых шести щитов пользовались ленным правом и имели право владеть леном*.

* Лен (феод) — частное землевладение, свободно отчуждаемое и наследуемое.

 

Возглавлял феодальную лестницу король (император), считавшийся сюзереном, обладателем верховных державных прав, «судьей над земельной собственностью и леном, и над жизнью каждого». Прямыми вассалами короля являлись князья — «непосредственные чины империи», имевшие своих вассалов. Королю принадлежал щит первого ранга. Щит второго ранга принадлежал духовным князьям — епископам, аббатам и аббатиссам, третьего — светским князьям, если они становились вассалами епископов, четвертого — графам, пятого — рыцарям, шестого — субвассалам рыцарей. В пятый ранг «Саксонское зерцало»* включало «лиц, могущих быть шеффенами». Седьмой щит принадлежал «свободным людям, рожденным в браке», и ленного права не давал. Щит снижался на одну ступень, если феодал, как это часто бывало со светскими князьями, становился вассалом равного себе по чину лица.

* «Саксонское зерцало» — сборник германского права. Составлен в 1221—1225 гг.

 

Лены и ленное право

Лены различались по рангу и назначению. В лен могли отдаваться не только земли, но и сан, должности, взимание десятины, пошлин, чеканка монеты и т.д. Имелись лены имперские, церковные, судебные, городские. В число имперских входили и церковные — «скипетроносные» и «знаменные» лены, передаваемые светским князьям, должностные, чеканка монеты и др. Наряду с ленами, находящимися во владении «благородных» феодалов, существовала категория «неблагородных ленов» — лены сельских старост и даже «крестьянские лены», держание которых было связано с определенными повинностями. Вместе с тем леном признавалось лишь то, что феодал получал в качестве вассала. Феодал мог наделить своего служивого человека (министериала) именем, но такая сделка, разъясняет «Саксонское зерцало», совершалась не по ленному, а по домениальному (земскому) праву, так как являлась передачей служебной.

Ленная система в Германии сложилась в полной мере и стала государственной системой земельных отношений уже в XII в. В наследственные лены превратились графства. Даже многие аллоидальные владения территориальных князей и графов стали ленами. Сохранившиеся еще у крупных территориальных владельцев аллоидальные земли инкорпорировались (присоединялись) в ленную систему, сохранив лишь свой юридический титул владения. Феодальное землевладение приняло характер ленной системы, сформировалось ленное законодательство.

Ленное право регулировало вес стороны отношений собственников и держателей ленов, организации сельскохозяйственных работ на ленных территориях, определяло устройство общественной жизни страны. Особенно тщательно ленное право разграничивало, что и в какие сроки надлежало получать собственникам и держателям лена.

Некоторое ослабление крепостничества

Середина XIII в. стала временем решительного поворота к лучшему в жизни немецкого народа, особенно в положении крестьянства. Значительные массы крестьянства получили личную свободу либо в связи с крестовыми походами, либо откупившись от господина. Некоторые феодалы, уходя в поход, отпускали своих крестьян на свободу; сотни дворянских родов исчезли, а их крестьяне добились свободы. Но главная причина ослабления крепостничества до уровня простой зависимости диктовалась необходимостью освоения целинных земель, а при старых способах обработки увеличить доходы феодала можно было лишь на основе полюбовного соглашения с собственными крестьянами и пришлыми колонистами. В восточной части Германии, в захваченных за Лабой славянских землях, немецкие крестьяне-переселенцы были освобождены от барщины и платежей на ряд лет, пользовались льготами и привилегиями. Иначе нельзя было привлечь на восток рабочие руки. В этих условиях феодалам пришлось дать личную свободу зависимым крестьянам всей Северной Германии. В Саксонии и соседних северо-западных областях с XIII в. создавалось мелковотчинное феодальное хозяйство, развивалась майерская (майер — управляющий) аренда.

Города

Лишь немногие города Германии были римского происхождения. Огромное большинство немецких городов возникло в XI - XIII вв.

В XII в. в Германии насчитывались сотни городов, а в XIIIXIV вв. возникло около 700 новых городов. Средним считался город с населением 10—15 тыс., крупным — 25 — 35 тыс., мелким — 1 — 5 тыс.

Первоначально население городов составляли крепостные, бежавшие от своих господ. Они принесли в города начала маркового строя и древнего народоправства в виде городского веча (бурдига). Но город стоял на земле духовного или светского сеньора, который осуществлял в нем правосудие, взимал поборы, требовал от горожан явки в поход. Постепенно власть сеньора подавила народные собрания.

 

Торговая контора в Аугсбурге

 

Горожане боролись за сокращение феодальных поборов, торговые привилегии, право на городское самоуправление. Эта борьба горожан проходила в форме коммунальных революций. Нередко города опирались на поддержку императоров, заинтересованных в ослаблении сеньоров и понимавших роль и значение города как источника финансовых и человеческих ресурсов. К началу XIV в. большинство городов добилось независимости от сеньоров, но власть оказалась в руках городской аристократии — крупных купцов, домовладельцев, ростовщиков и землевладельцев, так называемых аусбюргеров. В XV в. этот верхушечный слой города стал называться патрициатом.

Цехи

Основой жизни города было товарное производство — ремесло и продажа изделий. Как и везде в феодальной Европе, формой организации ремесленного производства был цех. Первые дошедшие до нас уставы немецких цехов относятся к XIVXV вв., хотя цехи возникли значительно раньше, в XIXII вв. В ремесленных мастерских было занято два-четыре человека, считая и мастера. Исключение составляли более многочисленные строительные организации. Уставы регламентировали отношения мастеров, подмастерьев и учеников, сроки и условия ученичества; определяли количество, объем и качество производимой продукции, ее внешний вид, упаковку и т.д. Одновременно цехи выполняли функции касс взаимопомощи, заботились о вдовах и сиротах, несли охранную и пожарную службу, защищали стены родного города, активно участвовали в религиозной жизни.

 

Печать цеха пекарей

 

Многие владельцы мастерских были кустарями и работали на мастера-предпринимателя, снабжавшего их сырьем и обеспечивавшего сбыт готовой продукции. В текстильном (шерстоткацком) и металлическом производствах нередко к работе подключали сельских и иногородних кустарей.

Таким образом, в XIVXV вв. в немецких городах появились децентрализованные мануфактуры, хотя мастер-предприниматель по крайней мере на первых порах еще активно участвовал в производстве.

Документы свидетельствуют о происходящей дифференциации городского, в том числе ремесленного населения. Имелись цехи богатые и бедные, цехи, пользующиеся уважением, и цехи «презренные». Особенно незавидным было положение многочисленных подмастерьев и учеников, составляющих 55 — 60% городского населения. В конце XV в. 65% ремесленников крупных городов уплачивали налоги по двум самым низким ставкам. В то же время уже в середине XIV в. менее 6% городских налогоплательщиков уплачивали поимущественно-подоходный налог более чем с половины общей оценки имущества, что свидетельствовало о высокой концентрации собственности.

В XIIIXV вв. во многих городах (Кёльне, Вормсе, Улъме, Гамбурге и др.) происходили цеховые восстания — цеховые революции против патрициата. Но лишь в редких случаях (Кёльн, 1396) цехам удавалось захватить магистрат. Иногда цехи вынуждали патрициат разделить власть с цеховой верхушкой. Низшие слои города (плебейство) нередко активно поддерживали цеховые восстания, но никогда не получали власти и не добивались хлеба и права.

В конце XIV — начале XV вв. возникает категория «вечных подмастерьев» — одна из составных частей формировавшегося предпролетариата. Защищая свои экономические права, подмастерья создавали тайные братства, проводили забастовки в масштабах цеха, города или нескольких городов. Подмастерьев секли плетьми, клеймили, бросали в тюрьмы, увечили. Мастера применяли локауты*, систему «черных списков».

* Локаут (от англ, запирать дверь) — одна из форм борьбы предпринимателей против ремесленников, рабочих — закрытия предприятий с целью получения согласия рабочих на худшие условия.

 

Союзы городов. Ганза

В смутную эпоху междуцарствия и «кулачного права» для защиты жизни и имущества создаются союзы городов. В 1254 г. возник Рейнский союз городов (Майнц, Вормс, Оппенгейм и др.). Через два года он объединил до 100 городов и более 30 князей, но внутренние противоречия вскоре привели к распаду союза. Он возродится вновь почти через сто лет вопреки «Золотой булле»*, которая запретила городам объединяться в союзы, и в 1381 г. сольется с возникшим в 1376 г. Швабским союзом городов. Швабско-Рейнский союз, созданный для борьбы с налоговыми притеснениями во времена Карла IV, объединил свыше 80 немецких и швейцарских городов. Против объединения городов выступили рыцарские союзы и поддерживающие их князья во главе с императором. В 1388 г. Швабско-Рейнский союз городов потерпел военное поражение у Вормса и распался.

* «Золотая булла» 1356 г. — принята имперским сеймом, утверждена императором Карлом IV. Способствовала политической раздробленности Германии.

 

Одновременно с городскими союзами в Южной Германии складывались союзы по защите торговли в Северной Германии. В состав союза северных городов входило более 90 городских общин. Это была знаменитая Великая немецкая Ганза (первоначальное значение готского слова «ганза» — толпа, впоследствии — союз купцов за границей). Официальное наименование Ганзы — «Der gemeine deutsche Kauffmann», т.е. «Общенемецкое купечество».

 

Ганзейская печать Грейфсвальда, получившего статус города в 1250 г.

 

Возникновение союза относится к XIII в., когда группы купцов из северонемецких городов создали Лондонскую Ганзу, ведущим городом которой был Кёльн. Уничтожение немецкими феодалами независимости полабских и поморских славян и татаро-монгольское нашествие разрушили торговлю Русских земель. Возникшую брешь и заполнила Великая немецкая Ганза, воспользовавшись ослаблением славянской заморской торговли. Организационно-политическое оформление союза состоялось в середине XIV в. В состав Ганзы входили города, расположенные на побережьях Северного и Балтийского морей, и ряд городов на реках, впадающих в эти моря. В период могущества Ганзы в нее входили некоторые нидерландские города. Ядром Ганзы были Гамбург, Любек и Бремен. Ганза имела конторы в Лондоне, Бергене, Новгороде, Пскове, Полоцке и многих других городах.

Торговля Ганзы была посреднической: из славянских и скандинавских стран в Западную Европу вывозились сельскохозяйственное сырье, лес, пушнина, деготь, соль. Ганзейцы жестоко эксплуатировали датских и норвежских рыбаков, снабжая сельдью почти всю Европу. На рынки скандинавских стран, Польши и Северной Руси шла ремесленная продукция Запада, восточные пряности, виноградные вина, лекарства. Но Ганза была не только торговым союзом, она имела и черты государства, вела войны за сохранение и утверждение своих торговых прав и привилегий. В частности, в 1369 г. Ганза в союзе со Швецией одержала победу над датчанами, получив ряд замков на побережье и право вето при избрании датских королей. Однако в связи с разобщенностью Германии у Ганзы не было ни политических, ни хозяйственных связей со Швабско-Рейнским союзом городов.

Столицей Ганзы был Любек. Здесь собирались съезды — ганзтаги\ решения, принимавшиеся большинством голосов, скреплялись печатью Любека. Рост экономической и политической мощи Англии, Дании, Швеции, Русского государства, отчасти Польши довольно быстро привел к упадку Ганзы, а экономические последствия Великих географических открытий, резко ослабившие значение средиземноморской торговли и соответственно торговли южногерманских городов, окончательно погубили Ганзу. Последний ганзтаг состоялся в 1669 г. Наследницей Ганзы в балтийской и северноморской торговле стала Голландия.

Сыграв важную роль в экономическом укреплении Германии, союзы немецких городов не смогли обеспечить городам руководящую роль в политической жизни страны.

Начало переворота в аграрных отношениях

Состоявшиеся к середине XIV в. расцвет торговли и экономический подъем городов заставили духовных и светских феодалов искать новые денежные источники, что обусловило новый натиск на права общины-марки и стало началом переворота в аграрных отношениях, который продолжится и в первые десятилетия XVI в. Предметом первоочередной заботы феодала стала борьба за получение от марки права преимущественного пользования общинными лесами, лесными и другими пастбищами, а затем и полный их захват. Причина проста и очевидна: городам, районам развивающегося горного дела, судостроения, солеварения и виноградарства требовались строительные материалы и топливо; цеховое ремесленное производство нуждалось в овечьей шерсти.

Община постоянно заботилась об охране и восстановлений общинных лесов и лесных пастбищ, устанавливала нормы выпаса. Обычно «полное право» на выпас не превышало четырех* шести голов, но иногда и 12 и даже 24 голов. «Полным правом» обладали зажиточные крестьяне, «половинным» — беднота, «четвертным» — не член марки. Крестьянин мог продать свое право на недостающее количество скота. Свиноводством занимались преимущественно крестьянские хозяйства. Известно, что в 1437 г. только в сравнительно небольшом лесу Лусхарт, расположенном между Брухзалем и Филиппсбургом (Баден-Вюртембург), паслось более 43 тыс. свиней. На рынок города Оснабрюка только в 1490 г. крестьянами было пригнано не менее 25 тыс. голов свиней.

Хищническая вырубка лесов, замена дубовых и буковых лесов (желуди и орешки для свиней) хвойными заставила крестьян отказаться от пастбищного и перейти к более трудоемкому стойловому содержанию свиней в хлевах, заменить свиней прежней полудикой породы новой породой, «белоснежной». Свиньям теперь скармливали ячмень, отруби, макуху. Все это подорвало престиж свиноводства, сократилось товарное производство. Вплоть до появления в XVIII в. новых эффективных кормов — картофеля и кукурузы — свиноводство перестало быть ведущей отраслью скотоводства.

Параллельно с захватом общинных лесов и лесных пастбищ феодалы развернули наступление на общинные пастбища для крупного скота. Если до XIII в. на общинных пастбищах паслось единое стадо с общим пастухом, то во второй половине XIII в. феодалы отвоевали право на отдельного пастуха. С течением времени крестьяне утрачивали возможность и право контроля над размерами господского стада, пасущегося на общинных пастбищах, а феодалы постепенно присваивали себе право выпаса всего скота, преимущественно овец, на скошенных крестьянских наделах, а также право беспрепятственного прогона феодальной отары через крестьянские наделы.

Право на строительство овчарни и на выделение пастбищ для овец довольно рано стало привилегией территориальных князей. Устраивая собственные овчарни, они все чаще продавали и передавали это право земельным собственникам или владельцам поместий, а иногда и отдельным сельским общинам. Овцеводство быстро приобрело товарный характер. Не случайно весеннюю стрижку овец называли первым урожаем в году. Развитие овцеводства потребовало появления арендатора-овчара, который фактически стал издольщиком, первым представителем предпринимательского капитала в деревне. Доля в арендуемом хозяйстве стала его капиталом, благодаря которому овчар получал прибыль. В погоне за прибылью феодалы и овчары нарушали прогонное право, сжигали и истребляли под пастбища хорошие леса, насильственно вторгались в крестьянские пастбища, вытесняли крестьян с пашни.

Наступление феодалов и овчаров-арендаторов на общинные пастбища в конечном счете привело к возникновению луговодства в подлинном смысле слова, включая всевозможные подготовительные и строительные работы и обводнение лугов, а также к распространению пастьбы по жнитве и внедрению четырехполья. Так как в Германии в XIVXVI вв. еще не знали черного пара, то четвертое поле в течение 6—12 лет отдыхало и использовалось как пастбище. Алчность феодалов обусловила также вынужденный переход от пастбищного к стойлово-пастбищному выпасу скота. Так называемая пастбищная корова была вытеснена стойловой коровой, дававшей в два раза больше молока. Вошла в практику торговля сеном, которое продавали уже не возами, а в кубических измерениях. Богатые крестьяне вынуждены были покупать у своих односельчан навоз. Кстати, по величине кучи навоза судили о зажиточности крестьянина. Нередко с тех пор крестьянский двор назывался в документах просто «навозом».

Развитие городов обусловило в XIVXVI вв. качественный рост огородничества и садоводства, приобретших товарный характер. Франкфурту-на-Майне, Аусбургу и Нюрнбергу принадлежала пальма первенства в выращивании цветов и цветочных семян для рынка. 

12.3. «Второе издание» крепостничества

 Экономические причины Реформации и Крестьянской войны

Реформация — массовое народное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся крупнейшим земельным собственником и главной идеологической опорой феодального строя. Реформация, следовательно, означала выступление против одной из экономических основ феодализма. Закономерно, что родиной Реформации стала Германия — страна уже начавшегося, но задержанного и затруднительного раннекапиталистического развития, страна, которая в силу своей политической раздробленности наиболее страдала от посягательств папской церкви. Реформация противопоставила национальную государственность космополитической организации католицизма.

В последней четверти XV — начале XVI вв., несмотря на пестроту экономического развития и хозяйственную разобщенность, в стране отмечались ощутимые элементы хозяйственного прогресса, обусловленные развитием рынка. Успехи Германии в горном деле, стеклоделии, текстильном производстве, в области строительного дела, книгопечатания вызывали заслуженное восхищение современников. В деревне продолжался аграрный переворот, начавшийся во второй половине XIV в. и нацеленный на утверждение товарного овцеводства, огородничества, садоводства. Правда, Великие географические открытия уже предопределили крушение средиземноморской торговли, но до середины XVI в. это еще не коснулось экономики Германии.

Вместе с тем, товарно-денежные отношения, вторгаясь в полупатриархальный быт, порождали не только торгово-промышленное предпринимательство, но и видоизменения традиционных способов эксплуатации. Во многих районах Германии восстанавливается личная крепостная зависимость крестьян от феодалов. Луга, леса и водоемы изымаются из общинного пользования. Сочетая грубое насилие с юридическими и ростовщическими хитростями, феодалы захватывали общинные земли, дробили их и тут же продавали в рассрочку ими же ограбленным крестьянам. Крестьянина могли выпороть за то, что его скотина забрела на только что отчужденное пастбище, приговорить к смерти за ловлю раков в «господском ручье».

В условиях разложения феодализма и зарождения элементов раннего капитализма духовные и светские феодалы облагали города все новыми налогами, доводя до нищеты городские низы и нанося серьезный ущерб другим слоям, в том числе и предпринимательским. Прибыль, полученная посредством едва народившейся раннекапиталистической эксплуатации, уходила на пошлины и налоги. Города наводнили разорившиеся и изгнанные с мест крестьяне, которых не могли принять маломощные ремесленно-мануфактурные производства.

С XII в. началась торговля индульгенциями, которая служила средством обогащения духовенства. Однако объявление папой Юлием II (1505) сбора денежных пожертвований на строительство нового здания собора св. Петра и появление в 1517 г. в Магдебурге папского субкомиссара и бранденбургского инквизитора Иоганна Тецеля, организовавшего продажу индульгенций по правилам доходной коммерции, стало той каплей, которая переполнила чашу терпения.

Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Сам Лютер, которого Маркс назвал «старейшим немецким политико-экономом»*, считал, что крепостное право не противоречит «священному писанию» и впоследствии призовет земельных правителей-государей (в то время в Германии их было около тысячи) вешать восставших крестьян «как бешеных собак». Будучи идеологом мелкого предпринимателя (бюргера и крестьянина), Лютер защищал терпеливого и энергичного хозяина, который стимулирован рынком, но обирается более крупными и ловкими экономическими хищниками. Именно Лютер напомнит давно забытое изречение из Второго письма Павла к фессалоникийцам: «кто не работает, да не ест». Выступление Лютера против индульгенций всколыхнуло всю Германию. В рамках Реформации началась Великая крестьянская война (1524—1526), ставшая ответом крестьянских масс на усиление феодального гнета.

* Маркс К., Энгельс Ф. Т.46, Ч. II. —С. 430.

 

Единства антипапистского движения не было, что подтверждается наличием бюргерско-умеренных, бюргерско-радикальных, дворянских и крестьянско-плебейских программ. Наиболее радикальные требования, опережавшие время и возможности восставших, выдвигал вождь народного движения Томас Мюнцер, автор «Статейного письма», требовавший полного уничтожения господ и переворота в социальных отношениях, установления народовластия. Мюнцер считал, что «все должно быть общим достоянием».

Более умеренная программа «12 статей» швабско-шварцвальдских крестьян предлагала сократить барщину и оброк, отменить личную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья, дать каждой крестьянской общине выборного священника, ликвидировать малую церковную десятину, а большую десятину расходовать на общественные нужды и жалованье священнику, отменить посмертный побор.

Более умеренной и буржуазной по своему содержанию была «Гейльброннская программа» крестьян Франконии, но и она требовала освобождения крестьян от личной крепостной зависимости, конфискации церковных имений, введения единства монеты, мер и веса.

Крестьянская война была жестоко подавлена. За несколько недель мая 1525 г. в сражениях и расправах было убито более 100 тыс. крестьян. Победу в жесткой борьбе за Реформацию в конечном итоге удалось одержать бюргерско-княжеской Реформации, использовавшей незрелость сословно-классовых конфликтов.

Поражение восставших означало победу сеньориальной реакции и усиление крепостничества. Секуляризированные церковные земли перешли к князьям. На восточных землях расширялась господская запашка и увеличивалась барщина. На западе и юго-западе страны сохранялись мелкие хозяйства крестьян и преобладала оброчная эксплуатация. Положение крестьянских масс усугубила Тридцатилетняя война (1618—1648). Разоренные крестьяне сами вынуждены были искать покровительства у помещиков. Ф. Энгельс отмечал, что после Тридцатилетней войны «свободный крестьянин стал такой же редкостью, как белая ворона».

В XVIIXVIII вв. крепостное право в Германии стало принимать особенно тяжелые формы. Крепостные крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу, и переходили с землей к новому господину при покупке, дарении, завещании, закладе земли. Крестьянина можно было проиграть в карты и продать, заложить и отдать внаем. В XVIII в. барщина увеличилась до пяти-шести дней в неделю; крестьянину оставалась для работы на себя только ночь. Особенно тяжелой была барщина в Пруссии, где были заложены основы будущего прусского пути развития капитализма.

 

Вопросы для повторения

1. Объясните, почему становление феодализма в Германии происходило медленнее, чем в других западноевропейских странах.

2. Расскажите о формировании основных классов и сословий феодальной Германии.

3. Охарактеризуйте систему ленных отношений в Германии.

4. В чем заключались основные повинности крепостных крестьян?

5. Перечислите факторы, способствовавшие возвышению и последующему падению Ганзы.

6. Объясните причины и содержание начавшегося аграрного переворота.

7. Расскажите об экономических причинах Реформации и Крестьянской войны.

8. В чем вы видите причины «второго издания крепостничества»?

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент

Список тегов:
феодализм в германии 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.