Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Глава 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ

СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

С точки зрения содержания современные эфирные телеканалы условно подразделяются на универсальные, иногда называемые профессионалами «дженералистскими» (от англ, general общий, универсальный), тематические и специализированные. Некоторые медиаэксперты объединяют тематические и специализированные каналы в одну группу нишевых, считая, что их концепции по сути похожи и одинаковым образом противостоят концепции универсальных каналов. Универсальные телевизионные каналы традиционно являются лидерами рынка, поскольку в их задачу входит максимизация аудитории. Универсальные каналы отличаются всесторонней (или достаточно широкой) программной политикой, предлагающей зрителям программы различных жанров в течение длительного периода времени. К ним могут относиться как коммерческие ( NBC , CBS , ABC в США, ITV в Великобритании, France- 1 во Франции), так и общественные каналы (британский ВВС-1, итальянские RAI -1 и RAI -2, немецкие ARD и ZDF).

Производя различные программы для различных аудиторий, современные телеканалы должны осознавать свои сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам, четко позиционировать себя. Исходя из этой необходимости, многие универсальные телеканалы – в противовес нишевым – все чаще предлагают зрителям программную концепцию «потока» ( flow ), собирающую вместе программы широкого спектра тем и жанров и предлагающую их зрителям как всестороннюю услугу. Программная концепция «потока» ориентируется на самые различные запросы аудитории и, естественно, нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании в ответ на изменение требований аудитории. Успех этой стратегии определяется рядом факторов. Среди них выделяются экономические возможности телеканалов обеспечить полноту и многомерность «потока», сезонная гибкость (например, создание «летних» или «рождественских» программных стратегий), умение стимулировать потребление своих программ и отбирать у конкурентов инициативу. Большая часть общественных телеканалов, а также американские телесети в своей деятельности используют программную концепцию «потока».

Нишевые каналы позиционируют себя в определенной нише – тематической или жанровой. С экономической точки зрения нишевые каналы обладают преимуществом узкой направленности на целевую аудиторию. Так, новостной канал Euronews рассчитан на европейских интеллектуалов, музыкальный канал MTV адресуется молодежи, стиль поведения и потребления которых хорошо изучен рекламодателями. К любителям спорта обращается ESPN , и его аудитория – мужчины в возрасте 25 – 49 лет – также хорошо изучена рекламодателями. Нише вые каналы могут действовать в самых разных секторах – кино, новости, погода, мода, развлечения. Однако конкуренция среди нишевых каналов также значительно высока, поскольку многие из них, несмотря на тематические различия программ, обращаются к одним и тем же сегментам аудитории. Так, спортивные и музыкальные каналы стремятся привлечь молодежь, каналы художественных фильмов, моды, развлекательных программ – женскую аудиторию, новостные каналы, каналы программ о путешествиях или открытиях рассчитаны на образованную и хорошо оплачиваемую аудиторию.

Именно поэтому многие нишевые каналы стремятся внести в свою деятельность значительную долю новаторства, которая позволила бы им отличиться от других каналов. В связи с этим говорят о концепции «редакционной стратегии», которая подразумевает наличие программ с четкой редакционной идентичностью, отличающей именно этот канал. Такая концепция часто ассоциируется с CNN , поскольку именно этот канал создал оригинальный, отличный от других стиль представления новостей и программ на актуальные политические темы. Другим показательным примером может быть музыкальный канал MTV , оригинальный не столько в своих музыкальных программах, сколько в продвижении своего фирменного стиля общения и жизни. Для значительной части своей аудитории MTV важен сегодня не как средство проведения свободного времени, а как авторитет, влияющий на формирование жизненных ценностей.

В основе программной политики телестанций лежат факторы стратегические и тактические. Стратегия телекомпании предполагает планирование ее деятельности и управление ею в течение длительного времени. Тактика вырабатывается на относительно короткий период времени для решения стратегических задач с учетом множества конкретных специфических обстоятельств – состояния рынка, интересов и запросов аудитории и т.п. При программировании телевещания учитывается также примерный распорядок дня аудитории (табл. 20).

Таблица 20

Суточный цикл будних и воскресных дней

Время суток

День недели, часы

Раннее утро

Понедельник – пятница, 6.00 – 9.00

Дневное время

Понедельник – пятница, 9.00 – 16.30

Ранний вечер

Понедельник – пятница, 16.30 – 19.30

Предпрайм-тайм

Понедельник – пятница, 19.30 – 20.00

Прайм-тайм

Понедельник – пятница, 20.00 – 23.30

Выходные дни, 19.00 – 23.30

Поздний вечер

Все дни недели, 23.30 – 01.00

Утро

Выходные, 08.00 – 13.00

Дневное время

Выходные, 13.00 – 19.00

Источник : Уэллс У., Вернет Д., Мориарти С. Реклама. Принципы и практика. СПб: Питер, 2001. С. 394.

Важной причиной, объясняющей высокий спрос на американские телепрограммы за границей, становится привычность американского стиля телеиндустрии. Эта традиция имеет даже более давнюю историю, чем история ТВ, поскольку зрители всего мира начали знакомиться со стандартами и ценностями американской массовой видеокультуры благодаря фильмам Голливуда уже с 1920-х годов. Наконец, третьей причиной, приводящей к активному проникновению американской телепродукции на телерынки других стран мира, является повсеместное использование английского языка. В эпоху глобализации языковой фактор, может быть, и не является главным, однако он дополнительно мотивирует выбор зрителей, что особенно актуально в небольших странах с ограниченными ресурсами в телеиндустрии.

Многие эксперты в США считают, что в результате интенсивного американского телеэкспорта телевизионные рынки вне США получают существенные экономические преимущества. Экспорт предоставляет им доступ к наиболее рейтинговым телепрограммам за небольшую часть их первоначальной цены. Для американских же телепроизводителей экономическая выгода очевидна: у них появляется возможность при небольших дополнительных затратах получить большие предельные доходы.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел журналистика











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.