Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Торгильссон А. Книга об исландцах

Ари Торгильссон по прозванию "Мудрый" (Ari inn fri orgilsson, 1067-1148 гг.)
считается основоположником исландской исторической литературы и одним из отцов
исландской литературы в целом. Как свидетельствует об Ари Снорри Стурлусон: "Он
был первым человеком здесь в стране, кто на северном языке записал истории
древности и современности". Конечно, судя по его сохранившимся произведениям,
его талант скорее выражался в исторических исследованиях, чем в литературном
творчестве, хотя его проза прозрачна и адекватна его намерениям. В отношении
фактов исландской истории единственным источником Ари была устная традиция, т.
е. свидетельства очевидцев. Но тем не менее, проза Ари заслуживает большого
доверия: в те времена, когда в ходу было множество полуисторических традиций,
Ари ничего не принимает без наилучших имеющихся доказательств, которые он обычно
цитирует.

Книга об исландцах (slendingabk)

Произведение священника Ари Мудрого

Пролог

"Книгу об исландцах" я написал вначале для наших епископов, Торлака [[1] Торлак
Рунольвссон (1085-1133), епископ Скальхольта с 1118 г.] и Кетиля [[2] Кетиль
Торстейнссон (1074-1145), епископ Холара с 1122 г.], и показал им обоим и
священнику Сэмунду [[3] Священник Сэмунд - известен как Сэмунд Мудрый Сигфуссон
(1056-1133), автор несохранившихся исторических произведений на латинском языке.
Раньше ему приписывалась "Старшая Эдда" , и до сих пор "Поэтическую Эдду" часто
называют "Эддой Сэмунда", чтобы отличить её от "Эдды Снорри" .]. И так как в
чём-то она им понравилась в таком виде, а в чём-то они захотели добавлений, то я
переписал её в том же духе без родословных и житий конунгов и пополнил тем, о
чём позже я узнал получше, и теперь в этой книге рассказано полнее, чем в той.

А всему, что неверно сказано в этих писаниях, следует предпочесть то, что
окажется вернее [[4] Кстати, это - одна из самых знаменитых цитат во всей
древнеисландской литературе. Её Хеймир Паульссон в шутку сравнивает с подобными
фразами современных авторов: "Я благодарю тех и тех коллег, которые мне
помогали, но если в книге остались ошибки, то это - только моя собственная
вина..."].

А если в этих записях что-то неверно, то тому должно предпочесть то, что
проверено, как наиболее правильное.

Уппландский конунг Хальвдан Белая Нога, сын шведского конунга Олава Дровосека,
был отцом Эйстейна Грома, отца Хальвдана Щедрого на Золото и Скупого на Еду,
отца Гудрёда Конунга Охотника, отца Хальвдана Чёрного, отца Харальда
Прекрасноволосого, что первым из этого рода стал единым конунгом над всей
Норвегией.

В этой книге содержатся главы:

1. О заселении Исландии ;

2. О первопоселенцах и принятии законов ;

3. О создании альтинга ;

4. О календаре ;

5. О делении на четверти ;

6. О заселении Гренландии ;

7. О том, как в Исландию пришло христианство ;

8. Об иноземных епископах ;

9. О епископе Ислейве ;

10. О епископе Гицуре .

Начало рассказа об исландцах

1. О заселении Исландии

Исландия впервые была заселена из Норвегии в дни Харальда Прекрасноволосого,
сына Хальвдана Чёрного, в то время - по мнению и подсчётам моего воспитателя
Тейта [[5] Тейт Ислейвссон (ок. 1044-1110 гг.).], мудрейшего человека, которого
я знал, сына епископа Ислейва, и брата моего отца Торкеля, сына Геллира, который
многое помнил, а также Турид, дочери Снорри Годи, которая была как очень умной,
так и нелживой женщиной, - Ивар, сын Рагнара Кожаные Штаны, велел убить
английского конунга Эадмунда Святого [[6] Эадмунд, король Восточной Англии, был
убит в 870 г. датчанами под предводительством Ингвэра (в соответствии с
древнеанглийской традицией). К этой дате Ари часто обращается для того, чтобы
связать хронологически историю Исландии с европейской историей. Имя Ingwr
соответствует древнеисландскому Yngvarr, это имя было спутано с Inwr (др.-исл.
varr), именем одного из сыновей Рагнара Кожаные Штаны. Этот Рагнар, герой
полулегендарной "Саги о Рагнаре Кожаные Штаны", был знаменитым датским викингом,
предводителем множества викингских походов, самым известным из которых была
атака Парижа в 845 г. Согласно скандинавской традиции, Рагнар был схвачен во
время похода в Нортумбрии, и по приказу короля Эллы его кинули в яму со змеями.
Этот Элла, возможно, идентичен нортумбрийскому королю Эллу, убитому сыновьями
Рагнара в 866 г.], а то было восемьсот семьдесят лет после рождества Христова
[[7] Эта дата (870 г.) расходится с данными "Книги о занятии земли", которая
соотносит поселение Ингольва в 874 г. Неясно, какая дата правильна, хотя
большинство авторитетов придерживаются 874 г.], по тому, как написано в саге о
нём [[8] "Сага" об Эадмунде - скорее всего, его жизнеописание на латинском языке
пера Аббо из Fleury (ок. 980 г.). Имеется его превосходный пересказ на
древнеанглийском языке в "Житиях святых" Элфрика.].

Ингольвом [[9] Ингольв Арнарсон - норвежец, первый поселенец Исландии, прибыл в
Исландию из западной Норвегии примерно в 874 г.] звали норвежца, который, как
истинно говорят, впервые приехал оттуда в Исландию, когда Харальду
Прекрасноволосому было шестнадцать зим [[10] Даты жизни Харальда
Прекрасноволосого неясны. Исландские источники, основывающиеся на хронологии
Ари, предполагают 850-933 гг., но сейчас обычно принимается, что он жил много
позже, возможно, 865-948 гг. Согласно "Кругу Земному" Харальду было десять лет,
когда он наследовал своему отцу.], а в следующий раз несколькими зимами позже.
Он поселился на юге в Заливе Дымов. По его имени названы Мыс Ингольва на восток
от Минтачной Косы [[11] Минтачная Коса - происхождение названия объяснено в
"Книге о занятии земли". На корабле Хьёрлейва, двоюродного брата Ингольва, были
проблемы с питьевой водой, и ирландские рабы для утоления жажды в море
приготовили нечто вроде густого напитка, смешав вместе муку (гэльск. min) и
масло. Но затем пошёл дождь, и на тенте оказалось много воды, из-за чего минтак
прокис, и его выбросили за борт. Поэтому это место, куда минтак снесло течением,
и получило такое название (slensk Fornrit, 1, 45). Минтак, возможно,
соответствует ирландскому menadach, одному из блюд, похожему на описанное
здесь.], где он впервые ступил на землю, и Гора Ингольва на запад от Реки
Пивного Водопада, которую он позже сделал своей собственностью.

В то время в Исландии от гор до побережья росли леса [[12] Во времена Ари в
Исландии росло немного деревьев, а сейчас даже ещё меньше. Строительный лес в
значительной степени должен был завозиться из Норвегии.]. Тогда здесь жили
какие-то люди-христиане, которых норвежцы назвали "папарами" [[13] Папары -
ирландские монахи, которые жили в Исландии с 800 г. или немногим раньше.
Скандинавы открыли остров только около 860 г. Некоторые из этих монашеских
поселений отмечены в местных топонимах, например, остров Papey или фьорд
Papafjrr, на юго-восточном побережье.], и позже они уехали прочь, потому что не
хотели жить рядом с язычниками. После них остались книги на ирландском языке,
колокольчики и посохи. По этому мы можем понять, что были то ирландцы.

И тогда большое множество людей уехало из Норвегии сюда, до тех пор, пока конунг
Харальд не запретил это, потому что он думал, что страна начинает становиться
безлюдной. Тогда было установлено так, что каждый человек, который оттуда ехал
сюда, должен был уплатить конунгу пять эйриров, кроме тех, кто был от этого
освобождён. И как сказывают, Харальд был уже семьдесят зим конунгом и было ему
восемьдесят лет [[14] В своё восьмидесятилетие Харальд посадил на трон Эйрика,
хотя прожил после этого ещё около трёх лет. В основании своей хронологии Ари,
несомненно, берёт это отречение.]. Вначале плата составляла то, что мы сейчас
называем ландэйриры, временами она становилась больше, а временами меньше, пока
Олав Толстый постановил, что каждый человек, который едет между Норвегией и
Исландией, должен уплатить конунгу полмарки [[15] Марка равнялась восьми эйрирам
(унциям). Обычная марка весила около 214 грамм.], за исключением женщин и тех
людей, кто был освобождён от этого. Так нам рассказал Торкель сын Геллира.

2. О первопоселенцах и принятии законов

Хроллауг, сын Рёгнвальда, ярла из Мёри, поселился на востоке на Побережье.
Оттуда пошли люди с Побережья.

Кетильбьёрн, сын Кетиля, норвежец, поселился на юге на вершине Мшистой Горы.
Оттуда пошли люди с Мшистой Горы.

Ауд, дочь Кетиля Плосконосого, норвежского херсира, поселилась на западе в
Широком Фьорде. Оттуда пошли люди из Широкого Фьорда.

Хельги Тощий, норвежец, сын Эйвинда Норвежца, поселился на севере в Островном
Фьорде. Оттуда пошли люди из Островного Фьорда.

Когда же Исландия стала широко заселена, один норвежец, которого звали Ульвльот,
впервые установил здесь законы, взятые из Норвегии, как нам рассказал Тейт, и
они были названы Законами Ульвльота - он был отцом Гуннара, от которого
произошли люди из Глубокой Долины в Островном Фьорде. Эти законы были большей
частью такие же, каковы были законы Гулатинга, а также постановления Торлейва
Мудрого, сына Хёрда-Кари, где что добавить, где убрать, а где установить по-
другому. Ульвльот жил на востоке в Лагуне.

Говорят, что Грим Козлиная Борода был его сводным братом, и он объехал всю
Исландию перед тем, как был основан альтинг. И от каждого человека здесь в
стране он получил по пеннингу, и затем отдал он то богатство храмам.

3. О создании альтинга

[[16] Альтинг был учреждён в 930 г.]

Тот альтинг, что сейчас есть, был основан по совету Ульвльота и всех местных
жителей, а ему предшествовал тинг в Килевом Мысе, в котором предводительствовал
Торстейн, сын первопоселенца Ингольва и отец законоговорителя Торкеля Луны, и
вожди, что присоединились к нему.

Одного человека обвинили в убийстве раба или вольноотпущенника, у него была
земля в Синем Лесу. Его звали Торир Курчавая Борода, а сына его дочери звали
Торвальд Курчавая Борода, который позже переехал в Восточные Фьорды и сжёг там
своего брата Гуннара. Так рассказал Халль, сын Орэкьи.

А того, кого убили, звали Коль. А ущелье, в котором нашли труп, по его имени
называют с тех пор Ущельем Коля.

Земля эта стала позже всеобщей собственностью и была утверждена для нужд
альтинга. С тех пор там можно было свободно рубить лес для альтинга и
использовать пастбища для выпаса лошадей. Так рассказал нам Ульвхедин.

Также мудрые люди рассказывают, что Исландия была полностью заселена за
шестьдесят лет, и позже больше не заселялась.

Сразу после Ульвльота законоговорителем [[17] Законоговоритель объявлял
действующий закон, вёл законодательное собрание и т. п.] стал Хравн, сын Лосося,
и был им двадцать лет. Он был из Дворов Кривой Реки. То было шестьдесят зим
после убийства Эадмунда конунга, зима или две до того, как умер Харальд
Прекрасноволосый, по подсчётам мудрых людей.

Торарин Брат Раги, сын Олейва Рукоятки, стал законоговорителем после Хравна и
был им другие двадцать лет. Родом он был с Городищенского Фьорда.

4. О календаре

[[18] Реформа календаря, о которой говорится в этой главе,
произошла около 955 г.]

Тогда было так, что мудрейшие люди в стране насчитывали в двух полугодиях 364
дня, что составляет 52 недели, или 12 месяцев по 30 ночей и ещё четыре дня сверх
- но они заметили по движению солнца, что лето сдвигается назад к весне. Но
никто не мог им сказать, что в двух полугодиях одним днём больше, чем в целых
неделях, и это было причиной.

Одного человека звали Торстейн Чёрный. Он жил в Широком Фьорде и был сыном
Халльстейна, сына первопоселенца Торольва Бородача с Мостра, и Оск, дочери
Торстейна Рыжего. Ему приснилось, как будто он находится подле Скалы Закона
[[19] С расположенной на поле тинга Скалы Закона делались официальные объявления
и т. п.], и там было множество людей; он бодрствует, а все остальные как будто
спят. А потом он как будто засыпает, но все остальные люди просыпаются. Этот сон
растолковал Освивр, сын Хельги, отец матери Геллира, сына Торкеля, таким
образом, что все люди будут молчать, когда он заговорит на Скале Закона, а
потом, когда он замолчит, все будут одобрять им сказанное. А оба они были очень
мудрыми людьми.

И, когда позже люди собрались на тинге, тогда предложил он на Скале Закона,
чтобы каждое седьмое лето добавлялась дополнительная неделя, и посмотреть, что
из этого получилось бы. Как и растолковал сон Освивр, тогда все люди очень
одобрили это и по совету Торкеля Луны и других мудрых людей поскорее записали
это в законы.

По правильному счёту в каждому году 365 дней, если год не високосный, и на один
больше в високосном; а по нашему счёту 364 дня. Но по нашему счёту к каждому
седьмому году добавляется неделя, и получается, что семь лет одинаковой длины по
обоим счетам. А если високосный год случается дважды между удлинёнными годами,
тогда следует увеличить шестой.

5. О делении на четверти

[[20] Разделение всей страны на четверти произошло,
согласно исчислению Ари, приблизительно в 963 году. Другие источники - около 965
г.]

Большая тяжба была на тинге между Тордом Ревуном, сыном Олейва Фейлана, и Оддом,
прозванным Одд из Междуречья. Он был с Городищенского Фьорда. Торвальд, его сын,
вместе с Куриным Ториром сожгли Торкеля, сына Сонного Кетиля, в Долинах
Арнольва. Торд Ревун был во главе обвинения, поскольку Херстейн, сын Торкеля,
сына Сонного Кетиля был женат на Торунн, дочери его сестры. Она была дочь Хельги
и Гуннара, сестра Йофрид, на которой женился Торстейн, сын Эгиля.

Они приехали на тот тинг, что был в Городищенском Фьорде в том месте, что позже
было названо Мыс Тинга. Там был тогда закон, по которому обвинение в убийстве
должно было вноситься в наиболее близкий к месту убийства тинг. А они бились
там, и тинг не мог проводиться по закону. Там пал Торольв Лис, брат Альва из
Долин, из людей Торда Ревуна.

Когда потом приехали виновные на альтинг, то они там сражались опять. Тогда
погибли люди Одда, пока Куриный Торир не был признан вне закона и затем убит
вместе с теми, кто был на сожжении.

Тогда Торд Ревун сказал речь на Скале Закона, касающуюся того, как плохо людям
ездить на чужие тинги для предъявления обвинения в убийстве или ранении. И он
поведал, что случилось с ним до того, как смог довести это дело до закона, и что
многие испытают трудности, если такое положение вещей не будет исправлено.

Тогда земля была поделена на четверти так, что в каждой четверти стало по три
тинга, и тяжбы должны были рассматриваться там же, откуда были люди. А вот в
Северной Четверти было четыре, потому там не удалось достичь согласия. Люди,
жившие на севере в Островном Фьорде, не пожелали посещать тинг Мысового Фьорда,
что был к западу. Но в этой четверти так же назначались судьи и выбирались в
лёгретту, как и в любой другой. А затем были основаны тинги четверти. Так
рассказал нам законоговоритель Ульвхедин, сын Гуннара.

Торкель Луна, сын Торстейна и внук Ингольва, стал законоговорителем после
Торарина Брата Раги и был им пятнадцать лет. После него законоговорителем
семнадцать лет был Торгейр со Светлого Озера, сын Торкеля.

6. О заселении Гренландии

Страна, что зовётся Гренландией, была открыта и заселялась из Исландии.

Эйриком Рыжим звали человека из Широкого Фьорда, который поехал отсюда и
поселился в том месте, что позже назвали Эйриковым Фьордом. Он дал этой стране
имя и назвал Гренландией (Зелёной Страной) и сказал, что людям скорее захочется
туда поехать, если у страны будет хорошее название. Они нашли там признаки
людских поселений, как на востоке, так и на западе страны [[21] Восток и запад
страны соответствуют двум скандинавским поселениям в Гренландии, Eystribyg и
Vestribyg. На самом деле они не на востоке и западе, а оба на западном
побережье, Eystribyg немного южнее.], обломки лодок и каменные сооружения, из
чего было понятно, что тут были люди из того народа, что населял Виноградную
Страну, а гренландцы их называли скрелингами. И произошло это, когда он
поселился в той стране, за 14 или 15 лет [[22] 986 г.] до того, как сюда в
Исландию пришло христианство, из того, как рассказывал в Гренландии Торкелю сыну
Геллира тот, кто сам последовал за Эйриком.

7. О том, как в Исландию пришло христианство

[[23] Более детальное описание событий, связанных с христианизацией
Исландии, имеется в Kristni saga, но Ари
даёт несколько подробностей, которые отсутствуют в этой саге.]

Король Олав [[24] Олав Трюггвасон (963-1000) правил Норвегией с 995 г. Он был
крещён во время одного викингского похода на запад, был обращён отшельником,
который жил на одном из Syllingar Eyjar (возможно, Scilly Isles). Олав попытался
силой христианизировать Норвегию, но это ему удалось лишь с частичным успехом.],
сын Трюггви, внук Олава и правнук Харальда Прекрасноволосого, принёс
христианство в Норвегию и в Исландию. Он прислал сюда в страну священника,
которого звали Тангбранд [[25] Тангбранд Вильбальдуссон появился в Исландии в
997 г. Он был саксонец благородного происхождения, сыном Бременского графа, и
скорее воином, чем священником. Его миссионерство в Исландии было покаянием,
наложенным на него королём Олавом за викингские похождения. Миссия Тангбранда в
Исландии была провалена в основном из-за его жестоких действий там.], и тот учил
здесь людей христианству и крестил всех тех, кто принял веру. Халль с Побережья,
сын Торстейна, крестился рано, и Хьяльти, сын Скегги из Долины Бычьей Реки, и
Гицур Белый, сын Тейта, внук Кетильбьёрна с Мшистой Горы, и многие другие
хёвдинги. И всё-таки было больше таких, которые противились и отказывались.
Тангбранд пробыл здесь зиму или две, а потом уехал прочь, убив двух или трёх
людей, которые его высмеяли. И он рассказал конунгу Олаву, когда приехал на
восток [[26] На восток - т. е. в Норвегию.], что здесь с ним произошло, и
говорил, что нет надежды, чтобы здесь приняли христианство. Конунг очень
рассердился по этому поводу и намерился приказать покалечить и убить наших
земляков, что были тогда на востоке.

Но в то же самое лето прибыли отсюда Гицур и Хьяльти, они добились освобождения
оных у конунга и обещали ему снова свою помощь, дабы здесь было принято
христианство, и говорили, что надеются ни на что иное, что это удастся.

А на следующее лето они и священник, которого звали Тормод, выехали с востока и
приплыли к островам Вестманнаэйяр [[27] Вестманнаэйяр - "Острова Западных Людей"
- ирландцев?], когда прошло десять недель лета [[28] Считалось, что лето
начинается в четверг между 9 и 15 апреля.], и всё у них шло благополучно. Так,
по словам Тейта, рассказывал человек, который сам был там.

Прошлым летом было провозглашено законом, чтобы люди приезжали на альтинг, когда
пройдут десять недель лета, а до этого собирались на неделю раньше [[29]
Следовательно, альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 г. -
на неделю раньше. Продолжался тинг две недели.].

Они сразу поплыли к материку [в Исландию], а потом на альтинг, но уговорили
Хьяльти, чтобы он оставался в Купальной Долине с одиннадцатью соратниками,
потому что прошлым летом на альтинге он был приговорён к изгнанию за
богохульство [[30] Хьяльти был приговорён к т. н. "фьёрбаугсгард", малому
объявлению вне закона, то есть трехгодичному изгнанию. Полное объявление вне
закона называлось "скогганг". В обоих случаях имелось в виду поражение в правах
в Исландии и конфискация имущества. В первом случае лишь на три года, во втором
- навсегда.Термин "фьёрбаугсгард" составной: "фьёрбауг" ("кольцо жизни") - это
та плата, которую отдавал приговорённый своему годи, сначала серебряное кольцо,
затем одну марку. Если он не мог заплатить, то автоматически объявлялся вне
закона. Упоминание "гард" обозначает те границы, где мог находиться
приговорённый, обычно территория трёх хуторов, находящихся на расстоянии не
более одного дня пути, до отбытия из страны. Три лета максимум он мог находиться
в стране, после чего должен был уехать за границу на три года. В этом случае он
объявлялся heilagr, "неприкосновенным". По истечении срока он мог вернуться,
восстанавливался во всех правах, как будто ничего и не происходило."Скогганг" -
это пожизненное и полное поражение в правах. Skggangsmar (или skggarmar, или
alsekr) мог быть безнаказанно убитым. Ему нельзя было оказывать помощь, а если
ему удалось скрыться за границей, то он не мог вернуться, и соотечественники
могли убить его безо всяких санкций.]. А он был осуждён за то, что сказал у
Скалы Закона такие стихи:

Уж, верно, не сробею
Назвать сукой Фрейю [[31]

Размер стиха Хьяльти называется mlahttr.

Одд Монах в своей версии (Codex AM 310) добавляет ещё строку, но она, возможно,
не подлинная. Дополнительные строки имеются также в "Саге о Ньяле", гл. 102 .].

Гицур со своими соратниками ехали, пока приехали к такому месту возле Озера
Пивного Водопада [[32] Теперь оно называется Озеро Полей Тинга
(Тингвадлаватн).], которое называется Кипящий Котёл, и оттуда послали весть в
тинг, чтобы все их сторонники приезжали им навстречу, так как они узнали, что их
противники собираются битвой охранять от них Поле Тинга. А перед тем, как они
оттуда уехали, туда прискакал Хьяльти и те, кто оставались с ним.

А потом они поехали на тинг, и сначала встретили их родичи и друзья, как они и
попросили. Но все язычники собрались в полном вооружении, и было близко к тому,
что они чуть не начали биться, и нельзя было угадать, чем это закончилось бы.

А на следующий день Гицур и Хьяльти пошли к Скале Закона и объявили оттуда своё
дело. И как сказывают, что на диво хорошо они говорили, а случилось так потому,
что один человек упоминал, а другие свидетельствовали это. А христиане и
язычники заявили, что не будут придерживаться одних и тех же законов, и после
этого разошлись от Скалы Закона.

Тогда христиане попросили Халля с Побережья, чтобы он провозгласил их закон,
которому должны следовать христиане. Но Халль решил освободиться от этого и
заплатил законоговорителю Торгейру, чтобы он провозгласил, а он в то время был
ещё язычником.

Когда же люди разошлись по палаткам, Торгейр улёгся, закутавшись в свой плащ, и
не двигался весь день и следующую ночь, и не говорил ни слова. А на следующее
утро он поднялся и сказал, чтобы люди собрались у Скалы Закона.

И когда люди пришли туда, начал он свою речь, и сказал, что кажется ему, что
дела запутаются безнадёжно, если здесь в стране не будет одних законов для всех.
Он по-разному убеждал людей, чтобы не допускали сего, и говорил, что от этого
произойдут такие распри, что между людей начнутся такие раздоры, от которых
страна разорится. Он рассказал про то, как конунги из Норвегии и Дании долгое
время воевали меж собою, пока жители этих стран не заключили мир между ними,
хотя они этого и не желали. А это решение было осуществлено таким образом, что
они (жители) сразу послали друг другу драгоценности, и в правду этот мир
держался, пока они были живы [[33] Конунгов в "Саге о христианах" зовут Трюггви
Норвежский и Даг Датский. Историческая основа предания, которое рассказал
Торгейр, неизвестна, этот пример легендарен, а не историчен. Смысл его в том,
что возможно заключение мира даже между не желающими этого сторонами.].

- И мне кажется, что лучше всего, - говорил Торгейр, - что и мы не позволили бы
решать тем, кто больше всего хотят вражды между нами, а так, что и одни, и
другие имели в какой-то степени голос. И да будет у нас у всех одни законы и
одна вера. Окажется правдой, что когда мы разделим законы, тем же разорвём и
мир.

И он закончил свою речь так, что и те, и другие согласились с тем, что у всех
должен быть один закон, такой, какой он провозгласит.

Тогда было постановлено, что все люди должны быть христианами, а те, которые
здесь в стране были ещё некрещёные, должны принять крещение. А оставление детей
[[34] Оставление новорождённого ребёнка в пустынном месте практиковалось
нуждающимися родителями и разрешалось по языческому закону. См. "Сагу о
Гуннлауге", гл. 3 .] и поедание конины [[35] Жертвенными животными у язычников
часто были лошади, их мясо варилось и употреблялось в пищу во время языческих
празднеств.] всё ещё оставались в древних законах. Жертвовать люди должны тайно,
а если бы нашли свидетелей этого, то они должны были объявляться вне закона. Но
по прошествию нескольких зим это язычество было запрещено, как и прочее.

Об этих событиях нам поведал Тейт, о том, как в Исландию пришло христианство. В
то же лето, по рассказу священника Сэмунда, пал Олав [[36] Исландия была
обращена в христианство и Олав Трюггвасон был убит в 1000 г. История последней
битвы Олава против объединённого датско-шведско-норвежского флота при Свольдре
рассказана в саге о нём в "Круге Земном" .], сын Трюггви. Он тогда сражался
против датского конунга Свейна, сына Харальда, и Олава Шведского, сына конунга
шведов Эйрика из Уппсалы, и Эйрика, сына Хакона, который позже стал ярлом в
Норвегии. Это случилось, когда после убийства Эадмунда прошло сто тридцать зим,
а после рождества Христова тысяча - по всеобщему исчислению.

8. Об иноземных епископах

Вот имена тех епископов из других стран, что побывали в Исландии, по рассказу
Тейта: Фридрек [[37] Саксонский епископ Фридрек был в Исландии в 981-986 гг.]
приехал сюда в язычество, а эти были позже: Бьярнхард Книжник - пять лет, Коль -
несколько лет, Хродольв - девятнадцать лет, Йохан Ирландец - несколько лет,
Бьярнхард - девятнадцать лет, Хейнрек - два года. Потом пришли сюда другие
пятеро, которые назвались епископами: Эрнольв, Годискальк и трое армян: Петрус,
Абрахам и Стефанус.

Грим с Мшистой Горы, сын Свертинга, стал законоговорителем после Торгейра и был
им два лета, а потом он разрешил, чтобы его сменил Скафти, сын Тородда, сын его
сестры, потому что у него самого был хриплый голос.

Скафти был законоговорителем двадцать семь лет. Он установил закон пятого суда
[[38] Пятый суд был учреждён в 1004 или 1005 г.] и то, что никто не должен
объявлять о чужом убийстве, а до этого был такой же закон, как и в Норвегии. В
его дни много вождей и могущественных людей было изгнано за убийства и агрессию
при помощи его сильного влияния и добросовестного исполнения обязанностей. Он
скончался в тот же год [[39] 1030 г.], в который пал Олав Толстый [[40] Он же
Олав Святой.], сын Харальда, сына Гудрёда, сына Бьёрна, сына Харальда
Прекрасноволосого, тридцатью годами позже смерти Олава, сына Трюггви.

Потом законоговорителем три лета был Стейн, сын Торгеста, после него двадцать
лет - Торкель, сын Тьёрви, а потом девять лет Геллир, сын Бёльверка.

9. О епископе Ислейве

Ислейв, сын Гицура Белого, был посвящён в епископы в дни норвежского конунга
Харальда, сына Сигурда, сына Хальвдана, сына Сигурда Хриси, сына Харальда
Прекрасноволосого. Так как хёвдинги и добрые люди заметили, что Ислейв был более
сведущ, чем другие учёные, что жили тогда в стране, тогда они посылали своих
сыновей к нему в обучение и просили посвятить их в священники. Позже двое из них
были посвящены в епископы, Коль, который жил в Восточном Заливе, и Йоан из
Холмов.

У Ислейва было три сына. Все они были способными хёвдингами: Гицур Епископ, Тейт
Священник, отец Халля, и Торвальд. Тейта вырастил Халль в Ястребиной Долине, а
тот всеми считался здесь в стране из необразованных людей самым щедрым и полным
других добродетелей. Я пришёл к Халлю, когда мне было семь зим, зиму после того,
как скончался мой дед и воспитатель Геллир, сын Торкеля, и прожил там
четырнадцать зим.

Гуннар Мудрый был законоговорителем, когда освободился Геллир, и был им три
лета. Потом шесть лет - Кольбейн сын Флоси. В то лето, как он стал
законоговорителем, в Англии погиб король Харальд [[41] 1066 г.]. Потом опять
Геллир - три лета. Потом опять Гуннар - одно лето. Потом восемь лет - Сигват сын
Сурта, сын сестры Кольбейна.

В те дни с юга из Фраккланда сюда в страну приехал Сэмунд, сын Сигфуса, и позже
он стал священником.

Ислейв был посвящён в епископы, когда ему было пятьдесят лет. Тогда папой был
Лев Седьмой. А в следующую зиму Ислейв был в Норвегии, но потом вернулся сюда. А
скончался он в Скалахольте, а тогда он был епископом уже 24 зимы. Так нам сказал
Тейт. То произошло в День Господень, на шестую ночь после праздника Петра и
Павла, восьмидесятью зимами позже гибели Олава сына Трюггви [[42] Епископ Ислейв
умер в воскресенье 5 июля 1080 г.].

Тогда я жил у моего воспитателя Тейта, мне было 12 лет. А Халль, который был как
памятлив, так и нелжив, и помнил о том, как его крестили, рассказал нам, что
Тангбранд крестил его в возрасте трёх лет, а то было за зиму до того, как
христианство было принято по закону. А поселился он в Ястребиной Долине, когда
ему было 30 лет, и жил здесь 64 зимы, и было ему 94 зимы, когда он скончался, а
было то на День Епископа Мартена, на десятую зиму после смерти епископа Ислейва.

10. О епископе Гицуре

Епископ Гицур, сын Ислейва, был посвящён в епископы по просьбе местных жителей в
дни конунга Олава, сына Харальда, двумя зимами после того, как скончался Ислейв.
В одну из этих зим он жил здесь в стране, а в другую - в Гаутланде. А правильное
имя его было такое, когда его называли Гисрёд. Так он рассказывал нам.

Маркус сын Скегги стал законоговорителем после Сигвата (это произошло в тот год,
когда епископ Гицур жил одну зиму здесь в стране) и был им двадцать четыре года.
По его рассказу записаны жития всех законоговорителей в этой книге, которые были
до нашей памяти, а ему рассказали его брат Торарин и их отец Скегги, и другие
мудрые люди о жизнях тех, кто были до его памяти; например, Бьярни Мудрый, их
дед, рассказал, что помнил о законоговорителе Торарине и шести других
законоговорителях после него.

Епископ Гицур был любим всеми исландцами больше, чем любой из других людей, про
которых мы знаем, что они были здесь в стране. По его популярности и речам
Сэмунда и его друзей, под начальством законоговорителя Маркуса, в законах было
принято, чтобы все люди сосчитали и оценили своё имущество, и присягнули, что
то, что у них было в виде земли или в виде движимого имущества, оценено верно, а
потом отделили десятину церкви. Это значительный знак того, как соотечественники
слушались этого мужа, коль он добился того, чтобы всё имущество, что находилось
в Исландии, и сама земля были оценены под присягами, и были отделены десятины, и
было принято в законах, что так будет, пока в Исландии будут жить люди.

Епископ Гицур повелел также издать закон о том, что епископство в Исландии будет
находиться в Скалахольте, а до этого его нигде не было, и он отдал епископству
земли Скалахольта и множество иных богатств, как в виде земель, так и в виде
движимого имущества.

А так как ему показалось, что эти места становятся всё богаче, то он отдал свыше
четверти своего епископства для того, чтобы здесь в стране было два епископства,
а не одно, как его просили жители Севера. Но перед этим он велел пересчитать
здесь в стране бондов, и было тогда семь целых сотен в Четверти Восточных
Фьордов, десять в Четверти Кривой Реки, девять в Четверти Широкого Фьорда,
двенадцать в Четверти Островного Фьорда. Во всей Исландии не сосчитанными
остались те, кто не платил взнос, чтобы ехать на тинг.

Ульвхедин, сын Гуннара Мудрого, стал законоговорителем после Маркуса, и был им
девять лет, после него был Бергтор, сын Хравна - шесть, а потом - Гудмунд, сын
Торгейра двенадцать лет.

В первое лето, когда Бергтор провозглашал законы, было принято нововведение, что
в следующую зиму должно записать законы в книгу у Хавлиди сына Мара, по словам и
под надзором Бергтора и других мудрых мужей, которые были для этого избраны. Они
должны были сделать в законах все те нововведения, которые им покажутся лучше,
чем древние законы. Они должны быть объявлены следующим летом в лёгретте, а
приняты те из них, против которых не возразит большая часть народа. И вначале в
законы были записаны Вигслоди [[42] Епископ Ислейв умер в воскресенье 5 июля
1080 г.] и многое другое и объявлены священниками следующим летом в лёгретте. И
это всем понравилось, и никто не стал возражать.

И было ещё в первое лето, когда Бергтор провозглашал законы, что епископ Гицур
не поехал на тинг по болезни. Но он послал на альтинг своим друзьям и хёвдингам
обращение, чтобы они просили Торлака, сына Рунольва, сына Торлейка, брата Халля
из Ястребиной Долины, чтобы тот согласился, чтобы его посвятили в епископы. И
все сделали так, как было в его обращении, и так случилось потому, что Гицур сам
очень просил об этом, а Торлак в то лето уехал и воротился в следующее, и тогда
его посвятили в епископы.

Гицур был посвящён в епископы, когда ему было сорок лет. Тогда папой был
Григорий Седьмой[[44] Папа римский Григорий VII (1073-1085).]. Потом она на
следующую зиму был в Дании, а летом опять вернулся сюда в страну. Когда же он
был епископом уже двадцать четыре года, как его отец, тогда Йоан сын Эгмунда был
посвящён первым епископом на престол в Холмах. Тогда ему было шестьдесят четыре
года. А двенадцатью зимами спустя, когда Гицур был епископом всего тридцать
шесть зим, был посвящён в епископы Торлак. Гицур велел посвятить его в епископы
на престол в Скалахольте ещё при своей жизни. Тогда Торлаку было тридцать два
года. А тридцатью ночами позже епископ Гицур скончался в Скалахольте, в третий
день недели, в пятые календы июня [[45] Вторник, 28 мая 1118 г.].

В тот же год, но раньше, чем епископ Гицур, умерли папа Пасхалий Второй,
йорсалирский конунг Балдвини, иерусалимский патриарх Арнальдус и шведский конунг
Филипп, а позже в то же самое лето - греческий конунг Алексий, который тридцать
восемь зим сидел на престоле в Миклагарде [[46] Пасхалий Второй - папа римский
(1099-1118); Балдвини - Балдвин I Болонский, король Иерусалима (1100-1118);
Арнальдус - Арнульф (Малькон) де Роше, иерусалимский патриарх (1112-1118);
шведский конунг Филипп Халльстейнссон (1112-1118); Алексий - византийский
император Алексей I Комнин (1081-1118).]. А двумя зимами позже была смена века.
Тогда конунгами в Норвегии семнадцать зим были Эйстейн и Сигурд [[47] Эйстейн и
Сигурд, сыновья Магнуса Голоногого.], после своего отца Магнуса, сына Олава,
сына Харальда. То было сто двадцать зим после смерти Олава сына Трюггви, или
двести пятьдесят зим после убийства английского конунга Эадмунда, или 516 после
смерти папы Григория [[48] Папа римский Григорий I (590-604).], который крестил
Англию, по подсчётам. А он скончался на второй год правления кесаря Фоко [[49]
Византийский император Фока (602-610).], на 604 зиму после рождения Христа по
всеобщему счёту. А всего прошло 1120 лет.

Здесь заканчивается эта книга.

Приложение

11. Рода епископов

Вот рода и родословные исландских епископов:

Первопоселенец Кетильбьёрн, который жил на юге на вершине Мшистой Горы, был
отцом Тейта, отца Гицура Белого, отца Ислейва, который был первым епископом в
Скалахольте и отцом епископа Гицура.

Первопоселенец Хроллауг, который жил на востоке в Широком Дворе на Побережье,
был отцом Эцура, отца Тордис, матери Халля с Побережья, отца Эгиля, отца
Торгерд, матери Йоана, который был первым епископом в Холмах.

Первопоселенка Ауд, которая жила на западе в Лощине, в Широком Фьорде, была
матерью Торстейна Рыжего, отца Олейва Фейлана, отца Торда Ревуна, отца Торхильд
Куропатки, матери Торда Лошадиная Голова, отца Карлсефни, отца Снорри, отца
Халльфрид, матери Торлака, который сейчас епископ в Скалахольте, после Гицура.

Первопоселенец Хельги Тощий, который жил на севере на Христовом Мысе в Островном
Фьорде, был отцом Хельги, матери Эйнара, отца Эйольва - сына Вальгерд, - отца
Кетиля, который сейчас епископ в Холмах, после Йоана.

12. Родословная

Вот имена родословной Инглингов и людей из Широкого Фьорда:

1. Ингви Конунг Тюрков;

2. Ньёрд Шведский Конунг;

3. Фрейр;

4. Фьёльнир, который умер у Фроди Миротворца;

5. Свегдир;

6. Ванланди;

7. Висбур;

8. Домальд;

9. Домар;

10 Дюггви;

11. Даг;

12. Альрек;

13. Агни;

14. Ингви;

15. Ёрунд;

16. Аун Старый;

17. Эгиль Вендильская Ворона;

18. Оттар;

19. Адильс из Уппсалы;

20. Эйстейн;

21. Ингвар;

22. Энунд Дорога;

23. Ингьяльд Коварный;

24. Олав Дровосек;

25. уппландский конунг Хальвдан Белая Нога;

26. Гудрёд;

27. Олав;

28. Хельги;

29. Ингьяльд, сын дочери Сигурда, сына Рагнара Кожаные Штаны;

30. Олейв Белый;

31. Торстейн Рыжий;

32. Олейв Фейлан, который первый из них жил в Исландии;

33. Торд Ревун;

34. Эйольв, который крестился в старости, когда христианство пришло в Исландию;

35. Торкель;

36. Геллир, отец Торкеля, отца Бранда, и Торгильса, моего отца, а меня зовут
Ари.

Примечания

Ари Торгильссон по прозванию "Мудрый" (Ari inn fri orgilsson, 1067-1148 гг.)
считается основоположником исландской исторической литературы и одним из отцов
исландской литературы в целом. Как свидетельствует об Ари Снорри Стурлусон: "Он
был первым человеком здесь в стране, кто на северном языке записал истории
древности и современности". Конечно, судя по его сохранившимся произведениям,
его талант скорее выражался в исторических исследованиях, чем в литературном
творчестве, хотя его проза прозрачна и адекватна его намерениям. В отношении
фактов исландской истории единственным источником Ари была устная традиция, т.
е. свидетельства очевидцев. Но тем не менее, проза Ари заслуживает большого
доверия: в те времена, когда в ходу было множество полуисторических традиций,
Ари ничего не принимает без наилучших имеющихся доказательств, которые он обычно
цитирует. Также он был аккуратен в установке хронологии, и на его датировки
опирается множество хронологий сагах, составленных историками позже. Имеется
краткий, но информирующий обзор жизни и работы Ари в прологе Снорри к "Кругу
Земному". Из утверждений Снорри и самого Ари следующий работы могут быть с
уверенностью приписаны Ари:

1. slendingabk, "Книга об исландцах" (утеряна). Ари говорит, что она содержала
жития конунгов и генеалогии вдобавок к материалу более поздней Libellus
Islandorum. Вероятно, на эти жития конунгов ссылался Снорри, хотя вполне
вероятно, что эти жизнеописания составляли другие работы Ари, ныне утерянные.
Более ничего о первой редакции "Книги об исландцах" неизвестно. Написана она
была около 1120 г.

2. Libellus Islandorum, которую обычно также называют slendingabk. Она была
написана в период между 1122 и 1133 гг., но в какое именно время этого периода
уточнить невозможно. Эта книга (вернее, книжечка - в ней всего 10-20 страниц в
современных изданиях) представляет собой краткую, но очень богатую фактами и
строго хронологическую историю Исландии в период 870-1120 гг. В ней
рассказывается о заселении Исландии, учреждении альтинга, принятии древнейших
законов, открытии Гренландии, введении христианства, древнейших епископах и
законоговорителях. "Книга об исландцах" была, по-видимому, первым историческим
произведением в исландской литературе и послужила основой для исторических (т.
е. родовых и королевских) саг.

Хаук Эрлендссон в конце своей копии Landnmabk в его знаменитой рукописной книге
(Hauksbk) говорит, что Ари частично участвовал в создании "Книги о занятии
страны", хотя, конечно же, он мог иметь в виду, что информация в "Книге о
занятии" опиралась на "Книгу об исландцах". Степень же участия Ари в собственно
написании "Книги о занятии земли", возможно, никогда не будет узнана.

Многие поздние авторы, как и Снорри, цитировали Ари, что показывает длительный
интерес к истории, который возбудила его книга. Такие цитирования мы находим в
"Книге о занятии земли" (II.12.6), "Саге о людях из Лососьей Долины", "Саге о
людях с Песчаного Берега", "Саге о Стурлунгах" (I.204). Иногда информация,
приписываемая Ари, отличается от сведений в самой "Книге об исландцах", и
возможно, объясняется это тем, что автор цитирует первую редакцию книги.
Наглядный пример этого - отрывок и "Саги о Стурлунгах".

Неизвестно, был ли Ари автором ещё других произведений.

"Книга об исландцах" сохранилась в двух списках XVII века (AM 113b, лучшая
копия, и AM 113a), копиях с утерянного манускрипта XII в. Переписчик, Йон
Эрлендссон, воспроизводит правописание средневекового манускрипта. "Книга об
исландцах" неоднократно издавалась, например Gother, Altnordische Sagabibliothek
no. 1, 2nd ed. 1924; H. Hermansson, Islandica , XV, Ithaca, N. Y., 1930.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Торлак Рунольвссон (1085-1133), епископ Скальхольта с 1118 г.

[2] Кетиль Торстейнссон (1074-1145), епископ Холара с 1122 г.

[3] Священник Сэмунд - известен как Сэмунд Мудрый Сигфуссон (1056-1133), автор
несохранившихся исторических произведений на латинском языке. Раньше ему
приписывалась "Старшая Эдда" , и до сих пор "Поэтическую Эдду" часто называют
"Эддой Сэмунда", чтобы отличить её от "Эдды Снорри" .

[4] Кстати, это - одна из самых знаменитых цитат во всей древнеисландской
литературе. Её Хеймир Паульссон в шутку сравнивает с подобными фразами
современных авторов: "Я благодарю тех и тех коллег, которые мне помогали, но
если в книге остались ошибки, то это - только моя собственная вина..."

[5] Тейт Ислейвссон (ок. 1044-1110 гг.).

[6] Эадмунд, король Восточной Англии, был убит в 870 г. датчанами под
предводительством Ингвэра (в соответствии с древнеанглийской традицией). К этой
дате Ари часто обращается для того, чтобы связать хронологически историю
Исландии с европейской историей. Имя Ingwr соответствует древнеисландскому
Yngvarr, это имя было спутано с Inwr (др.-исл. varr), именем одного из сыновей
Рагнара Кожаные Штаны. Этот Рагнар, герой полулегендарной "Саги о Рагнаре
Кожаные Штаны", был знаменитым датским викингом, предводителем множества
викингских походов, самым известным из которых была атака Парижа в 845 г.
Согласно скандинавской традиции, Рагнар был схвачен во время похода в
Нортумбрии, и по приказу короля Эллы его кинули в яму со змеями. Этот Элла,
возможно, идентичен нортумбрийскому королю Эллу, убитому сыновьями Рагнара в 866
г.

[7] Эта дата (870 г.) расходится с данными "Книги о занятии земли", которая
соотносит поселение Ингольва в 874 г. Неясно, какая дата правильна, хотя
большинство авторитетов придерживаются 874 г.

[8] "Сага" об Эадмунде - скорее всего, его жизнеописание на латинском языке пера
Аббо из Fleury (ок. 980 г.). Имеется его превосходный пересказ на
древнеанглийском языке в "Житиях святых" Элфрика.

[9] Ингольв Арнарсон - норвежец, первый поселенец Исландии, прибыл в Исландию из
западной Норвегии примерно в 874 г.

[10] Даты жизни Харальда Прекрасноволосого неясны. Исландские источники,
основывающиеся на хронологии Ари, предполагают 850-933 гг., но сейчас обычно
принимается, что он жил много позже, возможно, 865-948 гг. Согласно "Кругу
Земному" Харальду было десять лет, когда он наследовал своему отцу.

[11] Минтачная Коса - происхождение названия объяснено в "Книге о занятии
земли". На корабле Хьёрлейва, двоюродного брата Ингольва, были проблемы с
питьевой водой, и ирландские рабы для утоления жажды в море приготовили нечто
вроде густого напитка, смешав вместе муку (гэльск. min) и масло. Но затем пошёл
дождь, и на тенте оказалось много воды, из-за чего минтак прокис, и его
выбросили за борт. Поэтому это место, куда минтак снесло течением, и получило
такое название (slensk Fornrit, 1, 45). Минтак, возможно, соответствует
ирландскому menadach, одному из блюд, похожему на описанное здесь.

[12] Во времена Ари в Исландии росло немного деревьев, а сейчас даже ещё меньше.
Строительный лес в значительной степени должен был завозиться из Норвегии.

[13] Папары - ирландские монахи, которые жили в Исландии с 800 г. или немногим
раньше. Скандинавы открыли остров только около 860 г. Некоторые из этих
монашеских поселений отмечены в местных топонимах, например, остров Papey или
фьорд Papafjrr, на юго-восточном побережье.

[14] В своё восьмидесятилетие Харальд посадил на трон Эйрика, хотя прожил после
этого ещё около трёх лет. В основании своей хронологии Ари, несомненно, берёт
это отречение.

[15] Марка равнялась восьми эйрирам (унциям). Обычная марка весила около 214
грамм.

[16] Альтинг был учреждён в 930 г.

[17] Законоговоритель объявлял действующий закон, вёл законодательное собрание и
т. п.

[18] Реформа календаря, о которой говорится в этой главе, произошла около 955 г.

[19] С расположенной на поле тинга Скалы Закона делались официальные объявления
и т. п.

[20] Разделение всей страны на четверти произошло, согласно исчислению Ари,
приблизительно в 963 году. Другие источники - около 965 г.

[21] Восток и запад страны соответствуют двум скандинавским поселениям в
Гренландии, Eystribyg и Vestribyg. На самом деле они не на востоке и западе, а
оба на западном побережье, Eystribyg немного южнее.

[22] 986 г.

[23] Более детальное описание событий, связанных с христианизацией Исландии,
имеется в Kristni saga, но Ари даёт несколько подробностей, которые отсутствуют
в этой саге.

[24] Олав Трюггвасон (963-1000) правил Норвегией с 995 г. Он был крещён во время
одного викингского похода на запад, был обращён отшельником, который жил на
одном из Syllingar Eyjar (возможно, Scilly Isles). Олав попытался силой
христианизировать Норвегию, но это ему удалось лишь с частичным успехом.

[25] Тангбранд Вильбальдуссон появился в Исландии в 997 г. Он был саксонец
благородного происхождения, сыном Бременского графа, и скорее воином, чем
священником. Его миссионерство в Исландии было покаянием, наложенным на него
королём Олавом за викингские похождения. Миссия Тангбранда в Исландии была
провалена в основном из-за его жестоких действий там.

[26] На восток - т. е. в Норвегию.

[27] Вестманнаэйяр - "Острова Западных Людей" - ирландцев?

[28] Считалось, что лето начинается в четверг между 9 и 15 апреля.

[29] Следовательно, альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000
г. - на неделю раньше. Продолжался тинг две недели.

[30] Хьяльти был приговорён к т. н. "фьёрбаугсгард", малому объявлению вне
закона, то есть трехгодичному изгнанию. Полное объявление вне закона называлось
"скогганг". В обоих случаях имелось в виду поражение в правах в Исландии и
конфискация имущества. В первом случае лишь на три года, во втором - навсегда.

Термин "фьёрбаугсгард" составной: "фьёрбауг" ("кольцо жизни") - это та плата,
которую отдавал приговорённый своему годи, сначала серебряное кольцо, затем одну
марку. Если он не мог заплатить, то автоматически объявлялся вне закона.
Упоминание "гард" обозначает те границы, где мог находиться приговорённый,
обычно территория трёх хуторов, находящихся на расстоянии не более одного дня
пути, до отбытия из страны. Три лета максимум он мог находиться в стране, после
чего должен был уехать за границу на три года. В этом случае он объявлялся
heilagr, "неприкосновенным". По истечении срока он мог вернуться,
восстанавливался во всех правах, как будто ничего и не происходило.

"Скогганг" - это пожизненное и полное поражение в правах. Skggangsmar (или
skggarmar, или alsekr) мог быть безнаказанно убитым. Ему нельзя было оказывать
помощь, а если ему удалось скрыться за границей, то он не мог вернуться, и
соотечественники могли убить его безо всяких санкций.

[31] Размер стиха Хьяльти называется mlahttr. Одд Монах в своей версии (Codex AM
310) добавляет ещё строку, но она, возможно, не подлинная. Дополнительные строки
имеются также в "Саге о Ньяле", гл. 102 .

[32] Теперь оно называется Озеро Полей Тинга (Тингвадлаватн).

[33] Конунгов в "Саге о христианах" зовут Трюггви Норвежский и Даг Датский.
Историческая основа предания, которое рассказал Торгейр, неизвестна, этот пример
легендарен, а не историчен. Смысл его в том, что возможно заключение мира даже
между не желающими этого сторонами.

[34] Оставление новорождённого ребёнка в пустынном месте практиковалось
нуждающимися родителями и разрешалось по языческому закону. См. "Сагу о
Гуннлауге", гл. 3 .

[35] Жертвенными животными у язычников часто были лошади, их мясо варилось и
употреблялось в пищу во время языческих празднеств.

[36] Исландия была обращена в христианство и Олав Трюггвасон был убит в 1000 г.
История последней битвы Олава против объединённого датско-шведско-норвежского
флота при Свольдре рассказана в саге о нём в "Круге Земном" .

[37] Саксонский епископ Фридрек был в Исландии в 981-986 гг.

[38] Пятый суд был учреждён в 1004 или 1005 г.

[39] 1030 г.

[40] Он же Олав Святой.

[41] 1066 г.

[42] Епископ Ислейв умер в воскресенье 5 июля 1080 г.

[44] Папа римский Григорий VII (1073-1085).

[45] Вторник, 28 мая 1118 г.

[46] Пасхалий Второй - папа римский (1099-1118); Балдвини - Балдвин I Болонский,
король Иерусалима (1100-1118); Арнальдус - Арнульф (Малькон) де Роше,
иерусалимский патриарх (1112-1118); шведский конунг Филипп Халльстейнссон (1112-
1118); Алексий - византийский император Алексей I Комнин (1081-1118).

[47] Эйстейн и Сигурд, сыновья Магнуса Голоногого.

[48] Папа римский Григорий I (590-604).

[49] Византийский император Фока (602-610).

Б.О. Казанский
"Книга об исландцах" Ари Мудрого и история Исландии IX-XII вв.

В 1998 г. исполнилось девятьсот тридцать лет со дня рождения и восемьсот
пятьдесят лет со дня смерти исландского историка Ари Торгильссона. Его "Книга об
исландцах" - первая дошедшая до нас историографическая работа на родном языке.
Десять коротких главок этой книги содержат ценнейшие сведения по истории
Исландии конца IX - начала XII в.

Ари Торгильссон по прозванию Мудрый родился, по всей вероятности, в 1068 г. [[1]
Долгое время в литературе указывался год рождения Ари 1067 или 1067/1068. В
Исландских анналах отмечается и 1067, и даже 1066 г.: Islandske annaler indtil
1578 / Udg. ved G. Storm. Christiania, 1888. S. 18, 58, 109, 318, 471. Снорри
Стурлусон говорил, что Ари "родился в следующую зиму после гибели конунга
Харальда сына Сигурда" (25 сентября 1066 г.). Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.,
1980. С. 10. Подробнее см.: Jakob Benediksson. Formli // slenzk fomrit. I.
Reykjavk, 1968. S. V.] Он был знатного происхождения - его предки по отцовской
линии восходили к легендарным Инглингам, а его мать Йорейд была внучкой Халля из
Сиды, сыгравшего определённую роль в принятии христианства в Исландии. Отец
погиб (утонул в море) довольно молодым человеком [[2] Сага о людях из Лаксдаля .
Гл. 78 // Исландские саги. М., 1956. С. 439.], поэтому Ари жил у своего деда
Геллира Торкельссона. В 1075 г., через некоторое время после смерти Геллира,
семилетний Ари отправился в Хаукадаль. Там он воспитывался в доме Халля
Тораринссона, "человека, который по всеобщему мнению был самый щедрый и
благородный во всех добрых делах из всех мирян здесь в стране" [[3] slendingabk.
cap. I, X.]. Но своим приёмным отцом (fstri) Ари называет Тейта, сына епископа
Ислейва [[4] ibid. cap. I, IX.]. Тейт держал школу в Хаукадале, и Ари получил у
него духовное образование. Положение воспитателя как приёмного отца учащегося
было в обычае, так как они были вместе в течение всего времени обучения. Там Ари
познакомился с людьми, способствовавшими укреплению национальной исландской
церкви, становлению государства (например, Скафти Тороддссон, законоговоритель,
представивший на обсуждение "Закон о Пятом суде" и другие судебные реформы).
Снорри Стурлусон писал: "Поэтому не удивительно, что Ари знал многое о том, что
случилось в прошлом, как здесь в стране, так и вне её. Ему рассказывали люди
старые и мудрые, а сам он был любознателен и памятлив" [[5] Снорри Стурлусон.
Круг земной. С. 10.]. В 1089 г. Ари покинул Хаукадаль. Его дальнейшая судьба
плохо известна: вероятно, он поселился в доме своих предков в Снефелльснесе;
вероятно, женился, хотя о его жене сведений не сохранилось. Сыном Ари был
священник Торгильс (ум. в 1170). Умер Ари Мудрый 9 ноября 1148 г.

Ари написал "Книгу об исландцах" (slendingabk) в 1122-1132 гг. В "Прологе" он
отметил, что его первую книгу (так называемую "раннюю редакцию") - "Родословную
и жизнеописание конунгов", записанную до этого времени - обсудили исландские
епископы Торлак и Кетиль, и священник и историк Сэмунд Мудрый. Они посоветовали
кое-что изменить в структуре и содержании книги, вероятно, мотивируя это
необходимостью сохранения сведений, прежде всего, по истории Исландии, а не иных
стран и правителей.

С учётом этих пожеланий и с привлечением нового материала Ари создал "Книгу об
исландцах" ("позднюю редакцию"). Ранняя редакция книги не сохранилась до нашего
времени, но была использована Снорри Стурлусоном в "Круге Земном"[[6] У Снорри
сохранились ссылки на сведения Ари, которых нет в "Книге об исландцах".
Например, "об этих годах его правления (Олава Святого. - В. К. ) первым написал
священник Ари Мудрый сын Торгильса": Сага об Олаве Святом. Гл. 179 // Снорри
Стурлусон. Круг земной. С. 334.] и, возможно, другими средневековыми авторами.

Ари говорил о необходимости строгой критики источников своего исследования, так
как "Книга об исландцах" основана прежде всего на устной традиции. Ценные
материалы для своей работы Ари получил от воспитателя Тейта, а позже - от многих
знающих людей со всех четвертей страны. При изложении событий Ари обязательно
ссылался на одного из авторитетных людей, указывая его социальный статус и/или
характеризуя как человека мудрого и заслуживающего доверия.

Книга Ари состоит из "Пролога", десяти глав и трёх приложений. В первых пяти
главах книги рассказывается о "времени заселения страны" (870-930 гг.); о
становлении первых государственных институтов в Исландии: учреждении законов,
создании альтинга, формировании четвертей; принятии нового, более точного
календаря. Шестая глава посвящена открытию Гренландии. В последних четырех
главах Ари изложил события, связанные с распространением христианства в Исландии
и деятельностью первых иностранных и местных епископов.

Знание Ари латинского языка позволило ему привлечь некоторые сведения из
сочинений иностранных авторов. Исследователи считают, что Ари использовал такие
источники, как "Passio Sancti Eadmundi" франкского монаха Аббо (Аббона) из
Флери; "Gesta Hammaburgensis ecclesiae Pontificum" Адама Бременского; "Historia
ecclesiastica gentis Anglorum" Бэды Достопочтенного [[7] Джаксон Т. Н.
Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и её соседей.
X-XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР, 1988-1989. М., 1991. С.
15.]. Датировка трёх важнейших событий в истории Исландии по "Книге об
исландцах" - начало заселения Исландии, принятие христианства и смерть епископа
Гицура - опирается на события вне страны: год убийства короля Эадмунда в Англии,
год гибели норвежского конунга Олава Трюггвасона и год смерти правителей в
Иерусалиме, Греции и Швеции. Тем самым, Ари выводил историю Исландии как часть
всеобщей истории.

В приложениях, написанных немного позже самой книги, Ари указал родословную
норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого (вероятно, это было обосновано
тем, что во время его правления началась колонизация Исландии); родословную
первых исландских епископов (прослеживая их генеалогию от первопоселенцев) и
свой род, проводя его до легендарных Инглингов и, собственно "Ингви, конунга
тюрков".

Текст книги Ари сохранился благодаря следующим обстоятельствам. В середине XVII
в. преподобный Йон Эрлендссон из Виллингахольта сделал две копии книги для
епископа Брюньольва Свейссона из Скальхольта. Одна из них датирована 21 апреля
1651 г., время копирования второй неизвестно, но разница, вероятно, невелика.
Благодаря этим двум спискам - АМ. 113, fol. и АМ. 113b, fol.- нам известен текст
Ари, ибо после копирования подлинник бесследно исчез.

Несмотря на старания переписчика сохранять правописание подлинника (большая
аккуратность была бы необычной), ошибок и пропусков избежать не удалось. Но при
сопоставлении списков А и В, как раз многие ошибки показывают, что обе копии
были сделаны с одной рукописи, а не скопированы друг с друга [[8] Подробнее см.:
Jn Jhammesson. Introduction // slendzk handrit. I. Reykjavk, 1956. P. XVII-
XIX.].

Исследований на русском языке, посвящённых Ари Мудрому и его книге, как и
опубликованного перевода "Книги об исландцах", к сожалению, найти не удалось
[[9] Предлагаем краткую библиографию зарубежных изданий "Книги об исландцах":
Schedae Ara prestz Froda Vm Island. Sklholt, 1688 (первое издание книги); Ares
Islnderbuch / hrsg. von Volfgang Golther // Altnordicshe Saga-Bibliothek. I.
Halle, 1892 (вступительная статья, текст с комментариями, в приложении даны
отрывки из саг, хронологические таблицы к тексту, алфавитные указатели имён и
географических названий); The book of the Icelanders (slendingabk) by Ari
Thorgilsson / Ed. and transl. by Halldr Hermannsson // Islandica. XX. New York,
1930 (вступительная статья, текст, перевод на английский язык, краткие
комментарии); slendingabk ra fra Am. 113a and AM. 113b, fol. / Ed. by Jn
Jhannesson // slenzk handrit. I. Reykjavk, 1956 (facsimile) (вступительная
статья, факсимильное издание двух списков); slendingabk. Landnmabk / Jakob
Benediktsson // slenzk fornrit, I. Reykjavk, 1968 (обширная вступительная
статья, текст с подробными комментариями).Об Ари Мудром и его книге: Van Hammel
A. G. On Ari's Chronology // Akriv fr nordisk filologi. 3. Lund, 1931. S. 197-
215; Hagnel Eva. Ari frode och hans frfattarskap. Lund, 1938; Arnrson Einar. ri
frdi. Reykjavk, 1942; Sigfsson Bjrn. Um slendingabk. Reykjavk, 1944; Einardttir
lafia. Studier i kronologisk metode i tidig islandsk historieskrivning //
Bibliotheca Historica Lundesis. 13. Stockholm, 1964; Ellehj Svend. Studier over
den ldste norrne historieskrivning. Bibliotheca Amamagnana. 26. Copenhagen,
1965; Benediktsson Jakob. slendingabk // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia.
New York; London, 1993. P. 332-333.].

Особое внимание в "Книге об исландцах" Ари уделил процессу христианизации
Исландии и истории церкви. Привлекая также другие источники, прежде всего "Книгу
о заселении страны" (Landnmabk), мы рассмотрели поэтапно процессы становления
новой официальной религии в стране [[10] Казанский В. О. Начальные этапы
христианизации Исландии (по slendingabk Ари Мудрого) // Третьи чтения памяти
Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г.: Материалы к чтениям. СПб.,
1997. С. 22-25.] .

Первым этапом христианизации Исландии можно считать время от начала заселения
страны (870/874 г.) до официального принятия христианства (999/1000 г.).
Знакомство первопоселенцев с христианами на территории Исландии произошло в
начале "времени заселения страны". В необитаемой Исландии, оказалось, жили
ирландские монахи-отшельники, "христиане, которых норвежцы называли папами. А
потом они ушли, потому что не захотели жить с язычниками, но оставили ирландские
книги, колокольчики и посохи. Поэтому можно было понять, что они были
ирландцами" [[11] slendingabk. cap. I.]. Но и среди иммигрантов уже были
христиане. Ари назвал Ауд (Унн) Мудрую и Хельги Тощего как первопоселенцев, от
которых ведут свои родословные многие исландцы, в том числе, и первые епископы
[[12] ibid. cap. II; прил. II.]. А в "Книге о заселении страны" говорится, что
Ауд, взяв землю, "велела установить крест, потому что она была крещёной и хорошо
соблюдала веру"; Хельги Тощий "был очень смешан в вере. Он верил в Христа, но
обращался к Тору, прося о стойкости, и выходя в море" [[13] ibid. cap. 147,
265.]. Ещё можно назвать Кетиля Глупого - "он был христианином"; Йорунда
Крещёного - "он крепко держался христианства до смертного дня и в старости жил
отшельником"; родича Йорунда, Асольва Альскика - "он был добрым христианином и
не хотел иметь [ничего общего] с язычниками, и не хотел принимать еду от них... А
когда состарился, стал он отшельником. Где была его хижина, сейчас - церковь"
[[14] ibid. Сар. 74, 366.].

Начало активной проповеди христианства Ари связывал с именем Тангбранда,
священника из Саксонии. (Хотя известны проповедники и до него. Одними из первых
были Торвальд Кодранссон и епископ Фридрек [[15] См. об этом: orvalds ttr vfrla;
slendingabk. cap. VIII; Kristni saga. Cap. I-IV.]). Вероятно, в 997 г. Тангбранд
по поручению Олава Трюггвасона прибыл в Исландию и крестил "всех, кто принял
веру". Но несколько непоследовательно проповедуя идеи христианства - "убив
противостоявших ему двух или трёх человек", вернулся обратно в Норвегию.
Тангбранд объявил конунгу Олаву "о безнадёжности успеха христианства" в
Исландии, и только вмешательство христиан-исландцев спасло от гибели их земляков
в Норвегии [[16] slendingabk. cap. vii. См. также об этом: Сага об Олаве, сыне
Трюггви . Гл. LXXIII, LXXXI, LXXXIV, XCV // Снорри Стурлусон. Круг Земной; Сага
о Ньяле . Гл. С-CIV // Исландские саги.].

В Исландии на альтинге в 1000 г. (или в 999 г.), по взаимному согласию язычников
и христиан, был объявлен закон (кстати, язычником), что "все люди должны быть
христианами и должны креститься те, кто не был раньше крещён. Но разрешалось по
старому закону выносить детей и есть конину. И люди, если хотят, могут тайком
совершать языческие жертвоприношения, но подлежат трехгодичному изгнанию, если
это подтвердят свидетели" [[17] slendingabk. cap. VII.].

Второй этап можно ограничить последующим пятидесятилетием - до начала
деятельности первого исландского епископа Ислейва, сына Гицура Белого (1056 г.).
В это время продолжилось оформление христианской церкви. В стране побывало много
епископов-иностранцев [[18] ibid. cap. VIII.] : Бьярнхард Мудрый в книгах из
Англии, Хродольв (родич Ятварда Святого, английского конунга), с именем которого
связывают становление первого центра учёности (menntassetr) в стране [[19]
orsteinsson Bjrn. slenzka jveldi. Reykjavk, 1953. S. 191.]; Бьярнхард из
Германии; Йон Ирландец; даже, называвшие себя епископами, три армянина - Пётр,
Абрам и Стефан [[20] Дашкевич Я. Р. Армяне в Исландии (XI в.) // Скандинавский
сборник. Таллинн, 1989. Вып. 33. С. 87-97.].

Третий этап - время деятельности первых исландских епископов - Ислейва, сына
Гицура Белого, с 1056 по 1080 г.; Гицура, сына Ислейва, с 1080 по 1120 г.
(правильнее - по 1118 г.) [[21] См.: Einarsdttir lafia. Studier i kronologisk
metode... S. 17.] и Йоана, сына Эгмунда, с 1106 по 1121 г. Для этого этапа
характерно установление связей между процессом христианизации и процессом
становления государства, так и не оформившегося как самостоятельное. В Исландии
была утверждена первая резиденция епископа в Скальхольте (1096 г.), а позже -
вторая в Холаре (1104/1105 г.). Очень своеобразно прошёл процесс установления
церковной десятины: жители страны под честное слово оценили своё движимое и
недвижимое имущество и отдали десятую часть в пользу церкви [[22] slendingabk.
cap. X.]. Была проведена перепись населения (около 1102 г.). Впервые были
записаны нормы обычного права (1117-1118 гг.).

Процесс христианизации Исландии практически невозможно рассматривать в привычных
для других стран плоскостях.

Прежде всего, борьба между христианами и язычниками не приобрела политической
остроты, характерной для европейских стран. Христианизация способствовала
изживанию только некоторых варварских обычаев, распространению письменности и
грамотности. А сочетание традиций с приносимым знанием способствовало сохранению
древней местной культуры. Более того, становление в это время особой системы
школьного образования и центров учёности во многом объясняют уникальность
древнеисландской литературы [[23] Джаксон Т. Н. Школы и центры учёности в
Исландии в первые века христианства: К вопросу об уникальности древнеисландской
литературы // XII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка
Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докл. М., 1993. С. 101-102.].

Принятие христианства оказало влияние на правовое сознание общества, но
существенных изменений не произошло. Это объясняется тем, что первые священники
сами принадлежали к этой же культурной среде, а епископов выбирали на альтинге.
Клирики более позднего времени жаловались на то, что народ плохо соблюдал
христианскую веру, поскольку, например, в дни епископа Ислейва у
законоговорителя было одновременно две жены, которые к тому же были матерью и
дочерью [[24] Ольгейрссон Эйнар. Из прошлого исландского народа: Родовой строй и
государство в Исландии. М., 1957. С. 196.]. Условия жизни вынуждали преследовать
только явные проявления язычества. Подобная ситуация отражалась и в норвежских
законах: Законы Фростатинга разрешали тем, кто находится в труднодоступных
местах, во время поста есть всё, "что имеется под рукой, и это будет лучше, чем
если они умрут" [[25] Закс В. А. Некоторые особенности языка и логики областного
права в Средневековой Норвегии // Средние века. М., 1989. Вып. 52. С. 168.].

Поскольку в XI в. имущественное неравенство в Исландии было незначительным, нет
возможности рассмотреть распространение христианства в различных социальных
слоях. Введение церковной десятины - первого налога, фиксация законов страны не
изменили социально-экономической основы общества.

Таким образом, христианизация на первых этапах не вызвала каких-либо изменений в
общественном строе Исландии. Лишь с середины XII - начала XIII в. происходило
постепенное отделение церкви от общества. Это было связано с укреплением церкви
как института: была создана новая скандинавская епархия с центром сначала в
Дании (с 1104 г.), а затем в Норвегии (с 1153 г.), в Исландии стали появляться
первые монастыри (с 1133 г.), были установлены запреты на посвящение в сан
священника годи (1190 г.), на право священникам жениться (1240 г.). А в 1262 г.
закончилась эпоха "народовластия" в Исландии.

Комментарии

[1] Долгое время в литературе указывался год рождения Ари 1067 или 1067/1068. В
Исландских анналах отмечается и 1067, и даже 1066 г.: Islandske annaler indtil
1578 / Udg. ved G. Storm. Christiania, 1888. S. 18, 58, 109, 318, 471. Снорри
Стурлусон говорил, что Ари "родился в следующую зиму после гибели конунга
Харальда сына Сигурда" (25 сентября 1066 г.). Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.,
1980. С. 10. Подробнее см.: Jakob Benediksson. Formli // slenzk fomrit. I.
Reykjavk, 1968. S. V.

[2] Сага о людях из Лаксдаля . Гл. 78 // Исландские саги. М., 1956. С. 439.

[3] slendingabk. cap. I, X.

[4] ibid. cap. I, IX.

[5] Снорри Стурлусон. Круг земной. С. 10.

[6] У Снорри сохранились ссылки на сведения Ари, которых нет в "Книге об
исландцах". Например, "об этих годах его правления (Олава Святого. - В. К. )
первым написал священник Ари Мудрый сын Торгильса": Сага об Олаве Святом. Гл.
179 // Снорри Стурлусон. Круг земной. С. 334.

[7] Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней
Руси и её соседей. X-XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР,
1988-1989. М., 1991. С. 15.

[8] Подробнее см.: Jn Jhammesson. Introduction // slendzk handrit. I. Reykjavk,
1956. P. XVII-XIX.

[9] Предлагаем краткую библиографию зарубежных изданий "Книги об исландцах":
Schedae Ara prestz Froda Vm Island. Sklholt, 1688 (первое издание книги); Ares
Islnderbuch / hrsg. von Volfgang Golther // Altnordicshe Saga-Bibliothek. I.
Halle, 1892 (вступительная статья, текст с комментариями, в приложении даны
отрывки из саг, хронологические таблицы к тексту, алфавитные указатели имён и
географических названий); The book of the Icelanders (slendingabk) by Ari
Thorgilsson / Ed. and transl. by Halldr Hermannsson // Islandica. XX. New York,
1930 (вступительная статья, текст, перевод на английский язык, краткие
комментарии); slendingabk ra fra Am. 113a and AM. 113b, fol. / Ed. by Jn
Jhannesson // slenzk handrit. I. Reykjavk, 1956 (facsimile) (вступительная
статья, факсимильное издание двух списков); slendingabk. Landnmabk / Jakob
Benediktsson // slenzk fornrit, I. Reykjavk, 1968 (обширная вступительная
статья, текст с подробными комментариями).

Об Ари Мудром и его книге: Van Hammel A. G. On Ari's Chronology // Akriv fr
nordisk filologi. 3. Lund, 1931. S. 197-215; Hagnel Eva. Ari frode och hans
frfattarskap. Lund, 1938; Arnrson Einar. ri frdi. Reykjavk, 1942; Sigfsson Bjrn.
Um slendingabk. Reykjavk, 1944; Einardttir lafia. Studier i kronologisk metode i
tidig islandsk historieskrivning // Bibliotheca Historica Lundesis. 13.
Stockholm, 1964; Ellehj Svend. Studier over den ldste norrne historieskrivning.
Bibliotheca Amamagnana. 26. Copenhagen, 1965; Benediktsson Jakob. slendingabk //
Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. New York; London, 1993. P. 332-333.

[10] Казанский В. О. Начальные этапы христианизации Исландии (по slendingabk Ари
Мудрого) // Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря
1997 г.: Материалы к чтениям. СПб., 1997. С. 22-25.

[11] slendingabk. cap. I.

[12] ibid. cap. II; прил. II.

[13] ibid. cap. 147, 265.

[14] ibid. Сар. 74, 366.

[15] См. об этом: orvalds ttr vfrla; slendingabk. cap. VIII; Kristni saga. Cap.
I-IV.

[16] slendingabk. cap. vii. См. также об этом: Сага об Олаве, сыне Трюггви . Гл.
LXXIII, LXXXI, LXXXIV, XCV // Снорри Стурлусон. Круг Земной; Сага о Ньяле . Гл.
С-CIV // Исландские саги.

[17] slendingabk. cap. VII.

[18] ibid. cap. VIII.

[19] orsteinsson Bjrn. slenzka jveldi. Reykjavk, 1953. S. 191.

[20] Дашкевич Я. Р. Армяне в Исландии (XI в.) // Скандинавский сборник. Таллинн,
1989. Вып. 33. С. 87-97.

[21] См.: Einarsdttir lafia. Studier i kronologisk metode... S. 17.

[22] slendingabk. cap. X.

[23] Джаксон Т. Н. Школы и центры учёности в Исландии в первые века
христианства: К вопросу об уникальности древнеисландской литературы // XII
конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских
стран и Финляндии. Тезисы докл. М., 1993. С. 101-102.

[24] Ольгейрссон Эйнар. Из прошлого исландского народа: Родовой строй и
государство в Исландии. М., 1957. С. 196.

[25] Закс В. А. Некоторые особенности языка и логики областного права в
Средневековой Норвегии // Средние века. М., 1989. Вып. 52. С. 168.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.