Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА В СВЕТЕ ИСТОРИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Люди - творцы своей истории. Естественно поэтому, что вопрос о численности народонаселения в те или иные ее эпохи - один из тех вопросов, который прежде всего возникает перед историком. При этом его интересуют не только абсолютные цифры общего числа жителей области, страны или континента в целом, но и их изменения под влиянием увеличения или уменьшения смертности или рождаемости, то, как это население было размещено, компактно или рассеянно, какие изменения претерпевал его этнический состав или ареал расселения в целом, - словом все то, что ученые объединяют понятием "движение".
Для каждой исторической эпохи характерны свои особенности движения народонаселения. Изучением соответствующих процессов и проблем занимается специальная научная дисциплина - историческая демография. Это сравнительно молодая область исторического знания, насчитывающая немногим больше сорока лет, и именно ей мы обязаны нашими сегодняшними представлениями о движении народонаселения средневековой Европы.

Гигиена. Врачебная помощь

Распространению инфекций и эпидемий способствовала крайне низкая гигиена и жалкое состояние медицины, которая, по выражению Ж. Ле Гоффа, "не находила себе места между рецептами знахаря и теориями ученого педанта" (см. стр. 31-34).
Античная традиция ухода за телом и личной гигиены до некоторой степени сохранялась в раннее Средневековье, прежде всего в Италии и исламской Иберии. По мере распространения христианства утверждалось недоверчиво-подозрительное отношение, предубеждение против обнаженного тела, даже собственного. Общественными банями типа римских терм западное Средневековье не пользовалось, во всяком случае до XIII в., да им попросту и не было места в условиях, когда общественная жизнь резко сократилась. Лишь в некоторых монастырях строились помещения для мытья, как например в Клюнийском, где в XI в. существовала дюжина деревянных клетушек, служивших умывальнями. В богатых домах купались в лоханях.
И все же мы можем говорить о культуре бани в средние века, особенно в XIII-XIV вв., хотя она и не достигла, как в греко-римском античном мире, уровня "особой формы жизни" и отношение к ней, как и положение в обществе в целом, было противоречивым. С XIII в. баня становится модой. В Париже в 1292 г. было по меньшей мере 26 общественных бань. Они были оборудованы парильнями; тут же можно было побриться и помыть голову. Баня была местом встреч, развлечений, приятного времяпрепровождения и вплоть до распространения (с конца XV в.) в Европе сифилиса бани посещали часто, получая от этого большое удовольствие. Свобода нравов посетителей бань, где подчас мужчины мылись
18
вместе с женщинами, способствовала дурной репутации содержателя бани и ее персонала (музыкантов, банщиков и банщиц), которых не без оснований обвиняли в сводничестве. Но как бы то ни было, баня была общественным учреждением, что подтверждалось ее особым правом. К тому же она являлась важным гигиеническим средством и местом, где можно было получить медицинскую помощь. Кстати, дурная репутация бань усугублялась как раз врачебной практикой банщиков-цирюльников. Они занимались хирургией, кровопусканием, вправляли суставы, ампутировали. Именно эта сторона их деятельности сближалась в общественном сознании с "нечистыми" профессиями, связанными с кровью, трупами, больным человеческим телом (такая же печать отверженности лежала на палачах, живодерах, могильщиках). К этому примешивался еще и страх перед черной магией знахарей и бродячих рыночных врачевателей.
Забегая вперед, надо сказать, что с конца XV в. число общественных бань в городах резко сокращается, уменьшается вообще притягательная сила бани как гигиенического средства: "грим и пудра вытесняют мыло". Немалую роль играл, как уже упоминалось, страх перед заражением сифилисом. Бани позднего Средневековья - преимущественно места свиданий для профессиональных и случайных обитательниц улицы. Одновременно, однако, во врачебной практике банщиков (цирюльников) появляется новое направление - лечение "заморской" болезни. Это усиливало, с одной стороны, общественную дискриминацию этой профессиональной группы, а с другой - сознание ее практической важности. Если общественная баня как гигиеническое средство утрачивала свою привлекательность, то авторитет банщика как лекаря-практика, напротив, возрастал. К ним обращались страждущие в первую очередь, к докторам медицины - в крайних случаях. Постепенно профессия банщика превращалась из презираемой в достойную уважения и почета. Это был сложный и долгий процесс, сопровождавшийся повышением требований к профессиональному мастерству лекарей-практиков (срок ученичества до восьми лет, специальный экзамен в присутствии
19
старшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины). Около 1500 г. в Кельне из числа банщиков (цирюльников) был учрежден цех врачей-хирургов. Но общественное сознание с трудом отказывалось от своих предубеждений, и в том же Кельне возможность участвовать в городском управлении, так же как и стать членом некоторых цехов (например, ювелиров) была закрыта для тех, чьи родители занимались врачеванием. Вместе с тем усиливались попытки со стороны высших властей - императора, князей - поднять общественный престиж врачевателей ран и таким образом полевых хирургов, которые были так необходимы. Уже в XVII в. в Баварии при княжеском дворе была учреждена "бадешуле" ("банная школа"), готовившая хирургов и полевых врачей, с середины XIX в. они стали именоваться "земскими" врачами. Так завершилась занявшая не одно столетие линия развития от врачевания как ремесла к врачебной профессиональной общественно-признанной деятельности.
Своеобразное положение в жизни средневекового общества занимали больницы - госпитали. Их функции также далеко выходили за рамки лечебного заведения в современном понимании.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история
Список тегов:
античная традиция 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.