Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ IV. ГОРОДСКАЯ ЕВРОПА

История происхождения. Внешний облик

Европейский город имеет долгую, многовековую историю, и его историография родилась вместе с ним. Она родилась из потребности горожан утвердить самобытность своего образа жизни, организации своих общественных отношений, своей трудовой практики.
Самые ранние сочинения, рассказывающие нам о средневековом городе, - городские хроники. Их создание - акт самоутверждения горожан в окружающем феодальном мире, но одновременно и оружие самозащиты против сеньоров - светских и духовных, как, впрочем, и против короля или императора. В хрониках говорилось о привилегиях и льготах, отвоеванных городами или дарованных им их господами, о документах, это подтверждающих. И в высокое, классическое Средневековье, и в эпоху Возрождения в центре внимания городских историографов находилось противостояние горожан и феодальных властей, также как и проявления городского патриотизма. Городские хроники и сочинения интеллектуалов рассказывали об организации управления, суда, ремеслах и их корпорациях, об именитых людях: членах городского совета, богатых купцах, бургомистрах; их деяниях, фамильных гербах, победах в борьбе за городские свободы, самоуправление.
На рубеже XVIII-XIX столетий одновременно с политическим возвышением буржуазии, утверждением ее государственности и идеологии зарождается политическая история средневекового города. В центре ее внимания -
96
город, как оплот борьбы с феодализмом, и средневековые горожане, как прообраз молодого класса буржуазии, наследницы их доблестей. Таким образом, историки XIX в. относили средневековый город к истокам капиталистической эпохи европейской истории. Это предопределило на многие и многие десятилетия неиссякаемый интерес исторической науки к городской истории средневековой Европы, при этом главным образом к ее правовым и политическим аспектам, поскольку именно из городского самоуправления и права прежде всего выводились напрямую гражданские свободы капиталистического мира.
Развитие научной мысли в нынешнем XX столетии показало предвзятость и ограниченность подобного подхода к освещению и интерпретации городской жизни Средневековья. Современное изучение городов не только известных и крупных, но и небольших, местного значения открыло бесконечное разнообразие их типов, сложность хозяйственной и общественной жизни, правового устройства, имеющих мало общего с организацией современного мира, но зато вполне вписывающихся в рамки Средневековья. Новая, социальная история с ее интересом к тому как жили люди в ту далекую эпоху, как они организовывали отношения между собой, свой быт и труд, как воспринимали окружающий мир открыла нам, по существу, новую, городскую Европу.
Благодаря огромным масштабам исследований городов в различных районах европейского мира, их новому высокому научному оснащению мы располагаем сегодня массовым конкретно-историческим материалом, раскрывающим истоки, различные стадии, этапы градообразовательного процесса и формы городской жизни в средневековой Европе. Ее реалии были весьма далеки от идеалов социального мира и равенства, также как и свободы в ее современном понимании. Как представляет современная наука городское развитие средневековой Европы? Попытаемся ответить на этот вопрос.

История происхождения. Внешний облик

Город - одна из основных, наряду с деревней, поместьем-сеньорией, монастырем, форм существования средневекового общества, начиная с X-XI вв. История собственно города как формы общественного бытия начинается задолго до средних веков. Ее истоки восходят к глубокой древности - ко II тысячелетию до н. э., именно тогда в Восточном Средиземноморье появились первые города. Шли столетия, и городская культура, постепенно продвигаясь на Запад, достигла к I в. н. э. Рейна.
Больше всего городов было к югу от Альп - в Средиземноморье: в Южной Франции, Италии, Испании. К северу, за Альпами, они встречались уже реже, а за Рейном и Дунаем их не было вовсе. Сложившиеся в ходе римских завоеваний как форпосты - опорные пункты римлян эти города пришли в упадок и перестали существовать вслед за крушением Империи. Те из них (в основном в Средиземноморье, по Рейну и Дунаю), которые пережили эту катастрофу, сильно уменьшились в размерах. Торговля и ремесла перестали играть главную роль в их жизни, уступив место земледелию, которое становится теперь основным занятием горожан. Лишь развалины некогда мощных укреплений и античных зданий напоминали о былом величии.
Те города, которыми Европа стремительно покрывается начиная с X-XI вв. были уже совсем иными, непохожими на прежние, даже если они и возникали (как, например, Арль и Каркассон во Франции или Кельн, Трир, Майнц в Германии) вблизи или непосредственно на месте древних римских поселений. И вызваны к жизни они были уже не потребностями завоевателей, стремившихся укорениться на новых землях, но потребностями возрождавшейся после глубокого упадка в раннее Средневековье хозяйственной и культурной жизни.
XI-XIII вв. в истории Европы ученые называют часто периодом "высокого" Средневековья, желая подчеркнуть важность совершавшихся тогда перемен. Действительно, именно на эту эпоху приходится освоение огромных мас-
98
сивов нови - целины, которую крестьяне-колонисты отвоевывали у болот и лесов под пашни, сады, виноградники, пастбища; стремительный рост народонаселения, в результате чего в разных частях Европы, особенно в Центральной и Северо-Западной, создаются плотно заселенные районы, феодалы, заинтересованные в увеличении своих владений, поощряли крестьян-колонистов различными льготами, так что на первых порах они оказываются даже в лучших условиях, чем их земляки в старых деревнях.
Это имело важные последствия: заинтересованные в результатах своего труда крестьяне новых деревень улучшали обработку земли, совершенствовали свой инвентарь и добивались более высоких урожаев на новых, еще не истощенных землях. Так создавались в крестьянских хозяйствах излишки продовольствия и вместе с тем возможность приобрести на деньги, вырученные от продажи этих излишков, некоторые ремесленные изделия (одежду, инвентарь) лучшего качества чем те, которые они сами между делом и особенно в межсезонье изготовляли в своем хозяйстве. Таким образом, в конце раннего Средневековья появляется наряду со знатью и духовенством - покупателями заморских товаров (дорогих тканей, оружия, благовоний) покупатель иного типа, заинтересованный в предметах первой необходимости местного производства - простой крестьянский люд.
Городские поселения возникают как ответ на местные хозяйственные потребности. Ремесла, промыслы, торговля, как правило, предметами собственного производства и продуктами питания, становятся профессиональным занятием их жителей. В недалеком прошлом это тоже крестьяне. Они устремлялись в новые поселения в надежде обрести там безопасность и более надежный источник существования.
Многообразны пути образования городов. Одни, как мы уже видели, выросли на руинах старинных античных крепостей, таких городов особенно много в Южной Европе, по левобережью Рейна и Дуная. Другие, особенно за Рейном и Дунаем, были основаны феодальными владетелями - князьями, епископами, аббатами, стремившимися
4* 99
преумножить свои богатства за счет взимания пошлин с торговли, ремесел и промыслов, а также в военных целях. Третьи возникли из торгово-ремесленных поселений, стихийно сложившихся под защитой стен монастыря или замка, поблизости от речных переправ или вдоль больших рек - важнейших средств сообщения в средние века - в отличие от Античности с ее хорошо налаженной системой сухопутных дорог. Рейн, Маас, Шельда, Дунай, начиная с XI в., главные водные пути средневековой Европы, и именно по берегам этих рек сложились и выросли многие ее крупные города - Рент и Брюгге, Кельн и Трир, Вена и Буда и Пешт.
Что же представлял собой европейский город высокого Средневековья? Как выглядел он внешне прежде всего?
Старинные гравюры донесли до наших дней своеобразный и причудливый силуэт средневекового города. Опоясанный кольцом стен, нередко двойным, даже тройным, густо застроенный возвышается он башнями своих укреплений и патрицианских домов, островерхими шпилями готических соборов над окружающей местностью. Рассказывают, что одним из самых сильных впечатлений участников четвертого крестового похода был греческий город Андровида, не имевший укреплений: на своей родине такого городского поселения крестоносцам не приходилось встречать.
Городские укрепления представляли собой сложную систему сооружений, Зубчатые стены воздвигали на холме или над рекой таким образом, чтобы они продолжали препятствия, созданные самой природой. Стены укрепляли многочисленными (иногда больше сотни) башнями, господствовавшими над узкой полосой между двумя крепостными линиями. Узкий проход, ограниченный стенами и обязательно извилистый, вел к воротам, которые имели свои особые башни. Через ров, нередко окружавший город, был перекинут подъемный мост, охраняемый городской стражей (см. стр. 135-139).
Так выглядели городские укрепления немецких Нюрнберга и Кельна, французского Каркассона и многих других европейских городов. Но у небольших городов и особенно
100
у тех, что были созданы в XII - XIII вв. за Рейном и Дунаем, за Эльбой, в славянских землях, укрепления могли быть гораздо скромнее и не столь внушительными. Нередко, особенно на начальной стадии роста города, они сводились к земляному валу, окруженному заполненным водой рвом, и лишь позднее, по мере роста города, возводились более надежные стены из камня. Но в некоторых областях, например в Северной Германии, бедной природным камнем, городские укрепления типа вала широко были распространены и в более позднюю эпоху.
Крепостные стены - предмет неустанных забот горожан, на поддержание их в порядке и укрепление прежде всего взимался городской налог. Они были жизненно необходимы городу и без их защиты нормальное развитие городского хозяйства - ремесел и торговли - было просто-напросто невозможно в ту эпоху: городу постоянно угрожала опасность то со стороны воинственных норманнов и венгров (в X-XI вв.), то соседа-феодала, а то и просто шаек грабителей. Город был замкнут и насторожен. Дозорные на его стенах днем и ночью напряженно вглядывались вдаль и при малейшем подозрении на опасность ударами колокола на сторожевой башне рыночной площади оповещали горожан...
Стены - не только защита, но и символ независимости города. Право на их возведение добывалось в долгой и жестокой борьбе с феодалом, сеньором города, на землях которого город сложился. Это право даровалось королями вместе с привилегией горожанам вершить свой суд, собирать в свою пользу таможенные и рыночные пошлины. И одним из тягчайших наказаний, которым только могли быть подвергнуты непокорные горожане, являлось разрушение стен их города.
Крепостные укрепления города не менее красноречиво чем хроники той эпохи в состоянии поведать об их возникновении, судьбах, трудностях роста.
В северных предгорьях Гарца (на территории Восточной Германии) расположен город Кведлинбург. История этого теперь небольшого саксонского города восходит к 994 г.; именно тогда, как говорит городская хроника, император
101
Оттон III пожаловал аббатству Кведлинбург привилегию на проведение еженедельных ярмарок, сбор рыночных пошлин, чеканку монеты, а также застройку кварталов для ремесленников и торговцев вокруг рыночной площади. Так рядом с поселением монастырских крестьян, обрабатывающих угодья аббатства, возникло поселение, в котором стали жить ремесленники и торговцы, переселявшиеся сюда из окрестных деревень. Прошло сто лет. Поселок разросся, и жители его добились от аббатства права самим решать свои внутренние дела и распоряжаться казной. Стремясь обеспечить свою безопасность и имея для этого достаточно средств, они обнесли поселение валом. Время шло. Под защиту этих укреплений стекалось окрестное население, сначала на время, а затем оставаясь там на жительство. Особенно усилился этот наплыв в конце XII в., когда разгорелась длительная междоусобная война между королевскими домами Вельфов и Штауфенов. Не вмещавшиеся уже в пределах вала Старого города - так стали называть теперь старинное, изначальное поселение - жители, в основном недавние переселенцы, образовали Новый город. Вскоре обе части Кведлинбурга - городское ядро и новые кварталы - были заключены в единую систему крепостных каменных укреплений.
Но возведение нового кольца стен могло быть вызвано не только ростом населения, но, как это случалось нередко, также и постепенным укреплением политического и военного могущества самого города. Так было, например, в Констанце, крупном имперском городе на крайнем Юго-Западе Германии. К началу XV в. Констанц возвел четвертое кольцо крепостных стен, в пределы которого вошли четыре большие деревни, постепенно отвоеванные городом у местного епископа. Средневековый город рождался и рос на землях феодалов, шаг за шагом отвоевывая свое право на независимость. Вынужденные идти на уступки горожанам, феодальные владетели вместе с тем изыскивали способы возместить свои потери: таможенные и иные сборы давали слишком большой доход, чтобы можно было легко от них отказаться. Руководствуясь именно этими соображениями, епископ нижнесаксонского города Хильдесхайма основал
102
в XIII в. в противовес Старому городу Новый город. Этот город-конкурент был также обнесен стеной, имел свою рыночную площадь и свой независимый от Старого города распорядок хозяйственной и политической жизни. Бывало, что такое разделение сохранялось на протяжении столетий, особенно в крупных и политически важных городах. Во Франкфурте-на-Майне, где с XII в. происходило избрание германских королей, а затем императоров "Священной римской империи" Старый и Новый город вплоть до XVI в. были отделены друг от друга стенами и рвами. Трое ворот, объединявшие оба города, на ночь крепко запирались. В 1335 г. жители Нового города, где жили в основном садоводы, попросили городской совет разрешить отпирать по ночам ворота для того, чтобы священник со святыми дарами мог пройти к умирающему, а повитуха - принять новорожденного. Из четырех независимых (вплоть до XVIII в.) и в разное время сложившихся частей - Старого города, Малой Страны, Градчан и Нового города, каждая из которых имела свою систему укреплений, - состояла столица Чешского королевства Прага. Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.