Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ V. ФЕОДАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ
ХРИСТИАНСКОГО МИРА. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ И РЕКОНКИСТА

Подъем западного христианского мира в X-XI вв. сопровождался и в значительной мере послужил причиной бурной феодальной экспансии, как в Европе, так и за ее пределами. Жажда новых земель и богатств, а также демографический рост стимулировали развитие феодализационного процесса за счет внутренней и внешней колонизации, в которой переплетались интересы самых различных групп населения: государей, крупных сеньоров, церкви, рыцарства и крестьянства. Многочисленные проявления внешней экспансии включают в себя и разнонаправленную немецкую агрессию в Европе (в Италии, Лотарингии, на севере и востоке Европы), и захват новых территорий превратившимися в феодальных сеньоров норманнами, и Реконкисту на Пиренейском полуострове, и походы в Святую землю. Общеевропейским и самым продолжительным явлением феодальной экспансии несомненно были крестовые походы XI-XIII вв., которые представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья под лозунгами борьбы против мусульманства. Концепция "новой исторической науки" по этому вопросу нашла свое отражение в книге Жака Ле Гоффа (см. стр. 170-177).
Политика феодальной военной экспансии неизменно
157
составляла оборотную сторону внутреннего роста феодальных тенденций и потребности в расширении земельных владений самым доступным и соответствующим эпохе способом - путем завоеваний. Во всех этих случаях захватнические устремления светских феодалов, и прежде всего рыцарства, смыкались с интересами расширявшего сферу своего влияния папства, психологически подогревались и идейно обосновывались "миссионерской" активностью и реформаторской политикой церкви, ее новыми концепциями, в первую очередь концепцией христианского рыцаря1. Идеология христианского "контрнаступления" готовилась в обстановке феодальной анархии, когда рыцарство, сыгравшее решающую роль в борьбе с варварами, само превратилось в угрозу для внутреннего мира. Греховной братоубийственной войне была противопоставлена война в защиту веры и христианских святынь от язычников. Заинтересованные в прекращении междоусобных распрей, папы-реформаторы 2-й половины XI в. сумели направить энергию христианских государей и феодальных - сеньоров против - неверных по ту сторону границ и против еретиков внутри них (например, против альбигойцев на юге Франции). Долгом христианского воина стала борьба с врагами церкви и папства. Таким образом концепция крестовых походов, разработанная папами, ввела агрессивность рыцарства в безопасное для христианского мира русло. Эта концепция нашла отклик и в народном сознании, претерпев в нем ряд изменений. Крестоносное движение питалось не только мирскими заботами, но и глубокими религиозными чувствами, и требовавшим выхода психологическим напряжением. Бедствия смутного времени и реалии крестьянского быта порождали в массовом сознании восприимчивость к идее паломничества в Святую землю и жажду "искупления грехов" путем принятия мученичества за веру.
"Картина подготовки событий, сигнал к которым позднее дал папский клич "на Восток!", была сложной и многомерной. Существенное место тут занимают паломничества из стран Запада в Палестину, в ее религиозный центр -
1 См. Часть третью, Раздел IV.

158
Иерусалим... Странствования в края, где некогда творил чудеса Иисус Христос и где хранились многочисленные реликвии его жизни и смерти, рассматривались церковью в качестве важной заслуги перед Богом. Молитве в Святой земле приписывался особый эффект. Все это придавало Иерусалиму большую притягательную силу. Благочестивые путешествия туда явились существенным фактором возникновения крестовых походов... Паломническое движение идейно и практически подготовило крестовые походы: оно способствовало разрастанию религиозно-подвижнических настроений, познакомило европейцев с дорогами на Восток, с положением в восточных странах, а главное - распалило у феодалов неутолимую жажду овладения заморскими землями. Наряду с паломничествами почву для широкой феодальной экспансии на Восток готовили войны, развернувшиеся в XI в. на самом Западе и частью тоже происходившие под религиозными знаменами. Французское рыцарство, например, включилось в борьбу за отвоевание территорий, ранее захваченных арабами в Испании... В Реконкисте папы увидели средство, при помощи которого можно и поднять престиж апостольского престола, и отослать рыцарство на окраину Западной Европы, указав беспокойным воителям новое поле брани: ведь благодаря этому поместья светской и церковной знати, хотя бы отчасти, избавлялись от опасности разбойничьих налетов рыцарской вольницы! Чтобы разжечь воинственно-религиозный пыл рыцарей во Франции, римская курия постаралась окружить участников испанских походов ореолом мученичества за веру. Клюнийцы, успевшие проникнуть на Пиренейский полуостров и устроить там свои монастыри, провозгласили войны с мусульманами в Испании священными. Папа Александр II, благословивший поход 1063- 1064 гг., объявил, что церковь отпускает грехи каждому, кто пойдет сражаться в Испании за дело креста, и даже прикомандировал к южнофранцузским рыцарям, собиравшимся туда, своего легата... Папа Григорий VII, дабы побудить французов к такому же походу, разрешил им в 1073 г. владеть землями, которые будут отняты христианским оружием у "неверных", - правда, при одном
159
условии: если французские рыцари признают верховную власть римского первосвященника над отвоеванными территориями... Войны французского рыцарства в Испании были как бы "крестовыми походами до крестовых походов" - по лозунгам, по оформлению, по содержанию" (Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. С. 17-22).
Рассмотрим вкратце основные события, связанные с Реконкистой. Еще в начале VIII в. Испания была покорена маврами и только Каролинги удержали дальнейшее их продвижение за пределы Пиренейского полуострова. До 755 г. мусульманская Испания входила в состав Дамасского халифата, в 756 г. после падения власти Омейядов в Дамаске и переноса Аббасидами столицы арабской империи в Багдад, в Испании был провозглашен эмиром Кордовы представитель династии Омейядов под именем Абд арРахмана I. Так мусульманская Испания превратилась практически в независимое государство, сохранив, однако, экономические и культурные связи с остальной частью мусульманского мира. В 929 г. эмир Абд ар-Рахман III, присвоив себе титул халифа, окончательно утвердил политическую независимость арабской Испании от других исламских государств; при нем власть Омейядов утвердилась почти над всем Пиренейским полуостровом, его признали сюзереном и малые христианские государства, появившиеся к тому времени. Испанские арабы создали высокоразвитую городскую цивилизацию, с процветающей экономикой и культурой, не имеющей равных в раннесредневековой Европе. Но уже в 1031 г. происходит распад халифата на почти тридцать мелких княжеств (Кордовское, Толедское, Севильское, Валенсийское, Сарагосское и др.), что способствовало военным успехам христиан.
Началом Реконкисты - отвоевания христианскими государствами занятых мусульманами территорий - считается основание королевства Астурия в середине VIII в. В ходе Реконкисты, длившейся почти восемь веков, происходило освоение и заселение пограничных и вновь завоеванных территорий, которое стимулировалось пожалованиями фьефов и должностей, учреждением новых монастырей и епископств, предоставлением налоговых

160
льгот переселенцам. В это мощное колонизационное движение были вовлечены не только все слои астурийского, каталонского, наваррского, арагонского и кастильского общества, но и "загорные" христиане ("ультрамонтанос"). Одновременно с этим процессом на фоне постоянных войн и перемещения границ происходила постепенная консолидация трех государств: Леоно-Кастильского, Арагоно-Каталонского и Португальского.
Приостановившись во второй половине X в., в эпоху наивысшего политического могущества халифата, Реконкиста получила новый импульс с началом периода феодальной раздробленности мусульманских государств. "Христиане тоже были далеки от единства. Но по мере того как они все более осознавали себя христианами, сражающимися с врагами церкви, у них появлялся стимул к объединению с братьями по вере в военных действиях, у них появилось новое, более широкое представление о себе. Это были уже не просто жители Леона, Наварры, Кастилии, но представители христиан-католиков, борющихся против своих врагов. Даже местные королевства рассматривались как части этого христианского воинства. С течением веков это самосознание жителей местных королевств становилось фактором в пользу единства Испании и тесной связи между новой испанской сущностью и воинствующим католицизмом. В этом смысле Испания, как она есть, многим обязана Реконкисте" (Уотт У. Монтгомери. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 70).
В 1035 г. графства Арагон и Кастилия стали королевствами. В 1037 г. король Кастилии Фернандо I, захватив Астуро-Леонское королевство, объединил под своей властью весь запад христианской Испании. В 1065 г. им была взята Валенсия, но этот успех был кратковременным, как впрочем и его повторение в 1094 г. Родриго Диасом де Биваром, который стал героем замечательного памятника испанской литературы - "Песни о Сиде". Небольшой отрывок из "Песни...", относящийся как раз к этому эпизоду, прекрасно передает мотивы и образцы поведения христианского рыцарства:
6-484 161
...Валенсийцам урок преподал мой Сид:
Не выйти им из ворот городских.
Сады он их вырубил, вред им чинит,
Мешает в город хлеб подвозить...
Валенсийцы не знают, как им спастись.
Королю Марокко шлют весть они,
Но им пособить у него нет сил -
Войну за Атласом он должен вести.
Рад Кампеадор 1 этой вести был.
Ушел из Мурвьедро под кровом тьмы,
Монте-Реаля с зарею достиг.
В Арагон и Наварру он сообщил,
Велел, чтоб в Кастилье кликнули клич:
Тот, кто быть хочет богат, а не нищ,
Пусть к Кампеадору примкнуть поспешит -
Валенсией он овладеть решил.
"Кто хочет идти на Валенсию с нами
По доброй воле, - других мне не надо, -
Тех в Сельфском ущелье три дня ожидаю".
Промолвил это Кампеадор,
Вернулся в Мурвьедро, что им покорен.
Везде его клич разнесен молвой.
Прослышав, как щедр и удачлив он,
Валят к нему христиане валом.
Повсюду молва шумит про него.
Кто примкнул к нему, тот уже не уйдет.
Мой Сид де Бивар все богаче казной.
Рад он, что рать у него растет,
Не медлит, в поле выводит ее.
Валенсию взял биварец в кольцо,
Подступы занял со всех сторон,
Маврам отрезал и выход и вход.
Давали ему валенсийцы отпор
Девять месяцев ровно - немалый срок.
Настал десятый - их войско сдалось.
Большое веселье царило кругом,
Когда в Валенсию Сид вошел.

1 Прозвище Сида.

162
Стал конным тот, кто был пеш до сих пор,
Разжились все золотом и серебром.
Сделался там богачом любой.
Взял пятую часть мой Сид от всего -
Тридцать тысяч марок ему пришлось,
А прочей добыче кто знает счет?
Ликует мой Сид, что в час добрый рожден:
Взвилось над алькасаром знамя его.
Пока отдыхала дружина биварца,
Королю Севильи известно стало,
Что пала Валенсия - в ней христиане.
Повел он в поход тридцать тысяч арабов,
В валенсийской Уэрте дал бой испанцам.
Разбил его Сид, бородою славный,
Преследовал он до Хативы мавров,
Настиг на Хукаре, где переправа, -
Пошло там ко дну неверных немало.
Король их бежал, получив три раны.
Вернулся мой Сид с добычей громадной.
В Валенсии много взял он богатства,
Но в этой битве - больше в три раза:
Пришлось на пешего по сто марок.
Смотрите, какая у Сида удача!..
Песнь о Сиде, строфы 72-75.
В 1085 г. произошло важнейшее событие Реконкисты XI в. - кастильцы под командованием Альфонсо VI Храброго и при участии французских и немецких рыцарей захватили Толедо, крупнейший город Центральной Испании (он стал столицей Кастилии), а в 1093 г. и всю область между Дуэро и Тахо. В начале XII в. арагонцы овладели Уэской и Сарагосой, а в 1147 г. был взят Лиссабон. Однако вмешательство берберов Северной Африки и раздоры в самих христианских государствах вновь на целый век приостановили Реконкисту. Выдающимся, переломным событием нового бурного этапа Реконкисты стала блестящая победа, которую одержали, соединив свои силы, короли Кастилии, Арагона и Наварры над халифом Кордовы в
6* 163
битве у Лас-Навас-де-Толоса 16 июля 1212 г. На стр. 177-179 приводится фрагмент из так называемой "Всеобщей хроники", в котором рассказывается об участниках этого знаменательного сражения, в том числе об отрядах духовных и светских сеньоров, прибывших из различных стран Европы. За точность цифр, характеризующих воинские контингенты, ручаться, конечно, не приходится, но они интересны тем, что дают представление о соотношении числа рыцарей и пеших воинов (преимущественно крестьян и горожан).
Несомненно крупными удачами христиан стало завоевание арагонцами Майорки (1229 г.), Валенсии (1238 г.) и Мурсии (1265 г.) и, конечно, захват кастильцами Кордовы (1236 г.) и Севильи (1248 г.). К концу XIII в. единственным мусульманским государством в Испании оставался Гранадский эмират на самом юге страны. Маленькая Гранада сохранила свою независимость до 1492 г., когда она была включена в состав объединенного королевства Арагона и Кастилии. Так была завершена Реконкиста.
Параллельно с событиями Реконкисты в конце XI в. развернулась идейная и организационная подготовка к новому грандиозному военному предприятию, которое должно было по своим масштабам далеко превзойти все рыцарские экспедиции в Испании, в Сицилии и других районах Европы. Исходя из своих собственных политических целей создания всемирной теократической империи и чутко улавливая и направляя общественные настроения, папство выступило организатором и вдохновителем крестового похода на Восток, объединившего западноевропейское рыцарство под лозунгом помощи единоверцам, защиты паломников и освобождения гроба господня в Святой земле. Цепь событий, которая привела к Первому крестовому походу, началась в Пьяченце в начале марте 1095 г. прибытием византийского посольства к папе Урбану II (1088-1099 гг.) с просьбой о военной помощи против турок-сельджуков, разгромивших императорскую армию и завоевавших большую часть Малой Азии. 27 ноября по завершению собора французского духовенства в Клермоне папа выступил перед собравшейся огромной толпой с
164
проповедью, которая прежде всего содержала призыв к вооруженной поддержке восточных христиан и освобождению Иерусалима (текст Клермонской проповеди см. стр. 179-182).
Разнесенная по городам и весям и многократно повторенная армией епископов, священников и монахов Клермонская проповедь с ее идеей освобождения Гроба Господня от неверных и обещанием участникам похода полного прощения грехов вызвала всеобщий духовный подъем и широчайший отклик во всем западном мире. Не могли никого оставить равнодушным и описания земли, которая "течет млеком и медом". Массы простого народа, охваченные порывом религиозного энтузиазма, устремились в "святое паломничество", опередив рыцарей, которым требовалось время на подготовку снаряжения и улаживание семейных и имущественных дел. Аббат Гвиберт Ножанский пишет в своей "Истории": "...Каждый, кому быстрая молва доставляла папское предписание, шел к своим соседям и родичам, увещевая [их] вступить на стезю господню, как называли тогда ожидаемый поход. Уже возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедняков воспламенилась столь великим рвением, что никто из них не обращал внимания на скудость доходов, не заботился о надлежащей распродаже домов, виноградников и полей; всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену, как будто он находился в жестоком рабстве, или был заключен в темницу, и дело шло о скорейшем выкупе... Что сказать о детях, о старцах, собиравшихся на войну? Кто может сосчитать девиц и стариков, подавленных бременем лет? - Все воспевают войну, коли и не принимают в ней участия; все жаждут мученичества, на которое идут, чтобы пасть под ударами мечей, и говорят: "Вы, молодые, вступайте в бой, а нам да будет дозволено заслужить пред Христом своими страданиями". ...Некоторые бедняки, подковав быков, как то делают с лошадьми, и запрягши их в двухколесные тележки, на которых помещался их скудный скарб вместе с малыми детьми, тащили все это с собою; когда дети эти лицезрели попадавшийся им на пути
165
какой-нибудь замок или город, они вопрошали, не Иерусалим ли это, к которому стремятся... Пока князья, нуждавшиеся в больших средствах на содержание тех, кто составлял их свиту, долго и мешковато подготовлялись к походу, простой народ, бедный средствами, но многочисленный, собрался вокруг некоего Петра Пустынника и повиновался ему, как своему предводителю... Он обходил города и села, повсюду ведя проповедь, и, как мы [сами] видели, народ окружал его такими толпами, его одаряли столь щедрыми дарами, так прославляли его святость, что я не припомню никого, кому бы когда-нибудь были оказываемы подобные почести. Петр был очень щедр к беднякам, раздавая многое из того, что дарили ему... Вот этот-то человек, собрав многочисленное воинство, увлеченное отчасти общим порывом, а отчасти его проповедями, решился направить свой путь через землю венгров..." (Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 54-57). Попутно толпы бедноты и отдельные отряды рыцарской вольницы грабили местных жителей, устраивали погромы и сами несли немалые потери. Дошедшие летом до Константинополя крестьянские отряды были предусмотрительно переправлены в Малую Азию и в октябре 1096 г. полностью истреблены сельджуками.
В конце 1096 г. в Константинополь начали прибывать и крестоносные отряды феодалов. После многочисленных стычек и долгих уговоров, обязавшись вернуть византийскому императору те земли, которые будут отвоеваны ими у турок, крестоносцы переправились в Малую Азию. О решающих событиях Первого крестового похода повествуют сами его активные участники в послании к папе и хронике (см. стр. 183-190).
На захваченных крестоносцами землях к началу XII в. было образовано четыре государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское, в которых были воспроизведены феодальные порядки, господствовавшие в Западной Европе, в более "чистом", классическом виде. Огромную роль в этих государствах играла католическая церковь и специально созданные ею организации - духовно-ры-
166
царские ордена, имевшие чрезвычайно широкие привилегии.
Успехи крестоносцев на Востоке в значительной мере обусловливались отсутствием единства в рядах самих мусульман, борьбой между мелкими местными правителями. Как только началось сплочение мусульманских государств, крестоносцы стали терять свои владения (Эдесса уже в 1144 г.). Призванный поправить положение Второй крестовый поход (1147-1149 гг.), вдохновленный Бернаром Клервоским и возглавленный французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III, оказался неудачным. В 1187 г. Саладину, объединившему под своей властью Египет и Сирию, удалось овладеть Иерусалимом, что послужило причиной Третьего крестового похода (1189- 1192 гг.), во главе которого стояли три европейских государя: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. В этом походе с небывалой силой проявились растущие англо-французские противоречия, парализовавшие военный потенциал крестоносцев после гибели Фридриха и ухода немецких отрядов. Взятая после долгой, двухлетней, осады Акра стала столицей Иерусалимского королевства. Иерусалим же остался в руках мусульман. Ричард I, не завершив свой обет, был вынужден покинуть Палестину (предварительно договорившись с Саладином о разрешении паломникам и купцам в течение трех лет посещать Иерусалим) после того как Филипп II, внезапно уехавший в Европу, заключил там союз против него с новым германским императором Генрихом VI (О трагедии несостоявшихся надежд участников Третьего крестового похода см. стр. 190-192).
В начатом по призыву папы Иннокентия II Четвертом крестовом походе (1202-1204 гг.), пожалуй, впервые отчетливо проявились как расхождения между мирскими и религиозными устремлениями его участников, так и рост универсалистских притязаний папского престола в условиях резкого обострения отношений с Византией. Выступив в поход против мусульман Египта, крестоносцы, задолжавшие венецианцам за перевозку по морю, вернули свой долг,
167
завоевав соперничавший с Венецией христианский купеческий город Задар, сюзереном которого был король Венгрии, а завершили поход штурмом и разграблением Константинополя, беспощадными расправами с его жителями и уничтожением многих произведений искусства (стр. 192-200).
Обоснования такого радикального изменения направленности похода самими крестоносцами не оставляют сомнения в том, что оно было далеко не случайным, хотя, возможно, и не предрешенным, Гунтер Пэрисский так объясняет мотивы участников похода в своей "Истории завоевания Константинополя": "...Они знали, что Константинополь был для святой римской церкви мятежным и ненавистным городом, и не думали, что его покорение нашими явилось бы очень уж неугодным верховному понтифику или даже [самому] Богу. В особенности же к этому побуждали [крестоносцев] венецианцы, чьим флотом они пользовались для плавания, - [венецианцы действовали так] отчасти в надежде получить обещанные деньги, до которых народ этот весьма жаден, отчасти - потому, что город этот, сильный множеством кораблей, притязал на главенство и господство во всем этом море... Была, однако, как мы верим, и другая причина, намного более древняя [по происхождению] и важная [чем все эти], а именно - совет благости господа, который намеревался таким образом унизить этот народ, преисполнившийся гордыней из-за своего богатства, и привести [его] к миру и согласию со святой вселенской церковью. Казалось соответствующим [предначертаниям божьим], чтобы народ этот, который нельзя было исправить иным способом, был бы наказан смертью немногих и потерей мирских благ, коими он владел в изобилии, и чтобы народ пилигримов обогатился добычей, [взятой] у гордецов, а вся [их] земля перешла бы в наше владение, и чтобы западная церковь украсилась священными реликвиями, которые присвоили себе недостойные [греки], и вечно радовались бы им. Особенно важно еще и то, что этот часто упоминаемый [нами] город, который всегда был вероломен [по отношению] к пилигримам, поменяв, наконец, соизволением божьим, своих
168
жителей, пребудет верным и единодушным [единоверным] и сможет оказывать нам тем более постоянную помощь в одолении варваров, в завоевании Святой земли и овладении ею, что находится в большой близости к ней..." (Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. С. 232-233). В письме неизвестного рыцаря, участника событий, мы находим более лаконичное объяснение: "...[Мы] выполняли дело Спасителя, [такое], чтобы восточная церковь, столицей коей был Константинополь, с императором и всею своею империей) признала бы себя дочерью своего главы - римского первосвященника и преданно повиновалась бы ему во всем с надлежащим смирением..." (Там же. С. 242.).
После захвата половины Византийской империи планы дальнейшего похода на Восток и "освобождения гроба господня" были отставлены. На завоеванной территории крестоносцы основали так называемую Латинскую империю (в отличие от "Греческой" - Византийской), которая просуществовала недолго. В 1261 г. греки снова овладели Константинополем и восстановили Византийскую империю, правда, последней так и не удалось никогда оправиться от того разгрома, которому подвергли ее "христианские рыцари".
Во второй половине XIII в. был предпринят ряд крестовых походов, которые, однако, уже не могли спасти дело крестоносцев на Востоке и только привели к колоссальным людским потерям, особенно в результате так называемого похода детей в Палестину, все участники которого, уверовавшие в идею освобождения "святых мест" безоружными, но зато безгрешными, невинными детьми, погибли или были проданы в рабство. Владения рыцарейкрестоносцев на Востоке сжимались как шагренева кожа. После того как была потеряна Акра (в 1291 г.), в течение двух месяцев пали и другие прибрежные города. Эпопея крестовых походов закончилась полным провалом.
В научной литературе существуют различные оценки последствий крестовых походов. Одна из них отражена в уже упоминавшемся обзоре Жака Ле Гоффа (стр. 170-177). Из других выделим точку зрения, с предельной ясностью и лаконичностью сформулированную У. М. Уоттом: "Важ-
169
нейшим следствием Крестовых походов было то, что именно в них Западная Европа обрела свой дух. И этот положительный результат значением намного превысил политическое и военное поражение европейцев. Несмотря на поражение, Европа продолжала прогрессировать - по иным причинам. С другой стороны, восточное христианство было сильно ослаблено Крестовыми походами и постепенно уступало позиции оттоманским туркам - в этом смысле результаты Крестовых походов были обратны первоначальным целям". (Уотт У. Монтгомери. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 79). Невозможно также отрицать воздействие на умы слушателей - и общественное сознание в целом - рассказов многочисленных крестоносцев-пилигримов, возвращавшихся из трудных походов, в которые Запад высылал целые армии одну за другой в течение двух столетий, многое повидавших и переживших, ставших по сути уже другими людьми, с новыми идеями и требованиями к жизни.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.