Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ IX. ВИЗАНТИЯ. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. НАПАДЕНИЯ СЛАВЯН НА ВИЗАНТИЮ В VI В.

Славяне глазами византийцев

...Войско славян, перейдя реку Истр, произвело ужасающее опустошение всей Иллирии вплоть до Эпидамна, убивая и обращая в рабство всех попадавшихся навстречу, не разбирая пола и возраста и грабя ценности. Даже многие укрепления, бывшие тут и в прежнее время казавшиеся сильными, так как их никто не защищал, славянам удалось взять; они разбрелись по всем окрестным местам, совершенно свободно производя опустошения.
* * *
...Племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров. Ибо они считают, что один из богов - создатель молнии - именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных... Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский... Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни их грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, - впрочем, они менее всего коварны или злокозненны, но и в простоте своей они сохраняют гуннский нрав.
Прокопий Кесарийский. Война с готами//Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. I-VI вв. М., 1991. С. 183, 185 и 337.

325

2. ВОССТАНИЕ "НИКА" В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

...В Византии неожиданно вспыхнул в народе мятеж, который против чаяния чрезвычайно распространился и имел самый пагубный для народа и сената конец. Вот как это было. Издревле жители в каждом городе разделялись на венетов (синих) и прасинов (зеленых), но с недавнего времени за эти имена и за места, на которых сидят во время зрелищ, стали расточать деньги и подвергать себя жесточайшим телесным наказаниям и даже постыдной смерти. Они заводят драки со своими противниками, сами не ведая за что, подвергают себя опасности, будучи, напротив того, уверены, что одержав верх над ними в этих драках, они не могут ожидать ничего более, как заключения в темницы и казни... Даже родные братья, приставшие один к одному из этих цветов, другой к другому, бывают в раздоре между собою... Около того времени... в Византии приговорили к смерти некоторых из этих мятежников. Тогда обе стороны договорились, соединились и освободили тех, кого вели на казнь; тут же ворвались в темницы, выпустили всех, содержавшихся там связанными за мятеж или за другие проступки. При этом служители городского начальства были по произволу избиваемы. Мирные граждане, чуждые всех беспорядков, бежали на противолежащий материк; город был поджигаем, как будто был в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксиппа и царские дворцы... сделались жертвою пламени и вместе с ними... многие дома богатейших людей и большое богатство. Царь и супруга его вместе с некоторыми сенаторами заперлись в Палатии и там оставались в бездействии. Димы подавали друг другу условное выражение: ника (побеждай), и оттого мятеж тот известен до сих пор под именем Ника... Между тем у царя происходило совещание, что лучше сделать, оставаться тут или бежать на судах. Много говорено было в пользу того и другого мнения. Наконец, царица Феодора сказала: "Лишним было бы теперь, кажется, рассуждать о том, что женщине неприлично быть отважною между мужчинами, когда дру
326
гие находятся в нерешительности, что им делать или чего не делать... По моему мнению, бегство теперь, больше чем когда-нибудь, для нас невыгодно, хотя бы оно и вело к спасению. Тому, кто появился на свет, нельзя не умереть; но тому, кто однажды царствовал, скитаться изгнанником невыносимо!.. Итак государь! Если хочешь спасти себя бегством, это нетрудно! У нас много денег; вот море, вот суда! Но смотри, чтоб после, когда ты будешь спасен, не пришлось тебе когда-нибудь предпочитать смерть такому спасению. Нравится мне старинное слово, что царская власть - прекрасный саван"... Слова ее воодушевили всех... Царь полагал всю надежду на Велисария и на Мунда... С великими усилиями и не без больших опасностей пробираясь по развалинам и полусгоревшим местам [ипподрома], Велисарий вошел на ристалище... Он боялся, что народ нападет на него в таком тесном проходе, уничтожит его вместе с отрядом, а потом тем удобнее ринется на царя. Итак, он рассудил лучше напасть на народ, на это бесчисленное множество стоявших на ристалище и в большом беспорядке толкавшихся людей. Он обнажил меч, велел воинам своим следовать его примеру и с криком ринулся в середину скопища. Народ, не знавший строя, видя, что покрытые латами воины, заслужившие великую славу храбростью и опытностью, поражали всех без пощады, предался бегству. Поднялся громкий крик. Находившийся недалеко оттуда Мунд, человек смелый и предприимчивый, хотел принять участие в деле, но в настоящем положении не знал, что ему делать. Догадавшись, наконец, что Велисарий уже действует, он вторгся на ипподром... Мятежники, поражаемые с двух сторон, подверглись истреблению. Победа была полная; убито великое множество народа. Полагают, что тогда погибло более 30 тысяч человек.
Прокопий Кесарийский. Война с персами//Хрестоматия по истории средних веков/Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1950. Т. I. С. 363- 368.

327

3. СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Некогда в Византии городская толпа и подонки общества восстали против императора Юстиниана, и произвели тот мятеж, который получил название "Ника"... Показывая, что не против одного только императора, но в своем беззаконии они подняли руки и против Бога, они дерзнули сжечь и церковь христианскую (византийцы называют ее храмом Софии ("Премудрости"), дав такое ей название, как наиболее приличествующее Богу), попустил Господь совершить им такое беззаконие, в предвидении, с какой красотой этот храм будет перестроен в будущем. И вот император со всем рвением приступил к строительству, не жалея никаких средств; со всей земли он собрал каких только мог мастеров... Этот храм представлял чудесное зрелище, - для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем - совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом... Несказанной красотой славится он... Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме. Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой и великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней. С той и другой стороны - две галереи; и у них потолок является куполом, а украшением золото. Одна из этих галерей назначена для молящихся мужчин, другая для женщин... Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами.
Прокопий Кесарийский. О постройках//ВДИ. 1939. № 4(9). С. 208-210.

328

4. ИЗ "ТАЙНОЙ ИСТОРИИ" ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО

Некоторые из приближенных Юстиниана, остававшиеся при нем до глубокой ночи, конечно, из числа несших служебные обязанности по дворцу, ...говорили, что вместо него видели какое-то необычайное привидение дьявольского вида. Один из них рассказывал, что Юстиниан, внезапно вскочив с императорского трона, начинал ходить по всему дворцу, и вдруг у него пропадала голова Юстиниана, а остальное тело продолжало совершать эти долгие прогулки взад и вперед. Рассказывавший говорил, что при таком зрелище, не доверяя, что он видит это своими глазами, потрясенный и в полном смущении, он долгое время стоял на одном месте. А затем голова вновь возвращалась к телу Юстиниана... Это я пишу не как очевидец, но услыхал я все это от тех, которые серьезно и настойчиво утверждали, что видели это сами... Феодора же своей подруге танцовщице Македонии говорила, что ей ночью во сне явилось видение и приказало не заботиться о деньгах, так как прибыв в Византию, она возляжет на ложе владыки демонов и при помощи всяких своих ухищрений... станет его законной супругой, и тогда она будет властно распоряжаться всеми богатствами империи... Чтобы быть принятым императрицей даже для людей, занимавших высшие должности, требовалось много времени и труда; постоянно должны были все они сидеть там в каком-то рабском ожидании, находясь все время в узком и душном помещении. Не быть здесь для любого из начальствующих лиц равнялось смертельной опасности. Все время стояли они [в этом коридоре] на цыпочках, каждый стараясь вытянуть шею и голову выше своих соседей, чтобы выходящие из внутренних покоев императрицы евнухи могли его видеть.
Прокопий Кесарийский. Тайная история. // ВДИ. 1940. № 2. С. 310-311, 316-317.

329

5. ИЗБРАНИЕ ИМПЕРАТОРА НИКИФОРА II ФОКИ (963-969 ГГ.)

...Все провозгласили Никифора августейшим василевсом ромеев... Он принял власть и надел красную обувь - высший знак царского достоинства, ...снял и отбросил в сторону свое обычное платье, облачился в царственное одеяние самодержца и предстал в наиболее подобающем государю виде. Сидя на горячем белом коне, украшенном царской сбруей и пурпурными коврами, он въехал в Золотые ворота, восторженно встречаемый и приветствуемый народом и вельможами... Вскоре затем Никифор вступил в знаменитейший храм Господень [храм Святой Софии] и принял достойные почести от причта священнослужителей, а патриарх Полиевкт увенчал его царской диадемой.
Лев Диакон. История. М., 1988. С. 26-29.

6. ИНТРИГИ ПРИ ВИЗАНТИЙСКОМ ДВОРЕ И ФАВОРИТЫ ИМПЕРАТОРА

Был у царя Михаила конь, норовистый, буйный, неукротимый и непокорный... Как-то раз царь отправился на охоту и, сидя на этом коне, собственноручно поразил палицей зайца. Обрадованный царь тотчас соскочил на землю, чтобы убить зайца, а оставленный на свободе конь ускакал. Тут сбежалось множество людей, главные конюший... засуетились, но поймать коня никто не мог... А Василий, стоявший рядом со своим господином, спросил, не навлеку ли я на себя гнева царя, если догоню лошадь и со своего коня перепрыгну на спину царского, ведь он украшен царскими бляхами. Царю об этом доложили, и, когда он велел тому и быть, Василий легко и ловко все совершил. Царь видел происходящее, ему понравились соединенная с мужеством ловкость и ум Василия, и он тут же забрал его... и зачислил в царские страторы (воины).

330
* * *
...Василий, жаждая царского достоинства, сдружился с... Самоной из агарян (арабов). Он открылся перед Самоной и сказал, что если умрет наша тетка Зоя (императрица), женится царь на другой женщине и прогонит нас. Дай мне слово, что сохранишь тайну и расскажу тебе все, что задумал... Самона же пришел к царю и сказал: "Хочу, господин, с глаза на глаз сообщить нечто, о чем, если расскажу, будет погибель мне, если умолчу - тебе". И рассказал царю весь заговор Василия. Но царь не поверил его словам и спросил, не по чужому ли внушению такое сказал. Самона же говорит: "Если хочешь убедиться, отправь кого хочешь в мой покой, я спрячу этих людей в укрытии, и пусть запишут все, что сказано будет между мной и Василием, и тогда убедишься, что нет в сказанном и слова лжи". И вот посылает царь... Христофора вместе с... Калокиром. Они пришли в покой Самоны и спрятались. Самона же, поймав Василия на приманку и дав ему клятвенные заверения, заставил снова ясно описать весь заговор и перечислить заговорщиков... Пока те завтракали, они пошли и зачитали царю свою запись. ...Собрав всех... вельмож, царь огласил перед ними донесения Самоны. Они превознесли его как спасителя императорской жизни и признали достойным высшей чести. Царь тотчас удостоил его сана протоспафария и сделал своим ближним.
Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей//Изд. подг. Я. Н. Любарский. Спб., 1992. С. 98-99, 151.

7. РОД КОМНИНОВ (1081-1185): СТУПЕНИ К ВЛАСТИ

...(Братья) Комнины уже были готовы облегчить душевные страдания императора, причиненные опустошением (врагами) городов, и подняли павший дух самодержца,
331
утверждая, что город (Кизик) легко может быть возвращен, и внушая ему добрые надежды... "Только, - говорили они, - пусть благоденствует твое владычество, а завоевателей города постигнут в семь раз большие беды, чем те, которые они сами причинили"... Они привели в восхищение императора; отпустив братьев с пира, он без забот провел остаток дня. С этого времени Комнины вменили себе в обязанность являться во дворец и еще более ублажать лиц, окружавших императора. Они старались не доставлять своим противникам ни малейшего повода, не давать им никакого предлога для вражды; напротив, они хотели всем внушить любовь к себе и заставить в мыслях и в речах держать их сторону... Комнины старались не потерять расположение императрицы и не сделаться, таким образом, добычей врагов. Ведь легкомысленные нравы изменчивы и, как воды Еврипа, подвержены приливам и отливам.
(
Анна Комнина. Алексиада/ Вст. ст., пер., коммент. Я. Н. Любарского. М., 1965. С. 95.

8. ЗНАТНЫЙ ВИЗАНТИЕЦ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ПРИДВОРНОГО

Если ты служишь василевсу, всячески остерегайся клеветы против тебя, каждый день вызывай пред глаза свои картину падения твоего, так как не знаешь, какие козни плетут за твоей спиной дурные люди. Я видел нечто подобное и оплакал жизнь человеческую. А именно, я видел эксвасилевса Михаила [V], который некогда был кесарем, поутру, на восходе солнца, - державным василевсом, а в третьем часу дня - жалким и сирым слепцом.

332
* * *
...Если кто-нибудь затеет мятеж и провозгласит себя василевсом, не вступай с ним в сговор, а держись от него в стороне. Если ты можешь воевать с ним и совершить на него нападение, то воюй за василевса и всеобщий мир. А если ты не можешь сразиться с ним, отдались от него, как сказано, и, заняв какое-нибудь укрепление со своими людьми, пиши василевсу и старайся, сколь в твоих силах, исполнять службу, чтобы были почтены и ты, и твои дети, и твои люди. Если у тебя нет людей, чтобы захватить укрепление, брось все и беги к василевсу. А если случится так, что ты не осмелишься бежать из-за своей семьи, присоединись к нему (мятежнику), но помыслами останься с василевсом и, когда сможешь, соверши достохвальное дело, находясь с мятежником, сговорись со своими задушевными друзьями и схвати его. Храни верность василевсу в Константинополе - и не ошибешься в своих расчетах.
Кекавмен. Советы и рассказы. Сочинение византийского полководца XI в. М., 1972. С. 123, 249.

9. ПОСОЛ ГЕРМАНСКОГО ИМПЕРАТОРА ВО ДВОРЦЕ

Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие соответственно своей птичьей породе на разные голоса. Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее - повыше, а вслед за тем возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной
333
величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть, и, двигая языком, издавали рычание... При моем появлении зарычали львы, защебетали птицы, каждая на свой лад,., когда, склонившись перед императором, я в третий раз отвешивал поклон, то, подняв голову, увидел его, кого только что видел сидящим на небольшом возвышении, сидящим теперь чуть ли не под потолком зала и одетым в другие одежды.
Лиутпранд Кремонский. Антаподосис. VI.5 // Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: Быт и нравы. Свердловск, 1989. С. 11.

10. ПРИЕМ ВО ДВОРЦЕ РУССКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Девятого сентября, в четвертый день, состоялся прием... по прибытии Эльги, архонтиссы [правительницы] Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее знатными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет [управитель почты и внешних сношений] обычно задает вопросы [о здоровье]. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей... В тот же самый день состоялся торжественный обед... На... трон сели деспина [императрица] и невестка [ее]. Архонтисса же стояла сбоку. Когда трапезит [распорядитель пира] по обычному чину ввел архонтисс и они совершили проскинесис [простирание ниц на полу перед императором], архонтисса, наклонив немного голову, села к императорскому столу на том же месте, где стояла... Знай, что певчие... присутствовали на торжественном обеде, распевая василики [величальные песни
334
в честь императорской семьи]. Разыгрывались также и всякие театральные игрища... На... столе... был сервирован десерт в украшенных жемчугами и драгоценными камнями чашах.
Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора // Г. Г. Литаврин. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: Проблема источников / ВВ. 1981. Т. 42. С. 35-48.

11. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ РЫЦАРИ И ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР
АЛЕКСЕЙ I КОМНИН

Император, желая склонить графов к той клятве, которую уже принес Готфрид, стал приглашать их к себе по отдельности, с глазу на глаз объяснять им свои намерения, стараясь через благоразумных повлиять на непокорных... Когда все... были уже в сборе и когда все графы дали клятву, кто-то из знати осмелился сесть на императорский трон. Император стерпел это, не сказав ни слова, так как давно знал надменный нрав латинян. Но граф Балдуин подошел к этому человеку, взял его за руку и, заставив встать, сказал с упреком: "Нельзя так поступать, ведь ты обещал служить императору. Да и не в обычае у ромейских императоров, чтобы их подданные сидели рядом с ними. Тот же, кто, поклявшись, стал слугой его царственности, должен соблюдать обычаи страны". Тот ничего не сказал Балдуину, но, пронизав его недобрым взглядом, проговорил про себя на родном языке: "Что за деревенщина! Сидит один, когда вокруг него стоит столько военачальников!"
Анна Комнина. Алексиада. С. 288-289.

335

12. ВИЗАНТИЙСКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ: МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Два с половиной хлеба были у меня с собой, когда я переправилась через Иордан; вскоре они зачерствели и высохли, и я их понемногу съела. Семнадцать лет я сражалась в этой пустыне с необузданными своими страстями, как с лютыми зверьми. Когда я садилась есть, мне хотелось мяса и египетской рыбы, хотелось вина, столь моего любимого, ибо, живя в миру, я много его пила; здесь же, не находя и воды, я сгорала от жажды и несказанно страдала. Посещала меня и безрассудная тоска по разгульным песням, постоянно смущая меня и побуждая напевать их демонские слова, которые я помнила. Тогда я плакала и била себя в грудь, вспоминая об обете, который дала, удаляясь в пустыню, и однажды мысленно очутилась я пред иконой Богоматери... и жаловалась ей, умоляя прогнать соблазны... Съев те хлебы, о которых упомянула, я 17 лет питалась травами и тем, что могла найти в пустыне. Гиматий [платье] же, бывший на мне, когда я переправилась через Иордан, сносился. Мне пришлось немало страдать от холода и летнего зноя, когда меня палила жара или, дрожащую, сковывал холод. Но с того времени и до сих пор сила Божия всяким путем обороняла мою грешную душу и жалкое тело. Ведь брашно мое и крепость - слово Господне. Ибо не хлебом единым живет человек, и совлекшие с себя покров греха облекаются скалой, когда им нечем скрыть наготу.
Житие Марии Египет-
ской //Византийские легенды. Л., 1972. С. 93-94.

336

13. ИКОНОБОРЧЕСТВО В ВИЗАНТИИ

...Против веры безумствовал он [император Лев V (813- 820 гг.)] ужасно, так что почитал дурным даже поминать имя божие... И где только ни находил он людей, блюдущих истинное учение, истязал их жестоко и страшно. Кроме того, он сколачивал и собирал отряды и полки единоверцев, держал их при себе и осыпал милостями... Этим-то людям и велел Лев написать сочинение, провозглашавшее дерзкую и мерзкую веру, а потом двинулся в поход на божественные иконы... Был у царя один увечный мужичонка по имени Дендрис, ...речью он обладал невнятной, возбуждал... смех, и во дворце его держали ради увеселения. Как-то зайдя в царицыны покои, он застал ее прижимающей к сердцу божественные иконы и со рвением подносящей их к своим глазам. Увидев такое зрелище, сей помешанный спросил, что оно означает, и подошел поближе. На что она ответила на народном языке: "Это мои дорогие ляльки, я их очень люблю". Царь в это время угощался за столом и, когда тот зашел к нему, спросил, где он был. И он ответил, что был у мамы [так он именовал Феодору] и видел, как она из-под подушки доставала красивых лялек. Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: "Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю". Так удалось ей тогда погасить царский гнев.
Продолжатель Феофана. Жизнеописания... С. 16-18, 43.

337

14. СЛАВЯНСКИЕ ПЕРВОУЧИТЕЛИ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

...Ростислав, князь моравский, по божьему наущению держал совет с князьями своими и мораванами, а [потом] послал к цесарю Михаилу, говоря: "Хоть люди наши язычество отвергли и держатся закона христианского, нет у нас такого учителя, чтобы нам на языке нашем изложил правую христианскую веру, чтобы и другие земли, глядя на это, уподобились нам. Так пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. От вас ведь исходит во все земли добрый закон".
И цесарь, собрав собор, призвал Константина Философа, дал знать ему об этом деле и сказал: "Философ, знаю, что ты утомлен, но подобает тебе туда идти, ибо дела этого никто совершить не может, только ты". Отвечал Философ: "Тело мое утомлено, и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка". И сказал цесарь ему: "Дед мой, и отец мой, и иные многие искали их и не обрели, как же я могу их обрести?" Философ же сказал: "Кто может записать на воде беседу и (кто захочет) прослыть еретиком?" Отвечал же ему снова цесарь с дядей своим Вардой: "Если захочешь, то может тебе дать (их) бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим".
Пошел же Философ и по старому обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов своих, и тогда сложил письмена, и начал писать слова Евангелия: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" и прочее. Возрадовался же цесарь, и прославил бога со своими советниками, и послал его с многими дарами, написав Ростиславу такое послание: "Бог, который хочет, чтобы каждый пришел к познанию истины и достиг большего достоинства, увидев веру твою и старание, сотворил и ныне в наши годы - объявив буквы для языка вашего - то, чего не было дано (никому)
338
после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, что славят бога на своем языке"...
Житие Константина // Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 86-87.

15. "ПРОДРОМИКА"

(НАРОДНОЯЗЫЧНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ПОЭТУ ПРОДРОМУ)

Он счет деньгам у нас ведет, а ты таскаешь воду; Он деньги в сундуке хранит, а ты - головки лука;... Ты взад-вперед по улицам сандальями топочешь, А он на славном скакуне повсюду разъезжает, И на ногах его торчат воинственные шпоры... Он ходит в шерстяном плаще, а ты одет в рогожу, И на постели у него четыре покрывала, А ты в соломе спишь всю ночь, и вши тебя кусают. Четыре раза в месяц он бывает в бане, ты же От рождества до рождества не видишь и лохани... Он десять фунтов золота хранит в своем закладе, А ты и медного гроша не сыщешь за душою, Чтобы хоть свечечку купить, хоть постриженья ради!
Памятники византийской литературы IX-XIV веков.
М., 1969. С. 220.

339

16. МИХАИЛ ПСЕЛЛ О ХАРАКТЕРЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА РОМАНА
III АРГИРА (1028-1034 ГГ.)

Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен к знаниям, которые доставляются наукой латинской, отличался изящной речью, внушительным голосом, ростом героя и истинно царской внешностью. Однако о знаниях своих мнил много больше, чем они заслуживали; мечтая к тому же уподобить свое царствование правлению знаменитых древних Антонинов, мудрейшему философу Марку и Августу, он посвятил себя двум занятиям: наукам и военному делу, но в последнем был совершенно невежествен, науки же знал поверхностно и неглубоко. Самомнение и напряжение сверх меры сил души ввели его в заблуждение в вещах весьма значительных. Тем не менее он раздувал любую тлевшую под золой искру мудрости и собрал все ученое племя - я имею в виду философов, риторов и всех тех, кто занимались или, по крайней мере, считали, что занимаются науками. То время произвело на свет немногих ученых, да и те дошли лишь до преддверия аристотелевской науки, а из Платона толковали только о символах, не знали ничего сокровенного и того, о чем рассуждают люди, знакомые с диалектикой и наукой доказательств. Не имея четких понятий, царь ложно судил об этих философах. Хотя предпосылки проблем были заложены еще в наших священных речениях, большая часть трудных вопросов так и осталась без решения, они же искали, как совместить целомудрие и зачатие, деву и плод, и исследовали предметы сверхъестественные. И вот его царствование приняло тогда философское обличье, но было это маской и притворством, а не исканием и познанием истины. Едва успевал Роман произнести несколько слов, как вновь обращался к щитам, заводил речь о поножах и панцирях; ведь намерением его было разгромить всех варваров, восточных и западных, и хотел он их не словом покорить, а оружием одолеть. Если бы эти две страсти были не баловством и хвастовством, а истинным стремлением, он принес бы немало пользы государству, но
340
дальше намерений он не пошел; более того, возбудив радужные надежды, сам же их, можно сказать, и разрушил своими делами.
Михаил Пселл. Хронография. М., 1978. С. 22-23.

17. ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ПРОДАЖИ ШЕЛКОВЫХ
ТКАНЕЙ1

Вестиопраты [продавцы одежды] имеют право покупать шелковые одежды, но никакой иной товар, за исключением того, что предназначено для их личного употребления и что они не имеют права перепродавать другому. Не разрешается передавать пришлым извне что-либо из запретных товаров: фиолетовых шелковых [тканей] или же шерстяных, окрашенных в пурпур, высокосортных, чтобы те не переправили эти товары иностранцам. Кто нарушит эти правила, будет подвергнут телесному наказанию и конфискации... Тот кто желает быть допущенным к профессии вестиопратов, должен предварительно представить пять лиц той же профессии, которые бы перед эпархом свидетельствовали, что он достоин заниматься этим делом. После этого он может быть зачислен в состав вестиопратов и может открыть свою лавку и торговать. Он должен уплатить шесть номисм (монет) корпорации.
Византийская книга эпарха.
М., 1962. С 52-53 (IV. 1.5).

1 Продажа фиолетовых, алых, пурпурных тканей иноземцам не разрешалась, так как считалась посягательством на императорские цвета, и значит и на само достоинство императора.

341

18. ГОРОДСКОЙ РЫНОК И ЯРМАРКА В ФЕССАЛОНИКЕ1

Большая государственная дорога, ведущая с запада на восток, проходила через Фессалонику и поневоле склоняла путников остановиться и здесь закупать все необходимое. Поэтому мы оказывались обладателями всевозможных, каких только ни назовешь, благ. Улицы города всегда наполняла пестрая толпа фессалоникийцев и проезжих гостей, так что легче было пересчитать песчинки на морском берегу, чем людей, проходивших по рыночной площади и занятых торговыми делами. У многих здесь накопились несметные сокровища - золото, серебро и драгоценные камни, а шелковые ткани шли наравне с шерстяными.
Иоанн Камениата. Хронография//Две византийские хроники Х в. М., 1959. С. 165.
* * *
День святого Димитрия - такой же большой праздник, как Панафинеи в Афинах или Панионии в Милете; это - величайшее македонское торжество, и стекается на него народ не только тамошний, македонский, но всяческий и отовсюду: греки из разных областей Эллады, мисийские племена, населяющие земли вплоть до Истра и пределов Скифии, кампанцы, италийцы, иверы, луситанцы, кельты из-за Альп. Коротко говоря, даже прибрежье Океана посылает молящихся поклониться этому святому - так велика его слава по всей Европе.
Я же, человек из дальней Каппадокии, не бывавший на этом празднике, а питавшийся только слухами о нем, хотел видеть все, чтобы ничто не ускользнуло от моих
1 Византийские авторы XI в. - эпохи расцвета византийских городов - оставили описания многолюдных и богатых торговых площадей, изобилия разнообразных товаров.

342
глаз. Для этого я устроился на холме рядом с ярмарочной площадью и со своего места без помехи все разглядывал. Ярмарка выглядела так: палатки купцов, выстроенные одна против другой, тянулись ровными рядами; отстоя далеко друг от друга, эти ряды создавали в середине широкий проход для великого множества народа, снующего по ярмарке... Если же тебя, мой любознательный друг, интересует, что было внутри этих палаток, что я увидел, спустившись с холма, - то представь себе, - все на свете, что создается руками ткачей и прях, все решительно товары из Беотии и Пелопоннеса, все, что торговые корабли везут к грекам из Италии. Немалую долю вносят также Финикия, Египет, Испания и Геракловы столпы, славящиеся лучшими в мире коврами. Все это купцы везут прямо в древнюю Македонию и Фессалонику... Еще наверху (я) дивился количеству всевозможных животных и прислушивался к странному многоголосому звуку, доносившемуся до моих ушей: кони ржали, быки мычали, овцы блеяли, поросята хрюкали, лаяли собаки, сопровождавшие хозяев и охранявшие их порой от волков, порой от грабителей.
Тимарион // Византийский сатирический диалог. Л., 1986. С. 28-30.

19. ПЕРЕГОВОРЫ УЧАСТНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА
С ВИЗАНТИЙСКИМ ИМПЕРАТОРОМ АЛЕКСЕЕМ IV АНГЕЛОМ
(1203-1204 ГГ.)

...Бароны покинули дворец.., а когда вернулись, то держали совет о том, как им быть дальше, и в конце концов послали к императору двух рыцарей, и они опять увещевали его, чтобы отослал им их плату. А он ответил послам, что ничего не заплатит им, что он и так уже с лихвой заплатил им и что он их нисколько не страшится; мало того, он потребовал, чтобы они убирались прочь и освободили его землю, и пусть знают, что если не очистят
343
ее как можно скорее, то он причинит им зло... С этим и возвратились послы восвояси и дали знать баронам, что ответствовал им император. Когда бароны это услышали, то держали совет, что им предпринять, и в конце концов дож Венеции сказал, что он сам хотел бы пойти и переговорить с императором... И когда он приблизился к берегу, то увидел императора, который прибыл туда на коне, и он заговорил с ним и сказал ему: "Алексей, что ты думаешь делать? ...Припомни-ка, что мы возвысили тебя из ничтожества, а затем мы сделали тебя сеньором и короновали императором; неужто ты не выполнишь своих обязательств по отношению к нам, ...и ничего больше не сделаешь для этого?" "Нет, - сказал император, - я не сделаю ничего больше того, что уже сделал!" "Нет? - сказал дож. - Дрянной мальчишка, мы вытащили тебя из грязи, ...и мы же втолкнем тебя в грязь; и я бросаю тебе вызов, а ты заруби себе на носу, что отныне и впредь я буду чинить тебе зло всей своей властью".
Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986. С. 44.

20. ОСАДА КРЕСТОНОСЦАМИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Когда ...уже прошло Рождество и дело близилось к великому посту, и венецианцы и французы снова начали приготовляться и снаряжать свои корабли, причем венецианцы соорудили новые мостки на своих нефах, а французы сделали осадные орудия, ...чтобы подкапывать и разрушать стены; и венецианцы взяли доски, из которых строят дома, и, плотно их пригнав, покрыли настилом свои корабли, а потом взяли виноградные лозы и прикрыли ими доски с тем, чтобы камнеметы не могли повредить кораблям и разнести их в щепы. И греки сильно укрепили свой город изнутри, а деревянные башни, которые были над каменными башнями, они еще прикрыли снаружи
344
добрыми кожами, и не было такой деревянной башни, которая была бы ниже, чем в семь, или в шесть, или по меньшей мере в пять ярусов.
Там же. С. 51.

21. ЗАХВАТ КОНСТАНТИНОПОЛЯ КРЕСТОНОСЦАМИ Глазами византийца

Спустя несколько дней латиняне, видя, что никто не сопротивляется им с суши, пододвинулись ближе к берегу. Конница отступила дальше от моря, а корабли начали осаждать ту башню, к которой была прикреплена тяжеловесная железная цепь, поднимавшаяся в случае нападения неприятеля... Разорвав цепь, неприятельский флот весь двинулся вперед: наши корабли частью были захвачены, а другие, пригнанные к берегу и оставленные своими людьми, были разрушены... О разграблении главного храма [Св. Софии] нельзя и слушать равнодушно. Святые аналои, затканные драгоценностями и необыкновенной красоты, приводившей в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами вместе с другими великолепными вещами. Когда им было нужно вынести из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с седлами.
Никита Хониат. История// Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951. С. 241-242.

...И глазами рыцаря

Когда город был взят и пилигримы разместились, как я вам об этом рассказал, и когда были взяты дворцы, то
345
во дворцах они нашли несметные богатства... А потом приказали, чтобы все захваченное добро было снесено в некое аббатство, которое было в городе. Туда и было снесено все добро, и они выбрали 10 знатных рыцарей из, пилигримов и 10 венецианцев, которых считали честными, и поставили их охранять это добро... Столько там было богатой утвари из золота и из серебра, и столько златотканых материй, и столько богатых сокровищ, что это было настоящим чудом, все это громадное добро, которое туда было снесено... Сам же я думаю, что и в 40 самых богатых городах мира едва ли нашлось столько добра, сколько было найдено в Константинополе... И те самые люди, которые должны были охранять добро, растаскивали драгоценности из золота, и все, что хотели, и так разворовывали добро; и каждый из могущественных людей брал себе либо золотую утварь, либо златотканые шелка, либо то, что ему больше нравилось, и потом уносил1 .
Робер де Клари.. Завоевание Константинополя. С. 58, 59.

22. УТОПИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ГЕОРГИЯ ГЕМИСТА ПЛИФОНА (XV В.)

Вот что написано о законах и наилучшем государственном устройстве, размышляя о которых, следуя которым в частных и общественных делах и особенно заботясь о которых, люди смогут жить прекраснейшей, наилучшей и, насколько это возможно, счастливейшей жизнью. Ибо всем людям от природы свойственно главным образом стремиться к этой самой якобы счастливой жизни. Это единое и общее желание присуще всем людям и является целью жизни для каждого, ради чего они как раз и занимаются всем прочим. Однако следуют они этому общему желанию
1 См. также Раздел V.

346
уже не одними и теми же путями, а каждый своим собственным. Одни проводят жизнь в постоянном наслаждении, думая таким образом стать максимально счастливыми и считая, что все нужно делать не ради чего-нибудь другого, но ради всяческого разнообразного наслаждения, вкусить каковое они смогут, откуда бы оно ни шло. Другие находят счастье в приобретении состояния, всю свою жизнь занимаясь только тем, что постоянно обогащаются. Третьи охвачены жаждой славы, и главный предмет их забот - жить, будучи почитаемыми и восхваляемыми большинством людей. Четвертые, презрев все остальное, сделали целью своей жизни добродетель и красоту, считая, что одна только добродетель действительно может сделать счастливыми и блаженными упражняющихся в ней. Да и законы самой добродетели не для всех одни и те же. Ибо не для всех одинаковыми представляются прекрасное и постыдное, как и общепринятое. Вот, например, есть люди, которые отрицают, что требуется кое-что и от разума, и от наук для достижения добродетели. Некоторые даже изо всех сил избегают занятий этими вещами, считая под влиянием некоторых шарлатанов... что это является для них каким-то бесчестьем и развращением. Но другие эти же самые вещи считают сущностью добродетели и больше всего заботятся о том, чтобы стать наиболее разумными и наиболее мудрыми.
Плифон Георгий Гемист. Законы. // И. П. Медведев. Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л., 1976. С. 176-177.

347

23. ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ ОСАДЫ КОНСТАНТИНОПОЛЯ (1453 Г.)

Военное счастье уже склонялось на сторону турок... И можно было видеть полное содрогания зрелище, ибо ромеи и латиняне, препятствующие придвигающим к стенам лестницы, одни были ими рассечены, другие же, закрыв глаза, падали со стены, сокрушив тела и ужасным образом лишаясь жизни. Лестницы же стали турки приставлять теперь беспрепятственно и поднимались на стену, как орлы летящие.
Дука. История//Хрестоматия по истории средних веков. М., 1961. Т. 2. С. 654-655.

24. ФИЛОСОФИЯ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ

...Философия IV-VII вв. - непосредственное продолжение позднеантичной философии. Она перенимает школьную традицию последней, ее понятийный аппарат и рабочие навыки мышления, ее терминологию, распорядок ее дисциплины. Конечно, акценты неизбежно передвигались, но само передвижение соотносилось с заданной точкой отсчета и проходило в рамках заданной системы. Сознательный традиционализм, определявший формы профессиональнофилософского мышления, проявлялся, между прочим, в том, что новое сплошь да рядом преподносилось как комментарий к старому - к какому-нибудь античному тексту... Позднее тексты ранневизантийских христианских мыслителей сами становились объектом комментирования, подчас по-своему творческого... Философия IV-VII вв. - порождение эпохи, когда основной формой идейной борьбы была борьба религий и религиозных исповеданий. Уходящее язычество сопротивлялось христианству. Гностические и хилиастические ереси отстаивали себя в споре с церковью.

348
Арианство выступало против никейской ортодоксии, несторианство - против эфесской ортодоксии, монофиситство - против халкидонской ортодоксии, оспаривая авторитарный статус церковной доктрины...
Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли// Культура Византии. IV - первая половина VII в.
M., 1984. С. 42-43.

25. КОНСТАНТИНОПОЛЬ - ЦЕНТР ПРОСВЕЩЕНИЯ В ВИЗАНТИИ

Константинополь, после того как он был провозглашен столицей государства и резиденцией августов, становится главным центром просвещения в империи. Сюда из Греции, Сирии, Малой Азии, Африки прибывают грамматики, риторы, философы либо самостоятельно, либо по вызову правительства. Вслед за ними в Константинополь съезжаются многочисленные слушатели. В столице открываются частные и общественные школы, где обучают греческой и латинской грамматике, красноречию и философии. Существование их подтверждает закон Феодосия II от 27 февраля 425 г. ...У нас нет конкретных сведений ни о программе, ни о системе преподавания в этих учебных заведениях. Вероятнее всего, педагоги придерживались эллинистических традиций. Самыми выдающимися учителями данного периода были Ливаний, который дважды приезжал в Константинополь и несколько лет вел там занятия по риторике, и Фемистий, которого современники считали главным инициатором культурного развития города и превращения его в центр философского образования.
В царствование Юлиана, Валента, Феодосия I и Аркадия окончательно укрепилось положение Константинополя как культурного центра империи. В 425г. указом Феодосия II в столице был основан университет. В нем были учреждены
349
кафедры греческой и латинской грамматики и риторики, права и философии. Обучение велось на греческом и латинском языках. Общее число преподавателей было определено в 31 человек, из них 10 греческих и 10 латинских грамматиков, 3 латинских и 5 греческих риторов, два профессора права и один философ.
Самодурова 3. Г. Школы и образование // Культура Византии. IV - первая половина VII в. С. 500-501.

26. ОБРАЗ ХРИСТА В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ

В центре христианской мифологии находится образ Иисуса Христа... Иисус - в полном смысле слова посредник между земным и небесным, ибо он сын Божий и вместе с тем сын человеческий, совершенный Бог и совершенный человек. Он не полубог, но именно существо, чудесным образом сочетающее в себе и божественное, и человеческое. Поэтому в нем обнаруживается удивительная противоположность: с одной стороны, Иисус - Бог, который сидит одесную отцовского престола и который на Страшном суде будет судить праведников и грешников, а с другой стороны, мифологический образ евангельского Иисуса вбирает в себя все, что, казалось бы, может служить уничижению человека: Иисус родом из Галилеи, из палестинского Пошехонья ("Что доброго из Галилеи?" - говорили в те времена); его сопоставляют с рабом, представителем самого униженного сословия, и обрекают на казнь на кресте - самую позорную по тем временам; он общается с грешниками, с распутными женщинами, с мытарями, а накануне решительного дня колебания охватывают его, и он молит Бога-отца: "Пронеси чашу сию мимо меня" (Марк. 14.36). Противоречивость мифологемы Иисуса Христа как бы воспроизводится, кстати сказать, в уже
350
известной нам противоречивости византийской конструкции власти василевса с его всемогуществом и бессилием.
Мифологический образ Иисуса Христа внешне эклектичен, он вобрал в себя множество архаичных элементов, заимствованных из старых религий. Тут и тотемистические представления о боге-агнце и боге-рыбе, элементы земледельческого культа умирающего и воскресающего богазерна и бога-виноградной лозы. Тут и традиционный иудейский образ праведного царя, мессии, помазанника (по-гречески - "христос") божьего. Тут и популярный образ бога-целителя и не менее популярный образ мудрого учителя и чудотворца. И все-таки образ Христа не сводим только к сумме этих традиционных элементов, в нем есть новое - а именно то, что он оказывается посредником, преодолевающим "земное тяготение", связью земли и неба, и в силу этого - спасителем.
Не представление о боге-отце, а именно представление о Христе-спасителе находилось в фокусе богословских дискуссий IV-V В. И это естественно, ибо учение о спасителе-посреднике и есть краеугольный камень христианского мировоззрения...
Каждан А. П. Византийская культура. М., 1968. С. 111- 112.

27. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА

I. Из Конституции "О составлении Дигест".
Император Цезарь Флавий Юстиниан... привет Трибониану, своему квестору.
1. Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима и идущие
351
от Ромуловых времен, находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с живших прежде священных принцепсов, исправить их конституции и сделать их ясными; мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий, дабы их искренность давала всем людям быструю помощь. 2. Совершив это дело... мы приступили к высшему и полнейшему исправлению права - собрать и исправить все римские постановления и включить в один кодекс столько разрозненных томов авторов. И этот труд, на который никто не осмеливался возлагать надежды и которого никто не осмеливался желать, казался нам труднейшим делом и даже невозможным. Но, воздев руки к небу и призвав вечную помощь, мы озаботились этим делом, положившись на Бога...
Дигесты Юстиниана.
М., 1984. С. 19.

28. ВИЗАНТИЙСКИЕ ХРАМЫ

Знаменательно, что раннее христианство вообще начинало с негативного отношения к культу, с призывов к упрощению культа. Напротив, победившее христианство создало пышные формы богослужения, напоминавшие и театральные зрелища, и церемонии императорского дворца. Богослужение шло в специальных помещениях, храмах, функция которых принципиально отличалась от назначения античных храмов. Греко-римские храмы были жилищем статуи бога (кроме того, в некоторых случаях, казнохранилищем города), и доступ внутрь святилища был открыт лишь жрецам. Верующие не выступали участниками религиозных церемоний, но наблюдали их извне. Христианство, распахнув двери храма, сделало верующих соучастниками богослужения. Поэтому в греческом храме основную
352
художественную нагрузку нес экстерьер: зритель воспринимал храм преимущественно снаружи. Византийская церковь (особенно ранняя), наоборот, была лишена бросающихся в глаза наружных украшений - зато ее внутреннее пространство украшалось мозаикой и фресками, колоннадами и арками. Здесь горели сотни свечей, причудливо отражавшихся на мраморе стен и пола, на стеклянных кубиках мозаик; священник и диакон выходили в парадных одеяниях; певчие исполняли гимны, славившие Христа и Богородицу.
Ранневизантийские храмы воздвигались преимущественно в форме базилик, вытянутых в длину зданий, центральная часть которых (нередко разделенная двумя рядами колонн на три "корабля", или нефа) вела к расположенной строго на востоке апсиде, сводчатой нише, где находился алтарь с престолом. Двускатная кровля на стропилах постепенно уступает место куполу, водруженному над центральным квадратом храма.
Ко второй половине IX в. в Византии вырабатывается новый тип храма, получивший название крестовокупольного: базиликальная вытянутость исчезает, свободное пространство словно концентрируется под куполом, опирающимся на четыре опоры. С четырех сторон к куполу примыкают полуцилиндрические своды, образуя в плане подобие "греческого креста", что и дало название этому типу церквей. Восточную ветвь креста замыкает алтарная апсида.
Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее, тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначались к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного.
Каждан А. П. Византийская культура... С. 114-115.

12-484 353

29. КНИГОПИСАНИЕ В ВИЗАНТИИ

В Студийской мастерской был выработан новый почерк - минускул. Евангелие - первая известная нам сейчас рукопись, написанная этим почерком. Буквы связаны между собой, а не стоят раздельно, как имело место до сих пор при унциальном письме. Такой почерк позволял писцу быстрее чертить литеры. Кроме того, текст, написанный связным письмом, занимал гораздо меньше места, чем написанный раздельным. Это было крайне важно при той дороговизне пергамена, которая существовала в средневековье.
Вместе с писцами в скриптории работали и художники. Очевидно, как все монахи монастыря, они подчинялись строгим правилам, установленным Феодором (Студитом, игуменом монастыря). Созданию икон и миниатюр этот знаменитый игумен придавал большое значение в тот период, когда особенно страстно сопротивлялся иконоборцам. О том, что в монастыре находилось много икон, можно судить по тому свидетельству, что в одно из вербных воскресений Феодор организовал процессию. Во время нее каждый из участников, монахов Студиоса - а их было около трехсот, - держал в руках икону как символ борьбы за иконопочитание. Мы знаем также, что Феодор послал кесарю Варде икону Богоматери. Над могилой Феодора было помещено его изображение.
Возможно, хотя доказательства этого и отсутствуют, в Студийском монастыре была исполнена в первой половине IX века Псалтирь, которая по фамилии своего бывшего владельца называется Хлудовской. (Ныне она хранится в отделе рукописей Государственного Исторического музея в Москве.) Рядом с текстом псалмов на полях этой рукописи помещены разнообразные по своим темам изображения. Все это подкрашенные рисунки, свободно разбросанные на желтоватом пергамене. Их более двухсот. Они не ограничены рамой. Для того чтобы сделать ясным зрителю их сюжет, художник часть из них соединяет линиями с теми строками, к которым они относятся.

354
Пропорции фигур не отличаются классической красотой, движения выразительны, лица экспрессивны. Иногда художник, помещает персонажей в три четверти или в профиль к зрителю, что говорит о развитии повествовательного начала.
Среди сцен Нового завета, которые, по мнению средневековых теологов, были предсказаны в псалмах, встречаются, что для нас особенно важно, эпизоды, связанные с современной художнику действительностью. Во многих сценах он изображает иконоборцев, причем показывает их как отрицательных персонажей. У них длинные, доходящие до пояса языки, что демонстрирует бессмысленность тех многочисленных речей против икон, которые они произносят. В сцене, где иконоборцы хулят образ Иисуса Христа, они представлены с растрепанными волосами и ожесточенным выражением лиц.
Лихачева В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1981. С. 93-95.

30. КОНСТАНТИНОПОЛЬ - ЦЕНТР ВИЗАНТИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ

Наряду с частными учебными заведениями в Константинополе функционировали называемые иногда "университетами" высшие школы, организуемые либо императорами, либо от их имени регентами. Это были государственные учреждения, возникавшие благодаря покровительству просвещенного правителя, увлеченного науками и стремящегося возродить их изучение. На содержание профессоров, занимавших весьма видное место в столичной иерархии, и студентов выделялись довольно значительные средства. Обучение в них было бесплатным и теоретически было доступным представителям всех социальных слоев в империи. В действительности же здесь получала образование византийская элита, так как поступающие в них должны были обладать определенным минимумом знаний, приоб
12* 355
ретаемых на более низких ступенях обучения, большей частью платных. Число студентов в государственных школах было невелико. Главной задачей, стоящей перед ними, была подготовка чиновников государственного аппарата. Основное внимание уделялось преподаванию семи свободных искусств, являющихся базой обучения. Богословие среди них отсутствовало. Высшие государственные школы имели светский характер на протяжении всей истории своего существования. В штат "университетов" были включены профессора по отдельным дисциплинам, обеспечивающие высокий уровень их преподавания, это отличало их от частных школ, где почти всегда занятия вел один педагог.
Самодурова 3. Г. Школы и образование // Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 394.

31. ЛИТУРГИЯ В ВИЗАНТИЙСКОМ ХРАМЕ

Столь же символичными были и богослужебные действия. Важнейшим среди них византийцы считали литургию, во время которой совершалась евхаристия - чудесное воспроизведение рождения и смерти Христа. Евхаристия... не рассматривалась как напоминание или изображение центральной мифологемы христианства - нет, для византийцев она была подобием и символом и, следовательно, каждый раз оказывалась новым воспроизведением евангельских событий. Это было именно чудо. Реальные предметы обнаруживали сверхъестественный смысл: священник разрезал изготовленную из хлеба просфору - но это уже была не просфора, а Дева, богоматерь: он извлекал из нее частицу кубической формы, называемую агнцем, и клал ее на дискос - и это был божественный младенец, лежащий в яслях. Он разрезал агнца крестообразно - и это был символ
356
смерти Иисуса Христа на кресте. Потом диакон подносил вино, смешанное с водой, в специальном сосуде, который назывался потир. Потир и дискос покрывались пеленой, и в этот момент происходило самое главное - пресуществление, превращение хлеба и вина в истинную плоть и кровь Христову. Грань между землей и небом оказывалась преодоленной, и каждый, причащаясь плотью и кровью богочеловека, как бы становился соучастником этого чудесного перехода от материального и грешного мира земли к божественным небесам.
Причащение было таинством, чудом, но чудо стало нормой для христианского мировоззрения...
Помимо причащения, церковь совершала и таинство крещения (византийцы называли его также печатью, "сфрагис"): в отличие от причащения, которое можно было повторять чуть ли не ежедневно, крещение оставалось однократным действием. Погружение в воду, магически освобождая от грехов, знаменовало принятие человека в общину верных, в ряды христиан. Таинствами считались также бракосочетание, поставление священником, покаяние и некоторые другие действия. Сохраняемое поныне в православной церкви седмиричное число таинств устанавливается в Византии, по-видимому, не ранее XIII в.
Византийская церковь стремилась к унификации культа, и тенденция эта становится особенно заметной в конце IX-X в. Именно в это время окончательно вырабатывается пышная программа византийской литургии, а также каноническая система украшения храма и иллюстраций богослужебных книг... Появляется также канонический минологий, свод житий, разделенных по месяцам и дням и предназначенных для богослужебных целей, для чтения в церкви.
Если воплощение сына божьего, согласно христианскому учению, создавало возможность спасения, то культ означал реализацию этой возможности. Следовательно, спасение осуществлялось через богослужение, через литургию, через таинства, и потому церковь как учреждение как бы присваивала себе монополию спасения. Правда, этот принцип никогда не подчеркивался в Византии с такой энергией,
357
как на иерархическом Западе, однако он существовал и здесь, хотя и порождал разнородное и разнохарактерное сопротивление.
Каждан А. П. Византийская культура. С. 118-119.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
История Византии//Под ред. С Д. Сказкина. М., 1967. Т. 1-3.
Каждан А. П. Деревня и город в Византии, IX-X вв. М., 1960.
Каждан А. П. Византийская культура. X-XII вв. М., 1969.
Культура Византии: IV - первая половина VII в. М., 1984.
Культура Византии: Вторая половина VII-XII в. М., 1989.
Культура Византии: XIII - первая половина XV в. М., 1991.
Курбатов Г. Л. История Византии. М., 1984.
Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VIII вв. Л., 1970.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. 2-е изд. М., 1986.
Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976.
Лихачева В. Д. Искусство Византии IV-XV вв. М., 1986.
Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978.
Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X-XI вв.: Проблемы истории одного столетия, 976-1081 гг. М., 1977.
Медведев И. П. Византийский гуманизм. XIV-XV вв. Л., 1976.
Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: Быт и нравы. Свердловск, 1989.
Попова Т. В. Византийская народная литература. М., 1985.
Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии в IV-VI вв. М., 1958.
Рансимен С. Падение Константинополя в 1453г. М., 1983.
Сахаров А. Я. Дипломатия Древней Руси. М., 1980.
Удальцова 3. В. Византийская культура. М., 1988.
Успенский Ф. И. История Византийской империи. СПб., М., Л., 1913-1948. Т. 1-3.
Хвостова К. В. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии (XIV-XV вв.). М., 1968.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.