Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРЯД КОРОЛЕВСКОЙ АРКИ

На протяжении 1975—1976 гг. делегаты Великого Востока Италии неоднократно посещали Лондон, обра щаясь к капитулу «Италия» Королевской арки с просьбой о «возвышении» (« exaltation »). В ноябре 1976 г . их просьба наконец была удовлетворена. Во Флоренции со стоялось освящение первого итальянского капитула ма сонов Королевской арки.

Обряд Королевской арки считается специалистами по истории масонства своего рода дополнением степени Мастера. Но и по сей день историки не в состоянии сколько-нибудь точно определить дату возникновения Королевской арки. Один из первых более или менее достоверных документов, который тем не менее рядом авто ров также подвергается сомнению,— это публикация в разделе хроники дублинской газеты «Фолкнере Даблин джорнэл». В ней сообщается о шествии масонов по улицам города, состоявшемся по случаю праздника Иоан на Крестителя в 1743 г . В заметке говорится о том, что во главе процессии шли наиболее достойные масоны Ко ролевской арки. Правда, туманные намеки на существо вание такого направления масонства, как Королевская арка, при желании можно отыскать и в «Книге уставов» Андерсона, и в знаменитой парижской речи Рамсея '. Не подлежит сомнению лишь тот факт, что, когда в 1751 г . английское масонство раскололось на две соперничающие ложи, на «старых» и «новых» масонов, имен но старомасонство с наибольшим уважением отнеслось к обряду Королевской арки. Лоуренс Дермотт, глава «старых» масонов, пишет, что был «возвышен» в 1752 г . Первый документ, засвидетельствовавший существование Королевской арки у «новых» масонов,— это протокол собрания ложи в Бристоле в 1758 г . в таверне «Под короной». По мнению Б. Джонса, речь идет о ложе, кото- Рая, хотя официально и относилась к «новомасонству», на деле придерживалась старого масонского ритуала 2 .

201

Напомним, что «старые» масоны стремились к восста новлению наиболее древних обычаев ордена и боролись с нововведениями. Отсюда можно заключить, что обряд Королевской арки или какие-то его элементы появи лись в масонстве задолго до указанных сроков. Судя по структурным элементам предания, лежащего в основе ритуала, возникновение которого некоторые авторы че ресчур смело относят к первым векам нашей эры, Ко ролевская арка вряд ли подлежит какой-либо определен ной датировке. На наш взгляд, ревнители старины из числа «старых» масонов предприняли попытку восстано вить в своей обрядности древний спиритуализм. Однако ее обряд не столь древний, как того хотелось бы при верженцам Королевской арки. Нам представляется, что вся «древность» в данном случае состоит в желании воссоздать спиритуализм первых христианских общин в противовес этическому и универсалистскому деизму Андерсона. Укажем в этой связи, что церемония « passing the veils » («переход чрез завесы») по своему духу являет ся глубоко христианской. Она исчезает из обихода только в 1834— 1835 гг. в результате реформы «сассекского» ритуала, являющегося стержнем нынешней Королевской арки.

Легенда, положенная в основание Королевской арки, существует в многочисленных вариантах.

Б. Джонс сообщает, что церковная хроника Фило-сторгия ( IV в. н. э.) и Никифора Калликста (предполагаемого византийского автора, жившего на рубеже XIII — XIV вв. н. э.) повествует о том, что в одной из крипт, вскрытых во время строительных работ по восстановле нию иерусалимского храма, начатых по велению римского императора Юлиана Отступника (331—363), желавшего таким образом натравить христиан на евреев, было обнаружено Евангелие от Иоанна 3 .

В другом варианте легенды рассказывается о том, что был найден апокриф книги Еноха. Патриарх Енох имел якобы видение девяти сводов на небесах и, повинуясь знамению, построил на горе Ханаан храм, имевший девять сводов. Под девятым Енох возложил треуголь ник из чистого золота, на котором было начертано имя «истинного» Бога.

Несмотря на то что эта легенда не входит в нынешний обряд Королевской арки, в нем все же сохранились цере монии, связанные с обретением «истинного» имени Бога. Следует подчеркнуть, что в записи одного из первых

дошедших до нас обрядов Королевской арки (француз ский манускрипт 1760 г .) также содержатся элементы легенды о Енохе 4 .

Полагаем, что, руководствуясь именно этой легендой, нам удастся в какой-то мере понять спиритуализм ма сонской системы, построенной на библейском эзотериз- ме. Енох, патриарх Израиля, о котором сказано в книге Бытия (5, 18—21), прожил долгую благочестивую жизнь и был принят Богом. В позднейших поучениях раввинов Енох предстает как посланник гносиса, ведающий зна нием о подземном и небесном мирах. Книга Еноха (причем иудейский ее вариант отличается в основном от двух других — эфиопского и славянского) в главных своих частях восходит к III — IV вв. н. э., то есть к концу «золотого века» религиозного синкретизма, насквозь про низанного эзотерическими мотивами 5 .

В настоящее время обряд Королевской арки строится исключительно на библейском материале, повествующем о возведении второго иерусалимского храма, которое бы ло начато в связи с возвращением евреев в Палестину после вавилонского пленения. Храм Соломона был разру шен ордами Навуходоносора в 586 г . до н. э. В 516 г . вто рой храм был освящен для совершения в нем богослу жений. Легенда Королевской арки, наряду с преданием об открытии в крипте храма священных реликвий, в том числе треугольника с начертанным «истинным» именем Бога и Торы (Книг Моисеевых — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), как бы вписана в «историческое» повествование библейских книг Ездры и Аггея.

К этим символическим элементам относится и более поздний символ арочного свода крипты. Такого рода свод является гордостью средневековой архитектуры, в осо бенности готической архитектуры, которая, применяя стрельчатую арку, использовала все потенциальные воз можности арочной структуры.

В качестве геометрической формы арка искони яв ляется символом прекрасного. В качестве элемента архитектурной структуры арка обладает повышенной сопротивляемостью по отношению к силам сдавливания бла годаря «ключу» — центральному камню в вершине арки. «Ключ» распределяет вес верхней части структуры на Другие элементы конструкции вплоть до ее основания. По этой причине арка является также символом силы.

Космическая модель арки — радуга (утверждает масонский ритуал 1732 г .), которая, согласно книге Бытия

202

203

(9, 11—17), является «знамением завета» между Богом g землею после всемирного потопа: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею».

Инициация, посредством которой Мастер получает доступ в Королевскую арку, называется «возвышение» (« exaltation »). Данный термин следует понимать согласно его латинской этимологии — «возвышение, вознесе ние», равно как и в библейском переводе: «Я оказал по мощь мужественному, вознес избранного из народа» (Псалом 88, 20) ь . Кандидат должен как бы повторить и пережить случайное открытие священных реликвий в крипте, которое было сделано «прохожими камен щиками». Но прежде он должен выдержать экзамен на мастерство первых трех степеней (Ученика, Подмастерья и Мастера).

Первоначально «возвышению» предшествовал обряд «переход чрез завесы». В ходе этой церемонии кандидат символически проходил через голубую, пурпуровую и червленую завесы в память о той Завесе, которая, соглас но предписанию Моисея, отделяет в храме «святили ще от Святого-святых» (Исход, 26, 31—34). Судя по некоторым масонским книгам, еще в XIX в. завеса символизировала Христа, который «окутал покровом своих ран и драгоценной крови сонмище наших грехов, чтобы Отец наш мог принять нас к себе» 7 . В ходе реформы Королевской арки в XIX в. этот обряд был, однако, восстановлен как система этического монотеизма.

204

Арка

Степень Мастера включает в себя Королевскую арку. Это подтвердил договор о воссоединении лондонских л ож 1813 г . Королевская арка не привносит ничего нового в степень Мастера с формальной точки зрения, но придает ей более глубокое толкование в духе спири туализма. Дело в том, что закон смерти и воскресе ния из мертвых (являющийся основным переживанием масона в степени Мастера и символизируемый теперь аркой, по Маккею — «входом в вечную жизнь после гро ба») вершится под знаком Божества: масон Королевской арки совершает открытие «имени» и «закона» самого Бога.

В первых трех степенях масонства Бог, Великий Архитектор Вселенной, одновременно как бы «присут ствует и отсутствует». Его возвеличивают при открытии и закрытии работ в храме. Он символически взирает с Востока на братьев. Но при всем том он не является центром масонской медитации. В центре событий — человеческая драма. В Королевской арке Мастер впервые соприкасается с Божеством в мистерии Его Сущности («Имя») и Его нравственной значимости (Тора). Это личностный Бог (но отнюдь не антропоморфный), как засвидетельствовано в книге Бытия (1, 26—27), где утверждается, что Бог создал человека «по образу Своему, по образу Божию», то есть сообщил человеку принцип личностного понимания самого себя, верховный принцип, который доступен человеку, познающему реаль ный мир. Бог — это Личность, хотя и не какая-то «от дельная личность».

Эта тема развивается в ритуале посредством симво лики «Имени», которое, согласно Б. Джонсу, является своего рода криптограммой сказанного Богом Моисею на Синае: «Я есмь Сущий» (Исход, 3, 14), то есть я тот, кто я есть (на древнееврейском: ehyeh asher ehyeh ). Выражение «я тот, кто я есть» раскрывает представле ние об абсолютной необусловленной личности.

Напомним в этой связи, что «Имя» дозволялось произнести Верховному жрецу только однажды в году в День Искупления, да и то при особых обстоятельствах. В повседневной практике евреи называли Бога « Shaddai » («Всемогущий») или « Adonai » («Господь») и т. п. 8

«Открытие» Божества в Королевской арке подчерки вается особой торжественностью обряда. Англичане обычно называют это торжество «драмой», хотя, на наш взгляд, точнее было бы сказать, что данный обряд яв ляется своего рода «психодрамой», подобно многим дру-

205

гим масонским обрядам. Этот сложносоставной термин вошел в лексикон современной психологической культу ры благодаря Морено, разработавшему особую психо терапевтическую технику, заключающуюся в том, чтобы продемонстрировать пациенту посредством «спонтанного театрального действа» его душевные неурядицы. Психо драма должна оказывать эффект «катарсиса», очищения, который достижим тем легче, чем труднее пациенту установить с психотерапевтом взаимодействие для достижения «отреагирования» аффективного состояния, чем сильнее у пациента необходимость найти выход своему аффективному состоянию в безличностной, абсолютной форме. В психодраме Морено важную роль играют «ассистенты» («вспомогательные "я"»), которых па циент заставляет «выступать» в ролях своих родствен ников или знакомых, а также аудитория, комментирующая происходящее и обсуждающая вместе с пациентом театрализованные события его драмы 9 .

Нам представляется, что прав А. Меллор, когда он утверждает, что семантическое поле термина «психодрама» может быть расширено без ущерба для его «исторической» очерченности. Понимание этого термина может также охватить «театрализацию психических событий с акцентировкой на те их аспекты, которые имеют значе ние страдания».

Масон, «возвышаемый» Королевской аркой, не пере живает, подобно пациенту, участвующему в психотерапии Морено, спонтанную или неупорядоченную драму, по строенную главным образом на событиях прошлого. Он также не* обсуждает со зрителями драматизм этих собы тий. Его драма состоит в ином — в абсолютной новизне происходящего, открытии неизведанных горизонтов. Эта драма строжайшим образом упорядочена. Однако и в дан ном случае, как и в медицинских разработках Морено, необходима «кооперативность» со стороны «вспомога тельных "я"» (других масонов капитула). Здесь также достигается катарсический эффект как следствие театра лизации драматического события.

На практике принцип, регулирующий масонский об ряд, не отличается от психодрамы, предложенной Мо рено. Хронологически он возникает, однако, гораздо раньше психодрамы как таковой. Этот принцип вклю чен в контекст психической целостности личности. Его особенность — символизация интеллектуальной деятель ности. Но и психодрама и масонский обряд в данном

случае исходят из предположения, что спонтанная или ритуальная театрализация драмы обладает большей ценностью, чем вербализация, всякий раз, когда человек оказывается перед необходимостью решать проблемы, связанные с его психикой.

Нам не представляется возможным изложить на этих страницах обширный символогический корпус Королевской арки, включающей в себя и библейских персонажей (сановники капитула носят имена библейских пророков), и ритуальные одеяния. Ограничимся указанием всего лишь на три наиболее важных символа: тройная «тау», неизреченное имя и печать Соломона, иначе — шести конечная звезда, экзальфа, звезда или щит Давида.

Тройная «тау» (вписанная в круг, являющийся важ нейшим священным символом, по мнению Юнга, пред ставляющим в коллективном бессознательном черту, за которой заканчивается святость и в пределах которой находится универсальный духовный центр) первоначаль но была литерой Т, наложенной на Н от инициалов « Templum Hierosolymae » — Иерусалимский Храм. Затем это обозначение приобрело символическую самостоя тельность. Б. Джонс, один из наиболее известных ком ментаторов Королевской арки, указывает, что в антич ной Греции литера «тау» (Т) являлась символом жизни, противостоя литере «тета» (в), инициалу и символу Танатоса — смерти 10 . В Библии «тау» является симво лом спасения праведников. Так, в Книге пророка Иезекииля, где говорится о божественном наказании Иерусалима, сказано: «И слава Бога Израилева сошла с херуви ма, на котором была, к порогу Дома (то есть храма.— Перев.). И призвал Он человека, одетого в льняную одеж-

Тройная Тау

ду, у которого пр« поясе прибор писца. М сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди его, сделай знак» (9 3—4) *.

Среди семитов неизреченность «имени Бога» является древнейшей традицией. В этой связи Джонс подчерки вает, что в Лувре в Париже хранится вавилонская над пись, сделанная около четырех тысяч лет назад, где сказано: человек не должен произносить имени бога. В Израиле неизреченное имя состоит из согласных « Yod - He - Vau - He », которые по традиции, принятой также Лютером, вокализуются как « YeHo VaH », однако, как мы уже говорили, только при особых обстоятельствах. Мистериософская тематика неизреченного имени неразрывно связана с еврейской религиозной этикой, предпи сывающей: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исход, 20, 7), ибо человек должен не слова ми, а справедливыми делами свидетельствовать свою веру в Бога живого. Отсюда, кстати говоря, религия евреев не знает прозелитизма.

Важнейшим символом Королевской арки является печать Соломона. Речь идет об очень древнем символе, ставшем широкоизвестным начиная со средневековья, когда он превратился в талисман. В настоящее время, как справедливо замечает Б. Джонс, это скорее знак или эмблема, имеющая национально-расовый характер, чем религиозный символ ''.

О том, каким образом печать Соломона вошла в корпус масонской символики, нет четких сведений. А. Меллор полагает, что она входила в набор «клейм» средневековых вольных каменщиков. Меллор считает также, что первоначально это клеймо имело исключитель но декоративный характер |2 .

Однако, как указывает тот же Меллор, экзальфа являлась репродукцией диаграммы, при помощи кото рой каббалисты изображали Адама небесного и Адама земного (вершина «белого» треугольника направлена вверх, тогда как вершина «черного» треугольника на правлена вниз). Быть может, в этом и состоит объясне ние включенности экзальфы в Королевскую арку, то есть системы, которая, несомненно, уходит своими корнями

* В итальянском тексте Библии: « segna un Tau », то есть «начертай Тау».— Прим. перев.

208

в эзотерическую культуру. Символика шестиконечной звезды, встречающейся в самых разных культурных ареалах, покоится на основании архетипа. В иллюстра циях книги Джонса о символике Королевской арки содержится, например, репродукция удайпурской плас тины (Индия), где изображена шестиконечная звезда с несколько выпуклыми лучами, помещенная в цветок лотоса, который в свою очередь по точкам экзагона внутренних линий включает в себя равносторонний тре угольник. Внутри треугольника едва намечено священное слово индусов — От. В этой связи не преминем под черкнуть, что и в символике Королевской арки имеется треугольник с начертанным на нем священным именем. Любопытно, что, согласно грамматической традиции сан скрита, От как отзвук Абсолюта состоит из четырех составляющих его элементов: a , u , m вместе с так называемой «каплей» — « bindu », поставленной под т, озна чающей носовое произношение фонемы. Таким образом, священное имя индусов состоит из четырех элементов, как и « Yod - he - vau - he » евреев, равно как и имена, которые приписывают Богу самые разные народы: Амон и Атон у египтян, Зевс у греков.

По Юнгу, число «4» является архетипом, имеющим огромное значение в развитии человеческого разума, так как «4» — это архетип целостности, тотальности. Действительно, «4» содержит в себе «1» (Бога), «2» (оппозиции Вселенной), «3» (универсальный символ Духа) и в качестве «4» является символом материи и времени-про странства: четыре элемента древней физики, четыре стороны света, четыре времени года, четыре измерения и т. д. Таким образом, путь, ведущий к «4», пролегает

209

как через область «духовного мира», так и через область «материального мира», то есть целостность.

Завершим наш анализ, по необходимости краткий, масонской системы Королевской арки следующим наблюдением: если шотландский обряд и обладает широким горизонтом, то происходит это благодаря его синкретизму, который неизбежно приводит к излишней подробности и риторичности содержательной стороны обряда, что признает тот же М. Сербю 13 , являющийся одним из наиболее высокопоставленных масонов и историков шотландского обряда; в то же время при всей своей ограниченности обряд Королевской арки может считать ся «квинтэссенцией масонской философии» 14 , так как в нем отсутствуют какие бы то ни было светские мотивировки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Jones В. Е. Freemasons' book of the Royal Arch, p. 36—47.
2. См.: Jones В. Е. Freemasons' guide and compendium, p. 497.
3. См.: Jones В. Е. Freemasons' book of the Royal Arch, p. 126—130.
4. См.: Idem, p. 158.
5. См.: Bertholet A. Dizionario delle religioni, p. 154.
6. См.: Jones В. Е. Freemasons' book of the Royal Arch, p. 107.
7. См.: Jones В. Е. Freemasons' guide and compendium, p. 524.
8. См.: Jones В. Е. Freemasons' book of the Royal Arch, p. 153—154.
9. CM. Walker N. Breve storia della psicoterapia, p. 228—230.

10. См.: Jones В. Е. Freemasons' book of the Royal Arch, p. 233.
11. См.: Idem, p. 240.
12. См.: Mellor A. Dictionnaire de la Franc-Maconnerie et des
Francs-Macons, p. 120, 135.
13. См.: С e r b u M. Le combat des Francs-Macons (contribution
a l'histore du Rite Ecossais Ancien et Accepte de 1940 a nos jours),
p. 194.
14. J о n e s В. Е. Freemasons' guide and compendium, p. 530.

Комментарии (1)
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.