Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

ЛЕКЦИЯ 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Линеарная концепция.
2. «Осевое время» развития цивилизации.
3. Постмодернистская концепция.
4. Восточная эзотерическая концепция развития цивилизаций Е.П.Блаватской.

Проблемы развития мировых цивилизаций составляют содержание ряда концепций — линеарной, спиралевидной, ковариантной («Осевое время»), постмодернистской, утопической.

1. Линеарная концепция

Линеарная концепция основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему с последовательным нарастанием совершенства общества на основе прогресса. Этой концепции не знали античность и средние века, появилась она в XVI —XVIII вв. в период борьбы за духовную эмансипацию человека, совпавший с нидерландской (конец XVI в.), английской (XVII в.) и французской (XVIII в.) революциями.
Прогресс человечества виделся как прогресс человеческого разума, о чем писали Вольтер, Дидро, Даламбер и Ж.А.Н.Кондорсе. Разум представляли как двигатель общественного прогресса, а прогресс виделся закономерным, подчиненным общим законам развития.
Так, французский мыслитель Ж.А.Н.Кондорсе линию прогресса цивилизации разделил на 10 исторических эпох [1]:
- первая эпоха — исходная ступень цивилизации — от опыта выживания до первых политических учреждений;

  1. вторая эпоха — переход к земледелию; возникает имущественное неравенство, смягчаются нравы;

-третья эпоха — появляются письменность, религия, общественное разделение труда
- четвертая эпоха   -  достижения философии, науки и искусства в Греции;
-пятая эпоха  -    господство Рима, загнивание и внутреннее
умирание его могущества;
-шестая эпоха  -   крушение Рима, победа варваров на Западе, а на Востоке      упадок слабее;
-седьмая эпоха  -    период Возрождения; возникает книгопечатание -  прогресс неудержим;
-восьмая эпоха   -   великие географические открытия; Реформация; 1алилей, Коперник, Кеплер — великие умы эпохи;
-девятая эпоха    -  победа разума: от Декарта до Ньютона;
десятая эпоха   -   французские просветители. Кондорсе верил в свободу разума, великих открытий, в светлое будущее.
Динамика прогресса — основная идея социолога О.Конта (1798—1857), который выделил три ступени социальной динамики: на первой ступени люди осваивают мир и приходят к одному Богу; на второй ступени — познание величия главной сущности — природы; на третьей ступени — понимание естественных законов. От ступени к ступени — совершенствование человека. По существу, Конт предлагает новую религию — религию Человека как Великого Существа, заключающуюся в любви к человечеству.
Идеи Конта далее развил Г.Спенсер (1820— 1903), сделав универсальное обобщение: «Начиная от первых сколько-нибудь заметных космических изменений и до последнего результата цивилизации, мы находим, что превращение однородного в разнородное есть именно то явление, в котором заключается сущность прогресса» [2].
Закон усложнения, нарастания разнородности охватывает, по Спенсеру, все сферы жизнедеятельности общества; цепочка изменений, подобно вееру, охватывает, к примеру, какое то открытие и, не зная ограничений, втягивает в себя все новые и новые элементы. Спенсер делает вывод, что прогресс есть «благотворная необходимость», не подчиненная человеческой воле.
В XX в. интерес мыслителей к прогрессу сохранился. Так, американский политолог Френсис Фукуяма фигурально, метафорически поставил вопрос: «Конец истории?»
Фукуяма разделил современный мир на две части: историю и постисторию, на задворках которой — страны третьего мира. Постистория, по Фукуямс, ограничена странами Европы, Японии, Северной Америки, т.е. индустриально развитыми государствами. В беге столетий либерализм здесь победил, но «...конец их истории печален ... В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей истории...» [3].
Фукуяма делает вывод, что человечество в своем странствии по истории набрело наконец на совершенный путь развития — либеральную демократию и сопутствующий ей рынок. Успехам западной цивилизации придается статус общечеловеческих ценностей, но в мире есть еще исламская, конфуцианская, индуистская, японская, православно-славянская, латиноамериканская, африканская цивилизации, поэтому достижения западной цивилизации не могут автоматически переноситься на почву других цивилизаций. К тому же либеральная демократия не решила очень многих человеческих проблем, таких, как преступность, безработица, наркомания и т.д. Таким образом, прогресс западной цивилизации не может иметь универсального статуса. Конец XX века, при всем триумфе Запада, не есть завершение «идеологической эволюции человечества и универсализации либеральной демократии как окончательной формы правления» [4], тем более, что Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) еще не сказал своего решающего слова.

2. «Осевое время» развития цивилизации

«Осевое время»- мировой цивилизации называют еще «ковариантной» моделью, и представлено оно Карлом Ясперсом (1883—1969) б работах «Истина, свобода и мир», «Духовная ситуация времени», «Истоки истории и ее цель».
Немецкий философ считает, что исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на четыре больших периода — доистория, древние культуры, период «осевого времени» и технический век, расцвет которого относится к нашему времени. Данные периоды К.Ясперс представил в виде схемы (см. с. 29), которую он определил как «Единый мир человечества на земном шаре». У человечества, по его мнению, — общие истоки и связаны они с «доисторией». Именно тогда в Двуречье, долинах Инда, Хуанхэ, Нила формируются древнейшие цивилизации. А далее через великое «осевое время» (800 — 200 тыс. лет до н.э.) — подробнее об этом будет сказано чуть ниже, — закладываются основы современных цивилизаций Америки, Европы, России, стран Ислама. Индии, Китая, вплоть до Африки. Эта довольно четкая схема позволяет лучше представить исторический процесс развития мировых цивилизаций.
Из великого множества проблем цивилизаций К.Ясперс выделяет четыре главных что было решающим для человека в доисторический период; как возникли великие культуры древности; в чем сущность «осевого времени» и какова причина его появления; каковы причины развития науки и техники и наступления технического века? Через анализ этих проблем К.Ясперс приходит к выводу, что весь исторический процесс делится на доисторию и всемирную историю.
«Погруженная в бездонные глубины времени доистория представляется нам из-за недостатка данных о ней как покой, даль, исполненная непостижимого глубокого значения», — писал К.Ясперс [5]. Доистория — время создания человека, его биологических свойств, накопления им земных навыков и духовных ценностей. К.Ясперс ставит следующие вопросы:

  1. что же такое начало;
  2. каково было становление человека доисторической эпохи;
  3. что он пережил, открыл, изобрел до начала передаваемой истории;
  4. откуда мы пришли;
  5. какие решающие события тогда произошли и позволил человеку стать человеком.

В трех областях земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейский мир. Одновременно с ними существуют доарийская культура долины Инда (связанная с Шумером) и архаический мир Китая.
К Ясперс, в противовес концепциям культурных циклов, развитых О.Шпенглером, а затем А.Тойнби, считает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. «Ось мировой истории» К.Ясперс определяет временем между 800 и 200 гг. до н.э. По мнению К.Ясперса, в это время происходит много необычайного.
В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, мыслители Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, появился Будда. В Иране Заратустра говорил о мире, где идет борьба со злом. В Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и другие. В Греции творил Гомер. Это было время философов Парменида, Гераклита, Платона, великих трагиков, Фукидида и Архимеда. Были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть >ю скептицизма, софистики и нигилизма.
Человек осознает бытие в щмчм самого себя и свои границы; перед ним открывается ужас мир. и собственная беспомощность.
«Осевое время» знаменует, по Ясперсу, исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Древние куль туры стали как бы скрытыми под некоей своеобразной нелепой. С разрушением обособленных культур пришла империя, которая сначала грубо перемешала племена, а на возникшую духовную пустоту заполнили мировые религии, давшие многим народам свою Главную Книгу — Библию, Коран, Бхагаватгиту. В них заключалось все главное, придающее смысл жизни.
В орбиту «осевого времени» были втянуты на Западе германские и славянские народы, па Востоке — японцы, малайцы и сиамцы. Народы, не воспринявшие идей «осевого» периода, остались на уровне природного существования: они либо остались в стороне от истории, либо вошли в соприкосновение с каким-либо из центров духовного излучения.
Итак, К.Ясперс выделяет в истории четыре «среза»: 1) возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня; 2) возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в V —III тыс. до н.э.; 3) духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII —II вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции; 4) подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно-технической эры, которая духовно конституируется в XVII веке, приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII века и получает стремительное развитие в XX веке.
«Ось мирового времени», по Ясперсу, — это третий «срез», на котором возникает современный для нас человек. На этом этапе происходит становление истории человечества, тогда как до «осевого времени» были лишь локальные истории. «История превратила человека в то, чем человек по существу является. История — это постоянное и настойчивое продвижение вперед «отдельных людей», — заключает К.Ясперс [6].

3. Постмодернистская концепция

Истоки модернизма лежат в античности, в греко-римском мире. Древняя Греция дала модернизму главные ключевые понятия: во-первых, древнегреческая культура выработала понятие человеческого разума. С его помощью древние эллины находили сущность во всем существующем, к примеру, всеохватывающе был объяснен переход от Хаоса к Космосу; во-вторых, Древняя Греция дала такие понятия, как «гуманизм» и «демократия». Позже Древний Рим способствовал вызреванию модернизма, дав миру «древнеримское право». Корни модернизма, безусловно, в Ренессансе и Реформации, в научной революции XVI —XVII вв., в Просвещении, наконец, в новоевропейской рациональности. В итоге благодаря разуму наша жизнь стала комфортной, а жилища — образцом функциональной целесообразности; человек проник в субатомный мир. Но в итоге жизнь человека стала еще более зыбкой: Освенцим, Хиросима и Нагасаки, Чернобыль — это тоже порождение разума.
Постмодернизм явление размытое, неопределенное, это какое-то настроение, состояние ума интеллектуальной элиты и широкой культурной общественности. Определений постмодернизма масса, но суть — резко негативное отношение к новоевропейской рациональности, культуре стилей, идущих от эпохи Просвещения. Сторонники постмодернизма считают, что новоевропейская рациональность имеет право на руководство человеческой жизнью, но это только несбывшиеся заявки, притязания, мечты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из самых известных специалистов по философским основаниям постмодернизма считается Жан-Франсуа Лиотар (род. в 1924 г.). На место целого универсального знания постмодернизм ставит части, различия, плюрализм. Такая точка зрения изменяет все до неузнаваемости: вещь уже не вещь в привычном ее понимании, а множество линий; индивиды и социальные группы тоже состоят из линий, очень разных по своей природе. Да и линия в постмодернизме тоже необычна: она прямо противоположна, во-первых, точке; во-вторых, начало и конец в ней несущественны, главное — то, что между ними. Каждая вещь состоит из линий (становлений), собранных в узел. Любимый образ постмодернистов — зигзаг, ломаная линия. В историческом, цивилизационном плане — никаких противоположностей, только — разнообразие. У каждого свой мир ценностей, своя истина. Корни можно пускать в любом направлении, по принципу: движение — все, цель — ничто.
Постмодернизм вносит много нового в общественную жизнь людей. Есть в постмодернизме немало положительных сторон: расширение плюралистического взгляда на мир; имеет ценность специфика индивидуального, частного.
Интересна идея сближения микро- и макроуровней общественной жизни людей, умения превращать необходимость выбора между различными противоположностями в поиск точки опоры как раз между ними. Это эффективный метод борьбы с бюрократией и централизмом. Реализация многих методов постмодернизма наверняка многое изменит в мире и в людях, живущих в нем.

4. Восточная эзотерическая концепция развития цивилизаций Е.П. Блаватской

  1. «Сфинкс»XIX века -- не разгаданный сто лет спустя.
  2. Космическая эволюция.
  3. Семь материков и семь Рас человечества.
  4. О великом предназначении человека.

1.  «СФИНКС» XIX ВЕКА —  НЕ РАЗГАДАННЫЙ СТО ЛЕТ СПУСТЯ
Закон космических сроков работает непреложно. Настал срок и нам, соотечественникам Е.П.Блаватской, узнать о ней и творческом наследии мирового значения. Сегодня многие знакомы с творческим наследием семьи Рерихов, но до недавнего времени мало кто знал, что истоки их творчества — в трудах Е.П.Блаватской. «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Блаватская — истинно наша национальная гордость», - писала Елена Рерих, переведя сложный труд Е.П.Блаватской, ее книгу «Тайная Доктрина» в 1930 г.
Прошло сто лет с тех пор, как сама Блаватская писала, что готова ждать и сто лет, когда появятся люди, способные понять и оценить красоту бытия.
В конце XIX века царство капитала и грубый материализм, ожесточенная борьба политических партий, идей, кланов, вражда, надвигающаяся мировая война, озлобленность, а в области духа — постепенное угасание идеала — все это создавало ощущение апокалипсиса, о чем позже напишет и Освальд Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы».
Требовалось внутреннее преображение людей: нужны были новая вера, энтузиазм, высокий идеал. Нужен был приток новой духовной энергии. Такой энергией проникнуты учения Востока.
Е.П.Блаватская первая опубликовала сокровенные учения Востока, на которых основаны все религии мира. Ее труды «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» сложны, и понять их могут только люди, обладающие определенной подготовкой.
О самой Елене Петровне Блаватской известно из биографического очерка Е.Ф. Писаревой, из воспоминаний родной сестры Е.П. Блаватской — В.П.Желиховской «Письма Махатм» [7]. В 1992 г. вышла книга Т.Ф.Антоновой «Оккультные законы эволюции» Новосибирского книжного издательства [8]. Но, пожалуй, наиболее полные сведения об этой удивительной женщине можно получить в книге Мэри Нэф «Личные мемуары Е.П.Блаватской». (М.: Изд-во «Сфера»,1993) [9] и в большом труде Ларисы Дмитриевой ««Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах». Книга издана в 3-х томах в помощь начинающим изучать эзотерическую философию и выпущена издательством «Амрита-Урал» в Магнитогорске в 1994 году [10].
История знает, что и прежде появлялись люди, одаренные неведомыми для остальных людей силами (Калиостро, Яков Беме, Сведенборг и др.), но это было в иные времена, а Блаватская — современная загадка. Живые свидетели ее жизни поражают разнообразием мнений о ней: необозримый размах ее сущности, сверхчеловеческое терпение, невероятный труд, сверкающее остроумие и юмор, ясновидение, необузданная вспыльчивость и т.д. «Сфинкс» XIX века — не разгаданный и век спустя [11].

2. КОСМИЧЕСКАЯ     ЭВОЛЮЦИЯ

«Тайная Доктрина» — общее название эзотерических (тайных, скрытых) учений древности. Космос развивается по одному-единствешюму закону — закону Гармонии, который действует вечно в вечно пульсирующем мироздании. Вечным является и пространство, которое проявляет себя в Манвантаре — периоде «проявления». «Пространство — то, что всегда есть едино, то, что всегда было едино, то, что извечно существует и раскрывается», — пишет Е.П. Блаватская [12].
Закону Гармонии соподчинены три закона: Кармы, Реинкарнации, Свободной воли свободно рожденного человека.
По закону Гармонии природа развивается последовательно. На заре Манвантары сама первозданность мира обращается в плотность путем оформления туманности в минеральное царство. Этот период — самый длинный. Природа долго и основательно готовит царство минералов — основу жизни: 3 млрд лет составляет эволюционный цикл Земли (из 3,5 млрд лет всего).
За полную Манвантару, весь период эволюции Земли, происходит полное погружение в материю и возвращение для нового восхождения.
Где начало жизни? На заре Манвантары происходит пробуждение миров, идет пронизывание пространства тонкими энергиями, волнами разных вибраций. Эта волна жизни изливается в пространство от Всемирного Духа. Это могучий поток единого луча, как бы пропущенного через огромное сито: струйки, капли, жизненные это мы. И каждый атом наделен материей — предстоит построить формы. Жизненный импульс дается для всей семиричной цепи миров, или цепи планет. Е.П.Блаватская сравнивает расположение миров, включенных в процесс проявления, с семью бусинками, нанизанными на нить.
Достигнув первой планеты («А»), жизненный цикл начинает развивать минеральную среду (минеральное царство) и доводит его до
совершенства.
Ко времени завершения «минерального царства» на планете «А», планета «В» выявляется в объективность и привлекает к себе жизнь (жизненный импульс), ставшую на планете «А» излишком. Импульс развития переносится на планету «В», а на планете «А» начинается цикл растительного периода («растительного царства»). Итак, в цепи миров выявлены в объективность две планеты.
Ко времени завершения минерального периода па планете «В» завершается растительный период на планете «А», и импульс эволюции переносится на планету «В», а на планете «А» начинается «животный период».
В это время минеральный импульс переносится на планету «С», только что выявленную в объективности. Теперь уже три планеты последовательно введены в развитие: на планете «А» — 3 «царства», на «В» — 2, на «С» — 1. С планеты «С» жизненный импульс перебрасывается на планету «Д» (наша Земля). В то же время на планете «А» появляется человек — «бледная его тень», и начинается цикл человеческого развития. На других планетах повторяются те же процессы, что и на планете «А»: «Это бег жизненного импульса». И с каждой планетой «жизнь» становится все более грубой и материальной.
В этой «инволюции — развертывание духа в материю, через все планеты проносится импульс жизни, чтобы на каждой из них развить все «царства»: населить всеми формами жизни и нестись далее вдоль эволюционной цепи миров». На 7-м, «последнем», малом круге жизненный импульс оставляет после себя «умирающие планеты».
Из примечания [1] вам уже известно, что «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской есть комментарии «Книги Дзиан», которой 1 млн лет. Она на Земле имеется в единственном экземпляре, написана в знаковой системе на пальмовых листьях, обработанных чем-то, не дающим ей разрушиться; и книга не горит, не страдает от влаги и времени. Находится она в Тибете и не доступна обыкновенным людям.
«Книга Дзиан» делится на части (Станцы), и в I томе — «Космо-генезис» — Е-П Блаватская не только дает читателю возможность прочесть эти Станцы, но и объясняет их смысл.

 СТАНЦА  I

  1. Предвечная Матерь—Рождающая, сокрытая в своих Покровах.Вечно-Невидимых, еще раз дремала в продолжении Семи Вочностей.
  2. Времени не было, оно покоилось в Бесконечных Недрах  Продолжительности
  3. Вселенского Разума не было: ибо не было Ах-хи, чтобы вметить Его.
  4. Семи Путей к Блаженству не было. Не было и Великих Причин Страдания, ибо не было никого для порождения их и обольщения ими.
  5. Едина Тьма наполняла Беспредельное Все, ибо Отец, Матерь и Сын еще раз были воедино, и Сын не пробудился еще для Нового Колеса и Странствий на нем.
  6. Семь Превышних Владык и Семь Истин перестали существовать, и Вселенная—Необходимости Сын — была погружена в Паранишпанна, чтобы быть выдохнутой тем, что есть и в го же время
    нет. Не было ничего.
  7. Причины Существования исчезли; бывшее Видимое и  Сущее Невидимое покоились в Вечном He-Бытии - Едином Бытии.
  8. Лишь Единая Форма Существования, беспредельная,   бесконечная, беспричинная, простиралась, покоясь во Сне, лишенном Сно
    видений; Жизнь бессознательная пульсировала   в Пространстве Вселенском во Всесущности той, что ощущается открытым Глазом Дангма.
  9. Но где была Дангма, когда Алайа Вселенной была в   Парамартха, и Великое Колесо было Анупадака?

СТАНЦА II

  1. Где были Строители, Лучезарные Сыны Зари Манвантары ?..В Непознаваемой Тьме, в их Ах-хи Паранишпанна. Создатели Форм из He-Формы — Корень Мира — Дэваматри и   Свабхават покоились в Блаженстве Не-Бытия.
  2. Где было Безмолвие? Где слух, чтобы ощутить его?   Нет, не было ни Безмолвия, ни Звука; ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя.
  3. Час еще не пробил; Луч еще не проник в Зародыш;   Матрипадма еще не набухла.
  4. Сердце Ее еще не раскрылось для привхождения   Единого Луча, чтобы затем низвергнуть его, как Три в Четыре,   в недра Майи.
  5. Семеро еще не родились из Ткани Света. Едина Тьма   была Отцом-Матерью, Свабхават; и Свабхават была во Тьме.
  6. Эти Двое и есть Зародыш, и Зародыш Един. Вселенная была еще сокрыта в Божественной Мысли и Лоне Божественном.

СТАНЦА III

  1. Последний Трепет Седьмой Вечности дрожит в Бесконечности. Матерь набухает, распространяясь изнутри наружу, подобно почке Лотоса.
  2. Трепет распространяется, касаясь своим стремительным Крылом всей Вселенной и Зародыша, пребывающего во Тьме, Тьме, которая дышит над дремлющими Водами Жизни.
  3. Тьма излучает Свет, и Свет роняет одинокий Луч в Воды, в Глубину Лона Матери. Луч пронизывает Девственное Яйцо, Луч пробуждает трепет в Вечном Яйце и зароняет Зародыш, невечный, который сгущается в Мировое Яйцо.
  4. Трое упадают в Четыре. Лученосное Естество усемеряется; Семь внутри, Семь во вне. Сияющее Яйцо, в себе Троичное, сворачивается, распространяясь молочно-белыми Сгустками в Глубинах Матери, Корне, растущем в Недрах Океана Жизни.
  5. Корень остается, Свет остается, Сгустки остаются и, все  же Oeaohoo Един.
  6. Корень Жизни был в каждой Капле Океана Бессмертия, и Оксан был Светом Лучезарным, который был Огонь, и Тепло, и Движение. Тьма исчезла и более не существовала; она исчезла   в своем Естестве, в Теле Огня и Воды, Отца и Матери.
  7. Узри, о Лану, Дитя Лучезарное тех Двух, несравненное, блистающее Величие -Пространство Света, Сына Пространства Тьмы, возникающего из Глубин Великих Темных Вод. Это Oeaohoo Младший. Он сияет, как Солнце, Он Пламенеющий, Божественный Дракон Мудрости; Эка есть Чатур, и  Чатур берет себе Три, и Союз порождает Сапта (семь), в нем Семеро, которые становятся Тридаша, Сонмы и Множества.

Узри его, приподымающего Покров и развертывающего его с Востока на Запад. Он скрывает Горнее и оставляет Подножие, явленное, как Великая Иллюзия. Он намечает места для Блистающих и обращает Горнее в безбрежное Море Огня и Единое Проявленное в Великие Воды.

  1. Где был Зародыш? И где ныне была Тьма? Где Дух  Пламени, горящего в твоем Светильнике, о Лапу? Зародыш есть ТО, и ТО есть Свет, Белый, Блистающий Сын Отца, во Тьме Сокрытого.

9. Свет-Хладный Пламень, и Пламень - Огнь, и Огнь рождает Тепло, Воду производящее, — Воду Жизни в Матери Великой.

  1. Отец-Матерь прядет Ткань, верхний край ее прикреплен к Духу, Свету Единой Тьмы, а нижний к Теневому краю, к Материи; и Ткань эта есть Вселенная, сотканная из Двух Сущностей, воедино слитых, что есть Свабхават.
  2. Она распространяется, когда Дыхание Огня над нею; она сокращается, когда Дыхание Матери касается ее. Тогда Сыны разъединяются и рассыпаются, чтобы вернуться в Лоно Матери, при окончании Великого Дня, чтобы снова соединиться с нею. Когда она охлаждается, она становится сияющей.  Сыны ее разворачиваются и сокращаются Сами собою и своими Сердцами; они вмещают Беспредельность.

12.   Тогда Свабхават посылает Фохат, чтобы отвердить  Атомы. Каждый есть часть Ткани. Отражая, подобно зеркалу, «Самосущего Владыку», каждый, в свою очередь, становится Миром.
СТАНЦА IV

  1. Внимайте, вы, Сыны Земли, Вашим Наставникам Сынам Огня! Познайте, что нет ни первого, ни последнего; ибо все есть Единое Число, исшедшее из He-Числа.
  2. Познайте то, что мы, исшедшие от Первозданных Семи,  мы, рожденные Предвечным Пламенем, узнали от наших  Отцов...
  1. Из Лучезарности Света — Луча Вечной Тьмы — устреми лись в Пространстве Энергии, вновь пробужденные; Единый из Яйца, Шесть и Пять. Затем Три, Один, Четыре, Один, Пять Дважды Семь, Сумма Всего. И эти суть Естества, Пламена,   Начала, Строители, Числа, Арупа, Рупа и Сила или же Божественный Человек — Сумма Всего. И от Божественного Человека произошли Формы, Искры, Священные Животные и Вестники Сокровенных Отцов, заключенных в Пресвятой Четверице.
  2. То было Воинство Гласа, Божественной Матери Семерых. Искры Семерых подвластны и слуги Первому, Второму, Третьему, Четвертому, Пятому, Шестому и Седьмому из Семи. Они именуются Сферами, Треугольниками, Кубами, Линиями и Формовщиками; ибо так держится Вечная Нидана — Oi-Ha-Hou.
  3. Oi-Ha-Hou есть Тьма, Беспредельность, или же He-Число, Ади-Нидана, Свабхават О.
  1. Ади-Санат, Число, ибо он Один.
  2. Глас Слова, Свабхават, Числа, ибо он Один и Девять.
  3. «Квадрат без Формы».

И эти Три, заключенные внутри О, суть Сокровенная Четверица; и Десять суть Арупа Вселенная. Затем идут Сыны, Семь Воителей, Один — Восьмой оставлен в стороне, и Дыхание его есть Свето-Датель.
6. Затем Вторые Семь, которые есть Липики, порожденные Тремя. Отвергнутый Сын Один. «Сыны-Солнца» бесчисленны.
СТАНЦА V.
1.   Первозданные Семь, изначальные Семь Дыханий Дракона Мудрости, в свою очередь, порождают своим Священным Кружно-Спиральным Дыханием Огневой Вихрь.

  1. Они делают его Вестником своей Воли. Джью становится Фохатом; стремительный Сын Божественных Сынов, чьи Сыны — Липики, устремляется в вихре спиральном. Фохат есть   Конь, а Мысль — Всадник. Подобно молнии пронизывает он   тучи огневые. Делает Три, Пять и Семь Продвижений через Семь Областей вверху и Семь внизу. Он возвышает Глас свой и созывает бесчисленные Искры, соединяя их вместе.
  2. Он их направляющий дух и водитель. Начиная работу, он отделяет Искры Низшего Царства, в радости носящиеся и трепещущие в своих светозарных обиталищах, и образует из них Зачатки Колес. Он помещает их в Шести Направлениях Пространства и Одно посреди — Колесо Срединное.
  3. Фохат начертывает спиральные линии для соединения Шестого с Седьмым — Венцом. Воинство Сынов Света стоит на каждом углу; Липики в Колесе Срединном. Они говорят: «Это хорошо». Первый Божественный Мир готов; Первый; Второй. Затем «Божественный Арупа» отражает себя в Чайа-Лока, Первом Облачении Анупадака.
  4. Фохат делает пять Продвижений и строит крылатое колесо на каждом углу квадрата для Четверых Пресвятых... и для Воинств их.

6. Липики очерчивают Треугольник, Первый Единый, Куб, Второй Единый и Пентаграмму в Яйце. Это Кольцо, названное «Не преступи» для тех, кто нисходят и восходят; кто в течение Кальпы продвигаются к Великому Дню «Будь с Нами»... Так были созданы Арупа и Рупа; от Единого Света Семь Светочей; от каждого из Семи семижды Семь Светочей. Колеса охраняют Кольцо...
СТАНЦА VI
1. Мощью Матери Милосердия и Знания, Гуань-Инь Троичность Гуань-Ши-Инь, пребывающая в Гуань-Инь-Тянь-Фохат, Дыхание их Порождения, Сын Сынов, вызвал из низшей Бездны Призрачную Форму Сяпь-Чан и Семь Начал (Элементов).

  1. Стремительный и Лученосный порождает Семь Лайа Центров, которых никто не одолеет до Великого Дня «Будь с  Нами»; и утверждает Вселенную на этих Вечных Основах, окружая Сянь-Чан Зародышами Первичными.
  2. Из Семи — Первый проявлен, Шесть сокрыты; Два проявлены, Пять сокрыты; Три проявлены, Четыре сокрыты; Четыре выявлены, Три сокрыты; Четыре и Один Цзан проявлены, Два и Половина Одного сокрыты; Шесть должны быть проявлены, Один оставлен в стороне. Наконец, Семь Малых вращающихся Колес: одно, рождающее другое.
  3. Он слагает их на подобие старших Колес, утверждая их   на Несокрушимых Центрах. Фохат, как же созидает их? Он собирает Огненную Пыль, он слагает Огненные Шары, устремляется через них и вокруг них, сообщая им жизнь и затем приводя их в движение; одних в одном направлении, других в ином. Они холодны, он делает их жаркими. Они сухи, он делает их влажными. Они сияют, он обвевает и охлаждает их. Так действует Фохат от одних Сумерек до следующих на продолжении Семи Вечностей.
  4. У Порога Четвертого Сынам указано создать свои   Подобия. Одна Треть отказывается. Две повинуются.

Проклятие произнесено: они будут рождены в Четвертой,  страдать и причинять страдания. Первая Война зародилась.

  1. Старшие Колеса вращались сверху вниз и снизу вверх... Зародыши Матери наполняли все сущее. Битвы возникли между Созидателями и Разрушителями, и Битвы велись за Пространство; Семя рождалось и вновь появлялось беспрестанно.
  2. Разочти, о Лану, если хочешь познать точный век твоего Малого Колеса. Его Четвертая Спица — Наша Матерь. Достигни Четвертого Плода Четвертой Тропы Знания, ведущего к Нирване, и познаешь, ибо ты узришь...

СТАНЦА VII

  1. И Четверичные в нисходящем порядке; Первого Владыки рожденные Разумом Сыны, Блистающие Семь. Они и есть Ты, Я, Он, о Лану; они  блюдут тебя и твою Матерь-Бхуми.
  2. Единый Луч размножает малые Лучи. Жизнь   предшествует Форме, и Жизнь переживает последний Атом. Через бесчисленные Лучи, Луч-Жизни, Единый, подобно Нити в Ожерелье.

Когда Единый становится Двумя, Троичный проявляется и Трое Едины; это наша Нить, о Лану, Сердце Человека —Растение, называемого Саптапарна.

  1. Это есть Корень, никогда не умирающий; Три-язычное Пламя Четырех Фитилей. Фитили - Искры, которые извлекают из Три-язычного Пламени, устремленного Семью, их Пламя Лучи и Искры единой Луны, отраженной в струящихся Волнах   всех Рек Земли.
  2. Искра Фохата, Нитью тончайшей с Пламенем соединенная. Она странствует через Семь Миров Майи. Она останавливается в Пер вом, становясь Металлом и Камнем; проходит во Второй, и узри — Растение; Растение вращается в Семи Сменах и становится Священным Животным. Из этих свойств  сочетаний Many-Мыслитель создается. Кто создает его? Семь  Жизней и Единая Жизнь. Кто завершает его? Пятиричный Лха. Кто совершенствует последнее Тело? Рыба, Грех, Сома...
  3. От Перворожденного Нить между Молчаливым Свидетелем и его Тенью становится крепче и более блистающей с каждой Сменою... Утренний солнечный Свет преобразился в сияние Полдня...
  4. «Ныне, это твое Колесо», — сказало Пламя Искре. «Ты — Я, мое Подобие и моя Тень. Я Сам облекся в тебя и ты Мой Вахана, до Дня «Будь с Нами», когда ты снова станешь мною и другими, собою и мною». После этого Строители, облекшись в свою первую Оболочку, спускаются на блистающую Землю и над людьми главенствуют — будучи ими самими...

Так заканчивается эта часть архаического Манускрипта, затемненного, сбивчивого, почти непонятного. Книга Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина» и есть толкование, разъяснение этого кажущегося бессмыслия, на котором основаны все учения Востока.
«Матерь — Рождающая», Пространство, есть вечная, всегда сущая Причина всего — непостижимые корни Материи и Вселенной. Пространство вне измерения и самосущно: «Оно ни безразличная Пустота, ни условная Полпота, оно и то и другое. Оно было и всегда будет» [13].
«Покровы» — это не материя, как мы знали ее, но духовная сущность материи, которая совечна и едина с Пространством. Корень — Природа — является источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Индусы именуют ее Мулапракрити — первозданная Субстанция — Источник всего.
«Семь Вечностей» означает семь периодов, или же период времени, равный семи периодам одной Манвантары на протяжении «Великого Века» (100 годов Брамы), составляющие итог в 311 040 000 000 000 лет; каждый год Брамы состоит из 360 Дней и такого же числа Ночей Брамы. День Брамы исчисляется в 4 320 000 000 годах смертных.
Эти Вечности принадлежат к самым сокровенным исчислениям, в которых для того, чтобы прийти к истинному итогу, каждая цифра должна быть 7х, причем х разнится согласно с природой цикла в реальном мире; и каждая цифра, представляющая различные циклы, должна быть неизбежно кратна семи.
Ключ к этому не может быть дан — это тайна эзотерических исчислений, а для обычных вычислений не имеет смысла. «Число Семь» есть великое число Божественных Тайн».
«Время» есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания, и оно не существует там, где нет сознания. Настоящее есть лишь математическая линия, отделяющая ту часть Вечной Длительности, которую мы называем Будущим, от части, именуемой нами Прошлым. Хотя в действительности ничто на Земле не остается без изменения на биллионную часть секунды. Выделение же настоящего происходят от неясности мимолетных восприятий.
Поскольку все Станцы рассмотреть в лекции невозможно, остановимся на пункте 5 Станцы I, которая гласит следующее:
«Едина Тьма наполняла Беспредельное Все, ибо Отец, Матерь и Сын еще раз были воедино, и Сын не пробудился еще для Нового Колеса и Странствий на нем».
«Тьма есть Отец-Матерь: Свет их Сын», — таково древнее восточное изречение. «Тьма» есть Вечное Вместилище, в котором Источники Света появляются и исчезают.
Термин «Колесо» есть символическое выражение мира или шара. «Великое Колесо» есть законченный период нашего цикла Бытия, то есть полный оборот нашей особой цепи семи Сфер от начала до конца.
Однако вернемся к человеку. Когда на 7-м, последнем, малом круге «жизненный импульс» оставит после себя умирающие планеты, человек перейдет к «последующему миру», а предыдущий мир со всеми царствами начинает вымирать, наступает Пралайя (разрушение форм).
Когда человек последнего круга переходит к последующему миру, дух человека достигает последней «бусины» в цепи планет и перейдет в конечную Нирвану (состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека входит после смерти, если он достиг совершенства и святости). Последний мир тоже переходит в субъективность. И так на Млечном Пути рождение и смерть миров следуют друг за другом в торжественном шествии закона Гармонии.
Когда последний цикл, несущий человека, закончится на последней планете и человечество достигнет в массе своей степени Будды и перейдет из объективного бытия в тайну Нирваны — тогда «видимое станет невидимым, конкретное возвратится к своему доцикловому состоянию атомического распадения». Наступит Пралайя, и ни человек, ни животное, ни даже растение не будут свидетелями ее. Только будут планеты с их «минеральными царствами», разложенными, но не уничтоженными, которые «в свои сроки вновь соберут силы для начала новой Манвантары». Это продолжается бесконечно.
Древним народам Востока символом развития виделся простой круг, где левая половина — дуга нисходящая (эманация), правая — восходящая (эволюция).
Число «7» — особое. Закону «семь» подчинено все во Вселенной.

3. семь материков и семь рас человечества

Время и место зарождения земной цивилизации — основная проблема, над которой человек ломал голову всегда. Шумер (Двуречье), Африка или Сибирь — где колыбель человечества?
Эзотерическая философия Востока, которую излагает Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине», утверждает, что человечество появилось одновременно в 7-ми Зонах Земли, от 7-ми прародителей, предков. Развитие человечества идет через 7 Рас (цивилизаций).
Каждая Раса имела свой, только ей предназначенный Материк и на нем только развивалась. Вместе с Расой умирает и ее Материк. Конечно, это длительный временной эволюционный процесс, и рядом долго сосуществуют старая и новая Раса.
Однако вернемся снова к Станцам «Книги Дзиан» — основы рассуждений Е.П.Блаватской.

  1. «Превышний Владыка пришел. Он отделил воды от тела ее, и это стало небом наверху, первыми небесами».
  2. «Великие Коганы (Владыки) призвали Владык Луны о воздушных телах: «Породите людей (было сказано им), людей вашего естества, дайте им внутренние формы. Она же (Мать Земля или Природа) сложит внешние оболочки (внешнее тело)».

Кто эти «Владыки Луны»? В Индии их называют Питри или «Лунными Предками», но в еврейских свитках сам Иегова есть «Владыка Луны». Астрономия евреев и их «соблюдение времен» были установлены по Луне. Так, св. Павел говорит: «Пусть ни один человек не осудит вас за ваше соблюдение дня 7-го и дня новолуния, которые есть тень вещей грядущих; но тело (сущность) от Христа, т.е. Иеговы» [14]
13. «Пошли они (Лунные Боги), каждый в предназначенную ему землю; семь из них, каждый на свой удел. Владыки пламени остались позади. Они не захотели идти. Они не пожелали творить» [15].
На планете прошло 5 Рас (пятая идет к завершению — это наша), каждая имела свой Материк.
Первый Материк, первую твердь Е.П.Блаватская называет «Несокрушимой священной страной». Такое особое название имеет и особую причину: каждый материк уничтожался или водой или огнем с погружением на океанское дно. Материк Первой Расы никогда не уничтожался и не изменялся. Он сохраняется — это район Северного полюса.
Второй Материк назывался (Блаватская предупреждает, что все названия условны) Гиперборейским — это земля от Северного Полюса к югу (Северная Азия). Греки считали, что их солнечное божество Аполлон каждый год уходил в эти таинственные северные земли, где снег, морозы и ветер.
Третий Материк — Лемурия. В этот период у Расы появляется скелет и происходит разделение полов. Их земля была на просторах сегодняшнего Тихого и Индийского океанов, доходила до Антарктиды и включала в себя то, что составляет сегодня остатки Третьего Материка: Австралию, о. Мадагаскар, Индию. Остальное исчезло под водой.
Четвертый Материк — Атлантида — он соединял то, что потом стало отдельно Европой и Америкой. (Платон много писал об Атлантиде).
Пятый Материк — Европа, это земля Пятой Арийской Расы, рожденной в сердце Азии. В каждой Расе 7 субрас. Одна из них обосновалась в Северной Индии, в таинственных по сей день Гималаях, перед которыми раскинулась долина Кулу, самое священное место в Индии.
Иудейско-христианский библейский Бог по имени Саваоф, создавший «твердь посреди вод» всего лишь 7,5 тысяч лет назад и сказавший «Да явится суша», оказывается, был отнюдь не первым. Древнейший Бог по имени Брама сказал это на много тысячелетий раньше.
Однако «Книга Дзиан» на своих страницах уже говорит, что Земля в начале своего Четвертого круга была сплошным океаном.
Первая Раса — «Тени теней», или «человек без формы». Искать наших древнейших предков в земле, как считает Е.П.Блаватская, — дело бесполезное. 300 млн лет понадобилось Земле Четвертого Круга, чтобы проявить хотя бы мягкие камни и выявить из небытия растительный мир..., наконец, появляется «существо», которое должно было стать человеком. Мы уже знаем, что человек появляется в 7-ми местах: «Семижды семь Теней будущих людей рождены были, каждый своего Цвета и Вида. Каждый степенью ниже своего Отца. Отцы, Бескостные, не могли дать жизнь существам с костями. Потомство их были Бхута (призраки), лишенные Формы и Разума. Потому называют их Чхая-Раса (Тени)». (Станца IV, стих 15, см.: т. II книги Блаватской Е.П.)
Создание людей стало процессом, который «Станцы» передают так: «Семь воинов, волею Владыки рожденные, устремленные духом Жизне-Датслем, выделили людей из себя самих, каждый на своей зоне». Это была основа будущего человека, основа нашей будущей Личности, взявший естество Лунного предка.
Лунные Владыки — паши «Отцы бескостные» — были завершенными существами своего вида — лунного человека. Первая Раса — «тени своих «отцов» — были «излучениями» (эманациями) из тел лунных Существ, находившихся не в физических, а в воздушных телах. Итак, Первая Раса получила название «тени теней».
Пройдут бесчисленные тысячелетия. Призраки, выделенные призраками, постепенно уплотнялись, как и сама Земля. Люди-призраки покроются оболочками, будут жить, набирая бессознательно опыт земных ощущений.
Появление разума как бы разделило человека на две природы («Ум с сердцем не в ладу»), человек стал настоящим «полем битвы с самим собой». Прекрасные, одухотворенные мысли и низменные животные желания — извечная борьба Добра и Зла. Первая Раса не нуждалась ни в еде, ни в питье, ни в продолжении рода — она не умирала.
Итак, в 7-ми различных областях Северного полюса началась эволюция Первой Расы. Это и есть «Несокрушимая священная страна» — она будет первой и последней обителью человека.
Трудности передачи истории первичного человека в том, что «европейские языки не имеют слов -для объяснения вещей, более не повторяемых Природою на этой стадии эволюции», — пишет Е.П.Блаватская.
Итак, первое, что предлагает усвоить автор «Тайной Доктрины» — «Лунные предки есть мы сами» («Зерно, посаженное в другую почву, выросло в колос»).
Вторая Раса. Родитель внутри дитяти?! Первая Раса не умерла — она исчезла в теле своего потомства. «Вторая Раса произошла через почкование. Поскольку в своей эволюции человечество прошло через все формы жизни, оно просто обязано было освоить и все известные на Земле виды размножения. Первым было почкование», — пишет Е.П.Блаватская.
Зародыши-«почки» находились на родительском теле Первой Расы и питались их естеством до тех пор, пока «не съедали» своих родителей полностью. Потому и говорится, что Вторая Раса — это «Потомство, поглотившее своих отцов». «Аура родителя «входила» вовнутрь организма своего дитяти и просвечивала изнутри».
Со временем, когда человек стал «покрываться» плотным телом, внутреннее тело, сложенное из тонкого состояния материи, к моменту пробуждения разума, уже не было видно.
Некоторые представления о первичном способе размножения могут дать тс процессы, которые происходят на 1-й стадии развития человеческой зародышевой клетки: ядро клетки начинает расти и образует странную форму внутри клетки — двойной конус с соприкасающимися вершинами. Когда конус приближается к поверхности клетки, половина его, словно лишняя, выталкивается (как бы выбрасывается) и умирает. А внутри клетки на щедрых материнских «харчах» начинает единолично расти вторая половина конуса: из него и развивается человеческий эмбрион [16].
Если Первая Раса порождала потомство почкованием, то Вторая Раса начала порождать детей другим способом: как бы «капли пота» выступали на «оболочках-людях» Второй Расы. Это были ее дети. В «Станцах» они так и названы «Потом рожденные». Это происходило в начале Второй Расы, а в конце се — другой способ порождения — яйцо. Это капли пота начали твердеть. «На Севере диком цвели магнолии», царствовала вечная весна, была буйная растительность. Изменился климат, но мы знаем, что где-то под Полярной звездой — колыбель человечества.
Вторая Раса — гигантские призрачные существа без чувств. Лучшие из них сформировали Третью Расу. Она возникла па Материке Второй Расы, а расцвела намного южнее первых двух Материков. Ни Европы, ни Африки, ни двух Америк в те времена еще не было. Пустыня Гоби была морем, и его воды скрывали будущую Монголию, Тибет...
Материк Третьей Расы — Индийский, Тихий океаны, Австралия, Индия до Норвегии (на Севере) и до Антарктиды на Юге — это гигантский Материк. Вместо призраков по Земле тяжело шагали гиганты высотой 18 м, сверхчеловеческой силы. Их окружали гиганты животные, великаны-деревья.
Когда у человека появился разум, он перестал бесцельно бродить. Он создал цивилизацию. Она была величественнее современной, как если бы сравнить арифметику и высшую математику.
Где же логика? До 1871 г. все человечество верило, что человек произошел из праха — глины — путем лепки Бога и «вдувания» в него живой души, а женщина, то есть «не-человек», — из ребра человека. В 1871 г. вышла книга сэра Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», и ... люди до сих пор ищут тех самых обезьян.
Третья Раса — Лемурия — это первая цивилизация нашей планеты. Блаватская Е.П. пишет, что «Лемурия» и «Атлантида» — это две великих цивилизации, предшествовавшие нашей. •
Уже четыре раза география планеты менялась. Каждый раз при смене Расы Земля уничтожала прежнюю твердь и рождала из водных глубин новую. Неизменной остается лишь Земля Первой Расы: почти не изменился рисунок береговой линии части Гиперборейского Материка (Север Азии).
Е.П.Блаватская утверждала, что на Земле до сих пор живут Существа, которые помнят все, что было на Земле. «В наших существованиях мы сохранили память о самых великих событиях и запечатлевали их в Хранилищах Братства», — читаем мы в «Агни-Йоге» Е.Рерих (раздел «Надземное»). «Белое Братство» (Шамбала) — одно из наименований Сынов света, Учителей.
Блаватская сообщала, что разрушение и погружение на дно Лемурии началось у Арктического Круга (Норвегия), а закончилось на том месте, которое у атлантов называлось о. Ланка (ныне о. Цейлон).
В книге «Эзотерический буддизм» А.Синнетт (издатель Е.П.Блаватской) — первый, получивший письменное свидетельство от Гималайских Учителей, пишет: «Лемурия достигла своего расцвета и ушла... можете видеть остатки этого некогда великолепного народа в некоторых плоскоголовых аборигенах Австралии».
Аборигены с плоскими черепами — потомки последней ветви Третьей Расы — к концу XX века насчитывают в своих племенах около 100 тысяч человек. Сегодня это поистине дикари.
«Появление и исчезновение Миров подобно правильному возвращению приливов и отливов», — пишет Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине». Есть на Земле загадочный остров Пасхи в Тихом океане, где обнаружены, как утверждают археологи, копии лемурийцев: 6—9-метровые скульптуры плоскоголовых людей, лица которых смотрят на Восток. Они словно говорят: «Смотрите и думайте! Мы были!»
Наводнения, землетрясения, ураганы погребли все. И все, что не устремляется к самосовершенствованию, деградирует и гибнет. «Ось Колеса (Земли) наклонилась. Солнце и Луна не светили больше над головами этой части, люди узнали снег, лед и мороз; люди, растения и животные уменьшились в своем росте. Те, кто не погибли, стали как малые дети в своем росте и интеллекте», — пишет Е.П.Блаватская.
Она подчеркивает, что это было время гармонии, лемурийцы — люди-дети — были среди Богов сами собой. Лемурийцы могли приказывать дождю пролиться или прекратиться, укрощали ураган и шторм, понимали язык зверей и птиц. «Чудеса» Иисуса Христа (хождение по воде, укрощение шторма, излечивание больных и т.д.) — все та же энергия психической силы. «Третий глаз» — не выдумка, по мнению Е.П.Блаватской. Он был — это видение сквозь время и вещи. Он перестал действовать во 2-й половине периода Третьей Расы, когда «раскрылись» глаза человека.
В свое время К.Циолковский писал: «Разум и могущество высших существ, зародившихся на высших планетах, ликвидируют зачаточную жизнь на иных планетах и засеют их своим потомством». Е.П.Блаватская писала, что двуединое яйценосное человечество существовало не долго. Рождалась принципиально новая раса людей: у двуполых вдруг стал преобладать то один пол, то другой. Двуединение разъединилось на мужское и женское. Существуют две легенды.
Легенда первая об удивительном, прекрасном, чистейшем и бесстрашном юноше, рожденном древнегреческими Богами Мудрости и Красоты — Гермесом и Афродитой, дитя назвали Гермафродит. Юноша неописуемой красоты купался однажды в источнике Эллады, и прекрасная нимфа Салмакида влюбилась в него. Но юноша был бесстрастным, и тогда нимфа умолила богов слить ее жизнь с любимым в одно существо.
Сколько поэтов потом воспели такую двуединую любовь!
Легенда вторая. Когда-то жило на Земле племя Андрогенов — прекрасное и бессмертное. Внутри человека была гармония (мужчина и женщина в одном человеке). Могущество племени увеличивалось, и Боги решились, испугавшись, на коварство. Они ночью напали на людей племени и, разрубив каждого па две половинки, разбросали вперемежку по всей Земле. И люди с тех пор ищут свою «половинку».
Платон описал форму андрогенных людей — спина и бока были заключены в круге: катились как колеса по земле, ужасные по силе и крепости при чудовищном честолюбии. Боги разрубили их.
Итак, Третья Раса началась с духовного, а кончилась физическим. Началась на «макушке головы планеты», а закончилась у Гималаев примерно 300 млн лет назад. Что же произошло дальше?
«Животные разъединились первыми. Они начали порождать. Двуединый человек тоже разъединился. Он сказал: «Будем, как они; будем сочетаться и создавать тварей... И те, кто не имел Искры (разума), сочетался с огромными самками животных. Они породили расу согбенных чудовищ, покрытых рыжими волосами, ходивших на четвереньках. Немую расу, чтобы не выдала срама» (Станца VIII. Стих 31-32).
Зверь, в крови которого появилась человеческая кровь, оказался злым и агрессивным. Была нарушена первая космическая заповедь —  «не убий».
Четвертая Раса образовалась из лучших представителей предыдущей: она создала величайшую цивилизацию. По мнению Е.П. Блаватской, большинство человечества принадлежит к 7-й субрасе 4-й Коренной Расы, это китайцы и их отпрыски — малайцы, монголы, тибетцы, венгры, финны, эскимосы и др.
Первая, Вторая, Третья Расы были людьми тонкого мира; Четвертая — первые физические люди: кожа бледно-желтого, золотистого цвета, позже появляются люди с кожей красно-желтого оттенка (монголы, индейцы). Последние атланты, по описаниям Платона, были краснокожими.
Что же мы знаем о них?
Великий Гомер подарил человечеству «Илиаду» и «Одиссею», где повествуется о людях-гигантах, облаченных в бронзу, проводивших всю жизнь в сражениях.
Древние германцы в преданиях сообщают, что Сыны Бога очистили Потопом Землю. Всемирный Потоп — в легендах каждого народа и у всех свой Ной: у индусов — Вайвасвата, у вавилонян — Ксиуфр, у шведов — Бельчамер, у греков — Девкалион и т.д.
Гомер рассказывает о кентаврах, минотаврах, циклопах-великанах. Геродот указывает, что атланты жили на западных берегах Африки (осталась вершина горы Атлас). Он пишет об атлантах-вегетарианцах, чей сон никогда не нарушался сновидениями (нервные центры не могли еще действовать во время сна).
Древние греки писали об огромном материке, где были богатейшие города с храмами (такой город вмещал примерно 1 млн жителей).
Е.П.Блаватская приводит слова автора книги «Атлантида» Донелли: «Сходство народов Европы и Америки в архитектуре, скульптуре, гравировке, в постройке дорог и каналов ... говорит о многом».
Об Атлантиде написано более 5 тысяч книг и более 20 тысяч статей. Много в них спорного, фантастического. Блаватская называет не только Материки прежних Рас, но и Шестой и Седьмой — Шака и Пушкара, в них войдут некоторые части Америки, Африки, Центральной Азии с областью Гоби, Северная Азия, Сибирь ...
Итак, Блаватская писала, что «Четвертая Раса имела свои периоды высшей цивилизации. Греческая, римская и даже египетская цивилизации — ничто в сравнении» (т. II), и длилась она примерно 4 или 5 млн лет. Потоп произошел 850 тысяч лет назад (по Библии — 7,5 тысяч лет назад), последний остров Атлантиды — Посейдонис — исчез от взрыва вулкана 9 тысяч лет назад.
Блаватская пишет: «Фрукты и злаки, неизвестные до того на земле, принесены были «Владыками мудрости» из других Лока (сфер) для пользования ими теми, кем они управляли» (т. II). Многие растения на Земле не имеют своих древних аналогов. «Пшеница не есть продукт Земли», — пишет автор. Из Венеры — муравьи и пчелы (они учили трудолюбию). Загадка в кукурузе (не упадет се зерно — ждет рук человека).
Атланты обладали огромной физической и психической силой. Они имели сотни морских судов, воздушных кораблей, вмещавших до 100 бойцов трехметрового роста. Теперь, на пороге XXI века, нам понятен смысл древнегреческих строк:
Если блеск тысяч солнц
 Разом вспыхнет па небе,
Человек станет смертью,
Угрозой    Земле.
Но логическое мышление у атлантов отсутствовало. Они жили медленнее, чем мы. Жили в природе: искусно строили жилища среди деревьев. Но «Четвертые возгордились ... Мы цари, мы Боги...» Знание тайн психических сил превращалось в великую опасность: бесконечные войны с использованием психического оружия грозили великой опасностью самой Земле.
«Тайная Доктрина» утверждает, что «... не человек произошел от обезьяны, а наоборот — обезьяна произошла от человека. Часть Четвертой Расы породила потомство от самок другой, лишь получеловеческой; гибриды — результат этого — породили предков современных антропоидных обезьян» (т. II).
Именно потомки «узкоголовых», рожденных от человеческих самцов и животных самок, спустя века и стали объектом страсти порочных атлантов-мужчин. «Они взяли в жены прекрасных видом жен от Разума — лишенных, узкоголовых. Они породили чудовищ малого разума» (Станца X. Стих 41). От этого совокупления цивилизованного человека с самками звероподобного потомства «узкоголовых» и появился предок человекоподобных обезьян: если в «прадеде» текла кровь на 50% человеческая, то теперь в звере-антропоиде ее было три четверти.
Блаватская пишет: «Люди, темные ликом и с красными волосами, ходившие на четвереньках, которые сгибались и разгибались (вытягиваясь во весь рост и снова опускаясь на свои руки); которые говорили, как и предки, и бегали на четвереньках, как их гигантские прабабки»  -  самки животных) (т. И).
Это было духовное падение: атлант — отец обезьян. Был нарушен закон Гармонии: «Час пробил. Черная ночь готова».
Странная, мучительная загадка о первой жене Адама — Лилит — скрыта св. Иоаном в его слове «зверь», упомянутом в Откровении. Ключ к этому находим в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской: «Очаровательная женщина с длинными волнистыми волосами — Лилит — человек-животное, или злой зверь» (т. II).
На воздушных кораблях «Сыны-люди» были вывезены на Восток и Север, а все, кто осквернил Землю, были уничтожены: «Воды поднялись и покрыли Землю от одного конца до другого».
Итак, Атлантида была и ... не была, ибо пока ее нет в нашем сознании.
Пятая Раса. Допотопная цивилизация исчезла. У Пятой Расы — собственный Материк — Европа. Родина арийской расы — Северная Индия, по родились арийцы в Центральной Азии — ветви этого дерева. Станца XII «Книги Дзиан» сообщает: «Не многие остались: несколько желтых, несколько коричневых и несколько красных. Люди лунного цвета исчезли навсегда» (т. II). Пятая Раса стала развиваться примерно 57 тысяч лет назад (т II).
Шестая Раса появится после катаклизмов, первая серия которых уничтожит Европу и обе Америки — земли, связанные с границами нашего Пятого материка и острова. Когда? «Шестая» «тихо» приближается, в течение тысячелетий появятся иные дети (аномалии), но их будет больше и больше. Когда теперешний тип человека будет рассматриваться как «выродки», они вымрут, переживет лишь маленькая группа на островах — нынешних снежных вершинах». У Шестой Расы будет свой материк, наш уйдет «на дно». Это будет происходить постепенно, «конечный планетарный катаклизм будет предварен множеством малых потоплений и разрушений, как водою, так и подземными вулканическими огнями» (т. II). Новая эпоха будет называться «Эпохой Женщины», «Эпохой Матери Мира». Е.П.Блаватская выделяет Норвегию, ибо именно в ней она видит признаки Новой Эпохи.

4. О ВЕЛИКОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

В первых двух Расах и половине Третьей Расы смерти не было, было растворение в потомстве (предыдущие люди поглощались потомством). Третья Раса с уплотнением физического тела примерно 18 млн лет тому назад познала смерть.
Физический мир, по мнению народов Восточной цивилизации, отраженный в эзотерической философии, дан человеку как арена опыта, где раскрываются божественные силы человека. Через испытания человек должен достичь цели — стать самосознающим духовным центром, стать высокодуховным и всесильным.
В Восточном эзотерическом учении жизнь — вечно сушее Единого Источника, из которого все исходит и куда все возвращается. Цикл разумных существований начинается с высочайших духовных планет, человек проявляется на пороге Вечности как совершенно лучистая Духовная Сущность — Планетный Дух. Дух-человек (Монада) растворится, погружаясь в материю. Скопление звезд-миров — это бесконечный круг, и человек в своем развитии проходит через весь этот круг от точки до точки. Этот процесс можно представить рисунком, изображающим змею, закусившую свой хвост.
Древняя наука считает человека моделью Космоса и так и называет его — «Микрокосм в Макрокосмосе». Вспомним, что человек — это духовная сущность, облекшаяся в плоть для приобретения опыта в низших мирах. Но он должен стать одной из творческих сил Вселенной. Взаимоотношение между человеком и Вселенной — основа жизни.
Как же реализовать себя? Для начала, по учению эзотерической философии, надо осознать всю ответственность своего пребывания в жизни: «Надо ценить и использовать шанс, чтобы продвинуться в эволюции, надо осознать, что наши земные ценности временны и иллюзорны, что жизнь дана не для прозябания, а для самосовершенствования».
Способы совершенствования не сложны и известны человеку давно: пост; чистота мыслей, слов и поступков; временное молчание, чтобы дать говорить природе; вдохновенный труд и созерцание.
В конце каждого века делаются усилия дать человечеству знаний столько, сколько оно заслуживает:

1275 г. Ренессанс. Демократия. Культура. Роджер Бэкон.
1375 г. Христиан Розенкрейцер и распространение культуры.
1475 г. Печатная книга. Фиксация знаний. Реформация.
1575 г. Франсис Бэкон и наука на английском  языке.
1675 г. Тайные общества. Политическая демократия. Революции.
1775 г. Сен Жермен. Политическая свобода, к несчастью, через революции.
1875 г. Е.Блаватская. Теософское общество.
1975 г. Широкое распространение того, что теперь называется эзотеризмом. Духовная Эволюция.

Литература
Антонова Т.Ф. Оккультные законы эволюции. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1992.
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. —Смоленск, 1993. Т. I —II.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М.,1995.
Дмитриева Л. «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах. — Магнитогорск, 1994.
Нэф Мэри. Личные мемуары Е.П.Блаватской. — М., 1993.
Фукуяма. Фр. Конец истории?//Вопросы философии.— 1990. №3.
Ясперс Карл. Смысл и назначение истрии. — М.,1991.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем специфика эзотерического понимания возникновения и развития цивилизаций?
  2. Какова «Стратегия Человека» (по книге Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина»)

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.