Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Карлейль Т. Французская революция

ОГЛАВЛЕНИЕ

Послесловие

В. Г. Сироткин. ТОМАС КАРЛЕЙЛЬ И ЕГО ТРУД "ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ИСТОРИЯ"

Имя выдающегося английского мыслителя, историка, философа и публициста Томаса Карлейля (1795-1881) современному читателю, исключая, разумеется, узкий круг историков-англоведов, почти ничего не говорит. А ведь было время, когда его называли "английским Львом Толстым". О Карлейле с восторгом писал А. И. Герцен, как о человеке "таланта огромного, но чересчур парадоксального". С этим патриархом британского интеллектуального мира он познакомился в Лондоне в 1853 году.

К. Маркс и Ф. Энгельс включили идею Карлейля о всесилии чистогана в капиталистическом обществе в знаменитый "Манифест Коммунистической партии". Основоположники марксизма отмечали несомненный вклад английского мыслителя в беспощадную социальную критику морали и нравов буржуазного общества на том историческом этапе, который принято называть "восходящей" линией развития капитализма. Вместе с тем Маркс и Энгельс подчеркивали слабость его позитивных рекомендаций, непоследовательность и путаность воззрений на пути преодоления антагонизмов в капиталистическом обществе. Они точно уловили главное противоречие в творчестве Карлейля: начав в первой половине XIX века с беспощадной критики пороков нового, "восходящего" класса - буржуазии, во второй половине того же века и второй половине своей долгой, почти 90-летней жизни великий гуманист, не видя выхода, начинает прославлять "цивилизаторскую миссию" буржуазии.

В этом смысле эволюция идейных взглядов Карлейля во многом типична для выдающихся мыслителей-литераторов "золотого" XIX века, который, по словам В. И. Ленина, "дал цивилизацию и культуру всему человечеству" и "прошел под знаком французской революции"*.

В России с творчеством Томаса Карлейля образованная публика впервые познакомилась еще в 1831 году, когда вышел первый русский перевод его "Sartor Resartus" ("Жизнь и мысли герр Тейфельсдрека")**. Однако подлинная слава пришла к великому сыну "туманного Альбиона" только после его смерти: большинство работ Карлейля в переводе на русский язык были изданы в России в 1891 - 1907 годах. Тогда же в серии "Жизнь замечательных людей" демократического издательского дома Ф. Павленкова вышла и первая на русском языке обстоятельная биография Карлейля***.

После Октября 1917 года имя Карлейля снова было предано забвению и, если не считать обстоятельной работы академика Н. И. Кареева****, вновь вернулось к современному читателю лишь в наше время благодаря изданию в серии "Жизнь замечательных людей" книги английского писателя Дж. Саймонса*****

* Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 367.

** Вторично эту книгу перевели в 1904 году.

*** Яковенко В. И. Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1891.

**** Кареев Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. СПб., 1923."

***** Саймоне Дж. Карлейль. М., 1981 (предисловие Св. Бэлзы).

* * *

В богатейшем литературно-публицистическом наследии Томаса Карлейля "Французская революция" (1837 год) - наиболее известное произведение, написанное в жанре исторического портрета. С точки зрения строго академического подхода профессионала-историка, книга Карлейля с трудом укладывается в прокрустово ложе нынешнего понимания того, как нужно писать "историю", - читатель не найдет здесь ни архивных шифров, ни обзора и источников литературы, ни указателей - словом, всего того, что определяет степень "учености" труда по истории.

В строгом смысле слова это не столько систематическое изложение истории Французской революции, сколько беседы с читателями о тех, кто творил эту историю. Причем зачастую Т. Карлейль мало считается с достоверными фактами, как бы "дорисовывая" своим художественным воображением отдельные портреты, например Мирабо, Лафайета и Дантона. В этом смысле его книга - и история, и роман.

Сказанное вовсе не означает, что Карлейль не был знаком с источниками по Французской революции. Как раз наоборот: работая над книгой, он перевернул горы документов в библиотеке Британского музея в Лондоне, обложился ящиками литературы у себя дома, беседовал с ветеранами революции, атаковывал своих парижских знакомых, требуя прислать ему подлинные ноты революционной песни "Ca ira!", умолял своего врача, находившегося тогда во Франции, сходить в рабочее предместье Парижа Сент-Антуан и посмотреть, не спилили ли роялисты единственное уцелевшее "дерево Свободы", посаженное там санкюлотами в 1790 году?

Следует добавить, что в процессе создания книги над автором тяготел какой-то злой рок: единственный рукописный экземпляр первого варианта "Французской революции"... безвозвратно исчез в доме его друга Джона Стюарта Милля, и Карлейлю пришлое! писать все заново. Позднее он говорил своей жене: "Эта книга чуть не стоила нам обоим жизни".

В своем повествовании Карлейль менее всего беспристрастен. Субъективизм симпатий и антипатий автора вполне очевиден. Не избежал он соблазна и как бы заново "смоделировать" ход давно минувших событий (что сегодня, спустя 100 лет после его смерти, вновь безуспешно пытаются сделать некоторые публицисты применительно к "пролетарским якобинцам"* 20-х годов нашей истории, выдвигая различные "альтернативные версии": что было бы, если бы победил не Сталин, а Троцкий, Бухарин, Сокольников и т. д.?).

* Термин взят из некролога 1926 г. Н. И. Бухарина на внезапную смерть Ф. Э. Дзержинского.

И вместе с тем Французская революция в интерпретации Карлейля не лишена исторического оптимизма. Автор одним из первых, в 30-х годах XIX в., когда еще были живы непосредственные участники революции, например "хромой дьявол" и один из авторов знаменитой Декларации прав человека и гражданина, Шарль Морис Талейран, на весь англоязычный мир громко заявил, что эта революция была и неизбежной, и закономерной.

Приступая к написанию своего труда, Карлейль опасался, чтобы его голос не прозвучал как глас вопиющего в пустыне: Европа 30-х годов прошлого века была завалена мемуарами монархистов, бонапартистов, клерикалов, просто обскурантов, которые не видели во Французской революции либо ничего, кроме гильотины и ее "начальника" - "чудовища Робеспьера", либо, наоборот, вслед за аббатом Баррюэлем оценивали ее только как всемирный заговор иудей-масонов.

Поэтому сам Томас Карлейль, как многие гениальные люди, весьма скептически отнесся к своему произведению, когда наконец поставил последнюю точку в заново написанной рукописи: "Не знаю, стоит ли чего-нибудь эта книга и нужна ли она для чего-нибудь людям: ее или не поймут, или вовсе не заметят (что скорее всего и случится), - но я могу сказать людям следующее: сто лет не было у вас книги, которая бы так прямо, так страстно и искренне шла от сердца вашего современника".

По счастью, автор ошибся. И хотя действительно часть консервативного английского общественного мнения встретила книгу в штыки (один из тогдашних поэтов даже написал против автора злую эпиграмму), в прогрессивных кругах, напротив, "Французская революция" была принята восторженно. Соединение исторически точного описания с необычайной силой художественного изображения великой исторической драмы, протест против деспотизма в любой форме и глубокая человечность снискали труду Карлейля любовь и почитание.

Ч. Диккенс носил его повсюду вместо Библии, а когда знаменитый драматург У. Теккерей опубликовал сочувственную рецензию в респектабельной "Тайме", Карлейль сразу стал знаменитостью в литературных кругах не только Англии, но и континентальной Европы.

Отметим и еще одну примечательную особенность бессмертного произведения Карлейля - своеобразие его стиля. Как признал в свое время Джон Стюарт Милль, секрет долговечности этой книги заключается в том, что это гениальное художественное произведение. По образному выражению Дж. Саймонса, читатель видит события, как при вспышках молнии, которые освещают поразительно живые исторические сцены: 14 июля 1789 года в Париже и взятие Бастилии, поход женщин на Версаль, бегство Людовика XVI в Варенн, суд над королем и его казнь, трагизм и ярость последних лет революции. Перед читателем проходит бесконечная вереница людей и событий, нарисованных с сочувствием и осуждением, юмором и печалью.

* * *

Возрождающееся к 200-летию Великой французской революции, словно птица Феникс из пепла, новое издание творения Томаса Карлейля вновь оказывается в эпицентре бурных общеевропейских и мировых дебатов об историческом значении деяний "великих французских революционеров буржуазии"*.

* См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 367.

Кто же они - святые или чудовища?

В столице Франции нет ни одного крупного памятника Максимилиану Робеспьеру, его имя носит лишь станция метро в "красном поясе" Парижа. Созданная к 200-летию революции ассоциация "За Робеспьера" во главе с историком Роже Гаратини, автором "Словаря деятелей революции", потребовала от мэра столицы назвать в честь Робеспьера одну из улиц в центре Парижа. Призыв ассоциации поддержал знаменитый хореограф Морис Бежар, посвятивший один из своих "балетов 200-летия" "мистическому и щедрому поэту" - Робеспьеру. Наоборот, ассоциация "антиробеспьеристов" опубликовала в 1989 году антологию биографий 17 тысяч официально зарегистрированных жертв, якобы отправленных этим "кровожадным чудовищем" на гильотину.

Наполеон Бонапарт, по словам Л. Н. Толстого бессмысленно уложивший 50 тысяч своих солдат и офицеров в Бородинской битве, - национальный герой, ему воздвигнуты сотни памятников во Франции и сопредельных странах, его прах покоится в гробнице во дворце Инвалидов, а где могила Робеспьера? Говорят, что его останки погребены в братской могиле на малоизвестном даже коренным парижанам кладбище Пик-Пюс ("Лови блох"), где захоронены 1306 "врагов нации и революции" вместе с 16 юными монахинями-кармелитками, вся вина которых состояла... в молитвах, запрещенных в период якобинской дехристианизации.

Уже во времена Карлейля отношение к революции разделило историков на ее сторонников и противников. Начиная с памфлета соотечественника Карлейля Э. Берка (1790), через труд одного из самых вдумчивых аналитиков, Алексиса де Токвилля, "Старый порядок и революция" (1856) и многотомный трактат Ипполита Тэна "Происхождение современной Франции" (1878-1893) эта линия дошла до наших дней и воплотилась в 60- 80-х годах XX века в трудах бывших бунтарей "красного мая" 1968 года во Франции, а также их последователей в ФРГ, Великобритании, США, Италии и Польше*.

* Адо А. В. Буржуазная ревизия истории Французской революции XVIII в. // Социальные движения и борьба идей. Проблемы истории и историографии. М., 1982.

Лидеры этого "нового прочтения" истории Французской революции Ф. Фюре и Д. Рише в своих многочисленных трудах, в выступлениях в прессе, по радио и телевидению желали доказать, что Великая французская революция не была ни закономерной, ни необходимой, что якобинская диктатура являлась "заносом" на магистральном пути экономического развития Франции к капитализму и этот "занос", как, впрочем, и революция в целом, лишь затормозил поступательное развитие Франции и Европы по пути исторического прогресса.

Главный тезис Рише и Фюре (оба они начинали в левом студенческом движении, а один в молодости был даже членом Французской коммунистической партии) - тезис о "мифологизации" Французской' революции. По их мнению, к этому были причастны различные левые течения - от Карла Маркса до Жоржа Клемансо - в интересах текущей политической борьбы. Еще 20 лет назад Рише на страницах влиятельного исторического журнала "Анналы" писал: "Должны ли мы отказаться от понятия буржуазная революция? Следует отбросить всякую двусмысленность... Уложить Французскую революцию в прокрустово ложе Марксовой теории революции... кажется нам невозможным".

Своему соавтору и единомышленнику вторил Фюре, предложивший еще задолго до юбилея не праздновать 200-летие революции, поскольку данное событие является "мифологическим"*.

Другой реинтерпретатор истории Французской революции из той же группы "обновленцев" некогда, в 30-50-х годах, знаменитой французской исторической "школы Анналов" и тоже экс-коммунист, Ле Руа Ладюри, возносит хвалу Фюре за... изобретение "таблицы Менделеева" по разоблачению "мифологии" революции: "Труды Фюре за несколько лет до двухсотлетия Французской революции наводят некоторый порядок в различных моделях, с помощью которых историки прошлого разъясняли перипетии великого десятилетия (1789-1799). Мы располагаем отныне, что касается этих моделей, некой таблицей Менделеева, то есть реестром, системой ячеек, клеток, в которых мы можем разместить каждого на свое место: концепции Кинэ, Гизо, Минье, Бюше, Маркса, Собуля и т. д."**.

* Pure F. faut-il celebrer le bicentenaire de la Revolution francaise // L'Histoire. 1983. N 52.

** Цит. по: Молчанов H. Революция на гильотине // Литературная газета. 1986. 9 июля. С. 14.

И хотя в этой "таблице" нет имени Т. Карлейля, он вполне может быть помещен в одном ряду с Гизо, К. Марксом и известным французским историком-марксистом А. Собулем (1914-1982), чей капитальный трехтомный труд "Революция и цивилизация" готовится к печати в издательстве "Прогресс".

В трудах "демифологизаторов" по мере приближения 200-летнего юбилея все отчетливее проступала тенденция распространить свою "таблицу Менделеева" не только на Французскую, но и на все остальные крупные революции в истории человечества, разделив их на "плохие" и "хорошие".

К первым помимо Французской, безусловно, отнесена Октябрьская. В работе "Думать о Французской революции" Фюре писал: "...начиная с 1917 года Французская революция не является больше матрицей, печатая с которой можно и должно создать модель другой, подлинно свободной революции, (ибо)... наша революция стала матерью другого реального события, и ее сын имеет собственное имя - это русский Октябрь"*. Понятно, что "мать" и "сын", по Фюре, навсегда связаны одной пуповиной - терроризмом. А вот в "хороших" революциях, к каковым относятся Английская середины XVII в. и особенно Американская 70-80-х годов XVIII в., ничего подобного гильотине не было.

Следует подчеркнуть, что сведение таких сложных и противоречивых явлений, как великие революции XVII-XX веков, к "элементарному" делению на "плохие" и "хорошие" еще со времен Томаса Карлейля разделило человечество на тех, кто умел только кричать, и тех, кто старался больше думать.

Как справедливо заметил известный советский историк и публицист H. H. Молчанов, "революция - это кровь, муки, ужас, бедствия и страдания. Только такой ценой добиваются свободы и торжества революции. Кроме сознательного творчества, в революции всегда действует нечто стихийное, роковое, страшное"**. Многое в этой оценке созвучно с нравственной концепцией революции Карлейля.

* Цит. по: Сироткин В. Г. Идеалы двух великих революций // Культура и жизнь. 1989. No 7.

** Молчанов Н. Н. Монтаньяры. M , 1989. С. 553.

Справедливости ради следует сказать, что все эти сравнения (Французская революция - Октябрьская революция) при выпячивании "идеала" - Американской революции (пример тому книга американского историка Г. Гасдчарда "Французская и Американская революции: насилие и мудрость") встречают отпор со стороны не только историков-марксистов, но и немарксистских историков Франции. Так, молодой историк Ж.-П. Риу в газете

"Монд" дал язвительную отповедь и Гасдчарду, и его восторженному рецензенту из газеты "Фигаро", известному католическому историку П. Шоню: "Получается, что несколько бунтарей, которыми манипулировали идеологи домарксистского периода, захватили Бастилию, а потом учинили бойню в Вандее на манер Пол Пота и погрузили милую Францию в бездну террора как какую-нибудь "банановую республику". А вот по ту сторону Атлантики восставшие против британской короны могучие колонисты сохранили головы холодными. Их конституция не содержала сектантских мифов, а их законодательство обеспечило счастливое развитие событий, не причинивших страданий никому на протяжении двух веков - ни индейцам, ни черному населению, ни жителям Юга. 1789 год принес насилие, 1787 год (год принятия Конституции США. - В. С.) ознаменовался торжеством мудрости..."*

Между тем и идеалы Американской, и идеалы Французской, и идеалы Октябрьской революций в основе своей были тождественны: всеобщее благо человечества, свобода, равенство и братство людей и наций. А. В. Луначарский, выступая перед учителями Москвы в 1918 г., так сформулировал эти идеалы: "Нужно воспитывать интернациональное, человеческое. Воспитывать нужно человекa, которому ничто человеческое не было бы чуждо, для которого каждый человек, к какой бы он наций ни принадлежал, есть брат, который абсолютно одинаково любит каждую сажень нашего общего земного шара"**.

* Цит. по: Правда. 1988. 21 окт.

** Луначарский А. В. Просвещение и революция. M., 1926. С. 93.

Сравните это выступление с речами американских и французских революционеров, и вы обнаружите почти текстуальное совпадение. Различие состоит лишь в том, что, например, лидеры Французской революции хотели достичь этих идеалов - уважения прав человека - на путях буржуазного национально-политического равенства, а лидеры Октябрьской революции - на путях пролетарского социального равенства. Но в основе той и другой концепции лежит глубоко гуманистическая идея общечеловеческих интересов.

Другое дело, что во французской леворадикальной и советской марксистской историографии 20-30-х годов (H. M. Лукин, Г. С. Фридлянд и многие другие) долгое время господствовали некритическое восприятие якобинской диктатуры и едва ли не культ Робеспьера как обратная реакция на его забвение в официальной Франции. При этом затушевывался универсальный, непреходящий общечеловеческий характер главных целей Великой французской революции - свобода, равенство и братство.

Самое противоречивое и спорное во Французской революции - якобинский террор - было возведено в абсолют как единственный метод решения всех социальных, политических и религиозно-идеологических противоречий любого революционного процесса. При этом на советскую историографию межвоенного и даже послевоенного периода, как справедливо отметил крупнейший знаток проблемы В. Г. Ревуненков*, огромное воздействие оказал леворадикальный французский историк А. Матьез, чьи труды широко переводились в 20-х годах на русский язык**. Но после того, как в 1930 году Матьез публично выступил с протестом против необоснованных репрессий по так называемому "академическому делу" Е. В. Тарле, С. Ф. Платонова и других беспартийных историков-"попутчиков"*** и создал комитет французской интеллигенции в их защиту, он был немедленно отлучен от СССР, другом которого он был с 1917 года, с того времени, когда возглавлял во Франции движение "Руки прочь от Советской России!", и оказался "в стане наших врагов" ****.

* Ревуненков В. Г. К истории споров о Великой Французской революции // Великая Французская революция и Россия. М., 1989. С. 34-44.

** Матьез А. Французская революция. Т. 1-3. М. ; Л., 1925-1930; Он же. Борьба с дороговизной и социальные движения в эпоху террора. М. ; Л., 1928.

*** См.: Брачев В. С. "Дело" академика С. Ф. Платонова // Вопросы истории. 1989. No 5. С. 126-129.

**** Лукин H. M. Новейшая эволюция Альбера Матьеза // Историк-марксист. 1931. Т. 21. С. 43. Впрочем, последний перевод его очередного труда еще успел выйти, хотя сразу же был запрещен к распространению. - Матьез А. Термидорианская реакция. М., 1931.

Суть своей концепции революционного террора как основного инструмента разрешения всех противоречий революции Матьез изложил в опубликованной в 1920 году брошюре "Большевизм и якобинизм". "Якобинизм и большевизм, - писал он, - суть две разновидности диктатуры, рожденные гражданской войной и иностранной интервенцией, две классовые диктатуры, действующие одинаковыми методами - террором, реквизициями, политикой цен и предлагающие в конечном счете схожие цели - изменение общества, и не только общества русского или французского, но и общества всемирного"*.

И хотя, как показало новейшее исследование нашей соотечественницы, профессора Высшей школы восточных языков в Париже Тамары Кондратьевой, влияние идеологии и практики якобинцев на большевиков в 20-х - начале 30-х годов было огромным**, все же проводить прямую параллель, как это делал Матьез и его невольные эпигоны из "Общества историков-марксистов" в СССР, было бы ошибочным. Тем не менее, несмотря на отлучение от СССР, его идеи нашли отражение в капитальном, подготовленном к 150-летию революции труде под редакцией В. П. Волгина и Е. В. Тарле***. На исходе своей жизни Матьез во многом пересмотрел прежнюю идеализацию якобинской диктатуры и террора. В конце 20-х годов он писал Лукину, что, несмотря на кратковременный характер якобинского террора, этого все же "было достаточно, чтобы заставить народ ненавидеть республику и задержать на целое столетие торжество демократии"****.

* Mathiez A. Le Bolchevisme et le Jacobinisme. P., 1920. P. 3-4.

** Kondratieva T. Bolcheviks et Jacobins. P., 1989.

*** Французская буржуазная революция. 1789- 1794 гг. М.; Л., 1941. В годы культа личности И. В. Сталина почти вся группа историков-марксистов во главе с H. M. Лукиным, готовившая этот труд, была репрессирована, а слово "Великая" из названия книги вычеркнуто. По мнению И. В. Сталина, "великой" могла быть только Октябрьская революция.

**** Цит. но: Историк-марксист. 1931. Т. 21. С. 43.

Т. Карлейль был одним из первых исследователей, который спустя 40 лет после термидорианского переворота 1794 года попытался беспристрастно разобраться в причинах массового террора во Французской революции. Он, в частности, отмечает зловещую роль "закона о подозрительных", первого акта, лишившего граждан Первой республики какой-либо правовой защиты. Он сожалеет о казнях жирондистов, скорбит о гибели Дантона и его друзей, но и не злорадствует при описании казни Робеспьера: "Да будет же Бог милосерден к нему и к нам!"*

Разумеется, "Французская революция" Т. Карлейля отражала тот уровень знаний и анализа, который был возможен в английском обществе 30-х годов XIX века. Его современный нам биограф Дж. Саймоне справедливо пишет, что "некоторые личности, не пользовавшиеся симпатией Карлейля, такие, как Робеспьер и Сен-Жюст, обрисованы у него однобоко, а его оценка Мирабо совершенно неприемлема с точки зрения современной науки"**.

* См. С. 527 данной книги.

** Саймоне Дж. Указ. соч. С. 163.

И все же поражает доброжелательное, без "крика", стремление Карлейля разобраться как в причинах, вызвавших массовый террор, так и в попытках нарисовать объективную картину повседневной Франции той эпохи: "...читатель не должен воображать, что царство террора было сплошь мрачным; до этого далеко. Сколько кузнецов и плотников, пекарей и пивоваров, чистильщиков и прессовщиков во всей этой Франции продолжают отправлять свои обычные, повседневные обязанности, будь то правительство ужаса или правительство радости. В этом Париже каждый вечер открыты 23 театра и... до 60 танцевальных залов. Писатели-драматурги сочиняют пьесы строго республиканского содержания. Всегда свежие вороха романов... поставляют передвижные библиотеки для чтения" *.

* См. С. 482 данной книги.

С высоты сегодняшнего дня, через 200 лет после революции, хорошо видна трагедия "великих революционеров буржуазии". Искренне желая народу добра, не присвоив, как Робеспьер, ни полушки народных денег, они были в то же время доктринерами, исходили не из реальных, а из абстрактных идеалов добродетели, гуманизма, свободы, равенства и братства. Они не видели и не создали реальных рычагов народовластия, которое провозглашали на словах, так и не ввели в жизнь самую демократическую для XVIII века конституцию 1793 года. Фактически Робеспьер и его группа вернулись к принципу "просвещенного абсолютизма" - за народ думает узкая элита, правящая от имени народа, но без его участия.

Объединение добродетели и террора - страшная человеческая трагедия якобинцев. "Принципом республиканского правительства является добродетель, в противном случае - террор, - восклицал Сен-Жюст 15 апреля 1794 года. - Чего хотят те, кто не желает ни добродетели, ни террора?"

На словах монтаньяры действительно отстаивали благородные идеалы свободы, равенства и братства, к которым стремится человечество и сегодня. Все они были революционными патриотами. Вспомните Дантона: "Родину нельзя унести на подошвах своих башмаков". Робеспьер был против войны, за принцип бессословного всеобщего голосования, против дискриминации евреев, за отмену рабства негров в колониях и вообще за деколонизацию. "Лучше потерять колонии, чем лишиться принципа", - утверждал он.

Конечно, перед личным мужеством любого революционера, будь то Дмитрий Каракозов, Софья Перовская или Дантон, который даже на эшафоте не потерял чувства мужества и юмора ("Ты покажешь мою голову народу - она стоит этого", - приводит Карлейль слова Дантона, обращенные к палачу), можно только склонить голову.

Но для Робеспьера и многих его единомышленников доктрина (принцип) оказалась дороже жизни в буквальном смысле этого слова. Трагично, когда чистоту доктрины защищают... путем отсечения чужих голов, да еще во имя личной диктатуры.

В преддверии празднования 200-летия революции во Франции был проведен с помощью ЭВМ анализ социального состава жертв якобинского террора в 1793-1794 годах. Согласно его данным, "враги нации" - дворяне составляли всего 9% погибших, остальные 91% - рядовые участники революции, в том числе 28% - крестьяне, 30% - рабочие. В новейшем советском исследовании в эти цифры вносится одно важное уточнение г истинных виновников голода, спекуляции, мародерства среди этих 58% "врагов нации" оказалось всего... 0,1%*.

* См.: Молчанов H. H. Монтаньяры. С. 551.

Глубоко справедливо суждение Ф. Энгельса в его письме К. Марксу 4 сентября 1870 года. "Террор, - писал он, - это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые ради собственного успокоения людьми, которые сами испытывают страх. Я убежден, что вина за господство террора в 1793 г. падает почти исключительно на перепуганных, выставлявших себя патриотами буржуа, на мелких мещан, напускавших в штаны от страха, и на шайку прохвостов, обделывавших свои делишки при терроре"*.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 33. С. 45.

И еще одно важное суждение. Оно принадлежит великому гуманисту Жану Жоресу, написавшему на заре нашего века "Социалистическую историю Французской революции". "Революция, - говорил он, - варварская форма прогресса. Будет ли нам дано увидеть день, когда форма человеческого прогресса действительно будет человеческой?"

Доктор исторических наук профессор В. Г. Сироткин

КОММЕНТАРИЙ

К стр. 8. В 1770-1774 гг. канцлер Р.-Н. Мопу попытался провести реформу, существенно ограничивавшую полномочия парламентов и отменявшую продажу и наследование должностей. Реформа Мопу вызвала мощную оппозицию со стороны парламентов. Король Людовик XVI, вступив на престол в 1774 г., вынужден был ее отменить.

К стр. 12. "Крушитель железа (Taille fer) не разорвет даже паутинки". - Тайфер де Мортен - нормандский трувер XI в. Сражался в войске Вильгельма Завоевателя и был убит в сражении с англичанами при Гастингсе в 1066 г.

К стр. 13. "Вспомним хотя бы королей вроде Людовика XI, носившего на шляпе отлитую из свинца фигурку богородицы и спокойно смотревшего на распятых на колесе, замурованных заживо". - Людовик XI был известен своей жестокостью: противников и непокорных вассалов держал в заточении в цепях в железных клетках.

К стр. 14. "Волосатый Хлодвиг на глазах всего своего войска... размахнувшись, рассек секирой голову другому волосатому франку, злорадно добавив: "Вот так ты разбил священный сосуд (св. Реми и мой) в Суассоне"". - Сосуд, о котором идет речь, был захвачен язычниками-франками при разграблении церкви. Реймский епископ св. Ремигий обратился к королю Хлодвигу с просьбой вернуть сосуд. Хлодвиг согласился и при дележе военной добычи в Суассоне попросил воинов отдать ему сосуд сверх той доли, которую он должен был получить по жребию. Один из воинов возмутился нарушением обычая и разрубил сосуд секирой. Позднее, во время ежегодного сбора франков для осмотра оружия 1 марта (эти сборы назывались Мартовскими, или Марсовыми, Полями), Хлодвиг разрубил голову воину, посмевшему воспротивиться власти короля.

К стр. 14. "...В дни Меца еще ни один лепесток не упал из цветка..." - Речь идет о падении престижа королевской власти во Франции в годы Регентства и правления Людовика XV.

К стр. 14. "Церковь... семьсот лет тому назад... могла позволить себе, чтобы сам император три дня простоял на снегу босиком, в одной рубашке, каясь и вымаливая себе прощение..." - Имеется в виду один из эпизодов многолетней борьбы папы Григория VII с германским императором Генрихом IV за право назначать на церковные должности. В 1077 г. отлученный от церкви и низложенный Генрих IV три дня простоял в одежде кающегося грешника у стен замка Каносса в Северной Италии, дожидаясь приема римским папой.

К стр. 15. "...Лапуль требовал отмены закона, позволявшего сеньору при возвращении с охоты убить не более двух крепостных, чтобы омыть их теплой кровью уставшие ноги". - Подобного закона никогда не существовало. Ниже речь, очевидно, идет о Ш. де Бурбоне, графе де Шароле (1700-1760), известном своей болезненной раздражительностью и бессмысленной жестокостью.

К стр. 15. "...Они только тем и занимаются, только в том и преуспели, как бы хорошо поесть да приодеться". - Карлейль повторяет аргументы идеологов; и памфлетистов третьего сословия, обвинявших дворянство в праздности, паразитизме и расточительности.

К стр. 15-16. "Стадо обязано трудиться, платить налоги... обязано обеспечивать все общество изделиями своего труда". - Крестьянство в дореволюционной Франции несло на себе тяжелое бремя феодальных повинностей и основной массы государственных налогов. Локальные исследования современных историков показывают, что размеры "феодального вычета" из валового дохода крестьян колебались от 10-12% урожая в экономически более развитых областях до 15-20% и более в районах с замедленными темпами разложения феодальных отношений. Еще большая доля валового урожая изымалась в виде государственных налогов.

К стр. 17. "...Откупщики налогов, как ни стараются, уже ничего не могут больше выжать". - В дореволюционной Франции косвенные налоги (на соль, спиртные напитки, табак и ряд других продуктов, ввозные и вывозные пошлины на границах провинций и отдельных городов) не собирались королевскими чиновниками, а отдавались на откуп компаниям финансистов, получавшим право на сбор податей, внося в казну требуемую сумму денег.

К стр. 23. "Не переставая звучат в церквах органы, поднимают раку святой Женевьевы, но все напрасно", - Святая Женевьева - покровительница Парижа. По преданию, в 451 г. ее заступничество спасло парижан от нашествия гуннов под предводительством Аттилы. Во время тяжелой болезни в Меце в 1744 г. Людовик XV дал обет в случае выздоровления заново отстроить церковь аббатства св. Женевьевы. Раку святой предполагалось перенести в эту церковь. Во время Французской революции церковь св. Женевьевы была превращена в Пантеон.

К стр. 27. "...Пост генерального контролера финансов занимает высокодобродетельный, философски образованный Тюрго, который надумал провести во Франции целый ряд реформ". - С середины XVIII в. государственные деятели Франции неоднократно предпринимали попытки реформ с целью преодолеть кризис абсолютизма. Попытка наиболее последовательных преобразований в буржуазном духе связана с именем известного ученого-экономиста А.-Р.-Ж. Тюрго (1727-1781), в 1774 г. назначенного Людовиком XVI на пост генерального контролера финансов. В 1776 г. консервативные силы добились отставки Тюрго и отмены проведенных им реформ.

К стр. 28-29. "Скромный молодой король... удалился в свои апартаменты, где и занимается под руководством некоего Гамена слесарным искусством". - В ноябре 1792 г., когда король уже был низложен, а Франция стала республикой, слесарь Гамен сообщил министру внутренних дел Ж.-М. Ролану о существовании в королевской спальне потайного сейфа, устроенного самим королем с помощью Гамена. Найденные в сейфе секретные документы изобличали Людовика XVI в тайных связях с эмигрантами и в подкупе видных политических деятелей, в том числе О.-Г. Мирабо.

К стр. 30. "...Ныне этот седой, дряхлый старик в одиночестве коротает время в Гретце..." - Речь идет о французском короле Карле X (1757- 1836), до восшествия на престол в 1824 г. носившем титул графа (не герцога) д'Артуа. Был низложен в результате Июльской революции 1830 г. и умер в изгнании.

К стр. 30. "Рабочий люд опять недоволен. Самое неприятное, пожалуй, то, что он многочислен - миллионов двадцать или двадцать пять". - Карлейль имеет в виду трудящиеся массы города и деревни. Ко времени революции население Франции достигло около 28 млн человек, из них примерно 18 млн составляли крестьяне и 3 млн - трудовое население городов (Dupaquier J. La population francaise au XVII et XVIII siecles. P., 1979. P. 79-91; Blanchi S. La revolution culturelle de l'an II. P., 1982. P. 33-34).

К стр. 30. "2 мая 1775 года к Версальскому замку стягиваются толпы изможденных, одетых в рваное и грязное тряпье людей". - Речь идет о "мучной войне", охватившей Парижский район в конце апреля - начале мая 1775 г.

К стр. 34. "...Можно согласиться с надменной Шатору, которая называла его не иначе, как мосье Faquinet". - Ж.-Ф. де Морепа, о котором идет речь, был министром Людовика XV. Известен своими постоянными столкновениями с королевскими фаворитками, одна из которых, г-жа М.-А. де Шатору, дала ему прозвище г-н Пустозвон (monsieur Faquinet).

К стр. 36. "...Хоронили обожаемого и задушенного розами патриарха тайком". - Речь идет об умершем в 1778 г. Вольтере, которому духовенство отказало в церковном погребении за то, что он отрицал божественную природу Иисуса Христа.

К стр. 36. "Взгляните, разве там, по ту сторону Атлантики, не зажглась заря нового дня?" - Здесь и ниже речь идет о Войне за независимость английских колоний в Северной Америке в 1775- 1783 гг. Франция оказывала поддержку восставшим колониям. Для ведения официальных переговоров о заключении американо-французского договора во Францию прибыл Б. Франклин. В 1777 г. в Америку отправился небольшой отряд французских волонтеров, в числе которых был М.-Ж. де Лафайет, в будущем видный деятель Французской революции. В 1778 г. Франция признала независимость США. В Америку был направлен французский экспедиционный корпус под командованием Ж.-Б. Рошамбо.

К стр. 37. "С Уэссана доносится гром корабельных орудий. Ну а чем занимался в это время наш юный принц, герцог Шартрский, прятался в трюме или, как герой, своими действиями приближал победу?" - Речь идет о герцоге Орлеанском, будущем Эгалите, который до 1785 г. носил титул герцога Шартрского. Он добровольно участвовал в войне с англичанами. О его поведении в морском сражении при Уэссане 27 июля 1778 г. сохранились крайне противоречивые отзывы, однако по возвращении в Париж ему устроили триумфальную встречу.

К стр. 38. "А тут еще беда, которая случилась с "Ville de Paris", Левиафаном морей!" - Английский адмирал Дж. Родни разгромил в Вест-Индии французскую эскадру адмирала Ф.-Ж.-П. де Грасса, один из кораблей которой назывался "Город Париж".

К стр. 38. "Что делать с финансами?" - Финансы королевства давно уже находились в критическом положении. Рост налогов не покрывал дефицита, и правительство широко прибегало к займам. В целом за годы правления Людовика XVI государственный долг утроился и к 1789 г. достиг 4,5 млрд ливров, тогда как находившаяся в то время в обращении денежная масса составляла примерно 2,5 млрд. Согласно "Отчету о состоянии казны за 1788 г.", дефицит достигал 126 млн ливров, или 20% расходов.

К стр. 38. "Но быть может, такой кошелек есть у женевца Неккера?" - После отставки Тюрго и отмены его преобразований финансовое положение страны еще более осложнилось. Неккер, став в 1776 г. директором казначейства, а затем генеральным директором финансов, продолжил политику Тюрго, хотя и в более осторожной форме. Однако и более умеренный, реформаторский курс Неккера не встретил поддержки правящих верхов, и в 1781 г. Неккер получил отставку. Ее ускорил скандал, вызванный тем, что впервые в истории Франции Неккер обнародовал сведения о государственном бюджете, показав тяжелое положение финансов.

К стр. 43. "... Они боятся, как бы в это дело не вмешалась Академия наук". - По распоряжению Людовика XVI весной 1784 г. Академия занялась рассмотрением вопроса о "животном магнетизме". В ее официальном отзыве от 11 августа 1784 г. магнетизм был признан несуществующим.

К стр. 43. Кардинал ожерелья Луи де Роган. - Речь идет о знаменитом "деле об ожерелье". В 1785 г. мошенники, известные под именем графа и графини де Ламот, решили завладеть дорогим ожерельем. С этой целью они обратились к кардиналу де Рогану, зная о его намерении добиться расположения королевы и получить министерскую должность. Они сообщили де Рогану о желании королевы приобрести ожерелье с его помощью. Получив ожерелье у ювелира, кардинал отдал его графине де Ламот. Она обещала вручить его королеве, но на самом деле переправила в Англию. Чтобы усыпить бдительность де Рогана, ночью в Версале ему устроили свидание с женщиной, которую он принял за королеву. Обман раскрылся, когда ювелир потребовал от де Рогана деньги, а тот обратился к королеве, рассчитывая на благодарность за свои услуги. Граф де Ламот и замешанный в этой афере Калиостро скрылись, а де Роган и графиня де Ламот были отданы под суд. Де Рогана суд оправдал. В результате этой темной истории королева была скомпрометирована и пострадала репутация всей королевской семьи.

К стр. 44. "...Промышленность кричит своим высокооплачиваемым покровителям и руководителям: предоставьте же руководство мне самой, избавьте меня от вашего руководства!" - Развитие промышленности в дореволюционной Франции XVIII в. сдерживалось сохранением цеховой системы, регламентацией производства и торговли, предоставлением монопольных привилегий отдельным мануфактурам и торговым компаниям. С резкой критикой этих порядков в середине века выступили экономисты-физиократы. Они провозгласили принцип свободы предпринимательства наиболее соответствующим естественному порядку вещей и выдвинули известный лозунг "laissez faire, laissez passer" (дайте свободу действовать).

К стр. 51. "...Педант-военный Сен-Жермен со своими прусскими маневрами, со своими прусскими понятиями". - К.-Л. Сен-Жермен (1707-1778) - граф, в 1775-1777 гг. военный министр. На этом посту он провел ряд реформ: упразднил отряды мушкетеров и конных гренадер, сократил жандармерию, личную королевскую охрану и швейцарскую гвардию, ввел дисциплинарный устав по прусскому образцу, предусматривавший телесные наказания солдат.

К стр. 53. "...Чье появление могло быть более желанным, чем появление месье де Калонна?" - Ш.-А. Калонн (1734-1802) - генеральный контролер финансов Франции в 1783-1787 гг. В 1786 г. он представил королю широкий план реформ, в значительной мере заимствованных из опыта Тюрго и Неккера. Для обсуждения плана реформ он предложил созвать собрание нотаблей - назначенных королем знатных представителей сословий. Однако собравшиеся в 1787 г. нотабли категорически отвергли план Калонна и потребовали от правительства созыва Генеральных штатов для решения вопроса о налогах и возможных реформах. В апреле 1787 г. Калонн получил отставку и вынужден был эмигрировать в Англию.

Говоря о "маленьком грешке" Калонна, Карлейль намекает на подозрение в доносительстве. Калонна обвиняли в том, что, будучи в доверительных отношениях с оппозиционно настроенным бретонским магистратом Л.-Р. Ла Шалоте, он передал канцлеру Р.-Н. Мопу сведения, компрометирующие Ла Шалоте.

К стр. 60. "Шесть предложений" нотаблей. - Речь, очевидно, идет о резолюциях собрания нотаблей по поводу шести предложений Калонна, составлявших первую часть его плана реформ (предложения об учреждении провинциальных собраний, о земельном налоге, об уплате долгов духовенства, о налоге Талье, о торговле зерном и о дорожной повинности). Нотабли одобрили свободу торговли зерном и отмену дорожной повинности, остальные предложения Калонна были подвергнуты резкой критике.

К стр. 62. "...Давнее средство, известное всем, даже самым простым людям, - заседание в присутствии короля". - Так называлось торжественное заседание Парижского парламента, на которое являлся король в окружении принцев крови и членов своего совета. Согласно обычаям французской монархии, в таком случае парламент был обязан немедленно зарегистрировать выносимые на его рассмотрение указы, не давая к ним никаких поправок. Подобным образом 6 августа 1787 г. были зарегистрированы эдикты, предложенные Ломени де Бриенном.

К стр. 66. "Эдикт о взимании второй двадцатины". - Двадцатины взимались во Франции с 1750 г. и представляли собой прямой налог в размере 5% стоимости имущества и доходов лиц всех сословий. У Карлейля, очевидно, допущена неточность. Вторая двадцатина была введена в 1756 г. в связи с началом Семилетней войны. В данном случае речь идет о третьей двадцатине, срок взимания которой истекал 31 декабря 1786 г.

К стр. 67. "Либеральный эдикт о равноправии протестантов". - Имеется в виду эдикт от 19 ноября 1787 г. об узаконении браков и гражданского состояния протестантов. Парижский парламент зарегистрировал его в конце января 1788 г. после долгих обсуждений. В провинции сопротивление эдикту было еще сильнее.

К стр. 67. "...Эдикт о "приведении приговоров в исполнение"". - Королевская декларация от 1 мая 1788 г. запретила приводить в исполнение смертный приговор раньше, чем через месяц после его вынесения. Она содержала также положения об отмене пыток и о том, что в приговоре должно быть указано, на каком основании он вынесен.

К стр. 70. "...Пусть пройдет всего лишь три года, и этот требовательный парламент увидит поверженным своего врага". - Под "врагом" здесь, очевидно, подразумевается генеральный контролер финансов Э.-Ш. Ломени де Бриенн, который в 1791 г. (через три года после описываемых событий) принес гражданскую присягу и сложил с себя пожалованный ему в 1788 г. сан кардинала. В 1793- 1794 гг. подвергался арестам и умер в тюрьме.

К стр. 71. "Можно учредить второстепенные суды". - В дореволюционной Франции существовало три основных типа судебных учреждений: верховные суды (парламенты), суды второго разряда (президиальные суды, трибуналы бальяжей и сенешальств, превотства) и специализированные суды. Здесь речь идет о судах второго разряда.

К стр. 71. "Таков план Ломени -Ламуаньона". - План судебной реформы был подготовлен Ламуаньоном. Цель плана заключалась в том, чтобы подавить парламентскую оппозицию, лишив парламенты права вмешиваться в законодательство и в управление финансами.

К стр. 76. "Едва комендант или королевский комиссар". - В присутствии коменданта или королевского комиссара осуществлялась принудительная регистрация эдиктов провинциальными парламентами, подобная процедуре lit de justice в Парижском парламенте.

К стр. 76. "Оно не приносит доброхотного даяния (don gratuit)". - Так назывался регулярный взнос духовного сословия в королевскую казну, вносимый с согласия ассамблей духовенства и заменявший прямые налоги.

К стр. 81."Парижский парламент уже однажды высказался в пользу "старой формы" 1614 года". - К осени 1788 г. правительство капитулировало перед оппозицией. На май 1789 г. было намечено открытие Генеральных штатов, отменены эдикты Ламуаньона о судебной реформе и восстановлены прежние полномочия парламентов. После этого на первый план выдвинулся вопрос о процедуре работы Генеральных штатов. Парижский парламент высказался за их созыв по форме 1614 г., т. е. за посословную структуру Генеральных штатов и посословное голосование. Лидеры и идеологи третьего сословия и поддержавшее их либеральное дворянство требовали ввести двойное представительство третьего сословия и поименное ' голосование. Вновь призванный на пост генерального директора финансов Неккер созвал в ноябре 1788 г. второе собрание нотаблей, чтобы определить процедуру созыва и работы Генеральных штатов. Подавляющее большинство нотаблей высказалось за созыв штатов по форме 1614 г.

К стр. 82. "...Монсеньер д'Артуа и другие принцы заявляют в торжественном "Адресе королю"". - Речь идет об "Адресе принцев", представленном королю 12 декабря 1788 г. Его авторы требовали сохранить сословную структуру и сословное голосование в Генеральных штатах, а также весь сословный строй, привилегии и феодальные повинности. Авторы "Адреса принцев" впоследствии стали вождями контрреволюции.

К стр. 84. "Сам Неккер еще за две недели до конца года вынужден представить доклад". - В острой борьбе по вопросу о процедуре созыва и работы Генеральных штатов Неккер занял компромиссную позицию. 27 декабря 1788 г. он выступил в Королевском совете с докладом, в котором высказался за двойное представительство третьего сословия. От решения главного спорного вопроса о посословном или поименном голосовании он уклонился.

К стр. 86. "Бретонское дворянство вынуждено разрешить обезумевшему миру идти своим путем". - Дворянство Бретани отказалось участвовать в выборах в Генеральные штаты и составлять наказ в знак протеста против нарушения провинциальных привилегий.

К стр. 132. "Было воскресенье, когда раскаленные ядра угрожающе нависли над нашими головами; сегодня пятница и "революция одобрена". Верховное Национальное собрание подготовит конституцию". - В воскресенье 12 июля в Париже начались столкновения горожан с ранее стянутыми к столице войсками, которые переросли в народное восстание 12-14 июля. После взятия Бастилии Людовик XVI уступил требованию Национального собрания отозвать войска из Парижа. В пятницу 17 июля король посетил Ратушу и утвердил в должностях выбранных парижанами мэра Ж.-С. Байи и командующего Национальной гвардией М.-Ж. де Лафайета. В знак единения с народом король принял из рук мэра трехцветную кокарду.

К стр. 133. "Эти люди сообщают с озабоченным видом, что приближаются грабители, они уже рядом, а затем едут дальше по своим делам, и будь что будет!" - Карлейль пишет о явлении, известном под названием великого страха. В июле - августе 1789 г. по Франции прокатились волны паники. Ходили слухи о "заговоре аристократов", о нашествии банд разбойников и иноземных солдат под предводительством дворян, не желавших платить налоги. Под воздействием этих слухов крестьяне вооружались и объединялись в отряды, а затем начали громить замки и жечь архивы с описями феодальных повинностей.

К стр. 133. "...Вооруженное население повсюду записывается в Национальную гвардию". - После взятия Бастилии в городах развернулась "муниципальная революция", в ходе которой были созданы новые органы местного самоуправления. Образцом для них стал служить городской муниципалитет Парижа - Парижская коммуна. В новых муниципалитетах преобладали местные буржуа, либеральные дворяне и священники. "Муниципальная революция" сопровождалась повсеместным формированием Национальной гвардии.

К стр. 155. "К концу августа наше Национальное собрание в своих конституционных трудах продвинулось уже вплоть до вопроса о праве вето". - Первоначально депутаты Учредительного собрания разделились на "аристократов" (защитников старого порядка) и "патриотов" (сторонников преобразований). Постепенно среди "патриотов" наметилось размежевание. Группа "монархистов" (Ж.-Ж. Мунье, Т.-Ж. Лалли-Толандаль, П.-В. Малуэ и др.) выступала за конституционную монархию с двухпалатным парламентом и правом короля налагать абсолютное вето на постановления обеих палат. Большинство Собрания составляли "конституционалисты" (М.-Ж. Лафайет, О.-Г. Мирабо, Э.-Ж. Сиейес и др.), предлагавшие учредить монархию с однопалатным парламентом и приостанавливающим вето короля. Более левые позиции занимал "триумвират" (А. Барнав, А. Дюпор, А. де Ламет), требовавший сильнее ограничить королевскую власть. На крайне левом фланге находилась небольшая группа депутатов (М. Робеспьер, Ф. Бюзо, Ж. Петион и др.), добивавшихся конституционной монархии со всеобщим избирательным правом и отвергавших любое королевское вето. В сентябре 1789 г. подавляющим большинством голосов Учредительное собрание отвергло проект образования верхней палаты и высказалось за предоставление королю права приостанавливающего вето.

К стр. 188. "...Они рыцарски выплатят пенсию своей матери, когда предъявится Красная книга, рыцарски будут ранены на дуэлях". - Речь идет о двух участниках революции, братьях Шарле и Александре де Ламетах, но сказанное прежде всего относится к первому. Он был ранен на состоявшейся по политическим мотивам дуэли с герцогом де Кастри. В упомянутой Красной книге были записаны фамилии людей, получавших королевские пенсии. Когда ее предъявили Учредительному собранию, стало известно, что семье де Ламет было пожаловано 60 тыс. франков. На следующий день Ш. де Ламет вернул указанную сумму в Собрании. В результате этого мать Ламетов лишилась пенсии и оказалась на попечении у своих сыновей.

К стр. 190. Гражданская конституция духовенства (или гражданское устройство духовенства). - Реформа церкви, проведенная в 1790 г., имела целью поставить католическую церковь на службу государству и превратить священников в государственных служащих. Отменялась административная зависимость французской церкви от Ватикана. Регистрация актов гражданского состояния из ведения церкви передавалась государственным органам. Устанавливалась выборность священников и епископов прихожанами. Все священнослужители должны были принести гражданскую присягу, и им вменялось в обязанность разъяснять прихожанам постановления Национального собрания. Римский папа предал анафеме гражданское устройство духовенства. В результате французское духовенство раскололось на присягнувшее (или конституционное) и неприсягнувшее. Почти все епископы и около половины низшего духовенства отказались принести гражданскую присягу. Неприсягнувшее духовенство, оказывавшее сильное влияние на верующих, встало на путь борьбы с революцией.

К стр. 191. "...Карпантра осажден Авиньоном". - Расположенные на юге Франции Авиньон и графство Венессен со столицей в г. Карпантра были владениями римского папы. С началом революции жители Авиньона сформировали муниципалитет и Национальную гвардию и стали требовать присоединения к Франции. Летом 1790 г. в городе вспыхнуло контрреволюционное восстание, которое быстро было подавлено местной Национальной гвардией. Жители Карпантра предпочли сохранить верность римскому папе. В 1791 г. между Авиньоном и Карпантра началась гражданская война, в которой Авиньон опирался на поддержку Национальной гвардии других городов Юга. В сентябре 1791 г. декретом Учредительного собрания Авиньон и графство Венессен были присоединены к Франции, однако кровавые столкновения на этом не прекратились.

К стр. 195. "Loi martiale". - Закон о военном положении был принят Учредительным собранием 21 октября 1789 г. Он давал право местным властям вводить военное положение на подчиненной им территории, использовать Национальную гвардию и регулярные войска для подавления народных волнений.

К стр. 200. Составление муниципальной конституции. - В начале революции была осуществлена коренная реформа административно-территориального деления. По закону от 22 декабря 1789 г. вводилось деление страны на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны. Новые органы местной власти были выборными. Однако вразрез с принципом гражданского равенства, провозглашенным в Декларации прав человека и гражданина, Учредительное собрание в октябре 1789 г. ввело цензовую систему выборов и деление граждан на "активных" и "пассивных". Права "активных" граждан получили мужчины, достигшие 25 лет, платившие прямой налог в размере местной трехдневной заработной платы (не ниже 1,5 - 3 ливров) и не находившиеся в услужении. Только они имели право голоса и могли вступить в Национальную гвардию. "Активных" граждан оказалось примерно 4,3 млн человек (при населении около 28 млн человек, из которых взрослые мужчины составляли 8- 9 млн человек). Для выборщиков, которые могли избирать депутатов Национального собрания (закон предусматривал двухстепенные выборы в Национальное собрание), устанавливался еще более высокий имущественный ценз. Кандидат в депутаты Национального собрания, согласно декрету от 3 ноября 1789 г., обязан был обладать земельной собственностью и платить прямой налог в размере одной марки серебром (около 52 ливров). Коммуны больших городов делились на секции. По муниципальному закону о Париже от 21 мая - 27 июня 1790 г. столица была разделена на 48 секций (вместо прежних 60 округов, на которые был разбит Париж для выборов в Генеральные штаты): Тюильри, Елисейских Полей, Руль (позднее переименована в секцию Республики), Пале-Руаяль (позднее Бют-де-Мулен, потом Монтань), Вандомской площади (Пик), Библиотеки (1792, Лепелетье), Гранж-Бательер (Мирабо, Монблан), Лувра (Музея), Оратуар (Французской гвардии), Хлебного рынка, Почт (Общественного договора), площади Людовика XIV (Май, Вильгельма Телля), Фонтен-Монморанси (Мольер-и-Лафонтен, Брута), Бон-Нувель, Понсо (Друзей Отечества), Моконсей (Бон-Консей), Рынка Невинных (Рынка), Ломбарда, Арси, Предместья Монмартр (Предместья Мон-Марат), Пуассонъер, Бонди, Тампля, Попенкур, Монтрей, Кенз-Вен, Гравилье, Предместья Сен-Дени (Северного предместья), Бобур (Единения), Анфан-Руж (Маре, Вооруженного Человека), Короля Сицилии (Прав Человека), Отель-де-Виль (Коммунального дома, Верности), Королевской площади (Федератов, Неделимости), Арсенала, Острова Сен-Луи (Братства), Нотр-Дам (Сите, Разума), Генриха IV (Понт-Неф, Революционная), Инвалидов, Фонтен-де-Гренель, Четырех Наций (Единства), Французского театра (Марселя, Марата), Красного Креста (Красного Колпака), Люксамбур (Муция Сцеволы), Терм Юлиана (Борепер, Шалье), Святой Женевьевы (Французского Пантеона), Обсерватории, Ботанического сада (Санкюлотов), Гобеленов (Финистер).

К стр. 230. "Эта последняя поправка внесена в закон в сравнительно недавнее время одним из военных министров". - Согласно принятому в 1781 г. ордонансу военного министра маршала Ф.-А. Сегюра, для получения офицерского чина в королевской армии требовалось быть дворянином как минимум в третьем поколении.

К стр. 295. "И вот в воскресенье 17-го происходит нечто достойное воспоминания". - В результате "Вареннского кризиса" (так принято называть политический кризис, вызванный попыткой бегства короля в июне 1791 г.) во Франции впервые развернулось массовое республиканское движение. С требованиями низложить Людовика XVI особенно активно выступали парижский Клуб кордельеров и различные народные общества. 17 июля 1791 г. Клуб кордельеров организовал на Марсовом поле манифестацию для принятия республиканской петиции. Учредительное собрание повелело мэру Парижа Ж.-С. Байи разогнать собравшихся. С этой целью на основании закона о военном положении Коммуна Парижа использовала Национальную гвардию под командованием Лафайета. Национальная гвардия открыла огонь по демонстрантам, 50 человек было убито и множество ранено. За расстрелом на Марсовом поле последовали другие репрессивные меры: были отданы под суд лидеры демократического движения, запрещен ряд газет республиканской направленности, закрыт Клуб кордельеров (его заседания возобновились в конце июля). Политическим выражением раскола революционного лагеря на конституционных монархистов и республиканцев явился раскол Якобинского клуба. 16 июля сторонники конституционной монархии (А. Барнав, А. Дюпор, братья Ламет и др.) вышли из него и образовали Клуб фейянов.

К стр. 298. Принятие конституции. - Дебаты по конституции закончились в августе 1789 г. Ее принятием 3 сентября Учредительное собрание завершило свою работу. Во Франции установился режим конституционной монархии. Органом законодательной власти являлось однопалатное Законодательное собрание, формировавшееся путем цензовых двухстепенных выборов. Наследственный монарх возглавлял исполнительную власть и, кроме того, обладая правом "приостанавливающего вето", мог отсрочить принятый Собранием закон. Конституция закрепила проведенную реформу местной власти. Вводились выборность судей, гласность судопроизводства с участием сторон и суд присяжных. В конституции декларировались новые внешнеполитические принципы: отказ от завоевательных войн и использования своих вооруженных сил против свободы другого народа.

К стр. 330. "После должных потоков красноречия война декретирована в тот же вечер". - В феврале 1792 г. Австрия и Пруссия заключили против Франции военный союз. В самой Франции королевский двор добивался объявления войны, надеясь подавить революцию с помощью интервентов. Жирондисты активно пропагандировали идею революционной войны с тиранами Европы. Против войны выступали фейяны, опасавшиеся связанных с нею внутренних потрясений. М. Робеспьер и его сторонники противились объявлению войны, призывая сосредоточить все силы на борьбе с внутренней контрреволюцией. Верх одержали сторонники войны, и 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии.

К стр. 354. "Пусть прежние муниципальные советники сложат с себя полномочия и мандаты перед лицом избравшей их верховной народной власти и передадут их этим новым ста сорока четырем!" - Для руководства народным восстанием 10 августа 1792 г. парижские секции образовали повстанческий центр. В него вошли по три представителя от каждой из 48 секций Парижа. Так возникла Повстанческая коммуна, или Коммуна 10 августа. Она взяла власть в столице в свои руки. В сентябре 1792 г. были проведены довыборы в Коммуну Парижа, и численность ее Генерального совета увеличилась до 288 человек.

К стр. 404. Провозглашение республики. - В результате народного восстания в Париже 10 августа 1792 г. монархия пала. Начались выборы в новый орган законодательной власти Национальный конвент. В них участвовали все мужчины, достигшие 21 года и не состоявшие в услужении. Таким образом, было ликвидировано деление граждан на "активных" и "пассивных". 20 сентября Конвент приступил к работе. На следующий день он принял декрет об уничтожении королевской власти, а 22 сентября провозгласил Францию республикой.

К стр. 423. Три голосования. - Осенью 1792 г. во Франции разгорелись ожесточенные споры о дальнейшей судьбе короля. Жирондисты взывали к тому, что конституция 1791 г. гарантировала неприкосновенность его особы. Коммуна Парижа, секции, народные общества, клубы и коммуны провинциальных городов добивались предания Людовика XVI суду за измену. В Конвенте их требования поддержали монтаньяры. 15-16 января в Конвенте состоялись голосования по трем вопросам: виновен ли Людовик в злоумышлениях против свободы нации и безопасности государства; нужна ли апелляция к народу по поводу вынесенного приговора; какого наказания заслуживает Людовик? Король был почти единогласно признан виновным; большинством голосов Конвент отверг апелляцию к народу; 387 голосами против 334 Людовик был приговорен к смертной казни.

К стр. 446. "Carte de civisme". - Удостоверение о цивизме (гражданской благонадежности) выдавалось революционными комитетами коммун и секций. В период якобинской диктатуры такое удостоверение должен был иметь каждый гражданин Согласно декрету от 17 сентября 1793 г., те, кому было отказано в выдаче удостоверения о цивизме, объявлялись "подозрительными" и подлежали аресту.

К стр. 456. "...Второй день июня 1793 г. по старому стилю, а по новому - первого года Свободы, Равенства и Братства". - Здесь Карлейль неточен. Первым годом Свободы называли 1789 год. 22 сентября 1792 г. Конвент постановил отныне датировать все государственные акты первым годом Французской Республики. Согласно введенному осенью 1793 г. республиканскому календарю, летосчисление также начиналось с первого года Республики (1792 г.), а не с первого года Свободы. Республиканский календарь официально действовал с 1 вандемъера II года (22 сентября 1793 г.).

К стр. 471. "Ведь Вандея еще пылает, увы, в буквальном смысле; негодяй Россиньоль сжигает даже мельницы". - В первой половине марта 1793 г. на северо-западе Франции началось антиреволюционное крестьянское восстание. Против восставших крестьян, которых возглавили роялисты, были брошены правительственные войска. Военные действия велись с крайней жестокостью с обеих сторон. С января по май 1794 г. на территории Вандеи действовали две правительственные армии, разделившиеся на 20 "адских колонн". Они прочесывали местность, убивали крестьян, разрушали и жгли их дома. Эти карательные акции и имеет в виду Карлейль. По подсчетам современного французского историка, в результате гражданской войны департамент Вандея потерял более 117 тыс. человек, или около 15% населения (Secher R. Le genocide franco-francais: La Vendee-Venge. P., 1986. Partie IV. Ch.

1).

К стр. 480. "...Они говорят... Да будет террор в порядке дня!" - Карлейль односторонне рассматривает якобинский террор, объясняя его происхождение исключительно злой волей якобинских вождей. Проблема террора во время Французской революции сложна, и споры вокруг нее не утихают до сих пор. Необходимо учитывать, что якобинское правительство создало систему государственного террора в чрезвычайных обстоятельствах, когда в стране одновременно шли гражданская война (крестьянский мятеж на северо-западе и так называемый федералистский мятеж на юге, в котором активно участвовали жирондисты) и война против коалиции. Объяснение истоков якобинского террора внешними, объективными факторами сложилось в классической французской историографии XIX в. Эта точка зрения, известная как "теория обстоятельств", нашла отражение уже у видного представителя школы историков Реставрации Ф. Минье. Но одного этого объяснения явно недостаточно, так как на путь террора французских революционеров вели и субъективные факторы, т. е. особенности их мировоззрения. Причем инициатива в развязывании террора исходила не от якобинских вождей, как считает Карлейль. Изначально они были приверженцами гуманистических идеалов свободы и неприкосновенности личности. М. Робеспьер в первые годы революции настойчиво требовал отмены смертной казни.

Стихийный террор впервые пришел снизу. Уже взятие Бастилии, как показывает Карлейль, сопровождалось кровавыми расправами над теми, в чьем лице толпа видела врагов. Сильный всплеск народного терроризма, также описанный Карлейлем, произошел в начале сентября 1792 г. Год спустя, 4- 5 сентября 1793 г., санкюлоты с оружием в руках вышли на улицы Парижа, требуя от Конвента "поставить террор в порядок дня" и "внушить ужас всем заговорщикам". В ответ на это Конвент решил реорганизовать созданный в марте 1793 г. Революционный трибунал, упростив судопроизводство, и принял декрет об аресте "подозрительных". Жесткость толпы отчасти была реакцией на узаконенное насилие, пытки (их применение официально отменили только в 1788 г.) и публичные варварские казни, распространенные в XVIII в. Кроме того, насилие порождалось свойственным сознанию участников революции стремлением к полному уничтожению старого мира и к основанию нового мира, очищенного от следов прошлого. Это стремление было присуще как народной массе, так и революционной элите.

Другой особенностью мировоззрения французских революционеров, породившей у них упование на спасительную силу террора, была фанатичная вера в правоту своего дела и крайняя нетерпимость к противникам. Они представляли себе французский народ как единое целое, спаянное общим интересом, и считали себя выразителями этого интереса. Во всяком инакомыслящем они видели преступника и врага революции. С подобным взглядом на общество якобинские вожди закономерно пришли к тому, что стали полагаться на террор как на способ разрешения всех конфликтов. Введенный как средство борьбы с врагами революции, государственный террор использовался и для расправы с ее защитниками. Постепенно он превратился в орудие борьбы за власть между якобинскими вождями, и они сами стали его жертвами. По приблизительным подсчетам американского историка Д. Трира, общее число жертв якобинского террора достигло 35-40 тыс. человек (Greer D. The Incidence of the Terror during the French Revolution. Cambridge (Mass.), 1935). В это число не входят погибшие в ходе гражданской войны в северо-западных департаментах.

К стр. 488. "Осел в священном облачении с митрой на голове... шествует... по направлению к могиле мученика Шалъе". - Осенью 1793 г. во Франции развернулось движение "дехристианизации", инициаторами которого выступали радикально настроенная интеллигенция и городские низы. Во многих местах закрывались церкви, священников заставляли отрекаться от сана, католический культ запрещался и заменялся созданным на основе идей Просвещения "культом Разума". Наряду с почитанием разума и прочих гражданских добродетелей распространился народный по своим истокам культ "мучеников свободы": Ж.-П. Марата, M. Лепелетье и М.-Ж. Шалье. Характерными для того времени церемониями были дехристианизаторские карнавалы, один из которых описан Карлейлем. Отношение народа к "дехристианизации" было неоднозначным. Большинство народа, прежде всего крестьянство, не поддерживало уничтожения католического культа. В этих условиях Конвент 6 декабря 1793 г. осудил крайности антиклерикального движения и принял декрет о свободе культов.

К стр. 496. "Фактически правительство можно по справедливости назвать революционным". - Летом - осенью 1793 г. во Франции сложился режим революционной диктатуры, или, как его официально называли, "революционное правление". Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он принимал законы, а исполнительную власть осуществляли его комитеты и депутаты, направлявшиеся в армии и департаменты в качестве комиссаров, наделенных широкими полномочиями. Центральное места в системе органов революционной диктатуры занял Комитет общественного спасения. За борьбу с внутренней контрреволюцией отвечал Комитет общественной безопасности. Для подавления контрреволюции, проведения реквизиций и охраны продовольствия была создана "революционная армия".

К стр. 497. "В самом деле, Шометт и компания представляют род сверхъякобинства, или неистовую "партию бешеных (des Enrages)", которая возбуждает в последние месяцы некоторые подозрения у ортодоксальных патриотов". - Карлейль смешивает представителей разных революционных группировок, близких к санкюлотскому движению. Участники активно развернувшей свою агитацию в конце 1792 г. группировки "бешеных" (Ж. Ру, Ж. Варле, Т. Леклерк и др.) были активистами парижских секций и членами Клуба кордельеров. "Бешеные" оказались в числе первых жертв пропагандировавшегося ими террора. Их руководители были арестованы в сентябре 1793 г. Возглавлявший Парижскую коммуну П.-Г. Шометт и его сторонники представляли собой одну из "крайних" группировок в период якобинской диктатуры. Кроме них на левом фланге находились Ж.-Р. Эбер и его сторонники в Клубе кордельеров, а также левое крыло Якобинского клуба. В позициях различных "крайних" группировок имелись серьезные расхождения.

К стр. 517. "Декрет от 22-го прериаля, предложенный Кутоном". - В соответствии с декретом от 22 прериаля II года о реорганизации Революционного трибунала в качестве единственного наказания за все преступления, рассматриваемые в этом трибунале, устанавливалась смертная казнь. Обвиняемые лишались права иметь защитника, вызов свидетелей и предъявление вещественных улик признавались необязательными. Достаточным основанием для вынесения смертного приговора стали моральные соображения, возникшие у присяжных и вызвавшие у них уверенность в виновности подсудимого.

К стр. 521. "Носятся смутные слухи относительно аграрного закона: победоносный санкюлотизм становится земельным собственником". - "Аграрным законом" в годы Французской революции называли всеобщий равный передел земель. Идея "аграрного закона" выдвигалась в народных петициях, ее защищал Ж.-Р. Эбер. Для основной массы якобинцев она была неприемлема. В марте 1793 г. Конвент принял декрет, устанавливающий смертную казнь за пропаганду "аграрного закона". Якобинская республика сохранила этот декрет в силе. Вместе с тем якобинцы приняли аграрное законодательство, беспрецедентное в истории буржуазных революций. По декрету 17 июля 1793 г. крестьяне безвозмездно освобождались от всех феодальных повинностей. 3 июня 1793 г. Конвент постановил продавать конфискованные и объявленные национальными имуществами земли эмигрантов мелкими участками с уплатой за них в рассрочку в течение 10 лет. По закону от 10 июня все захваченные сеньорами в прежние годы общинные земли объявлялись собственностью крестьянских общин и крестьяне получали право осуществить равный подушный раздел этих земель при условии, что за него выскажутся не менее 1/3 членов общины. Вопреки утверждению Карлейля это не привело к сколько-нибудь значительному перераспределению земель в пользу бедноты. Стремясь заручиться поддержкой народных низов в условиях обострения политической борьбы и активизации эбертистов, 8 и 13 вантоза II года (26 февраля и 3 марта 1794 г.) Конвент по докладу Л.-А. Сен-Жюста принял два декрета, которые предписывали конфискацию имущества лиц, признанных врагами революции, и использование фонда конфискованных земель для помощи неимущим. Вантозские декреты остались на бумаге и не привели к перераспределению земельной собственности.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.