Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)

История средних веков под ред. Колесницкого Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 34 АНГЛИЯ В XVI в.

Для Англии XVI век был временем капиталистической мануфактуры, аграрного переворота и основания первых английских колоний. Перестройке экономики страны на капиталистических началах способствовали следующие факторы: высокий уровень хозяйственного развития, распространение новых форм собственности не только в городе, но и в деревне, сближение низшей прослойки феодалов (рыцарей и джентри) с формирующейся буржуазией, политическая централизация страны; великие географические открытия, поставившие Англию в центре новых мировых путей из Старого в Новый Свет.
В XVI в. суконное производство в Англии являлось основной отраслью промышленности не только в городах, но и в деревнях и небольших местечках. Создавались местные промышленные центры в различных графствах Англии. Каждый из этих центров специализировался на выработке определенного типа шерстяных и суконных тканей.
Широкие и тонкие сукна производились на юго-западе и в центре Англии (Уилтшир, Сомерсетшир, Глостершир и Оксфорд-шир). На востоке Англии вырабатывались камвольные ткани, бумазея, а также каразея и байка (Норфолк, Сеффолк, Эссекс, Кент). В северных графствах производились грубые шерстяные ткани (Йоркшир, Ланкашир). Шерстяное и текстильное ремесло разви—465
валось в городах и деревенских селениях. Прядением и ткачеством занимались жители деревень и местечек как для своего потребления, так и для сбыта на рынке. Цеховые ремесленники городов вырабатывали сукно, которое проходило в процессе своего изготовления много стадий в цехах прядильщиков, ткачей, сукновалов, красильщиков и т. п.
Уже в XV в. обнаруживался упадок ранее процветавших и богатых городов Англии (Ковентри, Йорк, Лейстер). Причиной явилось бурное развитие сукноделия в деревнях и местечках, где не было цехов и цеховых ограничений, тормозивших развитие техники производства и препятствовавших зарождению капиталистической мануфактуры. Города пытались взять под свой контроль деревенскую промышленность: в Бристоле и Йорке требовалась городская печать на всех сукнах, выработанных в мелких близлежащих городах.
Свободное внецеховое ремесло тем не менее бурно развивалось. Благодаря ему из мелких местечек вырастали новые крупные и богатые города, такие, как Лавенхем, Касл-Комб, Степлтон и многие другие. Сюда из старых городов уходили цеховые мастера со своими подмастерьями и учениками.

Развитие капиталистической мануфактуры в городе и деревне. В XVI в. шерстяные ткани производились в мастерских гильдий, представлявших собой замкнутые корпорации ремесленников, и в предприятиях суконщиков-предпринимателей. Эти предприятия мануфактурного типа были особенно распространены в западных районах страны. В тех городах, где существовали ремесленные гильдии, сохранялась прежняя регламентация, защищавшая их права и привилегии. Они находились под охраной городских властей и государства. В XVI в. был издан ряд статутов, ограждавших права ремесленных гильдий, касавшихся прежде всего ученичества и направленных на то, чтобы ограничить количество мастеров и закрыть доступ в гильдию.
Проникновение суконщиков в -город наносило ущерб гильдиям; об этом свидетельствует жалоба ткачей, поданная в 1555 г. в парламент, о том, что «богатые суконщики держат в своих домах станки, на которых работают нанятые ими подмастерья, что ведет к разорению ремесленников, содержащих своим ремеслом себя и свою семью». Городские власти пытались защитить интересы мастеров, но безуспешно. Из жалоб следует, что сложилась уже не только простая капиталистическая кооперация, но и мануфактура, в которой суконщик заставлял ремесленников работать на своих станках.
Государственная власть вела крайне противоречивую политику — то покровительствовала гильдиям, то предоставляла суконщикам монополию на занятие сукноделием.
Государственное законодательство в интересах нанимателей устанавливало максимум заработной платы. Одним из парламентских актов максимальная зарплата была определена в 4 пенса в
466
день. За нарушение этих правил подмастерье отправляли в тюрьму, а мастер платил штраф. «Революция цен», охватившая в XVI в. все европейские страны, выразилась в резком повышении цен на продовольственные и промышленные товары. Актом 1563 г. была введена новая шкала расценок, и мировые судьи были уполномочены устанавливать уровень заработной платы в каждом районе. При этом интересы рабочего не учитывались. Так, в конце XVI в. цены на пшеницу выросли в 3—4 раза. В 1599 г. в Лондоне заработная плата квалифицированного подмастерья колебалась от 6 до 9 пенсов в день с едой и питьем. В сельских местностях заработная плата была еще ниже, что было одной из причин быстрого развития капиталистического производства в деревне, куда устремлялись предприниматели.
Последствия «революции цен» наиболее тяжело сказались на сельскохозяйственных рабочих. Если в 1495 г. они могли обеспечить семью продовольствием на год 15-недельным трудом, то в 1564 г. для этого требовался 40-недельный труд, а в 1593 г. и годовой труд не мог обеспечить семью.
Развитию мануфактур в Англии способствовала Реформация, в руки городских властей и суконщиков переходили помещения аббатств и монастырей, в которых устанавливались станки и создавались мануфактуры. В помещениях одного только. Оснейского аббатства около Оксфорда суконщик Стамп предполагал занять на выработке сукна 2000 человек. В связи с замыканием цехов и экспроприацией крестьянского населения в результате огораживаний города были переполнены безработными, бродягами и нищими, которых городские власти пытались использовать на работе в суконных мануфактурах.
Городские советы Лейстера, Линкольна, Ковентри и других городов отпускали средства на организацию суконных мануфактур, стараясь приспособить к этому любые помещения. В Линкольне в тюрьму было превращено помещение грамматической школы: здесь обучали ткацкому ремеслу молодых нищих и бродяг.
В XVI в. центром развивающегося внецехового ремесла и мануфактуры стала деревня, где в первую очередь изготовлялась пряжа. Половина сукон, изготовленных в Уилтшире, Глостершире и Сомерсетшире, была сделана из пряжи, купленной у «неорганизованных» деревенских прядильщиков. Во многие города пряжа поступала из пригородов, деревень и даже из Ирландии.
Другой формой развития внецеховой суконной промышленности являлась раздача скупщиком сырья для производства пряжи и тканей. Часто купец давал не только сырье, но и оборудование и станки; в этих случаях мелкий ремесленник целиком зависел от заказчика, дававшего ему работу и оплачивавшего его труд. Но в основном раздача сырья находилась в руках крупных суконщиков и купцов. Часто богатые овцеводы и купцы становились суконщиками-предпринимателями. Суконщики нередко строили дома для бедных, чтобы использовать
467
бедняков и нищих в качестве дешевой рабочей силы. Число рабочих в таких домах часто доходило до 60 человек. Типичной рассеянной мануфактурой можно считать мануфактуру крупного суконщика Томаса Пейкока. Вся работа выполнялась чесальщиками, прядильщиками, ткачами, сукновалами, стригаля-ми и другими рабочими. Одни люди, работавшие для Пейкока в соседних деревнях, получали от него сырье и полуфабрикаты и работали у себя на дому; другие работали в помещениях Томаса Пейкока на станках, принадлежавших самому суконщику. Такая организация труда типична для смешанной мануфактуры, где есть и раздача сырья на дом и простая капиталистическая кооперация, но нет разделения труда.
Централизованных мануфактур в Англии XVI в. было мало. Крупной централизованной мануфактурой (около 960 человек рабочих) была мануфактура Джона Уичкомба, известного под именем Джека из Ньюбери; на его мануфактуре было уже детальное разделение труда, изделие проходило все стадии изготовления в одном месте.
В Англии XVI в. складывались предпосылки для победы капиталистического производства над феодальным. Конкуренция крупного мануфактурного производства разоряла мелких самостоятельных мастеров города и деревни, превращая их в рабочих мануфактур, суконное производство сосредоточивалось в руках богатых суконщиков-предпринимателей. Об этом свидетельствуют жалобы ткачей Эссекса и Кента, поданные в 1539 г. лорду-канцлеру Англии: «Эти богатые суконщики держат в своих руках ткацкие станки, а также ткачей и валяльщиков на ежедневной работе, и вследствие этого ваши просители, работающие в своих домах, имеющие жен и детей, постоянно лишаются заработка; но чтобы избежать безработицы, ваши бедные подданные принуждены брать работу за плату, назначенную суконщиками» (по закону полагалось 4 пенса, нанимали за 11/2 пенса).
Так возникало капиталистическое производство в шерстяной промышленности Англии и создавались кадры наемных рабочих, оторванных от средств производства.

Начало аграрного переворота в английской деревне XVI в.
В XVI в. Англия вступила в период так называемого первоначального накопления. Успехи сукноделия, спрос на шерсть в Нидерландах и в самой Англии способствовали повышению цен на нее.
Овцеводство становилось выгоднее земледелия, и лорды начали превращать свои земли в пастбища. Они захватывали общинные угодья: леса, пустоши, пастбища, перелески и т. п., которыми ранее пользовались совместно с крестьянами. Эти земли огораживали живой изгородью, частоколом, канавами. Лишение крестьян общинных угодий наносило большой удар по крестьянскому хозяйству и подрывало весь общинный уклад деревни, включавший в себя общие пастбища как необходимое условие крестьян-
468
ского земледелия и скотоводства. В английской деревне XVI в. сохранялась еще небольшая верхушка свободных крестьян-фригольдеров. Из их верхушки позднее вышли капиталистические фермеры. Большинство составляли копигольдеры — наследственные держатели господской земли. Они обязаны были уплачивать лордам денежную ренту в размерах, установленных по соглашению и обычаю. Третью группу крестьян составляли арендаторы (лиз-гольдеры), державшие землю у помещиков на условиях краткосрочной или долгосрочной аренды.
По мере развития сукноделия и роста цен лорды не ограничивались захватом общинных угодий, а стали огораживать крестьянские пахотные земли. В первую очередь пострадали мелкие арендаторы с краткосрочной арендой земли из господского домена.
Далее начался сгон крестьян с их наследственных держаний. Захваченные пахотные земли лорды тоже огораживали и превращали в пастбища для овец или сдавали в аренду за высокую плату крупным арендаторам-фермерам. Заключение арендных договоров на длительные сроки (99 лет) при непрерывном падении стоимости денег было выгодно для фермеров, которые обогащались, эксплуатируя наемных рабочих. «Нет поэтому ничего удивительного в том, — писал К. Маркс, — что в Англии к концу XVI столетия образовался класс богатых для того времени "капиталистических фермеров"»'. В результате огораживаний крестьяне Англии были лишены основного средства производства — земли. Огораживания, как указывал К. Маркс, были одним из главных методов первоначального накопления в Англии.
В процессе огораживаний исчезли целые деревни и даже крупные поселения. Десятки тысяч крестьянских семей лишались средств к существованию; они должны были покидать свои усадьбы, становились бродягами и нищими. В одном из парламентских статутов XVI в. говорилось: «Великие бедствия ежедневно увеличиваются вследствие опустошения, разрушения и сноса крестьянских домов и целых селений в нашем королевстве. Земли, которые обычно употреблялись для земледелия, теперь превращаются в пастбища. Там, где некогда было занято хлебопашеством до 200 человек, теперь осталось 2—3 пастуха...»

Тюдоровское законодательство против огораживаний. Правительство Тюдоров было напугано последствиями огораживаний. Разорившиеся крестьяне не могли платить налоги и нести другие государственные повинности. Пауперизм и бродяжничество были опасны для имущих классов. В стране участились воровство и другие преступления; в отдельных районах крестьяне уничтожали изгороди. Правительство попыталось приостановить процесс огораживаний, издавая законы против насильственного сгона
Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 754.
крестьян. В 1489 г. Генрих VII запретил огораживать и разрушать крестьянские усадьбы, имевшие не менее 20 акров. Статут Генриха VIII в 1516 г. запрещал превращать пашни в пастбища. Статут 1533 г. ограничивал количество овец у одного владельца до 2000 голов. В 1597 г. статут королевы Елизаветы подтвердил прежний указ о восстановлении разрушенных крестьянских усадеб и прекращении огораживаний. Правительство посылало ревизии для расследования огораживаний; виновные в нарушении статутов подвергались штрафам. Но все принятые меры не давали результатов. Лорды и дворяне графств не подчинялись актам против огораживаний, срывали работу комиссий по расследованию огораживаний. Крупные лорды приобретали специальные разрешения на проведение огораживаний в их владениях и не считались с членами комиссий. Контроль за проведением огораживаний и соблюдением статутов осуществляли на местах мировые судьи, т.е, местные дворяне — помещики, сами заинтересованные в проведении огораживаний.

Восстание Роберта Кета. В 30-х гг. XVI в. вспыхнули крестьянские восстания в Линкольншире, Йоркшире и северных графствах Англии. Но наиболее крупное восстание, связанное с огораживаниями, развернулось в 1549 г. в графстве Норфолк (район массовых огораживаний). Его возглавили мелкие помещики братья Кет — Роберт и Вильям. В восстании приняли участие и крестьяне Сеффолка. Оно было поддержано беднотой Норича;
всего в повстанческом лагере собралось около 20 000 человек. Была выработана программа из 29 статей. Она требовала снижения ренты, лишения лордов права пользоваться общинными угодьями, уничтожения манориальных судов, ликвидации остатков крепостного права. Крестьяне настаивали на выполнении всех королевских статутов против огораживаний, но вместе с тем просили не запрещать огораживаний, производимых для разведения шафрана (техническая культура). Это свидетельствует об участии в восстании зажиточных крестьян, которые сами прибегали к огораживанию с целью посева более выгодных культур.
Беднейшие крестьяне выдвинули свои дополнительные требования, направленные на улучшение их держательских прав. «Настоящие условия владения землей представляются нам жалкими и рабскими, держание земли целиком зависит от воли и произвола лорда...» Крестьяне собирались разрушить все изгороди, возведенные лордами на захваченных общинных землях: «Мы снесем все изгороди, засыпем все канавы и рвы и дадим возможность каждому пользоваться общинными пастбищами...»
Восставшие взяли город Норич и разбили отряд правительственных войск. Но потом их постигли неудачи: они не смогли соединиться с крестьянами Девоншира и Корнуэлла. На подавление восстания правительство бросило отряд в количестве 15 000 человек из немецких и итальянских наемников. Повстанцы, которые не умели сражаться с регулярными войсками, были разбиты
470
в августе 1549 г. в долине Дюссендейль, близ Норича. Число убитых доходило до 3500 человек. 300 повстанцев было казнено, Роберт и Вильям Кет повешены.

Кровавое законодательство Тюдоров. Капиталистическое хозяйство, еще слабо развитое, не могло поглотить огромную массу экспроприированных бродяг и нищих, заполнивших города и дороги Англии. Короли стали издавать жестокие законы против бродяг и нищих («кровавое законодательство»).
Согласно этим законам милостыню могли собирать только старые и не способные к труду нищие; работоспособных бродяг бичевали и брали с них клятву, что они вернутся на родину и будут работать. Если паупер не переставал бродяжничать, то после первого наказания его должны были бичевать второй раз и отрезать половину уха; в случае, если он был задержан в третий раз, его предавали смертной казни.
По закону короля Эдуарда VI уклонявшихся от найма отдавали в рабство тем, кто доносил, что они являются бродягами. Хозяин имел право плетью принуждать паупера-раба ко всякой работе, продать его, завещать по наследству и т. п. Паупера-раба за самовольный уход осуждали первый раз на пожизненное рабство и ставили раскаленным железом на лице букву S (slave-раб), во второй раз ставили второе клеймо и после третьего побега казнили. Власти всячески старались вернуть бродяг на место их рождения, где они становились «рабами прихода». Они не могли покинуть свое местожительство и должны были выполнять любую предложенную им работу: «Отцы теперешнего рабочего класса, — писал К. Маркс, — были прежде всего подвергнуты наказанию за то, что их превратили в бродяг и пауперов»'.
С конца 40-х гг. XVI в. государственная власть из чисто полицейских соображений взяла в свои руки разработку системы призрения бедняков. Был введен налог в пользу бедных. Мировые судьи могли тратить часть денег на покупку земли и постройку работных домов, обитатели которых под страхом телесного наказания должны были выполнять принудительную работу.
Закон 1576 г. предписывал открыть в каждом графстве 2—3 работных дома. В работных домах царили истинно каторжные порядки: в наказание за проступки избивали плетьми, и от смотрителя зависело число ударов; на ежедневное содержание полагался 1 пенс (смотритель получал 12 пенсов в день).
Скопление неимущих и обездоленных людей в городах вызывало тревогу городских властей, которые опасались эксцессов и болезней и стремились ограничить приток переселенцев. От них требовался денежный залог.
В 1589 г. был издан статут, гласивший, что в одном доме может жить только одна семья и нельзя сдавать сельскохозяй-
' Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 744. 471
ственным рабочим коттеджи меньше, чем с 4 акрами земли. В статуте, касающемся Лондона, запрещалось принимать жильцов в дома постоянных жителей. Государственный секретарь лорд Сесиль говорил о создавшемся положении: «Если бедняки, выброшенные из их домов, поселяются с другими, то мы ловим их на основании статутов о жильцах; если они бродят по дорогам, они рискуют попасть под действие статута о бедных и получить наказание плетьми».
Такова была обратная сторона отрыва непосредственных производителей от средств производства.

Абсолютизм Тюдоров. В правление династии Тюдоров (1485- 1603) королевская власть в Англии значительно окрепла и превратилась в абсолютную. Уже первый король этой династии Генрих VII (1485—1509) вел беспощадную борьбу с остатками феодальной знати, сохранившейся после войны Алой и Белой розы. Были созданы чрезвычайные политические суды: суд Звездной палаты (суд по делам государственной измены), суд палаты прошений, канцлерский суд и другие. Кроме того, было запрещено содержать феодальные свиты, одетые в ливрею своего господина; эти свиты служили источником феодальных смут и усобиц, и их роспуск подрывал могущество старой знати.
Король запретил баронам иметь артиллерию; бароны со своими отрядами стрелков из лука теряли возможность воевать с королем.
Старое дворянство, лишенное многих привилегий, не могло приспособиться к изменившимся экономическим отношениям. Источником его существования была феодальная рента, получаемая с держателей-крестьян, либо пенсии и жалованье за службу при дворе короля. «Революция цен» снизила реальную стоимость рент — главный доход старой феодальной знати. Усиление королевской власти и возвышение нового дворянства подрывало политические позиции старой знати, проживавшей большей частью в северных графствах. В связи с упразднением монастырей потеряли свое значение могущественные ранее аббаты крупных церковных владений.
Социальной опорой Тюдоровского абсолютизма было новое среднее и мелкое дворянство, а также новые лорды, занявшие место исчезнувших старых феодальных фамилий. Новое дворянство обогатилось за счет экспроприации крестьян и в широких масштабах применяло в своих поместьях наемный труд. Их поместья были тесно связаны с рынком.
Другой опорой Тюдоров была растущая городская буржуазия, мануфактурная и торговая, тесно связанная общими экономическими и политическими интересами с новым дворянством.
Союз королевской власти с новыми классами — буржуазией и обуржуазившимся дворянством — дал возможность династии Тюдоров использовать английский парламент как политическую опору. В противоположность абсолютной монархии во Франции,
472
где короли стремились обходиться без сословно-представительных учреждений, в Англии парламент сохранился и не потерял своего значения; при поддержке парламента Генрих VIII (1509- 1547) провел королевскую реформацию и секуляризацию церков-но-монастырской земельной собственности.
Наличие парламента, служившего опорой королевской власти, — такова одна из особенностей английского абсолютизма. Другой его особенностью являлось сохранение в графствах местного самоуправления (выборные шерифы, мировые судьи графств, выборный городской муниципалитет), в то время как при классических формах абсолютной монархии решающую роль играл разветвленный бюрократический аппарат. Наконец, третьей чертой английского абсолютизма было отсутствие постоянной армии. Это объяснялось островным положением Англии. Правда, английские короли и парламент проявляли постоянную заботу об укреплении и усилении военного флота, который обеспечивал оборону государства с моря и создавал возможность для внешней торговли и колониальной экспансии.
Английская Реформация. При Генрихе VIII в Англии началась Реформация. Причиной Реформации явилась заинтересованность английского дворянства в захвате церковных земель и стремление английской буржуазии сделать церковь простой и дешевой.
Поводом к Реформации послужил отказ папы римского разрешить королю Генриху VIII развод с его первой женой Екатериной Арагонской, теткой германского императора Карла V. Развод короля в конце концов был оформлен парламентом без санкций римского папы, после этого Генрих VIII женился на Анне Болейн, фрейлине бывшей королевы.
В ответ на отказ папы Генрих VIII в 1534 г. издал акт о супрематии (верховенстве), в силу которого король был объявлен главой английской церкви. В акте говорилось о неприкосновенности всех старых католических догматов и обрядов; менялся только глава церкви, место римского папы занял король; епископат сохранился и стал опорой абсолютизма. Новая английская церковь заняла среднее положение между католицизмом и протестантизмом. В 1536 и 1539 гг. были закрыты монастыри и конфисковано монастырское имущество — здания, всякого рода украшения, золотые и серебряные ценности и, самое главное, обширные монастырские земли.
Главная цель королевской Реформации заключалась в стремлении завладеть церковными землями, освободиться от опеки римской церкви и подчинить английскую церковь королевской власти. Но конфискованные земли недолго удержались в королевской казне, сразу же став объектом торговли и спекуляции; частично они были розданы королевским фаворитам. Секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. На их приобретении разбогатели новые собственники, выходцы из среднего и мелкого дворянства, частью из среды буржуазии. Новые
473
владельцы секуляризированных земель, стремясь повысить свои доходы, сгоняли крестьян с их наделов или повышали ренту до таких размеров, что держателям было не под силу ее платить, и они сами покидали свои участки. «Насильственная экспроприация народных масс, — отмечал К. Маркс, — получила новый страшный толчок в XVI столетии в связи с Реформацией и сопровождавшим ее колоссальным расхищением церковных имений»'.
При Эдуарде VI англиканская церковь несколько приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении), но уже с 1553 г., в правление Марии Тюдор, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая была женой испанского короля Филиппа II, в Англии началась католическая реакция. Опираясь на поддержку Испании, королева восстановила католицизм и начала жестоко преследовать протестантов. Однако Мария не решилась возвратить монастырям земли и другое имущество. После ее недолгого правления корона перешла к ее младшей сестре-дочери Генриха VIII и Анны Болейн Елизавете (1558—1603).
Идя навстречу интересам нового дворянства и буржуазии, Елизавета восстановила протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. парламент подтвердил королевское верховенство над английской церковью. Королеве принадлежала власть назначать епископов, которые сохраняли прежние церковные владения и право заседать в палате лордов.
В 1571 г. был выработан англиканский символ веры из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами признавался кальвинистский догмат об абсолютном предопределении и о священном писании как единственном источнике веры. Но при этом признавалось и католическое учение о единоспасающей силе церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденному прави-тельстдом. Против католиков были изданы суровые законы. За отказ признать верховенство королевы в делах церкви и исповедание католицизма угрожали суровые наказания.
В Англии было запрещено появляться иезуитам. Католики облагались особым налогом. Церковь стала национальной и превратилась в опору абсолютизма; ее возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии.

Англия во второй половине XVI в. Во время правления королевы Елизаветы Тюдор (1558—1603) интенсивно развивалась хозяйственная жизнь Англии. Тюдоры поощряли торговлю, предоставляя торговым компаниям различные льготы. Они поддерживали развитие отечественной промышленности, устанавливали пошлины на импорт изделий из других стран, запрещали
Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 732.
474
экспорт сырья и продовольствия. Эта экономическая политика обеспечила Тюдорам поддержку со стороны буржуазии и нового дворянства. В правлении королевы Елизаветы Тюдор Англия прочно закрепила за собой позиции великой морской державы и вступила на путь колониального господства.
Восстановив протестантизм, королева быстро подавила восстание в графствах севера, вспыхнувшее в 1569 г. в защиту «истинной веры», и повела решительную борьбу с Испанией.
Английские католики в союзе с Испанией хотели посадить на трон шотландскую королеву Марию Стюарт, правнучку Генриха VII, вдову короля Франции Франциска II. Когда в Шотландии усилилось движение за Реформацию церкви в духе кальвинизма и поднялись народные восстания против католической церкви, Мария Стюарт покинула Шотландию и была вынуждена искать убежища в Англии у Елизаветы, которая тайно субсидировала шотландских кальвинистов.
В 1570 г. папа издал буллу о низложении Елизаветы, как незаконной королевы и еретички, и отлучил ее от церкви. Это вызвало в стране ряд заговоров английских католиков. Участники заговоров были связаны с испанским королем Филиппом II, с которым тайно вела переписку Мария Стюарт. Правительство Елизаветы раскрыло заговор; Мария была предана специальному суду, который вынес ей смертный приговор, и в 1587 г. она была казнена. Казнь Марии Стюарт являлась поражением католической реакции в Европе. Папа призвал всех католиков к войне с Англией, а Филипп II снарядил флот, так называемую «Непобедимую армаду». Началась война Испании с Англией.
«Непобедимая армада» состояла из 134 тяжелых кораблей, имевших на борту более 20 000 отборных солдат и около 3000 орудий. Армада должна была взять в Дюнкерке испанский отряд в 17 000 солдат из армии, находившейся в Нидерландах. Был также расчет и на то, что вторжение будет поддержано католиками Англии.
В Англии война с Испанией приняла характер борьбы за национальную независимость. Были созданы сухопутная армия и флот из 200 кораблей; большую часть флота составляли пиратские и частные купеческие суда, присланные разными городами Англии, которыми командовал бывший корсар Дрейк. Английские суда были легкие, быстроходные, хорошо вооруженные артиллерией. Экипажи состояли из опытных моряков, прошедших хорошую школу в торговом и рыболовном флоте. Помогал англичанам и голландский флот.
Благодаря успешным действиям английского флота армада не дошла до Дюнкерка. Флот Испании через две недели был оттеснен в Северное море, потеряв много кораблей. Обогнув Британские острова, армада, понеся огромные потери от английских пиратов и штормов, направилась в обратный путь. В Испанию вернулось менее половины кораблей.
475
Гибель «Непобедимой армады» подорвала морское могущество Испании. Перед Англией открывалась возможность колониальных захватов.

Торговая экспансия Англии в XVI в. К 60-м гг. XVI в. в Англии стали появляться признаки застоя в торговле. Во всех частях света и на всех торговых путях английские купцы сталкивались с могущественной испанской державой. Бристольские и лондонские купцы, торговавшие заморскими товарами, привозили их из Испании и Португалии. Вместе с перцем и драгоценными камнями они привозили в Англию рассказы о несметных сокровищах обеих Индий, которые оставались монополией Испании.
В конце 70-х гг. наступил перелом в торгово-колониальной экспансии Англии. Военно-феодальные методы пиратских набегов заменялись организацией экспедиций в далекие страны. Пропаганда систематической колониальной экспансии появилась в ряде трактатов того времени.
Для организации экспедиций в далекие страны с целью освоения новых рынков сбыта товаров и приобретения сырья были организованы акционерные компании, помимо существовавших компаний «купцов-авантюристов». Акционерные компании создавались за счет паевых взносов их членов. По завершении экспедиций акционеры получали свою долю прибыли в зависимости от взноса. Прибыли были огромны. В первый же год Московская компания принесла пайщикам прибыль в 300—400%. Первая экспедиция, отправленная в Африку, привезла большое количество золота и слоновой кости. С 1562 г. началась работорговля, которая также давала большие барыши. Компании создавались одна за другой: в 1539 г. была организована постоянная компания для торговли на Балтийском побережье и со Скандинавией, в 1581 г. Левантийская торговая компания для торговли с Ближним Востоком.
В 1580 г. английское купечество получило так называемую капитуляцию — право торговать повсюду во владениях турецкого султана, уплачивая небольшую пошлину, в размере 5%. Проникновение на Ближний Восток облегчалось тем, что Левантийская компания располагала хорошо вооруженным торговым флотом. Королева Елизавета и тайный совет внесли в качестве пая 40 000 фунтов стерлингов, получив доход в размере 300%. В 1584 г. королева Елизавета вложила в левантийскую торговлю еще 10 000 фунтов стерлингов на условиях получения 500 фунтов стерлингов ежегодной прибыли.
В 1600 г. была организована Ост-Индская компания, ставшая орудием английской колониальной политики в Индии.

Завоевание Ирландии. С развитием английской промышленности и торговли в XVI в. возрос спрос на шерсть-сырье, хлеб и сельскохозяйственные продукты. Удобные морские бухты, а главное, прекрасные пастбища «изумрудного» острова (древнее название Ирландии) привлекали англичан в Ирландию. 476
Уже Генрих VIII в 1541 г. принял титул короля Ирландии и обязал ирландскую знать приносить ему присягу и получать право на владение землей, захваченной у кланов.
Большое значение для укрепления английского господства в Ирландии имела Реформация, которую здесь пытались насильственно проводить, чтобы завладеть путем секуляризации церков-но-монастырскими землями. Английские короли натравливали клановых вождей друг на друга, вмешивались в смуты и проводили массовые конфискации земель
При подавлении восстания в Ольстере и других районах правительство Елизаветы захватило огромную земельную площадь, равную 1 300 000 акров. Эти земли раздавались английским дворянам. Ирландцы превращались в мелких арендаторов на тяжелых условиях; многие ирландские крестьяне эмигрировали.
Ирландия была превращена в английскую колонию, в кото- / рую вывозилось английское сукно и другие промышленные товары, а из Ирландии импортировались в Англию шерсть-сырье, зерно, скот и прочие продукты сельского хозяйства.

Русско-английские отношения в XVI—XVII вв. В XVI в. у Англии установились регулярные торговые отношения с Русским государством, которые особенно оживились с 1553 г., после экспедиции Уиллоби-Ченслера в Москву. Из России вывозили в большом количестве лен, пеньку, воск, мед, меха, мачтовый лес и т. п. В обмен на это из Англии ввозили в Россию сукно, галанте- рейные товары, медикаменты, оружие, серу, селитру, свинец. Громадное количество канатов поступало через компанию на оснащение английского флота. Английские купцы жили в Москве, Ярославле, Вологде, Великом Устюге и других городах. В некоторых городах они организовали промышленные предприятия, перерабатывавшие сырье и изделия для отправки в Англию (канаты, парусина и т. д.).
Однако английские купцы были склонны рассматривать Русское государство как торговую колонию с правом монополии на весь русский экспорт и импорт. Это вызывало недовольство русского купечества, и с 70-х гг. Иван Грозный урезал привилегии английских купцов.

Начало оппозиции против абсолютизма. Успехи внутренней и внешней политики подняли авторитет Елизаветы в глазах дворянства и буржуазии, парламент щедро субсидировал ее правительство. Но уже в последние годы царствования Елизаветы проявилось недовольство буржуазии политикой абсолютизма. Парламент требовал решительной борьбы с феодально-католической реакцией, неприкосновенности и свободы слова для депутатов, особенно резко парламент протестовал против продажи правительством патентов на производство и торговлю отдельными
изделиями.
Оппозиционные настроения английской буржуазии против политики абсолютизма приняли религиозно-церковную форму пуританизма.
Пуритане полностью порвали с господствующей англиканской церковью и создали свои церковные общины. К концу XVI в. в английском пуританизме выделились два направления — пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепен-дентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство). Пре-свитериане стремились установить в Англии единую кальвинистскую церковь, подчиненную синоду. Индепенденты требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела полное самоуправление; они стремились освободить церковь от опеки короля. Правительство Елизаветы преследовало пуритан. Но число их продолжало возрастать, что свидетельствовало о возрастающих противоречиях между буржуазией и абсолютизмом.

Английская культура XVI в. На творчество английских писателей эпохи Возрождения, несомненно, оказал влияние итальянский гуманизм.
Средоточием новых гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет. Английские гуманисты Оксфордского кружка Гросин, Линакр и Джон Колет были восторженными поклонниками античной литературы, горячо пропагандировали — в Англии изучение греческого языка, который, по мнению тогдашних гуманистов, был ключом к сокровищам античной культуры.
Они оказали большое влияние на формирование гуманистического мировоззрения Томаса Мора. Особенно велико было идейное и нравственное влияние на Мора Джона Колета (1467- 1519). Сын богатого купца и мэра Лондона, Колет изучал во Франции и Италии теологию, готовясь к деятельности проповедника. Он хорошо знал античную литературу, труды итальянских гуманистов. Подобно своим учителям, Колет пытался сочетать священное писание с учением Платона и неоплатоников. Колет был горячим защитником гуманистической системы воспитания;
высказывался против телесных наказаний и схоластических методов обучения. В созданной им школе с гуманистической программой воспитания молодежь овладевала латинским и греческим языками, приобщалась не только к христианской литературе, но также и к произведениям античных классиков. Благодаря Колету в Англии возникли светские, так называемые грамматические школы.
Томас Мор (1478—1535), канцлер Генриха VIII, был свидетелем всех тех ужасов, которые несла с собой эпоха первоначального накопления в Англии; он видел народные бедствия, вызванные огораживаниями.
В первой части романа-трактата «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Мор мрачными штрихами изображал Англию XVI в., критикуя политику огораживаний и кровавое
478
законодательство. «Ваши овцы, обычно такие кроткие... теперь стали такими неукротимыми, что поедают даже людей...» — писал Томас Мор в своей «Утопии». Из описания английской действительности он делает вывод: «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение дел».
От имени вымышленного путешественника Рафаила Гитлодея Мор рассказывает о счастливой стране на далеком острове Утопия (по-гречески «несуществующее место»). В этой стране нет частной собственности. Все жители острова трудятся, занимаясь ремеслом, а поочередно и сельским хозяйством. Благодаря труду всех членов общества продукты производятся в таком большом количестве, что можно распределить их по потребностям каждого. Образование доступно всем членам общества, оно основано на соединении теоретического обучения с трудовым воспитанием. Обществом руководят избираемые на один год должностные лица; не переизбирается лишь князь, чье звание и должность остаются пожизненными. Дела важные и значительные решаются на народном собрании всех утопийцев. Деньги не играют никакой роли в Утопии, и к ним отношение презрительное:
из золота делают цепи для преступников.
Организация ремесла представлялась Мору в семейной форме со включением посторонних, желавших заниматься этим ремеслом. В обществе Томаса Мора существует рабство, но рабами временно становились только осужденные за преступления. Рабы выполняли самую грязную и тяжелую работу. Рабочий день в Утопии длился шесть часов, после чего все утопийцы занимались науками. Гениальность произведения Мора в том, что он проводит принципы обязательного для всех труда и решает по-своему сложные проблемы уничтожения противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Коммунистический идеал Томаса Мора был фактическим предвосхищением будущего.
Томас Мор являлся крупным государственным деятелем:
при Генрихе VIII он был лордом-канцлером, первым лицом в государстве после короля. Но Мор выступил против английской Реформации. По требованию короля он был осужден и казнен в 1535 г. На этом основании в клерикальной историографии Томас Мор рассматривается как мученик за католическую веру. На самом деле он был сторонником веротерпимости. В его «Утопии» каждый может верить во что хочет и никакие религиозные взгляды не осуждаются.
Вторая половина XVI в. — так называемый «век Елизаветы» — время расцвета гуманистического театрального искусства, которое наиболее ярко воплотило в себе общественный подъем эпохи Возрождения. Величайшим представителем английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564—1616).
В его комедиях «Венецианский купец», «Много шума из ниче-
479
го», «Сон в летнюю ночь» и других ярко выражены чувства и переживания людей, освободившихся от средневекового религиозно-мистического мировоззрения и утверждающих свое право на радость жизни, любовь и наслаждения.
В трагедиях «Гамлет», «Король Лир», Отелло», «Кориолан» и других Шекспир, исходя из сложной и противоречивой обстановки в Англии того времени, показал столкновение гуманистических идеалов человека с этикой и моралью грядущего капиталистического общества: эгоизмом, жаждой обогащения, разлагающей силой денег, предпочтением личных интересов общественным, ханжеством и лицемерием.
В своих исторических пьесах «Генрих VI», «Ричард III», «Король Джон», «Генрих V» Шекспир показывает прошлое Англии и глубоко анализирует политическую борьбу того времени, ее движущие силы. Шекспир — убежденный сторонник твердой королевской власти, абсолютизма; он решительный враг феодальной анархии, узкой олигархической политики феодально-аристократической верхушки.
Наиболее ярко особенности английского Возрождения проявились в сценическом искусстве. В XVI в. театр в Англии был местом, где собирались представители всего населения. Его посещали аристократы и джентльмены, купцы и чиновники; в театр заходили крестьяне, приезжавшие в город на рынок, ремесленники, матросы и портовые рабочие. Все зрители обычно бурно реагировали на пьесу, игру актеров, отдельные реплики, спектакль шел то под одобрительные возгласы публики, то под крики возмущения, то в глубоком молчании.
Во второй половине XVI в. в Лондоне появился целый ряд театров, как публичных, так и частных. Большой популярностью пользовался театр «Глобус», где Шекспир был драматургом и пайщиком. Он находился на окраине Лондона, около Темзы, и представлял собою огромный сарай без крыши, где могло помещаться до 2000 зрителей. Представления шли только днем, искусственного освещения не было. В партере находились самые дешевые места, вокруг партера были крытые ложи в 2—3 яруса для состоятельной публики. Знаменитая «шекспировская» сцена представляла собой помост, поднятый над уровнем партера, занавеса не было, бутафория была примитивной.
В репертуаре театра было обилие постановок из истории средневековой Англии (драмы Кристофера Марло), а также драмы и трагедии, в которых зрители видели конфликты, взятые из окружающей жизни.
Из современников Шекспира нужно отметить Бена Джонсона, который, подражая античным образцам, создал «ученую» трагедию, близкую по духу его времени.
Конец эпохи Возрождения ознаменовался выступлением крупнейшего английского философа Френсиса Бэкона (1561- 1626), автора замечательного произведения «Новый Органон».
.

Комментарии (4)
Обратно в раздел история


См. также
Егер О. Всемирная история Англия реформация Гибель армады Генрих VIII Эдуард VI Мария Елизавета Шотландия Мария Стюарт
Черняк Е. Тайны Англии : Заговоры. Интриги. Мистификации - электронная библиотека истории Великобритании
Черняк Е. Тайны Англии : Заговоры. Интриги. Мистификации - электронная библиотека истории Великобритании
Черняк Е. Тайны Англии : Заговоры. Интриги. Мистификации - электронная библиотека истории Великобритании
Брокгауз и Эфрон. Энциклопедия - электронная библиотека










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.