Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Непомнящий Н., Кривцов Н. Доисторическая Европа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наследие кельтов?

Ученые уже давно обратили внимание на тот факт, что больше всего мегалитических памятников в Европе сконцентрировано в районах, непосредственно примыкающих к Атлантическому океану ( так называемая «Атлантическая Европа»). Это явно не случайное совпадение: скорее всего, подобная география распространения мегалитов отражает расселение и миграции возводившего их народа. А считают, что возведены они все одним народом.
Многие полагают, что им были кельты — действительно, мегалиты распространены в Европе в основном в тех местах, где живут или когда-то жили кельты. Однако далеко не во всех районах Европы, когда-то населенных этим народом (а в древности кельты были расселены значительно шире, чем ныне, в том числе и в Центральной Европе), встречаются мегалиты. С другой стороны, некоторые мегалиты в ряде мест были сооружены еще до времени предполагаемого расселения там кельтов.
Крайний юг «Атлантической Европы» — Португалия. Тут мы тоже встречаем множество древних памятников, в первую очередь мегалитов, по числу которых эта страна едва ли уступает Франции и Англии.
Чтобы увидеть португальские мегалиты, не обязательно совершать большое путешествие. Немало подобных памятников находится в непосредственной близости от Лиссабона — к юго-западу от португальской столицы, в окрестностях курортного городка Синтры.

214

Считают, что своим возникновением Синтра обязана культу Луны, которой поклонялись древние жители этих мест. Недаром хребет Сер-ра-ди-Синтра римляне называли Лунными горами. О тех далеких временах и напоминают доисторические мегалиты, что встречаются по всему району вокруг Синтры. Да и само название городка выводят от греческого Синтия — одного из имен богини Луны Артемиды.
Скорее всего, появление там мегалитических сооружений древности связано с особым сакральным значением этой местности: в предмет поклонения ее превратили природные особенности — обилие источников воды, плодородные почвы и удивительный микроклимат, а также ее положение: это самая западная точка Европы, «конец света».
Однако дольмены, кромлехи и одиночные менгиры встречаются почти по всей территории Португалии, и больше всего — в Ален-тежу, и в первую очередь в районе города Эвора. В музее в городке Монтемор-у-Нову собрано много находок, относящихся к «периоду мегалитов», из этой области. А мегалитические памятники Аленте-жу относятся к 4000—2000 годам до н.э.
Дольмены — это, вероятно, усыпальницы времен неолита, высокие фаллической формы менгиры вызывают предположение об их связи с культом плодородия, а кромлехи — группы камней, расставленных в определенном порядке, — имели религиозное предназначение. Всего же вокруг Эворы — 150 мегалитов.
В 12 километрах от Эворы находится кромлех Алмендриш, состоящий из 95 камней (считают, что это был храм, посвященный культу солнца), а неподалеку можно видеть внушительный по размерам одинокий, расположенный посреди оливковой рощи менгир — 2,5 метра высоты.
В окрестностях Эворы сохранилось более 130 дольменов. Дольмен Замбужейру с входным коридором длиной 14 метров является

НАСЛЕДИЕ КЕЛЬТОВ? 215

самым большим в Португалии. Внушительное зрелище производит также дольмен Коменда. А вот Сан-Бриссуш, или «анта», любопытен тем, что превращен в часовню. Это, кстати, не единственный подобный случай в Португалии. Севернее Эворы, в 18 километрах от Арриолуша, в деревушке Павиа есть еще одна крошечная часовня, сооруженная внутри дольмена. Это — Анта-ди-Сан-Диниш. В общем-то, это далеко не редкое явление, когда христианские культовые сооружения создавались на месте или непосредственно на основании языческого святилища (а в данном случае в нем самом). Похожую картину мы наблюдаем на Сардинии, где многие христианские храмы построены на месте нурагов, а нураги и другие древние объекты культа носят ныне имена христианских святых.
Все в той же провинции Алентежу, но уже на ее крайнем северо-востоке, у зеленых склонов Серра-ди-Сан-Мамеди, неподалеку от городка Каштелу-ди-Види есть еще несколько мегалитических памятников. Самый известный из них — менгир Меада. Он самый большой на Пиренейском полуострове: его высота достигает 7 метров, а вес — 15 тонн.
Любопытные дольмены есть и в более северных районах Португалии, причем уже в горной местности. Так, находящиеся к востоку от старинного города Визеу, в окрестностях городка Сатан дольмены Орка-ди-Пендильи и Орка-душ-Жункайш представляют собой одни из лучших примеров доисторического искусства страны.
А к северу от долины реки Доуру, в окрестностях местечка Али-жо, неподалеку от хребта Серра-ди-Карлан, можно увидеть дольмены Эштанти и Борнейра.
Здесь же, в северо-восточной части Португалии, есть еще два любопытных каменных монолита, предназначение которых не ясно. В 4 километрах от города Шавиш, около деревни Соутейру лежит странный огромный валун Оутейру-Машаду длиной 50 метров. Он

216

покрыт какими-то непонятными значками или иероглифами. Считают, что они могут быть кельтского происхождения. Другой загадочный огромный валун — Педра-Болидейра — лежит около деревушки Болидейра, в 16 километрах к востоку от Шавиша. Он развалился на две части, и его массивная большая часть балансирует так, что достаточно легкого прикосновения, чтобы она стала раскачиваться. Что это — каприз природы или хитроумное изобретение древних?
В северной Португалии сохранились и другие памятники древней эпохи. Так, городок Мурса знаменит гранитными скульптурами свиней («порка»), которые, видимо, тоже связаны с культом плодородия. Гранитная «порка» железного века, весьма внушительных размеров (обхват ее туловища — 2,8 метра), стоящая в сквере на главной площади, является главной достопримечательностью городка. Эту фигуру можно видеть на этикетках известного местного красного вина «Порка ди Мурса».
Примитивная скульптура такого рода, берущая начало еще в кельто-иберийской эпохе, часто встречается на севере страны : « порки» меньшего размера имеются в Брагансе, Шавише и других местах. Например, в Брагансе в центре города можно видеть «пелори-нью» — позорный столб в виде гладкой колонны, которая установлена на фигуре кабана. Это опять-таки проявление живучести древних традиций, сращивание их с атрибутами более поздних эпох. В городском музее Брагансы можно увидеть и целую скульптурную группу из трех поросят. Всего же в провинции Траз-уж-Монтиш, что лежит на крайнем северо-востоке страны, сохранилось 16 скульптур «порка».
Вообще эта провинция, самая отдаленная и изолированная в стране, богата удивительным наследием древней истории. Именно там, в районе города Миранда-ду-Доуру, сохранился язык ми-рандеш — архаичный португальский, близкий к испанскому. На нем

НАСЛЕДИЕ КЕЛЬТОВ? 217

говорит всего несколько тысяч человек, однако общеевропейские нормы в отношении национальных меньшинств сделали свое дело, и в 1990-е годы он получил официальный статус, и на нем даже стала выходить газета. Но особенно любопытны сами носители этого языка.
Люди, говорящие на мирандеш, зовутся мирандезиш. Благодаря многовековой изоляции они, кроме языка, сохранили и другие следы своей древней культуры, которая роднит их... с кельтами. В районе, где живут мирандезиш, мужчины до сих пор на праздники надевают национальный костюм — юбку, играют на традиционных инструментах вроде волынки и исполняют танцы, похожие на ирландские.
Так, благодаря изоляции, население этих мест не только сохранило архаичный язык, но и старинные обычаи и традиции, которые, вероятно, указывают на происхождение древних жителей этих мест.
Кельты, вне сомнения, оставили значительный след в древней культуре страны. Ученые сходятся во мнении, что кельты мигрировали на территорию нынешней Португалии в I тысячелетии до нашей эры, во времена неолита. Их стоянки постепенно развились в «ситаниаш» (поселения). Одно из них — Ситания-ди-Бритейруш — очень неплохо сохранилось, опять-таки на севере страны, в окрестностях города Гимарайнша.
Ситания-ди-Бритейруш была раскопана в середине второй половины XIX столетия археологом Мартиншом Сарменту (1833— 1899 гг.), который занимался изучением стоянок железного века. Поселение состояло из 150 каменных жилищ, часть из которых была потом восстановлена. Здесь с IV века до н.э. по IV век н.э. жили кельты (или кельтоиберийцы), но скорее всего с 20 года до н.э. они уже попали под власть римлян.
В самом Гимарайнше есть музей Мартинша Сарменту, в котором демонстрируются ценные находки, сделанные при раскопках

218

Ситания-ди-Бритейруш. В частности, там можно увидеть каменную фигуру кельтского воина I тысячелетия до н.э.
Можно назвать еще одно известное поселение кельтоиберий-цев в Португалии — Санфинш.
Термин «кельтоиберийцы» возник для обозначения населения территории нынешней Португалии, после появления там кельтов — до этого здесь проживали племена, условно называемые иберийцами («протоиберийцы»), о происхождении которых мало что известно. Они-то, возможно, и были строителями дольменов и других мегалитов. Или все же кельты? Но тогда принятая датировка прибытия последних на Пиренейский полуостров не совсем верна?
Напоминанием о древнем населении Португалии остались также пещеры Лапа около Торриш-Новаш в Эштремадуре, вырытые в скалах во времена неолита. Вполне возможно, что они были созданы теми же людьми, что и сооружали португальские мегалиты. Только вот кто они были — эти самые южные древние обитатели Атлантической Европы?

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.