Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Пространственно-временные ограничения на коммуникацию индивидов как фундамент для процессов формирования пространственно-временных закономерностей в развитии социальных структур

За последние два века исследователями описано и систематизировано немало разнообразных закономерностей социального, политического и экономического развития человеческих обществ. Однако единая картина закономерностей социально-исторической динамики так и не сложилась. Причиной является исключительная разнородность результатов и отсутствие той единой точки отсчета, которая позволяет представить разнородные разработки как сегменты обширной мозаики, обладающей четкой единой структурой. Фактически в распоряжении исследователей имеется масса описаний и теорий - от статистических рядов отдельных параметров до универсалистских концепций эволюции всего человечества, от разнообразных "теорий среднего уровня" до обзоров макрозакономерностей – но они не дают единой закономерной картины социально-исторического развития.

Цель предлагаемой работы - показать не просто единую, но полную картину основных процессов социально-исторического развития во всей ее ошеломляющей целостности. Для этого последовательно реконструируется вся система закономерностей социальной эволюции - от среднесрочных процессов длительностью в несколько лет до вековых циклов локальных цивилизаций. Одни из этих закономерностей давно известны, другие впервые описаны в настоящем исследовании, но все они являются составными частями той удивительной цивилизационной динамики, которая разворачивается на Земле последние 10000 лет. Основная особенность предлагаемой картины – уточнение и сведение в единую систему всех основных ныне известных закономерностей пространственно-временного и качественного развития человеческих обществ – от статистических закономерностей до фундаментальных законов, включающих более простые законы и закономерности на правах частных случаев.

Наиболее фундаментальные законы развития изложены Г.В.Ф.Гегелем в терминах диалектики развития. Рассматриваемая в настоящей работе система законов цивилизационного развития есть не что иное, как конкретная форма проявления законов Гегелевской диалектики, какими они предстают в сфере цивилизационной динамики.

Попытки применить законы Гегелевской диалектики (а именно закон перехода количества в качество и закон отрицания отрицания) для исследования закономерностей социально-исторического развития никогда не прекращались (один из последних примеров – работа Р.Карнейро о законе перехода количества в качество как одном из механизмов политогенеза [158]). Обычно эти попытки сводятся к поиску новых закономерностей путем исследования конкретных закономерностей развития в обобщенных терминах законов диалектики.

В настоящем исследовании законы диалектики применяются существенно иначе, чем это было принято до сих пор. В настоящей работе они используются в рамках идеально-типического метода для изучения тех фундаментальных ограничений по использованию информации, которые свойственны человеку как субъекту социальной деятельности и которые явно или неявно определяют организацию человеческих обществ. Этим ограничениям свойственны самые разные конкретные формы, но идеально-типический метод [19, с.388-408, 622-623] позволяет увидеть за разными формами одну и ту же суть, а законы Гегелевской диалектики – выявить конкретные связи разных форм в процессе эволюции от одной формы к другой.

К примеру, этнографы и историки изучают первобытную общину, родовую общину, соседскую общину, сельскую общину, явление средневекового коммунализма и т.д., но с точки зрения идеально-типического метода это лишь различные формы одной и той же системы прямых личных коммуникаций между отдельными индивидами. Параметры этой системы определяются возможностями органов чувств и мозга человека по восприятию, распознаванию, переработке, хранению и передаче информации, то есть заданы генетически и потому стабильны по всей человеческой популяции. Размеры круга прямых коммуникаций (КПК) зрелого индивида составляют примерно 100 человек и не зависят от конкретных форм человеческой жизнедеятельности. Поэтому круг прямых коммуникаций рассматривается в настоящей работе как универсальная идеально-типическая ячейка пространственной организации человеческих обществ самого разного масштаба. Гегелевские законы диалектики позволяют понять закономерности генезиса этих обществ.

Примерно то же самое должно быть сказано и в отношении универсальной идеально-типической ячейки временн Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.