Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (2)

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима

ОГЛАВЛЕНИЕ

История Древней Греции

Глава 5. Период поздней классики (IV в. до Р. Х. )

1. – Кризис полисной системы в первой половине IV в. до Р. Х. 2. – Распространение наемничества. 3. – «Младшая» тирания. 4. – Софисты и Сократ. 5. – Создание союзов. 6. – Войны первой половины IV в. до Р. Х. 7. – Философия. 8. – Изобразительное искусство.

1. Кризис полисной системы в первой половине IV в. до Р. Х. После Пелопоннесской войны начался серьезный кризис полисной системы. Выявилась несовместимость замкнутого общественного устройства Спарты и ее ролью общегреческого гегемона, которому подчинялись многие полисы вне Пелопоннеса. Дало трещину и законодательство Ликурга: около 400 г. произошло революционное изменение в лакедемонском законодательстве, когда впервые по закону эфора Эпитадея о свободе завещаний и дарений земельных участков гражданам дозволялось продавать и покупать наделы. В Спарту начался активный приток денежных средств. Много денег привез Лисандр, в больших количествах поступила контрибуция, щедрой рукой давала средства Персия. Спартанцы оказались не в состоянии использовать обрушившийся на них денежный дождь, потому что их уравнительное государство не было рассчитано на крупные денежные обороты. Богатые люди в Лакедемоне были и до войны, имело место и определенное социальное разделение, но в существовавшей системе богатые не могли себя проявить. А с появлением денег общество оказывалось не в силах удержаться на прежнем уровне, вынужденное вести энергичную внешнюю политику, какую в условиях Спарты осуществлять было невозможно. Традиционные устои Лакедемона рушились.

2. Распространение наемничества. Обогащение одних и обнищание других вело к резкому общественному разделению. Появилось много разорившихся граждан, не обладавших землей и не имевших возможности участвовать в общественных трапезах. Богачи скупали большие участки, и бедняки исключались из гражданского коллектива. Происходило «вымывание» среднего слоя собственников, а с ним — и непосредственной опоры полисной системы. Если до войны небогатые земледельцы могли обеспечивать себя, то теперь они оказывались за чертой бедности. Появилось большое количество маргиналов, исключенных из общества, но вынужденных добывать средства к существованию. Это одна из главных причин широкого распространения наемничества в первой половине IV в. Полис нанимал воинов и заключал с ними договор — война превращалась в источник прокормления и финансовое мероприятие. Не­соб­лю­де­ние соглашения влекло за собой необходимость уплаты неустойки, так как солдатское жалование являлось капиталом и для воинов речь шла не о патриотизме, а о том, где больше заплатят, поэтому они с легкостью переходили от одних нанимателей к другим, если те сулили золотые горы.

Поначалу наемники надеялись, накопив денег, вернуться к мирному труду, но постепенно эти мечты исчезали, поскольку воину, отслужившему в армии 10–15 лет, сменить избранную профессию было уже нереально. Таким образом, наемничество к середине IV в. становится в Греции действующим фактором. Возвращению наемного отряда из десяти тысяч воинов в Грецию из Азии посвящено известное произведение последнего историка эпохи классики Ксенофонта «Анабасис» . Ксенофонт являлся одним из участников этого похода.

Развитие наемничества — результат нежелания граждан воевать самим, что свидетельствовало об изменении гражданского мировоззрения, поскольку при совпадении в полисе военной и гражданской организации, ополчение являлось одним из структурных элементов города. Когда становится безопаснее и выгоднее вместо себя нанять и отправить на войну чужаков, люди перестают быть полноценными гражданами.

Развитие наемничества имело ряд последствий. С одной стороны, процветало ремесло, связанное с изготовлением оружия, а с ним совершенствовалось и военное дело; с другой, бесконечные войны стали неотъемлемой чертой жизни греков первой половины IV в., что вело к разрушению экономики в принципе, поскольку наемники разоряли дома, выжигали поля и уничтожали еще остававшееся в Греции производство.

Широко распространилось рабство, основным источником которого оказывались военнопленные, в первую очередь, из восточных азиатских областей. Любой солдат, стоило ему попасть в плен, тоже мог превратиться в невольника. Впрочем, греки предпочитали получать выкуп за своих соплеменников, а не окончательно закабалять их.

3. «Младшая» тирания. Наемники активно способствовали установлению новых тиранических режимов, «младшей» тирании, вызванной внутренней нестабильностью. В отличие от «старшей» тирании новые режимы не имели твердой социальной опоры и у них не было творца в лице какой-либо политической группировки. Государственные устои должны опираться на определенные слои внутри общества, а их в IV в. не было: тирании возникали в результате случайной комбинации сил, временного и неожиданного политического превосходства одних над другими, когда удачники ловили момент, чтобы начать восхождение к власти.

Тираны опирались, в первую очередь, на наемников, исходя из сложившейся политической ситуации. Однако при отсутствии широкой общественной поддержки тирании были обречены на кратковременность, в силу чего единоличные режимы, основанные на узурпации власти, уже в конце IV в. перестали существовать. С другой стороны, для некоторых полисов тираны сыграли положительную роль, приходя к власти под флагом «национального предводительства» и обещая гражданам внутреннее благополучие, защиту интересов государства и т. п. Тирания, таким образом, отражала веяния новых времен, когда старая государственная система уже изжила себя, а новая еще не сформировалась.

Наиболее известным тираном был Дионисий I Сиракузский , однажды с отрядом из тысячи телохранителей захвативший арсенал Сиракуз и провозгласивший себя правителем города, во главе которого находился в течение сорока лет ( 406–367 ). В Западном Средиземноморье Дионисий создал крупную державу, объединившую города Восточной Сицилии и частью Южной Италии. Флот Дионисия господствовал в Ионийском и Адриатическом морях; тиран поддерживал дружественные отношения со Спартой и заключил с Афинами договор о взаимопомощи. Сиракузы переживали период максимального экономического и политического подъема. Просвещенный Дионисий, сам сочинявший трагедии, привлекал ко двору философов, поэтов, художников и ученых. Платон, не во всем согласный с Дионисием, тем не менее оставил описание его личности как идеального правителя. Впрочем, гегемония Сиракуз длилась недолго, поскольку держава оказалась непрочной и развалилась уже в середине IV в. при сыне тирана, Дионисии II .

На территории Балканской Греции, в городе Феры , крупным тираном стал Ясон . К 372 г. он под своей властью объединил всю Фессалию, воссоздав монархическое государство. Ясон пытался организовать поход против персов, но в 370 г. был убит в результате заговора аристократов, взявших бразды правления в свои руки.

4. Софисты и Сократ. Кризис проявился и в мировоззрении греков. Традиционные знания уже не удовлетворяли людей, подвергавших все пересмотру и сомнениям. В годы Пелопоннесской войны получило развитие новое направление в философии — софизм . По Греции странствовали философы-софисты («мудрецы») и за умеренную плату обучали людей мудрости. Если в архаическую эпоху философов интересовало устроение мира, природы и всей вселенной, то теперь в центре внимания оказывался человек. Эта переориентация в определенной мере предвосхитила эпоху эллинизма.

Мировоззрение софистов отразило относительность и неустойчивость реального мира, поэтому абсолютной истины, по их мнению, не существовало, и любое суждение можно было трактовать двояко. Софисты любили играть в словесные игры, заставляя своего оппонента признать одно суждение, а потом, задавая каверзные вопросы, принуждали его опровергнуть. Известны софистические задачи, например: одно дерево не сад, два дерева не сад, но если к ним прибавлять по дереву, то в конце концов появится сад; в какой момент он возникнет, или когда можно сказать, что есть одно или два дерева? Этой грани нет, в силу чего о перечисленных деревьях нельзя выдвинуть абсолютного суждения.

Тем не менее такие игры в бисер способствовали появлению серьезной философии: в это время получил известность знаменитый Сократ ( 470–399 ), один из крупнейших философов Греции. Главное место в своем учении он уделял нравственному воспитанию граждан, ориентируясь на этику. Сократ видел негативные стороны демократии и был одним из противников ее крайностей, поскольку считал, что в конечном счете данная система может выродиться в диктат неимущих слоев общества, охлократию , когда толпа захватит власть. Такие черты афинского государственного устройства Сократ успел заметить уже в конце IV в., что не могло понравиться современникам. Над Сократом насмехались, его подвергали критике. Аристофан написал комедию «Облака» , в которой жестоко и грубо высмеял Сократа, назвав его «пустым мыслителем», поскольку не различал учений Сократа и софистов. В конце концов над философом был учинен суд, завершившийся обвинительным приговором, по которому Сократ выпил чашу с ядом.

5. Создание союзов. Создание или активизация деятельности уже существовавших союзов, с одной стороны, отразила кризис греческого общества, а с другой, явилась попыткой из него выйти. В Греции уже существовали союзы с целями обороны и военного наступления, например Пелопоннесский и Афинский. Последний в IV в. до Р. Х. был возобновлен как II Афинский морской союз ( 378–338 ), повторивший историю своего предшественника, хотя и не в таких масштабах: если в первый входило почти 250 городов, то во второй — около 70, то есть в три раза меньше.

Другой тип союзов — региональные федерации , объединявшие жителей определенной этнической области: Беотийский, Халкидский, Фессалийский, Фокидский, Аркадский союзы и др. За счет объединения в федерации греки пытались преодолеть внутреннее разделение и междоусобицы в отдельных районах Греции, а также объединить отдельные народности. Однако воз­ник­но­ве­ние многочисленных объединений неизбежно вело к их стол­кно­ве­нию и стрем­ле­нию одного союза достичь главенства в Греции и стать гегемоном Средиземноморья без достаточных на то сил, в чем и крылась причина многих войн первой половины IV в.

6. Войны первой половины IV в. до Р. Х. Спарта после Пелопоннесской войны не выполнила обещание вернуть Персии  малоазий­ские города, из-за чего разгорелась война Спарты с Персией ( 399–394 ), в результате которой никто не добился абсолютной победы. Однако именно теперь была подведена черта под политической историей Спарты как государства-гегемона, уже не представлявше­го из себя опасного для других полисов монолита.

Против Спарты сформировалась коалиция, объединившая Афины, Фивы и города, входившие в Пелопоннесский союз, такие как Коринф, влияние которого было весьма значительным, и Мегары. Антиспартанская коалиция, поддержанная Персией, открыла боевые действия, вылившиеся в Коринфскую войну : основные ее сражения происходили в районе Коринфа ( 395–387 ). После того как близ Книда ( 394 ) была разгромлена спартанская эскадра, в 387 г. под нажимом Персии в Сузах был заключен так называемый «Анталкидов» мир (Анталкид являлся главой спартанского посольства), в очередной раз отразивший баланс сил между Персией, Спартой и антиспартанской коалицией. Но Персия оказалась в более выгодном положении. Греки отказывались от завоеваний греко-персидских войн и уступали малоазийские города Милет и Эфес, включенные в персидские сатрапии. Анталкидов мир  открывал персидскому флоту путь в Эгейское море.

Окончательное поражение Спарта потерпела в 371 г. после сражения при Левктрах (город в Беотии), когда лакедемоняне были впервые побеждены в открытом бою. С ними воевало фиванское ополчение во главе с Эпаминондом , применившим новый тактический прием — «косой» клин: фиванцы обошли сбоку неповоротливую спартанскую фалангу и разгромили ее. Спартанцы, пытаясь оправдаться, утверждали, что их разбили не по правилам.

С 371 г. Спарта перестало существовать как мощное государство, определявшее судьбы греческого Средиземноморья, и теперь на первое место в Греции претендовали Фивы, стоявшие во главе Беотийского союза, развалившего Пелопоннесский союз. Фиванцы в центральной части Пелопоннеса, Аркадии, после сражения при Левктрах создали союз аркадских городов и лишили Спарту Мессении, то есть половины ее реального земельного фонда. Афины, бывшие союзники Фив в борьбе со спартанцами, Беотийский союз не поддержали, поскольку сами стремились к гегемонии. Произошел разлад внутри второго Афинского морского союза, и началась Союзническая война ( 357–355 ), завершившаяся поражением Афин.

Многочисленные войны объясняются тем, что ни одно объединение городов не желало усиления соседнего союза, и поэтому регулярно происходила консолидация полисов против сильнейшего, стремившегося к власти. Такая война «всех против всех», по выражению одного из современников, вела к бессмысленному истреблению греков греками. Не последнюю роль сыграло и вмешательство Персии, поскольку часто одерживала победу сторона, получавшая от нее деньги, — образовывался замкнутый порочный круг.

Выход из кризиса стал возможен лишь через насильственное подчинение Греции иной молодой державе, достаточно сильной, чтобы удержать власть. Такую роль выполнила Македония, которая, будучи менее развитой и менее цивилизованной, чем Греция, покорила греческие города. Это естественный процесс, характерный и для других эпох: и римская империя пала под ударами варваров, и татары подчинили Русь именно потому, что менее цивилизованному, но еще молодому и «не уставшему» народу проще поставить в зависимость от себя общество, стоящее на более высоком уровне культурного развития.

7. Философия. IV век стал временем, когда греки ощутили необходимость подвести итог своему прошлому. Лучше всего это получилось в области философии, ознаменованной появлением философов Платона и Аристотеля , наследие которых до сих пор питает европейскую мысль.

Платон ( 427–347 ) родился в Афинах в аристократической фамилии и с детства преуспевал в занятиях поэзией, живописью, музыкой и гимнастикой. Был учеником Сократа, после смерти которого совершил несколько путешествий в Сиракузы, где была пифагорейская школа. Находился при дворе Дионисия I , который был прогневан его независимостью и продал философа в рабство, из которого Платона выручили друзья. Уже в преклонном возрасте философ основал в Афинах свою знаменитую школу — Академию ( 387 ). Основу сохранившихся произведений Платона составляют диалоги (23 подлинных диалога, например, «Пир», «Федон», «Тимей», «Государство» и др.), жанр которых позволял представить читателю его творческую лабораторию мысли. Главным действующим лицом многих диалогов являлся Сократ. Платон пытался разрешить проблему, являвшуюся движущим началом для всей греческой философии, — диалектику идеи и материи. С помощью искусства спора он добирается до первоначальной неделимой сущности вещей, какой, по его мнению, являлись идеи — прообразы, неизменяемые вечные модели видимого мира, из-за чего Платона считают основателем философского направления «идеализма». Платон не разделял этику и политику, поскольку в его глазах личная добродетель и государственная справедливость могли быть согласованы с помощью идеальных законов, поэтому он много внимания уделял правильному воспитанию граждан с помощью литературы и искусства.

Аристотель ( 384–322 ), родившийся в городе Стагира (Халкидский полуостров), учился и преподавал в Академии Платона, жил в Афинах на правах метека, был учителем Александра Македонского, в конце жизни проводил занятия в предместье Афин, где был храм Аполлона Ликейского и гимнасий — Ликей . Аристотель был разносторонним мыслителем, занимавшимся не только философией, но и литературой, искусством, политикой, физикой и биологией, что нашло отражение в его многочисленных трудах («Метафизика», «Риторика», «Политика», «Физика», «История животных» и др.). По его учению, явившемуся развитием платоновских идей, бытие вещи определяло соотношение двух начал: материи и формы. Аристотель описал государственное устройство многих греческих полисов и создал свою модель идеального государства — политии , в которой все подчинено общественному благу.

8. Изобразительное искусство. В отличие от предшествующих эпох, искусство поздней классики тяготело к конкретности переживаний и в этом смысле предваряло эпоху эллинизма, в которой большую роль играл индивидуализм. Вообще выдвижение влиявших на ход исторических событий личностей, таких как Алкивиад, Лисандр, тоже свидетельствовало о новой эпохе, когда греки уже не сознавали себя частью гражданского коллектива. Исчезали принципы коллективизма, и на первый план выдвигались чувства, эмоции и заслуги индивидуума. Искусство отразило эту неустойчивость, тревожность, ощущение будущей трагедии греческого мира.

Наиболее крупным скульптором IV в. был Пракситель , пользовавшийся большой известностью уже в древности. Одна из его самых известных скульптур — «Гермес с младенцем Дионисом» . Гермес несет Диониса на вос­пи­та­ние ним­фам и в не сохранившейся правой руке держит кисть винограда, которой как бы дразнит маленького бога. В скульптурах Праксителя и его подражателей исчезает образ мужественного гармонически развитого атлета, созданный Поликлетом и Мироном. Гермес Праксителя — изнеженный юноша, не развитый физически, в нем подчеркивается женственная красота. Для скульптора важна не столько конкретная ситуация, сколько обобщенный образ «расслабленного досуга». Гермеса не интересует Дионис, поскольку его отвлеченный взгляд устремлен в другую сторону и не выражает пристального внимания к младенцу.

Другая скульптура Праксителя — «Отдыхающий сатир» . Перед зрителем обыкновен­ный молодой человек, и его принадлежность к сатирам выдают только козлиные уши. Известно около 70-ти подражаний этой статуе. Отличие скульптур поздней классики от прежнего времени состоит в том, что они нуждаются в опорах. Если убрать столб, на который опирается сатир, то статуя упадет, тогда как скульптуры ранней эпохи в своем роде крепко стояли на ногах. Дорифор Поликлета — сбалансированная фигура, сохраняющая равновесие благодаря гармоничному сочетанию отдельных элементов. Теперь дополнительная опора — неотъемлемая часть композиции. Названные статуи Праксителя дошли в подлиннике, что редко случалось, поскольку большинство греческих скульптур сохранилось лишь в римских копиях.

Еще один шедевр Праксителя — «Афродита» . Доведение до совершенства женственной красоты логически вело к изображению обнаженной женской натуры. В V в., в эпоху высокой классики, не было принято изображать обнаженных женщин, но у Праксителя этот переход естественен: у него чувствуется мягкость и теплота лепки, умело использована игра светотени, «волшебная симфония белого и черного», по выражению современного французского скульптора Родена . Пракситель раскрашивал статуи, втирая в них особые вещества, благодаря котором его произведения приобретали телесный матовый оттенок. У «Афродиты» была интересная предыстория. Пракситель высекал ее по заказу жителей острова Кос, но когда завершил свой труд, заказчики были весьма смущены и попросили сделать Афродиту одетой, а эту статую купили жители острова Книд, почему она теперь называется «Афродита Книдская» . Статуя получила широкую известность, и ради нее паломники специально ездили на Книд. Пракситель изготовил скульптуру, исходя из ее определенного расположения в храме в виде широкой арки, открытой лишь с двух сторон, поэтому Афродиту можно осмотреть лишь спереди или сзади — она не рассчитана на обзор с любой точки.

Вторым видным скульптором поздней классики был Скопас  — полная противоположность Праксителя. Его танцующая «Менада» представляет собой целый сгусток энергии, «воплощенную бурю», по выражению современников. Менады — вакханки в римской традиции — женщины, сопровождавшие Диониса и участвовавшие в его оргиях. По описанию античных авторов, в несохранившихся руках менады находились: в одной — растерзанный козленок, в другой — нож, поскольку изначально при отправлении культа жертвенные животные Диониса живыми разрывались на части. Статуя не сохранилась в подлиннике, дошли только небольшие по размерам копии-статуэтки. Менада окончательно утрачивает и без того уже хрупкое в искусстве Праксителя равновесие и символизирует победу дионисийского начала у Скопаса. Менада похожа на язык пламени, изогнутый лук, развернувшуюся пружину — в ней скульптор ухватил краткий, но очень яркий момент, отразившей стихийный порыв пришедшей в исступление женщины.

Скопас украшал одно из семи чудес света — гробницу лидийского сатрапа Мавзола, откуда и происходит слово «мавзолей». Полностью она не сохранилась, поэтому до сих пор точно неизвестно, какие рельефы на гробнице принадлежат Скопасу, а какие нет.

Третий крупный мастер поздней классики — Лисипп , подведший итог скульптуре Греции классического периода. По преданию, Лисипп после изготовления очередной статуи клал в копилку золотую монету. В конце его жизни, когда копилку разбили, в ней оказалось полторы тысячи монет. Сам же Лисипп любил говорить, что изображает людей не такими, какие они есть, но такими, какими кажутся. Действительно, у него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Самая знаменитая статуя скульптора, изготовленная из бронзы, — «Апоксиомен» , юноша, счищающий с себя скребком грязь после состязаний (перед соревнованиями борцы растирались маслами и после борьбы становились грязными). Юноша не такой изнеженный, как у Праксителя, — физически развитый, но в то же время изящный. В скульптуре подчеркивается не физическая мощь, а благородное сочетание физического развития и внутренней утонченности. Возможно, это не обобщенный образ, а портрет конкретного лица. Лисипп — мастер схватывания мгновенного действия человека, но не столь эксцентричного, как у Скопаса. В Апоксиомене это достигается за счет небольшой детали: юноша держит скребок в левой руке, а не в правой, что придает статуе особое движение. Апоксиомен рассчитан на созерцание со всех сторон, поскольку статуя трехмерна, в отличие от произведений Мирона и в какой-то степени Праксителя, и с различных точек наблюдения представляет собой что-то новое. Лисипп как бы рождает статую изнутри, тогда как обычно статуя «освобождается» из блока мрамора под ударами резца. Возможно, такой эффект достигался за счет материала скульптуры — бронзы.

Новое искусство постепенно готовит переход к эллинизму, который ознаменуется потерей Грецией политической, но не духовной и не культурной независимости. Греция перестанет существовать как суверенное государство, но ее духовное влияние будет долгое время сохраняться среди средиземноморских и некоторых восточных государств.

Ксенофонт был учеником Сократа, которому посвятил свои воспоминания, кроме того, создал ряд произведений на различные сюжеты, в том числе «Историю», как бы являвшуюся продолжением труда Фукидида. Традиционно Ксенофонта называют третьим историком Греции после Геродота и Фукидида, однако по уровню добросовестности и критического исследования он значительно уступает предшественникам.

Комментарии (2)
Обратно в раздел история

Список тегов:
скульптура рима 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.