Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (2)

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Глава 1. Царский период (VIII–VI вв. до Р. Х.) . Этруски.

1. – Появление италиков на Апеннинском полуострове. 2. – Легенды об основании Рима. 3. – Религия. 4. – Родовая структура. 5. – Государственное устройство. 6. – Социальная организация. 7. – Реформы Сервия Туллия. 8. – Происхождение этрусков, их язык. 9. – Религия. 10. – Представления о загробном мире. 11. – Искусство. 12. – Религиозные лиги.

1. Появление италиков на Апеннинском полуострове. Возникновение римского государства связано с растянувшимся на несколько веков слиянием Северной, Средней и Южной Италии вокруг Рима. Откуда взялись италики, до сих пор окончательно неизвестно. По одной версии, они пришли с северо-запада, из-за Апеннин, и осели в Лации, наиболее удобной и плодородной области. Вслед за ними явились умбры и сабелы , расселившись в менее удобных для обработки областях, в суровой гористой местности. Эти миграции имели место в конце II  — начале I тысячелетия до Р. Х. Латинская и умбро­-сабельская народности стали наиболее крупными ветвями общеиталийского племени.

Согласно другой версии, канонизированной в эпоху Римской империи при Августе, первое поселение в Италии связано с беглецом из взятой ахейцами Трои героем божественного происхождения Энеем , сыном Афродиты. Он был одним из защитников Илиона, после падения которого сел на корабль и, по указанию оракула, отправился на родину своих предков. Эней прибыл в Лаций и основал город Лавиний в честь невесты Лавинии, дочери местного царя Латина , которого потом сменил. То есть появление латинской народности и царского рода в поздней античности мыслилось как слияние местного племени латинов и пришедших троянцев.

Эней упоминается и в «Илиаде», но в качестве второстепенного персонажа. На первый план он выдвинулся в поэме Вергилия , названной в его честь «Энеидой» , которая зафиксировала древнейшее предание об истории Италии, сохранившееся до императорской эпохи. Юлий Цезарь и первый император Октавиан Август возводили свое происхождение именно к Энею .

Очевидно, греки не принимали активного участия в этногенезе италиков, который произошел в результате слияния различных племен, пришедших сухопутным или морским путем, и местного населения.

2. Легенды об основании Рима. Рим не сразу строился, несмотря на то, что традиция увязывала его основание с единовременным фактом. Согласно одной версии, Рим был назван в память о женщине, прибывшей в Италию вместе с Энеем, некоей троянки Ромы , которая не пожелала больше плавать и предложила сжечь корабли. В результате италики остались и основали город.

Согласно второй более известной легенде, Рим основал Ромул, потомок Энея в пятнадцатом поколении. Некогда мифический царь Нумитор , правивший в италийском городе Альбе Лонге , был свергнут коварным братом Амулием , который, не желая, чтобы у Нумитора было мужское потомство, насильно посвятил его дочь Рею Сильвию в весталки, включив в число жриц, обязанных хранить безбрачие. Но весталку посетил Марс, и у нее родились два сына Ромул и Рем , которых злобный брат Нумитора велел бросить в Тибр. Братья не погибли и были найдены волчицей, вскормившей их своим молоком. Затем мальчиков подобрал пастух. Став взрослыми и узнав тайну своего рождения, они отомстили Амулию и вернули царство деду. Сами же решили основать свой город и отправились в Лаций, на Палатинский холм , где Ромул воздвиг стену, а брат ее шутя перепрыгнул, и Ромул убил Рема, став первым царем нового города, основание которого обычно относят к 754–753 гг. до Р. Х. Эта дата была определена в древности римскими учеными, с нее велось римское летоисчисление.

Рим возник на семи холмах, их окружали болота и нездоровый воздух, поэтому жители селились на возвышенности. Усиление Рима как крупного торгового центра было связано с выгодным географическим положением, поскольку он занимал удобный выход к морю и господствовал над двумя берегами Тибра вплоть до устья, где добывалась соль. Через Рим пролегала важная «соляная дорога», и он был удален от берега, что обеспечивало безопасность от пиратов. Отсюда открывались пути в Этрурию, наиболее развитую область Италии того времени.

В социальном плане город создавался путем слияния мелких поселков. Возможно, на древний синойкизм указывало предание, согласно которому Ромул пригласил на праздник представителей местного племени сабинян вместе с дочерьми, которых римляне вероломно похитили. Началась война, но женщины примирили врагов, встав между ними, держа на руках детей. Легенда также могла свидетельствовать об изначальном слиянии пришлого и местного племен.

С Ромула начинался царский период, длившийся с VIII по VI вв. до Р. Х. Ранние цари были поочередно наделены определенными этническими и нравственными чертами. Династии сменялись представителями разных племен — сначала латино-сабинских, потом, со второй половины VII в., — этрусских. В этот период сформировались основы общественно-государственной организации Рима.

3. Религия. Римская религия существенно отличалась от греческой. Для греков божество являлось личностью, но наделенной сверхъестественными способностями и идеальными качествами. Вокруг него создавался ореол мифов, что для римлян не было характерно. Римляне выделяли в своем духовном состоянии какое-то значимое явление, признавая за ним божественное свойство. Например, по мере взросления юноша находился под покровительством 43 божеств. Человек рождался, и у него появлялись бог первого крика, бог колыбели, бог первых шагов, сопутствовавшие его физическому развитию. В свою очередь, богиня здравого смысла, богиня, продолжавшая начатое дело, и другая, способствовавшая его окончанию, боги сметливости, отваги, надежд, смущения и страхов помогали дальнейшему духовному развитию. Когда юноша взрослел, у него появлялись шесть божеств брака. После свадьбы человеку, уже способному к самостоятельной жизни, сопутствовало меньше богов. В зрелых годах появлялись богиня утомленных людей, божества почестей и богатства, счастья и здоровья. У изголовья умирающего находилось столько же богов, сколько и при рождении: отделяющий душу от тела, лишающий света, приносящий смерть, оплакивающий и т. д.

Римская религия в чем-то была более теплой, искренней и наивной, чем греческая, а потому более близкой внутреннему миру человека. Она основывалась на привязанности к жизни и тому, что с ней связано. Богов боялись, но перед ними не трепетали, как перед непознаваемыми страшными силами, поскольку римлянин искал у них помощи в действительной жизни. С богами, как и в греческой религии, следовало заключать договор, сводившийся к исполнению необходимых обрядов, которые влекли за собой и благословение свыше, поэтому точность и деловитость являлись отличительной стороной римской религиозной жизни.

Однако малоантропоморфная религия не содействовала развитию художественной и философской деятельности, в какой-то мере их подавляя, потому что неолицетворенных богов трудно изобразить. Здесь сказалось и отсутствие богатой фантазии у римлян, не создавших столь же великой культуры, как греческая. Тем не менее благодаря простоте и наивности римская религия продержалась гораздо дольше, чем греческая. В то время, когда греки разочаровались в своих богах и утратили веру, разрушенную развитием тех же наук и искусств, даже осмеливались насмехаться над ней, римская еще существовала как действующий фактор жизни. Греки явили образец всестороннего развития человеческого духа, тогда как римляне были сильны самобытностью духовного уклада. Впрочем, римский пантеон не был замкнут, потому что в него постепенно входили божества покоренных племен. В дальнейшем многие общеиталийские божества были отождествлены с греческими ( Юпитер  — Зевс, Юнона  — Гера, Минерва  — Афина, Венера  — Афродита и т. д.).

В царский период в Риме появились Сивиллины книги . Сивиллы почитались как пророчицы, древние и таинственные жрицы Аполлона, связанные с Дельфийским оракулом. Одной из первых была Кумская Сивилла , которая, испросив у Аполлона долгую жизнь, забыла добавить прошение о молодости. Она сопровождала Энея, спускавшегося во время своих странствий в преисподнюю. Сивилл было десять, и жили они до тысячи лет, поэтому античные люди представляли их в образе почтенных стариц. Предсказания они давали в стихотворной форме (гекзаметр), позднее изречения были объединены в книги. По преданию, три из них Кумская Сивилла продала римскому царю Тарквинию Древнему , который, не зная содержания, сначала не хотел их покупать из-за чего Сивилла непроданные книги сожгла. Предсказания были мрачными и связанными с будущими бедствиями, поэтому к ним обращались лишь в критические моменты жизни. Книги хранились в храме Аполлона, чем ведала специальная коллегия. Почитание Сивилл возникло не только на основе римской, но и греческой, иудейской и даже апокрифической раннехристианской традиций . Сохранилась поздняя компиляция сивиллиных изречений, составленная в эллинистическую и раннехристианскую эпоху ( II в. до Р. Х. — после IV в. н. э.).

Собственно римские широко почитавшиеся боги были связаны с семьей и фамильными праздниками: Веста , пенаты, маны и лары . Веста — богиня очага и огня на нем. Очаг — центр домашней жизни, охранительницей которой являлась богиня. Пенаты , своего рода домовые, также покровительствовали семье, и их изображения хранились в особых шкафах. Государство, рассматривавшееся в виде макросемьи, имело в отдельном храме пенатов и домашний очаг Весты. Лары изначально обитали на перекрестках дорог, а затем переселились в дома и превратились в обоготворенные души умерших. Эти добрые духи заботились как о живых родственниках, так и об их потомках. В домах статуэтки ларов хранились с пенатами в том же шкафу, украшались венками, им предлагалась пища во время праздников, приносились жертвы на огне. Маны  — «добрые духи», души умерших, высшие существа, жили в подземном мире. На римских эпитафиях часто фигурируют посвящения в сокращенной форме DM  — «богам манам», они встречаются и в некоторых раннехристианских надписях, когда смысл сокращения уже был забыт, но буквы по традиции высекались на могильных камнях.

4. Родовая структура. Элементарной ячейкой римского общества царского периода являлась семья — государство в миниатюре. В широком смысле слова внутреннее строение семьи повторяло структуру государства. Основная власть сосредоточивалась в руках отца, и все члены семьи: жена, взрослые сыновья, дочери не имели никаких прав, пока жил отец. Он обладал абсолютной властью над ними, вплоть до смертной казни. Ее границы были означены лишь религиозными обычаями и традицией, но юридических ограничений не было. Полноправными сыновья становились лишь после смерти главы семьи. Круг обязанностей женщин не выходил за пределы фамилии, где они могли пользоваться властью лишь над слугами. Основным, даже обязательным занятием для них признавалось рукоделие, поскольку для общества не существовало женщин как полноправных юридических лиц. Когда они покидали семью, в частности, выходили замуж, то переходили под власть мужа и включались в другую фамилию.

Следующая ячейка — род . Это исходная единица в делении римского общества, связанного с общинной структурой. В род включались, в первую очередь, мужчины, способные носить оружие, составлявшие костяк общества, народное собрание . Род был экзогамным , то есть не замкнутым, и его члены могли жениться на женщинах других родов. Представители одного рода носили общее имя (одним из наиболее древних считался, например, род Юлиев), которое в то же время являлось личным именем женщин. Все женщины из рода Юлиев звались Юлиями, у Клавдиев — Клавдиями, у Фульвиев — Фульвиями, а различали их, если возникала необходимость, по дополнительным прозвищам: Юлия Старшая, Юлия Младшая и т. д. У всех членов рода были коллективная собственность на землю, общие места поселения, погребения, совместные религиозные празднества. Роды были небольшими, по некоторым данным, в одном из них было около трехсот мужчин. Впрочем, современное представление о родах носит достаточно гипотетический характер, поскольку известно о них крайне мало.

Основной общественной единицей у римлян являлась курия (буквально: «союз мужчин-воинов»), представлявшая собой союз родов. По преданию, в курию их входило десять, однако с уверенностью можно говорить только о трех: этрусков, латинян и сабинян, среди которых латинский элемент со временем взял верх. То есть римляне, как и греки, не являлись чистой в этническом плане народностью. Деление на курии производилось в политических целях, так как курия была основой воинской организации. По территориальному признаку курии составляло население конкретных поселков, выставлявших определенное число пеших воинов.

Следующей, более крупной единицей была триба , в нее входило десять курий. Фактически триба являлась племенем . Из трех триб составлялся римский народ. То есть римский народ — это три трибы и тридцать курий.

5. Государственное устройство. В государственном управлении играли роль три ключевых звена: царь , сенат и народное собрание . Государственное устройство являлось повторением устройства семейного, поэтому Риму был необходим полноправный глава, обладавший абсолютной властью. Царь избирался из среды свободных граждан, и в его руках сосредоточивались функции военного вождя, жреческие (верховный жрец) и судебные (верховный судья). Он имел право безапелляционной власти над своими согражданами, заключал мир, начинал войну, на период военных действий назначал градоначальников и военачальников, которые были не должностными лицами, а его уполномоченными. Существовало легальное ограничение царской власти: правитель мог применять лишь существовавшие законы, но не изменять их или составлять новые.

В сенат («совет старейшин») сначала входило сто человек: влиятельные и богатые люди из латинских городов, а также представители местных общин, то есть римляне и сабиняне. Их избрал Ромул, даровав земельные владения и назначив своими советниками. Позднее, в конце VI в., последний римский царь Тарквиний Гордый увеличил сенат за счет своих сторонников, стремясь усилить свою власть. В республиканскую эпоху в сенат входило триста человек.

Потомки отцов-сенаторов стали называться патрициями (от слова pater  — «отец»). В случае смерти царя, не назначившего себе преемника, сенат имел право по жребию назначить временного царя из своей среды. Но главная функция сената заключалась в ограждении законности и от царя, и от общины. Сенат не мог рекомендовать к обсуждению на народном собрании постановление, противоречившее римским традициям, нарушавшее обязанности по отношению к богам, другим государствам или законы самой общины. Разумный царь всегда советовался с сенатом, являвшимся и опорой царской власти, и совещательным органом. Впрочем, сенат не обладал законодательными функциями и влиятельным государственным органом стал лишь с конца IV в. до Р. Х.

Народное собрание иначе называлось комициями и представляло собой собрание мужчин-воинов по куриям, поэтому первые сходки назывались куриатными комициями . Граждане собирались не реже двух раз в год. Происходило приблизительно то же, что и при процедуре голосования в древней Спарте: народ либо утверждал, либо не соглашался с постановлением, выдвигавшимся царем и не дебатировавшимся. Однако без согласия народа невозможно было начать войну или провести изменения в законодательстве. В случае необходимости на комициях по рекомендации сената избирался царь.

Государственная организация римского общества формировалась в связи с его родовым делением (например, собрания по куриям, то есть по объединениям из десяти родов), свидетельствовавшим о неразвитости государственного устройства, еще не оторванного от родовой структуры.

6. Социальная организация. Первый слой, наиболее привилегированный, составляли патриции , дети и потомки сенаторов. Они обладали всей полнотой прав, голосовали в куриатных комициях, имели право входить в сенат, носили на пальце золотое кольцо и плащи с пурпурной каймой по краю. Патриции стали ядром будущей аристократии. В дальнейшем, в эпоху ранней республики, высшие магистраты избирались главным образом из патрициев, занимавших основные государственные должности.

Следующий слой — клиенты , выделившиеся в результате обеднения граждан. Клиенты были политически бесправными, ими становились иноземцы, прибывшие в Рим после его основания и оформления патрицианских родов, и вольноотпущенники, то есть бывшие рабы. Клиенты как бы вступали в родовую организацию патрициев, но на правах зависимых членов, и обычно, хотя не всегда, получали родовое имя своих покровителей ( патронов ). В их обязанности входило сопровождение патриция в военном походе и в самом городе. Они трудились на участках земли, выделенных патронами. Имущество клиентов после смерти, при отсутствии прямых наследников, отходило покровителю. В свою очередь, патрон защищал клиента, представляя его интересы в суде, из-за чего клиенты во время внутренних смут часто выступали на стороне патрициев.

Плебеи составляли простой народ, обладавший, как и патриции, гражданскими правами, но незнатный. Плебеи носили некрашеные шерстяные тоги, и их число постоянно росло (само слово плебс происходит от слова «наполнять») . Плебеи объединялись в роды со своими традициями и были едины в политической борьбе против патрициев, хотя и выдвигали неодинаковые требования: самые бедные выступали за отмену долгов, а богатые — за политическое равноправие с патрициями. Борьба патрициев и плебеев станет одним из основных движущих факторов истории ранней республики, которому будет обязан своим существованием ряд государственных магистратур.

7. Реформы Сервия Туллия. Для формирования полнокровной государственной системы был необходим иной критерий организации общества, наподобие имущественного ценза, введенного Солоном в Афинах. Такую реформу провел царь Сервий Туллий , правивший примерно с 578 по 555 г. Традиция приписывала ему три заслуги: проведение территориального деления Рима, осуществление цензовой дифференциации общества и наконец создание общего войска из патрициев и плебеев.

Отныне Рим делился на двадцать одну трибу (4 городских и 17 сельских), каждая из которых была организована не по родовому, а по административному принципу.

Сервий Туллий ввел шесть цензов. Имущество граждан оценивалось в медных монетах — ассах . Первый слой должен был обладать имуществом не менее 100 тыс., второй — 75 тыс., третий — 50 тыс., четвертый — 25 тыс., пятый — 11,5 тыс., шестой составляли пролетарии , люди, не имевшие ничего, кроме своего потомства ( proles ). Для определения ценза проводилась перепись. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинов: богатые — тяжеловооруженных и конницу, остальные — вспомогательные отряды. Новые боевые единицы назывались центуриями (центурия — 100 человек). Первый разряд выставлял 98 центурий, а шестой только одну. Всего их было 193.

Теперь народ собирался по центуриям, на центуриатные комиции , и голосование проводилось по центуриям, а не по родовому принципу. Куриатные комиции продолжали существовать, но не играли прежней роли, поскольку в них разбирались вопросы, связанные с отправлением родовых культов. Теперь рядовой воин мог продвинуться по службе и получить должность центуриона.

При последних царях этрусской династии (Сервии Туллии, Тарквинии Древнем , Тарквинии Гордом  — VI в.) Рим был сильно перестроен. Была замощена центральная площадь города, форум , построена система канализации — великая клоака , при Тарквинии Древнем было начато, а при Тарквинии Гордом завершено строительство каменного храма на Капитолии, посвященного Юпитеру. Благодаря притоку этрусских мастеров в Риме активно развивалась городская культура.

Царский период завершился на царе Тарквинии Гордом , который, согласно античной традиции, был седьмым царем, честолюбивым тираном, высокомерно обращавшимся с римской аристократией. Он выселил безземельных плебеев в завоеванные города, где они получили участки. В конце концов против Тарквиния был составлен заговор во главе с Юнием Брутом , имя которого в дальнейшем станет символом борьбы с тиранами. В 509 г. Тарквиний был изгнан, и начался период римской республики.

8. Происхождение этрусков, их язык. Этруски не сыграли важной роли в становлении римского государства раннего царского периода, и их влияние оказалось значительным лишь после прихода этрусских царей и в эпоху ранней республики. В целом же этрусский антураж возник в более позднее время.

В Этрурии ( Тоскане ) до прихода этрусков в X–VIII вв. до Р. Х. существовала местная археологическая культура Виллановы (по названию деревни близ Болоньи). Ее появление и исчезновение до сих пор непонятны. Для культуры Виллановы были характерны большие укрепленные поселения, являвшиеся и ремесленными центрами, а также крупные могильники, так называемые «поля погребений», на которых вырывались могилы в виде колодцев: на их дно ставилась урна с прахом кремированного покойного.

Этруски появились здесь в VIII–VII вв. до Р. Х. Из Этрурии, ставшей ядром их расселения, они продвинулись в Кампанию и Паданский регион. По одной версии, этруски прибыли с Востока, на что указывало их отдаленное сходство с хеттами . По другой — пришли с севера и принадлежали нордической расе, а в их этногенезе сыграло роль местное население. В любом случае этруски представляли собой сложный и неоднородный этнический субстрат.

Этрусский язык, будучи остатком исчезнувшего доиндоевропейского языка, формировался из различных компонентов под влиянием западно-греческого языка. Первые надписи этрусков до сих пор не расшифрованы, хотя и составлены на читаемом греческом алфавите, который пришел к римлянам опосредованным путем благодаря этрускам — первые римские надписи относятся к началу VII в. до Р. Х.

Материальная культура этрусков известна благодаря археологическим раскопкам городов и купольных гробниц. Этруски планировали города, проводили крупные работы на основе общественного труда, осушая болота, строя дренажные сооружения, клоаки, каналы и т. д. Высокий уровень строительной техники, возможно, был заимствован с Востока, из Малой Азии.

9. Религия. Религиозные культы этрусков воссоздаются благодаря погребальному ритуалу. Этрусская религия являлась начальной стадией политеизма (многобожия), в ней существовала божественная иерархия. Некоторые боги были позднее отождествлены с греческими, но сфера их действий не вполне понятна. Главное религиозное учение, доставшееся римлянам по наследству от этрусков, было гадание по внутренностям животных и по молниям. Этим занималась коллегия жрецов- гаруспиков (по всей видимости, от «изучаю, наблюдаю печень»). Они гадали по печени жертвенных животных. Археологами найдена бронзовая модель печени овцы — своего рода шпаргалка, разделенная на сорок секторов, соответствующих определенному божеству, воля которого угадывалась по признакам, зависевшим от цвета, формы, размеров часто менявшего форму пирамидального отростка печени и желчи. Печень предоставляла большой простор для выборов того или иного варианта. Реже гаруспики изучали сердце или легкие. Гадание по молниям строилось сходным образом: небосвод делился на шестнадцать частей, восточная приносила благо, а западная — зло. Играло роль то, откуда ударила молния, когда и какой бог ее послал. Место, куда попадала молния, специально огораживалось, на нем делалась памятная надпись, и иногда созидался храм. Позднее гаруспиции станут органической частью официальной римской религии и удержатся в ней долгое время. Даже в IV в. н. э. император Константин издаст указ об их запрещении, но вера в гадания еще сохранится, поскольку аналогичные запреты христианских императоров следовали вплоть до VII в. н. э.

10. Представления о загробном мире. У этрусков возникло специфическое представление о загробной жизни, наложившее отпечаток и на их религию. В VI–V вв. до Р. Х. образы загробного мира были достаточно светлыми. На стенах погребальных камер изображались пляски, танцы, в веселье пирующие люди. Но позднее, с IV в., после покорения этрусков греками и римлянами, религия приобрела мрачный и пессимистичный характер. На могильных изображениях появились чудища-полузвери с синими телами, крючковатыми носами и крыльями, как у нетопырей, с обезображенными лицами, встречавшие человека в ином мире. Такая эволюция была связана и с закатом этрусской цивилизации.

От этрусков римляне переняли обряд кремации покойных, основывавшийся на освобождении души от тела, после гибели которого душа освобождалась, и распространившиеся в дальнейшем гладиаторские игры, игравшие изначально роль ритуальных человеческих жертвоприношений как часть погребального обряда.

11. Искусство. Этрусское искусство известно благодаря купольным гробницам, где сохранились росписи. Ранняя греческая живопись почти неизвестна, и они являются одним из немногих свидетельств о живописи VI в. В ней прослеживаются элементы условности восточного стиля, выразившиеся в орнаментальном рисунке. С другой стороны, отдельные фигуры вполне реалистичны. Вероятно, существовала целая школа этрусских художников. Сюжеты были связаны с заупокойным культом, хотя встречались и бытовые картинки, связанные с охотой или рыбной ловлей. Эволюцию этрусского искусства можно сопоставить с развитием красно- и чернофигурной росписи на греческих сосудах.

Характерным примером этрусского искусства является относящийся к VI в. саркофаг, на крышке которого расположена скульптура знатной супружеской пары. Многие саркофаги полностью не сохранились, потому что делались из глины. В лицах этой четы можно усмотреть попытку изображения конкретных людей, хотя скульптуре присуща некоторая стилизация, обобщенность образов и архаическая улыбка. Этруски станут учителями римлян в портретном искусстве.

Этруски довели до совершенства обработку металлов, им были известны интересные технологии, в частности грануляция  — напайка на медную основу микроскопических золотых шариков диаметром 0,14 мм, — утраченная в последующую эпоху, но частично раскрытая в наше время.

Этруски изготавливали сосуды типа буккеро , у которых коптили и лощили нагретым камнем стенки, так что они становились черными и походили на металлические. Сосуды с крышками в виде голов людей, имевшие портретное сходство с умершим, использовали как погребальные урны.

12. Религиозные лиги. Период могущества этрусков ( VI в.) совпал с этрусской династией в Риме. Этруски, как и финикийцы, были искусными мореходами, промышляли пиратством. В античной традиции их часто называли тирренами по наименованию Тирренского моря, где они господствовали.

В Этрурии существовало три федерации, лиги , по двенадцать городов, основанные на религиозных началах. На общесоюзном собрании приносились жертвы богам, проводились священные игры. Верховный жрец сосредоточивал в своих руках и светскую власть, являясь царем. Федерации были разобщены и не представляли собой централизованное государство, поэтому быстро потерпели поражение от римлян.

Этруски нуждались в новых землях и попытались расширить свои территории, но при освоении восточного побережья Корсики и Сардинии натолкнулись на сопротивление римлян и греческих колонистов. К началу V в. их могуществу пришел конец, когда близ Кум в 474 г. до Р. Х. этруски потерпели окончательное поражение от италийских греков.

В Новое время большую известность получила любовная история Энея: прибыв в Карфаген, он встретил царицу Дидону , которая, полюбив героя и будучи не в силах с ним расстаться, покончила с собой, поскольку Эней, выполняя волю богов, намеревался плыть в Италию.

До начала XX в. многие исследователи рассматривали царский период как мифический и реально не существовавший. Это направление, гиперкритицизм , сейчас во многом преодолено, хотя о царском периоде действительно мало сведений и относятся они к позднему времени.

Сивиллы до сих пор почитаются в католической Церкви, поскольку, по преданию, Кумская пророчица предсказала рождество Христа. Сивиллы изображались в храмах, наибольшую известность получили росписи Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана. Сивилла упоминается в католическом реквиеме.

Dis manibus.

В современной литературе утвердилась иная теория о происхождении патрициев и плебеев, согласно которой патриции являлись первоначальным населением Рима, а плебеи — людьми, пришедшими или покоренными Римом после оформления новой социальной структуры, чем была обусловлена и разница в гражданских правах этих двух социальных групп.

Комментарии (2)
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.