Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (2)

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Глава 4. Ранняя римская империя. Принципат (I–III вв.)

1.  – Создание второго триумвирата (43 г. до Р. Х.). 2.  – Возвышение Октавиана. 3.  – Принципат Октавиана Августа (27 г. до Р. Х.  — 14 г. н. э.). 4.  – Литература эпохи Августа. 5.  – Строительство эпохи Августа. 6.  – Правление императора Тиберия (14–37 гг. н. э.). 7.  – Правление Нерона (54–68). 8.  – Правление Веспасиана (69–79). 9.  – Правление Тита (79–81). 10. – Правление Траяна (98–117). 11. – Правление Адриана (117–137). 12.  – Правление Септимия Севера (193–211). 13. – Правление Каракаллы (212–217). 14.  – Солдатские императоры (235–284). 15. – Религиозный синкретизм эпохи ранней империи.

1. Создание второго триумвирата (43 г. до Р. Х.). На следующий день после убийства Цезаря, в 44 г. до Р. Х., 16 марта, Юний Брут выступил в сенате с предложением восстановить олигархическую республику, однако многие сенаторы высказались против, поскольку идея создания державы с твердой властью одного человека уже витала в воздухе. Оформились две политические группировки. Первая во главе с убийцами Цезаря Брутом, Кассием и примкнувшим к ним оратором Цицероном выступила за восстановление республики. Другая была промонархической, и в нее входили цезарианцы , которых возглавлял Марк Антоний , консул 44-го года, один из приближенных Цезаря и наиболее влиятельное в Риме лицо, претендовавшее на реальную власть. К нему присоединился Эмилий Лепид , начальник конницы и затем наместник одной из провинций, являвшийся правой рукой Цезаря. Появление новых политических группировок свидетельствовало о расколе внутри римского общества, продолжении затянувшегося кризиса поздней республики.

По предложению Цицерона, многочисленные споры вокруг убийства Цезаря были завершены формулировкой: «Цезарь умер». Сенат признал Юлия умершим, но его постановления и реформы не отменялись. Их сохранение подтверждало продолжение цезарианской линии.

Наследником диктатора формально являлся его внучатый племянник девят­над­цатилетний Гай Октавий, усыновленный Цезарем и принявший новое имя Гай Юлий Цезарь Октавиан . Никто не видел в нем реального преемника власти, поэтому Марк Антоний считал себя единственным человеком, способным взять бразды правления в свои руки, и наследство Цезаря Гаю не передал. Тем не менее Октавия поддержали настроенные против Марка Антония лица и главным образом Цицерон. Он сделал ставку на молодого человека, не считая его крупным или гениальным политиком, но надеясь на временное поддержание уже угасавшей республики. Оратор пустил в ход все свое красноречие, требуя в сенате, чтобы Октавиан унаследовал права Цезаря. Сенат тоже счел предлог подходящим и пообещал молодому человеку консульство на следующий год. Таким образом, Гай оказался во главе сенатских войск, собранных против Марка Антония. В 43 г. до Р. Х. произошло сражение при Мутине между войсками сената и Марка Антония, потерпевшего поражение. Гай Октавий потребовал консульство, но сенаторы отказались удовлетворить его требования, поскольку Октавий выполнил свою роль и после разгрома Марка Антония был им больше не нужен. Впрочем, Гай Октавий оказался не настолько юным и доверчивым, чтобы вторично совершать политические ошибки, и примкнул к Марку Антонию, составив союз с бывшим противником.

Так в 43 г. оформился второй триумвират: Октавиан, Марк Антоний и Эмилий Лепид. Гай Октавий вступил с войсками в Рим, и сенат признал новый союз как законодательно оформленную власть, в отличие от первого, являвшегося неформальным объединением. Триумвиры начали, как и Сулла, с проскрипций, жертвами которых стали продемократически настроенные лица, отстаивавшие возрождение республики. Основной целью новых репрессий стало не столько обогащение триумвиров, сколько уничтожение политической оппозиции. Одним из первых пал Цицерон, более всех выступавший за восстановление республики. Гай Октавий не хотел его смерти, но был вынужден расплатиться его жизнью за свое политическое положение после 43 г.

Цицерон ( 106–43 ) — одна из гениальных личностей древности, замечательный оратор, создавший множество трактатов, посвященных мастерству устной речи, философии, религии и истории. Ему принадлежало крылатое выражение «История — учительница жизни». Он оставил большое количество писем с красочными описаниями Рима поздней республики. Цицерона нельзя ограничить рамками одного стиля или направления в литературе, поскольку его творчество было многогранным и уникальным.

Триумвиры пришли к власти под знаком мести за смерть Цезаря, поэтому после проскрипций собрали войска против его убийц, столкновение с которыми произошло у города Филиппы (Македония) в 42 г. , где Брут и Кассий погибли. После поражения республиканцев триумвиры стали единственными хозяевами римского государства и произвели его передел. Марк Антоний получил часть Галлии и богатые восточные провинции. Эмилий Лепид взял провинцию Африка, бывший Карфаген, а Октавиан — Испанию и Италию, обладание которой давало значительную политическую власть.

2. Возвышение Октавиана. В 42–41 гг. до Р. Х. Марк Антоний, совершая крупный политический просчет, находился в полной праздности в Египте у царицы Клеопатры, которой, как и ранее Цезарь, был покорен. Октавиан в это время активизировался и установил стабильное положение в Риме, недавно находившемся на грани голода и обеспокоенного волнениями рабов, бежавших на Сицилию.

В 36 г. поднял неудачное восстание Эмилий Лепид, но воины не признали его и провозгласили военачальником Октавиана. С этого момента триумвират превратился в дуумвират, и будущее столкновение двух оставшихся политиков оказывалось неизбежным.

Октавиан с 36 г. присвоил себе пожизненно полномочия плебейского трибуна. А Марк Антоний объявил о своем браке с Клеопатрой, совершив второй крупный просчет, потому что провозглашение официального брака с чужеродной царицей оскорбляло гражданские чувства римлян. Кроме того, Марк Антоний раздавал принадлежавшие римскому государству земли сыновьям Клеопатры. В результате сенат объявил войну египетской царице, а фактически Марку Антонию. Решающее морское сражение произошло в 31 г. до Р. Х. у мыса Акций (северо-западная Греция). В разгар битвы корабли Клеопатры повернули, Антоний бросился их догонять, и победа досталась Октавиану. Марк Антоний покончил жизнь самоубийством, а Клеопатру победитель хотел пощадить. Когда же та узнала, что Октавиан проведет ее в своем триумфе в золотых цепях, то также покончила с собой, велев принести корзину с фруктами и спрятанной в них ядовитой змеей. В 30 г. до Р. Х. Египет превратился в римскую провинцию.

Октавиану 33 года, и он, будучи единственным хозяином Рима, получил титул императора, предоставлявшийся только военачальникам за особые заслуги до триумфа. Октавиан приобрел это право, поскольку победы его военачальников приписывались ему, то есть совершались под его ауспициями.

В 27 г. до Р. Х. Октавиан выступил в сенате, провозгласив конец гражданских войн. Он заявил, что повсюду установлены мир и порядок, и он, выполнив свою миссию, слагает с себя полномочия с просьбой принять отказ от власти. Октавиан совершал хитрый политический ход, добиваясь официального признания своей власти: сенаторы умоляли его вернуться к управлению и не бросать на произвол судьбы римское государство, которое неизбежно ввергалось в очередную гражданскую войну. Октавиан милостиво согласился и был провозглашен принцепсом , то есть первым подававшим голос при голосовании в сенате. Новый правитель постоянно подчеркивал, что принял власть лишь на определенный срок, который каждый раз продлевался.

3. Принципат Октавиана Августа (27 г. до Р. Х.  — 14 г. н. э.). К 27 г. восходит начало императорской эпохи, называемой принципатом и представлявшей собой монархию под видом республики. По выражению римского философа-стоика Сенеки , «государь спрятался в одежды республики». Сохранялись прежние учреждения: собиралось народное собрание, действовал сенат, избирались консулы, трибуны, однако без распоряжений принцепса ничего в империи не происходило. Октавиан был единственным человеком, который управлял государством и узаконил принцип формального усыновления «лучшего» гражданина, становившегося наследником и преемником высшей власти. Этот принцип был императорами нарушен лишь в конце II в. н. э.

Октавиан правил с 27 г. до Р. Х. по 14 г. н. э. Его любимой поговоркой была «Тише едешь — дальше будешь», которой он в полной мере следовал всю жизнь. Главная заслуга Октавиана состояла в установлении принципата.

Народное собрание потеряло свое значение, хотя по-прежнему собиралось. По отношению к народу Октавиан осуществлял политику хлеба и зрелищ и с целью максимального устранения народа от политической жизни проводил бесплатные раздачи хлеба, устраивал дорогостоящие представления. Имели место безуспешные заговоры, но активной политической борьбы, как в поздней республике, уже не было, поскольку народ устал от беспорядков и железная рука Октавиана оказалась как нельзя кстати. Его правление стало одним из немногих периодов относительного благополучия, мира и спокойствия Римской империи.

С самого начала Октавиан опирался не на народ, а на избранную гвардию — характерная особенность принципата и последующей императорской эпохи, когда основой власти являлся не народ, а войско, в частности преторианская гвардия , созданная Октавианом: три тысячи воинов постоянно размещались в Риме и получали тройное жалование, находясь на привилегированном положении. Преторианцы стали опорой дворцовых переворотов позднего времени.

При Октавиане была произведена очередная чистка сената, который был сокращен, но формально возвеличен, поскольку являлся символом республиканской государственности. Октавиан постоянно подчеркивал его достоинство и юридическое равноправие с ним. Например, все провинции империи были поделены между принцепсом и сенатом: одни управлялись сенатскими, а другие императорскими ставленниками.

Тем не менее центр решения политических проблем переместился в законодательно не оформленный совет принцепса . Неофициальный узкий круг приближенных к Октавиану людей собирался для обсуждения и разрешения государственных дел. Карьера высших магистратов практически полностью зависела от Октавиана, однако осуществлялась при сохранении прежней процедуры: в результате выборов должностных лиц на народном собрании. Октавиан поддерживал четкую очерченность сословий сенаторов и всадников, и создание из них зависевшего от принцепса бюрократического механизма стало зародышем будущей имперской системы. Постепенно расширялся аппарат управления и формировалась бюрократия молодой державы, но на основе уже существовавших магистратур.

Важная социальная реформа, проведенная Октавианом, была связана с взаимоотношениями рабовладельцев и рабов. Правитель запретил отпуск рабов на волю до того, как они прослужат двадцать лет в доме своего господина, и восстанавливал древний обычай, согласно которому, раб, убивший господина, должен был быть казнен и вместе с ним — остальные домашние рабы. Закон действительно применялся. Октавиан провел ревизию сельских рабских тюрем, эргастул , и незаконно обращенные в рабство были освобождены. Принцепс регулировал отношения рабов и рабовладельцев под знаком возвращения к древним традициям, явившегося символом нового управления.

Октавиан укреплял римскую фамилию. Аристократы, желавшие занять высшие должности, не могли рассчитывать на блестящую карьеру, не будучи женатыми. Вводилось право трех детей , по которому, римский гражданин, надеявшийся на продвижение по службе, должен быть женатым и иметь трех детей. Это право превратилось в объект спекуляции, когда люди, не имея детей, добивались его получения. Многие аристократы оказались недовольными введением нового постановления, так как при наличии нескольких наследников требовалось разделить имущество, что не всегда оказывалось выгодным. В такой ситуации было идеально иметь одного сына, но при высокой детской смертности в случае смерти единственного отпрыска отец лишался наследников вообще. Октавиан издал закон о наказании супружеской неверности, и первыми, подпавшими под его действие, оказались дети принцепса: две Юлии, дочь и внучка, отправленные в ссылку за легкомысленное поведение. Октавиан осмелился затронуть такую сферу, в какую государство ранее никогда не вмешивалось, поскольку правитель рассматривал семью в качестве основы римской государственности .

Октавиан воссоздал многие традиционные празднества, обычаи и культы, ранее находившиеся в пренебрежении, и спустя несколько дней после фиктивного отречения получил титул Август  — «священный» . Без излишней скромности он назвал в свою честь последний безымянный месяц римского календаря августом. Императором в собственном смысле слова Октавиан никогда себя не именовал и при жизни звался или принцепсом или Цезарем. Последнее имя стало традиционным для последующих императоров.

Во внешней политике Октавиан предпочитал мирные формы дипломатии. Был заключен ряд договоров, созданы новые провинции в Египте, в районе южной Югославии, Албании и части Болгарии. Наиболее крупными из последних были Мезия и Паннония . Возникли провинции Ахайя на территории Балканской Греции ( 27 г. до Р. Х.) и Иудея ( 6 г. н. э.).

В правление Августа начались евангельские события. Во второй главе Евангелия от Луки (Лк. 2: 1) говорилось о том, что Август, то есть Октавиан велел переписать «всю вселенную». Перепись, скорее всего, была местной и касалась, в первую очередь, Сирии и Палестины, потому что сведений о переписи глобального характера нет.

При Августе был заключен мир на Востоке и установлена граница с Парфией. Восточная проблема являлась постоянно действующим фактором в императорскую эпоху в I и II веках: постоянная борьба с Парфией ослабляла силы Римской империи.

Были заняты верхние области Дуная, частью стабилизировалась граница с германскими племенами по Рейну, но германская проблема оставалась столь же болезненной, как и парфянская, поскольку продвижение в Германию оказалось неудачным. В 9 г. н. э. германцы вероломно заманили три римских легиона в Тевтобургский лес и полностью истребили в болотах. Август был в отчаянии, бился головой о косяк двери и кричал: «Квинтилий Вар (командующий погибших воинов), верни мне мои легионы!». Несмотря на военные неудачи, границы римского государства расширялись и относительно стабилизировались по крупным рекам на севере и востоке: Дунаю, Рейну и Евфрату.

4. Литература эпохи Августа. Стараниями Августа его время явилось эпохой расцвета культуры, в первую очередь литературы, вершину которой составило творчество поэтов Вергилия, Горация и Овидия.

Публий Вергилий Марон ( 70–19 гг. до Р. Х.) родился в семье ремесленника, увлекался Катуллом, любовной поэзией, по духу был близок эпикурейцам. Наиболее крупными произведения — «Буколики» , «Георгики» и «Энеида» .

«Буколики» — пастушеские идиллии, написанные в подражание Феокриту. В них превозносилась размеренная спокойная жизнь на лоне природы. В четвертой эклоге «Буколик» говорилось о наступлении золотого века и рождении божественного младенца — факт, толковавшийся христианскими авторами как предвозвестие явления Иисуса Христа .

«Георгики» были адресованы Августу и представляли собой сборник наставлений о земледелии в четырех книгах, посвященных хлебопашеству, виноградарству, цветоводству и пчеловодству. Это не конкретное руководство в том или ином хозяйственном занятии, но, скорее, неосуществимая попытка возродить нравственные ценности сельской жизни.

Пиком творчества Вергилия явилась «Энеида», эпопея об основании Рима беглецом из Трои Энеем. Она должна была завершиться эпохой Августа: Вергилий писал поэму в течение десяти лет, но не завершил. Значение «Энеиды» состояло в том, что поэт первым среди римлян попытался стать достойным соперником Гомера, создав глобальное эпическое произведение, отразившее дух и историю рождения римского народа.

Квинт Гораций Флакк ( 65–8 гг. до Р. Х.) не написал крупных произведений, сопоставимых с трудами Горация. В «Одах» , являвшихся небольшими лирическими произведениями, Гораций взял за образец греческую лирику периода архаики (Алкей, Сапфо, Анакреонт) и перенес ее стихотворные размеры в латинский язык. В одах он использовал около двенадцати размеров. Гораций выдвинул требование умеренности в жизни — «золотой середины», — поэтому яркие подвиги поэта не привлекали. Он видел бессмертие в поэзии и пытался совместить мир чувств отдельного человека с требованиями государства, воссоздать в римском обществе единство этих разъединенных элементов. Самой знаменитой стала ода Горация «Послание к Мельпомене», неоднократно переводившееся русскими поэтами: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» .

Наибольшую известность получили «Эподы» Горация, написанные ямбами в стиле Архилоха. Греческая поэзия всегда служила образцом для римлян и подражание ей стало основой национальной литературы. Эподы явились стихами на политические темы, поскольку в них выразился протест против гражданских войн. Гораций не верил в наступление золотого века при Августе и усматривал спасение людей на «островах блаженных» (в таком виде античным людям традиционно представлялся загробный рай), проповедуя уход от активной политической жизни, что и требовалось Августу.

И Вергилий, и Гораций своим выдвижением были обязаны богатому римлянину Меценату , приближенному Августа, имя которого впоследствии стало нарицательным.

Третья личность — Публий Овидий Назон (ок. 43 г. до Р. Х. — 18 г. н. э.), родился в состоятельной семье и никогда не нуждался, в отличие от Горация и Вергилия. Наибольшую известность Овидию принесли «Любовные элегии» , выражавшие не столько искреннее чувство, сколько блестящую словесную разработку традиционных сюжетов. В элегиях содержится обращение не к конкретной женщине, как у Катулла, а к некоему идеализированному женскому образу. Другое произведение — «Героиды» — Овидий составил как письма мифических героинь к покинувшим их мужьям. Позднее они легли в основу жанра любовного послания.

Овидий письменно оформил религиозный римский календарь — « Фасты» , но успел описать религиозные празднества лишь первого полугодия. «Фасты» являются ценным источником по истории римской религии. Последним крупным произведением поэта стали « Метаморфозы» , то есть «превращения» — полумифическое, полуисторическое произведение с изложением легендарных историй и мифов в свете пифагорейского учения о переселении душ.

Лучше всего о творчестве Овидия сказал А. С. Пушкин:

...Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

За что страдальцем кончил он

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей.

Молдавия была областью, весьма удаленной от Рима. В 8 г. н. э. поэт, скорее всего, из-за легкомысленного поведения по отношению к дочери Августа Юлии неожиданно был сослан в Молдавию, в местечко Томы (современная Констанца в Румынии), откуда отправил в Рим «Скорбные элегии» с жалобами на жизнь и жестокую судьбу. Овидий не вернулся из ссылки, скончавшись в изгнании.

В эпоху Августа творил один из известных историков античности Тит Ливий . Он не был столь блестящим исследователем, как Геродот или Фукидид, и по сути являлся кабинетным ученым, описывавшим события, участником которых не являлся. Ливий оказался блестящим компилятором, переработчиком произведений историков прошлых поколений. Именно в его лице римская историография по уровню сравнялась с греческой. В основу изложения Ливий положил дидактику, так как считал, что история должна учить людей нравственно совершенствоваться. Те образцы человеческих личностей, которые он находил в истории ранней республики, являлись идеалом для любого римского гражданина. Язык Ливия признан вершиной латинской прозы, «молочной» латынью, которую в I в. н. э. сменит «серебряная» Корнелия Тацита . Стиль Ливия был очень популярен в эпоху Средних веков и Возрождения.

5. Строительство эпохи Августа. При Августе развернулось крупное строительство в Риме, который ранее представлял собой город с узкими улочками, тесными площадями, домами в несколько этажей, плотно заселенными бедняками. Август, по его собственным словам, превратил Рим в просторный мраморный город, но практически ничто из построенного им не сохранилось. Самый крупный храм Пантеон (храм всех богов) был первым большим зданием типа ротонды с купольным перекрытием, в котором находился световой колодец. Купол пантеона, послуживший отдаленным прообразом константинопольской «Софии», символизировал небесный свод, место жительства богов. Пантеон позднее сгорел, и нынешнее сооружение относится к началу II в. н. э. Сейчас это христианский храм.

Август, будучи принятым в род Юлиев, стал родоначальником династии Юлиев-Клавдиев (27 г. до Р. Х.  — 68 гг. н. э.) , и с него началось правление отдельных императоров, свидетельствовавшее о том, чего достигало сознание человеком собственной безнаказанности и вседозволенности, когда физических пределов власти никаких не полагалось.

6. Правление императора Тиберия (14–37 гг. н. э.). Первым императором после Августа был его пасынок Тиберий , правивший с 14 по 37 г. Его преследовала двойственная традиция. По описаниям римского историка Тацита, Тиберий был жестоким и подозрительным. С другой стороны, есть мнение, что его имя несправедливо оклеветано историей, в которой бездарный Август сделал эпоху, а гениальный Тиберий исчез бесследно. Возможно, этот император действительно не раскрылся как гениальная личность.

Тиберий совершил ряд неудачных походов в Германию. Он окончательно распустил народное собрание — трибутные и центуриатные комиции перестали собираться. Сократились хлебные раздачи и число зрелищ. Кроме того, Тиберий попытался увеличить налоги с целью пополнить казну, средства для которой изыскивали почти все императоры. В конце правления император удалился на остров Капри и вел уединенную жизнь.

Тиберий был тем самым Кесарем , при котором развернулось и завершилось основное повествование четырех Евангелий.

7. Правление Нерона (54–68). Другим известным императором династии Юлиев-Клавдиев был Нерон ( 54–68 ). Он являлся личностью экстравагантной, в свое время одаренной, но воспитание и подхалимское отношение со стороны приближенных сильно деформировало характер императора, который возомнил себя гениальным певцом и актером, разъезжал по империи и давал крупные представления. Его встречали с подобострастным восторгом и по достоинству оценивали талант, поскольку аплодисменты из публики выколачивали преторианцы. Подобные поездки дорого обходились римскому государству.

В 64 г. в Риме неожиданно вспыхнул пожар. В поджоге, по свидетельству Тацита, были обвинены христиане, поэтому с именем Нерона связано первое крупное гонение на христиан . Нерон, согласно молве, сам устроил пожар, чтобы взойти на холм и при свете отблесков пламени исполнить очередную песнь, посвященную пылающей Трое .

В 66 г. произошло восстание в Иудее, и в Иерусалиме был истреблен римский гарнизон. В разгар этих событий в 67 г. в Риме вспыхнула чума, одновременно с ней в народе распространилось явное недовольство Нероном. Тот бежал и покончил жизнь самоубийством. Прежде чем нанести себе смертельный удар мечом, он глубоко вздохнул и сказал: «Какой великий артист погибает».

8. Правление Веспасиана (69–79). Нерона сменил Веспасиан ( 69–79 ), положивший начало новой династии Флавиев , правивших с 69 по 96 гг. Ему было необходимо подавить восстание в Иудее, принимавшее все более худший оборот. Мятеж возглавляли зелоты (ревнители), фанатически настроенные люди, ненавидевшие римлян. В 70 г. Веспасиан осадил Иерусалим, но позднее спешно отправился в Рим, чтобы включиться в борьбу за императорскую власть, и осаду продолжил его сын Тит , который захватил и полностью разрушил город вместе с храмом, исполнив пророчество Иисуса Христа: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лк. 21: 6). Тит потопил восстание в крови, но окончательно подавил его лишь к 73 г. Достаточно субъективное описание восстания известно благодаря перебежчику из лагеря повстанцев Иосифу Флавию , написавшему книгу « Иудейская война» .

Веспасиан пополнил сенат провинциалами, восстановил дисциплину в армии, а также был вынужден изыскивать средства для пополнения государственной казны. В частности, он приобрел скандальную известность, введя налоги на ранее бесплатные общественные уборные. Когда рассерженный Тит явился к отцу и начал этим возмущаться, Веспасиан поднес к его носу монету и сказал: «Деньги не пахнут».

Поскольку после смерти императоры обожествлялись, Веспасиан, лежа на смертном одре, но будучи от природы остроумным человеком, печально вздохнул: «Ох, кажется, я становлюсь богом».

9. Правление Тита (79–81). Веспасиана сменил Тит ( 79–81 ), получивший за иудейскую войну триумф. В связи с этим в честь Тита была воздвигнута наиболее ранняя из сохранившихся триумфальных арок, через которую проходило шествие командующего и воинов после победы над врагом. Это пример нарождавшегося и утратившего чистоту императорского стиля, поскольку в арке смешались элементы разных ордеров: коринфского и ионического.

При Тите было построено наиболее крупное сооружение ранней Римской империи — Колизей, четырехъярусный амфитеатр, вмещавший небывалое по тем временам число людей в пятьдесят тысяч. По форме он представлял собой эллипс с осью около 200 метров. Здесь проходили грандиозные гладиаторские бои и травли зверей. Ныне часть арены Колизея разобрана, и видны подземные камеры, где содержали зверей и гладиаторов — картина, подавляющая своей мощью и колоссальностью. Сооружение было пронизано идеей невозможности противостояния новой империи.

При Тите произошло страшное извержение вулкана Везувия, после которого погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии . 30-метровая толща пепла законсервировала их, и города сохранились застывшими в момент катастрофы, превратившись в бесценный археологический источник, раскрывавший реальную жизнь римского города того времени .

10. Правление Траяна (98–117). После Флавиев начался период династии Антонинов ( 96–192 ), иногда называемый «золотым веком» Римской империи. Одним из первых правителей новой династии был Траян ( 98–117 ). При нем государство максимально расширилось: к нему была присоединена последняя римская провинция Дакия (современная Румыния).

Траян построил в Риме огромную площадь, названную по его имени. В центре форума была воздвигнута триумфальная колонна высотой 27 метров, вокруг которой по спирали располагались рельефы, изображавшие покорение Дакии. В развернутом виде лента рельефов достигает двухсот метров. На вершине колонны красовалась скульптура самого Траяна, позднее замененная изображением апостола Петра. Христианское искусство средневековья восприняло подобную форму триумфальных колонн, на которых изображались новозаветные сюжеты, а сверху водружался крест.

При Траяне произошло сильное гонение на христиан. Возможно, оно не было систематическим и повсеместным. О христианах и об отношении к ним в письме императору упоминал наместник малоазийской провинции Вифинии Плиний Младший . Документально зафиксировано, что при Траяне претерпели мученическую кончину свв. епископы Игнатий Богоносец и Климент Римский .

В связи с массовым основанием новых колоний оформилась система межевания земель, проводившаяся специалистами- агрименсорами, — одна из вершин технической мысли римлян, когда территория колоний делилась по декартовой системе координат. Прокладывалась широкая дорога, проходившая через центр города, и другая, пересекавшая ее под прямым углом. В четырех образовавшихся секторах производилось деление на мелкие наделы, распределявшиеся между ветеранами-колонистами. Координаты же участков вычислялись по двум осям.

Многим императорам впоследствии желали быть счастливее Августа и лучше Траяна, то есть правление последнего в памяти потомков отождествлялось с периодом максимального благоденствия. Этот император был прост и доступен рядовым гражданам, ходил по Риму пешком, а вручая меч начальнику дворцовой стражи, велел обратить оружие против него в том случае, если будет править недостойно.

11. Правление Адриана (117–137). Следующим правителем династии Антонинов стал Адриан ( 117–137 ), усыновленный Траяном. При нем произошел переход к стратегической обороне границ империи, и была воздвигнута пограничная линия по Дунаю. Адриан собирал территории расползавшейся империи и не вел новых завоеваний, стараясь удержать уже имевшиеся области.

В 132–135 гг. вспыхнуло последнее крупное восстание в Иудее, возглавленное человеком с красивым именем Бар-Кохба («Сын звезды»). С этим мятежом связано происхождение рукописей Мертвого моря . Повстанцы, входившие в религиозную общину ессеев, укрывались в горах близ Кумрана, где спрятали религиозные тексты, по большей части комментарии и толкования книг Ветхого Завета. Это одни из самых ранних рукописей, связанные с Библией и дошедшие в подлиннике, а не в средневековых списках. После подавления восстания Иерусалим лишился самостоятельности и превратился в римскую военную колонию Юлия Капитолина . Город утратил прежнее название на политической карте античности.

Адриан упорядочил судопроизводство, распорядившись обобщить правотворчество римских юристов предшествовавшего времени, в первую очередь преторов, имевших право вносить дополнения и исправления в существовавшие законы. Так был издан «Вечный Эдикт» ( 128 ), благодаря которому римское судопроизводство стабилизировалось, поскольку император стал первой и последней инстанцией права. Увеличилось число ведомств, возникла государственная почта, то есть монархия приобрела бюрократический характер.

Адриан активно занимался реставрацией древних храмов в Египте, Фракии, Афинах, не забыл и о себе, воздвигнув усыпальницу, которая сохранилась в позднее время как крепость и тюрьма в ведении римских пап под названием «Замок святого ангела» .

12. Правление Септимия Севера (193–211). Антонинов, на которых фактически завершилась эпоха принципата, сменила переходная династия Сев е ров ( 193–235 ). «Север» значит «суровый, жесткий». Династию основал Септимий Сев е р ( 193–211 ), являвшийся командующим Дунайской армии и не принадлежавший императорской фамилии. Он отстранил соперников и в начале новой гражданской войны захватил власть. При нем оформилась идея полной, хотя еще не абсолютной монархии, когда император являлся единственным источником власти. Возрос бюрократический аппарат, приобретший определенную структуру, соотносимую с военной. Например, префект претория из командующего гвардией превратился в помощника императора, и военная должность теперь стала гражданской. Поэтому правление Севера правильнее обозначить как бюрократизированный принципат.

Север провел реформу армии. До него легионер служил двадцать лет, получал маленькое жалование, но не мог приобретать недвижимое имущество и заводить семью, то есть полностью исключался из общественной жизни. При Севере жалование легионерам было увеличено, они получили возможность вступать в законный брак и приобретать землю. Должность первого центуриона объявлялась всаднической, благодаря чему рядовым воинам открывался путь к военной карьере. В армию допускались провинциалы, не обладавшие правами римского гражданства, что знаменовало поворот к новой военной политике, поскольку ранее в состав легионов входили только граждане и воинская служба являлась почетной. К концу II века престиж воинской профессии упал, и императоры были вынуждены набирать солдат из провинциалов.

В скором времени новая армия выдвинет своих императоров и будет диктовать свои условия власти. После реформы легионы потеряли подвижность, обросли хозяйством, хотя у рядовых и появился стимул к службе. Стационарные лагеря ветеранов позднее превратятся в города, например, современная Вена в римское время была колонией Виндобонной .

При Севере Италия утратила привилегированное положение и стала одним из административных округов. В это же время произошел крупный финансовый кризис — государство не имело средств обеспечить стоимость денег необходимым золотым запасом, и монеты выпускались неполноценными, с добавками недрагоценных металлов.

Север, как и его предшественники, много строил, но не храмы, а банные оздоровительные комплексы, получившие название по имени его сына: термы Каракаллы , вмещавшие до 1,5 тысячи человек. Бани были не только местом для мытья, но и, как палестры в Греции, своего рода клубами, где римляне встречались, беседовали, работали в библиотеке, находившейся тут же, занимались физическими упражнениями — в общем приятно проводили время. Поэтому проектированию бань архитекторы уделяли особое внимание, тщательно разрабатывая планы строительства с учетом того, что мылись сначала в горячей воде, потом в холодной, не забывали и о сухой парке. Бани являлись символом благосостояния государства, создававшего для граждан комфорт.

13. Правление Каракаллы (212–217). Перед смертью Север завещал сыновьям: «Дружите между собой, обогащайте солдат и не обращайте внимание на других». Но первым же поступком его сына Каракаллы ( 212–217 ), получившего прозвище по наименованию плащей с капюшоном, которые широко раздавал народу, стало убийство брата, произошедшее в 212 г., когда Каракалла пришел к власти.

Поскольку при Септимии начался финансовый кризис, исправить его можно было лишь традиционным способом, увеличив налоги. И Каракалла в том же, 212 г., издал эдикт о присвоении гражданства всем свободным жителям провинций. Римского гражданства ранее домогались многие как особой привилегии. Теперь они его получали вместе с почетным правом платить налоги, являвшимся обязанностью законопослушных граждан. Каракалла вел неумеренный образ жизни и в 217 г. в результате дворцового заговора был убит.

14. Солдатские императоры (235–284). После династии Северов с 235 по 284 гг. на императорском престоле правители сменялись быстро и часто — начался период солдатских императоров . Тот, кто находился на вершине военной власти, считал себя в праве возглавлять государство. Часто власть захватывали военные командиры, выдвинувшиеся из рядовых легионеров. К числу солдатских императоров принадлежал Деций ( 249–251 ), при котором развернулось наиболее жестокое гонение на христиан.

Дворцовая чехарда прекратилась в 284 г. с приходом Диоклетиана , открывшего новую эпоху империи.

15. Религиозный синкретизм эпохи ранней империи. В начале императорского периода среди римских граждан широко распространился скепсис в отношении традиционной религии. Интерес исповедовать ее пропал в среде не только интеллигенции, но и простого народа. Римская религия оказалась не в состоянии охватить новые территории, не поддававшиеся духовной унификации. Создание много­нацио­наль­ного государства было связано с распространением различных культов по всей империи, и мозаика религиозных течений вела к синкретизму — объединению разнородных начал в религии без создания единого, внутренне логичного и гармоничного учения, поскольку основой механического единства являлось только государство, то есть светская власть.

Императоры нуждались в религии для духовного объединения разрозненных областей, проведенного на основе культа гения императора . Гений был божеством, сопутствовавшим и покровительствовавшим мужчинам (в противоположность покровительнице женщин Юноне), символом которого являлась змея. Гении имелись у семьи, города и государства, был гений римского народа, поэтому выдвижение гения римского императора не было из ряда вон выходящим. В руках правителя как представителя божественных сил сосредоточивалась государственная власть, он и его гений являлись символом новой империи, олицетворением римской государственности. Для провинциалов исповедание культа гения императора было проявлением лояльности по отношению к римской администрации, поэтому культ не выражал глубоких религиозных чувств населения и часто отправлялся формально. Строительство храмов, посвященных гению императора, учреждение жреческих коллегий, ведавших культом, многочисленные жертвы, угощения и представления в честь гения не создавали религиозного учения, объединившего народы империи.

В среде интеллигенции, духовной элиты, на первый план вместо религии выдвинулись концепции философской направленности, в частности стоицизм . В Риме его видными последователями являлись Сенека и император династии Антонинов Марк Аврелий ( 161–180 ), написавший философский трактат « К самому себе». Сенека был одаренным литератором, учителем Нерона. Заподозренный неблагодарным учеником в заговоре, он покончил с собой.

Стоицизм стал уделом избранных «аристократов духа» и не был широко распространен. Сенека поставил вопрос о религии и нравственности не традиционным для того времени образом: не во что верить, а как жить. Как должен поступать человек в крайних, тяжелых ситуациях? Сенека высказывал идеи, близкие христианским, поэтому христианский апологет Тертуллиан и блаженный Иероним называли Сенеку «своим». О внешней близости учения философа с христианством свидетельствует созданная в средние века мнимая переписка Сенеки со св. апостолом Павлом.

Философ считал, что настоящая жизнь человеческого духа начинается после смерти, поэтому тело — лишь темница души. Существует некий надмирный Разум, и люди являются частью сотворенного им космоса, поэтому в них заложена частица божественного. Высшее предназначение человека — соединиться с божеством через познание. Каждый ради внутреннего усовершенствования должен поставить себя над бренным телом и научиться его умерщвлять через строгий пост, ношение грубой одежды, то есть в условиях, не привычных для аристократов. Человека портит не богатство, а стремление им обладать, алчность — установка души, а не хорошее материальное положение. Последним утверждением богатый Сенека старался оправдать и себя. Впрочем, с богатством, как и с жизнью, он расстался достаточно легко, вскрыв себе вены.

Люди стали очень восприимчивы к учениям, связанным с нравственностью. На первый план выдвигалась идея морального обоснования человеческой жизни, поэтому новые религии находили отклик в сердцах многих. Одно из таких учений предлагал последователь новопифагорейской мистики Аполлоний Тианский (ум. в начале II в.), странствующий проповедник и мудрец, обожествленный после смерти, так что Каракалла воздвиг ему часовню. Многие языческие авторы смотрели на него как на соперника христианства. Действительно, в жизнеописании Аполлония встречалось много эпизодов, перекликавшихся с евангельскими: чудесное освобождение проповедника из оков, воскрешение им умершей девушки, осуждение незаконной свадьбы императора Домициана и т. д. Сложно говорить о влиянии Евангелий на Аполлония, но важно другое — идея необходимости нравственного очищения была в ранней римской империи близка многим, хотя и воплощалась по-разному.

Распространился культ иранского божества Митры , принесенный с Востока легионерами, воевавшими с Парфией. Бог верности и закона упоминался еще в проповеди Зороастра, но посвященные ему мистерии широко распространились лишь в римское время. По преданию, Митра убил быка, воплощавшего первоначальное зло. Митраизм, как и учение Аполлония, имел внешнее сходство с христианством, поскольку в нем содержалось повествование о земном рождении, вознесении и искупительной жертве Митры за человечество, а также о воскресении и бессмертии души.

Благодаря иудейской диаспоре широко распространился иудаизм : евреи, рассеявшись по разным уголкам империи, вместе с собой приносили идею пришествия Мессии, духовного освободителя и спасителя избранного народа. Многие римские граждане и аристократы были близки иудаизму.

Получали популярность и восточные культы, в частности, египетский культ Исиды , с которым увязывалась философская концепция противостояния доброго и злого начал в мире при необходимости обоих элементов для существования космоса. Без зла, изначально существующего в мире, невозможно добро, олицетворяемое Исидой. Эта концепция была подробно изложена писателем Плутархом в трактате «Об Исиде и Осирисе» .

Все философские, мистические, религиозные, нравственные течения не имели повсеместного значения, являясь составными элементами атмосферы духовного синкретизма, и не могли отвечать требованиям религии простой и таинственной, общедоступной и общеприемлемой, но самое главное — истинной.

На стороне Брута и Кассия в битве выступил прославившийся позднее поэт Гораций, являвшийся военным трибуном.

Много спорят о том, чем по сути являлся принципат. Некоторые исследователи называют приход Октавиана к власти римской революцией, то есть резкий переход от одной формы государственного устройства к другой. На самом деле, установление монархии было естественно и закономерно в свете вышеописанных событий.

Среди исследователей существует мнение, что воссоздание Римской империи на основе отцовской власти принцепса рождало патриархальное государство, в котором патронатные отношения между подчиненными и императором строились наподобие отношений семейных.

Существуют другие версии толкования слова — «тот, кто возвеличил, приумножил государство», «возвеличенный богами».

Такое толкование свидетельствовало об особой любви христиан к Вергилию — недаром в « Божественной комедии » он стал гидом Данте по аду.

Наиболее известны переводы А. С. Пушкина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова.

К династии Юлиев принадлежали Октавиан Август, его пасынок Тиберий и внучатый племянник Тиберия Калигула ( 37–41 ). К династии Клавдиев относились дядя Калигулы Клавдий ( 41–54 ) и его приемный сын (сын жены от первого брака) Нерон.

Некоторые ученые подвергали сомнению сообщение Тацита, рассматривая его как позднюю компиляцию, но, скорее всего, сведения о христианах принадлежат самому историку.

Описанным событиям посвящен роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши» .

Эта книга легла в основу одноименного произведения писателя Леона Фейхтвангера .

Это событие получило широкую известность благодаря картине К. Брюллова «Последний день Помпей» , хранящейся в Русском музее Санкт-Петербурга.

Рукописи обнаружены в середине XX века благодаря раскопкам западных и советских археологов близ местечка Кумран (основная масса — с 1947 по 60-е гг.).

Комментарии (2)
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.