Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Шильман М. Такты истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

Параллели

Если же отдельное явление иной раз и осмысливают спокойно, то все равно не достигают его границ, где оно связано с другими однородными явлениями, границы достигают чаще всего в отношении политики

Ф. Кафка

Ряд фиксированных фактов всемирной истории при рассмотрении их в свете локальных тенденций развития тех или иных регионов наводит на мысль о явном параллелизме некоторых явлений. Нюансы личной истории на уровне очага цивилизации, отдельного государства, района или Метаочага причудливо резонируют при фронтальном рассмотрении ряда стран в конкретный промежуток исторического времени. Сходность явлений по времени появления и по функциональному содержанию не может не обратить на себя внимания; само же наличие подобных сходств очередной раз подтверждает органическую целостность истории большой длительности и внутреннюю взаимосвязь регионов как субъектов исторического процесса.

1. Между 3-м и 4-м тактами

При рассмотрении вторжения гиксосов в Египет, касситов в Вавилонию и ариев в Индию можно отметить ряд сходных черт.

Кочевые племена гиксосов, вторгшиеся около 1700 г . до н. э. в Египет, завоевали страну и положили начало правления своих династий. Максимального усиления гиксосы достигли к концу XVII в. до н. э. Около 1590 г . до н. э. они уже были вытеснены из Среднего Египта, а не позднее 1559 г . до н. э. их власть в Египте была ликвидирована.

Касситы, группа племен северо-восточной части Двуречья, вторглись в Вавилонию в 1741 г . до н. э. и к началу XVI в. до н. э. полностью подчинили себе страну. Касситские династии формально просуществовали до 1165 г . до н. э., причем принятие касситами языка и культуры Вавилонии свело на нет эффект инородности завоевателей.

Первые вторжения ариев в зону существования культуры Хараппы могут быть соотнесены со временем резкого ослабления последней, т.е. ориентировочно с 1750 г . до н. э. Дальнейшее формирование Индийского очага обуславливалось процессом заселения ариями новых территорий и колонизацией всей Индо-Гангской равнины.

В Китае 1766 г . до н. э. традиционная дата победы племени шан над племенем ся считается началом процесса установления гегемонии шан в Северном Китае. В дальнейшем последовало усиление власти династии Шан, закладка Аньяна и смена династического имени на Инь в конце XV- начале XIV в. до н. э.

Подобные вторжения извне радикально изменили военно-политические воззрения коренного населения завоеванных территорий. Практика наступательных боев и использование необходимой для этого техники из привнесенных становились перенятыми. Действенность стремительных передвижений, подкрепленная высокой боеспособностью малых мобильных отрядов, использование конного войска и колесниц были по достоинству оценены и взяты на вооружение. Результаты практического применения перенятого опыта особенно заметны в зоне Западного Метаочага. К ним относятся успешные завоевательные походы египетских фараонов и месопотамских царей в преддверии времени 4-го такта.

Последующие вторжения племен на территории очагов цивилизаций играли скорее роль информационно-хозяйственную, чем военную. Начавшись во времена 4-го такта, подобные вторжения не приводили уже к радикальному захвату власти и изменению тактики ведения военно-политической деятельности. Тем не менее, привнесение новых элементов как материальной, так и духовной культуры следует отметить кратким анализом последствий движения чжоусцев, ариев, хеттов и малоазийских племен.

2. Между 4-м и 5-м тактами

С 1122 г . до н. э. после битвы при Муе и разрушения государства Шан (Инь) на территории Китая с началом периода Чжоу начала формироваться система религиозно-философских взглядов, вошедшая впоследствии в историю религии и философии как система Чжоуских воззрений.

Время массированного вторжения ариев в Индию совпадает со временем создания основного корпуса гимнов Ригведы и может быть определено как 1200-1000 гг. до н. э. В свою очередь ведийское мировоззрение стало основной базой индийского духовного развития.

Вторжение арийских племен в пределы государства Митанни, оставившее языковые следы в текстах середины II тыс. до н. э., также повлекло за собой проникновение ранних текстов Авесты на территорию Ирана. Датировка Авесты, ставшей основной книгой зороастризма, может быть принята (при максимальном отодвижении возможных дат вглубь) как ориентировочно 1100 г . до н. э. (Елизаренкова, с.440), а время завоевания Восточного Ирана не позднее XIV в. до н. э.

В Переднюю Азию киммерийцы принесли прогрессивную технологию обработки бронзы, а хетты секреты железоплавильного производства. Учитывая тот факт, что хетты хранили свои секреты вплоть до разрушения своей державы, широкое распространение информации о железной металлургии следует связывать со временем сокрушения Хеттского государства народами моря около 1200 г . до н. э.

Вторжение малоазийских племен и племен Эгеиды (XIII-XII вв. до н. э.) привело к разрушению Хаттусы, Микен, Трои и завоеванию Крита. Халдейские племена начали проникновение в Вавилонию, принципиально новым религиозно-историческим явлением стало оформление семитских племен в государственном аспекте, повлекшее за собой возникновение и усиление государства Израиль (с XI в. до н. э.) под знаком разработки комплексных идей монотеизма.

К параллелям этого времени стоит также отнести и факт схожести воззрений египетского реформатора Аменхетепа IV (Эхнатона) относительно бога Атона и с другой стороны индийских религиозных деятелей на Брахму. В обоих случаях определяющей характеристикой был жар, лежащий в основе всего сущего. Факты наличия параллелей между ивритом и брахми, а позднее между ивритом и письменностью Согда лишь укрепляют основания анализировать аналогичность двух систем религиозно-философских воззрений.

3. Перевороты 6-го такта

Ряд государственных переворотов в разных странах отмечает время 6-го такта. Наличие параллелей становится заметным при последовательном, хронологическом перечислении указанных событий, носящих очень близкие по форме черты.

В 88 г . до н. э. в Риме произошел т.н. сулланский переворот, приведший к установлению диктатуры Суллы. В 63 г . до н. э. заговор Катилины был направлен на организацию государственного переворота, который не удался. В 44 г . до н. э. заговор Брута и Кассия привел к свержению диктатуры Цезаря в Риме и убийству диктатора.

В 73 г . до н. э. в Индии произошло свержение Васудевой династии Шунга и основание династии Канва, вопреки законам варн.

В 8 г . в Китае произошел дворцовый переворот Ван Мана, похитившего престол и провозгласившего приход к власти я новой династии Синь.

В 12 г . в Парфии произошел государственный переворот Артабана, вследствие чего к власти пришла династия младших Аршакидов.

Таким образом, за сравнительно короткий срок произошли перевороты в крупнейших государствах, что говорит о некоторой общей тенденции. Определенная идентичность прослеживается также и в основных направлениях внешней политики Римской империи, преследующей цель создания Pax Romana, и Ханьской империи, строившей планы создания единого политического пространства на Дальнем Востоке, при условии безоговорочной гегемонии Китая.

Поиск исторических параллелей для детального анализа впоследствии может занять объем, приличествующий отдельной работе. В завершение беглого рассмотрения некоторых подобных аналогий можно указать еще на несколько нюансов. Явно прослеживается схожесть систем рекрутирования, связанных с обновленным территориально-административным делением в Китае и Византии времен 7-го такта. Фемная система и система военных округов, введенные из соображений военной необходимости, оптимально решали проблемы поставки новобранцев в армию.

Достаточно синхронное появление новых религиозно-философских систем также можно отнести к историческим параллелям. Неявная одновременность египетских религиозных реформ, формирования монотеизма, раннего зороастризма и ведических воззрений сменяется позднее почти одновременным бурным развитием еврейской мистики, буддизма, джайнизма, учения Заратустры, даосизма, греческой философии и конфуцианства (времена 5-го такта и позже). Следующий, 6-й такт отмечен одновременностью развития раннего христианства, манихейства, индуизма и митраизма. 7-й такт связан, прежде всего, с появлением ислама, разделением западной (папской) и восточной (православной) ветвей христианства и становлением мистического направления буддизма в Тибете.

7 такт. Возникновение Арабского халифата

Поступательное движение, ясно выраженное в пространстве, является лишь приближением к цели во времени.

А. Камю

Вне всякого сомнения, самым ярким событием седьмого такта стало появление ислама, успех нового вероучения, завоевания, связанные с его распространением и принципиальное изменение расстановки сил в мире, обусловленное агрессивной политикой первых мусульманских лидеров. Откровения Муххамеда за короткий срок с 610 по 632 гг. легли в основу религиозной и национальной арабской идеи, проведением в жизнь которой непосредственно занялись последователи, друзья и родственники основателя ислама. Формирование основ Корана, происходившее в Аравии в районе Мекки и Медины, сопровождалось подготовкой к вооруженной борьбе. Основой нового мировоззрения стали многослойные верования аравийских племен, прежде всего курейшитов, территориально связанные с храмовым комплексом Мекки. Мекка, незначительный городок западной Аравии, население которого не превышало и 10000 человек (Большаков, с.49), выделялась среди других подобных поселений расположенным здесь храмом Каабы. Бывшее языческое капище, место поклонения племен, где, как и в Иерусалиме до времени пятого такта находились идолы (Бартольд, т.6, с.87), число которых соответствовало числу представленных племен и по некоторым данным достигало 360-ти, стало центром консолидации приверженцев нового учения. Монотеистическая идея ислама, не игнорируя традиционные культовые святыни, выдвинула не первый план решение вопросов национальной общности арабов. Подобная идея в своем развитии оказалась настолько своевременной и действенной, что за четверть века кочевая Северная Аравия, долгое время жившая обособленно, приобрела исключительное политическое и историческое значение, а военные успехи первых халифов превзошли триумфы Римской империи. Столетия, прошедшие после гибели Западного Метаочага, создали определенный вакуум государственных структур в огромном ближневосточном регионе. Византия, в значительной степени использовавшая наследство Римской империи, постепенно становящаяся символом последнего образования, имеющего непосредственную связь с древней историей, территориально сокращалась. Возможности по сдерживанию активности молодых народов, осуществлявших постоянное давление по всей границе, были ограничены и все чаще принимали форму уплаты дани. Пышная архаичность державы Сасанидов, говорившая скорее о недолговечности страны, чем о ее мощи, была преддверием кризиса и упадка. Безликость Египта, слабость Армении, отсутствие претендентов на безоговорочную военную гегемонию предоставляло широкие возможности для создания новых структур на старых исторических территориях. Блестящие победы арабов не были обусловлены исключительной религиозной сплоченностью или фанатизмом первых мусульман. Теократическая форма правления, имевшая место при жизни Пророка, исчезла вскоре после его смерти и новая, достаточно светская форма организации, носила скорее черты варварства направленного в русло единой идеи. Современники первых арабских походов склонны были именовать мусульман язычниками (Гевонд, с.5, 129); что же касается основного источника идеи Корана то его вообще не знала основная масса завоевателей (Крымский, а, с.10).Более того, рассеянные по отдаленным провинциям военные формирования пополнялись воинами, не относящимися к религиозным кругам Медины, а потому не имевшими представления даже об обрядности ислама (Гольдцигер, с.63). Идея джихада появилась значительно позже, самыми сильными побуждениями арабов времен первых завоеваний служили материальная нужда и подогреваемая ею алчность.

Первоначальные завоевания времен седьмого такта характерны тем, что они практически ограничивались границами бывшего Западного Метаочага: территориями Египта, Двуречья, Палестинского переходного звена и Среднеазиатского переходного звена, для которого 7-й такт стал временем функциональной реализации и, следовательно, гибели. Египет, население которого по сравнению с временами расцвета уменьшилось почти втрое и составляло около 3 млн. человек (Козлов, таб.12), представлял из себя в начале VII в. конгломерат сельскохозяйственных населенных пунктов, число которых доходило до 20000 (Лависс, т.1, с.497). Исключительная слабость страны обусловила легкость ее завоевания и для персов в 616 г ., и позднее для арабов. Западную границу зарождающегося халифата определили берберы, временно остановившие арабское продвижение к Карфагену.

В Междуречьи небывалый разлив Тигра и Евфрата в 628 г . и последовавший за катастрофой мор спровоцировали смуту, длившуюся около десяти лет. Развал оросительной системы служил одной из основных причин гибели Месопотамской цивилизации, под которой следует понимать совокупность территорий долины, традиций и исторического прошлого (Косамби, с.80). Ослабление государства Сасанидов как по естественным причинам, так и вследствие религиозных гонений, организованных зороастрийским жречеством, стало поводом для арабов начать военные действия против персов. Уже в 633 г . отряд завоевателей, численностью не более 18000 человек двинулся в Месопотамию. Ослабленное войнами с Византией и внутренней нестабильностью, персидское государство не смогло дать достойный отпор захватчикам. Потеряв Вавилонию, имевшую с экономической точки зрения стратегическое значение и приносившую персидскому царю 1/3 доходов (Бартольд, т.7, с.246-247), персы отступали, проигрывая арабам одну битву за другой. Все новые отряды завоевателей вторгались на территорию державы Сасанидов. Разгром некогда сильной страны стал неизбежен. В 648-650 гг. арабы взяли приступом Персеполь укрепленный религиозный центр Сасанидов, чем завершили свою восточную кампанию. Члены правящей династии бежали через Мерв на восток, зороастрийцы рассеивались или принимали ислам. Арабский халифат утвердил свои границы в восточной части Иранского нагорья и получил возможность развить завоевания на востоке вплоть до долины Инда, Согдианы и Ферганы.

Если в начале VII в. первые завоевания мусульман не внушали крупным державам особого опасения ввиду малочисленности вооруженных сил арабов, то к середине века стало ясно, что ислам способен не только встряхнуть старый мир, но и дать некое новое направление в истории. В 637 г . войска Омара вступили в Иерусалим. Не удовлетворившись подчинением себе юга Палестины, арабы продолжали движение на север, пока не столкнулись с зоной жизненных интересов Византии. Продолжительные военные действия между византийцами и арабами, среди которых даже были попытки захватить Константинополь с моря (одна из них датируется 672 г .), завершились тридцатилетним миром, заключенных на весьма выгодных для Византии условиях.

Наряду с победоносным движением арабов-завоевателей и успехами ислама, в который обращались миллионы жителей покоренных территорий, кризис зрел в самой структуре халифата, который по духу был скорее старо-арабским, чем муххамеданским. Пророк, не оставивший после себя никаких указаний относительно правил наследования власти, подготовил почву для будущих междоусобиц. Омар реальный основатель халифата был убит в 644 г ., Осман в 656 г ., после чего вспыхнула первая междоусобная война с отпавшей Аравией, которая оказалась кровопролитнее войн с Персией и Византией. Факты разгрома Медины мекканцами и Мекки мединцами, повторение междоусобицы в 680-699 гг., в которых мятеж и безначалие как доминанты арабского духа взяли верх над общей идеей. Реакция принципа старо-языческого против принципа мусульманского (Крымский, а, с.142) оказалась ужасна и неумолима. Постоянные споры относительного устной части Корана между разношерстными войсками, смещение первоначальной доктрины ислама как отрицания мира в сторону доктрины завоевания и подчинения мира (Гольдцигер, с.26) подточили недолговременное единство мусульман. Появление еретиков буидов в вечно смутной Мидии и развитие сектантского движения, обусловленного привнесением по ходу обширных завоеваний элементов иных религий и культов, раскололи единый лагерь завоевателей. Внутренний раскол завершился, в конечном счете, религиозным переворотом аббасидов.

Многое говорило о примитивизме арабов в вопросах организации государственных структур и об отсутствии должного опыта в управлении обширными территориями. Экономическое невежество и неумение стратегически решать хозяйственные проблемы привели к неуклонному падению благосостояния Месопотамии. Отсутствие практики закладки новых городов, ввиду неумения их политической и хозяйственной организации, ибо собственно арабских городов не существовало до развития мусульманства (Бартольд, т.7, с.250-251), приводило к упадку ремесел преимущественно сельскохозяйственной ориентации завоеванных территорий.

Закон 700 г . об ограничении возможностей перехода в ислам, преследующий в первую очередь решение чисто экономических и финансовых проблем, стал точкой окончательного разрыва арабов с теоретическими основами учения Муххамеда. Желание утвердить законодательно границу между верными и неверными , что давало стабильный доход и удобный повод для начала военных действий без всякой на то политической причины, возобладало над идеями раннего ислама. Арабский халифат, пройдя фазу создания первоначальной структуры во время седьмого такта, продолжал развитие, обосновывая доктрину джихада. Культура халифата представляла собой фантастическую смесь частей персидской иудейской, старо-арабской, египетской и византийской культур. Варварское сегментное заимствование создавало постепенно раннюю синтетическую форму арабской культуры. Вообще, в VII в. синтез еще не был свойственен мусульманству-силе только разрушительной, но обладающей огромной жизненной энергией (Щербатской, с.255).

Византийская империя вступала в седьмой такт, избавившись от довлевшего над ней призрака Римской империи. Иллюзии, связанные с возможностями реставрации мирового господства, умерли по окончанию правления Юстиниана (527-565). Военные походы в Италию, Испанию и Северную Африку поставленных задач возврата римских территорий не решили. Опустошив казну, обострив вражду между Византией и Италией, ослабив государство, Юстиниан в то же время проигнорировал решение восточных проблем. Усиление государства Сасанидов грозило потерей Палестины, Сирии и Египта, а также угрожало самой столице Константинополю. Новое положение требовало от империи разработки новых принципов хозяйствования, не копирующего старые образцы. В культурном отношении Византия, чей государственный язык был греческий, а религия христианство православного толка порвала все нити, связывавшие ее с языческим и раннехристианским Римом. Традиция, будучи более живучей, чем государства, продолжала именовать византийцев римлянами. Однако того страха, который вызывала у рядом живущих народов Римская империя времен своего величия, Византия не вызывала. Славяне почти полностью захватили Балканы, Сасаниды, получавшие дань от Византии в обеспечение мира, прилагали усилия к поддержке оппозиционных движений внутри империи, делая ставку на несториан. Границы, незыблемость которых оспаривалась соседями, менялись и отдельные территории, формально входящие в империю, могли игнорировать мнение Константинополя. Общий кризис достиг предела со вступлением на престол Фоки, увеличившего выплаты потенциальным агрессорам-соседям и организовавшего усобицу в столице. Воцарение вслед за этим Ираклия, вознамерившегося проводить политику сохранения имеющегося без попыток каких-либо завоеваний, затормозило сползание страны к краху, но не отвело ударов извне.

В 614 г . без долгой борьбы персы захватили Иерусалим, ограбили христианские храмы и позволили иудеям, озлобленным репрессиями против них и несториан, начавшимися при Фоке и продолжившимися при Ираклии устроить резню христиан, что стало своеобразным ответом на принудительное обращение в христианство иудеев Сирии. Рознь в стенах Святого города продолжалась и после: византийцы, восстановив свои права на Иерусалим, выселили иудеев за пределы города. В 616 г . персы захватили Египет. Территория империи катастрофически уменьшалась. Внешнеполитическое состояние, осложненное внутренним кризисом, четко описано современником Исидором Севильским в начале VII в. ...славяне отняли у римлян Грецию, персы Сирию, Египет и многие другие области (Успенский, т.1, с.659). Действительно, успехи персов в войне с Византией были угрожающими: войска дошли до Халкидона и угрожали Константинополю. Император Ираклий был вынужден думать даже о переносе столицы в Карфаген. Однако город не пострадал, Византия входила в полосу относительного усиления. Введение в Восточной империи фемной системы как особой организации провинций, приспособленной под военные нужды и изменившей порядок отбывания воинской повинности, дало возможность правительству сформировать боеспособную армию, усиленную союзниками из числа малых племен. Последовавшие вслед за этим войны Византии с Персией 619-628 гг. закончились миром в пользу Византии, хотя военные действия велись с переменным успехом. Стремясь отвоевать у зороастрийцев главную христианскую святыню, представляющую из себя кусок дерева в локоть длинной, часть того креста, на котором Христос добровольно принял смерть (Прокопий, т.2, с.82), византийцы овладели Ганзаком одним из главных святилищ и святынь Ирана и, мстя за Иерусалим, разрушили тамошний храм (Крымский, с.129), вслед за чем последовало истребление святилищ огнепоклонников в Фиварме (Успенский, т.1, с.687). В то же время, в 626 г . войска аварского кагана с Балкан и персы из Азии осадили Константинополь, но взять крепость не смогли. Уже в следующем, 627 г ., византийцы нанесли поражение войскам Сасанидов в битве под бывшей Ниневией. Седьмой такт заканчивался для Византии достаточно благополучно. Перемирие с арабами было подписано, а угроза со стороны персов исчезла с падением персидского государства. Усилия власти направлялись на подавление внутренней анархии, грозившей неустойчивой стабильности империи.

Государство Сасанидов, история которого во время седьмого такта была достаточно освещена при рассмотрении событий, связанных с историей арабских завоеваний и войн Византии, было уничтожено. Среднеазиатское переходное звено выполнило свою задачу, пространство для ислама было расчищено. Зороастризм как государственная религия в своей финальной стадии развился до изощренного церемониала, громоздкой догматики и сложной системы сохранения чистого священного огня, для чего были изобретены походные подвижные алтари, которыми снабжались армии (Прокопий, т.2, с.171). Поздний зороастризм терял связи со своими корнями, среднеперсидский язык постепенно сменялся новоперсидским фарси, что значило отмирание сакрального языка Авесты (Дорошенко, с.37-38). Ряд нововведений под влиянием маздакизма, в частности об общности жен, и мелочные предписания жречества вызвал неоднозначные реакции в стране и усилил состояние латентной смуты. Исключительная пышность и блеск двора в последние годы существования государства Сасанидов сменились разгромом, изгнанием, развалом многоступенчатой системы культовых отправлений и религиозными гонениями. Основное население страны массово переходило в ислам.

VII в. в Европе был полон смут, распрей, становлений и разрушений различных государственных систем, характерных для молодых, в недалеком прошлом варварских образований. Период, который условно можно назвать многоцарствием , был обусловлен формированием варварских королевств и завершается с возникновением последнего из них королевства лангобардов. Завершившееся переселение народов исключило динамическую стабильность Европы, свойственную ее структурам в прежние времена. На смену динамике племен приходила статика молодых государств, определяющихся территориально и организационно. Славяне осели на Балканах, лангобарды нашли способы сожительства с итальянцами. Многолетняя рознь остготов, вестготов и вандалов, определяемая родовыми конфликтами и религиозными воззрениями, среди которых выделялись арианство и ортодоксия, к концу VII века практически затихла. Наследие Рима сходило на нет с исчезновением муниципального режима в Италии. Вырождение понятия сената провоцировало рождение практики именования императором герцогов Рима, Неаполя и Венеции. Насилия, ставшие символом века, наложили свой отпечаток на весь процесс образования и развития королевств. Исчезали остатки общественного римского устройства система государственных налогов и денежное хозяйство. Национальное сознание европейских народов развивалось среди смут и династических потасовок, что стало в дальнейшем корнем подспудных процессов, приведших через много сотен лет к проявлениям местных форм нового варварства . Характерной чертой становления европейского исторического организма стали усобицы второй половины VII в., когда рода воевали между собой, разоряя центральные богатые районы и утрачивая власть над пограничными.

В 613 г . Клотарь II выделился как властитель всего франкского королевства. Появлением лангобардского законодательства был отмечен 643 г . Папа Григорий Великий, правивший до 604 г ., стал впоследствии символом начала нового папского Рима (Лависс, т.1, с.260), характер которого можно оценивать как тяготеющий к созданию теократического государства. Распад франкского государства, пришелся на время седьмого такта. Политически он был связан как с упадком линии Меровингов и выдвижением на первый план династии Каролингов, а экономически с исчезновением последних следов римского денежного хозяйства. Беззаконная практика местной чеканки серебряной монеты (Лампрехт, т.1, ч.2, с.369) внесла свой весомый вклад в хозяйственный хаос 638-687 гг. Церковь также не избежала разброда. С одной стороны, сформировавшаяся папская власть обладала всеми задатками главенства в западном христианском мире, с другой епископальное устройство Европы приходило в упадок, о чем свидетельствует отход от практики созыва синодов. Выплачивание папами дани остготским королям, прикладывающим усилия к упрочению папства, длившееся до 680 г ., выплаты лангобардам, политика отделения от Константинополя и неуклонный рост папских земель и доходов (Лозинский, с.46-47) все говорило о создании новой государственной структуры, возглавляемой папским престолом.

7-й такт в Индии определялся, прежде всего, появлением и усилением государства Харши, почти полностью повторившего границы государства Гуптов. Завоевав различные по своему историческому статусу территории и искусственно объединив разномастные народы, руководители державы продолжали успешную завоевательную политику вплоть до ощутимого военного поражения произошедшего в 634 году. Могущество государства постепенно сходило на нет и оно просуществовало до 647 года, теряя и политическое влияние, и территории. По мнению некоторых исследователей это время стало переходным и для истории Индии (Кравцова, с.489), и в целом для истории отношений Индии с Китаем. В 641 г . Харша отправил официальное посольство ко двору китайского императора, не придававшего, впрочем, особенного значения связям с недолговечными индийскими государствами. К VII в. относится также максимальное усиление государства Чалукья в Средней Индии (609-642 гг.) и империи Паллавов в Южной Индии (625-645 гг.) (Синха, с.107, 110-111). Государство Магадха, о котором часто упоминают как о владениях поздних Гуптов, просуществовав до конца VII в. практически исчезло с политической карты Индии. Только с VII в. появляется возможность реальной датировки индийских династий, прежде всего Чалукья и Паллавов. Ранние династии, среди которых Маурья, Гупта, Пупьябхути, Пала и др. не поддавались достоверной исторической датировке (Синха, с.426-428). В общем,7-й такт в Индии отмечен упадком торговли, сокращением использования металлических денег, почти полным отсутствием реального эквивалента в виде золотых монет (Шарма, с.437). Буддизм, проникающий все дальше на восток и на север, на территории Индии стал подвергаться активным гонениям, вызванным стремительным развитием и пропагандой системы индуизма. Гонения, перерастающие в репрессии, своего рода великая реакция против буддизма (Барт, с.103-104), отмечена на всей территории Индостана разгоном буддийских общин, разрушением или осквернением храмов, уничтожением святынь (Косамби, с.185). Несмотря на религиозные распри, широкое развитие получили точные науки и, прежде всего математика. Формирование позиционной системы счисления и введение ноля как знака, которому придавался чуть ли не мистический смысл, произвело революцию в счете. Дальнейшее развития получила индийская медицинская анатомия. Развитие астрономии и связанной с ней мистики привело к появлению первого фундаментального труда по астрологии собственно индийского происхождения (Шарма, с.336).

В середине VII в. Индия ощутила все возрастающее влияние арабов и постоянное давление на западные границы. Организовав морские походы, арабы начали методичное ограбление западных берегов полуострова, однако не могли прорваться по суше на территории, лежащие к востоку от Инда, что отсрочило мусульманское вторжение в Индостан более чем на 200 лет.

Китай вступал в VII в., будучи на подъеме как политически, так и экономически. Единство страны было восстановлено еще при династии Суй, после свержения которой в 617 г . на престол была возведена династия Тан. Подлинный расцвет страны сопровождался стратегическими замыслами правителей. О нарастающей мощи Китая говорило увеличение сельскохозяйственных площадей и строительство новых каналов, среди которых был и т.н. Великий канал, а также склонность к политике тотальной экспансии. Правительство употребило войска для скорейшего осушения болот и ввело официальную единую денежную единицу (ИК, с.70). Процесс политического укрепления отразился на оживлении внешнеполитической деятельности. В 607 г . при дворе было принято посольство от всей Японии, в 641 г . из Индии. Внутренняя стабильность позволила организованно преодолеть последствия очередного бедствия, связанного с разливом Хуанхэ в 612 г . Пятидесятимиллионный Китай становился самой сильной восточной державой. Политика империи Тан, нацеленная на установление абсолютной китайской гегемонии в пределах Восточного Метаочага, неизбежно приводила к необходимости ведения обширных военных действий, захвату новых территорий и подчинению своему влиянию ближайших соседей. В 629 г . китайцы сокрушили Восточно-тюркский каганат, а в 657 г . та же участь постигла Западно-тюркский. Часть территорий отошло к Китаю, часть некоторое время удерживалось вторым Восточно-тюркским каганатом. Области к северу и к югу от Тянь-Шаня подчинились Китаю, тангуты и тогонцы были сломлены. Граница Империи достигала Тибета, с которым как с сильным и опасным противником было заключено соглашение о мире. За исключением западных границ, постоянно тревожимых тибетцами, окрестности Поднебесной развивались спокойно. Даже прорыв тибетских войск, нарушивших договор о мире, к столице Китая не мог остановить стремительного развития страны. Разгром японского флота у побережья Южной Кореи в 663 г . сделал Китай полновластным хозяином Восточно-Китайского моря. Осуществляя развернутое наступление одновременно на юге и на севере, Китай организовал поход в независимую Корею, мобилизовав для этой цели около 1 млн. человек, и в 668 г . присоединил к своим владениям северно-корейское государство Когуре.

Подобная военная активность требовала четкой системы рекрутирования, для чего страна была поделена на военные округа, число которых к середине VII в. доходило до шестисот. Государственные нововведения нашли свое отражение в законодательстве, названном позднее Танским кодексом . Кодекс стал отражением времен национально-политического единства и комплексного расцвета страны. Внутренние и внешние потребности государства привели к расширению старых производств и развитию новых. Началось производство бумаги в промышленных объемах и печатание с досок ксилографическим способом, что резко увеличило тиражи изданий, в частности классических трудов по математике.

Несмотря на широкое распространение буддизма и даосизма, конфуцианский канон, ставший основой развитого культа предков, накладывал заметный отпечаток на другие религии, философские воззрения социальные теории. Конфуцианцы, которых упрекали в тайном атеизме (Мюллер, ч.1, с.68), оказывали реальное административное давление на религии, которые считали оттенком суеверия. Попеременная близость ко двору даосских, буддийских и конфуцианских учителей вызывало различное официальное отношение к этим учениям. Так, например, с 631 г . даже даосам было предписано почитать родителей (Иакинф, т.1, с.68). В масштабах страны, почувствовавшей преимущества единства, начинался процесс нивелировки общества по общекитайскому образцу, в создание которого все больше и больше вносили усилия конфуцианцы. Уже с 701 г . в Китае устраивались ежегодные торжества в честь Конфуция (Штейн, с.24). Наряду с религиозным, политическим и экономическим подъемом в Китае начинают бурно развиваться искусства, особенно живопись и поэзия. Увеличение объемов торговли и оживление как старых сухопутных караванных путей, так и новых, проложенных преимущественно по рекам и по морю, шло не только за счет сношений с ближайшими соседями, но и вследствие налаживания прочных торговых связей с дальними партнерами, из которых основным, несомненно, была Византия.

Значительно позднее, к середине VIII в., когда у границы Восточного Метаочага китайцы столкнулись с арабами, остановив мусульманское продвижение на восток, торговля Поднебесной значительно расширилась, благодаря появлению нового партнера в лице Арабского халифата и стран Центральной Азии, для которых арабы служили посредниками в получении китайских товаров.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.