Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гюрджан Н. Николай Коперник

ОГЛАВЛЕНИЕ

В древние времена, когда люди впервые стали задумываться над строением окружающего их мира, у них сложилось представление о Земле, как о небольшой плоской равнине, прикрытой сверху опирающимся на неё куполообразным сводом; Луна, Солнце и звёзды прикреплены к этому своду и кружатся вместе с ним вокруг Земли; где-то на краю этой плоской равнины находится большая гора, за которую Солнце прячется, — и тогда наступает ночь. При этом древним казалось, что страна, где они обитают, занимает, на этой плоской равнине центральное положение. Китайцы так и называли свою страну — Срединным царством; инки Перу считали, что центр мира находится в их главном храме — храме Куцко (в переводе — «пyп»), древние греки помещали «пуп земли» в храме Аполлона в Дельфах. Такое представление о мире держалось в течение очень долгого времени и получило своё отражение в библии.

С развитием мореплавания расширился круг деятельности человека, появилось много новых сведений и впечатлений. В VII в. до н. э. жители греческих колоний на берегах Малой Азии знали уже, что некоторые звёзды описывают полный круг над горизонтом, другие же как бы погружаются под него и восходят вновь. Так возникла мысль о том, что небо — это не полушарие над Землёй, а целый шар, внутри которого находится Земля, представляющая собой, по мнению одних, плоский диск, по мнению других — цилиндр.

Древнейшей из известных нам теорий строения вселенной является так называемая «пифагорейская» система, которая, по преданию, ведёт своё начало от полулегендарного древнегреческого философа и математика Пифагора (VI в. до н. э.). Согласно этой системе, Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, но при этом пифагорейцы ошибочно считали, что оба вращения заканчиваются в одни сутки. Идею о вращении Земли вокруг Солнца находим и в одном из произведений философа античного мира Платона (IV в. до {221} н. э.). Но в то же время другой древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) отбрасывает гипотезы последователей Пифагора о движении Земли, как абсолютно, по его мнению, вздорные и недостоверные. По учению Аристотеля, Земля имеет форму шара (это положение у Аристотеля очень удачно доказывается), но она неподвижна и покоится в центре мира, а все небесные светила, в том числе и Солнце, вращаются вокруг неё. Взгляды Аристотеля разработал греческий астроном Птолемей (II в. н. э.) в своём сочинении «Большой трактат по астрономии». Система мира Аристотеля—Птолемея носит название геоцентрической (от греческого слова «ге», что значит «земля»), т. е. такой системы, согласно которой центром мира является Земля.

Позднее арабские учёные перевели с греческого на арабский сочинение Птолемея, которое стало у них самой авторитетной книгой по астрономии. Через арабов познакомились с трудами Аристотеля и Птолемея европейские учёные. В XII в. появился перевод с арабского языка на латинский сочинения Птолемея, ставшего известным под искажённым названием «Альмагест»   1 . До этого времени среди европейцев имело место лишь библейское представление о мире.

Монополию на образование в средние века имело духовенство, и поэтому все науки стали простыми отраслями богословия, а научные достижения язычников-греков были преданы забвению. Преклонение перед авторитетами и пренебрежение опытом составляли ту основу, на которой покоились тогда все научные знания.

В середине XIII в. один из крупнейших представителей схоластики Фома Аквинский создал целую систему мировоззрения, которая до сих пор является для всей церковной науки неопровержимо авторитетной. Фома Аквинский сумел путём всякого рода ухищрений и натяжек приспособить философию Аристотеля к христианской религии. С тех пор система мира Аристотеля— Птолемея господствовала в средневековой науке. Это продолжалось вплоть до переворота, произведённого великим преобразователем астрономии Николаем Коперником.

Никому из предшественников и современников Коперника не приходило в голову обратиться к отвергнутой и давно заброшенной идее пифагорейцев — идее о вращении Земли вокруг Солнца. Были попытки критиковать систему Птолемея, но никто не решался отвергнуть её основных принципов. Мало было, однако, воспринять мысль пифагорейцев: предстояло переработать всю массу накопленных веками фактов с точки зрения этой мысли, т. е. создать новую систему. Это совершил Коперник, написав- {222} ший свой бессмертный труд «Об обращениях небесных тел», вышедший в свет в 1543 г .

Великий польский астроном Николай Коперник родился 19 февраля 1473 г . в городе Торуни, расположенном у нижнего течения реки Вислы. Торунь вскоре приобрела большое значение как посредница в торговле Западной Европы с Польшей и Венгрией и стала одним из самых видных членов Ганзейского союза. Население Пруссии составляли славянские и литовские племена, которые вели непрекращающуюся борьбу с тевтонскими рыцарями-немцами. В середине XV в. прусские города во главе с Торунью начали войну с орденом, стремясь освободиться от его деспотической власти. Одновременно против ордена выступила и Польша. Прусские города были на её стороне. После 13-летней борьбы рыцари были почти целиком вытеснены с захваченных ими земель, а большая часть Пруссии вместе с городом Торунью была присоединена к Польскому королевству. В тот тревожный период из Кракова в Торунь переселился отец будущего великого астронома Николай Коперник. Это был богатый купец, один из самых именитых граждан города Кракова. Он вёл крупные торговые операции и в Торунь переселился по деловым соображениям. Здесь он оставался до самой своей смерти, всё время со- {223} храняя почётное положение и почётную должность — члена городского суда. Мать Коперника Варвара Ватцельроде происходила из богатой патрицианской семьи города Торуни.

О том, как протекали детские годы Коперника, мы почти ничего не знаем. Во всяком случае, первоначальное образование он получил по тому времени хорошее. Он посещал школу св. Яна в Торуни, которая привлекала учеников со всех концов Пруссии и Польши. Школьные занятия Коперника дополнялись, по-видимому, домашними занятиями с дядей Лукою Ватцельроде, который после смерти отца Коперника (мальчику было тогда 10 лет) взял на себя все заботы о племяннике. Лука Ватцельроде был человеком крутого нрава, но очень энергичным и образованным. Он имел степень доктора церковного права и занимал должность каноника   1 в городке Фрауенбурге, который впоследствии стал на долгие годы местом жительства и самого Коперника.

По окончании курса в школе св. Яна Коперник был вместе с братом Андреем направлен дядей в Краковский университет. Сохранилась книга вновь поступающих, где под 1491 г . значится следующая запись: «Николай Коперник, сын Николая из Торуни». Краковский университет, основанный в 1400 г ., пользовался в то время большой известностью и славился прежде всего своей кафедрой астрономии. Эта кафедра ведала преподаванием следующих предметов: геометрии по Евклиду, учения о перспективе, теории музыки, теории движения планет, теории затмений, составления астрономических календарей и астрономических таблиц. Самой яркой фигурой в Краковском университете был профессор Альберт Брудзевский, под руководством которого Коперник основательно изучил астрономию. Правда, Брудзевский безусловно придерживался системы мира Птолемея, но он умел привить своим ученикам интерес и любовь к преподаваемой им науке, а работами его пользовались как учебниками даже в прославленных итальянских университетах.

Гуманистическое просвещение, охватившее к этому времени всю Италию, проникло и в Краковский университет. Здесь были профессора, которые изучали Вергилия, Цицерона и других знаменитых латинских поэтов и прозаиков. Коперник поступил на факультет свободных искусств и в течение трёх лет изучал математику, астрономию, астрологию, физику, поэтику, риторику и античных классиков. Кроме того, Коперник усердно занимался живописью и даже нарисовал удачно свой собственный портрет, смотрясь в зеркало. Проникновение идей гуманизма в Краковский университет привело там к образованию двух партий — гуманистической и схоластической. Шли ожесточённые споры по вопросу о чтении в подлинниках античных авторов. Профессора-схоластики заявляли, что чтение в подлинниках класси- {224} ков неизбежно приведёт к различным ересям и даже к язычеству! Нельзя, говорили они, служить одновременно и Христу и Юпитеру. Студенты же, не довольствуясь спорами в аудиториях, часто доходили до рукопашных схваток: сторонники обеих партий сходились на Братской улице и с яростью дрались, нанося подчас друг другу серьёзные повреждения. Мы не знаем, принимал ли Коперник участие в этих схватках. Но во всяком случае он уже в то время был большим поклонником древних авторов. Если он и бывал в горячие дни на Братской улице, то, конечно, как сторонник гуманистов. В конце концов победила схоластическая партия. Преподавание сразу же резко ухудшилось, а вместе с тем сократился и приток студентов. Оставил университет Альберт Брудзевский. В результате этих перемен Коперник покинул университет, не закончив курса.

В это время дядя Коперника Лука Ватцельроде, достигший уже сана епископа Вармии   1 , выдвинул кандидатуру племянника на должность каноника своей епархии. Это было выгодное место. Обязанности каноников отнюдь не были обременительными. Каноники занимались не столько делами религиозными, сколько управлением именьями капитула и дележом доходов. Последних было вполне достаточно для обеспечения сытой, спокойной жизни. В дополнение же ко всем этим благам — обилие досуга, что могло бы дать возможность Копернику беспрепятственно углубиться в свои исследования. В ту эпоху такие выгодные должности не стеснялись занимать даже самые передовые и образованные люди. Неудивительно, что на имевшуюся вакансию явилось много претендентов и, несмотря на влияние епископа Луки, Копернику на этот раз не удалось получить места, облюбованного для него заботливым дядей. Зато Коперник мог теперь немедленно приступить к завершению своего образования: он стал готовиться к поездке в Италию.

Италия была в те времена передовой страной Европы. Ни один человек, занимавшийся наукой или искусством, не мог считать в то время своё образование законченным, если он не побывал в Италии — в стране, славившейся своими университетами, великолепными образцами нового искусства и памятниками древнеримской культуры. Коперник пробыл в Италии с кратковременными перерывами с 1496 по 1506 г . и занимался последовательно в трёх университетах: Болонском, Римском, Падуанском. Болонский университет славился своим юридическим факультетом, а Падуанский считался одной из лучших медицинских школ. Но главное внимание Коперника было обращено на математику, астрономию, и изучение греческого языка, который в Кракове не преподавался. А греческий язык ему был необходим, чтобы читать в подлиннике греческих философов и учёных. {225}

В Болонском университете Коперник нашёл себе хорошего учителя, ставшего впоследствии и его другом: это был профессор астрономии Доминико Мария ди Новaра. Новaра находил ошибки и противоречия в теории Птолемея. Он указывал на них и стремился в своих научных исканиях прийти к каким-то новым выводам, если не в основных принципах, то хоть в частностях. Современники так отзываются о Новaре: «муж, одарённый божественным разумом, человек с свободным умом и духом, побуждавший других к преобразованию астрономии словами и примером».

Новaра и Коперник стали вместе заниматься астрономическими наблюдениями. Известно одно из них, произведённое 9 марта 1497 г . Они наблюдали покрытие яркой звезды в созвездии Тельца Луной. Коперник использовал это наблюдение в своих дальнейших исследованиях и подробно описал его в своём сочинении «Об обращениях небесных тел». Вероятно, именно в это время появились у Коперника первые мысли о создании новой системы.

В период пребывания Коперника в Риме весь папский двор и учёный мир «вечного города» были заняты обсуждением вопроса о реформе календаря. Ошибка в исчислении времени по «старому стилю» возросла почти до десяти дней. Церковь была заинтересована в этой реформе, так как требовалось точное установление дней пасхи и других церковных праздников. Поэтому с момента появления этой проблемы (в 70-х годах XV в.) математики и астрономы бывали нередко в почёте у церкви: знаменитый астроном XV в. Региомонтан получил от папы сан епископа за свои заслуги в области астрономии. Региомонтан перевёл на латинский язык «Альмагест» Птолемея и устроил в Нюрнберге первую в Европе астрономическую обсерваторию. Он составил, таблицы движения Солнца, Луны и планет, которыми пользовались Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Его работы в области тригонометрии подняли последнюю на уровень самостоятельной науки.

Реформа календаря, неоднократно обсуждаемая, была произведена лишь в 1582—1583   гг. (в странах католического вероисповедания; в других же ещё позже): был установлен новый «грегорианский» календарь, названный так по имени папы Григория XIII, при котором эта реформа была произведена. Но это произошло уже после смерти Коперника.

Коперник в течение всей своей жизни уделял большое внимание реформе календаря, а в своём сочинении «Об обращении небесных тел» он указывает, что принятие его системы должно облегчить необходимые для нового календаря вычисления. В Риме Коперник усиленно занимался астрономическими наблюдениями, в частности 6 ноября 1500 г . он наблюдал лунное затмение, которое было им тщательно описано.

Время, когда жил и трудился Коперник, было эпохой великих географических открытий, эпохой бурного развития хозяйствен- {226} ной жизни и расцвета наук в Европе. Астрономия не могла уже оставаться мёртвой и сухой наукой, интересной лишь для представителей учёного мира: она должна была теперь вместе с математикой и физикой служить самым насущным потребностям нового мореплавания и новой промышленности.

В период своего пребывания в Италии Коперник благодаря стараниям дяди был заочно избран каноником вармийского капитула. Но ему было разрешено продолжать свои занятия в Италии, дабы получить степень доктора церковного права. Степень доктора Коперник получил в Ферраре. Это была торжественная церемония, происходившая в архиепископском дворце. В архиве Феррарского университета сохранился диплом, выданный тогда Копернику. В нём значится: «Достойнейший муж, господин Николай Коперник из Пруссии, каноник Вармийский, который изучал науки в Болонье и в Падуе, был признан вполне удовлетворительным в знании канонического   1 права и награждён знаками докторского достоинства господином Георгием, викарием». Копернику были вручены три знака докторского достоинства: книга как символ знания, золотое кольцо и докторская широкополая шляпа.

Копернику очень не хотелось уезжать из Италии, но пришлось, наконец, в 1506 г . собраться в обратный путь. На родину он ехал с большим запасом знаний и впечатлений. Ехал он на должность каноника, но все его стремления и желания были по-прежнему направлены к одной цели — к изучению астрономии и математики.

Сначала Коперник жил в течение шести лет в епископской резиденции дяди, в замке Гейльсберг, в качестве врача при епископе. Здесь были сделаны первые черновые наброски его сочинения, увидевшего свет лишь в 1543 г . Про эту рукопись в то время ещё никто не знал. Коперник ни с кем не делился своими планами, работал уединённо, в тиши своего кабинета. Но его новые идеи, очевидно, были уже в то время известны узкому кругу лиц. Один из его друзей писал в ту пору в посвящённом Копернику стихотворении: «Он [Коперник] исследует и быстрый бег Луны и переменчивые движения созвездий, и всё небо с блуждающими планетами — удивительное творение всемогущего; он умеет, исходя из поразительных начал, доискиваться до скрытых причин вещей».

В часы досуга Коперник занимался переводами с греческого языка на латинский и напечатал сборник переведённых им стихотворений одного византийского писателя VII в., представляющих собой коротенькие нравоучительные послания. Эта сторона деятельности Коперника замечательна тем, что он вносил таким образом свою лепту в общее дело гуманистов. Гуманисты старались как можно больше заинтересовать публику греческой {227} литературой и распространяли множество лёгких для чтения произведений в переводе, что очень облегчало изучение греческого языка. Греческий язык был необходим для изучения сочинений античных авторов. К ним Коперник, как и все гуманисты, всегда относился с глубоким уважением. «Древние, — говорил Коперник, — с величайшей заботливостью и рвением собирали свои наблюдения, благодаря которым явилась возможность таких прекрасных и достойных удивления выводов». Схоластики же в ответ выдвигали следующее заявление: «Писания греческие — источник ереси; бойся греков, чтобы не стать еретиком».

После смерти дяди Коперник переехал во Фрауенбург, резиденцию вармийского капитула, чтобы приступить, наконец, к исполнению своих обязанностей каноника. Духовного сана он, по-видимому, не принимал и, следовательно, не совершал богослужений.

Фрауенбург был маленьким городком, расположенным на берегу залива Балтийского моря. На холме — грандиозное здание собора, обнесённое крепкой каменной стеной с башнями: всегда можно было ожидать нападения со стороны шайки разбойников или недоброжелательного соседа. Иногда, в спокойное время, башни служили в качестве жилья для каноников. В одной из таких башен с выходом на стену была отведена квартира Копернику. Отсюда было удобно производить астрономические наблюдения: перед наблюдателем открывался широкий вид на море — и весь небосвод был доступен его взору.

В этой башне, которая сохранилась и по сей день (она так и называется «башня Коперника»), Коперник прожил вплоть до своей смерти, отлучаясь лишь на короткие сроки по административным делам. Коперник сам изготовил из дерева простейшие инструменты, необходимые для наблюдений, и со всей энергией отдался разработке своей системы мира. Эта система, в отличие от птолемеевской, носит название гелиоцентрической (от греческого слова «гелиос», что значит Солнце), т. е. такой системы, согласно которой центром мира является Солнце. Коперник производил большое количество сложных вычислений, задавшись целью построить математически строгую теорию движения Земли, Луны и пяти планет, согласно принципам своей системы. Хотя никто, даже среди членов капитула, не подозревал, какой переворот в астрономии подготавливает скромный каноник вармийской епархии, но все во Фрауенбурге знали, что Коперник занимается астрономией и что он на редкость большой знаток её. Вскоре слава о новом замечательном польском астрономе распространилась далеко за пределами Вармии. В 1514 г . Коперник был приглашён на Латеранский собор, созванный папой Львом X, для утверждения работ комиссии по составлению нового календаря. Было известно, что Коперник уже давно занимался определением длины года. Но Коперник на собор не пое- {228} хал. В своём ответном письме он указал на то, что движение Солнца и Луны ещё недостаточно изучено, а поэтому производить исправления в календаре преждевременно: могут быть допущены ещё новые ошибки. Собственные исследования его о длине года к этому времени ещё не были закончены. Поэтому Коперник в ответ на просьбу комиссии изложить своё мнение по вопросу о календаре воздержался от какого-либо определённого предложения. В его книге, вышедшей в 1543 г ., приведены его исследования о продолжительности года. Найденная им длина года была положена в основу грегорианского календаря.

Однако спокойная обстановка для научных занятий, на которую, казалось бы, можно было рассчитывать, продолжалась недолго. Коперника назначили управляющим владениями капитула, расположенными вдали от Фрауенбурга, и великому учёному пришлось почти всё своё время тратить на самые разнообразные хозяйственные дела. Вскоре после этого на долю Коперника выпала и другая роль — оборонять владения капитула от Тевтонского ордена.

Орден время от времени возобновлял свои покушения на Вармию. Так было и в этот раз: отдельные отряды тевтонских грабителей производили большие опустошения даже в городах. Жалобы капитула великому магистру ордена не помогали. Наконец, орденские разбойники открыто наводнили Вармию. Они опустошали поля, вырубали сады, угоняли скот, избивали и уводили в плен жителей. Уцелевшие от разгрома укрывались в лесах, кто как мог. Присланные с большим опозданием польские войска иной раз и сами были непрочь пограбить по деревням. Орденские войска стали подходить к Фрауенбургу. Многие члены капитула, охваченные ужасом, разбежались по различным крепостям, более надёжным. Некоторые даже совсем покинули пределы Вармии на время войны. Но Коперник не только не оставил Фрауенбурга, но даже не прекращал своих астрономических наблюдений. Кроме того, на нём лежала теперь большая часть административных дел капитула из-за бегства других каноников. Когда орденские войска осадили Фрауенбург, Коперник проявил большую энергию в деле организации защиты города. Рыцари вынуждены были снять осаду. В переговорах о мире между Польшей и орденом Коперник принимал непосредственное участие.

О Копернике знали не только как об астрономе: он был известен и как прекрасный врач. При этом больше всего он пользовался своим врачебным искусством для оказания помощи неимущим больным. На одном из портретов Коперник изображён с ландышем в руках: ландыш был эмблемой врачебного сословия.

Замечательна деятельность Коперника как экономиста. В 1521 г . на сейме был поставлен вопрос о монетной реформе. Порча монеты была доведена в Польше до крайности. Многие {229} города имели привилегию — чеканить свою монету, чем всячески злоупотребляли. Иностранные купцы отказывались брать низкопробную монету, требуя только чистое золото и серебро. Коперник представил на сейме докладную записку — «Соображения о чеканке, монеты», где говорил: «Между многими бедствиями, угрожающими царствам и республикам, особенно важны четыре: раздор, смертность, неурожай и упадок стоимости монеты. Три первые причины очевидны и известны всякому; что же касается четвёртой причины — упадка стоимости монеты, — то многие не обращают на неё внимания именно потому, что она вредит государству не вдруг, а оказывает вредное действие мало-помалу, как бы втайне». Коперник говорит далее, что для спасения польской промышленности и торговли от гибели, надо отменить привилегии городов чеканить монету, установить один город, где будет производиться монета по одному и тому же образцу, изъять из оборота старую монету. Но проект Коперника принят не был: лица, наживавшиеся на падении курса, изыскивали тысячи возражений против реформы монетной системы, а города ревностно защищали свои привилегии. «Соображения о чеканке монеты» были в 1526 г . напечатаны, но не привлекли должного внимания. А между тем в этой работе Коперник опередил в своих выводах английского финансиста Грешема (1519—1579), которому впоследствии стали приписывать формулировку того положения, что лучшие деньги вытесняются из обращения худшими.

Между тем слухи о новой системе мира Коперника распространялись через его друзей всё далее и далее за пределы вармийской епархии, возбуждая всеобщее внимание. Одни очень интересовались взглядами Коперника, переписывались с ним и даже ездили к нему для ознакомления с его системой. Другие же, напротив, не скупились на всяческие нападки и насмешки по его адресу. Среди последних был Лютер, обнаруживший своим выпадом лишь собственное глубокое невежество: «Говорят о каком-то новом астрологе, который доказывает, будто Земля движется, а небо, Солнце и Луна неподвижны, будто здесь происходит то же, что при движении в повозке или на корабле, когда едущему кажется, что он сидит неподвижно, а Земля и деревья бегут мимо него. Ну да ведь теперь всякий, кому хочется прослыть умником, старается выдумать что-нибудь особенное. Вот и этот дурак намерен перевернуть вверх дном всю астрономию».

Не оставила без внимания Коперника и сатирическая литература: в одном из ганзейских городов на масленице при большом стечении народа был разыгран фарс, где в самом комическом виде был представлен «астроном, заставляющий Землю двигаться, а Солнце стоять неподвижно».

В 1530 г ., уступая настояниям друзей, Коперник составил краткое изложение своей системы под заглавием: «Комментарий Николая Коперника о его гипотезах небесных движений». «Ком- {230} ментарий» этот был разослан в рукописном виде специалистам-астрономам в различные города Польши и Германии. В этой работе сначала описываются древние системы мира, затем — основные принципы гелиоцентрической системы (6 аксиом), а далее даётся популярное, без математических рассуждений и вычислений, описание новой системы. Коперник указывает, что Земля отнюдь не является центром мира, а таковым является Солнце, вокруг которого и движутся все планеты; Земля вращается вокруг своей оси, отчего и происходит смена дня и ночи, а небесное пространство остаётся совершенно неподвижным; наблюдаемое движение Солнца не есть его движение, а происходит от движения Земли; Земля в течение года обращается вокруг Солнца, что при неизменном наклоне оси Земли обусловливает смену времён года. Коперник поясняет, что его система проще птолемеевской, ибо достаточно одного движения Земли, чтобы объяснить сложность всех движений на небе. Птолемеева система характеризуется необычайной сложностью и запутанностью из-за так называемых эпициклов, т. е. бесчисленных кругов, изобретённых для того, чтобы примирить кажущиеся неправильности в движении светил с идеей о равномерном круговом движении. По мнению древних, вещам «божественным», а следовательно, и всем небесным телам приличествует только равномерное круговое движение и совершенно не подобают остановки, колебания. Коперник так говорил о старой системе мира: «Представьте себе собрание членов человеческого тела, принадлежавших индивидам разного роста и сложения. Если бы кто-нибудь вздумал соединить их в органическое целое, то получил бы чудовище, а не правильную человеческую фигуру. Вот в каком виде явилось мне здание древней астрономии». Коперник в своём «Комментарии» показывает, что остановки и возвратные движения планет являются неизбежным результатом годового движения Земли.

Слухи об удивительных идеях скромного вармийского каноника дошли и до папы римского. В 1533 г . в ватиканском саду папский секретарь в присутствии самого папы и высших сановников римской церкви прочёл лекцию о системе мира Коперника. Казалось бы, церковь должна была оценить учение Коперника как еретическое. Но этого пока что не произошло. Католическая церковь не поняла тогда революционной сущности идей Коперника. Она отнеслась к его системе как к удобной гипотезе, облегчающей необходимые для календарной реформы вычисления.

Коперник долго не решался на издание своего труда. Противоречия между его теорией и текстом священного писания были настолько очевидны, что Коперник не мог чувствовать себя в безопасности, несмотря на благосклонное отношение к его теории в церковных кругах.

Коперник думал ограничиться при жизни только напечатанием составленных им таблиц, необходимых для вычисления {231} положения планет. Он считал, что для практических целей достаточно опубликовать только таблицы, которыми сможет пользоваться каждый астроном в своей работе, а наиболее проницательные среди учёных сами, по его мнению, смогут извлечь из его таблиц те идеи, которые он положил в основу своей системы. Сам Коперник вообще отличался необычайной скромностью и никогда не заботился об обнародовании своих трудов.

В 1542 г . были изданы две чисто математические главы будущей книги. Ближайшие друзья Коперника продолжали самым настойчивым образом убеждать Коперника издать всё своё сочинение полностью, и Коперник, наконец, согласился. В начале своего сочинения он поместил посвящение папе Павлу III. Это посвящение даёт полное представление об убеждениях Коперника — и прежде всего о том, что он был абсолютно уверен в истинности своей гелиоцентрической системы мира.

За хлопоты по изданию книги взялся восторженный поклонник Коперника Ретик, талантливый математик и астроном. Получив от Коперника рукопись, он немедленно отправился в Нюрнберг. Нюрнберг был в то время центром, где процветали математические науки и было хорошо поставлено типографское дело. Здесь жил и трудился Региомонтан и многие другие математики и астрономы. Здесь, между прочим, находился и хранится до сих пор первый земной глобус, сделанный в 1492 г . гражданином этого города Мартином Бехаймом.

Сначала за печатанием книги наблюдал Ретик, но затем он вынужден был уехать и поручил надзор за печатанием богослову Осиандру. Последний много занимался астрономией и математикой, хорошо знал эти науки и находился в учёной переписке с Коперником. Но Осиандр плохо оправдал оказанное ему доверие. Не испросив разрешения Коперника и без ведома Ретика, он поместил в начале книги анонимное предисловие. Заключалось оно в следующем. Осиандр заявлял, что воззрения Коперника, «потрясающие исконные основы науки», суть лишь условные гипотезы, необходимые для облегчения вычислений; «не нужно, — писал Осиандр, — чтоб гипотеза была верна, ни даже правдоподобна, — лишь бы она помогала вычислениям». Хотел ли Осиандр этим предисловием смягчить ожидаемые нападки со стороны церкви или же он преследовал иную цель — неизвестно. Во всяком случае это предисловие, помещённое без подписи, на долгие годы в значительной степени обесценило труд великого учёного, так как оно приписывалось Копернику и вызывало по его адресу упрёки в малодушии. Смерть помешала Копернику выразить свой протест Осиандру. Друзья пытались принять меры к перепечатке первой страницы книги, но было уже поздно: книга поступила в продажу, да и вряд ли издатель книги согласился бы на изъятие «душеспасительного» предисловия, которое могло обеспечить книге хороший сбыт. Только в XIX в., благодаря тщательным исследованиям в различных архивах, была в деталях {232} восстановлена история напечатания рукописи бессмертного труда Коперника.

В последний год своей жизни Коперник был прикован к постели. Неоднократно повторялось кровотечение из лёгких, за которым последовал паралич всей правой стороны тела. Когда друзья принесли Копернику только что отпечатанный экземпляр его сочинения, он уже лежал без сознания. Книгу вложили в похолодевшие руки великого астронома, но он не приходил в себя и через несколько часов скончался. Это было 24 мая 1543 г .

Книга Коперника — это первый набросок современной гелиоцентрической системы, набросок, правда, ещё далеко не совершенный, со многими ошибками, но иначе и не могло быть. Коперник был первым в плеяде гениев, являющихся создателями современной астрономии. Галилей, Кеплер, Ньютон, опирались на систему Коперника, в то время как самому Копернику опираться было не на кого. Понятие Коперника о мире значительно отличается от современного нам: Коперник считал Солнце не только центром солнечной системы, но и центром всей вселенной; звёзды, по его представлению, неподвижны и находятся все на одинаковом расстоянии от Солнца; планеты, как он считал, движутся по кругу (в действительности же, как это открыл Кеплер, они обращаются по эллипсам).

Книга Коперника начинается изложением общих соображений относительно формы тел вселенной. «Вселенная, — пишет Коперник, — имеет форму шарообразную, ибо шар из всех геометрических тел есть наисовершеннейшее, не нуждающееся в опоре; шар заключает наибольший объём и по этой причине главнейшие тела, каковы Солнце, Луна и звёзды, также имеют форму шарообразную. И капли воды и других жидкостей стараются принять форму шара, стремясь ограничивать самих себя. Поэтому не может быть сомнения в том, что шаровидная форма присуща и небесным телам». Затем Коперник переходит к изложению доказательств шаровидности Земли. Эти доказательства не отличаются от тех, какие мы и теперь имеем в учебниках географии и астрономии: предмет, невидимый с палубы корабля, становится видимым с его мачты; светильник, повешенный на вершину корабельной мачты, по мере удаления от берегов постепенно как бы снижается к поверхности моря и, наконец, делается окончательно невидимым. Далее Коперник доказывает , что Земля вместе с водой составляет один шар, «ибо, — говорит Коперник, — тень, отбрасываемая Землёй во время лунных затмений — круглая». Коперник подчёркивает значение географических открытий конца XV — начала XVI в. для рассмотрения всех этих вопросов. Затем он переходит к рассмотрению движения небесных тел. В эпоху Коперника не были ещё открыты законы движения тел, на которых базируется современная механика. Поэтому Коперник принял за исходную точку своих рассуждений следующий основной принцип Птолемея: «Всё по при- {233} роде своей преходящее имеет отличительным признаком движение прямолинейное, всё же вечное и непреходящее — движение круговое». Коперник показывает, что в пользу движения Земли свидетельствует целый ряд явлений природы. Птолемей собрал в своём труде немало фактов, которые, как он полагал, исключают возможность движения Земли. Коперник подробно разбирает аргументы Птолемея и Аристотеля, поясняет и доказывает их неправильность. Этому посвящены главы VII—VIII первой книги (их всего шесть) сочинения Коперника. Здесь же находит своё выражение мысль Коперника о бесконечности вселенной: «В сравнении с небом Земля не более, как точка, или как бы определённое количество в сравнении с бесконечным. Невозможно, чтобы Земля представляла центр мира. Как! Неизмеримое будет вращаться в 24 часа вокруг ничтожества». Главы VII и VIII первой книги особенно ярко свидетельствуют о революционном значении труда великого польского астронома.

В учёном мире система Коперника стала оказывать заметное влияние только с конца XVI в. Из современников её оценили лишь два-три специалиста-астронома и первый среди них Ретик, но и он не решался проповедовать идеи Коперника с кафедры, а продолжал читать лекции по Птолемею. Вообще ни враги, ни друзья не оценили теорию Коперника по достоинству. Враги чуяли в ней что-то неладное, не согласное со священным писанием; друзья восхищались ясностью и простотой её, но никто не понял, какой громадный коренной переворот во всём миросозерцании связан с её торжеством. Это поняли лишь позже, при выступлении Джордано Бруно и Галилея, убеждённых последователей Коперника, смело и открыто провозгласивших, что учение Коперника — не математическая фикция, а картина того, что совершается в действительности. Джордано Бруно развил дальше учение Коперника и во многих отношениях предвосхитил идеи современной науки   1 . Вывод Бруно о вращении Солнца подтвердил своими наблюдениями Галилей. Он изготовил телескоп, с помощью которого открыл ряд новых фактов, свидетельствующих о правильности учения Коперника. А вращение звёзд было открыто астрономами лишь в XX в., в 1925—1930 гг.

Вместе с крушением обветшалой системы мира Птолемея зашатались и устои религиозного мировоззрения. Отпало старое представление об исключительном положении Земли во вселенной. Оказалось, что Земля — обычное небесное тело, каких во вселенной имеется множество. Теряла своё прежнее значение в глазах верующих легенда о Христе. Ведь если во вселенной существует не одна Земля, а бесчисленное множество таких Земель, то зачем тогда бог посылал Христа именно на эту Землю? А раз оказывалось неверным церковное учение о мире, то уже вызывало сомнение всё, что сказано в библии. {234}

Теперь церковь со всей жестокостью обрушилась на новое учение о мироздании, и первой жертвой её пал Джордано Бруно: в 1600 г . по приговору инквизиции он был сожжён на костре в присутствии папы и кардиналов. В 1616 г . был издан декрет, объявлявший учение Коперника еретическим; книга его должна была быть изъята из обращения, «впредь до её исправления».

Церковь всеми силами пыталась бороться с наукой, но не в её силах было остановить работу научной мысли. Всё новые и новые научные открытия, доказывающие правильность теории Коперника, с непобедимой силой овладевали умами людей. И церковь вынуждена была отказаться от отрицания факта движения Земли, а затем капитулировать и по другим основным положениям. В начале XIX в. декрет 1616 г . был формально отменён. Но церковь, по-видимому, всё ещё не могла простить Копернику: когда в Варшаве в 1829 г . была воздвигнута статуя великого польского астронома, то духовенство отказалось принять участие в церемонии, сопровождавшей открытие этого памятника.

В эпоху же загнивания капитализма буржуазия сама бросилась в объятия религии, видя в ней последнее своё духовное прибежище. Тем более велика в глазах советского народа заслуга гениального польского учёного, нанёсшего решительный удар церкви своим замечательным научным открытием. {235}

1 Аль — арабское слово, означающее артикль для существительных; мегистос — древнегреческое слово, означающее наибольший, величайший.

1 Каноник — духовное лицо, входящее в состав так называемого капитула, т. е. корпорации священников при больших церквах или соборах.

1 Вармия — область Пруссии, которая после присоединения большей части Пруссии к Польше в середине XV в. была выделена в княжество; епископ в качестве светского владыки подчинялся польскому королю.

1 Канонического, т. е. церковного.

1 См. статью «Джордано Бруно», стр. 309—328 .

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.