Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Сороко-Цюпа О., Смирнов В., Посконин В. Мир в первой половине XX века. 1918—1945

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 6. НАУКА И ИСКУССТВО

§ 16. НАУКА И ТЕХНИКА

Естественные науки. Важнейшие тенденции научно-технического развития в послевоенные годы были предопределены «революцией в естествознании» на рубеже XIX—XX вв. Лидирующие позиции продолжала занимать атомная физика. Рассмотрев законы микромира с позиций теории относительности, английский ученый-теоретик П. Дирак в 1926—1927 гг. разработал новое направление физического знания — релятивистскую квантовую механику. Из уравнений Дирака следовало, что электрон может обладать энергией с отрицательным значением. Высказано было предположение о существовании такой же частицы, но с положительным зарядом. В 1932 г. американский ученый К. Д. Андерсон обнаружил эту «античастицу» в составе космических лучей и назвал ее позитроном. Было также установлено, что при некоторых условиях электроны и позитроны могут аннигилироваться, т. е. взаимопоглощаться, превращаясь в частицы электромагнитного излучения (фотоны), или, наоборот, возникать из фотонов. В том же году английский физик Дж. Чедвик открыл еще одну элементарную частицу — нейтрон, не обладающий электрическим зарядом. Благодаря этому открытию физическая интерпретация периодической системы элементов была в целом завершена.
Исследование атомных ядер велось с помощью альфа-частиц, каждая из которых, как стало известно в 30-е гг., состоит из двух протонов и двух нейтронов. Направляя поток альфа-частиц на пластину алюминия, французские физики Ирэн и Фредерик Жолио-Кюри впервые искусственным путем получили радиоактивные изотопы, излучавшие нейтроны и другие частицы в результате постепенного распада атомных ядер. В ходе опытов Жолио-Кюри атомы алюминия превращались сначала в радиоактивные атомы фосфора, а затем — в устойчивые изотопы кремния. Так на рубеже 1933—1934 гг. было открыто явление искусственной радиоактивности. Применение радиоактивных изотопов («меченых атомов») — а их к 1940 г. было открыто более 200 видов — позволило сделать множество замечательных открытий в технике, биологии и медицине.
К концу 30-х гг. ученые различных стран вплотную подошли к практическому получению атомной энергии, высвобождающейся в ходе деления ядра урана. В 1939 г. ученый Э. Ферми, эмигрировавший в США из фашистской Италии, сформулировал идею цепной реакции деления урана, а супруги Жолио-Кюри подготовили конкретную схему аппарата, в котором может проходить такая реакция. Одновременно разрабатывались проекты первой атомной бомбы.
Наряду с важнейшими физическими открытиями универсальное значение для естествознания в 20—30-е гг. приобрели достижения математических наук — исследования в области математической логики, теории чисел, функционального анализа, топологии и др. Наиболее крупные успехи были достигнуты математическими школами в Германии, Франции, СССР и США. Многие математические теории, еще недавно казавшиеся чистейшей абстракцией, получили практическое применение при решении различных естественнонаучных задач.
Достижения физико-математических наук оказали мощное воздействие на другие отрасли естествознания. Понятия и методы, выработанные при изучении микромира, с успехом применялись в астрономии, химии, биологии и медицине. В 20— 30-е гг. астрономические наблюдения дали новые доказательства тезиса о космической однородности Вселенной. За пределами нашей звездной системы было открыто множество других галактик и сверхгалактик. Голландский астроном Я Оорт в 1927 г. доказал факт вращения нашей Галактики и взаимное удаление других галактик — их «разбегание» в пространстве.
Немецкий ученый А. Эйкен в 1930 г. сформулировал задачи новой пограничной дисциплины — химической физики, изучающей химические проблемы с применением квантовой механики. К новой отрасли химического знания было отнесено изучение квантово-механической природы химических сил, а также анализ строения и свойств молекул, кристаллов и жидкостей. Химики научились получать искусственные твердые тела с заданными свойствами и структурой. В области синтеза органических веществ особое место заняли работы, связанные с явлениями катализа и полимеризации. В 1936—1938 гг. в США, Англии и СССР были получены первые лабораторные образцы полиэтилена и нейлона.
Широкое применение физических и химических методов исследования в биологии привело к созданию биофизики и биохимии. Ученые проникли в тайны строения белка, приступили к изучению процессов обмена веществ, обнаружили, а затем и искусственным путем получили первые витамины и антибиотики (грамицидин, стрептомицин и пенициллин). В исследованиях биологов использовались рентгеноскопия, реактивные изотопы и электронные микроскопы. В медицинской диагностике стали применяться электрокардиографы и электроэнцелографы — аппараты для исследования функций сердечной мышцы и головного мозга.
Успехи физики и химии оказали существенное влияние на развитие наук о Земле (геофизика, геохимия). Разведка полезных ископаемых получила в свое распоряжение новые методы поисковых работ, новые приборы и инструменты.
Техника. Наука стала оказывать возрастающее воздействие на развитие производительных сил. Отличительной чертой технико-технологического развития 20-х и особенно 30-х гг. стало массовое производство и использование электроэнергии. Электричество превратилось в решающий фактор становления новых энергоемких отраслей промышленности и осуществления различных систем механизации и автоматизации технологических процессов. Производство электроэнергии росло преимущественно за счет строительства более совершенных тепловых электростанций. В странах с большими водными ресурсами . осуществлялись широкомасштабные гидроэнергетические проекты. Так, в 1936 г. была пущена крупнейшая для того времени горная ГЭС Боулдер-Дам на реке Колорадо (США). Высота ее 1 Плотин достигала 222 м.
Среди первичных двигателей, использовавшихся на транспорте, в строительстве и в сельском хозяйстве, бесспорное лидерство перешло к двигателям внутреннего сгорания. Паровозы I- вытеснялись тепловозами, пароходы — теплоходами. Трактор и "комбайн становились неотъемлемой частью сельского пейзажа. В 1938 г. в США, Канаде, Англии и Германии было зарегистрировано 6 млн. грузовых и более 30 млн. легковых автомобилей, для которых создавались особые скоростные шоссе — автострады.
Двигатели внутреннего сгорания находили широкое применение в авиации. Многомоторные цельнометаллические самолеты вытесняли неуклюжие бипланы — «этажерки». Скорость и дальность полетов новых машин возросли настолько, что в 1927 г. позволили американскому летчику Ч. Линдбергу впервые совершить перелет через Атлантический океан. В 1937 г. советским летчикам В. П. Чкалову, Г. Ф. Байдукову и А. В. Беликову удалось перелететь из Москвы в Портленд через Северный полюс. В 30-е гг. регулярные почтово-пассажирские авиалинии связали между собой большинство районов земного шара. В те же годы русский инженер И. И. Сикорский, эмигрировавший в США, успешно разрабатывал первые модели вертолетов.
Потребности развития авиационной промышленности определили быстрый рост производства алюминия, годовой объем которого за 1913—1939 гг. вырос более чем в 10 раз. В Производстве черных металлов шел процесс пересмотра прежних физико-химических и технологических основ металлургического цикла и была сделана ставка на более производительную технику высоких температур, давлений и скоростей.
Ускоренный технологический прогресс в 20—30-е гг. переживало машиностроение.' Оно было призвано удовлетворить возросшие потребности самых различных областей народного хозяйства в машинах и механизмах. В машиностроении стали использоваться новые материалы, специальные виды оборудования, более тонкие и эффективные технологические приемы и способы контроля за качеством готовой продукции. Поточно-массовое и крупносерийное производство, зародившееся в начале XX в., оснащалось полуавтоматическим и автоматическим оборудованием невиданной производительности. Первая автоматическая станочная линия была установлена в Англии в 1924 г. компанией «Моррис моторз» для механической обработки крупных деталей. Она выполняла 53 операции и обслуживалась 21 оператором. Производительность ее поначалу была невелика — всего 16 деталей за рабочую смену. Более совершенной стала линия американской фирмы «А. О. Смит и К"» для производства автомобильных рам, запущенная в 1926 г. Она выпускала до 10 тыс. рам в сутки. Все основные транспортные и технологические операции от подачи заготовок со склада до окраски и сушки готовых изделий выполнялись на этой линии без непосредственного участия рабочих. Благодаря автоматизации основных производственных процессов фирма расходовала на изготовление одной рамы всего 16 человеко-минут.
Массовый выпуск изделий требовал их стандартизации, благодаря чему эти изделия были бы взаимозаменяемыми. Работа в этом направлении началась в Англии еще в 1901 г., однако наибольшего размаха стандартизация производства приобрела в США в 20—30-е гг. Благодаря усилиям Гуверовской комиссии по борьбе с расточительством в промышленности американские производители начали выпускать 4 основных сорта кирпича вместо выпускавшихся ранее 66, 4 вида стеклянных бутылок вместо 210 и 32 типа автомобильных шин вместо 287. Введение промышленных стандартов не замедлило отразиться на росте производства.
Новые технологические процессы, основанные на научных разработках предшествующих лет, получили широкое распространение в химической промышленности, которая удовлетворяла все возраставшие потребности в искусственном жидком топливе, удобрениях и полимерном сырье для легкой промышленности.
Исследования рубежа XIX—XX вв. в области радиотехники подготовили широкое практическое применение беспроволочного телеграфа и телефона. В 1920—1922 гг. в США, СССР, Англии и Франции стало развиваться регулярное радиовещание. В середине 20-х гг. в Англии, США и СССР были осуществлены первые пробные телевизионные передачи. Черно-белый кинематограф — «великий немой» эпохи братьев Люмьер — в 30-е гг. приобрел цвет и звук.
Технические новинки вторгались в повседневную жизнь людей, меняя их жизненный уклад. На рынке потребительских товаров индустриально развитых стран появились радиоприемники, холодильники, стиральные машины и другая электробытовая техника. Производство ее расширялось, становилось массовым, однако широкого спроса эти изделия не находили: сказывалась все еще низкая платежеспособность населения. До эры массового потребления было еще далеко.
Вопросы и задания: 1. Какие новые фундаментальные открытия определяли прогресс науки и техники в середине XX в.? Почему стало возможным создание смежных наук (биохимия, геофизика и др.)? 2. Какие технологии стали определять развитие промышленности? Назовите наиболее интересные с вашей точки зрения примеры внедрения новой техники в 20—30-е гг. 3. Какую роль играла милитаризация в развитии техники и технологии? 4.Какие качественные изменения произошли в технико-экономической базе западного общества?

§ 17. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Особенности развития литературы и искусства в 20—30-е гг. За четверть века после первой мировой войны в художественной культуре произошли чрезвычайные события. В развитии художественного и литературного процесса выделяются три крупных периода. В 20-е гг. определяющее влияние на художественное творчество в западном обществе оказывали первая мировая война и ее непосредственные последствия. В 30-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигавшаяся вторая мировая война не могли не сказаться трагическим образом на судьбе и творчестве литераторов и художников. И, наконец, начавшаяся вторая мировая война (1939 — 1945) наложила свою особую печать на жизнь интеллигенции всего мира. Эмиграция писателей, архитекторов и художников из стран, где утвердился фашизм и тоталитаризм, внесла существенные изменения в художественную культуру многих стран. Художники «парижской школы», нашедшие убежище в США, способствовали превращению Нью-Йорка в международный художественный центр.
В творчестве литераторов и художников в 20—30 гг. особую значимость приобрели социально-политические факторы. Социальные движения вызвали к жизни во многих странах революционные течения в искусстве. С другой стороны, появившиеся тоталитарные режимы создавали свое обслуживающее эти системы искусство. Обострение борьбы тоталитаризма и демократии определило возрастание идеологизации искусства, столкновение полярных течений. К новым явлениям межвоенного периода относится и интенсивное развитие интернациональных и национальных художественных процессов. Происходит сближение искусства различных стран и народов.
Для общественной и философской мысли 20-х — 40-х гг. характерен дальнейший поворот к человеку и его месту в конфликтном мире. Наиболее влиятельным в эти годы становится экзистенциализм — философия человеческого существования (от лат. «экзистенция» — существование). Его виднейшими представителями в Германии были К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции — писатели и философы Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, в Испании — X. Ортега-и-Гассет. Философия экзистенциализма выросла на почве того глубочайшего кризиса, которым было в эти годы охвачено западное общество. Экзистенциализм пытался ответить на трагические умонастроения мыслящих людей того времени, помочь человеку найти свое место в мире, обрести свое «Я» (свою экзистенцию), преодолев отчуждение. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя — это главная заповедь экзистенциализма, идея индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним и с другими людьми. Ситуация личностного выбора — главная тема экзистенциональной философии и литературы межвоенных лет и периода второй мировой войны. Большое влияние на общественную мысль и литературу оказала также философская концепция психоанализа 3. Фрейда, философия жизни французского философа А. Бергсона, предпринявшего попытку построить картину мира, которая по-новому объяснила бы эволюцию природы и развития, человека, их единство.
Литература. В 20 — 30-е гг. продолжали свою деятельность писатели старшего поколения: во Франции А. Франс и Р. Роллан, в Англии Б. Шоу, Д. Голсуорси и Г. Уэллс, в Германии Г. Манн и Т. Манн, Г. Гауптман, в США — Т. Драйзер и др. В то же время появились новые яркие таланты — французы Ф. Мориак и Р. М. дю Гар, англичане Р. Олдингтон и С. Моэм, американцы Э. Хэмингуэй, У. Фолкнер и Ф. Фицджеральд, немцы Э. М. Ремарк и Л. Фейхтвангер и др.
В 20-е гг. появляется яркая плеяда талантливых молодых писателей, создавших так называемую литературу «потерянного поколения». Таким поколением американская писательница Г. Стайн называла группу американских литераторов, проживавших тогда в Париже (Э. Хэмингуэй, Д. Дос Пассос и др.). Затем этот термин стал означать направление в литературе 20-х гг., отразившее протест против бесчеловечной бойни первой мировой войны, настроения пессимизма и разочарования в социальной действительности и образе жизни. В 20-е гг. были опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хэмингуэя, «На западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения в основном участников первой мировой войны.
В это же время были изданы крупные произведения мастеров модернистской литературы. Англо-ирландский писатель Д. Джойс опубликовал роман «Улисс», австриец Ф. Кафка — романы «Америка», «Процесс», «Замок», француз М. Пруст — роман «В поисках утраченного времени», Т. Элиот — свои «Стихотворения».
В Германии в 10-е и 20-е гг. известное влияние приобрели писатели и художники-экспрессионисты, в творчестве которых нашло отражение время ломки, крупных общественных перемен, кровавых событий. Апокалипсис, Страшный суд — ключевые образы поэзии экспрессионизма.
В 20—30-е гг. литература обогатилась в жанровом отношении. Обратили на себя внимание социально-психологические романы (Э. М. Ремарк, Ф. Мориак и др.), психологические новеллы С. Цвейга, биографические романы А. Моруа. Появляются произведения, составившие революционно-пролетарскую литературу. При всем разнообразии жанров и направлений деятели литературы и искусства без существенных исключений занимали последовательно антивоенные, антифашистские позиции.
Изобразительное искусство. Западноевропейские художники, представлявшие в начале века новые модернистские течения, в 20-е гг. уже стали «старыми» мастерами. Фовисты, кубисты, футуристы успокоились. Они уже не «бунтари», а признанные мэтры, хотя и не создающие ничего особо необычного (кроме П. Пикассо). К модернистам постепенно приходит признание, но большинство музеев еще не спешат приобретать их произведения. Время «звезд» ушло. Пришла широкая волна примерно равнозначных многолюдных шеренг художников. Лишь ряд выдающихся писателей, художников завоевал международное признание и авторитет. Мощная творческая личность П. Пикассо воплотила в себе различные течения и направления изобразительного искусства, противоречия своего собственного сознания и противоречия жизни и искусства XX в. В его произведениях зазвучала тема трагического столкновения света и тьмы. В 1937 г. он написал самую знаменитую свою картину — трагическую композицию «Герника» (Герника — испанский город, уничтоженный фашистскими бомбами). Выставленная в испанском павильоне Всемирной выставки 1937 г. эта картина воспринималась как предупреждение, как символ гибели человечества, угрожающей ему со стороны фашизма.
В то же время в первые послевоенные годы отмечается подъем абстрактного искусства. После первой мировой войны инфляция духовных ценностей, постоянная ускоренная эволюция стилей и направлений, ставшая очень интенсивной во второй половине 10-х гг., приводит к появлению беспредметного искусства. Эволюция стиля от Сезанна к кубизму и беспредметности осуществляется как логически последовательный процесс. В авангарде на пути к беспредметности в живописи оказывается русское искусство в лице К. Малевича, создателя супрематизма (от лат. supremis — высший) и его последователей. К. Малевич создал свой знаменитый «Черный квадрат» в 1915 г., но в западноевропейском искусстве есть аналогия в творчестве П. Мондриана. Эта крайняя школа модернистского искусства вырастала с 1912 г. как противостояние кубизму и выход на беспредметное изображение, лишенное всякой связи с предметным миром. В 20-е гг. его представляли француз Р. Делоне, голландец П. Мондриан, художник К. Малевич, а также чешский художник Ф. Купка и другие художники, подпавшие под влияние абстракционистской живописи и теории. Другое русло эволюции стилей, идущее от символизма и стиля модерн, привело к появлению уникального метода абстрактной живописи, основоположником которой был В. Кандинский, практически не имевший прямых последователей. Творчество В. Кандинского равным образом принадлежит как русскому, так и немецкому авангарду. Если беспредметность, оставив все компромиссы с реальностью на стадии кубизма, идет по пути решительного разрыва с конкретностью, создавая язык универсальных первоэлементов, то абстракционизм Кандинского идет от частного к общему, постепенно освобождаясь (абстрагируясь) от реальных форм. В отличие от беспредметности в абстракционизме язык не свободен от абстракций с растительными и биоморфными формами и энергиями, хотя они не напоминают ничего конкретного. В 20-е гг. в научных и творческих лабораториях Парижа, Москвы, Мюнхена предпринимались попытки обобщить опыт абстракционизма, изучить первоэлементы художественных форм (линии, точка, пятно, цвет и пр.), а также разрабатывались идеи синтеза живописи, архитектуры, прикладного искусства, начал дизайна. Во второй половине 20-х гг. интерес к абстракционизму снижается. В ряде стран с авторитарными и тоталитарными режимами это течение подвергается гонениям и запрету.
Научно-технический прогресс положил начало формированию новых стилевых направлений в искусстве — супрематизма, конструктивизма, рационализма. Становление конструктивизма было продолжением супрематизма К. Малевича. Конструктивизм противостоял отвлеченной философичности супрематизма Малевича, стремясь с помощью беспредметной формы найти компромисс искусства и техники. В России это направление (В. Татлин, А. Родченко, Э. Лисицкий) сыграло важную роль в архитектурном искусстве, дизайне и строительстве... В Москве с того времени осталось немало зданий, созданных в стиле конструктивизма. Проекты и эскизы русских архитекторов оказали немалое влияние на крупнейших западноевропейских зодчих Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ.
Созданная В. Гропиусом в Германии школа Баухауз (1919—1932) провозглашала единство всех искусств, отвергала традиционные различия между ремесленником и художником, стремясь создать новые связи между ремеслами, промышленностью, производством и науками, между художественным творчеством и технической творческой мыслью. Его лаборатория дизайна разрабатывала проекты для промышленности. С приходом фашистов к власти в Германии школа прекратила свое существование, но ее деятели продолжали свое творчество в эмиграции.
Наряду с этим поворотом к «вещественности», а также к реализму в первые послевоенные годы почти во всех отраслях искусства и творчества просматривается характерная черта — устремленность в будущее, чаяние мирового расцвета и духовного преображения мира посредством искусства. В это время расцветает и жанр антиутопии (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл). Кандинский мечтал о создании храма Всемирной утопии, ле Корбюзье строил город-сад в окрестностях Бордо во Франции.
Однако реальная жизнь не давала оснований для оптимизма. Ужасы первой мировой войны, ее тяжелые последствия и в целом условия послевоенного крутого исторического излома породили в Европе движения протеста против действительности и самого искусства. В конце войны и в первые послевоенные годы на смену кубизму, футуризму и экспрессионизму приходят новые течения — дадаизм и затем сюрреализм. Дадаизм (от бессвязного детского лепета «дада») объединил в годы войны небольшую группу швейцарских художников, занимавших агрессивную антиэстетическую позицию. Они отрицали смысл жизни, искусство как творческую деятельность. Отсюда дадаисты увлекались коллажем, фотомонтажом, сооружением механических устройств, маскарадных действий. Они отвергали идею художественного синтеза, намеренно ее пародируя. Дадаисты Предлагали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества жизни. Это иррациональное течение вскоре сменилось новым — сюрреализмом, течением, рассматривавшим мир как нагромождение парадоксов, кошмара и социального безумия. Сюрреализм также отрицал художественный синтез, создал свою стилевую форму и идейную концепцию абсурдности бытия, которое представляется художнику в виде пугающих кошмаров или неправдоподобно-фантастических видений. Мировую известность приобрело творчество каталонца С. Дали. В ЗО-е гг. влияние сюрреализма распространилось за пределы Западной Европы, достигнув Латинской Америки и Японии. Хотя панорама западноевропейского изобразительного искусства в указанные десятилетия отличалась мозаичностью, сосуществованием и соперничеством разных школ и направлений, основная масса искусства развивалась в рамках реализма. Имеется в виду та общая творческая деятельность художников и творцов, которая опиралась на преемственность реалистической изобразительности, когда источником творчества служит реальность жизни — человек, природа, предметность, но это уже была «новая реальность», обретенная после дерзаний авангарда.
В 20—30-е гг. формируется международное художественное пространство, художественные направления приобретают международный характер, возрастает взаимовлияние культур и искусств народов мира. Однако в этом процессе наблюдаются региональные, цивилизационные различия. В странах Восточной и Южной Европы, получивших самостоятельность после первой мировой войны, влияние абстракционизма и иррациональных течений было невелико. Определяющее воздействие на развитие искусства оказывали здесь национально-государственные идеи. Художники этих стран придерживались в основном одной из двух концепций развития национального искусства. Одни обращались к «парижской школе», стремясь приобщиться к современному искусству и течениям. Прежде всего заимствовались уроки так называемого «нового традиционализма» с его возрождающимся реализмом. Особенно это сказалось на жанровом портрете. Другая концепция имела своей опорой национальные традиции. Ставилась задача создать свое собственное, новое, современное, национальное искусство. Отсюда обращение к классическому наследию, национальным художественным и народным традициям. Однако наиболее общим направлением в искусстве стран этого региона было обращение к теме народного бытия. На этой почве рождался и неопримитивизм.
В 20—ЗО-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Изобразительное искусство, особенно заметно в Китае и Японии, откликается на опыт творчества, накопленный европейскими школами, на разнообразные течения художественного творчества. Мастера национальной живописи, не отказываясь от привычных тем и стилей, устремляются к новым высотам творчества, особенно в изображении природы (Ци Байши в Китае, Тагуэти Сейхо в Японии). Мир природы в произведениях этих художников традиционной живописи представляется как носитель мудрой красоты. С другой стороны, в 20-е гг. традиционное искусство начинает сближаться с европейским. Этот опыт создания нового искусства, соединяющего национальную художественную культуру с «новым традиционализмом» европейской живописи, заметно проявился в Японии, Китае, Индонезии. Примечательным для искусства стран Дальнего Востока в 20-х гг. стало развитие революционного политического искусства. В нем ведущую роль играли плакат, листовка, газетный рисунок, гравюра. Оно во многом черпало художественные средства не столько из жанровых и традиционных стилей народного творчества, сколько от советской и западно-европейской революционной графики.
В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое «испанское» течение в изобразительном искусстве (Мексика, Колумбия, Куба, Чили), а также влияние французских художественных школ и течений (в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае и др.). Эти направления не внесли существенных перемен и не создали заметных самобытных плодов в искусстве. Крупные перемены произошли в 20-е гг., связанные с деятельностью мексиканских художников-монументалистов, которые в большинстве были участниками мексиканской революции 1910—1917 гг. Они провели несколько лет в Европе и впитали новые идеи. «Великая тройка» (Д. А. Сикейрос, Д. Ривера, X. К. Ороско) создала образцы новой монументальной живописи. В своих произведениях они стремились подчас в прямой публицистической форме наглядно объяснить социальные и исторические проблемы. Их творчество совершило переворот в художественной культуре региона.

Вопросы и задания: 1. В чем состояли особенности развития культуры в 20—30-е гг.? 2. Что вы знаете о литературе «потерянного поколения»? 3. Какие новые течения в искусстве Запада возникли в 20—30-е гг.? 4. Чем вызвано резкое столкновение различных взглядов и направлений в искусстве межвоенного периода? 5. Что нового внесло искусство в промышленную эстетику и жилищное строительство в межвоенные годы? 6. Какие изменения в изобразительном искусстве произошли в 20—30-е гг. в странах Азии и Латинской Америки?.

Комментарии (1)
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.