Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

История английской литературы

Том I. Выпуск первый

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть вторая. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ОТДЕЛ I. ПУБЛИЦИСТИКА И ФИЛОСОФИЯ АНГЛИЙСКОГО ГУМАНИЗМА

Глава 2. Томас Мор

Томас Mop (Thomas More, 1478-1535 гг.) был, по его собственным словам,
"лондонским гражданином из неизвестной, но почтенной семьи". Его отец был
крупным юристом и королевским судьей. Начальное образование Мор получил в
грамматической школе св. Антония в Лондоне. Затем, по обычаю того времени,
его, как некогда Чосера, поместили в дом знатного лица. Несколько лет юноша
Мор был пажем епископа, впоследствии кардинала, Мортона, крупного
политического деятеля в период войн Алой и Белой Роз. Мортон был весьма
образованным человеком и сыграл большую роль в духовном развитии Томаса
Мора.
Поступив в Оксфордский университет (1492 г.), Мор сблизился с Линэкром,
Гросином и Колетом. Там он познакомился также с Эразмом, который стал его
ближайшим другом.
Судья Джон Мор не был в восторге от успехов сына, углубившегося в
изучение римских и греческих древностей. Человек трезвой практической
складки, он мечтал о более доходных занятиях для своего сына. Поэтому около
1494 г. он перевел сына из университета в одну из лондонских юридических
школ. Но Томас Мор уже никогда не порывал связи с оксфордскими гуманистами
и, усердно изучая правоведение, не забывал латинских и особенно греческих
классиков.
Двадцатой двух лет Мор стал членом палаты общин, но его парламентская
карьера длилась недолго. После одного его выступления ему было дано знать,
что королю не угодно его дальнейшее пребывание в парламенте.
Разочарованный в возможности политической деятельности, Томас Мор стал
послушником в монастыре. Однако близкое знакомство с распущенностью,
невежеством и лицемерием духовенства подействовало отталкивающе на Мора. Он
вновь вернулся к светской жизни, но до поры до времени старался держаться в
тени, чтобы не напомнить о себе злопамятному Генриху VII.
В 1509 г. на престол вступил Генрих VIII, пользовавшийся большой
популярностью среди гуманистов; тогда Томас Мор возвратился к общественной
деятельности. В следующем, 1510 г., его назначили помощником лондонского
шерифа. Облеченный доверием лондонского Сити, Мор стал видной фигурой в
политическом мире. Он выполнял дипломатические поручения; об одном из них
рассказывается в его "Утопии".
Генрих VIII благоволил к Мору и желал приблизить его к себе. Но Мор
относился к королю сдержанно и всячески уклонялся от его милостей, стремясь
сохранить независимость. Тем не менее, королю удалось привлечь его к
государственной деятельности. В 1514 г. Мор был назначен управляющим
королевской канцелярией по приему петиций и жалоб (Master of requests). В
1521 г. он стал государственным казначеем а в 1525 г. - канцлером герцогства
Ланкастерского. Кроме того, в течение некоторого времени он был спикером
палаты общин. После падения кардинала Вольсея в 1529 г., против желания
Мора, Генрих VIII назначил его своим лордом-канцлером. Он стал первым
министром короля. Обычно на этот пост назначались представители знати и
высшего духовенства. Томас Мор был в Англии первым человеком из буржуазной
среды, получившим это высокое назначение.
Томас Мор резко выделялся в среде политических и государственных
деятелей своего времени. Он был совершенно чужд карьеризма и в ведении дел
проявлял исключительную добросовестность и честность. Последнее качество
было особенно редким среди корыстолюбивых сановников, которым сам король
подавал пример жадностью и неразборчивостью в средствах пополнения своей
казны. Не соглашаясь с теми мерами, которые проводил Генрих VIII для
подготовки реформации церкви, Мор в 1532 г. вышел в отставку и удалился от
политики, посвятив себя семье и научным занятиям. Но король не оставил его в
покое. В 1534 г. от Мора потребовали принесения присяги, одобряющей
реформационную политику короля. Он отказался и был заточен в Тауэр.
Инспирированный Генрихом VIII суд признал Мора виновным в государственной
измене и приговорил его к смертной казни.
Одним из поводов для осуждения был памфлет против Лютера, который
Генрих VIII написал при помощи Мора до того, как стал на путь разрыва с
Римом. На суде Мору было предъявлено обвинение в том, что он обманным, будто
бы колдовским, образом побудил короля к написанию этого памфлета. Приговор
суда гласил: "Вернуть его, при содействии шерифа Вильяма Бингстона, в Тауэр,
оттуда влачить по земле через все лондонское Сити в Тибурн, там повесить его
так, чтобы он замучился до полусмерти, вынуть из петли еще живого, отрезать
ему половые органы, вспороть живот, выдернуть и сжечь внутренности. Затем
четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над всеми четырьмя
воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту".
Генрих VIII счел, однако, возможным проявить милость и заменил эту
казнь отсечением головы. Когда Мор узнал об этом, он воскликнул: "Избави,
боже моих друзей от такой милости". Казнь состоялась 6 июля 1535 г. Мор
продолжал шутить даже, на эшафоте. Поднимаясь на помост, он попросил
сопровождавшего его офицера: "Пожалуйста, помогите мне взойти; вниз я уж
как-нибудь сам спущусь". Палачу Мор сказал: "Только смелей, не страшись
своей работы, шея моя коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться". В
поведении Мора не было никакой рисовки. Оно вполне соответствует его
характеру, как его подробно описал Эразм в письме к Ульриху фон Гуттену в
1519 г.
Литературное наследие Томаса Мора было собрано после его смерти и
издано его племянником в 1557 г. Оно включает латинские эпиграммы, разные
сочинения и упражнения, созданные в молодости; "Жизнь Пико делла Мирандола",
переведенную с латинского и опубликованную в 1510 г.; "Жизнь Эдуарда V",
впервые опубликованную в 1516 г. в Лувене; памфлеты по вопросам церковной
реформы; диалоги и наброски, написанные во время заключения в Тауэре.
Произведения Мора - одно из наиболее ярких проявлений английского
гуманизма эпохи Возрождения. В круг идей гуманизма Томас Мор был введен
кардиналом Мортоном и Оксфордскими учеными Линэкром, Гросином и Колетом. Их
влияние определило своеобразное направление интересов Мора в молодости. Мы
узнаем от Эразма, что Мор уже с ранних лет отдался классической литературе,
"но кроме того он положил много труда на изучение отцов церкви". Оксфордские
гуманисты и Эразм внушили Мору идею о возможности очищения церкви и ее
учения посредством возрождения христианства в его первоначальном виде.
Большое влияние оказали на него также произведения итальянского
гуманиста-платоника Пико делла Мирандола. Однако, если вначале идеи
реформации увлекали Мора, то вскоре он перестал ими интересоваться, а
впоследствии стал даже их врагом.
В отличие от большинства ранних английских гуманистов, которые были
кабинетными учеными, Мор принимал активное участие в общественной жизни;
вопросы социального и государственного устройства стали для него решающими.
Он ежедневно сталкивался с вопиющими противоречиями социальной жизни
современной ему Англии. Его мысль упорно работала в поисках выхода из
существующих общественных противоречий. Еще юношей, по сообщению Эразма, он
сочинил диалог, в котором защищал коммунизм Платона. Влияние Платона
определило главный принцип, положенный Томасом Мором в основу его попыток
решения социальной проблемы, - принцип коммунизма. Но английский гуманист не
был простым продолжателем великого мыслителя античности; он совершенно
самостоятельно решал все общественные проблемы, исходя из
социально-политических условий своего времени. Так появилось на свет великое
произведение Томаса Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и приятная,
о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (A fruteful and
pleasaunt worke of the beste state of publyque weale, and of the newe vie
called Utopia - оригинальный латинский текст, напечатан в 1516 г., первый
английский перевод, сделанный Ральфом Робинсоном, напечатан в 1551 г.).
Сочинение это состоит из двух частей. В начале Мор дал описание
фантастической страны Утопии, составляющее вторую часть книги, и лишь затем
присоединил к этому изложение беседы об экономическом и политическом
положении современных европейских государств, которое составляет ее первую
часть.
Книга противопоставляет идеальный общественный строй фантастического
острова Утопии ужасающим бедствиям современного человечества. Мор предстает
перед нами как пламенный общественный деятель, глубоко скорбящий о бедствиях
народных масс и мечтающий о создании справедливого строя, при котором будет
царить всеобщее благополучие.
Выразителем взглядов Мора в книге является моряк Рафаил Гитлодей,
участвовавший в экспедиций Америго Веспуччи, что, якобы, и дало ему
возможность посетить Утопию. Именно этот вымышленный персонаж высказывает
все резкие суждения о порядках, царящих на родине автора книги. Самому себе
Мор отводит скромную роль слушателя, передающего рассуждения и рассказы
моряка. Такая осторожность была не лишней во времена, когда одна за другой
скатывались на плахе головы людей, не угодивших всевластному монарху.
В уста Гитлодея Мор вкладывает осуждение жестокого уголовного
законодательства Англии, каравшего воровство смертной казнью. Он резко
выступает против феодального дворянства. Знать, "подобно трутням, живет
праздно трудами других". Причиной распространения преступности является
обнищание крестьян. А это последнее вызвано огораживанием. "Ваши овцы,
обычно такие кроткие, довольствовавшиеся очень немногим, теперь, говорят,
стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и
опустошают поля, дома и города". Инициаторами этого общественного зла
являются знатные аристократы и духовенство, люди, чья "праздная и роскошная
жизнь не приносит никакой пользы обществу, а, пожалуй, даже вред ему".
Правительства остаются глухи к страданиям народа. Монархи и их
советники посвящают себя делам, которые не только не облегчают, но,
наоборот, усугубляют бедствия обездоленных масс. "Государи гораздо больше
заботятся о том, как бы законными и незаконными путями приобрести себе ноше
царства, нежели о том, чтобы надлежащим образом управлять приобретенным".
Мотивы и приемы, определявшие политику тогдашних правительств, описываются
Томасом Мором с гневным сарказмом.
Как относился Томас Мор к ишиатической теории гуманизма, разделял ли он
свойственную большинству гуманистов веру в просвещенного монарха? Этому
вопросу уделено много страниц первой части "Утопии", где Мор убеждает
Гитлодея стать советником какого-нибудь монарха. Ответы Гитлодея выражают
здесь, как и в других местах книги, точку зрения самого автора. Гитлодей не
верит в возможность просвещенной монархии, ибо цари, "пропитанные и
зараженные с детства превратными мнениями, никогда не одобрят планов
философов".
Глубочайший смысл всех рассуждений по этому вопросу заключается в том,
что Томас Мор не верит в возможность уничтожения социальных зол посредством
изменения одной только политической надстройки общества. Для того, чтобы
уничтожить противоречие между бедностью и богатством, нужно коренным образом
изменить социально-экономическую основу общества. Причину несправедливостей
и бедствий народной жизни Мор видит в существовании частной собственности.
"Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли
когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел". В
такой постановке вопроса проявляется гениальность Томаса Мора, сумевшего
глубочайшим образом понять причину всех общественных бедствий. При этом
особенно важно то, что он осуждает не только социальное неравенство,
существовавшее при феодализме, но и несправедливость нарождавшегося нового
буржуазного строя, "где все мерят на деньги".
Томас Мор идет дальше всех европейских гуманистов Возрождения. Те, в
большинстве своем верили, начиная с Данте, в просвещенную монархию; автор
"Утопии" понял иллюзорность этой политической теории. С гениальной
прозорливостью он увидел, что никакие побочные средства не принесут
человечеству облегчения, пока не будет уничтожен корень всего зла - частная
собственность. "Если она останется, то у наибольшей и наилучшей части
человечества всегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей". Так
приходит Томас Мор к убеждению в необходимости переустройства самих основ
общественной жизни: "единственный путь к благополучию общества заключается в
объявлении имущественного равенства", "распределение средств равномерным и
справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с
совершенным уничтожением частной собственности".
От критики современного ему общества Томас Мор переходит к изображению
идеального общественного строя на острове Утопии, название которого
составлено им из греческих слов Ou topos (несуществующее место). На этом
фантастическом острове, якобы открытом моряками в Новом Свете, установлен
коммунистический строй. Частная собственность отсутствует, проведено полное
равенство всех граждан, совместно владеющих и управляющих страной. Коммунизм
утопийцев носит подчеркнуто патриархальный характер. Они живут большими
семьями, не менее чем в сорок человек. Во главе семьи стоят отец и мать, а
во главе каждых тридцати семейств - один филарх. Во главе десяти филархов
стоит протефиларх. Собрание филархов избирает князя, должность которого
несменяема в течение всей его жизни. Это - единственное несменяемое
должностное лицо. Все остальные должностные лица избираются только на один
год. Важные дела, касающиеся судьбы всего народа, обсуждаются народным
собранием. Текущие вопросы рассматриваются обычно князем в присутствии
филархов и протофилархов. Политический строй Утопии является в сущности
своей демократическим, что вполне соответствует экономической основе
общества. Политическое равенство граждан Утопии имеет своим основанием их
социальное и экономическое равенство. Производительный труд на пользу
общества является обязанностью каждого гражданина. Женщины работают наравне
с мужчинами, не исполняя, однако, тех обязанностей, которые им физически не
под силу. Обычно каждое семейство специализируется на определенном виде
работы. Но это не значит, что утопийцы не имеют права свободного выбора
профессии. Если какой-либо член семьи не желает заниматься ремеслом своих
предков, то он свободно может перейти в другую семью, ремесло которой
отвечает его интересам. Семья, таким образом, является у утопийцев не только
политической, но и производственно-бытовой единицей. Рабочий день утопийцев
равняется 6 часам. Остальным временем они могут располагать полностью по
своему усмотрению. Они посвящают свой досуг наукам, искусствам и культурным
развлечениям.
Благодаря тому, что все утопийцы трудятся, страна в изобилии обеспечена
всеми необходимыми предметами потребления. Все продукты поступают на
"рынок", куда каждый может притти и взять все, что ему нужно. Рассказчик
отмечает, что никто не берет себе ничего сверх действительно нужного, так
как каждый уверен, что в любой момент он сможет достать все.
Деньги и золото известны утопийцам, но они пользуются ими только при
сношениях с другими народами. На самом же острове деньги вышли из
употребления, а к золоту утопийцы относятся с презрением. Как и другие
гуманисты, Томас Мор решительно высказывается против денег, разоблачая их
"извращающую роль" с неменьшей силой, чем впоследствии Шекспир. Мор пишет:
"...Золото, по своей природе столь бесполезное, теперь повсюду на земле
ценится так, что сам человек, через которого и на пользу которому оно
получило такую стоимость, ценится гораздо дешевле, чем само золото; и дело
доходит до того, что какой-нибудь медный лоб, у которого ума не больше, чем
у пня, и который столь же бесстыден, как и глуп, имеет у себя в рабстве
многих умных и честных людей, исключительно по той причине, что ему
досталась большая куча золотых монет..." Свободные от власти золота утопийцы
"делают из него ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных
надобностей".
Обобществление производства и распределения накладывают свою печать на
весь быт. Утопийцы питаются в прекрасных общественных дворцах-столовых,
которые они сами по очереди обслуживают. Впрочем, это не является
принудительным; желающие могут питаться отдельно, но большинство
предпочитает столовые. Покрой одежды у всех одинаков, все носят платья н
костюмы фасона, признанного наиболее удобным.
Уже в эпоху Возрождения в связи с развитием городов встал вопрос о
противоположности между городом и деревней. Примечательно, что Томас Мор
уделил особое внимание этому вопросу. Прежде всего утопийцы ограничивают
особыми постановлениями рост городов. Города не могут расширяться и занимать
отведенные под сельское хозяйство местности. Деревня и земледельческий быт
сохраняются в Утопии. При этом земледельческий труд признан обязательным для
всех граждан. Каждая семья обязана не менее двух лет жить в деревне и
заниматься сельскохозяйственной работой. В Утопии уничтожена также разница
между трудом умственным и физическим. Подавляющее большинство граждан
совмещает производственную работу с занятиями наукой и любимым искусством.
Некоторые утопийцы, однако, имеют право на освобождение от физического
труда. Это - должностные лица и люди, проявившие исключительные способности
к наукам. Но лишь немногие из них отказываются от физической работы,
большинство же добровольно продолжает трудиться в мастерских.
Гениальность Томаса Мора позволила ему с необыкновенной глубиной
поставить ряд сложнейших проблем общественного устройства. Это было
грандиозное провидение будущего. Но наряду с этим Мор не мог не испытать
влияния своего времени. В частности, это проявилось в странном на первый
взгляд факте: в Утопии существуют рабы. Рабы - это преступники, повинные в
нарушении законов; наказанием для них является лишение гражданских прав и
обязанность выполнения самых тяжелых и неприятных работ. Число рабов
пополняется также иногда за счет иностранцев; некоторые из них добровольно
предпочитают удел раба в Утопии нищете и угнетению у себя на родине. К таким
рабам утопийцы относятся с уважением и мягкостью и не удерживают их против
воли. Утопия, однако, не является рабовладельческим государством. Число
рабов незначительно, и их труд не составляет основы общественного
производства. Наличие рабов в Утопии объясняется тем, что, создавая свой
план идеального государства, Томас Мор исходил из того уровня развития
производительных сил, который существовал в его время. Возможность
технического прогресса, он не предвидел, а ему приходилось считаться с тем,
что общественное производство требует выполнения ряда тяжелых и неприятных
работ. Но и тут Томас Мор проявляет высокую гуманность. Большинство рабов -
преступники. Томас Мор был противником крайностей уголовного
законодательства своего времени, каравшего даже незначительные преступления
смертной казнью. В Утопии к этой мере прибегают только в исключительных
случаях, обычно же преступников делают рабами. Таким образом Томас Мор
выдвигает здесь идею исправительно-трудовых работ как меру наказания для
правонарушителей.
Следует указать еще на решение Томасом Мором религиозной проблемы.
Вопрос этот не мог не встать перед ним, ибо он жил в период ожесточенной
религиозной борьбы. В Утопии существует государственная религия, но наряду с
этом имеют место свобода вероисповедания и религиозная терпимость (не
распространяющиеся, впрочем, на атеистов!). Тем самым исключается
возможность внутренних междоусобий по религиозным причинам, которыми полна
европейская история того времени.
Взятая в целом, книга Томаса Мора является первой стройной и глубоко
продуманной системой построения социалистического общества. Великое
историческое значение Мора в том, что в утопической форме он разработал
основные начала социализма.
Реальной почвой, на которой возник социализм Мора, была эпоха
первоначального накопления, все бремя которого ложилось на плечи народных
масс. Сам народ мучительно искал выхода из своего тяжелого положения.
Обездоленные крестьянские массы мечтали, как об идеале, о прежнем
патриархальном быте. Инстинкт людей труда толкал их к идее коммунизма. Мы
знаем из целого ряда исторических фактов, что общность имущества становится
в глазах пауперизованных крестьян единственным средством от всех
надвигающихся общественных противоречий. Недаром крестьяне, восстававшие
против огораживаний, выдвигали лозунги обобществления имущества и полного
равенства. Таким образом идея, лежащая в основе "Утопии", носилась в
воздухе. Но только Томасу Мору дано было развить ее с такой глубиной и
систематичностью. Величие Томаса Мора заключается в том, что он уловил
основное стремление народных масс своего времени и сумел развить эту смутную
и примитивную идею в глубоко продуманное и законченное учение. Чтобы
осуществить это, нужно было стоять на самой вершине гуманистической культуры
того времени и обладать кругозором крупнейшего политического деятеля.
Благодаря Томасу Мору гуманизм в Англии из движения чисто культурного
перерастает в движение социальное. Мор дал замечательно верную
характеристику общественных противоречий своего времени и нашел гениальное
решение этих противоречий. Он правильно оценил настоящее и правильно, в
основном, определил идеальный строй будущего. Но в его тщательно
разработанной системе отсутствовал существеннейший элемент - указание на то,
каким образом совершится переход от настоящего к будущему. Именно это и
делает описание будущего у Мора мечтой и фантазией. Та социальная сила,
которая исторически призвана осуществить построение социалистического
общества, только еще начинала зарождаться, и идея социалистического общества
могла в то время возникнуть лишь как предвидение, носившее фантастическую
форму.
Это, в свою очередь, обусловило литературную форму произведения.
"Утопия" - фантастический роман. Некоторые черты роднят эту книгу с
позднегреческим романом путешествий. Эпоха великих географических открытий
определила, однако, только фон книги, ибо значение этой последней
заключается не в описании путешествий и приключений, а в решении вопросов
социального порядка. Не изображение событий, не обрисовка характеров, - а
именно социальная проблематика составляет основное содержание "Утопии". Но
изложение взглядов автора дается не в публицистической, а в художественной
форме. В первой часта это - диалог, во второй - рассказ-описание,
напоминающий книги путешественников того времени. Литературная форма
"Утопии" сделалась классической. Недаром самое заглавие книги стало
философским и социально-политическим термином. Если идеи Томаса Мора
содействовали развитию социалистической мысли, то литературная форма
"Утопии" породила много подражаний, из которых наиболее значительными были
"Город Солнца" Томазо Кампанеллы, "Новая Атлантида" Бэкона, "Оцеана"
Гаррингтона, "История Севорамбов" Варраса и ряд других вплоть до
"Путешествия в Икарию" Э. Кабэ.
"Утопия" не могла оказать влияния на развитие английского литературного
языка, будучи написана по-латыни. Из произведений, написанных Мором на
родном языке, наиболее значительным является незаконченное историческое
сочинение "Жалостная жизнь короля Эдуарда V" (The Pitiful Life of King
Edward V, 1513 г.). Значение этого сочинения, описывающего период войн Алой
и Белой Роз, заключается в том, что Мор отошел в нем от манеры средневековых
летописцев и создал яркое изображение исторических событий и их участников.
Образцом ему служили античные историки, у которых он перенял картинность
изображения; подобно им, он дает художественно очерченные образы
исторических деятелей, сопровождая эти портреты моральной оценкой.
Исторический рассказ приобретает у Мора художественную форму, чему немало
способствует красочный язык произведения, передающий интонации живой речи,
то патетичной, то иронической, то бесстрастно-объективной, то
гневно-саркастической.
Наиболее интересно в книге изображение Ричарда III. Характеристика
Ричарда, данная Мором, была впоследствии полностью включена Голиншедом в его
известную "Хронику". По Голиншеду с ней познакомился Шекспир, целиком
принявший ее и использовавший вплоть до деталей в своем "Ричарде III".
"Жизнь Эдуарда V" написана в духе резкой критики произвола феодалов и
монархического деспотизма. Она содержит разоблачение эгоистических мотивов,
определяющих политику и поведение верхов феодально-монархического общества.
На первый взгляд кажется, что последний период жизни Томаса Мора
противоречит всей его предшествующей деятельности. Он оказывается
противником реформации и выступает как сторонник католицизма и папской
власти. Однако позиция, занятая в этих вопросах Томасом Мором, закономерно
вытекала из его социально-политических взглядов.
Не католицизм заставил Мора стать в оппозицию к реформации церкви, а
его общественные воззрения. Защищая папскую власть, он исходил не столько из
уважения к ней самой, сколько из того, что только в ней видел силу,
способную хоть сколько-нибудь ограничить и обуздать тюдоровский абсолютизм.
Таковы были его истинные побуждения и, как видим, Мор ничем не изменил себе.
Естественно, что сторонники католицизма стремились представить Мора
действующим исключительно из религиозных побуждений. Его казнь заслужила ему
репутацию мученика за веру, а в 1886 г. католическая церковь объявила его
"святым". На как ни стремились исказить подлинный облик великого гуманиста,
изображая его "святым Томасом Мором", в народном сознании слава его была
иной. Об этом, между прочим, свидетельствует пьеса о Томасе Море, сочиненная
группой драматургов, современников Шекспира, в которой автор "Утопии"
изображается другом бедняков, добивающимся от короля помилования
взбунтовавшихся ремесленников. Народ Англии, в частности лондонская беднота,
сохранил память о великом гуманисте и родоначальнике утопического социализма
как об искреннем своем друге и преданном защитнике.

*

Учеником Томаса Мора был гуманист Томас Элиот (Thomas Elyot, около
1490-1546 гг.), много занимавшийся вопросами педагогики и посвятивший свою
деятельность пропаганде гуманистического учения. Он перевел на английский
язык рассуждения Плутарха о воспитании детей, написал сочинение "О знании,
которое делает человека мудрым" (Of Knowledge which maketh a Wise Man), но
его главным вкладом в развитие английского гуманизма была "Книга,
называющаяся Правитель" (The Book named Governour, 1531 г.) Эта книга -
одновременно и педагогический трактат и политическое сочинение. Большое
влияние на воззрения автора оказали идеи Платона и сочинения Патрици,
итальянского гуманиста XV века. В своих педагогических воззрениях Элиот
целиком стоит на гуманистической точке зрения. Он настаивает на мягком
отношении к ученикам и требует от педагога внимания к индивидуальным
способностям учащегося, предлагает введение наглядных пособий и постоянно
подчеркивает, что при обучении нужно поменьше заниматься грамматическими
тонкостями и побольше вникать в дух и характер изучаемого автора.
Типичной для гуманизма является также и политическая теория Элиота. Его
идеалом является просвещенная монархия. Политические воззрения Элиота
обнаруживают влияние на него итальянских гуманистов. Это влияние сказалось
также и в издании им "Правил христианской жизни, составленных Пико графом
Мирандолы" (Rules of Christian Life made by Picus, earl of Mirandula).
"Словарь сэра Томаса Элиота" (The Dictionary of Sir Thomas Elyot),
представляющий собою хрестоматию отрывков из античных авторов, переведенных
на английский язык, содействовал популяризации античной литературы и
философии в широких кругах читателей, которые не обладали знанием
классических языков. Борясь со средневековыми предрассудками, Элиот
опубликовал популярную Книгу по медицине "Замок здоровья" (The Castle of
Health, 1534 г.), предназначенную для широких слоев читателей и вызвавшую
резкий протест медиков, которые видели в ней подрыв своей профессии.
"Правитель" Элиота явился признаком перелома, происшедшего в английской
гуманистической литературе под влиянием Томаса Мора. Интересы оксфордских
гуманистов ограничивались изучением античности, вопросами науки и религии.
Автор "Утопи" ввел в английскую гуманистическую литературу
социально-политическую проблематику. Оказавшись перед фактом обостренных
общественных противоречий, гуманисты покидают храм чистой науки, чтобы
разрешить насущные вопросы своего времени. Они все больше начинают понимать,
что утверждение новой гуманистической культуры связано с решением
кардинальных социально-политических проблем. Если Элиот выступил с
принципиальным обоснованием абсолютной монархии, то другой гуманист Джон Чик
(John Cheke, 1514-1557 гг.), поддерживавший его позицию, выступил против
попыток демократии собственными силами добиться справедливого общественного
устройства. Прославленный ученый, профессор Кембриджского университета, он
приобрел известность лекциями, читанными им в 40-х годах XVI в. и
посвященными разбору сочинений Софокла, Еврипида, Геродота и "Этики"
Аристотеля. Мятеж норфолькских крестьян, восставших под предводительством
Кета против огораживаний, произвел большое впечатление на ученого. Он
оторвался от своих академических занятий, чтобы написать трактат "Вред
мятежей и печальные последствия их для государства" (The Hurt of Sedition
and how previous it is to a Commonwealth, 1549 г.). Стремление к равенству
Чик осуждает, так как последовательное проведение его привело бы, по его
мнению, к изгнанию из государства всех мудрых, сильных, одаренных и
красноречивых людей. Подлинный прогресс общества, - полагает Чик, - может
быть достигнут не путем установления того примитивного равенства, к которому
стремились восставшие крестьяне, а посредством сильной королевской власти,
которая должна обеспечить процветание всех классов общества и внутренний мир
в государстве. Трактат Чика содержит, таким образом, и косвенную полемику
против "Утопии" Томаса Мора. С другой стороны, интересно отметить влияние
концепции Чика на трактовку Шекспиром крестьянского восстания, изображенного
во 2-й части "Генриха VI". При этом совпадение взглядов настолько велико,
что знакомство драматурга с этим трактатом представляется бесспорным.
Любопытно, что это произведение было переиздано в 1569 г. по личному приказу
королевы Елизаветы. Наконец, 3-е издание было выпущено в 1641 г., накануне
взрыва гражданской войны, закончившейся победой буржуазной революции XVII в.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел литературоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.